Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Быковской Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1583/2018 по административному исковому заявлению Ф.А.Б, А.Г.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ***, с кадастровым номером *** в размере 48 475 000 руб, с кадастровым номером *** в размере 44 259 000 руб, с кадастровым номером *** в размере 37 626 000 руб, с кадастровым номером *** в размере 42 611 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками указанных объектов недвижимости. В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ истцы являются плательщиками налога на имущество в отношении принадлежащих им помещений, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость принадлежащих истцам объектов недвижимости, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 84 350 423,44 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 101 101 882,40 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 89 453 833,30 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 72 306 876,01 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истцы обратились к независимому оценщику ООО "ИНЕКС" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений. Рыночная стоимость определена оценщиком в отчете N 17И-10/84 от 10.11.2017 г.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административных истцов просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости согласно результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив исковое заявление и возражения на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: ***, с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 16-19).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость принадлежащих истцам объектов недвижимости, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 84 350 423,44 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 101 101 882,40 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 89 453 833,30 руб, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 72 306 876,01 руб.
Полагая ее существенно завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "ИНЕКС" за определением рыночной стоимости объектов.
Рыночная стоимость принадлежащих административным истцам нежилых помещений определена оценщиком в отчете N 17И-10/84 от 10.11.2017 г. в размере 44 259 000 руб. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 48 475 000 руб. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 42 611 000 руб. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 37 626 000 руб. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** (л.д. 24-82).
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 14 марта 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости объектов N Н17И-10/84 от 10.11.2017 г, представленный административными истцами в обоснование исковых требований, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Судебным экспертом определена рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 54 228 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 64 804 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 57 453 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 46 609 000 руб. (л.д. 115-200).
Рыночная стоимость определена в заключении эксперта по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы, определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
Лица, участвующие в деле, заключение эксперта не оспаривали, о назначении повторной, дополнительной экспертизы ходатайств не заявляли.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суду представлено не было, напротив, представитель административных истцов согласился с заключением судебной экспертизы.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцам Федеральным от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что стороны заключение эксперта не оспаривали, представитель административного истца согласился с заключением, уточнив исковые требования, в окончательной редакции которых просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения с настоящим исковым заявлением - 28 декабря 2017 года, поскольку обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости для физических лиц не является обязательным.
Правила Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявление административных истцов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано 28.12.2017 г, то в соответствии с правилами Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь -, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: *** в следующем размере:
Помещение с кадастровым номером *** в размере 64 804 000 руб.
Помещение с кадастровым номером *** в размере 54 228 000 руб.
Помещение с кадастровым номером *** в размере 46 609 000 руб.
Помещение с кадастровым номером *** в размере 57 453 000 руб.
на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.