Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, прогноз
развития сферы реализации муниципальной программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития территории.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования является проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета муниципального образования, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств.
Повышение качества управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями состояния и перспектив развития бюджетной системы.
В целях повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в муниципальном образовании были разработаны и реализованы мероприятия, утвержденные следующими нормативными актами:
Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 14.11.2013 N 3789 "Об утверждении муниципальной программы "Управление финансами муниципального образования город Новомосковск в 2014 - 2018 годах";
Постановление администрации муниципального образования город Новомосковск от 30.06.2014 N 2122 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Новомосковск".
Реализация мероприятий, утвержденных вышеуказанными постановлениями, позволило решить ряд вопросов, направленных на улучшение качества управления муниципальными финансами.
Изменена и приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе с Налоговым кодексом Российской Федерации, правовая база по введению и исчислению местных налогов и сборов на территории муниципального образования с учетом необходимости пополнения доходной части бюджета муниципального образования. В результате поступления в бюджет от местных налогов за 9 месяцев 2015 года возросли на 18,5% в сравнении с соответствующим периодом 2014 года.
Ставки по сдаваемому в аренду муниципальному имуществу и земельным участкам максимально приближены к рыночным. Данные меры позволили частично восстановить потери бюджета по доходам от сдачи в аренду имущества и земельных участков в результате продажи объектов муниципальной собственности, ранее сдаваемых в аренду.
Активно ведется претензионная работа по взысканию в бюджет задолженности по неналоговым доходам.
В 2014 году предъявлено 37 исковых заявлений на сумму взысканий 42584,2 тыс. рублей. По решению суда взыскано 22040,3 тыс. рублей.
По итогам работы за 9 месяцев 2015 года предъявлено 43 исковых заявлений на сумму взысканий 21962,9 тыс. рублей. По решению суда взыскано 14432,8 тыс. рублей.
Планомерно ведется работа по оптимизации бюджетных расходов.
В рамках этих мероприятий проводится оптимизация бюджетной сети.
В 2014 году проведена реорганизация муниципальных учреждений в сфере образования и культуры.
В 2015 году работа по оптимизации бюджетной сети продолжена. Принято семь постановлений администрации муниципального образования город Новомосковск о реорганизации семи образовательных учреждений в форме присоединения к ним дошкольных учреждений (создание образовательных центров).
Расходы бюджета муниципального образования планируются с учетом возможности доходной части бюджета и приоритетности расходов.
Проведен мониторинг действующих нормативов формирования штатных расписаний муниципальных учреждений. По результатам мониторинга в 62 образовательных организациях сокращено 140,95 шт. единиц. Экономический эффект в сумме 10519,94 тыс. рублей, полученный от оптимизации численности, был направлен на исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и доведение минимальной заработной платы работникам до 10,0 тыс. рублей.
Проведена работа по передаче несвойственных функций муниципальных учреждений на аутсорсинг, что позволило сократить расходы бюджета муниципального образования и получить качественные услуги специализированных организаций.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 27.01.2012 N 140 "Об утверждении Порядка оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании город Новомосковск и Методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств" ежеквартально и по итогам за год осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента.
По результатам деятельности главных распорядителей бюджетных средств качество финансового менеджмента в 2014 году по сравнению с 2013 годом повысилось на 2,0%.
В рамках мероприятий по осуществлению полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в 2014 году в финансовом управлении создан отдел внутреннего финансового контроля.
В 2014 году было проведено 3 ревизии и 49 проверок. За 9 месяцев 2015 года отделом внутреннего финансового контроля проведено 3 ревизии и 13 проверок.
Начиная с 2014 года бюджет муниципального образования формируется программным методом. В муниципальном образовании разработаны и реализуются 17 муниципальных программ, финансовое обеспечение которых составляет более 90% от всех расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 11.07.2014 N 2244 "Об утверждении Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ в муниципальном образовании город Новомосковск" осуществляется оценка эффективности реализации муниципальных программ.
Результатом оценки эффективности реализации муниципальных программ за 2014 год являются:
количество муниципальных программ с коэффициентом выше 1,0 - 5;
количество муниципальных программ с коэффициентом от 0,9 до 1,0 - 9;
количество муниципальных программ с коэффициентом от 0,9 до 0,8 - 2;
количество муниципальных программ с коэффициентом 0,6 - 1.
В муниципальном образовании ведется эффективная долговая политика.
Для равномерного распределения долговой нагрузки привлекаются долгосрочные и краткосрочные кредиты. По состоянию на 01.10.2015 доля коммерческих кредитов составляет - 65,0% и бюджетных кредитов - 35,0%.
Произведено частичное замещение кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами, в результате экономия по обслуживанию муниципального долга составила 10000,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2015 муниципальный долг составил 38,6% от налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования. Расходы на обслуживание муниципального долга составили 2,0% от общего объема расходов бюджета муниципального образования.
По состоянию на 01.10.2015 муниципальный долг сократился и составил 36,5% от плановых назначений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования. Расходы на обслуживание муниципального долга составляют 2,3% от общего объема расходов бюджета муниципального образования (по плановым назначениям - 1,9%).
За достижение наилучших показателей качества управления финансами и в соответствии с распоряжением правительства Тульской области от 17.04.2015 N 319-р "Об утверждении распределения дотации на стимулирование муниципальных районов и городских округов по улучшению качества управления муниципальными финансами" по итогам работы за 2014 год муниципальному образованию была предоставлена дотация из бюджета Тульской области в сумме 400,0 тыс. рублей.
Результаты проведенных процессов реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления муниципальными финансами являются открытыми.
Прозрачность и открытость информации обеспечивается путем опубликования в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Наряду с положительными результатами реализации муниципальной программы "Управление финансами муниципального образования город Новомосковск в 2014 - 2018 годах" в настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем.
Муниципальная программа "Управление финансами муниципального образования город Новомосковск в 2014 - 2018 годах" (далее - муниципальная программа на 2014 - 2018 гг.) разрабатывалась в условиях, когда еще только формировались единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие в том числе определение состава документов стратегического планирования как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи на каждом уровне управления, а также финансового обеспечения ее реализации.
Основные мероприятия муниципальной программы на 2014 - 2018 гг. учитывали основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования, исходя из требований по реализации посткризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.
В основу формирования муниципальной программы на 2014 - 2018 гг. положены правовые акты, утратившие силу или претерпевшие изменения в 2015 году.
Остались не решенными проблемы, которые необходимо решать с учетом новых подходов, определенных бюджетным законодательством:
переход на нормативно-душевое планирование;
сокращение долговой нагрузки на бюджет муниципального образования;
проблемы сокращения кредиторской задолженности;
проблема наполняемости бюджета.
В целях соблюдения бюджетного законодательства назрела необходимость подготовки новой муниципальной программы по управлению финансами муниципального образования (далее - Программа) при сохранении целей и задач муниципальной программы на 2014 - 2018 гг.
В рамках Программы будет продолжена работа по внедрению механизмов формирования бюджета муниципального образования программным методом. Программа должна стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В рамках Программы будут реализовываться мероприятия, направленные на поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга, в том числе сокращение расходов на обслуживание муниципального долга.
В целях увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования продолжится работа по сокращению недоимки, повышению информированности населения о сроках уплаты налоговых и неналоговых доходов, в том числе путем размещения информации на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджета требуют внимания задачи обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, повышения качества предоставляемых муниципальных услуг.
В результате реализации Программы планируется достигнуть положительной динамики по целевым показателям:
снизить уровень дефицита к 2021 году до 8,5% объема доходов бюджета муниципального образования (без учета объема снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета муниципального образования и объема поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального района);
повысить качество планирования и исполнения бюджета муниципального образования по налоговым и неналоговым доходам к 2021 году (не менее 96,0% к первоначально утвержденному бюджету);
сформировать бюджет муниципального образования на основе муниципальных программ к 2021 году в объеме не менее 93,0% от общего объема расходов бюджета;
повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств на 1,1 балла к 2021 году;
снизить просроченную кредиторскую задолженность к 2021 году до нулевого показателя;
сократить долю расходов на обслуживание муниципального долга в общей сумме расходов (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций) на 1,0% к 2021 году;
увеличить расходы к 2021 году до 0,06% на создание резервного фонда администрации муниципального образования в целях финансирования непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, не предусмотренных в бюджете;
сохранить долговую нагрузку бюджета муниципального образования на безопасном уровне и доведение соотношения муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам к 2021 году до 45,0%;
провести к 2021 году не менее 145 проверок (ревизий) по исполнению бюджетного законодательства в целях снижения рисков принятия муниципальными учреждениями ошибочных решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.