Решение Тульского областного суда от 22 апреля 2015 г. по делу N 3-42/2015
22 апреля 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 3-42/2015 по заявлению Закрытого акционерного общества "ЕЗСК сервис" об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904, в части включения в него помещения гостиницы "Красивая Меча", с даты издания указанного распоряжения,
установил:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.11.2014 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 799 включено помещение с кадастровым номером <....>, расположенное по адресу: <....>
ЗАО "ЕЗСК сервис", являясь собственником указанного помещения, в котором расположена гостиница "Красивая Меча", обратилось в суд с заявлением, уточнив его в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим Перечня в части включения в него данного помещения, ссылаясь на противоречие Перечня в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что здание, в котором расположено помещение гостиницы, не обладает признаками ни административно-делового, ни торгового центра; помещение гостиницы не предназначено и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Неправомерное включение, по утверждению заявителя, помещения гостиницы "Красивая Меча" в Перечень влечет увеличение платежей по налогу на имущество и ухудшение финансового состояния ЗАО "ЕЗСК сервис".
В судебном заседании представители ЗАО "ЕЗСК сервис" в лице его директора Митусова А.А. и по доверенности Тихомирова Г.Н. заявленные требования (с учетом их уточнения) поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку здание, в котором расположена гостиница "Красивая Меча", относится к административно-деловому центру; прав и законных интересов заявителя оспариваемое распоряжение не нарушает.
Представитель правительства Тульской области по доверенности Демидова А.В. по тем же основаниям полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на правомерность включения в Перечень помещения гостиницы "Красивая Меча" как объекта, относящегося к административно-деловому центру.
Представитель администрации муниципального образования г. Ефремов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в письменном ходатайстве глава администрации муниципального образования просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве и ранее в судебных заседаниях представитель администрации муниципального образования город Ефремов по доверенности Люппо О.Н. возражала относительно заявленных требований, полагая, что здание, в котором находится принадлежащее заявителю помещение гостиницы, возможно отнести к административно-деловому центру.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, показания свидетеля Ч., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Тульской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 года N 2121-ЗТО) с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещению перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года N 6, является данное министерство; министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Оспариваемое распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений и вместе с приложением - Перечнем размещено 28.11.2014 года (до начала очередного налогового периода) на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года N 61.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый заявителем Перечень определен уполномоченным органом в пределах его компетенции; распоряжение от 18.11.2014 года N 1904 издано министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителями заявителя не оспаривается.
В данный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 799 включено помещение с кадастровым номером <....>, расположенное по адресу: <....>
Проверяя содержание Перечня в указанной части на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в целях настоящей статьи понятий административно-делового центра и торгового центра (комплекса).
Так, согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных выше положений пунктов 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что критериями отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру и торговому центру (комплексу), как объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости, являются: вид разрешенного использования земельного участка (размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), назначение здания для использования или его фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; критериями отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются: назначение помещений для использования или их фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Судом установлено, что ЗАО "ЕЗСК сервис" является собственником нежилого помещения - гостиницы "Красивая Меча" с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, расположенного в отдельно стоящем нежилом здании с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, по адресу: <....>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <....> года <....>, кадастровым паспортом помещения гостиницы от <....> года N <....>, кадастровым паспортом здания от <....> года N <....>
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, принадлежащем ЗАО "ЕЗСК сервис" на праве общей долевой собственности, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гостиницы "Красивая Меча", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <....> года <....> и кадастровой выпиской о земельном участке от <....> года N <....>
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пунктам 6, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления для них градостроительных регламентов - видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны и иные виды территориальных зон (часть 1); в состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов (часть 4);
общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (часть 5); в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (часть 6).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района решением Собрания депутатов муниципального образования от 23.10.2009 года N 9-47 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (далее - Правила).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статье 29 вышеназванных Правил, правила землепользования и застройки включают, в частности, карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Вместе с тем, как пояснила представитель администрации муниципального образования город Ефремов по доверенности Люппо О.Н., карта градостроительного зонирования территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района не утверждалась; решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 23.10.2009 года N 9-52 в составе генерального плана муниципального образования утверждена схема зонирования территории.
В соответствии с указанной схемой зонирования территории муниципального образования город Ефремов земельный участок, на котором расположено здание, где находится помещение гостиницы "Красивая Меча", относится к общественно-деловой зоне.
Статьей 31 Правил установлены перечень территориальных зон, в числе которых общественно-деловые зоны, а также градостроительные регламенты, в том числе по видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительным регламентом (статья 31 Правил) для общественно-деловых зон, в частности для зоны делового, общественного и коммерческого назначения, определены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков:
- административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации районного значения;
- многофункциональные деловые и обслуживающие здания;
- офисы;
- гостиницы.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и определены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (п. 1.2.6);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Названным классификатором определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
гостиничное обслуживание, что включает размещение гостиниц, пансионатов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (код 4.7);
бытовое обслуживание (код 3.3);
торговые центры (код 4.2);
магазины (код 4.4);
общественное питание (код 4.6);
общественное управление (код 3.8);
деловое управление (код 4.1).
Таким образом, исходя из приведенных выше положений законодательства, размещение гостиниц является отдельным видом разрешенного использования земельных участков, содержание которого не включает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка - "для размещения гостиницы" не подпадает под критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести расположенное на нем здание и, соответственно, находящееся в нем помещение гостиницы "Красивая Меча", к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) по данному основанию.
При этом с доводами представителей администрации муниципального образования город Ефремов и правительства Тульской области о том, что поскольку земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, и заявитель вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, использовать его в соответствии с любым из основных видов разрешенного использования, предусмотренных для данной территориальной зоны, в том числе для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то расположенное на нем здание возможно отнести к административно-деловому центру, суд согласиться не может, полагая приведенные доводы основанными на неправильном толковании закона. В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критерием отнесения здания к административно-деловому или торговому центру является вид разрешенного использования конкретного земельного участка, на котором расположено здание, а не виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные для соответствующей территориальной зоны. В данном случае, как установлено судом, земельный участок, на котором расположено здание, имеет один вид разрешенного использования: "для размещения гостиницы "Красивая Меча", данный вид разрешенного использования земельного участка определен исходя из территориальной зоны, внесен в свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество и в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту от <....> года N <....> на здание с кадастровым номером <....>, в котором расположено принадлежащее заявителю помещение, назначение здания - нежилое. В здании расположены помещения с кадастровыми номерами: <....>. Из кадастровых паспортов на перечисленные помещения от <....> года соответственно N <....> следует, что назначение всех помещений - нежилое, в кадастровом паспорте на помещение с кадастровым номером <....> имеется особая отметка: нежилое помещение - гостиница.
Таким образом, кадастровые паспорта на здание в целом и на расположенные в нем помещения не предусматривают размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из кадастрового паспорта от <....> года N <....> на здание (кадастровый номер <....>) усматривается, что здание имеет пять этажей и один подземный этаж, общая площадь здания составляет <....> кв. м.
На первом этаже площадью <....> кв. м, помещение которого, как объект недвижимости, имеет кадастровый номер <....> и принадлежит Р., что следует из кадастровых паспортов N <....> и выписки от <....> года из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположен ресторан "Красивая Меча", что подтверждается показаниями в судебном заседании свидетеля Ч. и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается. Таким образом, площадь помещения, которое фактически используется для размещения объекта общественного питания, составляет от общей площади здания 15,9%.
Что касается расположенного в здании объекта недвижимости с кадастровым номером <....> - подвала площадью <....> кв. м, также находящегося в собственности Р., то данное помещение согласно показаниям свидетеля Ч., работающей в ресторане "Красивая Меча" с 2001 года, в том числе администратором с сентября 2014 года, является техническим; в нем расположены тепловые, водопроводные, канализационные сети всего здания, а также электрический распределительный щит для ввода в здание электричества. За техническим состоянием коммуникаций здания и их своевременным обслуживанием осуществляет контроль персонал гостиницы; данное помещение не использовалось и не используется для оказания услуг общественного питания либо торговли, и оказание в нем таких услуг невозможно по санитарным нормам.
Кроме того, из поэтажного плана к техническому паспорту на помещение гостиницы усматривается, что вход в указанное подвальное помещение осуществляется с улицы, из помещения ресторана входа в подвал не имеется, что подтвердили также представитель заявителя Митусов А.А. и свидетель Ч.
Доказательств того, что площадь помещения, фактически используемого для размещения ресторана, является иной, чем <....> кв. м, заинтересованными лицами суду не представлено, и в ходе судебного разбирательства данное обстоятельство ими не оспаривалось.
Изложенное свидетельствует о том, что здание, в котором расположено принадлежащее заявителю помещение гостиницы, не отвечает также критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении здания для использования или его фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести данное здание к административно-деловому или торговому центру и по данному основанию.
Настаивая на правомерности включения помещения гостиницы в Перечень, представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. сослался на то, что предоставление гостиничных услуг является коммерческой деятельностью, ввиду чего здание, в котором фактически предоставляются гостиничные услуги, отвечает критериям отнесения его к объектам, предназначенным для использования и фактически используемым в целях делового, административного и коммерческого назначения, и является административно-деловым центром в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С данным утверждением представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области суд не может согласиться, так как оно основано на неправильном толковании закона, без учета положений указанной правовой нормы, определяющих, в каких случаях здание признается предназначенным для использования или фактически используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Ссылки представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в обоснование своих возражений на понятия "объектов делового назначения", "административно-коммерческих зданий", взятые из различных источников, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку федеральный законодатель не предполагает использование этих понятий в целях налогового законодательства.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не подпадает под критерии отнесения к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и само помещение гостиницы "Красивая Меча".
Как установлено судом, кадастровый паспорт от <....> года N <....> на помещение гостиницы (кадастровый номер <....>) содержит указание на его назначение как нежилого помещения - гостиницы и не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из письма администрации муниципального образования Ефремовский район от 15.05.2014 года и приложения к нему, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в число которых включено помещение гостиницы "Красивая Меча" с указанием при этом вида фактического использования - бытовые услуги.
Вместе с тем, в соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), "Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности" ОК 034-2014 (КПЕС 2008), "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" клас# ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), деятельность гостиниц является отдельным видом экономической деятельности. Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению" ОК 002-93, услуги гостиниц к бытовым услугам, оказываемым населению, не относятся.
Доказательств фактического использования помещения гостиницы для оказания бытовых услуг, суду не представлено, и на данное обстоятельство заинтересованные лица в ходе судебного разбирательства не ссылались, утверждая, что помещение гостиницы включено в Перечень по иному основанию.
Также суду не представлено и доказательств, которые бы свидетельствовали о размещении в помещении гостиницы офисов, торговых объектов, объектов общественного питания.
При этом суд не может признать достоверным доказательством предоставленную представителем министерства имущественных и земельных отношений Тульской области информацию из сети "Интернет" об осуществлении ЗАО "ЕЗСК сервис" деятельности гостиницы с рестораном, как размещенную на сайте, не имеющем отношения к заявителю.
Согласно техническому паспорту на помещение гостиницы, поэтажному плану к нему и экспликации к поэтажному плану, в гостинице имеется шесть помещений, названных в экспликации как "кабинеты". Пояснения представителя заявителя о том, что данные помещения являются гостиничными номерами без удобств, прачечной, комнатой администратора гостиницы, осуществляющего размещение гостей, ничем по делу не опровергнуты, а из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что руководящие органы ЗАО "ЕЗСК сервис" находятся не по месту расположения гостиницы, а по другому адресу: <....>
При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с помещением гостиницы "Красивая Меча", не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания; здание и нежилое помещение гостиницы не предназначены для использования и фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что ни здание, в котором расположено принадлежащее заявителю помещение гостиницы, ни помещение гостиницы не подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций", что не позволяет отнести помещение гостиницы к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в связи с чем включение помещения гостиницы "Красивая Меча" (кадастровый номер <....>) в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" и нарушает права заявителя, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество не с остаточной стоимости помещения, а с его кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, следует признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904, в части включения в него под номером 799 помещения с кадастровым номером <....> гостиницы "Красивая Меча", поскольку положения Перечня в указанной части противоречат федеральному законодательству и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, и на его основании реализованы права организации, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением требований заявителя, суд на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ЗАО "ЕЗСК сервис" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче настоящего заявления в суд <....> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Закрытого акционерного общества "ЕЗСК сервис" удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904, в части включения в него под номером 799 помещения с кадастровым номером <....> гостиницы "Красивая Меча", расположенного по адресу: <....>, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Закрытого акционерного общества "ЕЗСК сервис" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <....> рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Д. Жуган |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 22 апреля 2015 г. по делу N 3-42/2015
Текст решения официально опубликован не был