Решение Тульского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу N 3-52/2015
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-52/2015 по заявлению Глебовой Л.А. и Демидовой Н.А. о признании недействующим Постановления администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" и приложение к нему (в редакции Постановления администрации Тульской области от 22.03.2011 г. N 206, Постановлений правительства Тульской области от 13.12.2011 г. N # , от 25.09.2012 г. N 525, от 27.03.2013 г. N 120),
установил:
15.01.2010 года администрацией Тульской области было принято Постановление N 30, которым утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области (приложение).
22.03.2011 года администрацией Тульской области принято Постановление N 30 "О внесении изменений и дополнения в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", которым в пункте 23 приложения к Постановлению текст ", органами местного самоуправления" исключен; в пункте 26 приложения к Постановлению текст ", установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции" исключен; подпункт 7 пункта 1 приложения к Постановлению после текста "Отечественной войны" дополнен текстом ", инвалиды и участники боевых действий".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Администрации Тульской области от 22 марта 2011 г. "О внесении изменений и дополнения в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" следует читать как "N 206"
13.12.2011 года правительством Тульской области было принято Постановление N 246 "О внесении дополнения и изменений в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", которым пункт 4 приложения к Постановлению дополнен абзацем о том, что денежная выплата предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению; в пунктах 13, 18, абзаце 2 пункта 18, в пунктах 36 - 38 приложения к Постановлению текст "департамент социального развития Тульской области" заменен текстом "министерство здравоохранения и социального развития Тульской области (далее - министерство)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Тульской области от 13 декабря 2011 г. "О внесении дополнения и изменений в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" следует читать как "N 245"
25.09.2012 года правительством Тульской области было принято Постановление N 525 "О внесении изменений в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", которым в преамбуле Постановления текст "Законом Тульской области от 4 декабря 2008 года N 1154-ЗТО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области", исключен; приложение к Постановлению изложено в новой редакции (приложение).
27.03.2013 года правительством Тульской области было принято Постановление N 120 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Тульской области", пунктом 2 которого в пункте 17 приложения к Постановлению администрации Тульской области от 15.01.2010 г. N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" текст "министерство здравоохранения и социального развития Тульской области" заменен текстом "министерство труда и социальной защиты Тульской области".
Глебова Л.А. и Демидова Н.А. обратились в суд с заявлением о признании Постановления администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" и приложения к нему (в редакции Постановления администрации Тульской области от 22.03.2011 г. N 206, Постановлений правительства Тульской области от 13.12.2011 г. N, от 25.09.2012 г. N 525, от 27.03.2013 г. N 120) противоречащим ч. 2 ст. 67 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в части непредоставления мер социальной поддержки членам семей нанимателей-инвалидов по договорам социального найма.
В обоснование заявленного требования заявители сослались на то, что Глебова Л.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного в <...>, получателем меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты как относящейся к числу лиц - инвалидов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ. Демидова Н.А. является членом семьи нанимателя Глебовой Л.А.
По мнению Глебовой Л.А. и Демидовой Н.А., оспариваемым Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года и приложением к нему нарушено право Демидовой Н.А. на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 67 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя-инвалида жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем-инвалидом права на вышеуказанную меру социальной поддержки. При этом Глебова Л.А. несет солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Заявитель Глебова Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Демидовой Н.А.
В судебном заседании представитель заявителя Глебовой Л.А. по доверенности заявитель Демидова Н.А. по тем же основаниям поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель правительства Тульской области по доверенности Демидова А.В. с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемое Постановление администрации Тульской области принято в пределах предоставленных государственному органу власти субъекта полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права заявителей не нарушает, в связи с чем просила в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
В силу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определены Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО; форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области - Законом Тульской области от 30.12.2005 года N 666-ЗТО.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.
Согласно статье 3 Закона Тульской области от 30.12.2005 года N 666-ЗТО порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей области определяется администрацией области.
Согласно статьям 8, 33, 34 Устава (Основного Закона) Тульской области (в редакции, действовавшей на 15.01.2010 года) администрация Тульской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области; в пределах своих полномочий принимала постановления, обязательные для исполнения на территории области.
В соответствии с положениями вышеназванных статей Устава (Основного Закона) Тульской области (в редакции, действовавшей на 13.12.2011 года) постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области является правительство Тульской области, которое в пределах своих полномочий принимает постановления.
Согласно положениям статьи 12 Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" N 1637-ЗТО от 1 сентября 2011 года правительство Тульской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства Тульской области. Постановления правительства Тульской области подлежат опубликованию в газете "Тульские известия", за исключением постановлений и их частей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера. Кроме того, данной нормой Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" постановления и распоряжения правительства Тульской области до 09.10.2012 года подписывались губернатором Тульской области. В соответствии с Законом Тульской области от 27.09.2012 г. N 1807-ЗТО изменена ч. 4 статьи 12 Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" N 1637-ЗТО от 1 сентября 2011 года, в связи с чем определено, что постановления и распоряжения правительства Тульской области подписываются первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области.
В соответствии с пунктом 6.1.4 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата администрации Тульской области, утвержденной Постановлением губернатора Тульской области от 15.05.2007 года N 26-пг акты губернатора и администрации области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти, а также организаций, подлежали официальному опубликованию и вступали в силу со дня их опубликования.
Пунктом 5.1.5 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области, утвержденной Указом губернатора Тульской области от 24.08.2012 года N 103, предусмотрено, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти, организаций, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
Согласно части 1 Постановления губернатора Тульской области от 29 марта 2008 года N 19-пг "Об определении официального печатного издания губернатора и правительства Тульской области" газета "Тульские известия" является официальным периодическим изданием губернатора и администрации (в соответствии с Указом губернатора Тульской области от 20.12.2011 года N 37 - правительства) Тульской области для опубликования правовых актов губернатора и администрации (в соответствии с Указом губернатора Тульской области от 20.12.2011 года N 37 - правительства) Тульской области. В части 2 данного Постановления с учетом его изменений прямо указано, что официальным опубликованием нормативных правовых актов губернатора и администрации (правительства) Тульской области является первая публикация их полных текстов в газете "Тульские известия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название постановления Губернатора Тульской области от 29 марта 2008 года N 19-пг следует читать как "Об источниках официального опубликования актов губернатора и органов исполнительной власти Тульской области"
Судом установлено, что 15 января 2010 года администрацией Тульской области принято Постановление N 30, которым утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области".
Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года было официально опубликовано 21.01.2010 года в общественно-политической газете "Тульские известия" N 8.
В соответствии с пунктом 5 данного Постановления последнее вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
22.03.2011 года администрацией Тульской области было принято Постановление N 206 Постановление N 30# "О внесении изменений и дополнения в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области".
Постановление администрации Тульской области от 22.03.2011 года было официально опубликовано 31.03.2011 года в общественно-политической газете "Тульские известия" N 43.
Согласно п. 3 Постановления от 22.03.2011 года последнее вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Тульской области от 01.09.2011 года N 1637-ЗТО "О системе органов исполнительной власти Тульской области" правопреемником администрации Тульской области является правительство Тульской области.
13.12.2011 года правительством Тульской области было принято Постановление N 245 "О внесении изменений в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области".
Согласно п. 3 Постановления от 13.12.2011 года последнее вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление правительства Тульской области от 13.12.2011 года было официально опубликовано 22.12.2011 года в общественно-политической газете "Тульские известия" N 191.
25.09.2012 года правительством Тульской области было принято Постановление N 525 "О внесении изменений в Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области".
Согласно п. 3 Постановления от 25.09.2012 года последнее вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление правительства Тульской области от 25.09.2012 года было официально опубликовано 04.10.2012 года в общественно-политической газете "Тульские известия" N 147.
27.03.2013 года правительством Тульской области было принято Постановление N 120 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Тульской области".
Согласно п. 6 Постановления от 27.03.2013 года последнее вступает в силу со дня опубликования.
Постановление правительства Тульской области от 27.03.2013 года было официально опубликовано 04.04.2013 года в общественно-политической газете "Тульские известия" N 49.
Постановления от 15.01.2010 года N 30, от 13.12.2011 N 245, от 25.09.2012 года N 525 подписаны руководителем администрации (правительства) Тульской области - губернатором Тульской области в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава (Основного Закона) Тульской области.
Постановление от 27.03.2013 года N 120 подписано первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое заявителями Постановление администрации Тульской области от 15.10.2010 года N 30 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 27.03.2013 года N 120) принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области, статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата администрации Тульской области, утвержденной Постановлением губернатора Тульской области от 15.05.2007 года N 26-пг, Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области, утвержденной Указом губернатора Тульской области от 24 августа 2012 года N 103, с изменениями и дополнениями, действующими на момент принятия оспариваемого заявителями нормативного правового акта, а также в соответствии с Законом Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" от 01.09.2011 года N 1637-ЗТО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Администрации Тульской области N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" следует читать как "от 15 января 2010 г."
Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое Постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, заявителями в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Проверяя содержание в оспариваемой Глебовой Л.А. и Демидовой Н.А. части на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Глебова Л.А. является нанимателем находящегося в муниципальной собственности жилого помещения - <....>
Членом семьи нанимателя Глебовой Л.А. является Демидова Н.А.
Данные обстоятельства подтверждаются договором <....> социального найма жилого помещения от <....> года, заключенного между администрацией муниципального образования город Новомосковск (наймодатель) и Глебовой Л.А. (наниматель).
Согласно выпискам из финансового лицевого счета и из домовой книги на указанное выше жилое помещение, выданных ООО <....> <....> года, Глебова Л.А. и Демидова Н.А. зарегистрированы в <....> с <....> года и с <....> года соответственно, где и проживают.
Глебовой Л.А. установлена <....> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ года, что следует из справки серии <....>, выданной <....> года ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области.
Согласно сообщению Отдела социальной защиты населения по г. Новомосковску ГУ ТО УСЗН Тульской области от <....> года <....>, Глебова Л.А. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из оспариваемого нормативного правового акта администрация Тульской области своим Постановлением утвердила Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области (приложение).
Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 27.03.2013 года N 120) принято, как следует из его преамбулы, в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года N 666-ЗТО "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", которые заявителями не оспариваются.
Из Положения следует, что последнее определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области и форму их предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты.
В частности, в названном выше Положении указаны категории жителей Тульской области, имеющие право на ежемесячную денежную выплату, среди которых указаны инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (п. 12), а также ее размер, определенный для данной категории лиц, как 50 процентов начисленной за месяц платы за общую площадь помещения и за коммунальные услуги.
В Положении о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденном Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30, указаны также такие категории жителей Тульской области, имеющих право на денежную выплату, как: 1) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года; 2) реабилитированные лица; 3) лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; 4) бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов; 5) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны; 6) инвалиды и участники Великой Отечественной войны; 7) военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 8) лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 9) ветераны боевых действий; 10) члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 11) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; 13) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 14) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 15) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; 16) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения; 17) дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей; 18) рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения; 19) семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годов; 20) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; 21) граждане, ставшие инвалидами в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 22) граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 23) граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах; 24) граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения; 25) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 26) семьи, потерявшие кормильца из числа инвалидов вследствие воздействия радиации в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 27) граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; 28) граждане из подразделений особого риска, семьи, потерявшие кормильца из числа граждан из подразделений особого риска.
Согласно заявленным требованиям, Глебова Л.А. и Демидова Н.А. полагают Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 27.03.2013 года N 120) противоречащим в части положениям части 2 статьи 67 и части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, по мнению заявителей, равные права членов семьи нанимателя-инвалида жилого помещения по договору социального найма на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Частью 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Из анализа приведенных выше правовых норм Жилищного кодекса Российской Федерации, на соответствие которым суд проверяет Постановление администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 27.03.2013 года N 120), следует, что названными нормами федерального законодательства регулируются отношения, связанные с определением общих прав и обязанностей нанимателя жилого помещения по пользованию таким помещением, предоставленным по договору социального найма, а также круга лиц, обладающих наряду с нанимателем общими правами в отношении предоставленного нанимателю жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов.
Положения части 2 статьи 67, части 2 статьи 69 ЖК РФ не регулируют отношения, связанные с предоставлением социальных льгот гражданам, не устанавливают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не определяют категории граждан, имеющих право на названные меры социальной поддержки, а, значит, не предоставляют членам семьи нанимателя права, аналогичные правам нанимателя на получение мер социальной поддержки, как относящегося к категории граждан, требующих защиту со стороны государства.
Более того, частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, но в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Глебова Л.А. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ в размере 50% платы за жилое помещение и 50% оплаты коммунальных услуг.
С 01.01.2010 года указанная мера социальной поддержки предоставляется Глебовой Л.А. в форме ежемесячной денежной выплаты согласно Положению о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденному Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30.
Статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2012 года N 124-ФЗ) установлено, что принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты) отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 17 вышеназванного Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2012 года N 124-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, то есть установление мер социальной поддержки именно для данной категории граждан. Права членов семьи инвалида, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма, указанным Федеральным законом не определяются.
Статьей 5 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в обеспечении социальной защиты и социальной поддержке инвалидов, в том числе, право указанных органов на принятие в соответствии с федеральными законами законов субъекта РФ и иных нормативных правовых актов, предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 г. N 200-ФЗ) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением средств на их реализацию в виде субвенций; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (части 1, 2, 6 ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Законом Тульской области от 30.12.2005 года N 666-ЗТО (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 г. N 1353-ЗТО) определена форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 17 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", статьями 2 и 3 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
В соответствии со статьей 2 вышеуказанного Закона Тульской области от 30.12.2005 года меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям жителей области в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, финансирование расходов на предоставление которых является расходным обязательством Тульской области, сами меры социальной поддержки определены в Законе Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области". К указанным категориям лиц отнесены:
1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
3) реабилитированные лица;
4) лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
5) бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов;
6) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
7) семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых не превышает 7000 рублей.
Согласно статье 6.1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 г. N 1352-ЗТО) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение.
В соответствии с Законами Тульской области N 493-ЗТО и N 666-ЗТО меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что субъектом РФ в лице администрации (правительства) Тульской области оспариваемым нормативным правовым актом реализованы предоставленные федеральным законодателем право по определению организационного механизма предоставления за счет средств федерального бюджета социальной поддержки по оплате расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в отношении названных в федеральном законодательстве категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, а также право на установление правил предоставления указанной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Тульской области.
При таких обстоятельствах оспариваемое Постановление от 15.01.2010 года N 30, как не устанавливающее право членов семьи нанимателя-инвалида по договорам социального найма на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, не может нарушать права Демидовой Н.А., а также права Глебовой Л.А., несущей солидарную ответственность по обязательству оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Более того, Глебова Л.А. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ в размере 50% платы за жилое помещение и 50% оплаты коммунальных услуг, как инвалиды, которые указаны в оспариваемом Положении, утвержденном Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года, как имеющие право на такую ежемесячную денежную выплату.
С учетом вышеизложенного, суд считает доводы заявителей о противоречии оспариваемых положений требованиям части 2 статьи 67 и части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельными.
Заявителями фактически ставится вопрос о расширении круга лиц, на которые должны распространяться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг. Однако данный вопрос относится к исключительной компетенции законодателя. С учетом принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, суд не уполномочен обязывать законодательный или государственный орган исполнительной власти субъекта РФ принять те или иные нормы права. В полномочия суда, с учетом требований главы 24 ГПК РФ, входит проверка соответствия уже принятых субъектом РФ норм на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, поскольку оспариваемый акт принят в пределах полномочий высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права заявителей не нарушает, правовых оснований для удовлетворения требований Глебовой Л.А. и Демидовой Н.А. о признании Постановления администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" и приложения к нему (в редакции Постановления администрации Тульской области от 22.03.2011 г. N 206, Постановлений правительства Тульской области от 13.12.2011 г. N, от 25.09.2012 г. N 525, от 27.03.2013 г. N 120) противоречащим ч. 2 ст. 67 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в части непредоставления мер социальной поддержки членам семей нанимателей-инвалидов по договорам социального найма, недействующим, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Глебовой Л.А. и Демидовой Н.А. о признании Постановления администрации Тульской области от 15.01.2010 года N 30 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области" и приложения к нему (в редакции Постановления администрации Тульской области от 22.03.2011 г. N 206, Постановлений правительства Тульской области от 13.12.2011 г. N # , от 25.09.2012 г. N 525, от 27.03.2013 г. N 120) противоречащим ч. 2 ст. 67 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.