Решение Тульского областного суда от 29 июля 2015 г. по делу N 3-62/2015
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-62/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19 декабря 2014 года N 49/3 в части установления тарифа на тепловую энергию для филиала "Тулэнерго" ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (таблица N 60 приложения N 1 к Постановлению),
установил:
19.12.2014 года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление N 49/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на услугу горячего водоснабжения в закрытых системах горячего водоснабжения, оказываемую организациями потребителям Тульской области, на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям Тульской области, на теплоноситель и на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)".
Данным Постановлением теплоснабжающей организации филиалу "Тулэнерго" открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" установлены тарифы на поставляемую потребителям тепловую энергию на 2015 год со следующей календарной разбивкой согласно таблице N 60 приложения N 1 к указанному Постановлению:
с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1852,75 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2186,25 руб./Гкал;
с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 2030,91 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2396,47 руб./Гкал.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Тульский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2014 года N 49/3 в части установления тарифа на тепловую энергию для филиала "Тулэнерго" ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (таблица N 60 приложения N 1 к Постановлению).
Полагает, что установленные на 2015 год тарифы на тепловую энергию, отпускаемую филиалом Тулэнерго ОАО "МРСК Центра и Приволжья" потребителям, являются экономически необоснованными, заниженными, а оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, включая положения подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении", пункты 13, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункты 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года N 107, пункты 7, 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной Службы по тарифам от 13.06.2013 года N 760-э.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется ввиду "Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075
По мнению заявителя, оспариваемое им тарифное регулирование не обеспечивает экономически обоснованную доходность предприятия и приводит к неоправданным имущественным потерям в связи с включением комитетом Тульской области по тарифам в принимаемую к расчету тарифа валовую выручку размера оплаты труда сотрудников заявителя, занятых в производстве и реализации тепловой энергии, в размере - 2500,12 тыс. руб., что на 947,79 тыс. руб. ниже фактического фонда оплаты труда предприятия за последний расчетный период регулирования (2013 год), составляющего 3447,91 тыс. руб. (3447,91 - 2500,12 = 947,79), т. 1, л.д. 2 - 3, т. 3, л.д. 61, 136 - 137.
В судебном заседании представители заявителя по доверенностям Сухорукова Л.Г., Пронина Ю.Л., Мишкин А.В. заявленные ОАО "МРСК Центра и Приволжья" требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям и просили их удовлетворить, признав оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента его опубликования. Полагали, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год комитет Тульской области по тарифам необоснованно исходил из тарифной ставки рабочего 1-го разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, в то время как в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" действует Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы.
Также считали ошибочным использование регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию окладов, соответствующих профессиям "оператор котельной 2 разряда" и "начальник сектора 11 разряда", тогда как в соответствии с локальными актами предприятия и с учетом мощности котельной филиала "Тулэнерго", составляющей 3,3 Гкал, а не 3,0, как считает комитет по тарифам, профессии "оператор котельной" и "начальник сектора" относятся к 3 и 12 разрядам соответственно.
Представители комитета Тульской области по тарифам по доверенностям Дашкова О.П., Волкова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое заявителем в части Постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявления просили отказать. Также пояснили, что установление тарифа в размере, предложенном заявителем, является невозможным, поскольку повлечет в этом случае превышение предельного (максимального) индекса роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула, установленного на 2015 год Постановлением Правительства Тульской области от 14.11.2014 года N 587 (в редакции Постановлений правительства Тульской области от 15.04.2015 года N 172 и от 19.06.2015 года N 280) в размере 13%, а также индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 года N 2222-р в размере 8,5%, что противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы населения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания допрошенного в качестве свидетеля специалиста ГКУ ТО "Экспертиза" Э, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Статья 8 названного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен). К одной из его основных задач относится установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На основании пункта 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.
Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам Постановления от 19.12.2014 года N 49/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на услугу горячего водоснабжения в закрытых системах горячего водоснабжения, оказываемую организациями потребителям Тульской области, на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям Тульской области, на теплоноситель и на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)".
Судом установлено, что названное Постановление было принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2014 года большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17.
29.12.2014 года Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2014 года N 49/3 официально опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru и вступило в силу.
Изложенное свидетельствует о том, что указанное Постановление, оспариваемое заявителем в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.
Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое Постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования заявителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Проверяя данный нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений и регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются, в том числе, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно части 1 статьи 10 указанного Закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом Федеральной Службы по тарифам от 13.06.2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Порядок применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) урегулирован положениями Основ ценообразования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В силу пункта 32 Основ ценообразования при применении вышеуказанного метода необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Пункт 33 Основ ценообразования устанавливает перечень расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в числе которых: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
Согласно пункту 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Методология расчета тарифов на тепловую энергию определена Методическими указаниями, в соответствии с пунктом 12 которых в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Как видно из материалов дела и установлено судом, филиал "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в числе иных видов деятельности оказывает услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования город Тула, то есть осуществляет регулируемый вид деятельности применительно к положениям Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
28.04.2014 года, в установленный пунктом 13 Правил срок (до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования) указанная организация направила в комитет Тульской области по тарифам пакет документов с предложением об установлении в отношении нее тарифов на тепловую энергию на 2015 год в размере 2388,87 руб./Гкал.
Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил проведена экспертиза поступившего предложения на предмет его обоснованности (т. 3, л.д. 1 - 15, 223 - 238), по результатам которой принят оспариваемый нормативный правовой акт с установлением филиалу "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" следующих тарифов на тепловую энергию на 2015 год с календарной разбивкой:
с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1852,75 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2186,25 руб./Гкал на полезный отпуск тепловой энергии 4,52298 тыс. Гкал - на уровне тарифа, действующего с 01.07.2014 года;
с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 2030,91 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2396,47 руб./Гкал на полезный отпуск тепловой энергии 4,52298 тыс. Гкал (т. 1, л.д. 32 - 38).
Исходя из экспертного заключения подлежащие учету при установлении тарифов на тепловую энергию расходы указанной теплоснабжающей организации по ряду предлагаемых заявителем показателей были снижены, в том числе по статье "расходы на оплату труда" с 3447,91 тыс. руб. до 2500,12 тыс. руб., то есть на 947,79 руб. (3447,91 - 2500,12 = 947,79).
Проверяя доводы заявителя о неверном определении регулирующим органом расходов на оплату труда, подлежащих включению в необходимую валовую выручку филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", суд приходит к следующему.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как видно из материалов дела, в обоснование расходов на оплату труда, подлежащих учету при установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год, филиал "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" представил в комитет Тульской области по тарифам следующие документы:
- выписку из штатного расписания филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отношении отдела хозяйственного обслуживания (ремонтно-эксплуатационного сектора) по состоянию на 01.01.2014 года, согласно которому общая численность работников котельной указанной организации составляет 10 ед. (начальник сектора (котельной) - 1 ед., оператор котельной - 7 ед., слесарь-сантехник - 1 ед., слесарь по контрольно-измерительным приборам - 1 ед.);
- копию приказа ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 14.01.2014 года об увеличении с 01.01.2014 года минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1-го разряда промышленно-производственного персонала филиалов ОАО "МРСК Центра и Приволжья" до 7350 руб.;
- копию коллективного договора между работниками и работодателем ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2014 - 2015 гг.
- выписку из Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (в качестве дополнения к материалам тарифного дела письмом от 18.08.2014 года N 02-125/эко, т. 3, л.д. 85 - 86).
При установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год расходы по статье "расходы на оплату труда" приняты комитетом Тульской области по тарифам исходя из подтвержденной документально фактической численности работников котельной филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (10 человек), минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда организаций коммунального теплоснабжения, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (7056 руб.), с учетом сумм производимых филиалом "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" выплат, связанных с режимом работы (15%), текущим премированием (28,7%), вознаграждением за выслугу лет (11%), выплат по итогам года (8,25%) - по предложению заявителя с учетом действующих на предприятии локальных актов не ниже плановых величин на 2015 год, а также прогнозного индекса роста потребительских цен (индекса-дефлятора), разработанного Министерством экономического развития России на 2015 год в размере 105,5% (т. 3, л.д. 108).
Таким образом, среднемесячная оплата труда на 1 работника котельной филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" учтена комитетом по тарифам согласно представленной им калькуляции в размере 20834,3 руб. (т. 2, л.д. 90 - 91), в то время как по предложению предприятия она составляла 28732,6 руб. (т. 1, л.д. 183 - 185; т. 2, л.д. 221, строка 2.12 таблицы 1.16).
При этом комитетом Тульской области по тарифам было учтено, что среднеотраслевой уровень оплаты труда организаций теплоснабжения по Тульской области согласно данным, представленным органом тарифного регулирования в Тульской области, и сведениям Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области на 2015 год составляет около 19000 руб. (т. 4, л.д. 15 - 18, 34 - 36).
Изложенное свидетельствует о том, что предложенный заявителем среднемесячный размер оплаты труда для учета при установлении тарифа на тепловую энергию в сумме 28732,6 руб. значительно превышает среднеотраслевой уровень.
Согласно выполненной комитетом Тульской области по тарифам калькуляции расходов, связанных с производством и реализацией тепловой энергии филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2015 год, общий фонд оплаты труда, утвержденный комитетом по тарифам на 2015 год для данной организации, составил 2500,12 тыс. руб. (20834,3 руб. x 12 мес. x 10 ед., что на 114% превышает уровень 2014 года (2500,12 тыс. руб. : 2192,86 тыс. руб. = 114%), т. 1, л.д. 45.
Общий рост тарифа на тепловую энергию, утвержденного для филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2015 год, составил 109,6% по отношению к тарифу, установленному на 2014 год (2030,91 руб./Гкал : 1852,75 руб./Гкал), т. 1, л.д. 45, что указывает на установление тарифов на тепловую энергию для названной организации на уровне выше максимального уровня тарифов, установленного в среднем по Тульской области на 2015 год приказом Федеральной службы по тарифам от 11.10.2014 года N 227-Э/3 (107,9%), а также приказом от 16.12.2014 года N 2249-э о согласовании решения комитета Тульской области по тарифам об установлении тарифов на тепловую энергию на уровне выше максимального уровня тарифов на тепловую энергию (109,5%), т. 3, л.д. 31 - 35, 106, 110 - 114, 210 - 222).
При этом, принимая решение о включении в необходимую валовую выручку расходов на оплату труда на 2015 год в указанном выше размере, комитет по тарифам правомерно исходил из соответствующих показателей, учтенных в тарифе на 2014 год, поскольку в составе обосновывающих документов, представленных филиалом "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в регулирующую организацию, отсутствовали документы, подтверждающие фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования (2013 год), в том числе штатное расписание по состоянию на 01.01.2013 года, подтверждающее численность работников котельной в 2013 году, приказы ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об установлении минимальных месячных тарифных ставок в организации в 2013 году, что следует из материалов тарифного дела, а также перечня документов, перечисленных в качестве дополнительно представленных в комитет Тульской области по тарифам в письмах филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 18.08.2014 года N 02-125/эко (т. 3, л.д. 85 - 86), от 07.11.2014 года N 02-164/эко (т.4).
При таких данных для расчета фонда оплаты труда филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", подлежащего включению в необходимую валовую выручку на 2015 год, органом тарифного регулирования в качестве базовой применена учтенная для указанной организации в тарифе на 2014 год минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда для организаций коммунального теплоснабжения, установленная Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, в размере 7056 рублей. При этом регулирующим органом принято во внимание, что размер тарифа на тепловую энергию, установленный на 2014 год, заявителем в установленном законом порядке не оспаривался, а исчисленная при таком подходе комитетом по тарифам среднемесячная оплата труда на 1 работника котельной филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья в размере 20834,3 руб. является приближенной к среднеотраслевому уровню оплаты труда организаций теплоснабжения по Тульской области (19000 руб.), что, в свою очередь, влияет на величину роста тарифа на тепловую энергию для заявителя в 2015 году, а, соответственно, и размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ одним из основных принципов установления тарифов на тепловую энергию является обеспечение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае нарушения порядка утверждения предельных индексов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений (часть 5 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии достигается путем соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 14.11.2014 года N 587 (в редакции Постановлений правительства Тульской области от 15.04.2015 года N 172 и от 19.06.2015 года N 280) предельный (максимальный) индекс роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула на 2015 год установлен в размере 13%.
Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год (с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года) установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 года N 2222-р в размере 8,5%.
В соответствии с расчетами комитета Тульской области по тарифам, произведенными с учетом экспертного заключения, экономически обоснованный тариф на тепловую энергию на 2015 год для филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" учтен в размере 2030,91 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2396,47 руб./Гкал, что составляет 109,6% по отношению к действовавшему в 2014 году тарифу. При таком уровне тарифа на тепловую энергию рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула составляет 10% (т. 4, л.д. 8), что находится в пределах установленного вышеуказанным Постановлением правительства Тульской области предельного (максимального) индекса роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула в размере 13% и индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год в размере 8,5%, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 года N 2222-р (т. 4).
Однако в случае включения в тариф на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, затрат на оплату труда по расчету предприятия, рост платежей граждан за коммунальные услуги составит 20,04% (т. 4, л.д. 9), то есть значительно превысит предельную (максимальную) величину роста тарифов для муниципального образования город Тула, а, соответственно, и индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год, что является недопустимым, как несоответствующее действующему законодательству и приводящее к нарушению прав и законных интересов граждан муниципального образования г. Тула - потребителей тепловой энергии, поставляемой филиалом "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Применение же в отношении филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда установленной с 01.07.2014 года Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, в сумме 6000 рублей (в связи с непредставлением предприятием в материалы тарифного дела на 2015 год приказов ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об установлении минимальных месячных тарифных ставок в организации в 2013 году в размере 6901 руб. с 01.01.2013 года и 7143 руб. с 01.07.2013 года) с учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2014 и 2015 годы, то есть в меньшем размере по сравнению с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (7056 руб.), скорректированном на индекс потребительских цен на 2015 год, привело бы к снижению учтенного в предыдущем периоде уровня оплаты труда указанной теплоснабжающей организации, что не обеспечивает соблюдение ее экономических интересов.
Правильным суд находит и применение тарифным комитетом при расчете расходов на оплату труда на 2015 год для филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" тарифного коэффициента, соответствующего средней ступени по оплате труда, в размере 1,67332 исходя из 2 разряда профессии "оператор котельной" и 11 разряда профессии "начальник сектора", а не тарифный коэффициент 2,20 исходя из 3 и 12 разрядов названных профессий, как предложено заявителем, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, размер вышеуказанного коэффициента исчислен органом тарифного регулирования в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, секретариатом Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 31 января 1985 г. N 31/3-30 (раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", параграф 247 "оператор котельной"), а также Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных Приказом Госстроя России от 31.03.1999 года N 81 (таблица 2, должность "начальник цеха") и с учетом теплопроизводительности (мощности) котельной филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (до 3 Гкал/час), подтвержденной экспертным заключением ГУП ТО "Тульский региональный центр "Энергосбережение", выполненным в 2014 году по поручению комитета Тульской области по тарифам в целях проверки предложения предприятия об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год (т. 3, л.д. 227).
Доводы представителей заявителя об ошибочном применении органом тарифного регулирования вышеуказанного тарифного коэффициента в связи с неверным определением теплопроизводительности (мощности) котельной на момент установления комитетом по тарифам тарифов на тепловую энергию на 2015 год, являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеупомянутым экспертным заключением ГУП ТО "Тульский региональный центр "Энергосбережение", а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля специалиста указанной организации Чернышовой В.В., непосредственно осуществлявшей определение мощности котельной филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Показания данного свидетеля суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку они даны специалистом, имеющим соответствующую квалификацию (специалист в сфере теплогазоснабжения и вентиляции) и продолжительный стаж работы в качестве эксперта по данной специальности (более 10 лет), последовательны, непротиворечивы, основаны на фактических данных режимных карт, составленных в результате режимно-наладочных испытаний имеющихся у филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" отопительных котлов, утвержденных 19.01.2011 года (т. 4, л.д. 5 - 6, 31 - 33), и согласуются с требованиями пункта 2.7 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12.08.2003 года (МДК 4-05.2004), пункта 45 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 323.
Утверждение представителей ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о том, что теплопроизводительность (мощность) котельной подлежит определению исходя из максимальной мощности, значащейся в технических паспортах отопительных котлов (для паровых котлов СПК-1 - 0,6 Гкал/час), а не из фактически установленной в их режимных картах (для паровых котлов СПК-1 - 0,45 Гкал/час), нельзя признать обоснованным, так как оно противоречит приведенным выше правовым нормам.
Что касается представленных заявителем в суд режимных карт паровых отопительных котлов СПК-1, утвержденных 10.07.2015 года, согласно которым установлена максимальная их теплопроизводительность (мощность) - 0,6 Гкал/час, то правильности расчета комитета по тарифам они не опровергают, поскольку такая мощность была установлена лишь по результатам режимно-наладочных испытаний в июле 2015 года, то есть после утверждения оспариваемых тарифов и предметом оценки экспертов и органа по тарифному регулированию являться не могла.
Кроме того, как следует из калькуляции комитета Тульской области по тарифам, не опровергнутой заявителем, расчет расходов на оплату труда на 2015 год исходя из минимальной тарифной ставки, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы с учетом вышеупомянутых приказов ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об установлении минимальных месячных тарифных ставок в организации в 2013 году в размере 6901 руб. с 01.01.2013 года и 7143 руб. с 01.07.2013 года, с применением индексов потребительских цен на 2014 и 2015 годы (то есть по предложению предприятия исходя из тарифной ставки рабочего 1-го разряда в размере 7808,6 руб., т. 1, л.д. 49, таблица 1.16, стр. 2.3) и тарифного коэффициента, соответствующего средней ступени по оплате труда в размере 1,67332, приведет к превышению индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 года N 2222-р в размере 8,5%, поскольку в этом случае данный показатель составит 108,5010 (т. 4, таблица "расчет платы граждан за коммунальные услуги"), что является недопустимым.
Следовательно, определение размера фонда оплаты труда только в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями не обеспечивало бы соблюдение принципов государственного регулирования тарифов.
Ссылки представителей заявителя на нарушение оспариваемым в части Постановлением комитета Тульской области по тарифам положений трудового законодательства, обязывающих работодателей соблюдать нормы отраслевых тарифных соглашений и принятых в соответствии с ними локальных нормативных актов, не могут быть признаны состоятельными и вышеуказанных выводов суда не опровергают, поскольку трудовые отношения предметом регулирования Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, включая и содержащийся в них пункт 42, на который ссылается ОАО "МРСК Центра и Приволжья", не являются.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию на 2015 год установлены для заявителя в соответствии с требованиями действующего законодательства и на предельно максимальном уровне.
При этом в том случае, если фактические расходы по статье "расходы на оплату труда" превысят утвержденные, общество в силу пункта 13 Основ ценообразования не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при установлении тарифов на тепловую энергию для филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2015 год.
Противоречий оспариваемого заявителем в части Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19 декабря 2014 года N 49/3 какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, в процессе судебного разбирательства не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19 декабря 2014 года N 49/3 в части установления тарифа на тепловую энергию для филиала "Тулэнерго" ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (таблица N 60 приложения N 1 к Постановлению) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 29 июля 2015 г. по делу N 3-62/2015
Текст решения официально опубликован не был