Решение Тульского областного суда от 26 августа 2015 г. по делу N 3-69/2015
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 3-69/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Валентина-85" об оспаривании пункта 2105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год",
установил:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.11.2014 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 2105 включено помещение с кадастровым номером <....>, расположенное по адресу: <....>.
ООО "Валентина-85", являясь собственником указанного помещения, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Перечня в части включения в него данного помещения, ссылаясь на противоречие Перечня в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что принадлежащее заявителю помещение неправомерно отнесено к зданиям, поскольку помещение с кадастровым номером <....>, расположенное по адресу: <....>, является частью многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <....>. Неправомерное включение, по утверждению заявителя, помещения в Перечень влечет увеличение платежей по налогу на имущество и ухудшение финансового состояния ООО "Валентина-85".
В судебном заседании представитель ООО "Валентина-85" заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить, указав также на то, что на момент утверждения Перечня и включения в него принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого помещения у министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не имелось оснований полагать, что названное нежилое помещение имело коммерческое назначение, поскольку заинтересованное лицо не располагало какими-либо документами, подтверждающими такое использование.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку из представленных министерству документов следовало использование принадлежащего заявителю нежилого помещения под размещение торгового объекта (магазина); прав и законных интересов заявителя оспариваемое распоряжение не нарушает.
Представители администрации г. Тулы по доверенности Антонова Е.В. и правительства Тульской области по доверенности Громова О.Э. заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, ссылаясь на правомерность включения в Перечень принадлежащего заявителю помещения как нежилого помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, документами технического учета объектов недвижимости предусматривает размещение торгового объекта.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Законом Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 года N 2121-ЗТО) на территории Тульской области с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
Органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещению перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года N 6, является данное министерство; министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Оспариваемое распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений и вместе с приложением - Перечнем размещено 28.11.2014 года (до начала очередного налогового периода) на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года N 61.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый заявителем Перечень определен уполномоченным органом в пределах его компетенции; распоряжение от 18.11.2014 года N 1904 издано министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителем заявителя не оспаривается.
В данный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 2105 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <....>, расположенный по адресу: <....>.
Проверяя содержание Перечня в указанной части на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории Тульской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 года N 2121-ЗТО) с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, отдельной категорией объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются нежилые помещения, если их назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом в силу п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для установления этого обстоятельства достаточно фактического использования не менее 20% общей площади помещения для размещения указанных объектов. Кроме того, такие помещения могут находиться в любых зданиях, в том числе и в многоквартирных жилых домах.
Судом установлено, что ООО "Валентина-85" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, расположенного на 1 и 2 этажах в отдельно стоящем многоквартирном доме с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, по адресу: <....>.
Изложенное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <....> года серия <....>, кадастровым паспортом помещения от <....> года <....>, кадастровым паспортом здания от <....> года <....>.
Многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее ООО "Валентина-85" нежилое помещение, расположено на земельном участке с кадастровым номером <....>, общей площадью <....> кв. м, принадлежащем заявителю на праве общей долевой собственности (доля в праве 20/101), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома с магазином, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <....> года <....> и кадастровым паспортом на земельный участок от <....> года <....>.
Как следует из кадастрового паспорта помещения от <....> года <....>, свидетельства о государственной регистрации права от <....> года серия <....> принадлежащее заявителю нежилое помещение представляет собой нежилые помещения (магазин) с номерами на поэтажном плане <....> 1 этаж, <....>, 2 этаж, в лит. А, расположенные по адресу: <....>.
Согласно техническому паспорту по состоянию на <....> года в отношении помещения с кадастровым номером <....>, расположенного по адресу: <....>, назначение помещения - нежилое, площадью <....> кв. м, состоит из помещений на поэтажном плане 1 этаж <....>, 2 этаж <....><....> лит. А (площади и нумерация помещения на поэтажном плане изменились за счет перепланировки без разрешения).
Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого помещения усматривается, что в нем имеется на 1 этаже 35 помещений, на 2 этаже - семнадцать помещений, в том числе на 1 этаже 4 торговых зала (<....>), 4 витрины (<....>), 5 подсобных (<....>), 2 склада (<....>), 2 кабинета (<....>), тамбуры, входные тамбуры, лестничные клетки, коридоры, венткамеры, электрощитовая, санузел, туалет; на 2 этаже 4 склада (<....>), комната персонала (<....>), раздевалка (<....>), кабинет (<....>), лестничные клетки, коридоры, кухня, туалет, санузел.
Таким образом, вышеуказанные кадастровый и технический паспорта на помещение с кадастровым номером <....> предусматривают использование нежилого помещения общей площадью <....> кв. м, расположенного по адресу: <....>, этаж N 1 и этаж N 2 многоквартирного жилого дома, под размещение торгового объекта (магазина).
Отсутствие у министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на момент принятия оспариваемого распоряжения вышеупомянутых кадастрового и технического паспорта на принадлежащее заявителю нежилое помещение, применительно к приведенным выше положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует, что назначение нежилого помещения, принадлежащего ООО "Валентина-85", в соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости не предусматривает размещение торгового объекта.
Кроме того, согласно объяснениям представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, подтвержденным представленными в материалы дела письмами министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <....> года <....>, от <....> года <....>, администрации города Тулы от <....> года <....>, Управления Росреестра по Тульской области от <....> года <....> с приложенными распечатками представленных последними сведений, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, формировался на основании информации, предоставленной, в том числе, органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которому в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 184, предоставляются для осуществления регистрации прав, в том числе, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права, а также кадастровые планы земельного участка и (или) объекта недвижимости с указанием кадастрового номера последнего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <....> года <....>, предоставленной на основании запроса суда, наименование объекта недвижимости с кадастровым номером <....>, расположенного по адресу: <....>, принадлежащий ООО "Валенина-85", значится как нежилые помещения (магазин).
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено и фактическое использование принадлежащего ООО "Валентина-85" нежилого помещения в целях коммерческого назначения применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из письма администрации г. Тулы от <....> года и приложения к нему, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, используемых для размещения, в том числе торговых объектов, в число которых включено нежилое помещение в жилом доме с типом объекта - магазин непродовольственный специализированный, расположенное по адресу: <....>.
Допрошенная судом в качестве свидетеля <....> показала, что названный отдел занимается сбором сведений любым доступным способом, в том числе путем запросов, о размещенных на территории г. Тулы торговых объектах. В соответствии с требованиями Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" представляемые сведения используются для формирования торгового реестра объектов торгового назначения, которые расположены на территории г. Тулы. В торговый реестр включаются сведения о торговой площади объекта.
При мониторинге предприятий было установлено, что по адресу: <....> расположен торговый объект ООО "Валентина-85", который функционирует с середины 80-х годов. Данный торговый объект располагался по указанному адресу со дня введения дома в эксплуатацию, так как при проектировании было предусмотрено строительство жилого дома с магазином. Сведения, которые были собраны отделом регулирования потребительского рынка при мониторинге, внесены в единую базу данных о торговых предприятиях на территории г. Тулы, и представлены администрацией г. Тулы в качестве информации, в том числе в отношении торгового объекта ООО "Валентина-85", в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по запросу последнего для включения в Перечень объектов недвижимого имущества на территории г. Тулы, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Данные о помещении заявителя, как о торговом объекте, были сформированы из предоставленной непосредственно директором магазина информации.
Показания указанного свидетеля суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку они даны руководителем отдела регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы, уполномоченного на установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в муниципальном образовании город Тула, последовательны, непротиворечивы и подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела.
Так, информация, предоставленная администрацией г. Тулы по запросу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области для включения в Перечень объектов недвижимого имущества на территории г. Тулы, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, а также имеющаяся в отделе регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы содержит сведения о том, что хозяйствующий субъект ООО "Валентина-85" имеет в собственности помещение в жилом доме, расположенное по адресу: <....>, которое по типу объекта является магазином непродовольственным, специализированным (хозтовары), с торговой площадью <....> кв. м.
Согласно акту от <....> года обследования торгового помещения ООО "Валентина-85" представителями министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, а также администрации г. Тулы с участием кассира ООО "Валентина-85" Н.С. было установлено, что первый этаж торгового объекта занят торговым залом и торговыми витринами с продукцией хозяйственного назначения. В конце торгового зала расположен кабинет заведующего торговым объектом, а также подсобные помещения. Имеется также дополнительный выход на улицу, лестничные марши, ведущие на второй этаж торгового объекта. На втором этаже расположен кабинет директора, бухгалтерия, туалет, кухня, а также складские помещения, лестничный марш с дополнительным выходом на улицу. Кроме того, на первом этаже имеется помещение, которое, со слов представителя ООО "Валентина-85", сдавалось в аренду под магазин <....>, но в настоящее время в помещении проводится косметический ремонт.
Данные обстоятельства подтвердила допрошенная судом в качестве свидетеля Н.С.
Указанный свидетель пояснила, что нежилое помещение с кадастровым номером <....> используется ООО "Валентина-85" как торговый объект. В частности, на первом этаже помещения расположены тамбуры магазина (помещения <....> по плану техпаспорта), витрины (помещения <....>), торговый зал (согласно сведениям технического паспорта - помещения <....>), рабочая комната (помещение <....>), где находится стол, диван, зеркало, рабочий телефон; подсобное помещение (помещение N 35), где хранится товар; склад (помещение <....>), а также подсобные помещения <....>, которые в настоящее время пустуют; помещения <....> по плану техпаспорта также являются подсобными; помещения <....> - коридоры; помещение <....> - электрощитовая; помещения <....> - санузел; помещения <....> - венткамера; помещение <....> - лестничная клетка; в помещении <....> проводится ремонт в связи с прекращением договора аренды с ООО <....> (арендатором). Помещения второго этажа не используются, кроме кабинета главного бухгалтера (помещение <....>). На втором этаже расположены помещения <....> - подсобка, помещение <....> - лестничная клетка; помещения <....> - коридор; помещения <....> - туалет; помещение <....> - кухня, где установлена газовая плита, холодильник. Ранее помещения второго этажа использовались под хранение товара, однако в настоящее время не используются, поскольку в большом количестве товар Обществом с ограниченной ответственностью "Валентина-85" не завозится в связи с низкой реализацией продукции.
Оснований не доверять показаниям указанного выше свидетеля у суда не имеется, поскольку они даны работником ООО "Валентина-85", осуществляющим трудовую деятельность в данном обществе с <....> года по настоящее время, не противоречат материалам дела и согласуются с ними.
Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта по состоянию на <....> года в отношении помещения с кадастровым номером <....>, расположенного по адресу: <....>, на первом этаже помещения <....> имеют общую площадь <....> кв. м, помещения <....> кв. м, помещения <....> - <....> кв. м, помещение <....> кв. м, помещение <....> кв. м, помещение <....> кв. м, помещение <....> кв. м, помещения <....> кв. м, помещения <....> кв. м; помещение <....> кв. м; помещения <....> кв. м; помещения <....> - <....> кв. м; помещение <....> - <....> кв. м, помещение <....> - <....> кв. м. Помещения второго этажа под номерами на поэтажном плане <....> имеют общую площадь <....> кв. м, помещение <....> - <....> кв. м; помещения <....> - <....> кв. м; помещения <....> - <....> кв. м; помещение <....> - <....> кв. м. Общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером <....> составляет <....> кв. м.
Таким образом, более 20 процентов общей площади принадлежащего заявителю нежилого помещения фактически используется для размещения торгового объекта.
О размещении торгового объекта заявителя в нежилом помещении с кадастровым номером <....> свидетельствуют и приложенные к акту обследования торгового помещения ООО "Валентина-85" от <....> года фотографии, из которых также следует, что на здании имеется информационная вывеска "Хозтовары ООО "Валентина-85", а по длине нежилого помещения на фасаде размещены вывески об иных торговых предприятиях.
Судом также установлено и подтверждается представленными заявителем копиями договоров аренды от <....> года, от <....> года, от <....> года, что принадлежащие ООО "Валентина-85" помещения площадью <....> кв. м, <....> кв. м и <....> кв. м в нежилом помещении переданы в аренду для использования под розничную торговлю. Кроме того, на момент формирования оспариваемого в части Перечня помещения общей площадью <....> кв. м в нежилом помещении заявителя были переданы последним в аренду ООО <....>.
Таким образом, исследованные судом доказательства по делу свидетельствуют об использовании нежилого помещения, принадлежащего заявителю, для размещения торговых объектов.
В судебном заседании представитель заявителя не отрицала, что в нежилом помещении, принадлежащем ООО "Валентина-85", находятся торговые объекты. Доказательств того, что такие объекты занимают менее 20 процентов общей площади помещения суду не представлено.
Не представлено ООО "Валентина-85" и доказательств, которые бы свидетельствовали об ином фактическом использовании принадлежащего заявителю нежилого помещения.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что часть помещений в принадлежащем ООО "Валентина-85" нежилом помещении в настоящее время не используется по назначению, поскольку судом установлено использование более 20 процентов нежилого помещения с кадастровым номером <....> для размещения торговых объектов. При этом суд отмечает, что помимо площади торгового зала при расчете фактического использования нежилого помещения учитывается площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей. Более того, отсутствие необходимости в использовании всех подсобных помещений не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии фактического использования вышеупомянутого нежилого помещения для размещения торгового объекта, поскольку свидетель Н.С. пояснила суду, что складские и подсобные помещения пустуют в связи с уменьшением в настоящее время объема реализации товара.
Таким образом, судом установлено, что включение в строку 2105 Перечня нежилого помещения с кадастровым номером <....> в полной мере соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 2 статьи 1-1 Закона Тульской области от 24 ноября 2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций". Доводы заявителя об обратном приведены без учета положений вышеназванных норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы распоряжение в оспариваемой части, не имеется.
Указание кадастрового номера <....>, являющегося кадастровым номером принадлежащего заявителю нежилого помещения, в графе "кадастровый номер здания", а не в графе "кадастровый номер помещения" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904, не может явиться основанием для признания распоряжения в оспариваемой части недействующим при решении судом вопроса о соответствии его требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Какой-либо неопределенности и неоднозначности оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат.
Ссылка представителя заявителя на возможные затруднения в реализации оспоренной правовой нормы, в том числе в случае принятия министерством имущественных и земельных отношений Тульской области нормативного правового акта о внесении изменений в оспариваемое распоряжение в части указания кадастрового номера <....> в графе "кадастровый номер помещения" вышеупомянутого Перечня, не может свидетельствовать о нарушении прав ООО "Валентина-85" по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку не влечет изменения налоговой базы.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не предусмотрен обязательный досудебный порядок, несоблюдение которого исключает для заявителя возможность обращения в суд в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. В связи с этим доводы представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о том, что заявитель не обращался по вопросу необоснованности включения нежилого помещения в Перечень, правового значения не имеют.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что распоряжение в оспариваемой части принято министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Приходя к выводу о том, что оспариваемое в части распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 не нарушает прав и свобод заявителя, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ООО "Валентина-85".
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет понесенные ООО "Валентина-85" по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Валентина-85" о признании недействующим пункта 2105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 26 августа 2015 г. по делу N 3-69/2015
Текст решения официально опубликован не был