Решение Тульского областного суда от 21 сентября 2015 г. по делу N 3а-75/2015
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-75/2015 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛВК" об оспаривании пункта 3523 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год",
установил:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.11.2014 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 3523 включено здание - модульный склад с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
ООО "ЛВК", являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Перечня в части включения в него данного здания, ссылаясь на противоречие Перечня в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что принадлежащее ООО "ЛВК" здание неправомерно отнесено к административно-деловому или торговому центру, поскольку никогда не использовалось и не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, здания в Перечень влечет увеличение платежей по налогу на имущество и ухудшение финансового состояния ООО "ЛВК".
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ЛВК" по доверенности адвокат Есипов В.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить, указав на то, что принадлежащее административному истцу на праве собственности здание - модульный склад, фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку из представленных министерству документов следовало использование принадлежащего ООО "ЛВК" модульного склада в коммерческих целях; прав и законных интересов административного истца оспариваемое распоряжение не нарушает.
Представители администрации г. Тулы по доверенности Антонова Е.В. и правительства Тульской области по доверенности Демидова А.В. заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, ссылаясь на правомерность включения в Перечень принадлежащего административному истцу модульного склада, как здания, предназначенного и фактически используемого в целях размещения торговых объектов.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Тульской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 года N 2121-ЗТО) с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещению перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года N 6, является данное министерство; министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Оспариваемое распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений и вместе с приложением - Перечнем размещено 28.11.2014 года (до начала очередного налогового периода) на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года N 61.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый ООО "ЛВК" Перечень определен уполномоченным органом в пределах его компетенции; распоряжение от 18.11.2014 года N 1904 издано министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителем административного истца не оспаривается.
В данный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 3523 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>
Проверяя содержание Перечня в указанной части на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в целях настоящей статьи понятий административно-делового центра и торгового центра (комплекса).
Так, согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных выше положений пунктов 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что критериями отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру и торговому центру (комплексу), как объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости, являются: вид разрешенного использования земельного участка (размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), назначение здания для использования или его фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; критериями отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются: назначение помещений для использования или их фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что ООО "ЛВК" является собственником одноэтажного здания (модульный склад) с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>
Изложенное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> года серия <...>, кадастровым паспортом здания от <...> года N <...>, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года N <...>.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, принадлежащем ООО "ЛВК" на праве собственности, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, что не оспаривалось лицами, участвующими по делу, и подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от <...> года N <...> и от <...> г. N <...>, Постановлением администрации муниципального образования Ленинский район от 03.07.2009 г. N 977.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании пунктов 6, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления для них градостроительных регламентов - видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны и иные виды территориальных зон (часть 1); в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (часть 7).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 06.08.2012 года N 38-12 утверждены Правила землепользования и застройки р.п. Ленинский Ленинского района Тульской области.
В соответствии с Законом Тульской области от 11.06.2014 года N 2133-ЗТО муниципальные образования Ленинского района Тульской области, в том числе рабочий поселок Ленинский Ленинского района, объединены с муниципальным образованием город Тула.
На территории муниципального образования город Тула решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 года N 65/1406 (в редакции от 10.12.2014 года) утверждены Правила землепользования и застройки населенного пункта город Тула (далее - Правила).
Из вышеуказанных Правил, утвержденных решениями представительных органов, следует, что земельный участок, на котором расположено здание - модульный склад, находится за границами населенного пункта, на который регламент не установлен. Согласно публичной карте названный земельный участок относится к землям производственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, вступившим в силу 24.12.2014 года утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Названным классификатором определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
бытовое обслуживание (код 3.3);
торговые центры (код 4.2);
магазины (код 4.4);
общественное питание (код 4.6);
общественное управление (код 3.8);
деловое управление (код 4.1);
производственная деятельность (код 6.0).
Таким образом, исходя из приведенных выше положений законодательства, размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности является отдельным видом разрешенного использования земельных участков, содержание которого, вопреки доводам представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, не включает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, вид разрешенного использования принадлежащего ООО "ЛВК" земельного участка - "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности", не подпадает под критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести расположенное на нем здание, принадлежащее административному истцу, к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) по данному основанию.
Как следует из кадастрового паспорта здания от <...> года N <...>, свидетельства о государственной регистрации права от <...> года серия <...> принадлежащий ООО "ЛВК" объект недвижимого имущества представляет собой одноэтажное нежилое здание - модульный склад, расположенное по адресу: Тульская <...>.
Согласно техническому паспорту по состоянию на <...> года в отношении здания с кадастровым номером <...>, расположенного по вышеуказанному адресу, наименование здания - модульный склад, лит. <...>, <...>, <...>, площадью <...> кв. м.
Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого здания усматривается, что в литере <...> (модульный склад) расположены 5 помещений: NN <...> и <...> - склады площадью соответственно <...> кв. м и <...> кв. м, NN <...> и <...> - кабинеты площадью <...> и <...> кв. м, а также N <...> - основная площадью <...> кв. м; литеры <...> и <...> - навесы.
Таким образом, вышеуказанные кадастровый и технический паспорта на здание с кадастровым номером <...> не предусматривают его использование, в том числе фактическое, в целях размещения офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Названное нежилое здание предназначено под размещение склада. В связи с изложенным суд считает необоснованными доводы представителей министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и администрации г. Тулы о наличии критериев для отнесения принадлежащего ООО "ЛВК" модульного склада одновременно к административно-деловому центру и торговому центру (комплекс).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу судом установлено фактическое использование принадлежащего ООО "ЛВК" нежилого здания - модульного склада в целях коммерческого назначения применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из письма администрации муниципального образования Ленинский район от <...> года N <...> и приложения к нему, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, используемых для размещения, в том числе торговых объектов, в число которых включено нежилое здание, расположенное по адресу: <...>
Допрошенная судом в качестве свидетеля начальник отдела регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы <...> показала, что названный отдел занимается сбором сведений любым доступным способом, в том числе путем запросов, о размещенных на территории г. Тулы торговых объектах. В соответствии с требованиями Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" представляемые сведения используются для формирования торгового реестра объектов торгового назначения, которые расположены на территории г. Тулы. В связи с включением муниципального образования Ленинский района район Тульской области в территорию муниципального образования г. Тулы с лета 2014 г. функции, которые исполняла администрация муниципального образования Ленинский район, выполняет администрация города Тулы. Сведения по спорному объекту недвижимости передавались в министерство имущественных и земельных отношений администрацией муниципального образования Ленинский район Тульской области, которая осуществляла мониторинг торговых объектов на территории последнего. Фактическое использование данного складского помещения свидетельствует о неотъемлемой части процесса оптовой торговли (товародвижению), ведет к извлечению коммерческой прибыли.
Показания указанного свидетеля суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 84 КАС РФ, поскольку они даны руководителем отдела регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы, уполномоченного на установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в муниципальном образовании город Тула, последовательны, непротиворечивы и подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела.
Так, информация, предоставленная администрацией муниципального образования Ленинский район по запросу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области для включения в Перечень объектов недвижимого имущества на территории г. Тулы, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, содержит сведения о том, что хозяйствующий субъект ООО <...> использует оптовый склад площадью <...> кв. м, представляющий собой отдельно стоящее здание, для оптовой торговли продовольственными товарами, а хозяйствующий субъект ООО <...> также использует оптовый склад площадью <...> кв. м, (парфюмерно-косметические товары, хозтовары). Указанный оптовый склад расположен по адресу: <...>
Из представленной суду Выписки из Единого реестра юридических лиц в отношении ООО "ЛВК" следует, что основным видом деятельности административного истца является сдача в наем собственного недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела ООО <...> в период с 01.03.2012 года по 31.01.2013 года арендовало у ООО "ЛВК" для использования в качестве складского помещения помещение в части здания модульного склада лит. <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды нежилых помещений N <...> от <...> года, актом приема-передачи нежилых помещений (Приложение N <...> к договору аренды N <...> от <...> г.), дополнительным соглашением N <...> от <...> года к договору N <...> аренды нежилых помещений от <...> года.
Судом также установлено, что с 30.12.2013 года до 01.11.2014 года нежилые помещения в части здания модульного склада площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером <...>, находились в аренде у ООО <...> для использования в качестве складского помещения, что подтверждается договором аренды нежилых помещений N <...> от <...> года, заключенным между ООО "ЛВК" (арендодатель) и ООО <...> (арендатор), актом приема-передачи нежилых помещений (Приложение N <...> к договору аренды N <...> от <...> г.), соглашением N <...> от <...> года о расторжении договора аренды нежилых помещений N <...> от <...> года.
Согласно договору аренды нежилых помещений N <...> от <...> года и приложения к нему арендодатель ООО "ЛВК" передало арендатору ООО <...> до <...> года во временное владение и пользование нежилые помещения в части здания модульного склада, площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером <...>. Арендованное ООО <...> помещение передано для использования в качестве складского помещения.
Из имеющихся в материалах дела Выписок из ЕГРЮЛ по состоянию на <...> года и на <...> года следует, что основным видом деятельности ООО <...> является оптовая торговля через агентов, а ООО <...> - оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами.
Допрошенный судом в качестве свидетеля <...> являющийся директором ООО "<...> а до 26.12.2014 года директором ООО <...> пояснил, что основной вид деятельности и ООО <...> и ООО "<...> - оптовая продажа бытовой химии и сопутствующих товаров, которые закупаются Обществом у поставщиков для продажи и хранятся на складе для последующей продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании договора поставки. Работники ООО <...> до ликвидации последнего принимали, а работники ООО <...> в настоящее время, принимают заказ от покупателей по телефону, посредством электронной почты, после чего заказ передается на склад, где собирается по ассортименту и отвозится водителем-экспедитором к покупателю.
Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, логичны, не противоречат иным материалам дела.
Согласно п. 3.2 раздела 3 "Термины и определения" национального стандарта Российской Федерации "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. ГОСТ Р 51773-2009" к предприятиям оптовой торговли относятся оптово-распределительные и логистические центры, товарные склады, магазины-склады, оптовые продовольственные рынки, центры оптовой и мелкооптовой торговли и другие.
В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013" под складом понимается специальное здание, строение, сооружение, помещения, открытые площадки и их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций; под складским модулем понимается унифицированное сооружение, устройство, позволяющее реализовывать различные складские функции и включающие в себя необходимую инфраструктуру (водопровод, канализацию, электропроводку, отопительные узлы, холодильное и другое оборудование), соединенную с внешними коммуникациями.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание Общероссийские классификаторы видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, суд приходит к выводу о том, что спорное здание не используется для осуществления самостоятельного, отдельного вида деятельности по складированию и хранению, а используется при осуществлении оптовой торговли.
Таким образом, принимая во внимание, что здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, <...>, ранее принятия оспариваемого нормативного правового акта, на момент принятия последнего и по настоящее время фактически использовалось и используется для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, отпуска и отгрузки товаров покупателю, не составляет инфраструктуру промышленного предприятия и не входит в состав единых производственных комплексов, включающих в себя складские объекты, суд приходит к выводу о том, что внесенный в Перечень вышеуказанный модульный склад, принадлежащий ООО "ЛВК", является объектом осуществления торговли.
Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта по состоянию на <...> года, сведениям технического паспорта по состоянию на <...> года в отношении здания модульного склада с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, Приложения N <...> к договору аренды N <...> от <...> г., Приложения к договору аренды нежилых помещений N <...> от <...> года, помещение N <...> (склад), арендованное ООО <...>, а ранее ООО <...>, составляет <...> кв. м, при общей площади здания <...> кв. м.
Таким образом, более <...> процентов общей площади принадлежащего ООО "ЛВК" нежилого здания фактически используется для размещения торгового объекта.
ООО "ЛВК" не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали об ином фактическом использовании принадлежащего административному истцу нежилого здания.
Суд не признает в качестве доказательства отсутствия фактического использования спорного модульного склада для размещения торгового объекта письмо Главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу от 29.05.2015 года N 7857, пояснительную от 08.09.2015 года о неосуществлении торговой деятельности на территории упомянутого выше склада, поскольку из показаний допрошенной в качестве свидетеля Пономарчук Т.В. следует, что комиссия для осмотра модульного склада с кадастровым номером <...> с выездом на место не создавалась, осмотр проводился лично данным свидетелем, а указанное в письмах является субъективным мнением последнего. Ссылка на отсутствие специального оснащения спорного склада оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, что содержится в понятии торгового объекта, которое дается в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", не может быть принята судом во внимание, поскольку федеральный законодатель не предполагает использование данного понятия для целей налогового законодательства.
Таким образом, судом установлено, что включение в строку 3523 Перечня нежилого здания с кадастровым номером <...> в полной мере соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 2 статьи 1-1 Закона Тульской области от 24 ноября 2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций". Доводы представителя ООО "ЛВК" об обратном приведены без учета положений вышеназванных норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы распоряжение в оспариваемой части, не имеется.
Какой-либо неопределенности и неоднозначности оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что распоряжение в оспариваемой части принято министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод ООО "ЛВК" не нарушают.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Приходя к выводу о том, что оспариваемое в части распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 не нарушает прав и свобод административного истца, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ООО "ЛВК".
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные ООО "ЛВК" по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "ЛВК" о признании недействующим пункта 3523 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в (газете "Тульские известия") сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
И.В. Голомидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 21 сентября 2015 г. по делу N 3а-75/2015
Текст решения официально опубликован не был