Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2019 г. N 51-АПГ18-25 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - "адрес" (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" к территориальной зоне Р.3 (ландшафтно - рекреационной), зонам с особыми условиями использования - зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, санитарно - защитной зоне Северного промышленного района (л.д.158-165, т.1).
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержала, пояснив, что нормативный правовой акт оспаривается в части распространения территориальной зоны Р.3 на земельный участок в границах, с учетом которых административным истцом подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д.64,104об, т.2).
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты" возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Установленная оспариваемым актом территориальная зона соответствует функциональной зоне Генерального плана (зоне защитного озеленения), а отображенные зоны с особыми условиями (санитарно - защитная Северного промышленного района, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона) нанесены в соответствии с СанПиН ***, СНиП ***
Административный истец, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными в части оспаривания отображения в Правилах землепользования и застройки зон с особыми условиями использования территории и не подлежащими удовлетворению в части оспаривания территориальной зоны, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, "данные изъяты" является владельцем жилого дома, возведенного в отсутствие документов на строительство, по "адрес", в целях эксплуатации которого использует земельный участок по тому же адресу (л.д.24-26, т.1).
Согласно Карте градостроительного зонирования (приложение 1 Правил землепользования и застройки как в первоначальной редакции, так и в действующей редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок с расположенным на нем объектом находятся в территориальной зоне Р.3 (ландшафтно - рекреационной), размещение жилых домов в которой не относится ни к основным, ни к вспомогательным, ни к условно - разрешенным видам использования земельных участков (статья 79 Правил землепользования и застройки), л.д.146,148, т.1.
В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (приложение 2 Правил землепользования и застройки в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок находится в зонах с особыми условиями использования: санитарно - защитной зоне, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона (л.д.147,149, т.1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа "данные изъяты" в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждения схемы расположения земельного участка решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", изложенным в письме от ДД.ММ.ГГ (л.д.54, т.1).
В порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение комитета не оспаривалось.
Исходя из пунктов 1,3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательным условием признания права собственности на самовольную постройку является наличие законного права на земельный участок под данной постройкой, а пункт 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков"предусматривает возможность однократного предоставления земельного участка бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку нахождение земельного участка согласно правилам землепользования и застройки послужило основанием отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности, постольку "данные изъяты" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Согласно Генеральному плану городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (как в первоначальной редакции, так и в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано "данные изъяты" расположен в зоне защитного озеленения (земли населенных пунктов)(л.д.60,144, т.1; л.д.21-23, т.2).
При этом, сопоставляя фрагменты Генерального плана "адрес" в части Основного чертежа (л.д.21-23, т.2) и Схемы транспортной инфраструктуры, представленной в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, условные обозначения к данным фрагментам, суд приходит к выводу об отнесении земельного участка к зонам природно - рекреационного назначения, включающим территории зеленых насаждений общего пользования, лесопарков, лугопарков, гидропарков, защитного озеленения, лесов, лесов и ленточных боров, пляжей, прочих зеленых насаждений, рекреационных учреждений.
Согласно пояснительной записке к Генеральному плану(страницы 253,264,276 Сводной пояснительной записки, представленной ДД.ММ.ГГ) к защитному озеленению относится озеленение улиц и дорог, участков общественной застройки. Дополнительно в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика ссылался на отделение данной зоной застройки от дорог, а также подтвердил данные в ответе на запрос суда по административному делу *** сведенияо размещении в данной зоне зеленых массивов и насаждений с целью обеспечения санитарно - защитных разрывов до объектов, оказывающих негативное воздействие (л.д.91-92, т.2).
Указанное назначение согласуется со статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране окружающей среды", предписывающей в части 3 с целью охраны окружающей среды городских и сельских поселений создавать защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны, а также пунктом 2.4.1 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, и действовавших на дату принятия Генерального плана "адрес", о назначении рекреационных зон для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений.
Градостроительный регламент территориальной зоны Р.3 (ландшафтно - рекреационной) включает использование земельных участков в данной зоне преимущественно для целей туризма, спорта, отдыха и рекреации.
Сопоставив Генеральный план "адрес" и Правила землепользования и застройки "адрес", суд приходит к выводу о том, что установленная оспариваемым актом территориальная зона Р.3 не противоречит документу территориального планирования городского округа, поскольку не изменяет функциональное зонирование в соответствии с Генеральным планом "адрес".
Кроме того, Правила землепользования и застройки "адрес" в части соответствия территориальной зоны Р.3 функциональной зоне защитного озеленения согласно Генеральному плану "адрес" проверялись судом: апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес", утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Доводы стороны административного истца о том, что территориальная зона Р.3 установлена без учета фактического землепользования на "адрес", не могут быть приняты во внимание, поскольку статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписывает при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывать не только фактически существующее землепользование, но и иные перечисленные в указанной статье факторы, в том числе положения генерального плана, который является документом территориального планирования и может не совпадать с фактическим землепользованием, устанавливая план развития территории.
Более того, возведение строения, обладающего признаками самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке и не поставленном на кадастровый учет, не может свидетельствовать о сложившемся землепользовании.
Не влияет на вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований и довод административного истца о наличии у него до принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки права на предоставление земельного участка в собственность, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего дела.
На основании изложенного административные исковые требования о признании нормативного правового акта не действующим в части установления территориальной зоны Р.3 в границах участка по "адрес", не подлежат удовлетворению.
Административные исковые требования "данные изъяты" об оспаривании правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории суд находит обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на Карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
К зонам с особыми условиями использования относятся санитарно - защитные зоны, которые устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха").
Требование о соблюдении санитарных правил при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения содержится в статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - п. 4.4).
На дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В силу пунктов 3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно - защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно - защитной зоны) прилагается проект санитарно - защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно - эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно - защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно - защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно - защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок установления санитарно-защитных зон. Ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно - защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно - защитной зоны объекта при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативных санитарно - защитных зон не предусмотрено.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, предоставленным на обращение "данные изъяты" санитарно-эпидемиологические заключения об установлении санитарно-защитных зон для Северного промышленного узла не выдавались (л.д.53, т.1).
В ответе от ДД.ММ.ГГ на запрос суда Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю указано на то, что в санитарно - защитные зоны промплощадки "адрес"", в отношении которых выданы санитарно - эпидемиологические заключения об установлении окончательной санитарно - защитной зоны, земельный участок по "адрес", не входит.
Данные о наличии установленных в соответствии с действующим порядком санитарно - защитных зон заинтересованным лицом, а также "данные изъяты" по запросу суда не представлены.
На основании изложенного административные исковые требования о признании Правил землепользования и застройки недействующими в части отнесения земельного участка к санитарно - защитной зоне подлежат удовлетворению.
Что касается зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, то данная зона в перечне зон с особыми условиями использования территории (статьи 52,55 Правил землепользования и застройки) отсутствует.
Первоначальная редакция статьи 55 Правил землепользования и застройки в качестве таких зон предусматривала только зоны санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** статья 55 изложена в новой редакции, согласно которой в перечень зон с особыми условиями включена оползневая зона.
Согласно приложению 2 Правил землепользования и застройки в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** на Карте зон с особыми условиями отображены оползневые участки, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона. Земельный участок, используемый административным истцом, находится в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не приведенной в перечне зон с особыми условиями использования в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил).
Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).
На дату внесения в 2014 году изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых на Карте зон с особыми условиями отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен свод правил СП *** "Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП 22-02-2003", положения которого распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.
К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно - геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1, 5.1.2 СП).
Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1, 5.2 СНиП 22-02-2003 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утв. постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***.
Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.
Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из приведенных норм следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования.
Предусматривая в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки в качестве одной из таких зон оползневую зону, на Карте зон с особыми условиями использования в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ *** представительный орган местного самоуправления отобразил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования. Ограничения землепользования в такой зоне законодательством Российской Федерации не установлены.
Решение исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ ***, в статье 52 Правил землепользования и застройки указано в качестве основания установления только оползневой зоны. Из текста данного решения, принятого уполномоченным согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты городов, утв. приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, органом также следует, что им определен размер оползневой зоны - 200 метров от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии 2 км от места впадения ее в реку Обь, а также непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов.
Довод стороны административного ответчика о том, что зона отступа застройки входит в оползневую зону, не следует из схемы отображения зон с особыми условиями в приложении 2 Правил землепользования и застройки и, кроме того, не влияет на вывод суда о противоречии нормативного правового акта положениям действующего законодательства в силу нижеследующего.
Согласно разъяснениям пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовые нормы должны отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению указанного принципа (постановления от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***).
Приложение 2 Правил землепользования и застройки в оспариваемой части указанному критерию не соответствует. Отображение на Карте зон с особыми условиями в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования территории зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в отсутствие таковой зоны как в перечне зон с особыми условиями в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки, так и в законодательстве Российской Федерации, а также в отсутствие установленных ограничений землепользования в такой зоне повлекло неопределенность правового режима земельных участков, расположенных согласно приложению 2 в такой зоне.
На основании изложенного административные исковые требования в части оспаривания приложения 2 Правил землепользования и застройки подлежат удовлетворению.
Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения изменений в него решением от ДД.ММ.ГГ *** не установлено по настоящему делу, ранее процедура принятия Правил землепользования и застройки неоднократно являлось предметом проверки судебных инстанции, что подтверждается вышеуказанным решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ; вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску "данные изъяты" к Барнаульской городской Думы о признании не действующим в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края". По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части распространения зон с особыми условиями использования на территорию земельного участка по "адрес" удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения санитарно - защитной зоны, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона на территорию земельного участка по "адрес" Алтайского края.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования "данные изъяты" о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления территориальной зоны Р.3 в границах земельного участка по "адрес" оставить без удовлетворении.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
***а-555/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части,
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части распространения зон с особыми условиями использования на территорию земельного участка по "адрес" удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения санитарно - защитной зоны, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона на территорию земельного участка по "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования "данные изъяты" о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления территориальной зоны Р.3 в границах земельного участка по "адрес" оставить без удовлетворении.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.