В связи с реформированием представительного (законодательного) органа власти и органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике:
1. Внести в Конституцию (Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики следующие изменения и дополнения:
1. Раздел I "Основы общественного строя и политики Кабардино-Балкарской Республики" изложить в редакции:
"Раздел I. "Основы конституционного строя Кабардино-Балкарской Республики", статьи 1-15 изложить в редакции:
"Статья 1.
Кабардино-Балкарская Республика - есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Кабардино-Балкарской Республике является ее многонациональный народ.
2. Народ Кабардино-Балкарской Республики осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа Кабардино-Балкарской Республики является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Кабардино-Балкарской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону.
Статья 4.
1. Суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяется на всю ее территорию.
2. Кабардино-Балкарская Республика имеет свою Конституцию, свое гражданство и свое законодательство. Соотношение Конституций РФ и КБР, законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики регулируются Конституцией РФ, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Федеративным Договором.
3. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5.
1. Гражданство Кабардино-Балкарской Республики приобретается и прекращается в соответствии с республиканским и федеральным законами о гражданстве.
2. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В соответствии с установленным в Российской Федерации единым гражданством каждый гражданин Кабардино-Балкарской Республики является гражданином Российской Федерации, обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Статья 6.
1. Кабардино-Балкарская Республика - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Кабардино-Балкарской Республике охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 7.
1. Кабардино-Балкарская Республика входит в единое экономическое пространство Российской Федерации. В республике гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Кабардино-Балкарской Республике признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 8.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Кабардино-Балкарской Республике как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. В частной собственности могут находиться приусадебные, дачные земельные участки, а также земли, находящиеся под строениями и объектами, находящимися в частной собственности.
Статья 9.
Государственная власть в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 10.
1. Государственную власть в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют Президент Кабардино-Балкарской Республики, Парламент (Совет Республики и Совет Представителей), Правительство Кабардино-Балкарской Республики, суды Кабардино-Балкарской Республики.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 11.
В Кабардино-Балкарской Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Деятельность местного самоуправления регулируется законом.
Статья 12.
1. В Кабардино-Балкарской Республике признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не мажет устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Кабардино-Балкарской Республике признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 13.
1. Кабардино-Балкарская Республика - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 14.
1. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, законы Кабардино-Балкарской Республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Российской Федерации на основе Федеративного Договора и Конституции Российской Федерации.
2. Законы и иные акты Российской Федерации, указы и другие акты Президента Российской Федерации, принятые в пределах делегированных им полномочий, действуют на территории Кабардино-Балкарской Республики непосредственно и обязательны для исполнения.
3. По предметам совместного ведения Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с федеральными законами принимает законы и иные правовые акты.
4. В случае противоречий между федеральным законом и нормативным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики, изданным по предметам ведения Кабардино-Балкарской Республики, действует закон и нормативный акт Кабардино-Балкарской Республики.
5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию КБР, федеральные законы и законы Кабардино-Балкарской Республики.
6. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
7. Кабардино-Балкарская Республика соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, они являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 15.
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Кабардино-Балкарской Республики.
Никакие другие положения не могут противоречить основам конституционного строя Кабардино-Балкарской Республики".
Статьи 16-27 - исключить.
2. Раздел II. "Государство и личность" изложить в редакции:
"Раздел II. "Права и свободы человека и гражданина", статьи 28-63 изложить в редакции:
"Статья 28.
1. В Кабардино-Балкарской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией и Конституцией Российской Федерации.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 29.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 30.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным, объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной и языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 31.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться Федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 32.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 33.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 3 суток.
Статья 34.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 35.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 36.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 37.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 38.
1. Каждый, кто законно находится на территории Кабардино-Балкарской Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Кабардино-Балкарской Республики. Гражданин КБР имеет право беспрепятственно возвращаться в Кабардино-Балкарскую Республику.
Статья 39.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 40.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
5. В Кабардино-Балкарской Республике гарантируется свобода массовой информации. Запрещается цензура, распространение информации, несовместимой с морально-нравственными и национальными традициями и устоями народов Кабардино-Балкарии.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в ней.
Статья 42.
Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование в установленном законом порядке.
Статья 43.
1. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 44.
Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 45.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 46.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 47.
1. Земля и ее недра, водные и другие природные ресурсы, находящиеся и пределах территории Кабардино-Балкарской Республики, являются собственностью ее народов, экономической основой суверенитета Кабардино-Балкарской Республики.
2. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам народов Кабардино-Балкарской Республики.
3. Формы собственности на землю и ее недра, воды, растительный и животный мир устанавливаются Парламентом КБР или республиканским референдумом.
Статья 48.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 49.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться с нетрудоспособных родителях.
Статья 50.
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 51.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 52.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Кабардино-Балкарской Республике финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Статья 53.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 54.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Кабардино-Балкарская Республика совместно с Российской Федерацией устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 55.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 56.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Кабардино-Балкарской Республике гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 57.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 58.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 59.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 60.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 61.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 62.
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 63.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 63 51.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 63 52.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 63 53.
1. Перечисление в Конституции Кабардино-Балкарской Республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Кабардино-Балкарской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Статья 63 54.
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Кабардино-Балкарской Республики и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 32, 33, 35 (часть 1), 36, 40, 46 (часть 1), 52 (часть 1), 58-633 настоящей Конституции.
Статья 63 55.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 63 56.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 63 57.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Кабардино-Балкарской Республики.
2. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 63 58.
Гражданин Кабардино-Балкарской Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 63 59.
Кабардино-Балкарская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 63 510.
1. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Кабардино-Балкарской Республике правами и несут обязанности наравне с гражданами Кабардино-Балкарской Республики, кроме случаев, установленных федеральным и республиканскими законами или международным договором Российской Федерации.
Статья 63 511.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Кабардино-Балкарской Республике и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией".
3. Статьи 64-72 изложить в редакции:
"Статья 64.
Кабардино-Балкарская Республика - государство, входящее в состав Российской Федерации на основе Федеративного договора и настоящей Конституции.
Статья 65.
Территория Кабардино-Балкарской Республики не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66.
Ведению Кабардино-Балкарской Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
а) принятие Конституции Кабардино-Балкарской Республики и внесение в нее изменений;
б) контроль за соблюдением Конституции Кабардино-Балкарской Республики;
в) законодательство Кабардино-Балкарской Республики;
г) государственное устройство, территория и статус Кабардино-Балкарской Республики;
д) административно-территориальное устройство Кабардино-Балкарской Республики;
е) защита государственности Кабардино-Балкарской Республики;
ж) образование органов государственной власти и управления КБР органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики;
з) установление и регулирование внешнеэкономических, научных и культурных связей с зарубежными странами, а также с субъектами Российской Федерации;
и) представительство республики в международных организациях;
к) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
л) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
м) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Кабардино-Балкарской Республики; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
н) разработка и утверждение государственных программ экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, государственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
о) установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
п) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
р) контроль за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
с) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
т) руководство народным образованием, культурным и научными организациями и учреждениями Кабардино-Балкарской Республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
у) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 66 51.
Кабардино-Балкарская Республика делегирует в ведение Российской Федерации.
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территорию Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защиту прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральную государственную собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, зоологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информацию и связь; деятельность в космосе;
к) внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборону и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного транспорта, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратуру; уголовное, уголовно- процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистию и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральную государственную службу.
Статья 66 52.
1. В совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики находятся:
а) обеспечение соответствия Конституции и законов республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 67.
Кабардино-Балкарская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, через высшие органы государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Российской Федерации, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления Российской Федерации.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Кабардино-Балкарская Республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций республиканского (РФ) подчинения.
Статья 68.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и КБР Кабардино-Балкарская Республика обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 69.
1. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский, русский языки.
2. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 70.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 71.
Кабардино-Балкарская Республика самостоятельно определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.
Статья 72.
Кабардино-Балкарская Республика состоит из районов: Баксанского, Зольского, Майского, Прохладненского, Советского, Терского, Урванского, Чегемского; городов республиканского подчинения: Нальчика, Прохладного, Тырныауза.
4. Раздел IV. "Советы народных депутатов Кабардино-Балкарской Республики и порядок их образования" (ст. 73-91) исключить.
5. Раздел IV. изложить в следующей редакции: "Раздел IV "Президент Кабардино-Балкарской Республики", статьи 73-86 изложить в редакции:
"Статья 73.
1. Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Кабардино-Балкарской Республики.
2. Президент Кабардино-Балкарской Республики является гарантом Конституции Кабардино-Балкарской Республики, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Кабардино-Балкарской Республики, ее безопасности и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и законами КБР определяет основные направления внутренней и внешней политики республики.
4. Президент Кабардино-Балкарской Республики как глава государства представляет КБР в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях.
Статья 74.
1. Президент Кабардино-Балкарской Республики избирается на пять лет гражданами Кабардино-Балкарской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Кабардино-Балкарской Республики может быть избран гражданин Кабардино-Балкарской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Кабардино-Балкарской Республике не менее 10 лет.
3. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Кабардино-Балкарской Республики более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Кабардино-Балкарской Республики определяется законом.
Статья 75.
1. При вступлении в должность Президент Кабардино-Балкарской Республики приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Кабардино-Балкарской Республики уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Кабардино-Балкарской Республики, защищать ее государственность, территориальную целостность, безопасность, верно служить народу."
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента и судей Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 76.
Президент Кабардино-Балкарской Республики:
а) назначает с согласия Парламента Кабардино-Балкарской Республики Премьер-министра (Председателя Правительства) Кабардино-Балкарской Республики;
б) по предложению Премьер-министра (Председателя Правительства) Кабардино-Балкарской Республики утверждает структуру Кабинета Министров (Правительства), назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики, членов Правительства Кабардино-Балкарской Республики;
в) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Кабардино-Балкарской Республики;
г) принимает решение об отставке Правительства Кабардино-Балкарской Республики ;
д) представляет Совету Республики кандидатуры на должность Председателя Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, председателя Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики, председателя Высшего Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, а также в соответствии с федеральным законом представляет кандидатуру прокурора Кабардино-Балкарской Республики, председателя Кабардино-Балкарского Национального банка для получения согласия на их назначение на должность и вносит предложение об освобождении их от должности;
е) формирует и возглавляет Совет безопасности Кабардино-Балкарской Республики, статус которого предопределяется республиканским законом;
ж) формирует аппарат Президента Кабардино-Балкарской Республики;
з) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Парламента представителей Кабардино-Балкарской Республики в Российской Федерации, ее субъектах, в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 77.
Президент Кабардино-Балкарской Республики:
а) назначает выборы в Парламент КБР в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики;
б) распускает Парламент КБР в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Кабардино-Балкарской Республики;
в) назначает референдум в порядке, установленном республиканским законом;
г) вносит законопроекты в Парламент Кабардино-Балкарской Республики;
д) подписывает и обнародует республиканские законы;
е) обращается к Парламенту КБР с ежегодными посланиями о положении в республике, об основных направлениях внутренней и внешней политики республики.
Статья 78.
Президент Кабардино-Балкарской Республики может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Статья 79.
Президент Кабардино-Балкарской Республики:
а) осуществляет руководство внешней политикой Кабардино-Балкарской Республики;
б) ведет переговоры и подписывает договоры Кабардино-Балкарской Республики ;
в) принимает верительные и отзывные грамоты кредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 80.
Президент Кабардино-Балкарской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Кабардино-Балкарской Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации, Государственной Думе Российской Федерации и Совету Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 81.
Президент Кабардино-Балкарской Республики:
а) решает вопросы гражданства Кабардино-Балкарской Республики;
б) награждает государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики, присваивает почетные звания Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 82.
1. Президент Кабардино-Балкарской Республики издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Кабардино-Балкарской Республики обязательны для исполнения на всей территории Кабардино-Балкарской Республики.
3. Указы и распоряжения Президента Кабардино-Балкарской Республики не должны противоречить Конституции Кабардино-Балкарской Республики и республиканским законам.
4. Президент Кабардино-Балкарской Республики отменяет акты органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в случае противоречия этих актов Конституции и законам Кабардино-Балкарской Республики, указам Президента Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 83.
Президент Кабардино-Балкарской Республики обладает неприкосновенностью.
Статья 84.
1. Президент Кабардино-Балкарской Республики приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Кабардино-Балкарской Республики.
2. Президент Кабардино-Балкарской Республики прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Кабардино-Балкарской Республики должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент Кабардино-Балкарской Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет вице-президент КБР. Исполняющий обязанности Президента Кабардино-Балкарской Республики не имеет права распускать Парламент КБР, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 85.
Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики избирается одновременно с Президентом Кабардино-Балкарской Республики. Кандидатуру вице-президента Кабардино-Балкарской Республики предлагает кандидат в Президенты Кабардино-Балкарской Республики.
На время выполнения своих полномочий вице-президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.
Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики не может быть депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики и местных органов представительной власти.
В случае досрочного прекращения вице-президентом своих полномочий Парламент Кабардино-Балкарской Республики по предложению Президента избирает нового вице-президента.
Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики осуществляет по поручению Президента Кабардино-Балкарской Республики отдельные его полномочия, замещает Президента в случае его отсутствия.
Статья 86.
1. Президент Кабардино-Балкарской Республики может быть отрешен от должности на основании референдума о доверии Президенту за нарушения Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законом Кабардино-Балкарской Республики, а также данной им присяги.
2. Решение о проведении референдума о доверии президенту КБР принимается на совместном заседании палат Парламента КБР двумя третями голосов депутатов каждой из палат с учетом заключения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики."
Статьи 87-91 - исключить.
6. В разделе V. "Высшие органы государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики" исключить главу 11 "Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики" (ст. 92-107).
7. Главу 11. изложить: "Парламент (Законодательное Собрание) Кабардино-Балкарской Республики."
Статьи 92-97 изложить в редакции:
"Статья 92.
Парламент Кабардино-Балкарской Республики является высшим представительным и законодательным органом Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 93.
1. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из двух палат - Совета Республики (Государственной Думы) и Совета Представителей (Палаты Представителей).
Статья 94.
Совет Республики состоит из 36 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам в основном с равным количеством избирателей.
Совет Представителей состоит из 36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы республики, избираемых по трехмандатным округам (районам) путем прямого тайного голосования (в г. Нальчике образуются 2 трехмандатных избирательных округа).
Статья 95.
Парламент Кабардино-Балкарской Республики избирается сроком на четыре года. Порядок выбора депутатов Парламента устанавливается Законом о выборах депутатов в Парламент Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 96.
1. Депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики может быть избран гражданин Кабардино-Балкарской Республики, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и тоже лицо не может являться депутатом Совета Республики и депутатом Совета Представителей. Депутат Совета Республики не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Совета Республики работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Совета Республики не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности.
Статья 97.
1. Депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено республиканским законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Прокурора Кабардино-Балкарской Республики соответствующей палатой Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 98.
1. Парламент Кабардино-Балкарской Республики является постоянным действующим органом.
2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Кабардино-Балкарской Республики может созвать заседание Парламента ранее этого срока.
3. Первое заседание Парламента открывает председатель Центральной избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики.
4. С момента начала работы Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового созыва полномочия Парламента прежнего созыва прекращаются.
Статья 99.
1. Совет Республики и Совет Представителей заседают раздельно.
2. Заседания Совета Республики и Совета Представителей являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Кабардино-Балкарской Республики, посланий Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и по другим вопросам совместной компетенции.
Статья 100.
Совместные заседания палат проводится не реже 4 раз в год.
На совместных заседаниях председатели палат и их заместители представительствуют поочередно.
Статья 101.
1. Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя. Совет Представителей избирает из своего состава Председателя Совета Представителей и его заместителя.
2. Председатель Совета Республики и его заместитель, Председатель Совета Представителей и его заместитель ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Республики и Совет Представителей образуют Комитет по межнациональным отношениям и комиссии, в том числе совместные, на постоянной и временной основе, осуществляют по вопросам своего ведения парламентский контроль, проводят парламентские слушания и расследования.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Статья 101 51.
В составе Парламента образуется Комитет по межнациональным отношениям, который формируется депутатами кабардинской, балкарской, русской (и иных) национальностей на паритетной основе.
Сопредседатели Комитета избираются из числа депутатов Совета Республики.
Комитет рассматривает вопросы, затрагивающие национальные проблемы. Решения Комитета принимаются простым большинством голосов.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комитета по межнациональным отношениям необходимо обращение двух третей депутатов Парламента кабардинской, балкарской либо русской (и иной) национальности.
В случае одобрения вопроса комитетом Парламент принимает решение по этому вопросу простым большинством голосов. В иных случаях Парламент принимает решения по данному вопросу большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов Парламента.
Комитет по межнациональным отношениям разрабатывает специальное положение о своих полномочиях и порядке деятельности, которое утверждается Парламентом.
Статья 102.
1. К совместному ведению палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики относятся:
а) принятие Конституции Кабардино-Балкарской Республики, внесение в нее изменений и дополнений;
б) решение вопросов о доверии Кабинету Министров (Правительству) КБР или об его отставке;
в) регулирование вопросов межнациональных отношений;
г) решение вопросов, связанных с изменением границ Кабардино-Балкарской Республики;
д) решение вопросов административно-территориального устройства Кабардино-Балкарской Республики;
е) утверждение государственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики, осуществление контроля за ходом выполнения бюджета, установление республиканских налогов и сборов, определение порядка установления местных налогов и сборов;
ж) ратификация и денонсация договоров и соглашений с государствами, республиками и другими субъектами Российской Федерации;
з) принятие решения о проведении референдума;
и) назначение выборов органов местного самоуправления;
к) назначение выборов Президента Кабардино-Балкарской Республики;
л) дача согласия на назначение Премьер-министра (Председателя Правительства);
м) принятие решения о проведении референдума о доверии Президенту Кабардино-Балкарской Республики.
2. По вопросам совместного ведения на совместных заседаниях большинством голосов от депутатов каждой из палат принимаются законы и постановления.
Статья 103.
К ведению Совета Республики относятся:
а) разработка и принятие законов по вопросам ведения;
б) первичное обсуждение государственного бюджета республики;
в) дача согласия Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение и освобождение от должности прокурора Кабардино-Балкарской Республики, по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики;
г) дача согласия на назначение и освобождение от должности Председателя Кабардино-Балкарского Национального банка по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики;
д) избрание по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики Председателя Конституционного Суда, Верховного Суда и председателя Высшего Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики;
е) избрание судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда и судей районных (городских) судов;
ж) осуществление законодательной инициативы Федеральном Собрании Российской Федерации;
з) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соответствии Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации актов Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации Правительства Российской Федерации;
и) обращение в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики о даче заключения о соответствии Конституции и законам Кабардино-Балкарской Республики актов Президента Кабардино-Балкарской Республики и Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики;
к)толкование законов Кабардино-Балкарской Республики;
л) наименование и переименование городов и населенных пунктов;
м) определение правового статуса республиканских общественных объединений;
н) подтверждение указов Президента Российской Федерации или Президента Кабардино-Балкарской Республики о введении чрезвычайного положения на территории Кабардино-Балкарской Республики;
2. По вопросам отнесенным к его ведению Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Совет Республики принимает законы и постановления.
3. Законы и постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Совета Республики, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 104.
1. К ведению Совета Представителей Кабардино-Балкарской Республики относятся:
а) первичное обсуждение государственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внесение его на утверждение Парламента;
б) выработка предложений по установлению республиканских налогов и обязательных платежей;
в) утверждение финансово-кредитной политики;
г) определение основ внешнеполитических отношений;
д) заслушивание отчетов контролирующих органов.
2. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящей Конституцией, Совет Представителей принимает постановления.
3. Постановления Совета Представителей принимаются большинство от общего числа депутатов палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 105.
1. Право законодательной инициативы принадлежит палатам Парламента, Комитету по межнациональным отношениям, депутатам Парламента, Президенту Кабардино-Балкарской Республики, Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Конституционному Суду Кабардино-Балкарской Республики, Верховному суду Кабардино-Балкарской Республики, Высшему Арбитражному Суду Кабардино-Балкарской Республики, Прокурору Кабардино- Балкарской Республики, органам местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения, партиям, общественным объединениям в лице их республиканских органов.
2. Законопроекты вносятся в Парламент либо соответствующую Палату Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, о порядке освобождения от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 106.
1. Принятый на совместном заседании палат или Советом Республики закон в течение десяти дней направляется Президенту Кабардино-Балкарской Республики для подписания и обнародования.
2. Президент Кабардино-Балкарской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает закон и обнародует его.
3. Если Президент Кабардино-Балкарской Республики в течение четырнадцати дней отклонит закон, то Совет Республики и Совет Представителей в установленном Конституцией Кабардино-Балкарской Республики порядке вновь рассматривает данный закон.
4. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики и Совета Представителей, он подлежит подписанию Президентом Кабардино-Балкарской Республики в течение семи дней и обнародованию".
Статьи 107 - 109 511 - исключить.
8. Главу 12. "Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики" изложить в следующей редакции:
Глава 12. "Кабинет Министров ( Правительство ) Кабардино-Балкарской Республики"
Статья 110.
1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики.
2. С момента принятия присяги вновь избранным Президентом Кабардино-Балкарской Республики Кабинет Министров ( Правительство) Кабардино-Балкарской Республики подает в отставку.
Статья 111.
1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики состоит из Премьер-министра (Председателя Правительства), заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления Кабардино-Балкарской Республики.
2. Структура Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики утверждается Президентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Премьер-министра Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 112.
1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики ответственен перед Президентом Кабардино-Балкарской Республики.
2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики может выразить недоверие Кабинету министров (Правительству) Кабардино-Балкарской Республики. Постановление по этому вопросу принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 113.
1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Кабардино-Балкарской Республики, поскольку они не входят, согласно Конституции Кабардино-Балкарской Республики, в компетенцию Парламента Кабардино-Балкарской Республики и Президента Кабардино-Балкарской Республики.
2. В пределах своих полномочий Кабинет Министров ( Правительство) Кабардино-Балкарской Республики:
а) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной; системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
б) разрабатывает и вносит в Парламент Кабардино-Балкарской Республики государственный бюджет Кабардино-Балкарской Республики; принимает меры по осуществлению государственного бюджета; представляет Парламенту Кабардино-Балкарской Республики отчеты об исполнении бюджета;
в) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций федерального подчинения по вопросам, относящимся к ведению Кабардино-Балкарской Республики;
г) осуществляет меры по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
д) принимает меры в пределах, определяемых Конституциями Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
е) образует в случае необходимости комитет, управления и другие ведомства при Кабинете Министров (Правительстве) Кабардино-Балкарской Республики по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
ж) осуществляет руководство деятельностью местной администрации.
Статья 114.
Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики на основе и во исполнение законов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, решений Парламента Кабардино-Балкарской Республики его палат, указов Президента Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики обязательны к исполнению на всей территории Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 115.
Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Кабардино-Балкарской Республики, других подведомственных ему органов.
Статья 116.
1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Кабардино-Балкарской Республики и других подведомственных ему органов.
2. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Кабардино-Балкарской Республики руководят соответствующими отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Президенту Кабардино-Балкарской Республики и Кабинету Министров ( Правительству) Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 117.
Компетенция Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики, и порядок его деятельности, отношения с государственными органами Кабардино-Балкарской Республики, Российской Федерации и других республик, а также перечень и полномочия министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления Кабардино-Балкарской Республики определяются законом".
Статью 118 - исключить.
9. Главу 13. (ст. 119-127) "Местные Советы народных депутатов" исключить.
10. Из статьи 128 части 1 слова "решений местных Советов" исключить. В части 3 после слов "прямых выборов" изложить: "на соответствующей территории при тайном голосовании".
11. Статью 129 исключить.
12. Статью 131 часть 1 изложить
"Статья 131.
1. Глава местной администрации отменяет решения руководителей и структурных подразделений местной администрации в случаях и порядке, определенных законом.
2. Главе местной администрации может быть выражено недоверие. Основание и порядок выражения недоверия определяются законом".
13. Статью 133 часть 1 изложить
"Статья 133.
Полномочия и порядок деятельности местной администрации определяется законом".
14. Раздел VII. "Государственный план экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики. Государственный бюджет Кабардино-Балкарской Республики" (статьи 134- 139) исключить.
15. Раздел VIII изложить в редакции:
"Раздел VIII. "Судебная власть. Прокуратура".
Статья 140.
1. Правосудие в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Кабардино-Балкарской Республики устанавливается настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 141.
1. Судебную систему республики составляют:
Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Высший Арбитражный Суд Кабардино-Балкарской Республики, городские и районные суды.
2. Судьями могут быть граждане Кабардино-Балкарской Республики, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Статья 142.
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 143.
Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.
Статья 144.
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.
Статья 145.
1. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики состоит из 7 судей.
2. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики по запросам Президента Кабардино-Балкарской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики и Совета Представителей), одной третьей депутатов Совета Республики или Совета Представителей, Кабинета Министров, Кабардино-Балкарской Республики, Верховного суда КБР, Высшего Арбитражного суда КБР, органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики:
а) законов Кабардино-Балкарской Республики, нормативных актов Президента Кабардино-Балкарской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики и Совета Представителей),Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики, актов органов местного самоуправления;
б) не вступивших в силу международных договоров Кабардино-Балкарской Республики, а также договоров между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики разрешает споры о компетенции:
а) между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
б) между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления, также между органами местного самоуправления;
4. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
5. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики по запросам Президента Кабардино-Балкарской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики и Совета Представителей), Кабинета Министров ( Правительства) Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики дает толкование Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
6. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Кабардино-Балкарской Республики договоры не подлежат введению в действие и применению.
Статья 146.
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Статья 147.
Высший Арбитражный Суд Кабардино-Балкарской Республики является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражным судом в соответствии с законом."
16. Статью 148 дополнить: "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон."
17. Статью 152 исключить.
18. Статью 154 изложить в редакции:
"Статья 154.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики назначается на должность и освобождается от должности Генеральным Прокурором Российской Федерации по согласованию с Советом Республики Парламента КБР и по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики."
19. Статью 161 изложить в редакции:
"Статья 161.
1. Изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Кабардино-Балкарской Республики производит Парламент Кабардино-Балкарской Республики на совместном заседании Палаты Совета Республики и Палаты Совета Представителей. Решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
2. В таком же порядке производится временное приостановление действий отдельных статей Конституции Кабардино-Балкарской Республики."
20. Из всего текста Конституции Кабардино-Балкарской Республики исключить слова "социалистическое", "коммунистическое", "советское", "союзное ","общесоюзное", "социалистическая система."
II. Переходные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы и другие правовые акты, действующие на территории КБР до внесения настоящим Законом изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции КБР, с учетом внесенных настоящим Законом изменений и дополнений.
3. Президент Кабардино-Балкарской Республики и Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики осуществляют свои полномочия до истечения срока, на который избран Президент Кабардино-Балкарской Республики.
4. Суды в КБР осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией РФ, Конституцией КБР, с учетом внесенных настоящим Законом изменений и дополнений, законами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
5. Норма статьи 143 Конституции Кабардино-Балкарской Республики о несменяемости судей распространяется на судей, избранных после вступления в силу настоящего Закона.
6. На период принятия законодательства о местном самоуправлении и образования на его основе органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республике полномочия представительных и исполнительных органов осуществляют лавы местной администрации Кабардино-Балкарской Республики.
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г. Нальчик,
6 января 1994 г.
N 1-РЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 января 1994 г. N 1-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики"
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 18 января 1994 г. N 9