Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Для целей настоящего Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о приватизации государственного и муниципального имущества
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о приватизации государственного и муниципального имущества основывается на соответствующих законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, состоит из настоящего Закона и других регулирующих приватизацию нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона не распространяется на:
приватизацию имущества Кабардино-Балкарской Республики или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;
восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо другим способом изъято против воли указанных лиц в государственную или муниципальную собственность;
приватизацию земли;
приватизацию природных ресурсов;
приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда;
приватизацию государственного резерва;
приватизацию государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами территории Российской Федерации;
приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов;
случаи выполнения обязательств Кабардино-Балкарской Республики по заключенным договорам;
случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям.
Отчуждение указанного в настоящей статье государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, регулируется другими законами Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 4. Государственная программа приватизации государственного имущества в Кабардино - Балкарской Республике
1. Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества в Кабардино-Балкарской Республике, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц устанавливаются законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Кабардино-Балкарской Республике (далее - программа приватизации).
Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на соответствующий год представляет Парламенту Кабардино-Балкарской Республики проект закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно до 1 апреля текущего года представляет Парламенту Кабардино-Балкарской Республики отчет о реализации программы приватизации за прошедший год.
2. Программа приватизации содержит:
порядок выбора способов приватизации государственного и муниципального имущества и принятия решений о его приватизации;
условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Кабардино-Балкарской Республики или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции");
порядок оценки стоимости приватизируемого имущества;
определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот;
порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества;
требования к программам приватизации муниципального имущества в области обеспечения определенных в настоящем Законе целей и способов приватизации.
3. Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:
имущество, приватизация которого запрещена;
имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации физических и юридических лиц иностранных государств, а также резидентов Кабардино-Балкарской Республики, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц физических и юридических лиц иностранных государств;
имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства Кабардино-Балкарской Республики;
имущество, которое приватизируется на основании решения республиканского органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом (далее - республиканский орган по управлению государственным имуществом), по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики (далее - соответствующие республиканские органы).
Программа приватизации содержит прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в собственности Кабардино-Балкарской Республики, предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения при их приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пятьсот тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Также в указанные перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности Кабардино-Балкарской Республики. Продажа не включенных в указанные перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности Кабардино-Балкарской Республики, не допускается.
В прогнозные перечни, в частности, включаются:
открытые акционерные общества, при продаже акций которых Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято решение о закреплении таких акций в государственной собственности или об использовании специального права на участие Кабардино-Балкарской Республики в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");
открытые акционерные общества, в отношении акций которых, находящихся в государственной собственности, в следующем году предполагается принять решение о прекращении их закрепления с указанием способа распоряжения ими (частичная или полная продажа), с использованием в отношении указанных акционерных обществ специального права на участие Кабардино-Балкарской Республики в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");
открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в государственной собственности, подлежат передаче в качестве вклада Кабардино-Балкарской Республики в уставные капиталы хозяйственных обществ;
открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в республиканской собственности, могут быть отчуждены владельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
В программе приватизации содержатся данные о государственных унитарных предприятиях, приватизация которых может быть осуществлена посредством передачи государственного имущества в аренду работникам указанных предприятий с правом его выкупа в порядке, установленном пунктом 8 статьи 18 настоящего Закона.
В программе приватизации могут содержаться перечни видов государственного имущества, при приватизации которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан Кабардино-Балкарской Республики.
4. Ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики о приватизации на оборот отдельных видов государственного имущества, сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом.
5. Законы Кабардино-Балкарской Республики и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить настоящему Закону и программе приватизации.
Статья 5. Полномочия Кабардино-Балкарской Республики или муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ
1. В целях обеспечения безопасности Кабардино-Балкарской Республики, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Кабардино-Балкарской Республики соответственно Правительство Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие соответственно Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных образований в управлении указанными открытыми акционерными обществами (далее - специальное право ("золотая акция").
Республиканский орган по управлению государственным имуществом по согласованию с отраслевыми министерствами и ведомствами или органы местного самоуправления назначают соответственно представителей Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных образований в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения:
о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
о реорганизации открытого акционерного общества;
о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
о заключении указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность;
об избрании генерального директора акционерного общества.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг открытого акционерного общества, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований вправе обратиться в суд с иском к члену Совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" убытков.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований являются членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества. Места представителей Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в совете директоров (наблюдательном совете) не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета). Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований - члены совета директоров (наблюдательного совета) - имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Кабардино-Балкарской Республики или органы местного самоуправления, принявшие решения об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.
3. Одновременное закрепление в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества и использование в отношении его специального права ("золотой акции") не допускаются.
4. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
5. Представителями Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований могут назначаться соответственно государственные и муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 6. Представление интересов Кабардино-Балкарской Республики или муниципальных образований в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности
1. В целях обеспечения безопасности Кабардино-Балкарской Республики, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Кабардино-Балкарской Республики соответственно Правительство Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения о закреплении акций указанных открытых акционерных обществ в государственной или муниципальной собственности.
2. Республиканский орган по управлению государственным имуществом по согласованию с отраслевыми органами, органы местного самоуправления назначают соответственно представителей Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности.
3. Представителями Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Представители Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, являющиеся государственными или муниципальными служащими, не могут получать в открытых акционерных обществах вознаграждение в денежной или иной форме, а также покрывать за счет указанных открытых акционерных обществ и третьих лиц расходы на осуществление своих функций.
Статья 7. Республиканский орган по управлению государственным имуществом
1. Республиканский орган по управлению государственным имуществом определяет Президент Кабардино-Балкарской Республики по представлению Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Руководитель республиканского органа по управлению государственным имуществом является членом Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Руководитель республиканского органа по управлению государственным имуществом при расширении своих функций может являться заместителем Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
2. Для осуществления единой государственной политики в области приватизации государственного имущества республиканский орган по управлению государственным имуществом:
координирует деятельность соответствующих республиканских органов в области управления и распоряжения государственной собственностью;
разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные настоящим Законом, программой приватизации, другими законами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства о приватизации;
совместно с соответствующими республиканскими органами представляет Правительству Кабардино-Балкарской Республики проект программы приватизации;
организует и контролирует реализацию программы приватизации;
осуществляет руководство и контроль за проведением приватизации государственного имущества;
в соответствии со своей компетенцией принимает решение о приватизации государственного имущества и передает объекты приватизации специализированному учреждению, которому Правительством Кабардино-Балкарской Республики предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи государственного имущества (далее - специализированное учреждение), для продажи в порядке, установленном настоящим Законом;
осуществляет в порядке, установленном настоящим Законом, другими законами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
от имени Кабардино-Балкарской Республики является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
от имени Кабардино-Балкарской Республики осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;
создает комиссии по приватизации государственного имущества;
организует в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики, учет государственного имущества и ведение его реестра.
3. Республиканский орган по управлению государственным имуществом не вправе делегировать свои полномочия, определенные настоящим Законом, другим республиканским органам, а также физическим и юридическим лицам.
4. Республиканский орган по управлению государственным имуществом совместно с органами местного самоуправления готовит предложения о разграничении федеральной, государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики и муниципальной собственности. Решения о разграничении государственной собственности принимаются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
5. Республиканский орган по управлению государственным имуществом может наделяться полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом. В этом случае республиканский орган по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность по управлению и распоряжению федеральным имуществом в соответствии с положением об органе по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, который наделен полномочиями территориального федерального органа по управлению государственным имуществом. Указанное положение утверждает Правительство Российской Федерации.
6. В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления могут создаваться органы по управлению муниципальным имуществом.
Статья 8. Покупатели государственного и муниципального имущества
1. При приватизации государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля государства и муниципальных образований превышает 25 процентов (далее - покупатели), не могут быть покупателями такого имущества.
2. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателей.
Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи государственного или муниципального имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка приватизации государственного или муниципального имущества признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Перечень документов, представляемых покупателями, и порядок их представления определяет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Обязательным является представление покупателями - юридическими лицами своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности, а также справок налоговой инспекции. Справки налоговой инспекции представляются покупателями - юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и покупателями - физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более двух тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Статья 9. Продавцы государственного и муниципального имущества
1. Продажу государственного имущества осуществляет специализированное учреждение, которому Правительством Кабардино-Балкарской Республики предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества.
2. Специализированное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики является юридическим лицом и наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Деятельность специализированного учреждения по продаже объектов приватизации не облагается налогами.
3. Специализированное учреждение в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
от имени Кабардино-Балкарской Республики владеет переданными ему республиканским органом по управлению государственным имуществом объектами приватизации до момента их продажи, в том числе может осуществлять полномочия Кабардино-Балкарской Республики как акционера (участника) в хозяйственных обществах;
от имени Кабардино-Балкарской Республики осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;
выступает на основании поручения Правительства Кабардино-Балкарской Республики учредителем хозяйственных обществ;
назначает своих представителей для продажи государственного имущества;
ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате приватизации государственного имущества;
ведет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учет подлежащих приватизации акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих Кабардино-Балкарской Республике, а также учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи;
получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате приватизации государственного имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой приватизации;
осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых специализированное учреждение от имени Кабардино-Балкарской Республики осуществляет полномочия акционера (участника);
осуществляет от имени Кабардино-Балкарской Республики выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
осуществляет иные функции, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, перечень которых определяет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
4. Из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, право голоса на общих собраниях акционеров может иметь не более 25 процентов акций плюс одна акция от общего числа акций указанного открытого акционерного общества.
5. Порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Обязательным условием указанных договоров является обязательство реализации представителями выставляемых на продажу объектов приватизации на утвержденных указанными договорами условиях и по цене, которая не должна быть ниже, чем установленная начальная цена.
Отбор представителей проводится на конкурсной основе. Деятельность представителей финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи государственного имущества.
6. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Статья 10. Средства платежа при приватизации государственного и муниципального имущества
1. При приватизации государственного и муниципального имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.
2. В случаях и в порядке, установленных федеральными и настоящим законами, средством платежа при приватизации государственного и муниципального имущества могут быть признаны целевые долговые обязательства Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 11. Распределение денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества
1. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного имущества, распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены программой приватизации, и не подлежат налогообложению.
Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики, местные бюджеты и являются обязательными платежами.
2. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
3. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики, местные бюджеты не позднее двадцать пятого числа соответствующего месяца.
Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.
4. В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, республиканский (муниципальный) орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся координация и регулирование деятельности по сбору налогов, имеет право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств со счетов продавцов государственного и муниципального имущества.
5. За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, продавцами государственного и муниципального имущества уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.