Республиканское трехстороннее Соглашение
между Правительством КБР, объединениями работодателей
и Федерацией Профсоюзов КБР на 2002-2004 годы
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Республиканское трехстороннее соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, полномочными представителями работников и региональным объединением работодателей Кабардино-Балкарской Республики на 2005-2007 гг. от 24 марта 2005 г.
См. Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики КБР на 2004 год, утвержденное Решением Кабардино-Балкарской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Правительство, объединения работодателей и Федерация Профсоюзов Кабардино-Балкарии, действуя в соответствии с законодательством РФ и КБР, руководствуясь интересами обеспечения социального мира и согласия в обществе и установления социальных гарантий для граждан Кабардино - Балкарии, стремясь к обеспечению ненасильственного регулирования социально - трудовых отношений на основании Законов РФ "О коллективных договорах и соглашениях" и КБР "О социальном партнерстве" заключили настоящее Соглашение.
Стороны намерены содействовать осуществлению социально-экономических реформ, развитию конкурентоспособного товарного производства, обеспечению социальной защищенности и поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения.
В целях реализации достигнутого Соглашения стороны договорились о нижеследующем:
1. В области стабилизации экономики и стимулирования производства
1.1. Разработать и осуществить систему стимулирования малого и среднего бизнеса, шире привлекать банки к работе субъектов малого предпринимательства. Осуществлять меры по созданию оптимальных условий хозяйственной, предпринимательской деятельности, по приданию устойчивого характера развитию промышленности - основы всей экономики и добиваться их реализации.
1.2. Внести в Парламент КБР предложения, направленные на дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом повышения эффективности ее воздействия на развитие в республике рыночной экономики и создание благоприятных условий для вложения инвестиций в хозяйственный комплекс республики.
1.3. Продолжить работу по повышению эффективности действий исполнительной власти республики, особенно в вопросах создания в республике условий для развития современной рыночной экономики и инвестиционной активности. Повысить эффективность монопольной политики.
1.4. Осуществлять формирование и размещение на конкурсной основе заказов на продукцию и услуги для республиканских нужд.
1.5. Содействовать оздоровлению финансового положения предприятий и организаций республики. Согласно законодательству РФ и КБР регулярно осуществлять меры по разрешению неплатежей, реструктуризации накоплений задолженности.
1.6. Оказывать содействие развитию системы ипотечного кредитования с целью оказания помощи населению в приобретении жилья.
1.7. Содействовать развитию в республике системы подготовки руководящих кадров и рабочих кадров массовых профессий по всем ключевым отраслям хозяйственного комплекса республики.
1.8. Обеспечивать реализацию Закона Российской Федерации "О едином продовольственном налоге в системе сельскохозяйственного производства".
1.9. Регулярно проводить независимые экспертные оценки экономических и социальных последствий реструктуризации республиканских хозяйствующих субъектов.
1.10. Регулярно анализировать эффективность реализации местного (республиканского) налогового законодательства, оперативно устранять его недостатки, внося соответствующие предложения в Парламент КБР.
1.11. Ежегодно осуществлять конкретные инвестиции на обновление автомобильного и троллейбусного пассажирского транспорта. Принять меры к обеспечению бесперебойного движения общественного транспорта.
1.12. Разработать на период 2002-2006 годов республиканские программы по основным хозяйственным и социальным сферам деятельности.
2. В области оплаты труда
2.1. Обеспечить соотношение минимального размера заработной платы и прожиточного минимума в размерах не ниже предусмотренных законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
2.2. За счет роста объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), снижения их себестоимости, роста производительности труда, дальнейшего упорядочения системы оплаты труда и иных факторов в течение 2002-2004 годов обеспечивать ежегодно приближение средней заработной платы по республике к уровню средней зарплаты по Российской Федерации. Обеспечить размер средней заработной платы одного работника экономики КБР в 2002 г. не ниже 2300 рублей, 2003 г. - 2760 рублей, 2004 г. - 3320 рублей.
2.3. Утвердить Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики на 2002 год (Приложение 1) до принятия Закона КБР о потребительской корзине в КБР. После ввода в действие названного закона рассчитывать базовую и отраслевую тарифные ставки рабочих основных профессий в зависимости от нового размера прожиточного минимума, внести в Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы и рассмотреть на Кабардино-Балкарской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Выплату заработной платы производить в денежной форме. В соответствии с коллективным и трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме на предприятиях всех отраслей экономики, включая сельское хозяйство, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
Запретить выплату заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничен их свободный оборот.
В сельском хозяйстве до получения сельхозпродукции производить ежемесячное авансирование в денежной форме в размере не ниже тарифной ставки 1 разряда рабочего-сдельщика основной профессии по предприятию, предусмотренной Положением о тарифном регулировании работников предприятий и организаций материальной сферы экономики КБР.
Объединениям работодателей, предприятиям и организациям материальной сферы экономики при разработке и утверждении соглашений коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) руководствоваться названным Положением.
Установить, что в случае, если:
- на предприятиях выплата текущей заработной платы производится своевременно, а задолженность по выплате заработной платы за предыдущие периоды выплачивается по частям, выплачивать задолженность руководителям и административно-управленческому персоналу размерам этих выплат;
- выплаты текущей заработной платы задерживаются, или сроки погашения задолженности за предыдущие периоды нарушаются, должностные оклады руководителям и административно-управленческому персоналу не могут повышаться, если соответствующее повышение не предусмотрено для всех категорий работников предприятий;
- руководителей и иных ответственных должностных лиц предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы работникам и в то же время использующих денежные средства на строительство административных зданий, приобретение квартир, домов, коттеджей, ценных бумаг, мебели, служебных автомобилей, предоставление кредитов и ссуд. Внесение средств в уставный капитал других организаций, включая дочерние, и иные цели, не связанные непосредственно с производственной деятельностью, привлекать к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Содействовать тому, чтобы в соответствии с ростом инфляции Федеральные органы обеспечивали ежегодно индексацию тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
2.5. Постоянно осуществлять меры, направленные на достижение заработной платы, обеспечивающей вхождение квалифицированных рабочих и служащих в устойчивый средний класс.
2.6. Обеспечить усиление государственного и общественного контроля за выделением и использованием средств на оплату труда на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности и источников финансирования. Создать в районах, в г. Нальчике и в г. Прохладном общественные комиссии по контролю за использованием бюджетных средств.
2.7. Обеспечить безусловное соблюдение Закона РФ "О порядке возмещения материального ущерба в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий и других социальных выплат гражданам".
Правительство и Союз промышленников и предпринимателей КБР содействует безусловной своевременной выплате заработной платы работникам за текущий период. Несвоевременность выплаты заработной платы и наличие образовавшихся долгов по зарплате должно стать обязательным поводом для персонального обсуждения этих обстоятельств на заседаниях трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2.8. Индексировать месячные тарифные ставки (приложение 1) в меру роста потребительских цен на товары и услуги, в соответствии с утвержденным порядком индексации.
2.9. Принимать руководством хозяйствующих субъектов республики необходимые организационно-технологические меры к повышению в течение 2002-2004 гг. доли заработной платы в себестоимости выпускаемой продукции.
3. В области социальной защиты граждан
3.1. Обеспечить разработку и реализацию Программы социально - экономического развития КБР на 2002-2006 годы, Программы содействия занятости населения КБР на 2002-2006 годы и других отраслевых программ, предусматривающих меры по обеспечению трудовой занятости населения КБР. По итогам каждого полугодия представлять в республиканскую трехстороннюю Комиссию итоги выполнения Программы социально-экономического развития КБР на 2002-2006 годы, Программы содействия занятости населения КБР на 2002 - 2006 годы.
3.2. Содействовать обязательной разработке социальных планов предприятий и организаций, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их трудоустройство, обеспечение временной занятости и другие действия, направленные на социальную защиту работников.
3.3. Разработать комплекс мер, обеспечивающих равенство женщин на рынке труда.
3.4. Обеспечить разработку и реализацию комплексных мер по социальной адаптации и трудоустройству выпускников высших, средних и профессиональных учебных заведений, молодежи, уволенной в запас из рядов Российской армии, на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
3.5. Обеспечить реализацию Республиканской целевой программы содействия в развитии персонала на производстве на период до 2006 г.
Обеспечить развитие системы внутрипроизводственного обучения кадров в соответствии с нормативом минимальных ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку персонала в размере 2-4 % от фонда оплаты труда.
3.6. При проведении приватизации должны оговариваться особые требования по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест.
3.7. Оказывать содействие по обеспечению своевременной выплаты пособий по безработице и погашению образовавшейся задолженности.
3.8. Содействовать выработке условий и порядку стимулирования работодателей, участвующих в создании новых рабочих мест, проводящих политику социальной защиты работников и развитие системы страхования от социальных и производственных рисков.
3.9. Оказывать воздействие на регулирование цен на товары первой необходимости, определяющие потребительскую корзину.
3.10. Не допускать повышения цен и тарифов на товары и услуги предприятий-монополистов без компетентной проверки экономической обоснованности посредством привлечения независимых экспертов и последующей компенсации выпадающих доходов. Оказывать финансовую помощь на приобретение некоторых продуктов питания лечебным и детским школьным учреждениям, ученическим, студенческим столовым, домам престарелых, финансируемым из бюджета республики.
3.11. Осуществлять комплекс мер для проведения детской оздоровительной кампании с охватом детей не ниже уровня 2001 года, предусматривать выделение необходимых финансовых средств из бюджета КБР и других источников.
Практиковать оздоровление детей и подростков в присельских лагерях труда и отдыха.
3.12. Продолжить обеспечение всех желающих участками под огороды и выделение садовых участков. Повысить ответственность администраций районов и городов за рациональное использование выделенных земельных участков.
3.13. Регулярно, но не реже одного раза в квартал, публиковать в средствах массовой информации статистические данные о социально - экономической обстановке в КБР, в том числе об уровне инфляции, индексах цен, прожиточном минимуме, безработице и иных социальных параметрах.
3.14. Содействовать повышению эффективности борьбы с коррупцией и преступностью и усилить ответственность правоохранительных, хозяйственных и государственных органов власти.
3.15. Ввести обязательную публикацию в средствах массовой информации отчетов о работе Фонда социального страхования Российской Федерации по КБР, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования.
3.16. Обеспечивать совместные действия в проведении кампании по заключению отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных договоров на предприятиях и в организациях республики всех форм собственности.
3.17. Содействовать заключению Соглашений между администрациями районов (городов) (от лица муниципальных предприятий) и межотраслевыми районными (городскими) советами председателей профкомов (от лица трудовых коллективов).
3.18. Не допускать консолидации средств государственных внебюджетных социальных фондов в республиканском бюджете. Обеспечивать совместный контроль по целевому использованию средств внебюджетных фондов: социального страхования, пенсионного, обязательного медицинского страхования, по экологической безопасности.
Заслушивать на заседаниях Республиканской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отчеты внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых средств.
3.19. Разрабатывать и осуществлять под регулярным контролем организационно-технические мероприятия, обеспечивающие снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению республики, а также оснащение жилых домов и квартир контрольно - измерительными приборами. Оказывать финансовую помощь по содержанию жилищного фонда. Включать ежегодно в республиканский (КБР) бюджет и местные бюджеты городов и районов средства для финансирования жилищнокоммунального хозяйства.
3.20. Синхронизировать меры по повышению доходов населения с этапами проведения жилищно-коммунальной реформы. Обеспечивать постоянный контроль реализации закона КБР в части максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом экономической обоснованности, доступности для населения этих платежей.
3.21. Обеспечивать предоставление адресных субсидий при повышении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг.
3.22. Принять участие в разработке социально ориентированного Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.23. Обеспечивать работникам народного образования выплаты за книгоиздательскую деятельность.
3.24. Разработать и осуществить с 2002 года механизм пересчета стоимости коммунальных услуг для специалистов бюджетной сферы сельской местности, в связи с газификацией республики.
3.25. Обеспечивать бесплатное проведение обязательных медицинских осмотров работников народного образования и реализацию льгот по коммунальным услугам для работников сельских школ.
3.26. Сохранить адресную поддержку наименее обеспеченных граждан республики.
3.27. Содействовать реализации требований трудового законодательства по заключению трудовых договоров (контрактов) между работником и работодателем в письменной форме. Не допускать заключение срочных трудовых договоров в случаях, не обусловленных действующим законодательством.
3.28. Использовать имеющиеся возможности вторичного рынка жилья для обеспечения жильем наименее обеспеченных слоев населения.
3.29. Обеспечить реализацию льгот и погашение образовавшихся долгов по жилищно-коммунальным услугам работников образования, культуры и здравоохранения, проживающим в сельской местности.
3.30. Принять и реализовать меры по укреплению предприятий муниципальной торговли, по повышению их конкурентной устойчивости.
3.31. Обеспечить совместное финансирование оплаты труда работников учреждений культуры профсоюзов и расходов на содержание спортивных сооружений.
3.32. Выделять ежегодно дотации (в сумме, согласованной с Правительством КБР) из бюджета КБР на покрытие убытков почтовой связи, возникающих в результате установления фиксированных тарифов на распространение республиканских периодических изданий ниже уровня себестоимости в соответствии с Законом КБР "О государственном регулировании цен и тарифов и контроля за их соблюдением в КБР".
4. В области здравоохранения, охраны труда, окружающей
среды и природных ресурсов
4.1. Разработать меры по повышению эффективности использования средств в системе обязательного медицинского страхования, введению механизмов обязательности перечисления платежей на ОМС за неработающее население в полном объеме, упорядочению деятельности страховых медицинских организаций, сохранения инвестирующей роли государственного и муниципального сектора здравоохранения. Принять меры по нормализации ситуации, сложившейся в обеспечении и торговле лекарствами.
4.2. Рассмотреть и принять решение о механизмах обеспечения финансирования, в т.ч. за счет средств обязательного социального страхования и бюджетных источников, уровня и объемов санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, поддержки детско - юношеских школ, оздоровления детей и подростков.
4.3. При ежегодном рассмотрении республиканского бюджета добиваться приоритетного роста ассигнований на развитие сфер здравоохранения, образования, культуры и спорта.
4.4. Обеспечивать разработку, контроль и содействие реализации республиканской Программы по охране и улучшению условий труда, а также исполнения требований Закона КБР "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике".
4.5. Правительство КБР включает ежегодно в республиканский (КБР) бюджет отдельной строкой средства для финансирования республиканских программ:
- по охране и улучшению условий труда;
- по охране окружающей среды;
- по оздоровлению, отдыху и занятости детей, подростков и учащейся молодежи;
- по платежам за неработающее население в отделение Фонда медицинского страхования РФ по КБР.
4.6. В целях обеспечения выполнения требований Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (217) и Закона КБР "Об охране труда в Кабардино - Балкарской Республике" (ст. 11) принимать необходимые меры по созданию в каждой организации с численностью более 100 работников службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.
4.7. В целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона КБР "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" обеспечить:
- взаимодействие органов государственной власти КБР, органов местного самоуправления, работодателей, объединений, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
- создание в министерствах и ведомствах, органах местного самоуправления служб охраны труда как одной из основных составляющих системы государственного управления охраной труда;
- функционирование системы государственного управления охраной труда в республике;
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в рамках Республиканской, отраслевых, муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- выделение средств из федерального и республиканского бюджетов на создание отраслевых фондов охраны труда;
- функционирование системы непрерывного обучения и проверки знаний руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций по вопросам охраны труда.
4.8. Содействовать проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и сертификации производственных объектов на соответствование требованиям по охране труда.
4.9. Осуществлять организационную работу по созданию и обеспечению деятельности уполномоченных, доверенных лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива и совместных комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях и в организациях.
4.10. Совершенствовать систему экологического мониторинга и экологической сертификации производства, способствовать развитию всеобщего непрерывного и обязательного экологического воспитания и образования, методическому и правовому обеспечению работ по оценке степени опасности изменений окружающей среды. Обеспечивать систематическое информирование населения об экологической и радиационной обстановке в республике и принимаемых правительством мерах по ее улучшению.
4.11. Осуществлять контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов о труде и охране труда.
4.12. Рассмотреть и принять решение о выпуске поквартального бюллетеня по охране окружающей среды.
5. В области социального партнерства
5.1. Руководствоваться Законом КБР "О социальном партнерстве" во взаимоотношении социальных партнеров на всех уровнях и во всех субъектах республиканского хозяйственного комплекса.
5.2. Каждой стороной настоящего Соглашения строго соблюдать моральные и законодательные принципы социального партнерства. Согласовывать с представителями сторон проекты законодательных актов КБР, затрагивающих интересы работников и работодателей, а также решения и нормативные документы республиканских исполнительных органов власти по вопросам регулирования трудовых отношений, занятости населения, заработной платы, охране труда, экологической безопасности, социального страхования, по разработке социально-экономических программ, формирования и использования Фондов социального назначения и по другим вопросам социально-трудовой направленности.
Содействовать разрешению противоречий, возникающих при заключении отраслевых и региональных соглашений между правительственными структурами, объединениями работодателей и профсоюзами.
Оказывать оперативное содействие и принимать решения по преодолению коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.3. Правительство КБР содействует:
- созданию профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности;
- обеспечению условий для законной деятельности профсоюзов и их выборных органов;
- сохранению установившегося и не противоречащего уставу профсоюзов порядка удержания и перечисления профорганам профвзносов на предприятиях и в организациях по безналичному расчету;
- участию профсоюзов в решении вопросов по использованию средств республиканских фондов социального назначения;
- участию представителей профсоюзных комитетов предприятий, организаций и обществ в их коллективных органах управления, а рескомов отраслевых профсоюзов в коллегиях министерств и ведомств.
5.4. По итогам полугодий представлять в республиканскую трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений статистические данные, определяющие социально-экономическую ситуацию для осуществления постоянного контроля за качеством и уровнем жизни в республике.
5.5. Правительство КБР совместно с ФП КБР в соответствии со ст. 18 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" принимают участие в долевом финансировании подготовки повышения квалификации профсоюзных кадров и обучения членов профсоюзов по вопросам трудового законодательства, охраны труда и рыночной экономике в размере 200 тыс. рублей ежегодно.
5.6. Правительство КБР содействует в обеспечении печатания на полиграфкомбинате им. Революции 1905 г. на безвозмездной основе газеты ФП КБР в пределах взаимно согласованной суммы.
5.7. Союз промышленников и предпринимателей республики обеспечивает соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствует созданию и функционированию профсоюзов на предприятиях и в организациях от их организационно-правовой формы.
5.8. Стороны признают необходимым обеспечить:
- уважение внутриуставной деятельности профсоюзов и их объединений, если указанная деятельность не противоречит законодательству РФ;
- невмешательство в финансовую деятельность организаций профсоюзов и их объединений, регулирование предоставления им налоговых или иных льгот.
5.9. Практиковать раз в полугодие встречи профактива республики с Председателем Правительства КБР для взаимного информирования о социально - экономическом положении в республике и совместных мерах по разрешению возникших проблем.
6. Механизмы реализации Соглашения
6.1. Настоящее соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до заключения нового Соглашения.
6.2. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, в том числе по срокам исполнения и ответственности конкретных исполнителей.
6.3. В развитие Соглашения могут разрабатываться предложения и протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Соглашения.
6.4. Соглашение обязательно для выполнения подписавшими его сторонами. Оно открыто для присоединения (с подтверждением в письменном виде) других объединений предпринимателей.
6.5. По взаимному согласию сторон в Соглашение могут вноситься дополнения и изменения.
6.6. Коллективные переговоры о заключении Соглашения на 2005-2007 годы должны быть начаты не позднее 1 октября 2004 года.
6.7. Стороны признают настоящее Соглашение Республиканским правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2004 гг. и, руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
От Правительства КБР:
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской
Республики |
Х.Чеченов |
От профсоюзов КБР:
Председатель Федерации Профсоюзов
Кабардино-Балкарской
Республики |
П.Таов |
От работодателей КБР:
Президент Союза промышленников
и предпринимателей
Кабардино-Балкарской
Республики |
М.Ахохов |
Приложения N 1 и N 2 не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское трехстороннее Соглашение между Правительством КБР, объединениями работодателей и Федерацией Профсоюзов КБР на 2002-2004 годы
Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до заключения нового Соглашения
Текст Соглашения опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 12 апреля 2002 г. N 71 ( 20418 )
Соглашение фактически прекратило действие
См. Республиканское трехстороннее соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, полномочными представителями работников и региональным объединением работодателей Кабардино-Балкарской Республики на 2005-2007 гг. от 24 марта 2005 г.