Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9.
Основы организации лесного хозяйства
Статья 46. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
1. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.
2. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
1) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
2) многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;
3) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
4) рациональное использование земель лесного фонда;
5) повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
6) сохранение биологического разнообразия;
7) сохранение объектов историко - культурного и природного наследия.
Статья 47. Группы лесов и категории защитности лесов первой группы
1. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
2. В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.
3. В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие).
См. Основные положения по выделению особо защитных участков леса, утвержденное приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348
4. На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимаются Правительством Кабардино - Балкарской Республики по предложению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике.
5. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда.
Статья 48. Леса первой группы
1. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных , защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
2. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:
1) запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
2) запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
3) противоэрозионные леса;
4) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и республиканского значения;
5) государственные защитные лесные полосы;
6) ленточные боры;
7) леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
8) леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
9) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
10) леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов;
11) особо ценные лесные массивы;
12) леса, имеющие научное или историческое значение;
14) орехово - промысловые зоны;
15) лесоплодовые насаждения;
16) леса государственных природных заповедников;
17) леса национальных парков;
18) леса природных парков;
19) заповедные лесные участки.
Статья 49. Леса второй группы
К лесам второй группы относятся леса на территориях с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно - гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Статья 50. Леса третьей группы
1. К лесам третьей группы относятся леса многолесных территорий, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.
2. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.
Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Указанные критерии утверждены приказом Рослесхоза от 27 июня 1997 г. N 83
Статья 51. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов, и каждой категории защитности лесов первой группы
1. При отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации.
2. Параметры особо защитных участков лесов утверждаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике на основании материалов лесоустройства или специального обследования. Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством.
Статья 52. Порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы
1. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющим важное значение для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 53. Порядок установления возраста рубок
Возраст рубок определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых ими функций, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород.
Обоснование возраста рубок проводится при лесоустройстве или по результатам научных исследований.
Установление возраста рубок осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством.
Статья 54. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
1. Расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом.
2. Федеральный орган управления лесным хозяйством определяет случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.
3. Расчетная лесосека утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством с участием Правительства Кабардино - Балкарской Республики и специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.
4. Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
5. Расчетная лесосека по Кабардино-Балкарской Республике определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.
6. При изменении границ участков лесного фонда, возраста рубок, групп лесов, категорий защитности лесов первой группы, а также при других изменениях в лесном фонде расчетная лесосека определяется и утверждается вновь в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 33-РЗ статья 55 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 55. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевода земель лесного фонда в земли иных категорий
1. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:
1) в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;
2) в лесах второй и третьей групп - Правительством Кабардино-Балкарской Республики по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
2. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, определение состава и порядка подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным законодательством Российской Федерации случаях.
Статья 56. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом
1. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с разрешения территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике.
2. На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем на срок лесопользования строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации.
3. В решении территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, указываются место нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекультивации этого участка после истечения срока перевода.
Статья 57. Порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с Правительством Кабардино - Балкарской Республики и территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством по Кабардино-Балкарской Республике с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.
Статья 58. Порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 33-РЗ часть 1 статьи 58 настоящего Закона изложена в новой редакции
1. Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, осуществляются на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.
3. В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет.
4. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.
Статья 59. Государственный учет лесного фонда
1. Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра.
2. Перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 60. Государственный лесной кадастр
1. Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 33-РЗ в часть 2 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения
2. Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
3. Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальный орган по Кабардино-Балкарской Республике.
4. Перечень показателей государственного лесного кадастра и методика экономической оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Порядок ведения государственного лесного кадастра определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 61. Мониторинг лесов
Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Статья 62. Государственные (целевые) программы Кабардино - Балкарской Республики по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов
1. Для осуществления рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются государственные (целевые) программы Кабардино-Балкарской Республики.
Государственные (целевые) программы Кабардино-Балкарской Республики по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов разрабатываются Правительством Кабардино - Балкарской Республики с учетом предложений специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов и утверждаются Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. Реализация государственных (целевых) программ Кабардино Балкарской Республики осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
2. Финансирование и реализация государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "О государственных (целевых) программах социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики."
Статья 63. Обязательная сертификация лесных ресурсов
Обязательной сертификации подлежат древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом МПР РФ от 16 апреля 2001 г. N 317 утверждено Положение о системе обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов в лесном фонде Российской Федерации
См. постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 131 "Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов"
Статья 64. Лесоустройство
1. Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно - технической политики в лесном хозяйстве.
2. При лесоустройстве осуществляются:
1) определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
2) выполнение топографо - геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
3) инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
4) выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
5) выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
6) обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
7) определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
8) определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий;
9) определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей;
10) лесобиологические и другие специальные обследования;
11) надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
12) иные лесоустроительные действия.
Статья 65. Лесоустроительные проекты
При лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно - техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.
Статья 66. Система проведения лесоустройства
1. Лесоустройство на территории лесного фонда проводится государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством.
2. Лесоустройство выполняется по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством.
3. Ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства запрещается.
Статья 67. Информация о лесном фонде
Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1252 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью
Статья 68. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов
1. Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.
См. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544
Статья 69. Государственная лесная охрана
Государственная лесная охрана на территории Кабардино - Балкарской Республики осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.