Постановление Главы администрации г. Нальчика
Кабардино-Балкарской Республики от 14 июня 2001 г. N 614
"О Программе реформирования системы дошкольного образования"
6 августа 2004 г.
В целях обеспечения эффективного использования имеющихся в системе образования ресурсов для более полного удовлетворения образовательных запросов населения города, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, создания условий для реализации принципа непрерывности в сфере образования, постановляю:
1. Утвердить Программу реформирования системы дошкольного образования г. Нальчика на период 2001 - 2005 гг. (прилагается).
2. Департаменту образования и науки (Шогенов А.А.) разработать конкретный план реализации Программы и обеспечить его выполнение.
3. Департаменту финансов (Бишенов А.А.) выделять средства по заявкам Департамента образования и науки на реализацию Программы в текущем году в пределах ассигнований, заложенных в бюджет на 2001 год по разделу "Образование".
4. Департаментам образования и науки и финансов (Шогенов А.А., Бишенов А.А.) предусмотреть в бюджете на 2002 год необходимые средства на реализацию I этапа "Программы реформирования системы дошкольного образования г. Нальчика на период 2001 - 2005 гг."
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Хутова М.Ш.
Глава администрации |
Х.А.Бердов |
Программа
реформирования системы дошкольного
образования г. Нальчика
(утв. Постановлением Главы администрации г. Нальчика
от 14 июня 2001 г. N 614)
6 августа 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование Программа реформирования системы
дошкольного образования
Заказчики программы Министерство образования и науки
КБР, администрация г. Нальчика
Разработчик программы Департамент образования и науки
г. Нальчика.
Цели и задачи Главная цель Программы - создание
программы условий, позволяющих эффективно
использовать имеющиеся в системе
образования ресурсы для более полного
удовлетворения образовательных
запросов населения города, повышения
качества предоставляемых
образовательных услуг и реализации
принципа непрерывности в
многоуровневой и многоступенчатой
городской системе образования.
Одновременно при реализации Программы
обеспечивается решение следующих
задач:
- реструктуризация городской сети ДОУ в
целях более рационального
использования материально -
технической базы и кадрового
потенциала для повышения
эффективности воспитания и обучения
детей дошкольного и младшего
школьного возраста, охраны и
укрепления их физического и
психического здоровья, развития сферы
дополнительного образования детей;
- развитие системы вариативных
организационных форм работы с
дошкольниками и расширение спектра
предоставляемых образовательных услуг
в целях более полного удовлетворения
образовательных запросов населения
города и увеличения охвата детей
дошкольным образованием;
- нормативно - правовое и научно -
методическое сопровождение
деятельности интегрированных
образовательных учреждений,
реализующих преемственные
образовательные программы от
дошкольного до среднего (полного)
общего образования;
- создание сети вариативных
интегрированных образовательных
учреждений;
- снижение коэффициента загруженности
общеобразовательных учреждений за
счет перевода обучающихся в начальных
классах в создаваемые новые виды
образовательных учреждений;
- развитие системы дополнительного
образования, создание условий для
реализации в общеобразовательных
учреждениях программ дополнительного
образования.
Сроки и этапы Программа рассчитана на период 2001 -
реализации Программы 2005 гг. и реализуется в два этапа:
I этап: 2001 - 2002 гг.
II этап: 2003 - 2005 гг.
Исполнители и Департамент образования и науки
соисполнители г. Нальчика, муниципальные
Программы образовательные учреждения
г. Нальчика.
Источники Реализация программы будет
финансирования обеспечиваться за счет средств
республиканского и городского
бюджетов.
Ожидаемые конечные - Создание нормативно - правовой базы,
результаты реализации обеспечивающей функционирование и
программы развитие новых форм дошкольного
образования, а также интегрированных
образовательных учреждений для
обучения и воспитания детей
дошкольного и школьного возраста;
- создание сети вариативных
интегрированных образовательных
учреждений;
- охват всех детей дошкольного возраста
различными формами дошкольного
образования;
- обеспечение квалифицированного
педагогического консультирования
родителей;
- увеличение охвата детей
дополнительным образованием как через
развитие сети учреждений
дополнительного образования различных
типов и видов, так и через развитие
реализуемых в общеобразовательных
учреждениях программ дополнительного
образования.
Контроль за Контроль за реализацией Программы
реализацией Программы осуществляют Министерство образования
и науки КБР и администрация
г. Нальчика.
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде
чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить
этот порядок, мы произведем скороспелые
плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни
вкуса и не замедлят испортиться...
Ж.- Ж. Руссо
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества. Этот мир должен окружать ребенка
и тогда, когда мы хотим научить его читать и
писать. Да, от того, как будет чувствовать
себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку
лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.Сухомлинский
Введение
Система образования является необходимой составной частью любого общества, связанной с ним множеством нитей. Они активно влияют друг на друга, и все происходящие в обществе изменения находят свое отражение на системе образования, вызывая в ней адекватные изменения.
Происходящие в последние годы в республике социально - экономические и общественно - политические процессы существенно изменили социальный заказ, предъявляемый обществом образованию, и, соответственно, цели и задачи, стоящие перед образованием. Чтобы не остаться на обочине общественного развития и достойно ответить на брошенный временем непростой вызов, система образования вынуждена была меняться, искать новые возможности своего развития. В сложных условиях социальной и экономической нестабильности в обществе, острого дефицита средств, выделяемых на образование, неполноты нормативно - правовой базы и научно обоснованных ориентиров система образования методом проб и ошибок продвигалась к своему сегодняшнему состоянию. В настоящее время система образования г. Нальчика объединяет:
- 48 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- 9 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- 31 общеобразовательное учреждение;
- 1 школу - интернат;
- 1 вечернюю (сменную) школу;
- 6 учреждений дополнительного образования (рис. N 1).
Органом управления городской системой образования является Департамент образования и науки. В целях обеспечения гарантированного и стабильного снабжения всех дошкольных и общеобразовательных учреждений качественными продуктами питания создано муниципальное торгово - производственное объединение "Комбинат школьного питания".
Отличительными особенностями нынешнего состояния городской системы образования являются активная инновационно - экспериментальная деятельность образовательных учреждений, многообразие их типов и видов, широкий спектр предоставляемых им образовательных услуг.
Основным и наиболее уязвимым в современной непростой социально - экономической ситуации звеном целостной системы образования г. Нальчика является дошкольное образование. Именно эта ступень образования закладывает основы гармонически развитой личности и придает ей тот импульс развития, который во многом будет определять успех как школьного обучения, так и всей последующей жизни. Поэтому сохранение и развитие системы дошкольного образования администрация и Департамент образования и науки г. Нальчика рассматривают как задачу первостепенной важности.
Настоящая Программа разработана с учетом реальной ситуации, сложившейся в системе дошкольного образования, наметившихся в ней тенденций развития, а также имеющихся проблем и противоречий.
Главная цель Программы - создание условий, позволяющих эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы для более полного удовлетворения образовательных запросов населения города, повышения качества предоставляемых образовательных услуг и реализации принципа непрерывности в многоуровневой и многоступенчатой городской системе образования.
Систему дошкольного образования нельзя рассматривать изолированно от других частей целостной городской системы образования - систем общего и дополнительного образования, а также самого органа управления образованием города - Департамента образования и науки. Поэтому предусмотренные данной Программой преобразования затрагивают всю систему образования города и направлены на укрепление системообразующих связей между всеми ее звеньями.
Реализация Программы осуществляется в два этапа.
Главная задача первого этапа, рассчитанного на 2001 - 2002 гг. - нормативно - правовое и научно - методическое обеспечение деятельности интегрированных образовательных учреждений, создание условий для практической реализации принципа непрерывности на всех уровнях и ступенях общего образования.
Основная задача второго этапа, рассчитанного на период 2003 - 2005 гг. - структурная реорганизация системы дошкольного образования и обеспечение эффективного взаимодействия дошкольных и общеобразовательных учреждений для обеспечения преемственности реализуемых ими образовательных программ.
Решение сформулированных в Программе задач позволит обеспечить:
- дальнейшее развитие и эффективное взаимодействие систем дошкольного, общего и дополнительного образования в рамках единого городского образовательного пространства;
- более эффективное использование материально - технических, финансовых и кадровых ресурсов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения города;
- реализацию принципа преемственности в многоуровневой и многоступенчатой городской системе образования.
Основные программные мероприятия (задания):
- обеспечение условий для реализации равных прав и возможностей граждан города на образование всех уровней и ступеней;
- осуществление стабилизационных мер, обеспечивающих функционирование дошкольной образовательной системы в новых социально - экономических условиях;
- создание нормативно - правовой базы и соответствующих социально - экономических условий, обеспечивающих функционирование и развитие городской системы образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование в городе гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, способной предоставить широкий спектр образовательных услуг в рамках преемственных вариативных образовательных программ;
- совершенствование системы лицензирования и аттестации образовательных учреждений;
- разработка критериев оперативной и объективной оценки эффективности деятельности образовательных учреждений;
- организация работы городской системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования;
- создание условий для плавного перехода на 4-летнее начальное и 12-летнее общее образование;
- развитие материально - технической базы образовательных учреждений.
1. Состояние и основные проблемы развития
городской системы дошкольного образования
1.1. Состояние системы дошкольного образования города
Несмотря на сложные социально - экономические условия, повлекшие за собой значительное сокращение числа дошкольных образовательных учреждений в целом по России, в городе удалось сохранить сеть муниципальных ДОУ.
В настоящее время система дошкольного образования г. Нальчика объединяет 48 дошкольных образовательных учреждений различных видов и 9 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, из которых 8 учреждений вида "Начальная школа - детский сад" и одна прогимназия (рис. 2). Она способна предоставить широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.
Системой дошкольного образования охвачено 8113 детей, из которых 521 - это дети, нуждающиеся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи и воспитывающиеся в специальных коррекционных ДОУ и коррекционных группах.
Функционирующие в городе образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают задачу обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования. Количество воспитанников и обучающихся в них составляет 2015 ребенка, из которых 1353 детей дошкольного возраста и 662 обучающихся на ступени начального общего образования. Опыт работы таких образовательных учреждений показывает, что именно они создают наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей при переходе с дошкольной на начальную ступень общего образования. Проведенные контрольные срезы знаний учеников начальных классов показали, что в ОУ НШДС качество знаний таких учащихся выше, чем в общеобразовательных школах города. Данное обстоятельство свидетельствует о перспективности педагогических технологий непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, включающих в себя основания преемственности.
В системе дошкольного образования занято 1078 педагогических работников.
Анализ качественного состава педагогов показывает, что в городской системе дошкольного образования имеется значительный кадровый потенциал (табл. 1, рис.3).
Таблица 1
Качественный состав педагогов ДОУ
/-------------------------------------------\
| Образование | Кол-во | В % |
|------------------------+--------+---------|
| Высшее | 403 | 37 |
| Среднее специальное | 617 | 58 |
| Незаконченное | 58 | 5 |
| высшее | | |
| Категории | | |
| Высшая | 56 | 5.5 |
| I категория | 99 | 8 |
| II категория | 307 | 28 |
| Без категории | 616 | 58.5 |
| (разряды) | | |
| Педагогический стаж | | |
| До 5 лет | 349 | 34 |
| От 5 до 10 лет | 208 | 16 |
| От 10 до 15 лет | 290 | 27 |
| Свыше 15 лет | 231 | 23 |
\-------------------------------------------/
Новые социально - экономические и общественно - политические условия поставили перед системой образования города новую задачу - обеспечить благоприятные условия для формирования личностно и социально значимых ценностных ориентаций у детей и школьников разного возраста, развивать у них способность к осознанному саморазвитию и самоопределению. Решение данной задачи потребовало внести существенные коррективы в содержание образования детей. Вариативность программ, учебных планов, средств обучения заняла прочное место в системе образования города. Используемый в ДОУ широкий спектр комплексных и парциальных развивающих программ (прил. 1) позволяет учитывать разнообразие потребностей населения, строить педагогический процесс с учетом социально - экономических и национально - культурных особенностей города, реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.
В ДОУ наибольшее распространение получили программы "Радуга", "Детство" и типовая "Программа обучения и воспитания в детском саду" (рис. 4), которые дополняются комплексом специализированных программ по экологическому, художественно - эстетическому и музыкальному развитию детей.
Прослеживается очевидная тенденция ДОУ к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм. В настоящее время 65% ДОУ работают хотя бы по одному приоритетному направлению. Так, в ОУ НШДС N 63 и МДОУ NN 31, 46 реализуются авторские программы экологического воспитания; в МДОУ NN 72, 74, 66, 30, 58, 60, 31 - комплексно - целевая программа по обучению родному языку; в ОУ НШДС NN 52, 44 - программа художественно - эстетического воспитания; в МДОУ NN 2, 25, 50б, 56, 60, 27, 40, 18 - различные коррекционные программы.
Финансирование системы муниципальных ДОУ производится из средств городского бюджета.
Фактические расходы на дошкольное образование за 2000 год составили 45784,7 т. р. и выросли по сравнению с 1999 годом на 26,3% (36264,2 т. р.).
Значительно улучшилась ситуация с организацией питания детей в ДОУ. Фактические расходы на питание за 2000 год составили 14726,1 тыс. руб., в т.ч.:
- за счет бюджета города 6291,5 тыс. руб. (42,7%);
- за счет внебюджетных поступлений - 8434,6 тыс. руб. (57,3%).
Аналогичные показатели прошлого года составляют 3134,0 тыс. руб. (30,1%) и 7283,5 тыс. руб.(69,9%) соответственно. Таким образом, по сравнению с прошлым годом доля бюджетных средств в расходах на питание выросла с 30,1 до 42,7% (рис. 5).
Всего фактические расходы на содержание 1 ребенка в 2000 г. составили 43,26 руб. в день, в том числе 13,9 руб. на питание. Аналогичные показатели за 1999 год составили 34,7 руб. и 9,5 руб. Т.о. рост фактических расходов на содержание одного ребенка в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 24,7% (рис. 6).
Наблюдающаяся тенденция роста доли бюджетных средств в расходах, связанных с дошкольным образованием, имеет принципиальное значение для дальнейшего развития данной сферы. Данное обстоятельство позволило существенно снизить родительскую плату за содержание детей в ДОУ и сделать дошкольные образовательные услуги более доступными для населения города.
1.2. Проблемы дошкольного образования
Функционирование и развитие городской системы образования происходит в сложных условиях социальной и экономической нестабильности в обществе, острого дефицита средств, выделяемых на образование, и неполноты нормативно - правовой базы.
Именно тяжелое социально - экономическое положение выдвигает на первый план задачу рационального и эффективного использования имеющихся в системе образования ресурсов для обеспечения:
- необходимого качества предоставляемых образовательных услуг;
- полного охвата детей, в том числе нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, дошкольным воспитанием;
- реализации принципа непрерывности в многоуровневой и многоступенчатой системе образования города;
- оптимальных условий организации учебно - воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Одними из основных показателей эффективности использования имеющихся ресурсов являются коэффициент загруженности образовательных учреждений и охват детей учебно - воспитательной деятельностью.
Анализ коэффициентов загруженности образовательных учреждений (прил. N 2, 3, 4) показывает, что:
1. Средний коэффициент загруженности общеразвивающих ДОУ в целом по городу составляет Кср = 0,84, что свидетельствует о наличии значительного резерва неиспользуемой полезной площади.
2. Средний коэффициент загруженности ОУ НШДС в целом по городу близка к единице и составляет Кср = 0,96. Т.е. загруженность данных видов образовательных учреждений близка к оптимальной.
3. Средний коэффициент загруженности коррекционных ДОУ в целом по городу составляет Кср = 1,44, что говорит о перегруженности данных образовательных учреждений и необходимости предпринять меры по расширению сети коррекционных ДОУ.
4. Средний коэффициент загруженности общеобразовательных учреждений составляет Кср = 1,54. Этот показатель свидетельствует о том, что численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях значительно опережает их возможности, что вынуждает данные учреждения работать в двухсменном режиме. Данное обстоятельство значительно ухудшает качество образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, нарушает гигиену учебного труда и санитарные нормы, что отрицательно сказывается на здоровье обучающихся.
При наличии в ДОУ значительного резерва неиспользуемой полезной площади охват детей дошкольным воспитанием составляет всего 62,26% от общего числа всех детей дошкольного возраста, проживающих в г. Нальчике и пригородных поселках (рис. 7). Данный показатель на 2,36% выше аналогичного показателя прошлого года (59,9%).
Наличие значительного числа детей, неохваченных дошкольным образованием, создает большие сложности в решении задачи обеспечения преемственности между дошкольной и начальной общей ступенями образования, так как преемственность предполагает, что в школу дети должны приходить уже подготовленными. Полноценная же подготовка ребенка к школе требует решения широкого круга задач, связанных с укреплением их здоровья, эмоционально - личностным, познавательным и художественным развитием, что невозможно обеспечить в условиях семейного воспитания. Появившиеся в последнее время группы развития и группы подготовки к школе чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольника. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство превращает образовательный процесс в "натаскивание", нанося порой откровенный вред ребенку. Поэтому увеличение охвата детей дошкольным воспитанием в стенах ДОУ остается актуальной задачей, решение которой в современных сложных социально - экономических условиях невозможно без развития новых, экономически целесообразных форм работы с дошкольниками, которые позволили бы при экономии бюджетных средств сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Речь идет о создании различных центров, игровых групп, в которых дети проводят неполный день. Кратковременное, но систематическое пребывание детей в ДОУ, вовлечение их в общение, занятия и игры со сверстниками позволят решить широкий круг задач, связанных с укреплением их здоровья, эмоционально - личностным, познавательным и художественным развитием, а в конечном счете и полноценной подготовкой к школе. Развитие новых форм дошкольного образования будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Охват детей коррекционными ДОУ составляет всего 12,67% от общего числа детей, состоящих на диспансерном учете (рис. 8, прил. 6).
В практике дошкольного образования сложились определенные тенденции. Дети с тяжелыми нарушениями в физическом развитии воспитываются и получают необходимую лечебно - оздоровительную и коррекционную помощь преимущественно в специальных коррекционных ДОУ. Однако функционирующих в системе образования города трех коррекционных ДОУ явно недостаточно для полного охвата нуждающихся детей. Поэтому дети с неярко или частично выраженными функциональными отклонениями обычно воспитываются в массовых ДОУ.
В условиях продолжающейся социально - экономической нестабильности, вызывающей рост числа детей с отклонениями в психо - физическом развитии, проблема увеличения охвата детей коррекционными ДОУ приобретает особую актуальность. Создание коррекционных групп в общеразвивающих ДОУ данную проблему не решает, так как, во-первых, это приводит лишь к незначительному увеличению охвата нуждающихся в коррекции детей и, во-вторых, не может дать желаемых результатов из-за нехватки специально подготовленных педагогов (дефектологов), необходимых технических и наглядных пособий.
По данным Управления здравоохранения администрации г. Нальчика в настоящее время на диспансерном учете состоит 4111 детей в возрасте от 3 до 7 лет с различной патологией или 31,6% от всех детей дошкольного возраста г. Нальчика и пригородных поселков. Из них:
- с нарушением речи - 2630;
- с нарушением опорно -
двигательного аппарата - 631;
- с нарушением зрения - 490;
- с патологией туберкулезной
этиологии - 299;
- с нарушением слуха - 28;
- с нарушением интеллекта - 6;
- с задержкой психического
развития - 27.
Данное обстоятельство диктует необходимость поиска внутренних резервов для более полного охвата нуждающихся детей коррекционными ДОУ.
Особого внимания заслуживают дети с туберкулезной патологией. Эти дети являются группой повышенного риска по заболеваемости туберкулезом. Основными условиями профилактики являются их изоляция из очагов туберкулезной инфекции и полноценное питание. Функционирующий в системе образования города единственный профильный детский сад N 27 перегружен (К = 1,02) и не может охватить всех нуждающихся детей (охват составляет всего 27,4%). Учитывая, что по данным ВОЗ каждый бактериовыделитель за год может инфицировать от 70 до 110 человек, необходимо предпринять срочные меры по увеличению охвата тубвиражных детей профильным ДОУ.
В ОУ НШДС лишь 33% воспитанников имеют возможность продолжить обучение в начальной школе на базе этих же учреждений. Большая часть детей идет в начальные классы при общеобразовательных школах и попадает в незнакомую среду, к которой нужно адаптироваться, рискуя получить психическую травму. Ситуация усугубляется отсутствием преемственности реализуемых в дошкольных и общеобразовательных учреждениях образовательных программ и используемых педагогических технологий. Начальная школа, будучи преемником дошкольной ступени образования, не всегда строит свою педагогическую практику с учетом реальных достижений ребенка - дошкольника, чем в немалой степени способствует формированию у него отрицательных чувств - неполноценности, неуверенности в себе, скованности и страха.
Данная проблема может обостриться в связи с переходом на 4-летнее обучение в начальной школе с 6-летнего возраста. Методика общения, формы организации учебного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности в начальной школе имеют свою специфику. Именно поэтому целесообразно создание небольших специализированных начальных школ и расширение сети интегрированных образовательных учреждений "Начальная школа - детский сад", накопивших определенный положительный опыт в обеспечении преемственности между дошкольной и начальной общей ступенями образования.
Обеспечение преемственности между дошкольной и начальной общей ступенями образования, безусловно, необходимое, но далеко не достаточное условие обеспечения непрерывности на всех уровнях и ступенях общего образования. Не менее важная и сложная задача - обеспечение преемственности между начальной и основной, а также между основной и средней ступенями образования. Использование в образовательных учреждениях не до конца разработанных вариативных развивающих программ, отсутствие преемственности на уровне методологии, содержания образования и методики обучения негативно сказываются на отношении учащихся к обучению и школе, что создает дополнительные сложности в освоении ими учебных программ.
Непростая ситуация сложилась в системе дополнительного образования, которая в современных условиях приобретает особую значимость. Дополнительное образование детей ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитие его мотивации к познанию и творчеству, приобщение к здоровому образу жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делают учреждения дополнительного образования привлекательными для детей любого возраста.
Имеющиеся в городе 6 учреждений дополнительного образования работают в крайне стесненных условиях и охватывают всего 5,2% детей. Общий охват детей республиканскими и муниципальными учреждениями дополнительного образования составляет 18,8% (табл. 2).
Из-за произошедшего в последние годы разрыва системы обучения и воспитания, роста детской безнадзорности, наркомании, ваххабистских наклонностей и преступности среди молодежи, задача обеспечения полезной занятости детей в свободное время приобретает особую остроту. Решить такую задачу можно лишь развивая систему дополнительного образования детей, в том числе путем интеграции общего и дополнительного образования. Функционирование в школе программ дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам всегда являлось отличительной особенностью нашей системы образования, которую нужно возрождать.
Таблица 2
Охват детей учреждениями дополнительного образования
/-------------------------------------------------------------\
| Дополнительные образова- | Количество | Из них на базе ОУ |
| тельные учреждения | детей |-------------------|
| | | Кол-во | Кол-во |
| | | кружков | детей |
|---------------------------+-------------+---------+---------|
| РДТД и Ю | 857 | 8 | 266 |
| РЦНТТУ | 1103 | 29 | 901 |
| РЦВРХТ | 810 | - | - |
| ЭБЦ | 840 | 60 | 840 |
| Школа культурного | 545 | 10 | 313 |
| наследия | | | |
| Казаноко Жабаги | | | |
| Детская школа искусств N 3| 440 | 5 | 440 |
| Д\к "Алые паруса" | 30 | - | - |
| Д\к "Эдельвейс" | 80 | - | - |
| Д\к "Пионер" | 36 | - | - |
| ДЮСШ N 1 | 575 | - | - |
| ДЮСШ N 2 | 720 | - | - |
| ДЮСШ N 3 | 756 | - | - |
| Итого: | 6792 | | |
\-------------------------------------------------------------/
Актуальной проблемой остается состояние материально - технической базы образовательных учреждений. Поддержание и развитие материально - технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий качественной организации учебно - воспитательного процесса, сохранения и развития здоровья детей.
В настоящее время материально - техническая база многих ДОУ не соответствует современным требованиям. Недостаточная обеспеченность оборудованием, учебно - наглядными пособиями, техническими средствами обучения нового поколения негативно сказывается на содержании дошкольного образования. Отсутствие компьютерно - игровых комплексов, мягких и жестких игровых модулей, видеотехники, кабинетов конструирования сдерживает реализацию принципа развивающего обучения в ДОУ.
Во многих ДОУ (NN 57, 59, 61, 64, 68, 69, 73) сантехника, полы, отопительная система, помещения находятся в аварийном состоянии.
Практически во всех ДОУ требуется замена технологического оборудования пищеблоков и прачечных, капитальный ремонт крытых павильонов. Остро стоит вопрос об обеспечении ДОУ твердым и мягким инвентарем, посудой. Имеющиеся помещения не используются в полном объеме, многие закрыты или используются не по назначению. Давно назрела необходимость капитального ремонта в ДОУ NN 1, 2, 3, 35, 45, 49, 50, 57, 64, 68.
Решение накопившихся проблем требует больших финансовых вложений, что в современных социально - экономических условиях крайне проблематично. Поэтому необходимо активнее использовать предоставленное образовательным учреждениям действующим законодательством право привлечения внебюджетных финансовых ресурсов и рациональнее использовать выделяемые бюджетные средства.
На фоне происходящих в системе дошкольного образования позитивных изменений, связанных с распространением вариативности учебных планов и средств обучения, отмечается неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Многие воспитатели ДОУ недооценивают значения игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, дублирующими школьную программу.
Наблюдающийся в последние годы рост инновационной деятельности предъявляет новые требования к педагогическим кадрам и руководителям образовательных учреждений. Педагогические работники, занимающиеся инновационной деятельностью, не владеют как основами проектирования и создания разработок, так и профессиональными средствами их апробации, т.е. навыками исследовательско - экспериментальной работы.
Перечисленные недостатки диктуют необходимость подготовки нового поколения педагогических кадров, способных осуществлять практическую деятельность в вариативной образовательной системе. В тематике курсов повышения квалификации должно быть организовано изучение и моделирование вариативных образовательных программ. Назрела необходимость организации курсов повышения квалификации педагогических кадров в рамках городской системы образования.
Острой остается проблема социальной незащищенности педагогов. Данная ситуация диктует необходимость разработки системы мер по повышению престижа работников образования и обеспечению их социальной защиты.
Выводы:
Анализ состояний городской системы образования и потенциальных потребителей ее услуг показывает, что:
1. В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей играет и тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения, их плохая учебно - материальная база.
2. Острыми проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального, а также начального и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе.
Наличие значительного количества детей дошкольного возраста, неохваченных дошкольным образованием, создает проблему в обеспечении преемственности между дошкольным и начальным общим ступенями образования.
3. В системе образования в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося ресурсного потенциала. Недоукомплектованность общеразвивающих ДОУ на фоне перезагруженности коррекционных и общеобразовательных учреждений, полного отсутствия учреждений социальной реабилитации детей, стесненных условий, при которых работают учреждения дополнительного образования и сам Департамент образования и науки свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся полезных площадей.
4. В целом остается проблемой кадровое обеспечение системы образования. Стойко сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, слаб приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников образования.
Все эти проблемы диктуют необходимость реструктуризации сети ДОУ с тем, чтобы более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для более полного и качественного удовлетворения образовательных запросов населения города и дальнейшего развития вариативности и непрерывности в городской системе образования.
Реструктуризация сети ДОУ в рамках данной Программы предполагает реорганизацию наименее укомплектованных детьми ДОУ в другие типы и виды образовательных учреждений, в результате чего:
- произойдет перераспределение детей между ДОУ, что позволит более эффективно использовать имеющиеся в системе дошкольного образования ресурсы для решения задач дошкольного воспитания;
- на базах реорганизующихся ДОУ будут созданы:
- коррекционные ДОУ, что будет способствовать увеличению охвата детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной поддержке;
- новое учреждение дополнительного образования;
- новые интегрированные образовательные учреждения "Начальная школа - детский сад" и "Средняя школа - детский сад", что будет способствовать дальнейшему развитию непрерывности в образовании.
2. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты
2.1. Дошкольное образование
Основные направления:
- обеспечение общедоступности образовательных услуг в дошкольных учреждениях для всех слоев населения г. Нальчика;
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
- сохранение и развитие сети различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение ее функционирования в соответствии с потребностями населения г. Нальчика;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в учреждениях различных типов и видов;
- содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Ожидаемые результаты:
- функционирование и развитие дошкольных образовательных учреждений различных видов и категорий в соответствии с потребностями населения г. Нальчика;
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения;
- введение дифференцированных форм финансирования дошкольного образования.
2.2. Общее образование
Основные направления:
- сохранение, поддержка и развитие сети муниципальных общеобразовательных учреждений г. Нальчика;
- внедрение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
- формирование у обучающихся набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско - правовой, информационной и коммуникационной сферах;
- обеспечение принципа непрерывности на всех уровнях и ступенях общего образования;
- разработка и введение в действие нормативно - правовых актов, связанных с повышением ответственности работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;
- совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников.
Ожидаемые результаты:
- качественное обновление содержания общего образования, обеспечивающее преемственность на всех его уровнях и ступенях;
- уменьшение коэффициента сменности работы общеобразовательных учреждений;
- интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования;
- развитие различных типов и видов общеобразовательных учреждений.
2.3. Дополнительное образование детей
Основные направления:
- сохранение и развитие системы дополнительного образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка нормативно - правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования;
- изучение спроса и формирование предложений на услуги дополнительного образования;
- организация форм дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг учреждений дополнительного образования;
- развитие сети учреждений дополнительного образования различных типов и видов, реализующих принципы развивающего обучения.
2.4. Кадровое обеспечение
Основные направления:
- создание городской системы повышения квалификации работников системы образования города, в том числе руководящих кадров;
- создание механизма прогнозирования потребности в педагогических кадрах и других работниках для образовательных учреждений всех типов и видов и системы образования города в целом;
- повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих работников системы образования города, лицензирования образовательной деятельности и аттестации образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение образовательных учреждений всех типов и видов педагогическими кадрами;
- мониторинг кадрового обеспечения системы образования города;
- предотвращение оттока работников образования из системы образования;
- обновление системы аттестации работников образовательных учреждений;
- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических и руководящих работников системы образования.
2.5. Материально - техническое и финансовое обеспечение
Основные направления:
- сохранение и развитие материально - технической базы образовательных учреждений, их оснащение современными средствами обучения, инвентарем, учебно - наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и вычислительной техникой;
- строительство, ремонт зданий и сооружений учреждений системы образования;
- увеличение бюджетного финансирования и повышение эффективности использования выделяемых городской системе образования бюджетных средств;
- создание условий для привлечения в систему образования города дополнительных внебюджетных финансовых ресурсов.
Ожидаемые результаты:
- развитие материально - технической базы образовательных учреждений;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
- увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;
- повышение уровня обеспечения образовательных учреждений современными средствами обучения, вычислительной и информационной техникой;
- укрепление материально - технической базы образовательных учреждений.
3. Система мероприятий по реализации программы
Развитие вариативности образования требует активной инновационно - экспериментальной работы по обновлению образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих непрерывность на всех уровнях и ступенях образования, а также развития различных типов и видов образовательных учреждений, наиболее адаптированных к реализации той или иной образовательной программы.
На основе признанных в современной педагогике ценностей образования предполагается решение следующих приоритетных задач:
1. На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе.
2. На ступени начальной школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- желание и умение учиться, готовность к обучению в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития, развитие несформированных в дошкольный период качеств.
Для решения указанных задач требуется создание определенных психолого - педагогических условий:
- личностно - ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
- полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
- развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
- предметно - пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую активности ребенка, организованная в соответствии с возрастной спецификой его развития;
- многоаспектное сотрудничество с семьей.
В рамках реализации данной Программы предполагается:
- создание новых для городской системы образования видов образовательных учреждений, а также дальнейшее развитие сети имеющихся учреждений, наиболее перспективных с точки зрения обеспечения непрерывности образования:
- восьми интегрированных образовательных учреждений "Средняя школа - детский сад";
- двух образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад";
- двух коррекционных и двух комбинированных ДОУ;
- одного учреждения дополнительного образования (табл. 3).
Таблица 3
Перечень
дошкольных образовательных учреждений,
подлежащих реорганизации в разрезе микрорайонов
/------------------------------------------------------------------\
| Микрорайоны и | Предлагаемая реорганизация |
| NN ДОУ | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Центр | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 2 | Реорганизовать в коррекционное ДОУ |
| ДОУ N 12 | Включить в структуру ДОУ N 30 |
| ДОУ N 19 | Включить в структуру ОУ N 2 |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Горный | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 1 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления |
| ДОУ N 43 | к ОУ N 19 |
| ДОУ N 75 | Реорганизовать в коррекционное ДОУ |
| | Преобразовать в ОУ "Начальная школа - детский |
| | сад" |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Стрелка | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 73 | Включить в структуру ОУ НШДС N 52 |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Искож | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 4 | Открыть коррекционные группы |
| ДОУ N 33 | Реорганизовать в учреждение дополнительного |
| | образования |
| ДОУ N 57 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 25 |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Александровка | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 36 | Открыть коррекционные группы |
|----------------+-------------------------------------------------|
| В. Аул | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 3 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 27 | |
| ДОУ N 31 | Преобразовать в ОУ "Начальная школа - детский |
| | сад" |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Пос. Адиюх | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 62 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 26 |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Пос. Кенже | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 20 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 20 | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Пос. Б.Речка | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 13 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 15 |
|----------------+-------------------------------------------------|
| Пос. Хасанья | |
|----------------+-------------------------------------------------|
| ДОУ N 74 | Присоединить в качестве структурного подразде- |
| | ления к ОУ N 8 |
\------------------------------------------------------------------/
После реструктуризации сети дошкольных образовательных учреждений в соответствии с данной Программой система образования г. Нальчика будет включать:
27 общеразвивающих ДОУ;
5 коррекционных ДОУ;
7 комбинированных дошкольных учреждений;
11 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
8 интегрированных образовательных учреждений, в том числе:
- 7 учреждений вида "Средняя школа - детский сад";
- 1 учреждение вида "Лицей - детский сад";
1 школа - интернат cреднего (полного) общего образования;
23 общеобразовательные школы;
1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
7 учреждений дополнительного образования.
В результате реализации Программы:
- повысятся коэффициенты загруженности ДОУ и охват нуждающихся детей коррекционными ДОУ;
- получит дальнейшее развитие система дополнительного образования;
- появится возможность на практике реализовать принцип непрерывности на всех ступенях общего образования;
Реализация Программы не повлечет за собой сокращения штатных работников системы образования города, что немаловажно в современных сложных социально-экономических условиях.
Постановлением Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2004 г. N 1044 настоящая Программа дополнена следующей схемой
NN п/п |
Наименование ДОУ Ф.И.О. руководителя, адрес. Наименование ОУ Ф.И.О. руководителя, адрес. |
Проектная мощность на момент сдачи |
Проектная мощность после реконструкц. ДОУ, групп/восп. |
Общее количество учреждения после реорганизации |
Наименование | Примечания | ||||
групп/ восп. в ДОУ |
учащихся школ |
групп | классов, I смена/ II смена |
восп. | учащихся, I смена/ II смена |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | МДОУ N 1 Кумахова Ж.Б., пр. К. Кулиева, 30. МОУ СОШ N 19 Мирзоев В.А., ул. Кирова, 8. |
12/240 |
700 |
10/200 | 3 |
45, 27/18 |
57 |
1141, 653/488 |
МОУ СОШ N 19 ДОУ: 100 воспит. 100 учащ. СОШ: 1 см. - 653 уч., 2 см. - 388 уч. |
Эффективное использование свободных площадей ДОУ, разгрузка школы на 100 мест. |
2. | МДОУ N 2 Кудаева К.С., ул. Горького, 9. |
10/200 | 10/200 | 9 | 190 | МОУ НШДС N 2 100 воспит. 100 учащ. |
Выполнение Программы. Сохранение положительного опыта коррекционной работы. |
|||
3. | МДОУ N 3 Шортанова М.М., ул. 2 Таманской дивизии, 450. МДОУ N 72 Сакалова Е.С., ул. Легендарная, 26. МОУ СОШ N 27 Назаров Ю.Ю., ул. 2 Таманской дивизии, 27. |
12/240 7/140 |
975 |
8/160 5/100 |
8 5 |
66, 36/30 |
165 50 3 |
1693, 884/809 |
МОУ СОШ N 27 ДОУ: 160 воспит. 100 учащ. СОШ: 1 см. - 884 уч., 2 см. - 709 уч. |
Выполнение Программы. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. Решение вопросов преемственности образовательных программ. Разгрузка школы на 100 мест. |
4. | МДОУ N 4 Заммаева Р.С, ул. Мусукаева, 26а. МДОУ N 45 Гергова С.А., ул. Ашурова, 30. МОУ СОШ N 18 Теттуев А.К., ул. Мусукаева. 36. |
6/120 6/120 |
825 |
5/100 6/120 |
5 5 |
49, 24/25 |
86 103 |
1266, 622/644 |
МОУ СОШ N 18 ДОУ: 120 воспит. 100 уч. СОШ: 1 см. - 622 уч., 2 см. - 544 уч. |
Эффективное использование свободных площадей ДОУ. Разгрузка школы на 100 мест. |
5. | МДОУ N 5 Азикова Л.И., ул. 2 Таманской дивизии, 422. |
12/240 | 8/160 | 8 | 165 | МОУ НШДС N 5 60 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала |
|||
6. | МДОУ N 7 Шомахова М.М., ул. Калинина, 252. МОУ СОШ N 30 Темирова Л.И., ул. Надречная,135. |
6/120 |
900 |
6/120 | 6 |
49, 33/16 |
120 |
1243, 839/404 |
МОУ СОШ N 30 ДОУ: 120 воспит. СОШ: 1 см. - 839 уч., 2 см. - 404 уч. |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. |
7. | МДОУ N 10 Ложараева С.С., ул. Тарчокова, 7. МОУ "Гимназия N 14" Докшокова Р.Н., пр. К. Кулиева, 5. |
6/120 |
750 |
6/120 | 6 |
52, 28/24 |
97 |
1307, 659/648 |
МОУ "Гимназия N 14" ДОУ: 95 воспит. 25 учащ. СОШ: 1 см. - 659 уч., 2 см. - 623 уч. |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. Разгрузка школы на 25 мест. |
8. | МДОУ N 11 Баттаева Е.А., ул. Чайковского, 20. МДОУ N 14 Тронько А.Г., ул. Мечникова, 171. |
4/80 8/160 |
4/80 7/140 |
4 7 |
82 170 |
МОУ НШДС N 14 120 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
|||
9. | МДОУ N 12 Шаваева И.М., ул. Площадь Коммунаров, 18. МДОУ N 30 Кодзкова М.А., ул. Площадь Коммунаров, 18. МОУ СОШ N 6 Шарданов А.М., ул. Захарова, 77. |
4/80 3/60 |
626 |
4/80 3/60 |
4 3 |
3112 48, 27/21 |
97 |
1004, 571/433 |
МОУ СОШ N 6 ДОУ: 140 воспит. СОШ: 1 см. - 371 уч., 2 см. - 433 уч. |
Выполнение Программы. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. Решение вопросов преемственности образовательных программ. |
10. | МДОУ N 13 Аттаева Д.И., с. Белая Речка, ул. Бабаева, 66. МОУ СОШ N 15 Бабаева З.О., с. Белая Речка, ул. Нальчикская, 19. |
3/60 |
860 |
3/60 | 3 25 |
46 444 |
МОУ СОШ N 15 ДОУ: 0 воспит. СОШ: 1 см. - 444 уч., 50 воспитанников |
Выполнение Программы. Эффективное использование свободных площадей МОУ СОШ. Решение вопросов преемственности образовательных программ. |
||
Односменная работа | ||||||||||
11. | МДОУ N 19 Маликова И.В., ул. И. Арманд, 2. МОУ "Лицей N 2" Мальбахов Б.К., пр. Шогенцукова, 7. |
3/60 |
1200 |
3/60 | 3 |
73, 56/17 |
87 |
1786, 1400/386 |
МОУ "Лицей N 2" ДОУ: 60 воспит. СОШ: 1 см. - 1400 уч. 2 см. - 386 уч. |
Выполнение Программы. Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. |
12. | МДОУ N 20 Шебзухова Л.М., с. Кенже, ул. Колхозная, 17. МОУ СОШ N 20 Болиев М.Ш., с. Кенже, ул. Катханова, 91. |
7/140 |
750 |
6/120 | 6 |
36, 30/6 |
166 |
779, 649/130 |
МОУ СОШ N 20 ДОУ: 160 воспит. СОШ: 1 см. - 649 уч., 2 см. - 130 уч. |
Выполнение Программы. Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала |
13. | МДОУ N 21 Гасиева Л.С, с. Хасанья, ул. Курчатова, 23. МДОУ N 39 Тапасханова Н.Ю., с. Хасанья, ул. Дружбы, 19. МДОУ N 74 Хачуева З.Т., с. Хасанья, ул. Герпегежская, 15 |
3/60 3/60 6/120 |
3/60 3/60 6/120 |
3 3 6 |
3134 |
57 54 |
МОУ НШДС N 74 140 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
||
14. | МДОУ N 22 Алиева Т.Р., ул. Пачева, 22. МОУ СОШ N 5 Хакуашева М.Г., ул. Пачева, 55. |
7/140 |
960 |
7/140 | 7 |
66, 34/32 |
162 |
1698, 885/813 |
МОУ СОШ N 5 ДОУ: 140 воспит. СОШ: 1 см. - 885 уч., 2 см. - 813 уч. |
Эффективное использование свободных площадей ДОУ. Решение вопросов преемственности образовательных программ. |
15. | МДОУ N 23 Абитова Л.М., ул. Студенческая, 7. МОУ СОШ N 12 Аталикова С.Х., ул. Профсоюзная, 122 |
2/40 |
900 |
2/40 | 2 31 |
30 772 |
МОУ СОШ N 12 ДОУ: 40 воспит. СОШ: 1 см. - 772 уч. |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Выполнение социального заказа по дошкольным местам. |
||
Односменная работа | ||||||||||
16. | МДОУ N 29 Хашукоева А.Ю., ул. Богдана Хмельницкого, 17. |
6/120 | 6/120 | 6 | 146 | МДОУ N 29 компенсирующего офтальмологического вида 120 дошкольников |
Выполнение социального заказа по микрорайону, решение проблемы детей с патологией зрения. |
|||
17. | МДОУ N 33 Куашева И.А., ул. Ашурова, 30Б. |
4/80 | 4/80 | 4 | 8 | Образовательное учреждение дополнительного образования детей N 33 |
Выполнение Программы. Выполнение социального заказа по микрорайону. |
|||
18. | МДОУ N 35 Дедегкаева Н.В., пр. Ленина, 71. МОУ СОШ N 4 Нагоева Р.А., пр. Ленина, 69. |
4/80 |
1320 |
4/80 | 4 |
56, 29/27 |
118 |
1418, 632/686 |
МОУ СОШ N 4 ДОУ: 80 воспит. СОШ: 1 см. - 632 уч., 2 см. - 684 уч. |
Решение вопроса преемственности образовательных программ. |
19. | МДОУ N 36 Жазаева Р.Ж., ул. Клары Цеткин, 97 МОУ СОШ N 21 Казакова З.М., ул. Тимирязева, 7. |
6/120 |
600 |
6/120 | 6 |
32, 22/10 |
74 |
771, 549/222 |
МОУ СОШ N 21 ДОУ: 120 воспит. СОШ: 1 см. - 549 уч., 2 см. - 170 уч. |
Эффективное использование свободных площадей ДОУ. Решение вопросов преемственности образовательных программ. |
20. | МДОУ N 38 Хажалиева С.Л., ул. Оганьянца, 25. |
8/160 | 7/140 | 7 | 197 | МОУ НШДС N 38 40 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. Перевод части воспитанников в МОУ НШДС N 73. |
|||
21. | МДОУ N 41 Лавренова В.Н., ул. Дагестанская, 89 |
12/240 | 12/240 | 12 | 265 | МОУ НШДС N 41 140 воспит. 100 учащихся |
Выполнение Программы. Выполнение социального заказа по начальной школе (логопедический). |
|||
22. | МДОУ N 43 Ханова М.А., ул. Ватутина, 7в. МОУ Прогимназия N 75 Эркенова З.А., ул. Тарчокова, 52а. |
12/240 12/240 |
9/180 10/200 |
6 8 |
2 |
140 214 |
44 |
МОУ Прогимназия N 75 180 воспит. 200 учащихся |
Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. Разгрузка МОУ "Гимназия N 29" на 150 учащихся начальных классов. |
|
23. | МДОУ N 46 Критская Л.Г., ул. Мусукаева, 22. МОУ "Прогимназия 66" Шадова С.А., ул. Ашурова, 3. |
8/160 12/240 |
8/160 10/200 |
8 5 |
4 |
164 200 |
46 |
МОУ Прогимназия N 66 160 воспит. 200 учащихся |
Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. |
|
24. | МДОУ N 49 Гергова С.В., ул. Байсултанова, 27. |
12/240 | 11/220 | 7 | 130 | МОУ НШДС N 49 120 воспит. 100 учащихся |
Эффективное использование свободных площадей. |
|||
25. | МДОУ N 50 Каскулова Т.З., ул. Калмыкова, 245. |
12/240 | 7/140 | 8 | 191 | МОУ НШДС N 50 40 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
|||
26. | МДОУ N 51 Кудрявцева А.П., ул. Эльбрусская, 4. МОУ "Гимназия N 13" Сабанов А.А., ул. Кирова, 341. |
6/120 |
600 |
5/100 | 5 |
42, 23/19 |
133 |
1156, 608/548 |
МОУ "Гимназия N 13" ДОУ: 133 воспит. СОШ: 1 см. - 608 уч., 2 см. - 548 уч. |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. |
27. | МДОУ N 55 Индрисова Е.Т., ул. Неделина, 21а. |
12/240 | 8/160 | 8 | 154 | МОУ НШДС N 55 60 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. |
|||
28. | МДОУ N 56 Жамборова Р.Х., ул. Ватутина, 26. |
12/240 | 7/140 | 7 | 125 | МОУ НШДС N 56 40 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. |
|||
29. | МДОУ N 57 Кудрявцева С.И., ул. Чеченская, 17. МОУ СОШ N 25 Сокурова Л.Г., ул. Неделина, 20. |
12/240 |
1000 |
12/240 | 6 |
53, 28/25 |
139 |
1350, 658/672 |
МОУ СОШ N 25 ДОУ: 140 воспит. 100 учащ. СОШ: 1 см. - 658 уч., 2 см. - 572 уч. |
Выполнение Программы. Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. |
30. | МДОУ N 59 Давыденко Л.А., ул. Канкошева, 97. МОУ СОШ N 11 Когай А.Т., ул. Калинина, 99. |
12/240 |
825 |
11/220 | 6 |
35, 30/5 |
127 |
841, 746/85 |
МОУ СОШ N 11 ДОУ: 120 воспит. 100 учащ. СОШ: односменная работа, 730 учащихся |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала и свободных площадей ДОУ. |
31. | МДОУ N 60 Кашежева О.А., ул. Ингушская, 9а. |
12/240 | 10/200 | 9 | 190 | МОУ НШДС N 60 100 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
|||
32. | МДОУ N 62 Нахушева Л.Х., п. Адиюх, Нарткалинское шоссе, 165. МОУ СОШ N 26 Бароков Э.А., п. Адиюх, Нарткалинское шоссе, 167. |
3/60 |
190 |
3/60 | 3 |
12, 11/1 |
55 |
253, 230/23 |
МОУ СОШ N 26 ДОУ: 40 воспит. 25 учащ. СОШ: односменная работа, 230 учащихся |
Выполнение Программы. Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала. |
33. | МДОУ N 65 Богатырева Л.Г., ул. Ватутина, 7. |
11/220 | 8/160 | 8 | 180 | МОУ НШДС N 65 60 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
|||
34. | МДОУ N 69 Энеева С.А., ул. Тарханова, 149В. МОУ Прогимназия N 70 Савкуева Р.Д., ул. Суворова, 380. |
12/240 240 |
10/200 | 4 8 |
4 |
69 182 |
72 |
МОУ Прогимназия N 70 240 воспит. 200 учащихся |
Эффективное использование свободных площадей ДОУ. |
|
35 | МДОУ N 71 Гордогожева А.М, ул. Калюжного, 22. МОУ СОШ N 7 Карашаева Н.Б. ул. Калюжного, 15. |
6/120 |
1140 |
5/100 | 5 |
50, 34/16 |
128 |
1221, 815/406 |
МОУ СОШ N 7 ДОУ: 128 воспит. СОШ: 1 см. - 815 уч., 2 см. - 406 уч. |
Решение вопросов преемственности образовательных программ. Эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала |
36. | МДОУ N 73 Шомахова В.Б. ул. Щаденко, 32. |
12/240 | 9/180 | 8 | 162 | МОУ НШДС N 73 80 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. Эффективное использование свободных площадей ДОУ. |
|||
37. | МДОУ N 77 Блиева М.Б, ул. Строителей, 10. |
12/240 | 11/220 | 8 | 244 | МОУ НШДС N 77 120 воспит. 100 учащихся |
Выполнение социального заказа по начальной школе. |
Пояснительная записка
к Программе реформирования системы дошкольного
образования
Благодаря реализации очень важной и социально значимой в современных условиях президентской Программы защиты материнства и детства, стимулирующей рождаемость детей, последние три года демографическая ситуация в городе стабилизировалась (рис. 1, 2) и существенных изменений в количестве потенциальных потребителей услуг дошкольных образовательных учреждений в ближайшие годы не ожидается. Поэтому реализация данной Программы, в результате которой произойдет незначительное уменьшение числа общеразвивающих ДОУ, не повлечет за собой дефицита мест в дошкольных учреждениях. Перераспределение детей, воспитывающихся в реорганизуемых ДОУ, между другими недоукомплектованными ДОУ будет способствовать более рациональному использованию финансовых и материально - технических ресурсов, имеющихся в системе образования города.
1. Создание интегрированных образовательных учреждений
"Средняя школа - детский сад"
Обоснование
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным ступенями образования необходимое, но далеко не достаточное условие обеспечения непрерывности на всех уровнях и ступенях общего образования. Знания, приобретенные детьми в ОУ НШДС, зачастую оказываются невостребованными при переходе в общеобразовательную школу из-за "нестыковки" реализуемых в учреждениях программ. Поэтому задача обеспечения преемственности между начальной и основной, а также между основной и средней ступенями образования приобретает особую актуальность для практической реализации принципа непрерывности образования. Решению данной задачи будут способствовать создаваемые в рамках реализации данной Программы интегрированные образовательные учреждения "Средняя школа - детский сад". Реализация единых программ на всех ступенях общего образования обеспечит преемственность обучения и поступательность развития детей.
2. Реорганизация муниципального ДОУ N 33 в учреждение
дополнительного образования
Обоснование
Низкий уровень материально - технической базы, недоукомплектованность воспитанниками, а также наличие в данном микрорайоне ("Искож") еще 5 ДОУ (NN 4, 45, 46, 55, 60), ОУ НШДС N 64 и прогимназии N 66 делают неэффективным функционирование ДОУ N 33 в качестве дошкольного учреждения.
Реорганизация МДОУ N 33 в учреждение дополнительного образования снизит остроту проблемы обеспечения полезной занятости детей в свободное от учебы время в данном микрорайоне.
3. Реорганизация МДОУ N 31 и N 75 в НШДС
Обоснование
Высокий уровень материально - технической базы и учебно - воспитательного процесса, а также инновационный характер реализуемых программ, необходимых для внедрения и в начальной ступени обучения, определяют целесообразность открытия в данных МДОУ начальных классов.
4. Реорганизация ДОУ NN 2, 43 в коррекционные ДОУ
Обоснование
Низкий уровень охвата нуждающихся детей коррекционными ДОУ диктует необходимость поиска внутренних ресурсов для развития сети таких учреждений. Наличие необходимой материально - технической базы, в том числе медицинской, и кадрового потенциала позволят без существенных капиталовложений реорганизовать данные ДОУ в коррекционные.
5. Объединение ОУ НШДС N 52 и МДОУ N 73
Обоснование
Высокий уровень материально - технической базы и учебно - воспитательного процесса, широкий спектр предоставляемых образовательных и медицинских услуг, высокий коэффициент загруженности ОУ НШДС N 52, потребность населения города в такого рода образовательных учреждениях, а также недоукомплектованность МДОУ N 73 воспитанниками (240/134) и территориальная близость данных учреждений обосновывают целесообразность их объединения в один учебно - воспитательный комплекс. МДОУ N 73 можно без существенных затрат реорганизовать в начальную школу с дневным пребыванием детей.
6. Целесообразность Программы с точки зрения
перехода на 12-летнее обучение
Необходимость перехода на 12-летнее обучение в средней (полной) общеобразовательной школе продиктована временем. Перегруженность учебных планов образовательных учреждений в настоящее время не позволяет преподавателям варьировать обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В результате принцип личностно - ориентированного подхода в обучении больше декларируется, чем реализуется. Переход на 12-летнее обучение и связанное с ним обновление структуры общего среднего образования позволят более полно учитывать интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.
Вместе с тем переход на 12-летнее обучение в условиях перегруженности общеобразовательных учреждений потребует более рационального и эффективного использования имеющихся в системе образования города площадей. Реализация данной Программы позволит без строительства новых образовательных учреждений осуществить переход на 12-летнее обучение. При этом в четырех микрорайонах (Центр, Стрелка, Александровка, пос. Хасанья) незначительно увеличатся коэффициенты сменности работы общеобразовательных учреждений, в других же микрорайонах коэффициенты сменности работы ОУ будут даже ниже тех коэффициентов, которые сейчас имеются (прил. 1).
Приложение N 1
реформирования системы
дошкольного образования
N ОУ |
Типовая | "Радуга" | "Детство" | "Школа - 2000 ..." |
Другие образовательные программы |
1. | + | ||||
2. | + | + | "Гармония" (порциальная программа по художественно - эстетическому воспитанию) |
||
3. | + | Элементы | |||
4. | + | "Мы" (типовая программа по экологии) |
|||
5. | + | "Мы" (типовая программа по экологии), Авторские порциальные программы по физвоспитанию. |
|||
7. | "Мы" (типовая программа по экологии) |
||||
10 | + | + | |||
11 | + | + | |||
12 | + | ||||
13 | + | ||||
14 | + | ||||
18 | + | Элементы | |||
19 | + | ||||
20 | + | Авторские программы по обучению детей кабардинскому языку |
|||
21 | + | + | |||
25 | Элементы | Программа обучения и коррекции детей с нарушением ОДА |
|||
27 | + | "Мы" (типовая программа по экологии), "Наш дом природа" (экологическая порциальная программа) |
|||
29 | + | + | "Развитие" - элементы | ||
30 | + | ||||
31 | Элементы | + | "Познай себя" (авторская программа по экологии) |
||
33 | + | ||||
35 | + | + | |||
36 | + | ||||
38 | + | Элементы | |||
39 | + | ||||
40 | + | Авторские разработки по развитию речи |
|||
41 | + | + | |||
43 | + | "Гармония" (порциальная программа по художественно - эстетическому воспитанию) |
|||
44 | + | Программа Занкова (начальная школа) |
|||
45 | + | "Мы" (типовая программа по экологии) |
|||
46 | + | "Мы" (типовая программа по экологии), авторские разработки по экологии |
|||
49 | + | Элементы | |||
50 | + | Элементы | |||
51 | + | "Мы" (типовая программа по экологии) |
|||
52 | + | Начальная школа, дошколь- ный блок |
|||
55 | + | + | |||
56 | + | Элементы | |||
57 | + | Авторская программа по физвоспитанию |
|||
58 | + | Начальная школа, дошколь- ный блок |
|||
59 | + | "Мы" (типовая программа по экологии) |
|||
60 | + | Авторские методические разработки по физвоспитанию и кабардинскому языку |
|||
61 | + | "Росток" (порциальная программа по экологии, традиционно в начальных классах) |
|||
63 | + | "Экология и диалектика" (начальная школа) |
|||
65 | + | ||||
66 | + | Элементы | "Здоровье" (авторская программа по экологии) |
||
68 | + | + | |||
69 | + | ||||
71 | + | + | |||
72 | + | + | "Радуга" (для младших групп) | ||
73 | + | "Мы" (типовая программа по экологии), "Юный эколог" (порциальная программа по экологии) |
|||
74 | + | Элементы | |||
75 | + | Порциальные авторские программы по художественно - эстетическому циклу |
|||
77 | + | Элементы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 14 июня 2001 г. N 614 "О Программе реформирования системы дошкольного образования"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2004 г. N 1044