Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25 марта 1993 г. N 388-XII-З
"О занятости населения в Кабардино-Балкарской Республике"
(в редакции от 15 мая 2001 г. N 36-РЗ, от 2 июля 2002 г. N 40-РЗ)
(принят Верховным Советом
Кабардино-Балкарской Республики 25 марта 1993 г.)
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 15 октября 2002 г. N 59-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Настоящий Закон определяет на основании Конституции Кабардино - Балкарской Республики, принципов государственной политики, установленных в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд. Настоящий Закон распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории Кабардино - Балкарской Республики. К лицам, постоянно проживающим на территории Кабардино-Балкарской Республики, относятся:
- лица, проживающие 6 и более месяцев на территории Кабардино - Балкарской Республики;
- соотечественники, прибывшие на постоянное место жительства в Кабардино - Балкарскую Республику из Российской Федерации, других бывших союзных республик и из-за пределов Содружества Независимых Государств;
- военнослужащие, уволенные в запас и отставку, которые были призваны в ряды Вооруженных Сил бывшего СССР из Кабардино - Балкарской Республики.
I. Общие положения
Статья 1. Занятость граждан
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход (*)).
(*) Далее - заработок
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческое труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. К принудительному труду не относится привлечение несовершеннолетних детей и учащейся молодежи к трудовой деятельности в соответствии с учебными планами и в воспитательных целях. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
- временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
- трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально - технических училищах, а также проходящие очный курс в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - служба занятости).
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.
Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели.
Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного устанавливается 15 км. По решению районных и городских администраций с учетом развития сети общественного транспорта указанный предел может быть увеличен, но не более 30 км.
Оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
2. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, средний заработок которых превышал средний уровень заработка в Кабардино-Балкарской Республике. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 5. Государственная политика в области занятости населения
1. Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Кабардино-Балкарской Республики, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности местных администраций в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;
обеспечение занятости граждан в местах проживания народностей и коренных национальностей Кабардино-Балкарской Республики с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов трудовой деятельности;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Кабардино - Балкарской Республики за рубежом и иностранных граждан на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 6. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о занятости населения
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о занятости населения основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 7. Разграничение полномочий в осуществлении государственной политики занятости населения
1. К ведению Российской Федерации в лице ее государственных органов власти и управления относятся:
определение и реализация с участием органов государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики, местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации и Кабардино - Балкарской Республики;
координация деятельности органов государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики по вопросам занятости населения, заключение с ними соглашений и разработка республиканских (Российской Федерации) программ в этой сфере;
определение минимальных и обязательных для Кабардино - Балкарской Республики нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики от безработицы.
2. Кабардино-Балкарская Республика в соответствии со своей компетенцией решает в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
3. Законодательством Кабардино-Балкарской Республики, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами (другими соглашениями) могут предусматриваться иные, не противоречащие федеральному законодательству и настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнения приведенного в статье 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размера пособия, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств Кабардино-Балкарской Республики.
В случае массового высвобождения работников и затруднения в их дальнейшем трудоустройстве местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных Советов народных депутатов.
II. Права граждан в области занятости
Статья 8. Право граждан на трудоустройство
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 9. Право граждан на консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, переподготовку, и получение информации в службе занятости населения
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения.
Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.
Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей
В соответствии с международными соглашениями Кабардино - Балкарской Республики гражданам предоставляется право на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей.
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей.
Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости населения, их должностных лиц
Граждане имеют право обжаловать действия должностных лиц органов службы занятости населения в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.
III. Гарантии в области занятости
Статья 12. Гарантии реализации права граждан на труд
1. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует гражданам постоянно проживающим на ее территории:
- свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
- предоставление работодателями, в соответствии с их заранее поданными заявками, подходящей работы на период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.
2. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует безработным гражданам:
- бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность, см. постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 533
См. Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 21 июля 1997 г. N 41
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите (*) и испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организаций (включая предприятия и организации для труда инвалидов), организацией обучения по специальном программам и другими мерами.
(*) Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей - инвалидов; лица предпенсионного возраста; инвалиды; лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.
Местные Советы народных депутатов за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям, организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.
2. Гражданам, высвобождаемым с предприятий, из организаций, учреждений, гарантируется в течение двух лет после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) и сохранение места в общежитии по прежнему месту работы, а также возможности пользоваться детскими дошкольными учреждениями их детям.
IV. Регулирование и организация занятости населения
Статья 14. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения Кабардино-Балкарская Республика предусматривает:
- осуществление мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда, повышение престижности сферы услуг и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения и труде;
- создание государственной службы занятости населения и Государственного фонда занятости Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 15. Статистическая отчетность о занятости населения
С целью объективной оценки состояния рынка рабочей силы и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная и статистическая отчетность.
Статья 16. Республиканские (Кабардино-Балкарской Республики), районные и городские программы занятости населения
Органы службы занятости соответствующего уровня разрабатывают республиканские (Кабардино-Балкарской Республики), районные и городские программы, предусматривающие меры содействия занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 17. Территории приоритетного развития
Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Кабардино - Балкарской Республики определяют территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудоизбыточные) на определенный период приобретают статус территории приоритетного развития, утверждаемый Верховными Советами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Работодателям, создающим на указанных территориях рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Кабардино - Балкарской Республики.
Статья 18. Лицензирование привлечения в Кабардино-Балкарскую Республику иностранной рабочей силы
Привлечение в Кабардино-Балкарскую Республику иностранной рабочей силы является приоритетным правом Кабардино-Балкарской Республики.
Лицензирование привлечения иностранной рабочей силы осуществляется Правительством Российской Федерации по предложению Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Порядок лицензирования определяется действующим законодательством.
Статья 19. Негосударственные организации содействия занятости населения
Лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан выдаются в установленном порядке администрациями городов, районов при наличии заключений Республиканской службы занятости Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском, городских и районных уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей, рекомендуемых профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей, органами государственного управления и службы занятости и общественными организациями представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профсоюзов в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы, их органы и организации вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения.
2. Профсоюзные организации, их выборные органы имеют право:
- вносить в Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики, администрации городов и районов предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников;
- осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсации в соответствии с законодательством.
3. Массовое высвобождение (*) работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием предприятия, его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органа управления, работодателя может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов.
(*) Массовым считается:
а) ликвидация предприятия любой организационно - правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней на предприятиях, в организациях, учреждениях с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
4. Органы управления, работодатели проводят по предложению профсоюзов взаимные консультации по проблемам занятости.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости.
Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
5. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Об участии профсоюзов в содействии занятости населения см. также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
Статья 22. Государственный фонд занятости населения Кабардино - Балкарской Республики
1. Государственный фонд занятости населения Кабардино - Балкарской Республики является Государственным внебюджетным фондом в составе Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (*) и собственностью Кабардино-Балкарской Республики и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.
(*) В дальнейшем - фонд занятости
2. Порядок образования фонда занятости, а также расходования его средств определяется положением о Государственном фонде занятости населения Кабардино-Балкарской Республики, утверждаемым Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики.
3. Фонд занятости образуется за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- обязательных страховых взносов с заработка работающих;
- ассигнований из республиканского (Кабардино-Балкарской Республики) и местных бюджетов;
- дотаций, субсидий, субвенций из фонда занятости Российской Федерации.
Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций и граждан, а также другие поступления.
Размеры страховых взносов утверждаются Верховным Советом Российской Федерации и в необходимых случаях Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Правительств Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Размеры ассигнований из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики утверждаются Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики. Бюджет фонда занятости и отчет об его исполнении утверждаются Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики в порядке, утвержденном Верховным Советом Российской Федерации.
Средства фонда занятости хранятся на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Операции по счетам фонда осуществляются в порядке, установленном законодательством и правилами Центрального банка Российской Федерации, и производятся по расчетно - денежным документам установленных форм.
Статья 23. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости в случае, если:
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляются в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.
3. Право в приоритетном порядке пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных учебных мест.
4. Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан по договорам со службой занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а также государственных и таможенных пошлин.
Статья 24. Организация общественных работ
Местные Советы народных депутатов по предложению и при участии службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии).
Граждане, занятые на общественных работах, получают оплату труда за фактически выполненные работы, но не ниже уровня, установленного законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице.
Финансирование общественных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости.
См. Положение об организации общественных работ утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875
V. Республиканская государственная служба
занятости населения
Статья 25. Органы республиканской государственной службы занятости населения
Республиканская государственная служба занятости населения является юридически самостоятельной государственной службой на территории Кабардино-Балкарской Республики в составе Министерства труда и занятости населения Кабардино-Балкарской Республики. Ее работу возглавляет и организует Управление занятости населения Кабардино-Балкарской Республики. Руководителем службы занятости населения является начальник Управления занятости населения Кабардино-Балкарской Республики, являющийся по должности заместителем министра труда и занятости населения Кабардино - Балкарской Республики.
Назначение и освобождение от должности руководителей органов службы занятости всех уровней производятся вышестоящим органом службы занятости по представлению соответствующего органа исполнительной власти и с последующим утверждением соответствующим органом государственности власти.
Республиканская государственная служба занятости населения Кабардино-Балкарской Республики состоит из:
Управления занятости населения Кабардино-Балкарской Республики в составе Министерства труда и занятости населения Кабардино - Балкарской Республики;
центров занятости населения в городах республиканского значения и бюро занятости населения в районах.
Органы службы занятости республиканского уровня, городов и районов подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенции.
Финансирование службы занятости осуществляется за счет средств фонда занятости.
Статья 26. Обязанности службы занятости
Служба занятости обязана:
- анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию;
- оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемых работников и другим категориям населения;
- обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;
- разрабатывать республиканские и региональные (городские, районные) программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по остальной защищенности различных групп населения;
- подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Кабардино-Балкарскую Республику на основе межправительственных соглашений и лицензий;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;
- выдавать в установленном Законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;
- устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.
Органы службы занятости обесценивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации и социально - трудовой реабилитации.
Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются службой занятости бесплатно.
Статья 27. Права службы занятости населения
Служба занятости населения имеет следующие права:
- запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
- направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;
- заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы;
- направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
- оказывать материальную помощь семьям безработных;
- взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. Взыскание указанных сумм производится после расчетов работодателя с бюджетами. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Кабардино-Балкарской Республики по изысканию не внесенных в срок налогов.
VI. Участие работодателей в обеспечении
занятости населения
Статья 28. Содействие работодателей в обеспечении занятости
1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости на основе:
- соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;
- реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановке производства;
- оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий, учреждений, организаций и других работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
- трудоустройства, определяемого местным Советом народных депутатов, числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить, и несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за предоставление недостоверных сведений.
3. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости.
4. При отказе в приеме на работу лиц, прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости на основе заключенного договора с работодателями, предприятия, учреждения и организации возмещают расходы, понесенные службой занятости.
5. В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально - технических учебных заведений, предприятия, учреждения и организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории в год.
6. Работодатели представляют в соответствии с установленной государственной отчетностью сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о принятых и уволенных работниках и несут ответственность за их достоверность и своевременность представления в соответствии с законодательством.
7. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Статья 29. Права работодателей
1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.
Работодатели, создающие дополнительные рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого Советами народных депутатов, имеют право на частичное возмещение связанных с этим расходов в виде дополнительных налоговых льгот и другие формы компенсации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником опубликования
3. Работодатель имеет право получать от службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.
5. Работодатель имеет право обжаловать действие органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в установленном законодательством судебном порядке.
VII. Социальные гарантии и компенсации
Статья 30. Гарантии материальной и социальной поддержки
1. Граждане, с которыми расторгнут трудовой договор, получают гарантии и компенсационные выплаты в соответствии с законодательством о труде.
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
- выплату пособия по безработице;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
2. Время, в течение которого гражданин в установленном Законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном Законом порядке.
Статья 31. Компенсация работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций
Работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизаций, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата при расторжении трудового договора, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Статья 32. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
1. На период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан по направлению службы занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах:
- для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, в размере 75% их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, предусмотренной законодательством Российской Федерации и не выше среднего заработка в Кабардино-Балкарской Республике;
- для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
- для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, за счет средств соответствующих предприятий (организаций) - в размере 100% среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации и не выше среднего заработка в Кабардино-Балкарской Республике. Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10%, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее может быть приостановлена в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
Статья 33. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособия безработным гражданам (включая инвалидов III группы), уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние два месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
2. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
3. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержания (алименты, возмещение ущерба и так далее).
Статья 34. Условия и сроки выплаты пособий по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным порядке, определенном статьей 3 настоящего Закона.
Период выплаты пособий не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течении двух недель после увольнения, но не трудоспособным в течении трех месяцев, пособие по безработице выплачиваются с первого дня по истечении этого периода.
В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период вплоть до его трудоустройства.
3. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц, при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.
4. Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики, районные и городские Советы народных депутатов могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 35. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (возрасту)
1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" дает право на пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2. По предложению службы занятости безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.
См. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 14 июня 2001 г. N 48
О Порядке оформления безработным досрочных пенсий органами социального обеспечения по предложению органов государственной службы занятости населения см. приказ Минсобеса РСФСР и Госкомзанятости РСФСР от 20 августа 1991 г. N 154/001
Статья 36. Размер пособия по безработице для граждан, потерявших работу и заработок, уволенных из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел
О пособии по безработице военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию см. указание ФСЗ РФ от 30 марта 1994 г. N ВГ-3-8-14
Пособие по безработице начисляется гражданам, уволенным по любым основаниям, уволенным из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел с момента их регистрации в службе занятости в качестве безработных и до решения вопроса об их трудоустройстве, но срок его выплаты не должен превышать 12 месяцев (для лиц предпенсионного возраста - 24 месяцев) в размерах: первые три месяца - 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального заработка, установленного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка, сложившегося в Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 37. Размер пособия для иных категорий безработных граждан
Гражданам, ищущим работу впервые, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным по любым основаниям, но не имевшим 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, пособия выплачиваются в размере установленного Законом минимального размера месячной оплаты труда.
Граждане, завершившие профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости и признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия, первоначальный размер которого не ниже выплачиваемой им во время учебы стипендии.
Статья 38. Приостановка и прекращение выплаты пособия по безработице
1. Выплата пособия по безработице прекращается, может быть отложена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
2. Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
- трудоустройства безработного;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
- истечения установленного периода выплаты пособия по безработице;
- получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы или принудительного лечения по решению суда;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии (кроме пенсии по инвалидности III группы).
3. Выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством;
- длительного (более одного месяца) отсутствия безработного в месте постоянного проживания без уведомления службы занятости.
Период, на который откладывается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период, выплаты пособия по безработице.
4. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае:
- трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем (неделей) без уведомления службы занятости;
- нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации в качестве безработного.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службой занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работа (учебу).
6. Решение о прекращении, отложении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижения его размера принимается службой занятости с обязательным уведомлением безработного.
Статья 39. Материальная помощь
1. Членам семьи безработного, находящиеся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
2. Порядок и условия оказания материальной и иной помощи определяются законодательствами Российской Федерации и Кабардино - Балкарской Республики, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами и иными соглашениями.
Статья 40. Добровольное социальное страхование на случай потери работы
Граждане могут заключать с организациями государственного страхования договор добровольного личного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством.
VIII. Контроль и ответственность за нарушение
Закона Кабардино-Балкарской Республики "О занятости
населения в Кабардино-Балкарской Республике"
Статья 41. Органы, осуществляющие контроль
Контроль за реализацией законодательства о занятости населения и соблюдением установленных социальных гарантий осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими государственными органами, профессиональными союзами и другими общественными организациями в соответствии с их уставами.
Статья 42. Ответственность за нарушение Закона "О занятости населения в КБР"
Законодательствами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" и Закона Кабардино - Балкарской Республики "О занятости населения Кабардино-Балкарской Республике".
Статья 43. Исключена
Статья 44. Ответственность работников службы занятости
Работники службы занятости, виновные в нарушении настоящего Закона, несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения от должности, административную - в виде штрафа в размере до трех должностных окладов.
Статья 45. Исключена
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г. Нальчик, Дом Правительства
25 марта 1993 г.
N 388-XII-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25 марта 1993 г. N 388-XII-З "О занятости населения в Кабардино-Балкарской Республике" (в редакции от 15 мая 2001 г. N 36-РЗ, от 2 июля 2002 г. N 40-РЗ) (принят Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики 25 марта 1993 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 27 апреля 1993 г. N 79
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 15 октября 2002 г. N 59-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу