Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 2002 г. N 76-РЗ
"Об утверждении программы содействия занятости населения
Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы"
(принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 17 октября 2002 г.)
30 июля 2004 г., 11 января, 31 января, 8 августа 2005 г., 7 февраля 2006 г.
Президент Кабардино-Балкарской Республики |
В.Коков |
г. Нальчик, Дом Правительства
13 ноября 2002 г.
N 76-РЗ
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 8 августа 2005 г. N 76-РЗ в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования вышеназванного Закона
Приложение
к Закону
Кабардино-Балкарской Республики
от 13 ноября 2002 г. N 76-РЗ
Программа
содействия занятости населения Кабардино-Балкарской
Республики на 2002 - 2006 годы
г. Нальчик 2002 г.
30 июля 2004 г., 31 января, 8 августа 2005 г.
Паспорт
Программы содействия занятости населения
Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы
/----------------------------------------------------------------------\
| Наименование Программы - Программа содействия занятости |
| населения Кабардино-Балкарской |
| Республики на 2002 - 2006 годы |
|----------------------------------------------------------------------|
| Основание для разработки - Поручение Президента Российской |
| Программы Федерации В.В. Путина от 8 октября 2001 |
| г. N Пр-1778; |
| статья 14 Закона Российской Федерации |
| "О занятости населения в Российской |
| Федерации" |
|----------------------------------------------------------------------|
| Разработчики Программы - Министерство экономического развития |
| и торговли Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство труда и |
| социального развития Кабардино - |
| Балкарской Республики, Управление |
| Федеральной государственной службы |
| занятости населения по Кабардино- |
| Балкарской Республике |
|----------------------------------------------------------------------|
| Цели Программы - создание 70 тыс. новых рабочих мест в |
| целях максимального содействия |
| реализации права граждан на труд и |
| создание условий для развития |
| эффективного цивилизованного рынка |
| труда |
|----------------------------------------------------------------------|
| Задачи Программы - повышение уровня занятости населения |
| и снижение социальной напряженности на |
| рынке труда путем: |
| достижения баланса между спросом на |
| рабочую силу и ее предложением за счет |
| повышения инвестиционной активности и |
| создания новых рабочих мест; |
| повышения конкурентоспособности рабочей |
| силы на основе развития с учетом |
| потребностей рынка труда системы |
| профессиональной подготовки, повышения |
| квалификации и переподготовки |
| безработных граждан, незанятого и |
| работающего населения; |
| минимизации периода поиска работы |
| гражданами и принятия мер по упреждению |
| длительной безработицы; |
| развития социального партнерства и |
| усиления ответственности участников |
| трехстороннего соглашения за реализацию |
| политики занятости; |
| совершенствования организационных форм |
| содействия трудоустройству ищущих |
| работу граждан (с учетом специфических |
| потребностей отдельных социально - |
| демографических, профессиональных и |
| других категорий населения, а также |
| меняющегося спроса на рабочую силу); |
| повышения уровня информированности |
| населения о положении на рынке труда |
| (вакансиях, профессиях, пользующихся |
| спросом на рынке труда, оплате и |
| условиях труда) и государственных |
| гарантиях обеспечения занятости |
| граждан; |
| обеспечения социальной защиты |
| неконкурентоспособных на рынке труда |
| граждан и создания действенной системы |
| помощи в трудоустройстве указанной |
| категории населения; |
| обеспечения гарантий социальной |
| поддержки безработных граждан; |
| повышения эффективности реализуемых на |
| рынке труда мер активной политики |
| занятости |
|----------------------------------------------------------------------|
| Сроки реализации - в течение 2002 - 2006 годов |
| Программы |
|----------------------------------------------------------------------|
| Основные исполнители - Министерство труда и социального |
| Программы развития Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство экономического |
| развития и торговли Кабардино - |
| Балкарской Республики, Управление |
| Федеральной государственной службы |
| занятости населения по Кабардино - |
| Балкарской Республике, Министерство |
| курортов и туризма Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство промышленности |
| и связи Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство строительства |
| Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство сельского хозяйства |
| Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство пищевой и перерабатывающей |
| промышленности Кабардино-Балкарской |
| Республики, Федерация профсоюзов |
| Кабардино-Балкарской Республики, Союз |
| промышленников и предпринимателей |
| Кабардино-Балкарской Республики, |
| Государственный комитет Кабардино - |
| Балкарской Республики по статистике, |
| Фонд поддержки предпринимательства и |
| развития конкуренции Кабардино - |
| Балкарской Республики, Союз частных |
| предпринимателей Кабардино-Балкарской |
| Республики, профессиональные |
| образовательные учреждения, местные |
| администрации городов и районов |
| республики |
|----------------------------------------------------------------------|
| Объемы и источники - источники финансирования: |
| финансирования средства федерального бюджета; |
| средства республиканского бюджета |
| Кабардино-Балкарской Республики; |
| собственные средства участников |
| Программы; |
| средства работодателей; |
| другие источники, привлекаемые для |
| финансирования Программы. |
| Затраты на финансирование мероприятий |
| Программы в 2002 - 2006 годах |
| (в ценах 2002 года): |
| всего по Программе - 32968 млн. рублей, |
| в том числе: |
| средства федерального бюджета - 13885 |
| млн. рублей; |
| средства республиканского бюджета |
| Кабардино-Балкарской Республики - |
| 2558,5 млн. рублей; |
| привлеченные средства, средства |
| работодателей - 16524,5 млн. рублей. |
| Из общих затрат на финансирование |
| мероприятий: |
| затраты на мероприятия, реализуемые |
| органами службы занятости: |
| всего по Программе - 443,5 млн. рублей, |
| из них: |
| средства федерального бюджета - 385 |
| млн. рублей; |
| средства республиканского бюджета |
| Кабардино-Балкарской Республики - 58,5 |
| млн. рублей |
|----------------------------------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные - снижение социальной напряженности, |
| результаты реализации повышение уровня занятости до 73 |
| Программы процентов от трудовых ресурсов в 2006 |
| году; |
| - создание в рамках отраслевых программ |
| 70 тыс. рабочих мест; |
| - обеспечение трудоустройства 36 тыс. |
| граждан при посредничестве органов |
| службы занятости; |
| - оказание консультационных и |
| профориентационных услуг 160 тыс. |
| человек; |
| - осуществление социальной поддержки |
| 54,8 тыс. безработных граждан |
|----------------------------------------------------------------------|
| Контроль за реализацией - Парламент Кабардино-Балкарской |
| Программы Республики, Правительство |
| Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство труда и социального |
| развития Кабардино-Балкарской |
| Республики, Управление Федеральной |
| государственной службы занятости |
| населения по Кабардино-Балкарской |
| Республике, Министерство экономического |
| развития и торговли |
| Кабардино-Балкарской Республики |
\----------------------------------------------------------------------/
Введение
Программа содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы (далее - Программа) разработана Министерством экономического развития и торговли Кабардино - Балкарской Республики, Министерством труда и социального развития Кабардино - Балкарской Республики и Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 октября 2001 года N Пр-1778.
Система мероприятий Программы разработана на основе анализа и прогноза ситуации на рынке труда, Программы социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы, предложений министерств и ведомств республики, местных администраций городов и районов республики.
См. Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875
Основная направленность мероприятий Программы определяется задачами государственной политики занятости населения Кабардино - Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы, которые сводятся к необходимости создания 70 тыс. новых рабочих мест в отраслях экономики.
Приоритеты Программы направлены на решение значимых для республики проблем рынка труда и занятости, поддержку и защиту граждан от безработицы и ориентированы на реализацию мер по обеспечению трудовой занятости населения Кабардино-Балкарии.
С учетом складывающейся в республике социально - экономической ситуации и итогов реализации программных мероприятий за прошедший год предполагается ежегодное внесение корректировок в Программу.
См. Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 1 ноября 2000 г. N 79 и Методические рекомендации по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 2000 г. N 83
1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на
рынке труда Кабардино-Балкарской Республики
1.1. Анализ состояния рынка труда за 1998 - 2001 годы
Социально - экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики в 1998 - 2001 годах характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей.
Тенденция роста сложилась во всех отраслях реального сектора экономики. Так, за последние четыре года темп роста валового регионального продукта (ВРП) составил 149 процентов, производство промышленной продукции увеличилось в 2,2 раза, сельскохозяйственной продукции - на 36 процентов, объем подрядных работ возрос на 13 процентов, оборот розничной торговли - на 43 процента.
Реальные денежные доходы населения возросли в 1,3 раза, но, несмотря на рост, значительная часть населения республики имеет доход ниже прожиточного минимума. Это объясняется высоким уровнем безработицы и нехваткой рабочих мест, а также влиянием инфляционных процессов.
Негативные процессы в экономике республики отрицательно сказываются на положении рабочей силы на рынке труда. Численность работающих на предприятиях и организациях сократилась за 1998 - 2001 годы на 17,7 тыс. человек. Продолжается практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе администрации.
На конец 2001 года численность занятых в экономике республики составила всего 302,1 тыс. человек, а доля занятых в экономике от трудовых ресурсов - 64 процента.
В 2001 году преобладающая численность занятого населения была сосредоточена на предприятиях промышленности и сельского хозяйства (49,7 процента), в строительстве численность занятых составила 5,5 процента, на транспорте - 3,4 процента, в торговле и общественном питании - 8,1 процента, в прочих отраслях - 33,3 процента.
В структуре занятого населения наиболее многочисленной является группа лиц в возрасте 30 - 49 лет, на долю которой приходится около 60 процентов общей численности занятых. Доля граждан, имеющих высшее и неполное высшее профессиональное образование, составила 27,3 процента.
Последние годы характеризуются высоким уровнем общей безработицы, который достигает в среднем 18,5 процента экономически активного населения.
Наибольший удельный вес среди безработных также приходится на граждан в возрасте от 30 до 49 лет - 49,7 процента. Средний возраст безработных по республике в 2001 году составил 33 года.
На рынке труда республики в последние годы произошли качественные изменения: появилась потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. В предложении рабочей силы проявляется тенденция к увеличению числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
Регулируемый рынок труда также тесно связан с социально - экономическими процессами, происходящими в республике.
Ежегодно в органы службы занятости за содействием обращаются в среднем около 30 тыс. граждан, из них 60 процентов становятся на учет как ищущие работу, остальные получают консультацию. Каждый третий обратившийся по вопросу трудоустройства находит работу при содействии органов службы занятости.
Характерной особенностью последних трех лет является устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Если на начало 1999 года в банке данных свободных рабочих мест находилось 267 вакансий, то к концу 2001 года он увеличился в 4 раза. При этом коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на 1 вакансию) снизился с 32,2 в начале 1999 года до 7,2 в конце 2001 года.
Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению с 1999 по 2001 год практически не изменился.
Значительными остаются объемы женской и молодежной безработицы (76,7 процента и 31,3 процента соответственно).
Около половины (49,4 процента) зарегистрированных безработных составляют жители сельской местности.
По-прежнему в общей численности безработных преобладает доля лиц, уволившихся с последнего места работы по собственному желанию (46 процентов) и уволенных в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата (10 процентов).
1.2. Прогноз развития ситуации на рынке труда
в 2002 - 2006 годах
Ситуация в сфере занятости будет определяться темпами роста производства в отраслях материальной сферы, структурными изменениями в экономике, перспективами ввода новых производств, созданием условий для развития предпринимательства и самозанятости населения и другими мерами экономической политики, направленными на стимулирование занятости.
Прогнозируемые показатели занятости и безработицы в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 - 2006 годы рассчитаны на основе отчетных данных за прошлые годы и прогноза социально - экономического развития республики, а также с учетом демографической ситуации, складывающейся в республике.
По прогнозам Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики за период с 2002 по 2006 год численность трудоспособного населения увеличится на 25,8 тыс. человек, в связи с чем возможно обострение ситуации на рынке труда и рост социальной напряженности. При этом основной прирост трудовых ресурсов придется на сельскую местность, где уже сейчас ситуация в сфере занятости приобрела чрезвычайно острый характер, особенно среди молодежи.
Кроме того, положение в сфере занятости осложняется выбытием неэффективных рабочих мест по причине физического и морального износа оборудования, а также сохранением значительных масштабов скрытой безработицы. Таким образом, основное предложение рабочей силы на рынке труда составят высвобожденные с предприятий и из организаций республики в связи с сокращением излишней рабочей силы, а также невостребованные выпускники образовательных учебных заведений.
С учетом реализации намеченных мер по созданию рабочих мест и стимулированию занятости численность занятых в экономике увеличится на 70 тыс. человек и в 2006 году составит 368 тыс. человек. При этом численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией МОТ как безработные, сократится до 40 тыс. человек или 10 процентов от численности экономически активного населения республики.
Ожидается, что численность зарегистрированных в органах государственной службы занятости безработных граждан может составить 11 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения в 2006 году прогнозируется в пределах 3 процентов.
1.3. Программный подход к решению основных проблем
на рынке труда
Анализ сферы занятости показывает, что, несмотря на позитивные сдвиги в развитии экономики республики, на рынке труда республики сохраняется напряженность. Это требует принятия дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, согласованных действий всех органов, заинтересованных в решении проблем занятости населения.
К числу основных проблем развития сферы занятости и рынка труда Кабардино-Балкарской Республики, составляющих содержание и направленность политики занятости, относятся следующие:
- высокая трудоизбыточность республики, обусловленная недостаточным развитием экономического потенциала, острой нехваткой собственных инвестиционных ресурсов для обновления и модернизации основных фондов, а также ввода новых рабочих мест;
- низкий уровень занятости сельского населения: около 50 процентов безработных граждан представлены сегодня сельским населением. В наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находятся четыре сельских района (Черекский, Зольский, Прохладненский, Баксанский), где уровень официальной безработицы превышает среднереспубликанский в 1,5 - 3 раза;
- сохраняющаяся тенденция сокращения численности населения, занятого экономической деятельностью;
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- значительные масштабы вынужденной неполной занятости.
По данным статистических органов в 2001 году численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 4,3 тыс. человек; численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации и по собственному желанию, составила 7,9 тыс. человек;
- высокие масштабы общей и регистрируемой безработицы, превышающие среднероссийские показатели более чем в 1,5 раза, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;
- износ основных фондов (на 70 процентов) и ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, в результате чего снижается эффективность использования рабочей силы. Коэффициент обновления основных фондов снизился с 6,4 процента в 1990 году до 2,5 процента в 2000 году, средний возраст производственного оборудования увеличился в 1,5 раза. Общее число неэффективных рабочих мест, подлежащих ликвидации, составляет 60 тыс. единиц;
- недостаточно адаптированная к рыночным условиям система профессионального образования. В настоящее время объемы и профили подготовки специалистов в республике не соответствуют требованиям рынка труда;
- сложности с трудоустройством ряда социально - демографических групп (различных категорий женщин, молодежи без практического опыта работы, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и других). Серьезной государственной проблемой является занятость женщин и молодежи, удельный вес которых в структуре регистрируемой безработицы за последние годы составляет соответственно 70 и 30 процентов;
- отнесение Кабардино-Балкарии в 2001 году к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
Все эти факторы свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер на рынке труда и государственной поддержки из федерального бюджета.
2. Цели и задачи программы
Цели настоящей Программы заключаются в максимальном содействии реализации права граждан на труд и создании условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда.
В сфере стимулирования занятости и сдерживания роста безработицы в ближайшие годы предстоит решение следующих задач:
- достижение баланса между спросом на рабочую силу и ее предложением путем повышения инвестиционной активности и создания 70 тыс. новых рабочих мест;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе развития с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения;
- минимизация периода поиска работы гражданами и принятие мер по упреждению длительной безработицы;
- развитие социального партнерства и усиление ответственности участников трехстороннего соглашения за реализацию политики занятости;
- совершенствование организационных форм содействия в трудоустройстве ищущим работу гражданам (с учетом специфических потребностей отдельных социально - демографических, профессиональных и других категорий населения, а также меняющегося спроса на рабочую силу);
- повышение уровня информированности населения о положении на рынке труда (вакансиях, профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, оплате и условиях труда) и государственных гарантиях обеспечения занятости граждан;
- обеспечение социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда граждан и создание действенной системы помощи в трудоустройстве указанной категории населения;
- обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан;
- повышение эффективности реализуемых на рынке труда мер активной политики занятости.
3. Направления программных действий
3.1. Отраслевая инвестиционная политика
Формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранение и развитие кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы - важнейшие условия сохранения стабильности на рынке труда.
В настоящее время в республике действуют и подлежат разработке 19 республиканских целевых программ и 33 подпрограммы, предусматривающие создание рабочих мест или другие формы занятости в различных сферах экономики. Проблема создания новых рабочих мест актуализируется необходимостью компенсирования масштабов сокращения численности работников на предприятиях республики за годы рыночных преобразований.
С учетом острой нехватки рабочих мест и высокой степени износа производственного потенциала одним из основных экономических приоритетов развития республики на перспективу признано повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест.
Федеральной целевой программой "Юг России", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, до 2006 года планируется направить на развитие экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики 5,7 млрд. рублей, из них на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих создание и сохранение рабочих мест, - 3,4 млрд. рублей.
Перспективы развития экономики и социальной сферы республики в предстоящий период определены в Программе социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2006 года. Один из главных приоритетов программы - реализация инвестиционных проектов, коренная структурная перестройка производства, развитие курортно - рекреационного комплекса и создание на этой основе 70 тыс. новых рабочих мест.
Обеспечение трудовой занятости населения в рассматриваемой перспективе во многом зависит от развития предпринимательства.
В республике на начало 2001 года было зарегистрировано около 3300 малых предприятий и 14000 индивидуальных предпринимателей. С 1999 по 2001 год численность малых предприятий возросла на 24 процента. В настоящее время в сфере малого бизнеса занято около 50 тыс. человек, что составляет 20 процентов к общей численности занятых в экономике республики.
При улучшении экономической конъюнктуры, сохранении и расширении налоговых льгот и активной государственной поддержке в сфере малого бизнеса будет создано за пять лет 35 тыс. рабочих мест.
В числе мер государственной поддержки малого предпринимательства выступают:
льготное кредитование и долевое финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов;
предоставление налоговых льгот малым предприятиям, производящим социально значимую продукцию;
упрощение порядка регистрации малых предприятий, лицензирования и сертификации производимой продукции;
информационно - методическая поддержка предпринимателей.
Особое внимание будет уделено развитию сельской самозанятости, включая занятость в личных подсобных хозяйствах.
В целом реализация программ, предусматривающих расширение, сохранение и ввод новых производств, позволит увеличить численность занятого населения.
3.2. Развитие качества рабочей силы
В сложившихся условиях решение проблемы кадрового обеспечения развивающейся экономики и социальной сферы, снижения социальной напряженности в обществе требуют принятия безотлагательных мер как в системе профессионального образования всех уровней, так и в системе внутрифирменного (внутрипроизводственного) обучения.
Решение проблем в сфере развития человеческих (профессиональных) ресурсов должно идти по нескольким направлениям:
- дальнейшее совершенствование системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с учетом текущей и перспективной потребности отраслей экономики республики;
- обеспечение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда через восстановление и развитие системы внутрипроизводственной подготовки персонала, в том числе обучение на рабочих местах;
- расширение масштабов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения посредством предоставления им различных образовательных услуг с целью сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также опережающую переподготовку высвобождаемых работников для новых сфер приложения труда;
- дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, повышение качества предоставляемых профинформационных и консультационных услуг.
Содействие развитию персонала на предприятиях
Анализ сложившейся ситуации показывает, что кадровая и организационная политика большинства предприятий предъявляет новые требования к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, к качеству профессионально - образовательных услуг. Существующие формы подготовки персонала должны непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально - экономических условиях.
Ключевым элементом нового этапа реформ становится повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг.
Главными составляющими успешной реализации принятой Правительством Кабардино-Балкарской Республики Республиканской целевой программы содействия в развитии персонала на производстве на 1998 - 2000 годы и до 2005 года и Основных направлений развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года являются:
- развитие системы непрерывного профессионального образования, в том числе восстановление внутрипроизводственного обучения, отбор, подготовка и переподготовка кадров с использованием учебно - производственной базы предприятий и учебно - курсовой сети республики;
- организация переподготовки и повышения квалификации граждан, высвобождаемых из организаций, с учетом перспективной кадровой потребности предприятий;
- оказание по заявкам работодателей профориентационных и консультационных услуг.
Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения
Система профессионального обучения безработных выполняет социальные и экономические функции: обучение профессии, специальности как средству защиты от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации.
Сложившаяся в республике система профессионального обучения безработных граждан является одним из звеньев непрерывного образования, не заменяющим, а дополняющим существующие системы профессионального обучения.
Новые требования к профессиональному образованию обуславливают новую доминанту - создание гибкой, открытой и развивающейся системы, способной обеспечить кадровый потенциал и качество персонала. Ключевые аспекты, на которых базируется профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, следующие:
- преемственность обучения с имеющимся образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;
- обеспечение приоритетности профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- развитие услуг по обучению безработных граждан и незанятого населения основам предпринимательства и подготовке к самостоятельной занятости;
- координация объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях всех уровней в соответствии с требованиями рынка труда;
- многоканальность источников финансирования и оптимизация сроков и затрат на оказание услуг по профессиональному обучению;
- тесное взаимодействие со всеми социальными партнерами в области профессионального обучения.
В связи с переходом с 2001 года на бюджетное финансирование программ политики занятости предполагается дальнейшее совершенствование работы по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения путем предоставления возможности получить новую, освоить вторую (смежную) профессию или повысить квалификацию свыше 7,0 тыс. человек.
Предполагается направить на обучение в 2002 году 1400 человек, 2003 году - 1515 человек, 2004 году - 1575 человек, 2005 году - 1630 человек, 2006 году - 1645 человек по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда в условиях его динамичного развития. Финансирование профессионального обучения будет осуществляться из федерального бюджета, а также путем изыскания дополнительных источников.
Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения сохраняют свое значение в качестве приоритетного направления активной политики занятости.
Профессиональная ориентация является одной из основных форм регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики, действенным механизмом социальной защиты, обеспечивает связь профессионального образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах с учетом изменения условий и содержания профессиональной деятельности.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации, способной осуществлять активные формы адаптации, реабилитации, социальной и психологической поддержки населения, утратившего свой профессиональный и социальный статус, должно быть сориентировано на реализацию следующих направлений:
- развитие межведомственной системы профессиональной ориентации, осуществляющей через проведение единой политики заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти и образовательных учреждений координированную работу по профессиональной ориентации и психологической поддержке различных категорий населения;
- социальная адаптация и оказание в приоритетном порядке профориентационной помощи социально слабо защищенным гражданам, ищущим работу: молодежи, впервые вступающей на рынок труда, молодым специалистам, инвалидам, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, военнослужащим, уволенным с военной службы;
- оказание комплекса высококачественных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке всем категориям населения;
- внедрение в образовательный процесс учреждений профессионального образования всех уровней учебно - методического курса по формированию навыков поиска работы;
- прогнозирование спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг и регулирование их путем согласования и корректировки объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.
Предусматривается в соответствии с прогнозными показателями на 2002 - 2006 годы оказать профориентационные услуги 84,8 тыс. человек, в том числе в 2002 году - 14,34 тыс. человек, 2003 году - 17,25 тыс. человек, 2004 году - 17,5 тыс. человек, 2005 году - 17,75 тыс. человек, 2006 году - 18,0 тыс. человек.
3.3. Социальное партнерство на рынке труда
Одним из важных направлений интегрированных действий Программы, позволяющим успешно решать ее целевые установки и оказывать реальное воздействие на регулирование рынка труда, содействие занятости и социальную защиту граждан в трудовой сфере, является социальное партнерство.
В рамках развития системы социального партнерства будут приниматься согласованные действия на рынке труда, выработанные на основе консультаций между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Федерацией профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики, Союзом промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 2008 г. N 50-РЗ "О социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике"
В этих целях следует:
- разработать и реализовать соглашение между Правительством Кабардино - Балкарской Республики, Федерацией профсоюзов Кабардино - Балкарской Республики, Союзом промышленников и предпринимателей Кабардино - Балкарской Республики по основным социально - трудовым вопросам;
- заключить отраслевые тарифные соглашения между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, профсоюзами и представителями работодателей;
- развивать внутрипроизводственную систему повышения квалификации работников как средство сохранения рабочего места, а при необходимости его смены - скорейшего подбора нового рабочего места;
- регулировать трудовые отношения коллективно - договорным методом;
- выработать согласованные решения по осуществлению политики занятости на региональном уровне Республиканским координационным комитетом содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики.
Органы службы занятости примут активное участие в разработке и реализации соглашения между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Союзом промышленников и предпринимателей Кабардино - Балкарской Республики и Федерацией профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики на перспективу и в разработке разделов отраслевых тарифных соглашений, касающихся вопросов занятости.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 34-РЗ в подраздел 3.4 настоящей программы внесены изменения
3.4. Улучшение функционирования рынка труда
Успешное решение ключевых задач, связанных с обеспечением трудовой занятости населения и регулированием рынка труда, во многом зависит от результативности программных действий и мер, связанных с улучшением функционирования рынка труда, к числу которых относятся:
- информационная поддержка политики занятости путем совершенствования мониторинга трудовой сферы республики и системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы;
- содействие трудоустройству незанятого населения, ищущего работу через органы службы занятости. В этих целях необходимо совершенствовать организационные формы работы с различными категориями граждан (с учетом введения процедуры профилирования безработных граждан) и работодателями, минимизировать период поиска гражданами работы путем расширения деловых контактов с работодателями и оперативного обновления данных банка вакансий;
- расширение объемов и видов общественных работ методом развития их инфраструктуры (организационной, институциональной, финансовой). Дальнейшая активизация общественных работ будет идти путем:
повышения информированности населения об объемах, видах общественных работ, условиях работы и оплаты, имеющихся льготах;
расширения перечня видов общественных работ, их посильности для любой из категорий безработных и возможности работы в любом режиме;
реализации Комплексного плана развития общественных работ в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 - 2006 годы, в который ежегодно будут вноситься корректировки;
- содействие развитию предпринимательской инициативы, которое будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
информирование населения о возможности заняться предпринимательской деятельностью, в том числе ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства (союзы малых предприятий, центры поддержки предпринимательства и другие), видах и условиях оказываемых ими услуг;
содействие в разработке и экспертизе бизнес - планов;
информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предпринимательской деятельности;
организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности;
оказание организационной и финансовой помощи безработным гражданам, организующим собственное дело;
- социальная интеграция и поддержка граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. В прогнозируемом периоде в качестве первоочередных мер по содействию занятости этих категорий граждан предусматривается:
реализация специальной программы организации временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
квотирование рабочих мест;
стимулирование деятельности работодателей по созданию специализированных рабочих мест;
профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переобучение и повышение квалификации;
содействие предпринимательской деятельности, самозанятости, организации надомного труда;
привлечение к участию в общественных работах;
регулирование трудовой миграции;
регулирование процессов, связанных с привлечением иностранной рабочей силы;
оказание содействия трудоустройству граждан, направленных на альтернативную военную службу.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2005 г. N 9-РЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Общая стоимость мероприятий Программы составляет 32968 млн. рублей. Необходимая государственная поддержка из федерального бюджета составляет 13885 млн. рублей. На реализацию Программы будут направлены из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики 2558,5 млн. рублей, а также привлечены 16524,5 млн. рублей из внебюджетных источников.
Объем финансовых затрат на мероприятия Программы, реализуемые Управлением Федеральной государственной службы занятости по Кабардино-Балкарской Республике, на 2002 - 2006 годы (в ценах 2002 года) составит 443,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 385,0 млн. рублей. В рамках соглашения между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области труда и занятости, будет предусмотрено выделение в 2002 - 2006 годах в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики 58,5 млн. рублей на реализацию специальных программ, что составит не менее 15 процентов средств, выделяемых из федерального бюджета.
Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике предполагает ежегодно уточнять финансовые затраты на реализацию Программы, учитывая реальную экономическую ситуацию.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2005 г. N 9-РЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Контроль за реализацией программы
Выполнение мероприятий Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, службы занятости, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций по реализации социально - экономической политики Кабардино-Балкарской Республики.
Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике осуществляет управление Программой, является координатором и, совместно с центрами занятости населения, - ответственным за реализацию Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется путем оценки:
- соблюдения сроков и полноты выполнения основных программных мероприятий;
- влияния реализуемых мер на текущее состояние рынка труда республики;
- причин, по которым мероприятия Программы выполняются не в полном объеме или не дают ожидаемых результатов;
- целевого использования средств для финансирования мероприятий Программы;
- эффективности информационного обеспечения.
Ежегодно по итогам выполнения Программы Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике вносит на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики предложения по корректировке целевых показателей, источникам финансирования мероприятий Программы.
Итоги выполнения Программы ежеквартально будут обсуждаться на коллегии Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и полугодовые отчеты будут представляться в Правительство Кабардино-Балкарской Республики и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области труда и занятости.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Министерством экономического развития и торговли Кабардино - Балкарской Республики и Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Кабардино - Балкарской Республике совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
6. Эффективность реализации программы
Реализация Программы в 2002 - 2006 годах будет способствовать формированию цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
В 2002 - 2006 годах предполагается создание 70 тыс. новых рабочих мест за счет реализации Программы социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы, в структуре которой приоритетное развитие получат:
развитие производственных отраслей (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь) - 14,6 тыс. рабочих мест;
развитие пищевой промышленности - 3,0 тыс. рабочих мест;
развитие энергетики - 500 рабочих мест;
развитие отраслей жилищно - коммунального хозяйства - 1,0 тыс. рабочих мест;
развитие курорта "Нальчик" - 2,0 тыс. рабочих мест;
развитие туризма Кабардино-Балкарской Республики - 9,4 тыс. рабочих мест;
развитие сферы услуг - 3,0 тыс. рабочих мест;
развитие отраслей потребительской кооперации - 1,5 тыс. рабочих мест;
развитие малого бизнеса - 35 тыс. рабочих мест.
В результате реализации Программы также будет достигнуто:
оказание консультационных услуг - 75,0 тыс. человек;
трудоустройство при содействии органов службы занятости - 36,0 тыс. человек;
профессиональная ориентация - 84,8 тыс. человек;
организация профессионального обучения безработных граждан - 7,8 тыс. человек;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет - 11,5 тыс. человек;
организация общественных работ - 9,5 тыс. человек;
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - 2,2 тыс. человек;
содействие самозанятости населения - 1,0 тыс. человек;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 800 человек;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 164 единицы;
социальная поддержка безработных граждан - 54,8 тыс. человек;
регулярное информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда.
Указанные меры позволят повысить долю занятых в экономике от трудовых ресурсов до 73 процентов и снизить напряженность на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики.
Поставленные в Программе цели могут быть достигнуты при активной государственной поддержке Кабардино-Балкарской Республики из федерального бюджета. Требующаяся сумма финансирования составляет 13,9 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 2002 г. N 76-РЗ "Об утверждении программы содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы" (принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 17 октября 2002 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 22 ноября 2002 г. NN 230-231
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 г. N 16-РЗ
Действие статьи 2 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 августа 2005 г. N 76-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2005 г. N 9-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2005 г. N 8-РЗ
Действие статьи 2 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 34-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона