Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Кабардино-Балкарской Республики
от 21 февраля 2003 г. N 25-РЗ
Республиканская целевая программа
"Развитие торговли и услуг
в Кабардино-Балкарской Республике на 2003 - 2006 годы"
Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы - республиканская целевая программа "Развитие |
| торговли и услуг в Кабардино-Балкарской |
| Республике на 2003 -2006 годы" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Основание для разработки - решение Инвестиционного совета при |
|Программы Президенте Кабардино-Балкарской Республики |
| от 22 июня 2002 года |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Государственный заказчик - Правительство Кабардино-Балкарской |
|Программы Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Координатор исполнения - Министерство экономического развития и |
|Программы торговли Кабардино-Балкарской Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики и - Министерство экономического развития и |
|участники разработки торговли Кабардино-Балкарской Республики, |
|Программы местные администрации районов и городов |
| Кабардино-Балкарской Республики, отраслевые |
| министерства и ведомства |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Цель Программы - реализация политики Кабардино-Балкарской |
| Республики, направленной на повышение |
| благосостояния и уровня жизни населения |
| республики, повышение уровня организации |
| торгового обслуживания и предоставление |
| услуг в соответствии с современными |
| требованиями, удовлетворение потребностей |
| населения в товарах повседневного спроса, |
| формирование рыночных отношений и развитие |
| рыночной инфраструктуры в отрасли |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Задачи Программы - создание и совершенствование нормативно- |
| правовой базы субъектов потребительского |
| рынка; укрепление и развитие |
| предпринимательской деятельности на |
| потребительском рынке; создание и |
| совершенствование механизмов |
| государственной поддержки социально |
| значимых видов торговых и платных услуг; |
| создание базовых моделей |
| высокотехнологичных и эффективных |
| предприятий и систем в торговле и |
| предоставлении платных видов услуг |
| населению; защита прав потребителей на |
| потребительском рынке |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации - 2003-2006 годы |
|Программы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Основные направления - развитие инфраструктуры |
|Программы потребительского рынка; обеспечение |
| территориальной и ценовой доступности |
| товаров и услуг; научно-методическое |
| обеспечение; |
| занятость в сфере потребительского рынка |
| и кадровое обеспечение; государственно - |
| правовое регулирование |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Исполнители Программы - Министерство экономического развития |
| и торговли Кабардино-Балкарской Республики; |
| Министерство имущественных и земельных |
| отношений Кабардино-Балкарской Республики; |
| Министерство образования и науки Кабардино- |
| Балкарской Республики; Министерство печати |
| и информации Кабардино-Балкарской |
| Республики; Министерство труда и |
| социального развития |
| Кабардино-Балкарской Республики; |
| Государственный комитет Кабардино- |
| Балкарской Республики по статистике; |
| Фонд поддержки малого предпринимательства |
| Кабардино-Балкарской Республики; Управление |
| Государственной инспекции по торговле, |
| качеству товаров и защите прав потребителей |
| Министерства экономического развития и |
| торговли Российской Федерации по Кабардино- |
| Балкарской Республике; Кабардино-Балкарское |
| территориальное управление Министерства по |
| антимонопольной политике и поддержке |
| предпринимательства России; федеральное |
| государственное учреждение "Кабардино- |
| Балкарский центр стандартизации, метрологии |
| и сертификации"; администрации местного |
| самоуправления районов и городов Кабардино- |
| Балкарской Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые результаты - в результате реализации программных |
|реализации Программы мероприятий планируется: |
| ежегодный прирост физических объемов |
| розничного товарооборота на уровне 9-10 |
| процентов, платных услуг -7-8 процентов; |
| привлечение инвестиционных ресурсов из |
| негосударственных источников (средства |
| предприятий, инвесторов и др.) на развитие |
| инфраструктуры, реконструкцию и |
| строительство предприятий потребительского |
| рынка в объемах 626 млн. рублей; создание |
| дополнительно 7,6 тыс. рабочих мест в |
| сфере торговли и бытовых услуг |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники - затраты на финансирование Программы: |
|финансирования Программы всего - 703 млн. рублей; источники |
| финансирования Программы: средства |
| республиканского бюджета Кабардино- |
| Балкарской Республики - 42,1 млн. рублей; |
| средства местных бюджетов - 28,7 млн. |
| рублей; средства Фонда поддержки малого |
| предпринимательства Кабардино-Балкарской |
| Республики - 6,45 млн. рублей; заемные и |
| собственные средства участников Программы - |
| 625,7 млн. рублей |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Контроль исполнения - контроль за реализацией Программы |
|программных мероприятий осуществляется Парламентом Кабардино- |
| Балкарской Республики, Правительством |
| Кабардино-Балкарской Республики |
\-----------------------------------------------------------------------/
Введение
Республиканская целевая программа "Развитие торговли и услуг в Кабардино-Балкарской Республике на 2003-2006 годы" (далее - Программа) разработана Министерством экономического развития и торговли Кабардино - Балкарской Республики с участием заинтересованных республиканских ведомств, местных администраций районов и городов во исполнение решения заседания Инвестиционного совета при Президенте Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2002 года.
Программа определяет цели, задачи, направления развития потребительского рынка республики на 2003-2006 годы.
1. Содержание проблемы
За последние годы на потребительском рынке республики произошли позитивные изменения. Проводимые экономические преобразования создали прочную базу для развития рыночных отношений в сфере торговли и услуг. Произошли существенные изменения, как в торговой коммерческой сети, так и в ассортименте товаров на прилавках магазинов и рынков. Начинает сказываться благоприятное влияние конкуренции. Достигнута определенная стабилизация рынка и его насыщение потребительскими товарами и услугами.
Потребительский рынок сегодня формирует около 15 процентов валового регионального продукта, из них свыше 13 процентов приходится на торговлю и общественное питание. Здесь сосредоточено свыше 20 тыс. человек работающих, или 9 процентов от числа занятых в экономике республики.
Количество официально учтенных субъектов в сфере торговли и услуг и их материальная база выглядит следующим образом:
- в оптовой торговле имеется 148 складских помещений общей площадью 123,6 тыс. кв.м, 11 складов-холодильников на 6,5 тыс. тонн и 22 овощехранилища на 15,4 тыс.тонн;
- в розничной торговле и общественном питании осуществляют деятельность 2753 хозяйствующих субъекта, располагающих общей торговой площадью 110 тыс. кв.м и 4,5 тыс. посадочных мест;
- в бытовом обслуживании населения насчитывается около 730 субъектов всех форм собственности, из них 220 - юридические лица и 510 - индивидуальные предприниматели.
Налоговые поступления в бюджет от сферы торговли и общественного питания за последние годы возросли как в абсолютном объеме, так и в относительном выражении. Так, за 2001 год зачислено в бюджеты всех уровней 234 млн. рублей, что составляет 8,4 процента всех налоговых поступлений по республике, из них:
- торговля и общественное питание - 120 млн. рублей;
- материально-техническое снабжение - 114,3 млн. рублей.
В целом состояние потребительского рынка республики за годы реформ характеризуется следующими основными признаками:
- в течение последних лет наблюдается устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли, превышающий темпы роста в среднем по Российской Федерации;
- возросла доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли;
- потребительский спрос в значительной степени удовлетворяется за счет продажи товаров на рынках и индивидуальными предпринимателями, торгующими вне рынков;
- замедлились темпы роста цен на потребительские товары; наблюдается улучшение финансового состояния крупных и средних предприятий и организаций розничной торговли;
- сохраняется неравномерность в уровне развитости потребительского рынка по районам и городам.
Анализ экономической ситуации в сфере услуг в целом позволяет сделать вывод, что в отрасли создана конкурентная среда, то есть возникли новые виды структур различных форм собственности. Устранены экономические, финансовые, правовые и административные барьеры для вхождения на рынок новых структур.
Вместе с тем на состоянии потребительского рынка отрицательно сказывается снижение промышленного и аграрного потенциала, нестабильность новых хозяйственных связей, незавершенность структурных преобразований в отраслях сферы услуг.
В ходе реформ произошел разрыв экономических связей, изменились пропорции между оптовой и розничной торговлей.
Сложилась нерациональная система товародвижения и хранения товарных запасов. Проблема усугубляется ростом звенности товарооборота. Возросла рыночная неопределенность, ведущая к ценовым диспропорциям, и, как следствие, к росту издержек обращения, а также к общему повышению розничных цен.
В связи с либерализацией экономических отношений сократилась доля собственных оборотных средств предприятий сферы услуг, из-за нехватки которых предприятия не имеют возможности закупать товары у поставщиков в необходимых количествах и ассортименте. Поэтому потребительский рынок далек от требуемого насыщения в ассортименте и ценовом разрезе - допускаются перебои в торговле недорогими товарами повседневного спроса. Вновь созданные структуры не заинтересованы взять на себя функции бывших торговых систем по поставке и своевременному накоплению малодоходных товаров повседневного спроса, ограничивая свой ассортимент товарами быстрой реализации и высокой доходности,
Идет перепрофилирование магазинов новыми владельцами в ущерб потребителям. Сократилось число специализированных магазинов по торговле хлебом, молочной продукцией, овощами и фруктами. В особенности эти негативные явления остро проявились в сельской местности.
Коммерциализация, разгосударствление и приватизация предприятий торговли внесли существенные коррективы в организацию и функционирование республиканской системы оптовой торговли. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1995 годах.
В республике зарегистрирована 661 организация оптовой торговли и материально-технического снабжения. Основная часть объектов оптовой торговли (97 процентов) - негосударственные, из них около 90 процентов всех предприятий являются малыми, с численностью работников до 25 человек.
При этом почти все складские площади сосредоточены на бывших государственных оптовых предприятиях, которые в общем количестве оптовых предприятий занимают незначительный удельный вес. Значительная часть создаваемых предприятий оптовой торговли не имеет собственной материально - технической базы, что способствует искусственному увеличению звенности в оптовой торговой сети.
Уровень загрузки складских помещений находится на уровне 85 процентов. Наименьшая загрузка приходится на предприятия государственной формы собственности - 68 процентов, тогда как на предприятиях смешанной формы собственности - 81 процент, частной - 83 процента.
Вместе с тем, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуется модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35 - 40 процентов. Физический износ зданий и сооружений колеблется в пределах от 40 до 75 процентов, износ оборудования - от 30 до 75 процентов. Таким образом, состояние материально-технической базы складов достигло или приближается к критической отметке и это обстоятельство уже сегодня делает проблематичным стабильность обеспечения потребительского рынка республики.
Вместе с тем для превращения существующих оптовых предприятий в полноценную оптовую базу необходимы оборотные средства, нужны льготные кредиты. Без серьезной финансовой поддержки восстановление крупного опта невозможно.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. За годы реформ в отрасли такое соотношение утратило позитивную динамику. Сегодня свыше 60 процентов оборота розничной торговли формируется на основе внемагазинных форм продажи. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия. Отсюда, общий вектор динамического соответствия форм продажи товаров должен приобрести прямо противоположную направленность.
Процессы экономического преобразования сказались и на деятельности предприятий общественного питания. Значительной деформации подверглась структура общедоступной сети общественного питания. Преимущественное развитие получили рестораны, кафе и бары, обслуживающие высокообеспеченных потребителей, при одновременном сокращении числа предприятий общественного питания с доступными ценами.
Возникли проблемы с организацией питания учащихся в школах, вузах и иных учебных заведениях.
В торговле очень высок уровень теневого оборота, по разным оценкам он достигает 30-50 процентов. При этом сокращение неучтенного оборота розничного товарооборота хотя бы наполовину способно принести казне значительную прибавку. В большей степени это относится к рынку алкогольной продукции.
За прошедшие годы рынок платных услуг в республике характеризовался совершенствованием отношений собственности, развитием ее альтернативных форм. Сформировалась система услуг, базирующаяся на рыночных принципах.
Структура объема платных услуг населению в республике, как в целом по стране, приобрела устойчивый характер. По-прежнему больший удельный вес в структуре платных услуг населению приходится на коммунальные, бытовые, услуги пассажирского транспорта, связи.
По сравнению с 1990 годом в сфере бытового обслуживания населения произошли существенные изменения. Сократилась численность работающих в этой сфере услуг. При этом возрос удельный вес работающих по предоставлению услуг парикмахерских, ремонту обуви. Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются услуги, не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают такие услуги, как обновление одежды, перешив взрослой одежды на детскую, ремонт головных уборов, по прокату. Сократились объемы услуг по изготовлению одежды, обуви. Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, по ремонту обуви, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в другие отрасли экономики.
Усложнились и организационно-экономические условия функционирования сферы услуг: резко увеличилась в себестоимости услуг доля расходов на коммунальные платежи и аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам.
Имеются серьезные проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг, обусловленные особенностями развития бытового обслуживания в период перехода к рыночным условиям. Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. Свыше 80 процентов объектов сферы бытового обслуживания сосредоточены в городах Нальчик и Прохладный. В районах сфера бытового обслуживания в основном представлена индивидуальными предпринимателями. При этом в каждом втором районе полностью отсутствуют предприятия бытового обслуживания по 2 - 5 основным видам услуг. Наименьшая обеспеченность услугами - в Зольском, Терском, Черекском и Эльбрусском районах. В этих районах сложная ситуация складывается с оказанием услуг по ремонту бытовой техники, бань, фотоателье, разнобытовых услуг.
Существенной проблемой для отрасли является устаревшее оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену или модернизацию.
Таким образом, реформирование социальной сферы предусматривает увеличение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе, как дополнительного источника финансирования.
Рыночные преобразования в сфере потребительского рынка резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации о состоянии рынка товаров и услуг затруднен сегодня не только для участников рынка, но и органов исполнительной власти всех уровней. Дальнейшее углубление информационной неопределенности чревато потерей управления рыночными процессами в этой сфере экономики.
Таким образом, сложившаяся за годы реформ ситуация в потребительском секторе экономики, требует активизации государственной политики по развитию процессов в сфере торговли и услуг. Усилия государства в этой области должны быть направлены на формирование в области торговли политики и ее приоритетов, обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне, укрепление нормативно-правовой базы торговли и услуг на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм, развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирование развитой инфраструктуры, обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
Помимо предлагаемой Программы - вопросы развития торговли и платных услуг населению отражены в республиканских целевых программах "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы", "Развитие курортов Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2010 годы", "Модернизация транспортной системы Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы", "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы" и др.
2. Основные положения программы
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития потребительского сектора экономики республики. Программа обусловлена необходимостью совершенствования механизмов реализации государственной политики по развитию в сфере торговли и услуг, ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Целью Программы является реализация политики Кабардино-Балкарской Республики, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания и предоставление услуг в соответствии с современными требованиями, удовлетворение потребностей населения в товарах повседневного спроса, формирование рыночных отношений и развитие рыночной инфраструктуры в отрасли, защита интересов потребителей. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- формирование региональной политики в области торговли и услуг, определение ее приоритетов;
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности субъектов потребительского рынка;
- создание и совершенствование механизмов государственной поддержки социально значимых видов услуг;
- разработка концепций и реализация программ по важнейшим направлениям деятельности;
- создание базовых моделей высокотехнологичных и эффективных предприятий и систем в торговле и предоставлении платных видов услуг населению.
Основными принципами Программы являются:
- системность - формирование системообразующих элементов инфраструктуры и функциональной взаимосвязи предприятий потребительского рынка, в том числе за счет введения общесистемных механизмов нормативно - правового регулирования и государственного управления;
- конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей при получении государственной поддержки и размещении республиканского заказа;
- распределение - разграничение функций по развитию предприятий потребительского рынка между республиканскими, городскими и районными органами исполнительной власти.
Основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования сферы торговли и услуг.
Для эффективного функционирования предприятий потребительского рынка необходимо сформировать адекватную инфраструктуру, обеспечивающую целостность системы и гармонизацию связей между оптовым и розничным звеньями, благоприятные и равные условия работы и развития предпринимательской деятельности. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на формирование системообразующих звеньев потребительского рынка, развитие интеграции, кооперации и координации деятельности оптовых и розничных предприятий на потребительском рынке.
Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.
Учитывая, что главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей, структура оптового звена должна развиваться на основе выделения в его составе:
- специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций;
- посреднических оптовых структур;
- организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, выставки, оптовые рынки).
Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечить свободный вход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия.
Анализ итогов реформирования торговли позволяет сделать вывод о том, что в развитии отрасли начинается качественно новый этап. На смену разъединительным и обособленным настроениям приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Интеграционные процессы в торговой деятельности субъектов потребительского рынка республики пока не получили какого-либо динамичного развития на практике. Однако изложенные направления в области интегрирования в ближайшей перспективе должны послужить основой для формирования прочных производственно-экономических связей предприятий на потребительском рынке.
Необходимо сформировать отраслевую систему информационного обеспечения органов управления для организации ценового и иного мониторинга потребительского рынка.
Формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных с учетом возможностей ее сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.
Решение задачи обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых услуг направлено на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исходя из потребностей различных категорий жителей республики в торговых услугах. В основу программного направления заложен принцип динамического соответствия структуры и типов предприятий потребительского рынка основным моделям потребления товаров и услуг. Основным средством реализации является совершенствование размещения и развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка, а также повышение их видового разнообразия, осуществляемые, главным образом, за счет средств предпринимателей.
Общими направлениями развития розничной торговой сети должны стать:
- универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных торговых объектов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- восстановление розничной торговли через автоматы.
Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки четких программных направлений восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающих особенностям современного периода.
Такими основными направлениями должны стать:
- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого быстрого питания, ориентированной на различные группы потребителей;
- восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий;
- стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на современные технологические методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей;
- развитие общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного, курортного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, вокзалах, в аэропорту.
Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, с одной стороны, должно идти по пути все большей унификации их видового состава (столовая, закусочная, кафе, бар, ресторан), а с другой - по пути все большей дифференциации этих структур с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Должны получить дальнейшее развитие внемагазинные формы продаж: через мелкорозничную сеть, с использованием транспортных средств, через автоматы, путем почтово-посылочных операций, через торговых агентов (коммивояжеров), через Интернет.
Разработка различных инструментов развития торговли и услуг должна опираться на соответствующие исследования проблем развития и мониторинга потребительского рынка, что должно обеспечить создание точек роста на основе высокотехнологичных производств и предприятий, включающих разработку программ подготовки кадров и повышения квалификации, пакетов нормативно-правовой документации для системы государственно-правового регулирования.
В этой связи необходимы организация социально-экономического мониторинга потребительского рынка, проведение исследований развития отрасли, конъюнктуры товарных рынков в условиях рыночной экономики, структурных сдвигов на потребительском рынке под воздействием изменений в моделях потребления у различных категорий потребителей товаров.
Важное место будет отведено проведению исследований проблем развития материально-технической базы потребительского рынка, разработке методических основ, нормативов формирования и перспективных схем развития и размещения сети предприятий потребительского рынка с учетом обеспеченности торговой сетью населенных пунктов республики.
Многие проблемы развития потребительского рынка связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов. В связи с этим серьезной задачей остается включение субъектов потребительского рынка в систему современного информационного обмена. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие потребительского сектора экономики. Данное направление будет реализовываться через осуществление мероприятий Программы в части открытия новых предприятий торговли и услуг, реконструкцию и модернизацию действующих предприятий.
Важной задачей является подготовка высококвалифицированных кадров для сферы торговли и услуг, способных принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово - экономического планирования, бухгалтерского дела, маркетинга и менеджмента. Для этого необходимо определить потребность в данной категории кадров и организовать их переподготовку в учебных заведениях.
В сфере государственно-правового регулирования предусматривается совершенствование организационных структур и институциональных механизмов, которые обеспечивают разработку и реализацию политики республики в сфере потребительского рынка по основным направлениям управленческой деятельности с целью разграничения полномочий и улучшения координации деятельности по уровням управления.
Необходимо организовать систематический мониторинг деятельности субъектов потребительского рынка для обоснования целевых программ поддержки предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения, защиты прав потребителей, а также принятия оперативных управленческих решений.
В рамках развития оптовой торговли на селе ставится задача восстановления стабильной клиентуры, прежде всего, за счет розничных предприятий, путем предоставления комплекса услуг по упаковке, расфасовке, рекламных, информационных и консультационных услуг. Будут осуществлены мероприятия по реконструкции и обновлению складского хозяйства.
Основными направлениями развития розничной торговли на селе в рамках реализации Программы являются:
- расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли;
- восстановление крупных объектов торговли и общественного питания;
- использование свободных площадей для размещения объектов бытового обслуживания;
- улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажей товаров на полевых станах, бригадах, фермах;
- организация продажи товаров в кредит и с рассрочкой платежей;
- организация продажи товаров в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию и др.
Приоритетные направления в общественном питании на селе:
- рост выпуска продукции собственного производства и ее реализация в розничной сети;
- оснащение предприятий дополнительно оборудованием;
- повышение качества товаров и услуг;
- обслуживание различных массовых мероприятий и др.
3. Система программных мероприятий
Реализация Программы рассчитана на период с 2003 по 2006 годы, в течение которого предполагается обеспечить выполнение пяти направлений программных мероприятий. Указанные направления обеспечивают преемственность развития уже имеющейся системы государственного регулирования и определяют основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться участники Программы для достижения ее целей.
3.1. Развитие инфраструктуры потребительского рынка
Первое направление предусматривает ориентацию процессов формирования потребительского рынка на создание целостной социально-экономической системы. Соответствующие мероприятия преследуют цели гармонизации экономических отношений как внутри потребительского рынка, так и со смежными секторами республиканской экономики, прежде всего, с оптовым звеном торговли.
Особое внимание отводится приоритетному формированию системообразующих элементов потребительского рынка и эффективных производственно - технологических связей между ними, отвечающих принципам рыночной экономики. Здесь же представлены мероприятия других общесистемных компонентов ин фраструктуры.
В целях совершенствования инфраструктуры потребительского рынка и услуг предполагается:
- продолжить формирование системообразующих звеньев потребительского рынка;
- обеспечить развитие интеграции, кооперации и координации деятельности оптовых и розничных предприятий на потребительском рынке;
- обеспечить развитие отраслевой системы информационного обеспечения органов управления для организации ценового и иного мониторинга потребительского рынка, а также применение информационных технологий в сфере торгового обслуживания и общественного питания; обеспечить развитие элементов логистики потребительского рынка республики, включая транспортное обслуживание.
В рамках реализации данного направления особое место отводится мероприятиям, направленным на развитие и упорядочение оптовой торговли:
1. Осуществление работ по реконструкции и обновлению складского хозяйства. Реализация мероприятия позволит к концу 2006 года модернизировать складские площади и довести долю активной части основных фондов торгового назначения до 40 процентов, продлить сроки возможной эксплуатации объектов.
2. Стимулирование развития предприятий оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков.
В рамках данного мероприятия предлагается поддержать (путем предоставления кредитов, простаивающих либо нерационально использующихся складских площадей, льгот по арендным платежам и др.) оптовые предприятия, специализирующиеся как на товарных группах, так и на отдельных товарах, являющихся официальными дилерами крупных производителей и поставщиков.
3. Создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней.
В рамках данного мероприятия предполагается завершить строительство трех оптовых рынков в городе Нальчик, Урванском и Терском районах.
4. Продолжить работу по развитию оптово-посреднической деятельности торговых представительств и торговых домов Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация данного мероприятия предполагает эффективное функционирование пяти торговых представительств республики и двух торговых домов, а также открытие в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и других регионах торговых представительств и домов, что позволит добиться расширения взаимовыгодных торгово-экономических связей с определенными территориями страны.
Общий объем товарооборота вышеназванных торговых представительств, торговых домов к 2006 году составит свыше 900 млн. рублей в год, против 274 млн. в 2001 году.
5. Создание центра франчайзинга.
Применение франчайзинга как средства повышения устойчивости и конкурентноспособности малых торговых предприятий, повышения качества торгового обслуживания, сокращения производственных затрат будет направлена на создание базы данных франшизных и связанных с франчайзингом предприятий, действующих в Российской Федерации и за рубежом.
Обеспечение условий свободного и оперативного доступа к информационным базам на муниципальном и республиканском уровнях для субъектов потребительского рынка предполагается осуществить путем создания информационно-маркетинговых центров.
3.2. Обеспечение территориальной и ценовой доступности
товаров и услуг
Второе направление ориентировано на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исходя из потребностей различных категорий жителей республики в товарах и услугах. В основу программного направления заложен принцип динамического соответствия структуры и типов предприятий потребительского рынка основным моделям потребления товаров и услуг.
Обеспечение территориальной и ценовой доступности услуг предполагается решить путем совершенствования размещения, улучшения материально-технической базы и развития видового разнообразия предприятий потребительского рынка в секторах:
- торговли;
- общественного питания;
- бытового обслуживания населения.
В сфере торговли мероприятия по открытию новых стационарных предприятий торговли за счет нового строительства и использования нежилых помещений направлены на развитие сети стационарных предприятий торговли (гипермаркетов, супермаркетов, магазинов-дискаунтов, специализированных магазинов и др.), отвечающих современным требованиям логистики, технологии и организации торгового обслуживания. Расчетно до конца 2006 года будет введено свыше 460 объектов розничной торговли, на которых будет образовано около 2300 рабочих мест.
Внедрение новых технологий и прогрессивных форм организации торговли, улучшение интерьера торговых помещений, продление сроков возможной эксплуатации объектов торговли будут осуществляться при проведении работ по реконструкции и модернизации предприятий торговли. Расчетное количество реконструируемых и модернизируемых объектов торговли приведено в приложении 3.
Упорядочение сети и развитие рынков предполагается осуществлять через встраивание сети рынков различных размеров и специализации в единую товаропроводящую систему республики с превращением их в объекты цивилизованной торговли за счет необходимого развития материально-технической базы и совершенствования форм и методов организации торговли.
В условиях глобализации мировой экономики и постоянного совершенствования телекоммуникационных возможностей все более возрастает роль электронных торговых операций.
Электронная коммерция уже в настоящее время оказывает масштабное влияние на маркетинг, продажу и стимулирование сбыта, финансирование и страхование, коммерческие операции (заказ, доставку, оплату), послепродажное обслуживание и прочие взаимодействия субъектов рынка.
В особенности перспективными направлениями являются организация:
- закупочной деятельности государственных предприятий и учреждений на основе электронной торговли;
- продажа через Интернет-аукционы продукции, производимой в республике.
Будут осуществлены мероприятия по развитию материально-технической базы мелкорозничной торговли на основе замены существующих киосков и палаток на торговые комплексы и павильоны из быстровозводимых конструкций, отвечающие требованиям современной архитектуры и эстетики.
Мероприятия по развитию общественного питания направлены на:
- рост сети предприятий общественного питания, оснащенных оборудованием и технологиями приготовления пищи, с высоким уровнем организации и культуры обслуживания;
- внедрение новых технологий и оборудования для приготовления пищи;
- строительство новых и реконструкцию действующих в учебных заведениях объектов питания в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к предприятиям;
- организацию для малоимущих слоев населения горячего питания, обедов, предоставление им продуктовых наборов на базе предприятий общественного питания.
Мероприятия в сфере бытового обслуживания населения ориентированы на открытие новых, реконструкцию и модернизацию стационарных объектов бытового обслуживания населения за счет нового строительства и использования нежилых помещений. В рамках реализации поставленных задач будут осуществлены меры по содействию переоснащения предприятий бытового обслуживания, поддержке социально значимых видов услуг, поддержке индивидуалов-мастеров (ремесленников), работающих самостоятельно, вне предприятий. Расчетное количество вновь вводимых, реконструируемых и модернизируемых объектов бытового обслуживания населения и количество создаваемых на них рабочих мест приводятся в приложениях 2-4.
Реализация проектов по данному направлению координируется с проектами создания структурообразующих звеньев, обучением и подготовкой кадров для новых и реконструируемых предприятий.
3.3. Научно-методическое обеспечение
Третье направление обеспечивает создание точек роста на основе высокотехнологичных производств и предприятий, а также формирует систему научного обеспечения процессов развития и мониторинга потребительского рынка, включая разработку программ подготовки кадров и повышения квалификации, пакетов нормативно-правовой документации для системы государственно-правового регулирования.
Предусматривается осуществление комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой экономических, технических и правовых проблем развития потребительского рынка республики, информатизации, проблем занятости на предприятиях потребительского рынка Кабардино-Балкарской Республики, подготовкой документов нормативно - правового характера.
Предусматривается увязка со всеми программными направлениями в части их научно-методической поддержки.
3.4. Занятость в сфере потребительского рынка и кадровое
обеспечение
Четвертое направление ориентируется на решение проблем занятости в сфере потребительского рынка. Цель - Достижение качественного и количественного соответствия потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах, включая кадры республиканских, городских и районных органов исполнительной власти.
Решение проблемы занятости населения в сфере потребительского рынка путем сохранения и создания новых рабочих мест на предприятиях торговли и услуг за счет реализации Программы. Расчетное количество создаваемых рабочих мест в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения представлено в приложении 4.
Формирование концепции кадрового обеспечения потребительского рынка и на ее основе создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров работников по следующим направлениям:
- кадры отраслевых органов исполнительной власти;
- управленческие и финансовые кадры предприятий;
- кадры массовых профессий.
Средством реализации направления является формирование многоуровневой системы обучения, подготовки кадров и повышения квалификации, а также организация конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников потребительского рынка.
Реализация проектов по данному направлению координируется с направлениями "Развитие инфраструктуры потребительского рынка" и "Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг" в части формирования перспективной потребности в подготовке и повышении квалификации кадров в соответствии с ростом числа занятых в отраслях потребительского рынка, а также современными квалификационными требованиями, предъявляемыми к работникам торговли и услуг.
3.5. Государственно-правовое регулирование
Пятое направление представляет программу скоординированных действий республиканских органов исполнительной власти, городских и районных администраций местного самоуправления по реализации настоящей Программы.
Для эффективного государственного регулирования и управления в сфере потребительского рынка необходимо решить следующие задачи:
- продолжить развитие системы подготовки и реализации законодательных предложений, нормативно-инструктивных и методических материалов по вопросам развития потребительского рынка;
- усовершенствовать организационные структуры и институциональные механизмы по основным направлениям управленческой деятельности с целью разграничения полномочий и улучшения координации;
- организовать систематический мониторинг деятельности потребительского рынка и сферы услуг для обоснования целевых программ поддержки торговой деятельности, обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения, обеспечения прав потребителей, а также для принятия оперативных управленческих решений.
Данное направление координируется:
с направлением "Научно-методическое обеспечение" в части разработки нормативно-правовых, инструктивно-методических документов;
с программным направлением "Занятость и кадровое обеспечение" в части организации учебы для руководителей и специалистов органов управления.
4. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение широкого спектра различных источников финансирования. Объем, структура источников финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования целевой программы
"Развитие торговли и услуг в Кабардино-Балкарской Республике
на 2003-2006 годы"
/-----------------------------------------------------------\
| Источники |Объемы финансирования |Всего, |
| финансирования |по годам, млн.руб. |млн. |
| Программы |-----------------------------|рублей |
| |2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
|---------------------+-----+-------+-------+-------+-------|
| Республиканский |6,5 | 9,4 | 13,6 | 12,6 | 42,1 |
| бюджет КБР | | | | | |
|---------------------+-----+-------+-------+-------+-------|
| Фонд поддержки |0,989| 1,438 | 2,09 | 1,933 | 6,45 |
| малого | | | | | |
| предпринимательства | | | | | |
| КБР | | | | | |
|---------------------+-----+-------+-------+-------+-------|
| Бюджеты городов и |4,4 | 6,4 | 9,3 | 8,6 | 28,7 |
| районов | | | | | |
|---------------------+-----+-------+-------+-------+-------|
| Средства предприятий|87,0 | 126,6 | 184,0 | 228,2 | 625,8 |
| и другие источники | | | | | |
|---------------------+-----+-------+-------+-------+-------|
| Всего |98,9 | 143,8 | 209,0 | 251,3 | 703,0 |
\-----------------------------------------------------------/
Структура источников финансирования мероприятий Программы представлена следующим образом:
- средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики 6 процентов;
- средства местных бюджетов - 4 процента;
- внебюджетные источники (кредиты коммерческих банков, собственные средства предприятий, прочие источники) - 90 процентов.
Мероприятия Программы включают в себя:
- мероприятия, вошедшие в федеральную целевую программу "Юг России";
- мероприятия республиканских целевых программ.
5. Организация управления программой и механизм ее реализации
Заказчик Программы - Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются заказчиком.
Текущее управление осуществляется Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики во взаимодействии с указанными в приложении 1 министерствами и ведомствами.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики с участием заинтересованных министерств и ведомств и соответствующая информация направляется в Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы в полном объеме и достижение к 2006 году расчетных показателей по созданию новых и модернизации существующих объектов торговли и услуг обеспечит суммарный социально-экономический эффект по республике в виде:
- укрепления и дальнейшего развития рыночных отношений в отрасли, повышения уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами;
- усиления защиты прав потребителей услуг, повышения уровня безопасности и качества обслуживания граждан;
- расширения сети объектов в сфере торговли и услуг, их реконструкции и технического перевооружения, повышения степени ценовой и территориальной доступности услуг;
- обеспечения доступности для всех слоев населения социально значимых видов услуг.
В результате осуществления Программы число дополнительно созданных рабочих мест составит 7,6 тыс. единиц. В приложении 4 к Программе приводится расчетное количество создаваемых рабочих мест, в сфере торговли и услуг.
Оборот розничной торговли возрастет за период 2003 - 2006 годы в 1,7 раза, оборот общественного питания - в 1,6 раза. Объем платных услуг за четыре года вырастет в 1,5 раза. В результате реализации соответствующих целевых программ значительно возрастут объемы предоставления платных услуг на территории комплекса "Приэльбрусье", учреждений культуры, искусства, кино, связи, транспорта. Оборот оптовой торговли к 2006 году достигнет 6,1 млрд. рублей.
В результате совокупный объем оборота оптовой и розничной торговли, общественного питания и платных услуг в 2006 году превысит 36 млрд. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Ожидаемые результаты реализации Программы
/--------------------------------------------------------\
| |Факт |оценка |2003 |2004 |2005 |2006 |
| |2001 г.|2002 г.|г. |г. |г. |г. |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Оборот |8877,7 |11813,6|14527 |17101 |19577 |22090 |
|розничной | | | | | | |
|торговли, | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|в % к |117 |117,8 |112 |109 |108 |108,5 |
|предыдущему | | | | | | |
|году | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Оборот |106 |133 |164 |194 |224 |255 |
|общественно-| | | | | | |
|го питания, | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|в % к |109,7 |111 |113 |110 |109 |109,5 |
|предыдущему | | | | | | |
|году | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Объем | | | | | | |
|платных |2587,6 |3359,7 |4314 |5519 |6914 |8290 |
|услуг, млн. | | | | | | |
|рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|в % к |108,7 |108,2 |107 |107,5 |108 |109 |
|предыдущему | | | | | | |
|году | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Объем |2161,1 |2603,4 |3121 |3975 |4900 |6100 |
|оптового | | | | | | |
|оборота, | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|в % к |83,0 |110,3 |110,0 |118,0 |116,5 |118,0 |
|предыдущему | | | | | | |
|году | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Объем |11571,3|15306,3|19005 |22814 |26715 |30635 |
|оборота | | | | | | |
|розничной | | | | | | |
|торговли, | | | | | | |
|общественно-| | | | | | |
|го питания и| | | | | | |
|платных | | | | | | |
|услуг, | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Справочно: |15485,9|19770 |24522 |29377 |33963 |37975 |
|Объем | | | | | | |
|денежных | | | | | | |
|доходов, | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | |
|------------+-------+-------+------+------+------+------|
|Доля |74,7 |77,4 |77,5 |78 |79 |81 |
|расходов на | | | | | | |
|покупку | | | | | | |
|товаров и | | | | | | |
|оплату | | | | | | |
|услуг, % | | | | | | |
\--------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.