Во исполнение пункта 9 Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 17 декабря 2002 г. "Об обеспечении полной реализации согласованных проектов строительства рынков г. Нальчика" и на основании Постановления Правительства КБР от 5 октября 2002 г. N 450 постановляю:
1. Утвердить Правила работы рынков г. Нальчика (прилагается).
2. Пресс-службе (А.Л. Голуб) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
3. Признать утратившим силу Постановление главы администрации от 12 августа 1999 г. N 776 "Об утверждении Правил организации торговли на рынках г. Нальчика".
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации X.М. Тюбеева.
Глава администрации |
Х.А.Бердов |
Правила
работы рынков г. Нальчика
(утв. Постановлением Главы администрации г. Нальчика
от 10 июня 2003 г. N 710)
Настоящие Правила определяют основные требования к работе рынков в городе в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", Законом РФ "О ветеринарии", Законом РФ "Об обеспечении единства измерений", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Положением о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N 706, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ-01-93 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Кабардино - Балкарской Республики и города Нальчика.
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 апреля 2010 г. N 76-ПП "О Требованиях к торговым местам на рынках в Кабардино-Балкарской Республике"
1. Общие положения
1.1. Рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, и расположенных на нем объектов стационарной и мелкорозничной торговли и услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, предназначенный для свободных торгов между продавцами и покупателями.
Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, а также физические лица при реализации сельскохозяйственной и другой продукции в порядке, установленном настоящими Правилами;
- мелкооптовый рынок - рынок, на котором осуществляется реализация товаров потребительского назначения мелкооптовыми партиями и в розницу;
- временный рынок - рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (до пяти лет) договоре аренды земельного участка;
- постоянный рынок - рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (свыше пяти лет) договоре аренды земельного участка;
- универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, вещевой, авторынок, бытовой техники и др.);
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления отечественного и импортного происхождения в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и реализации;
- сельскохозяйственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве товаропроизводителями КБР и других регионов РФ;
- "ярмарка выходного дня" - торговый объект, на котором осуществляется реализация продукции фермерских хозяйств и сельхозпродукции товаропроизводителями КБР и других регионов РФ.
1.2. Зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров, схема размещения торговых объектов администрации рынков согласовываются с Департаментом потребительского рынка и услуг, органами Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, противопожарной службы и ГИБДД с учетом требований к условиям реализации товаров в соответствии с установленными Правилами и утверждаются главой администрации г. Нальчика.
1.3. Решения по вопросам проведения реконструкции, модернизации и перепланировки застройки территории принимаются только по согласованию с администрацией г. Нальчика и после рассмотрения Комиссией по вопросам градостроительства и земельным отношениям в г. Нальчике.
2. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка
2.1. На территории рынка запрещается:
- организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения объектов;
- проведение различных лотерей;
- использование при реализации товаров потребительского спроса емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов (ранее установленные контейнеры подлежат поэтапному выводу с территории рынков);
- реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности;
- нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка, за исключением случаев торговли с автомашин на специально отведенных площадках.
2.2. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска (на кабардинском, балкарском и русском языках) с указанием его названия, организационно-правовой формы, специализации, режима работы.
2.3. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
- указатели торговых зон по специализации;
- стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (при реализации продукции животного и растительного происхождения), контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
- Закон РФ "О защите прав потребителей" и настоящие Правила;
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке, о местонахождении книги отзывов и предложений;
- номера телефонов руководителя рынка, Департамента потребительского рынка и услуг администрации г. Нальчика, городского Центра Госсанэпиднадзора, станции по борьбе с болезнями животных, Госторгинспекции КБР, противопожарной службы, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм.
Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определение стоимости и отпуска товаров.
2.4. На территории рынка должны быть размещены в специально отведенных местах объекты массового питания и услуг.
2.5. На рынке проводятся ежемесячно санитарные дни, утвержденные городским Центром Госсанэпиднадзора по согласованию с Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г. Нальчика.
2.6. Размещение на территории рынка объектов игорного бизнеса, в том числе установка игровых автоматов с денежным или иным выигрышем, разрешается только на основании решения администрации г. Нальчика.
3. Требования к организации торгового процесса
3.1. Организация торгового процесса на рынке должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения и реализации товаров.
3.2. На товары, реализуемые на рынке, устанавливаются свободные розничные цены (тарифы), которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно и могут свободно изменяться по соглашению между продавцами и покупателями.
Цены на товары указываются в валюте РФ.
3.3. Вход посетителей на территорию рынка бесплатный.
3.4. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка.
3.5. Тарифы на оказание услуг торгующим устанавливаются администрациями рынков по согласованию с администрацией г. Нальчика.
3.6. На территории рынка применяются контрольно-кассовые машины в соответствии с Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745, в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917).
4. Перечень нарушений, которые являются основанием
для приостановления деятельности рынка (торгового объекта на рынке)
4.1. Деятельность рынка (торгового объекта на рынке) может быть временно приостановлена при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации:
- отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование земельным участком (нормативный акт администрации г. Нальчика, необходимая исходно - разрешительная, проектно-сметная документация), нецелевое использование земельного участка;
- осуществление градостроительной деятельности с нарушением федерального законодательства о градостроительстве в КБР;
- нарушение санитарного и ветеринарного законодательства при организации и эксплуатации рынка (торгового объекта на рынке);
- нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынка, экологических требований;
- несоблюдение требований пожарной безопасности;
- иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и КБР.
4.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка (торгового объекта на рынке) временно приостанавливается Главным государственным санитарным врачом по г. Нальчику, начальником Управления Государственной противопожарной службы МЧС КБР, Главным государственным ветеринарным инспектором КБР, начальником (руководителем) Управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов России по КБР, начальником управления архитектуры и градостроительства администрации г. Нальчика, иными должностными лицами в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, а также уполномоченными представителями внутренних дел г. Нальчика - по основаниям, предусмотренным Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", по согласованию с главой администрации г. Нальчика.
См. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
4.3. Функционирование рынка (торгового объекта на рынке) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности, по согласованию с главой администрации г. Нальчика.
5. Прекращение деятельности рынка
5.1. Деятельность рынка прекращается:
- при прекращении договора аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
- при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном законом порядке по инициативе одной из сторон;
- в случае изъятия для государственных и муниципальных нужд земельного участка, выделенного под размещение рынка, в соответствии с действующим законодательством.
См. Земельный кодекс РФ ст. 55
6. Управление рынком. Права, обязанности и
ответственность администрации рынка
6.1. Управление рынком осуществляется администрацией рынка, назначаемой в зависимости от организационно-правовой формы в соответствии с действующим законодательством.
Администрация рынка предоставляет торговые места для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (далее - арендаторы).
6.2. Администрация рынка имеет право:
- предоставлять торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке;
- самостоятельно определять стоимость услуг по предоставлению торговых мест за исключением случаев согласования с администрацией г. Нальчика в соответствии с действующим законодательством;
- предоставлять дополнительные услуги на договорной основе.
6.3. Администрация рынка обязана:
- организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемиологическою, эпизоотическую и экологическую безопасность, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло- и водообеспечению;
- назначить приказом ответственного за работу пункта проката средств измерений и обеспечения единства измерений;
- содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, административно-хозяйственные помещения, элементы ограждения территории, места общего пользования и другие; обеспечить своевременною уборку и благоустройство прилегающей территории, границы которой определяются Правилами санитарной очистки и благоустройства г. Нальчика;
- содержать входы, проезды на территорию рынка свободными, для проезда специального автотранспорта (пожарной машины, машины скорой помощи и т.п.);
- не допускать торговлю промышленными и продовольственными товарами в не установленных местах;
- взимать плату за предоставление торгового места при входе торгующего на рынок с использованием контрольно-кассовых машин (в случае оплаты аренды торгового места на срок до 10 дней);
- не допускать торгующих продовольственными товарами к их реализации без спецодежды (халат, фартук, колпак);
- расторгать договоры на предоставление торговых мест и использовать иные меры воздействия к арендаторам, допускающим нарушения установленных требований к осуществлению торговой деятельности на рынках.
6.4. В части правового регулирования ответственность руководителя рынка определяется трудовым законодательством и Гражданским кодексом РФ.
6.5. Администрация рынка обязана выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
- помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения);
- помещение для разруба мясосырья;
- помещение, включая помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований, и изъятых из оборота товаров, в том числе изъятых контролирующими органами;
- камеру хранения;
- помещение для обработки оборотной тары и инвентаря;
- помещение для хранения дезсредств;
- пункт проката тележек для доставки товара до торговых мест;
- пункт проката средств измерений;
- средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- стоянки для автотранспортных средств арендаторов и покупателей;
- общественные туалеты, водопровод;
- мусоросборники.
6.6. Администрация рынка оказывает содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимает действенные меры по устранению выявленных нарушений.
6.7. Администрация рынка обеспечивает:
- потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
- принятие оперативных мер по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей на основании соответствующих заявлений, касающихся деятельности отдельных предпринимателей;
- наличие книги отзывов и предложений предприятий и юридических лиц, расположенных на территории рынка, зарегистрированной в Департаменте потребительского рынка и услуг администрации г. Нальчика, которая выдается покупателю по первому требованию.
7. Порядок предоставления торговых мест
7.1. Торговые места предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обязательном предъявлении документов (оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке):
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для иногородних плательщиков - уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения) и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного налоговыми органами;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины в случае осуществления торговли с обязательным применением контрольно - кассовых машин в порядке, установленном федеральным законодательством;
- оригинала заключения лаборатории государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (при реализации продуктов животного и растительного происхождения);
- санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам представляющих опасность для здоровья человека видов деятельности, работ и услуг, санитарного паспорта объекта, выданных органами Госсанэпиднадзора владельцу торгового места (для объектов стационарной сети).
7.2. Предоставление торговых мест (объектов) осуществляется:
- на период от 1 до 10 дней - по устному соглашению между администрацией рынка и продавцом, зарегистрированному в специальном журнале;
- на период более 10 дней - на основе договора, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его предоставления, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной и безналичной форме.
Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
7.3. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие, предусмотренные нормативными актами, документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе гигиеническое заключение и сертификат соответствия или декларацию о соответствии, зарегистрированную в установленном порядке;
- контрольно-кассовый чек, платежное поручение об оплате услуг по предоставлению торгового места или счет-фактура с квитанцией к приходному кассовому ордеру при предоставлении торгового места юридическому лицу.
Реализация товаров должна сопровождаться информацией о товарах на русском языке (согласно ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" и ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие положения").
7.4. Продавцы, осуществляющие торговую деятельность на рынке, помимо документов, указанных в п. 7.1 или в п. 4 приложения 2 к Правилам, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, подтверждающий личность продавца (паспорт или иной документ), иногородние лица - паспорта, а также медицинские книжки установленного образца на продавца с полными данными медицинских обследований и предъявлять их по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также иметь документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность и нагрудный знак с указанием наименования организации, адреса (место нахождения), ФИО продавца.
8. Режим работы рынка
8.1. Режим работы рынка устанавливается администрацией рынка по согласованию с администрацией г. Нальчика.
Администрация г. Нальчика может вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских, республиканских и городских мероприятий.
8.2. Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка.
8.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно - технических работ администрация предварительно информирует продавцов, население и органы местной администрации о причинах закрытия рынка не менее чем за 48 часов.
8.4. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и администрации местного самоуправления доводится незамедлительно.
9. Контроль за работой рынков
9.1. Контроль за соблюдением на рынке настоящих Правил и других требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции.
К проверкам, проводимым контролирующими органами, могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.
9.2. Работники контролирующих органов г. Нальчика проводят проверки при предъявлении служебного удостоверения и направления, подписанного руководителем контролирующей организации, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления). По результатам проверки должен быть оформлен соответствующий акт (протокол), подписанный всеми сторонами, принимающими участие в проверке.
9.3. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, зарегистрированный в Департаменте потребительского рынка и услуг, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который Центром Госсанэпиднадзора в г. Нальчике вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
9.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность на рынках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и КБР.
Приложение N 2
к Правилам
работы рынков в г.Нальчике
от 10 июня 2003 г. N 710
Требования к реализации
сельскохозяйственных товаров на рынках
1. Участниками торговли сельхозпродукцией на рынке являются фермеры, владельцы крестьянских и личных хозяйств, садоводы и огородники, другие субъекты частной торговли, предприятия сферы сельскохозяйственного производства, переработки, снабжения и сбыта, торговли и посреднических услуг.
2. На территории рынка осуществляется торговля следующими товарами:
- овощами, фруктами, мясом, птицей, молоком и молочными продуктами, рыбой, животным и растительным маслом, медом, ягодами, свежими и сушеными грибами, солениями и квашениями;
- переработанной сельскохозяйственной продукцией, зерновыми культурами, продукцией подсобных предприятий и промыслов, посадочным материалом плодово-ягодных культур, семенами овощных, бахчевых культур, живыми цветами (в т.ч. и срезанными) и цветочной рассадой;
- тропическими фруктами и овощами, поступившими по импорту, только при наличии сертификата качества и документов, подтверждающих источник их приобретения.
3. На рынке запрещается продажа:
- маринованных грибов и консервированных продуктов домашнего приготовления (овощи, мясо, рыба, икра и др.), мясных и рыбных рубленых кулинарных изделий и полуфабрикатов, кондитерских изделий с кремом, подкрашенных леденцов и карамели;
- дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу, полевых цветов, лекарственных растений;
- зерновых и крупяных продуктов, загрязненных семенами вредных сорняков;
- тропическими фруктами и овощами, поступившими по импортным закупкам, без наличия сертификата соответствия и документов, подтверждающих источник их приобретения.
4. При реализации на территории рынка сельскохозяйственной продукции продавцы должны иметь:
- документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком;
- заключение государственной лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы или подразделения госсветнадзора, удостоверяющее соответствие реализуемой продукции требованиям ветеринарных правил и норм;
- документ об оплате услуг по предоставлению торгового места.
Данные документы хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
5. В целях оказания помощи сельхозпредприятиям, фермам, владельцам крестьянских и личных хозяйств в сбыте сельхозпродукции рынок осуществляет торгово-закупочную деятельность на основе долгосрочных соглашений, разовых договоров и сделок как непосредственно на рынке, так и в местах производства, и производит их продажу своими силами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2003 г. N 710 "Об утверждении правил работы рынков г. Нальчика"
Текст постановления официально опубликован не был