Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 8 мая 2003 г. N 140-ПП
Комплекс мероприятий
по реализации федеральной целевой программы
"Электронная Россия (2002-2010 гг.)"
на территории Кабардино-Балкарской Республики
1. Содержание проблемы
Последние десятилетия ознаменовались бурным ростом информатизации и автоматизации всех сфер человеческой деятельности. Широкое распространение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в мире обусловлено большим социально-экономическим эффектом от их внедрения.
Повышение производительности труда и конкурентоспособности экономики, интеллектуального уровня общества, расширение международных связей и глобализация экономических и социальных отношений, демократизация общества, дебюрократизация и повышение эффективности работы государственных органов власти, а также организация их взаимодействия с обществом и бизнесом в современном мире возможны только на основе ИКТ.
Вместе с тем на сегодняшний день РФ серьезно отстает от развитых индустриальных стран в развитии сектора ИКТ, Еще более низкий уровень развития ИКТ наблюдается в КБР.
Барьером для развития ИКТ в России и КБР до настоящего времени являются общеэкономические факторы и ряд объективных причин:
- консерватизм власти и общества;
- несовершенная региональная, муниципальная нормативно-правовая база в сфере ИКТ;
- недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность республиканских органов государственной власти к применению эффективных технологий взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- отсутствие целостной информационной инфраструктуры в Кабардино - Балкарской Республике;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
- неразвитость материально-технической базы;
- недостаток финансирования научных исследований в области ИКТ.
Недостаточное развитие ИКТ также является одной из причин, способствующих нарастанию разрыва между уровнями экономического развития РФ и развитых стран, а также отставанию Кабардино-Балкарской Республики от других регионов в этой области.
В настоящий момент на территории Кабардино-Балкарской Республики не существует единого органа, координирующего процесс информатизации. Это приводит к тому, что информатизация идет бесконтрольно и бессистемно, каждое ведомство своими силами пытается реализовывать программы информатизации. По утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года N 65 федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" управлениями федеральных органов власти по Кабардино - Балкарской Республике уже начата реализация мероприятий программы, в частности реализуется проект по созданию системы Кибер-почты, организован центр общественного доступа к сети Интернет на базе ГУ "Управление Федеральной почтовой связи КБР", часть республиканских министерств реализовала проекты по представлению информации на своих web-сайтах, что оценивается как начальное присутствие органов власти в сети Интернет.
Таблица 1
Показатели развития ИКТ инфраструктуры и человеческих ресурсов
европейских стран, РФ и КБР
Вебп- рисут- ствие |
Показатели развития ИКТ - инфраструктуры |
Показатели развития человеческих ресурсов |
Индекс "элект- ронного прави- тельст- ва" |
||||||||
ПК/ 100 чел. шт. |
Хосты/ 10000 чел. шт. |
% насе- ления, подк- лючен- ного к Интер- нету |
Ста- цио- нар- ных теле- фонов /100 чел. шт. |
Моби- льных теле- фонов /100 чел. шт. |
ТВ-при емни- ков/ 1000 чел. шт. |
Индекс челове- ческого разви- тия |
Ин- декс инфо- рма- цион- ного дос- тупа |
% городс- ких жителей |
|||
Сред- нее по стра- нам Евро- пы |
3,25 | 21,14 | 280,93 | 24,97 | 45,41 | 43,54 | 431,75 | 0,861 | 0,863 | 71,48 | 2,01 |
Рос- сия |
3,0 | 4,29 | 22,22 | 10,1 | 21,83 | 2,22 | 420 | 0,775 | 0,333 | 77,3 | 1,89 |
КБР | 1,0 | 15,0 | 10,1 | 5,1 | 19,9 | 3,9 | 335,4 | - | - | 56,9 | - |
Повышение конкурентоспособности экономики республики неотрывно связано с организацией систем электронных платежей, порталов перспективных отраслей экономики республики, а также совершенствования ИКТ предприятий и организаций республики.
Отрасли социальной сферы: здравоохранение, медицина, культура, физическая культура и спорт, экология также должны органично вписаться в информационную систему региона. Реализация комплексных мер по информатизации данных сфер позволит существенно повысить качество жизни населения республики.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Комплекса мероприятий
Основная цель Комплекса мероприятий состоит в повышении уровня демократизации и эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления на основе создания и внедрения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), а также проведении комплексной информатизации экономики и социальной сферы, создании системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и пользователей в сфере ИКТ и повышении уровня доступности информации в Кабардино-Балкарской Республике.
Комплекс мероприятий разработан как взаимоувязанный по целям, задачам и финансовым средствам документ, основой которого является федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
Одной из основных задач Комплекса мероприятий является реализация концепции "электронного правительства", воспринимаемого как организация эффективного взаимодействия общества и государства посредством использования информационно-коммуникационных технологий в работе органов государственной власти и местного самоуправления, которая должна обеспечить:
- снижение и оптимизацию государственных расходов;
- упрощение, унификацию и сокращение числа бизнес-процессов в органах государственной власти;
- снижение уровня бюрократизации, переориентация государства на эффективное предоставление правительственных услуг населению;
- упрощение взаимодействия бизнеса и населения с государством, снижение административных барьеров;
- повышение открытости и доступности органов государственной власти;
- демократизацию и повышение прозрачности системы государственной власти.
При этом организация работы внутри органов государственной власти и взаимодействие государственных структур должны строиться на широком использовании ИКТ, электронном документообороте.
Для достижения конечного состояния глобального и как его составной части регионального информационного общества, включающего также понятие "новой информационной экономики", необходимо большое внимание уделять информатизации экономики Кабардино-Балкарской Республики. Приоритетными в данной области будут мероприятия по информатизации объектов рекреации, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также создание систем электронной торговли и порталов бизнес-структур, поддержки предпринимательства. Информатизация социальной сферы предполагает внедрение ИКТ в образовании, медицине, культуре, физической культуре и спорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, экологии.
Подготовка кадров требует создания специализированных центров, привлечения и подготовки преподавательского состава. Дальнейший рост информатизации общества будет обеспечен широким распространением социально - ориентированных информационно-образовательных центров, обеспеченных квалифицированным персоналом.
Уникальные возможности для свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации предоставляют глобальные компьютерные сети. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить гражданам соответствующие экономические условия, в том числе льготы для малообеспеченных слоев населения. Немаловажными будут мероприятия по популяризации идей информационного общества. С другой стороны, необходимо обеспечить широкое представление средств массовой информации в глобальных информационных сетях.
Для достижения цели Комплекса мероприятий необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование республиканского и муниципального законодательства, государственного регулирования в сфере информационно - коммуникационных технологий;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, реализация концепции "электронного правительства";
- создание условий для эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе использования информационно - коммуникационных технологий;
- повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления республики на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
- внедрение и развитие систем электронной торговли и государственных закупок в Кабардино-Балкарской Республике;
- повышение открытости и доступности государственной власти, снижение уровня бюрократизации, повышение ответственности государственного аппарата перед обществом;
- развитие систем подготовки специалистов и квалифицированных пользователей информационно-коммуникационных систем;
- повышение уровня доступности информации путем создания пунктов общественного доступа к открытым информационным системам и содействия развитию средств массовой информации на основе информационно - коммуникационных технологий;
- информатизация социальной сферы (образование, медицина, спорт, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, экология) Кабардино-Балкарской Республики;
- реализация перспективных коммерческих проектов по организации систем электронной торговли, порталов бизнес-структур, поддержки предпринимательства (региональные информационно-маркетинговые центры), а также приоритетных отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация Комплекса мероприятий предполагается в 2003-2010 гг. в два этапа.
Первый этап (2003-2006 гг.) - развитие информационно - коммуникационной инфраструктуры, формирование нормативно - правовой базы в сфере регулирования информационно - коммуникационных технологий на республиканском и муниципальном уровнях, организация и совершенствование работы органов государственной власти на основе информационно - коммуникационных технологий, реализация программ информатизации экономики и социальной сферы путем разработки и внедрения систем информационного обмена.
Для успешной реализации Комплекса мероприятий необходимо прежде всего провести мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы и государственного регулирования в сфере использования и применения ИКТ в социально-экономической сфере в пределах компетенции органов законодательной и исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.
На первом этапе реализации Комплекса мероприятий необходимо также организовать эффективную систему интерактивного взаимодействия "электронного правительства" Кабардино-Балкарской Республики с населением, а также другими участниками информационного взаимодействия, включая бизнес - структуры и "электронные правительства" как других субъектов Федерации, так и Российской Федерации в целом.
Реализация первого этапа начинается с установки каналов передачи данных во все районы г. Нальчика в рамках единой системы управления и передачи данных государственных органов власти. Узлами в районах могут стать крупные государственные учреждения или предприятия. Также на этом этапе необходимо связать все министерства и ведомства республики, установить центральный сервер и подключить его к сети Интернет. Также необходимо разместить на этом сервере сайт Правительства КБР, обеспечив, таким образом, начальное присутствие всех органов власти во всемирной сети. Одновременно необходимо подготовить и принять ряд законопроектов, которые позволят осуществить дальнейшие шаги Комплекса мер.
На первом этапе реализации мероприятий по подготовке кадров необходимо создать центр обучения, направить на подготовку ряд преподавателей, которые в дальнейшем будут проводить обучение в центре, организовать курсы для сотрудников информационных отделов, работников образования, медицины и средств массовой информации тех организаций, которые будут включены в единую республиканскую сеть на первом этапе.
Информатизация медицинских учреждений затронет на первом этапе городские объекты. Они будут объединены в мультисервисную сеть, на базе одного из учреждений будет создан центр телемедицины, имеющий постоянный контакт с центром в Москве. В этом центре будут созданы условия для взаимного обмена опытом медицинских работников республики, в случае необходимости - консультаций с ведущими специалистами России и зарубежья.
Реализация мероприятий в области информатизации единого образовательного комплекса будет начата с учреждений высшей и средней школы по всей территории республики.
Первый этап модернизации системы образования включает создание центрального узла, совмещающего в себе функции web-сайта, к которому будут подключены городские школы, учреждения профессионального образования, высшие учебные заведения. Выход в Интернет все учебные заведения и ряд вузов будут осуществлять через этот узел интеграции, что значительно повысит информационную безопасность проекта.
Также этот узел позволит наладить информационный обмен между преподавательским составом учебных заведений, департаментами и Министерством образования и науки КБР. Реализация этого этапа потребует проведения переподготовки преподавательского состава в обучающем центре.
Средства массовой информации должны получить на первом этапе методическую помощь, а также льготные условия доступа и размещения информации, стимулирующие их широкое присутствие в сети Интернет.
На первом этапе реализации Комплекса мероприятий в сфере рекреации необходимо соединить соответствующие объекты Приэльбрусья и столицы республики с центральным узлом, расположенным в г. Нальчике. В этих объектах должны быть созданы пункты общественного доступа к сети Интернет, что повысит привлекательность рекреационного комплекса в глазах отдыхающих. Должны быть внедрены автоматизированные средства оперативного управления и контроля. В г. Нальчике необходимо создать туристический портал, комплексно представляющий объекты Кабардино-Балкарии во всемирной сети, предлагающий развитый информационный сервис по бронированию, заказу билетов, предоставляемым услугам и ценам. Центральный узел должен иметь специализированное программное обеспечение для мониторинга соответствующих объектов в реальном масштабе времени.
Второй этап (2007-2010 гг.) - интеграция созданных на первом этапе систем в единое информационное пространство Кабардино-Балкарской Республики, дальнейшая информатизация социальной сферы республики и повышение экономической эффективности хозяйствующих субъектов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные отрасли экономики.
На втором этапе предполагается организовать не только интерактивное взаимодействие, но и проведение транзакций и даже полную интеграцию электронных услуг органов государственной власти в пределах административной границы Кабардино-Балкарской Республики. В рамках данного мероприятия планируется:
- ввести единую систему электронного документооборота и на его основе преобразовать сайт республики в "правительственный портал";
- подключить органы местного самоуправления к районным и городским узлам интеграции, включив их в электронный документооборот.
Для этого потребуется оснастить их необходимой компьютерной и оргтехникой, оборудовать помещения, провести обучение пользователей, подключение к сети бюджетных организаций.
Планируется подготовка специалистов для пунктов общественного доступа, органов местного самоуправления, прочих структур, включаемых в единое информационное пространство.
Предполагается создание сети социально-ориентированных пунктов общественного доступа по всей территории республики, укомплектованных подготовленными консультантами.
В области медицины - интеграция в республиканскую медицинскую сеть сельских лечебных учреждений.
Подключение объектов рекреации и туризма, не охваченных мероприятиями информатизации на первом этапе.
Внедрение ИКТ в социальную сферу - ЖКХ, органы социального обеспечения.
Создание ряда специализированных ресурсов социальной направленности.
3. Система комплексных мероприятий
Решение задач и достижение целей Комплекса мероприятий предполагается осуществить посредством реализации мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование регионального и муниципального нормативно - правового обеспечения в области информационно-коммуникационных технологий;
- мониторинг информационно-коммуникационных систем в структурах государственной власти;
- разработка концепции информатизации органов государственной власти и местного самоуправления;
- мероприятия по обеспечению информационной безопасности;
- создание удостоверяющего центра и центров регистрации на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- организация и совершенствование систем принятия решений, взаимодействия и обмена информацией органов государственной власти местного самоуправления;
- создание системы электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики;
- создание и поддержка в сети Интернет единого портала органов государственной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики;
- организация и совершенствование систем взаимодействия и обмена информацией органов государственной власти и граждан, а также хозяйствующих субъектов на основе ИКТ;
- интеграция информационных ресурсов управлений федеральных органов власти на территории Кабардино-Балкарской Республики в единое информационное пространство республики;
- организация курсов повышения квалификации кадров, создание обучающих центров, проведение семинаров и конференций;
- организация системы электронной торговли и государственных закупок;
- создание и развитие сети пунктов общественного доступа на всей территории Кабардино-Балкарской Республики;
- содействие средствам массовой информации во внедрении информационно - коммуникационных технологий;
- создание автоматизированной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и важных или опасных объектов по Кабардино-Балкарской Республике;
- создание государственного регистра населения Кабардино-Балкарской Республики;
- подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям;
- создание республиканской системы электронных платежей;
- создание системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики в Кабардино-Балкарской Республике;
- завершение комплексной информатизации образовательной сферы Кабардино-Балкарской Республики;
- создание информационной сети регионального здравоохранения;
- реализация проектов по информатизации объектов культуры;
- информатизация туристических гостиниц, санаториев, объектов рекреации и отдыха.
4. Механизм реализации Комплекса мероприятий
Реализация Комплекса мероприятий должна осуществляться в тесном взаимодействии государственных органов власти, включая управления федеральной исполнительной власти по Кабардино-Балкарской Республике, региональные органы власти и местного самоуправления, а также различных предпринимательских структур и гражданского общества.
В целях координации мероприятий и организации системного контроля за реализацией Комплекса мероприятий функции заказчика-координатора возлагаются на Администрацию специальных программ Кабардино-Балкарской Республики. Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями Кабардино-Балкарской Республики организует исполнение мероприятий Комплекса мероприятий. Выполнение мероприятий осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и исполнителями программных мероприятий. Организации для выполнения конкретных мероприятий определяются Администрацией специальных программ Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". В объемы финансирования Комплекса мероприятий включены расходы на осуществление конкурсных процедур.
Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики совместно с Министерством экономического развития и торговли Кабардино - Балкарской Республики разрабатывает и направляет государственному заказчику федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" сводную бюджетную заявку по Кабардино-Балкарской Республике на софинансирование мероприятий Комплекса мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.
Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики представляет интересы Кабардино-Балкарской Республики в органах федеральной государственной власти в области информатизации республики в пределах своей компетенции как заказчик-координатор данного Комплекса мероприятий.
Ежегодно в зависимости от результатов реализации очередных мероприятий Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики уточняет сроки и промежуточные этапы, а также направления реализации Комплекса мероприятий, готовит отчет о реализации Комплекса мероприятий, вносит в Правительство Кабардино-Балкарской Республики предложения по объемам финансирования мероприятий Комплекса мероприятий.
Формы участия коммерческих структур и инвесторов в реализации мероприятий Комплекса мероприятий определяются договорами (контрактами) между ними и государственным заказчиком Комплекса мероприятий.
5. Ресурсное обеспечение Комплекса мероприятий
На реализацию Комплекса мероприятий по информатизации Кабардино - Балкарской Республики в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.) требуется 897 миллионов рублей. Из них 356 миллионов рублей планируется профинансировать из федерального бюджета. Выделение бюджетных средств из федерального бюджета производится на условиях софинансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Планируется использовать на цели информатизации 457 миллионов рублей бюджетных средств Кабардино-Балкарской Республики. На финансирование мероприятий коммерческой направленности или с заинтересованными частными структурами будет использовано 84 миллиона рублей из внебюджетных источников. Распределение финансовых средств по мероприятиям приводится в приложении 1 к Комплексу мероприятий.
6. Основные результаты реализации Комплекса мероприятий
Реализация Комплекса мероприятий предполагает информатизацию всех сфер общественной жизни региона.
Организация системы электронного документооборота и внедрение ИКТ в работу органов государственной власти повысят производительность и качество труда сотрудников министерств и ведомств республики, что в свою очередь повысит управляемость республиканских органов власти и местного самоуправления за счет организации более эффективного взаимодействия как внутри ведомств, так и внешнего обмена информацией. Произойдет кардинальное ускорение процессов информационного обмена между органами власти, что повысит качество и скорость принимаемых решений. Доля электронного документооборота должна быть доведена до 60% внутри ведомств и до 50% между ведомствами.
Реализация Комплекса мероприятий, взаимодействия граждан и органов государственной власти посредством организации правительственного портала позволит наладить обратную связь с обществом, повысит прозрачность, открытость и доступность органов государственной власти. Появятся новые возможности для анализа процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений. Существенно снизятся затраты времени граждан и служащих на информационное взаимодействие.
Создание системы электронных закупок для республиканских государственных нужд позволит снизить от 20 до 40% расходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Уменьшатся возможности для нарушения законов и финансовых махинаций, связанных с закупками продукции и услуг для государственных нужд.
Существенно расширится присутствие передовых предприятий туризма, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в глобальных информационных сетях. Информационная интеграция бизнеса позволит существенно повысить конкурентоспособность республиканской продукции и упрочит ее положение на внешних рынках.
Снизятся административные барьеры для функционирования предпринимательства в регионе за счет организации систем оказания консультационных, посреднических и других услуг в режиме реального времени через правительственный портал.
Создание единого информационного пространства на всей территории республики позволит снизить степень "информационного расслоения" и обеспечит гражданам и организациям независимо от места проживания и расположения равную общедоступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов. Предполагается организация сети пунктов общественного доступа во всех районах республики, в том числе с льготным доступом для малообеспеченных граждан.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня демократизации общества, а также ответственности государственного аппарата перед обществом и бизнесом. В результате реализации Комплекса мероприятий ожидается улучшение инвестиционного климата в связи с возникновением новых возможностей в сфере экономики, а также со снижением административных барьеров существования предприятий в республике.
Комплексная информатизация всех сфер социально-экономической жизни существенно повысит качество жизни населения республики.
7. Координация мероприятий
ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"
и контроль за ходом ее реализации на территории
Кабардино-Балкарской Республики
Государственным заказчиком Комплекса мероприятий является Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики. Оперативный контроль за исполнением мероприятий Комплекса осуществляет Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики на основе Порядка организации контроля за выполнением целевых программ Кабардино-Балкарской Республики, принятых на среднесрочную и долгосрочную перспективы, утвержденного распоряжением Президента Кабардино-Балкарской Республики от 24 января 2003 г. N 5-рп. Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики создает систему контроля за реализацией Комплекса мероприятий. Исполнители ежеквартально представляют в Администрацию специальных программ отчет о результатах исполнения очередных мероприятий Комплекса мероприятий.
В числе других функций Администрации специальных программ Кабардино - Балкарской Республики выделяются:
- участие в оперативном управлении предприятиями, получающими в рамках Комплекса мероприятий государственные гарантии КБР и (или) бюджетные кредиты;
- оценка залогов, предоставляемых инвесторами для получения государственной поддержки;
- бизнес-аудит предприятий, получивших государственные гарантии и (или) кредиты;
- мониторинг финансового состояния предприятий, получивших государственные гарантии и (или) кредиты;
- контроль целевого использования, предоставленных в рамках реализации Комплекса мероприятий средств.
Контроль за общим ходом выполнения Комплекса мероприятий осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Администрация специальных программ Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Правительство Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Комплекса мероприятий за прошедший период. Правительство КБР в составе отчета об исполнении республиканского бюджета КБР за истекший год представляет Парламенту КБР информацию о выполнении мероприятий по реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.