Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 марта 2002 г. N 13-РЗ
"О недрах"
(принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики 31 января 2002 г.)
13 июля, 14 ноября 2003 г.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Кабардино-Балкарской Республики, а также содержит правовые нормы комплексного рационального использования недр, включая подземные воды, обеспечивает защиту интересов Кабардино - Балкарской Республики и ее граждан, а также прав пользователей недр.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о недрах
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах", других федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Федеральным законом "О недрах".
Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются Федеральным законом "О недрах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования на территории Кабардино-Балкарской Республики
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и Договором Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино - Балкарской Республики".
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино - Балкарской Республики полномочий.
Статья 3. Собственность на недра
Недра в границах территории Кабардино-Балкарской Республики, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в границах территории Кабардино - Балкарской Республики находятся в совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Кабардино-Балкарской Республики, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 4. Государственный фонд недр
Используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Кабардино - Балкарской Республики являются составной частью государственного фонда недр.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляются совместно Российской Федерацией и Кабардино - Балкарской Республикой.
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально - сырьевой базы и рационального использования недр, решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
Статья 5. Участки недр республиканского значения
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Кабардино-Балкарской Республики различными видами ресурсов недр, наличие которых имеется на ее территории, отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов республиканского значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Часть месторождений республиканского значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в республиканский фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам республиканского значения, в том числе к республиканскому фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими устанавливаются федеральными законами и законами Кабардино - Балкарской Республики.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти Кабардино - Балкарской Республики в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию органов государственной власти Кабардино - Балкарской Республики в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально - сырьевой базы;
4) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление республиканских балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Кабардино - Балкарской Республики и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, республиканского и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
8) по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр по Кабардино - Балкарской Республике установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;
9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
10) защита интересов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
11) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр республиканского и местного значения;
12) участие Кабардино-Балкарской Республики в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
13) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 21 настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Глава II.
Пользование недрами
Статья 8. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) республиканского геологического изучения, включающего республиканские геолого - геофизические работы, геологическую съемку, инженерно - геологические изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Статья 9. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
См. Инструкцию по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденную постановлением МПР РФ и Госгортехнадзора РФ от 25 марта 1999 г. N 18/2
См. инструкцию по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденную Госгортехнадзором РФ, Минприроды РФ 31 декабря 1997 г., 7 февраля 1998 г. NN 58, 56
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 сентября 1996 г. N 35 утверждена Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
Статья 10. Ограничение пользования недрами
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения общественной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Статья 11. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.
Статья 12. Сроки пользования участками недр
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
1) геологического изучения - на срок до 5 лет;
2) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико - экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
3) добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
4) добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр при досрочном прекращении права пользования ими - на срок до 1 года.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
Статья 13. Основания получения права пользования участками недр
Основаниями получения права пользования участками недр могут быть:
1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и Правительства Кабардино - Балкарской Республики, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Кабардино - Балкарской Республики;
2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и Правительства Кабардино - Балкарской Республики при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Кабардино-Балкарской Республики;
См. Инструкцию о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, утвержденную приказом МПР РФ от 10 апреля 2000 г. N 93
3) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино - Балкарской Республике, согласованное с Правительством Кабардино - Балкарской Республики, для целей геологического изучения участков недр;
4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и Правительства Кабардино - Балкарской Республики для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
5) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с Правительством Кабардино-Балкарской Республики, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
6) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и Правительства Кабардино - Балкарской Республики, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и Правительства Кабардино - Балкарской Республики для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
8) установленный Советом Республики Парламента Кабардино - Балкарской Республики порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Правительства Кабардино - Балкарской Республики для образования особо охраняемых геологических объектов;
10) случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
11) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
12) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Правительства Кабардино - Балкарской Республики о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.
Статья 14. Лицензия на пользование недрами
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается федеральным законодательством.
Образец лицензии на право пользования недрами содержится в приложении 1 к письму Геолкома РФ от 10 сентября 1992 г. N ВО-61/2296
Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами
Статья 15. Выдача лицензий на пользование участками недр
Выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется:
1) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике совместно с Правительством Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
2) в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, выдача лицензии осуществляется указанными органами по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 16. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр
Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр или группы участков недр, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом по Кабардино - Балкарской Республике совместно с Правительством Кабардино - Балкарской Республики по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок проведения и условия конкурса или аукциона на право пользования участком недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона
Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Статья 18. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования
Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальный орган по Кабардино-Балкарской Республике.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальный орган по Кабардино-Балкарской Республике осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, условия пользования участками недр должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по безопасности.
При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике.
Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами
Статья 19. Антимонопольные требования при пользовании недрами
Антимонопольные требования при пользовании недрами устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган управления государственным фондом недр по согласованию с Правительством Кабардино-Балкарской Республики вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Статья 20. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр
Порядок перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается законодательством Российской Федерации.
О порядке переоформления лицензий на пользование недрами см. Инструкцию, утвержденную приказом Роскомнедр от 18 мая 1995 г. N 65
Статья 21. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.
См. Перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный Госгортехнадзором РФ 12 апреля 1977 г. N 10
Статья 22. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков
Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 23. Порядок и основания для прекращения права пользования недрами
Порядок и основания прекращения права пользования недрами устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Основные права и обязанности пользователя недр
Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
4) представление геологической информации в федеральный и республиканский фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Глава III.
Рациональное использование и охрана недр
Статья 25. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Статья 26. Геолого - экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр
Государственное регулирование отношений недропользования и решение задач развития минерально - сырьевой базы осуществляются с использованием геолого - экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр. Методики геолого - экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 27. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Статья 28. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Статья 29. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами утверждено постановлением Госгортехнадзора РФ от 3 июля 1993 г. N 20
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие суровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 30. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
См. Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденное постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по Кабардино - Балкарской Республике и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Статья 31. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или Правительством Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с разделением их полномочий.
Статья 32. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него федеральным законодательством.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июля 1999 г. N 741
Статья 33. Геологическая информация о недрах
Регулирование экспорта геологической информации о недрах ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 540 "О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах"
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
Должностные лица федерального и республиканского фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или иную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.
Статья 34. Государственный учет и государственная регистрация
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 35. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно - хозяйственного значения, горно - технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Об органах, осуществляющих указанную государственную экспертизу см. постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 210
Статья 36. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и республиканских программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно - хозяйственных целях.
С целью учета состояния минерально - сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Республиканский баланс запасов полезных ископаемых является составной частью государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Перечень сведений, необходимых для ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, определяется законодательством Российской Федерации о недрах.
Статья 37. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и республиканский фонды геологической информации в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 38. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.
Статья 39. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого
Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе по Кабардино-Балкарской Республике.
При подтверждении федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом по Кабардино-Балкарской Республике ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.
Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение.
Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
См. Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1282
Глава IV.
Государственное регулирование
отношений недропользования в
Кабардино-Балкарской Республике
Статья 40. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования в Кабардино-Балкарской Республике является обеспечение воспроизводства минерально - сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Кабардино-Балкарской Республики.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Кабардино - Балкарской Республике;
2) обеспечение развития минерально - сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения территории Кабардино - Балкарской Республики;
4) установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
5) определение размеров платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья.
Статья 41. Государственное управление отношениями недропользования
В соответствии с федеральным законодательством государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Президентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительством Кабардино-Балкарской Республики, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.
Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свой территориальный орган по Кабардино - Балкарской Республике по согласованию с Правительством Кабардино - Балкарской Республики.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальный орган по Кабардино-Балкарской Республике не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Статья 42. Государственное геологическое изучение недр
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Кабардино - Балкарской Республики, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально - сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе по Кабардино-Балкарской Республике за счет средств пользователей недр.
Статья 43. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр
Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
См. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132
Статья 44. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.
Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Глава V.
Платежи при пользовании недрами
Статья 45. Система платежей при пользовании недрами
В соответствии с федеральным законодательством при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Кабардино - Балкарской Республикой осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее в настоящей статье - разовые платежи за пользование недрами).
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.
Статья 47. Плата за геологическую информацию о недрах
За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 2002 г. N 57 минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах составляет 10000 рублей
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.
Статья 48. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориального органа по Кабардино - Балкарской Республике и используется для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти Кабардино - Балкарской Республики, регулирующих процесс пользования недрами, - проведение конкурсов (аукционов).
Часть средств от сбора за участие в конкурсе (аукционе) органы, выдавшие лицензии, могут направлять на проверку выполнения пользователями недр условий лицензий.
Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориального органа по Кабардино-Балкарской Республике и используется для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, регулирующих процесс пользования недрами.
Статья 49. Регулярные платежи за пользование недрами
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Кабардино-Балкарской Республике.
В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются пользователей недр, осуществляющих:
1) пользование недрами для республиканского геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) пользование недрами для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
4) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
5) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной части лицензионного участка.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр.
Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр по Кабардино-Балкарской Республике отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, имеющего местонахождение на территории Кабардино-Балкарской Республики, в пределах, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами не установлен Правительством Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с настоящей статьей, то он принимается равным максимальному размеру ставки регулярного платежа за пользование недрами, установленному Правительством Российской Федерации.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных Правительством Российской Федерации.
Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
См. Правила уплаты регулярных платежей за пользование недрами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 926
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральный, республиканский и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 50. Распределение сумм налога на добычу полезных ископаемых
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, соответствующего местного бюджета.
Часть суммы налога, не подлежащая зачислению в федеральный бюджет, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), и полная сумма налога по добытым общераспространенным полезным ископаемым распределяется следующим образом:
1) 40 процентов - в доход республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики;
2) 60 процентов - в доход соответствующего местного бюджета.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым, поступающая в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики, направляется на целевое финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Глава VI.
Ответственность за нарушение
законодательства о недрах
Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Нарушение законодательства о недрах влечет уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 52. Порядок разрешения споров
Порядок разрешения споров определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 53. Возмещение причиненного вреда
Порядок и условия возмещения причиненного вреда определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII.
Заключительные положения
Статья 54. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 июля 1995 года N 11-РЗ "О недрах" ("Кабардино-Балкарская правда", 1995, N 108);
2) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 августа 1995 года N 17-РЗ "О плате за пользование недрами" ("Кабардино - Балкарская правда", 1995, N 129; 1996, N 198; 2001, N 21).
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г. Нальчик, Дом Правительства
6 марта 2002 г.
N 13-РЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 марта 2002 г. N 13-РЗ "О недрах" (принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 31 января 2002 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 13 марта 2002 г. N 49 ( 20396 )
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2022 г. N 44-РЗ
Изменения вступают в силу с 19 октября 2022 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2022 г. N 30-РЗ
Изменения вступают в силу с 26 июля 2022 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 ноября 2021 г. N 40-РЗ
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2021 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2021 г. N 27-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2020 г. N 36-РЗ
Изменения вступают в силу с 24 октября 2020 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 9 апреля 2020 г. N 8-РЗ
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2020 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 декабря 2017 г. N 48-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 года, за исключением частей 1-6 и 8 статьи 1 Закона, которые вступают в силу с 8 декабря 2017 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2016 г. N 40-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 2015 г. N 18-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 31 декабря 2014 г. N 79-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2014 г. N 33-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением пунктов 2, 5 части 3 и подпункта "б" пункта 2 части 14 статьи 1 названного Закона, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2013 г. N 64-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2013 г. N 28-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 9 ноября 2012 г. N 70-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2012 г. N 19-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2011 г. N 132-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2011 г. N 120-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 июня 2011 г. N 51-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25 октября 2010 г. N 80-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2010 г. N 29-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2009 г. N 62-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 мая 2009 г. N 24-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2008 г. N 66-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2008 г. N 46-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2008 г. N 10-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2007 г. N 95-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 декабря 2006 г. N 91-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 июля 2006 г. N 46-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона, за исключением положений, для которых статьей 2 названного Закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 г. N 16-РЗ
Действие статьи 50 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 2 июня 2005 г. N 38-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 г. N 55-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2004 г. N 20-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2003 г. N 108-РЗ
Изменения вступают в силу со дня начала полномочий Парламента, избранного после принятия названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2003 г. N 95-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 июля 2003 г. N 63-РЗ