В целях совершенствования управления финансовыми ресурсами республики, повышения эффективности и обеспечения прозрачности бюджетных расходов Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом при казначейском исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
См. Приказ Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении порядка сопровождения автоматизированных систем министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики"
2. Распределить полномочия между участниками бюджетного процесса в автоматизированной системе управления бюджетным процессом при казначейском исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики согласно приложению.
3. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (Б.М. Рахаев) внести в установленном порядке на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики вопрос об изменении в пределах штатной численности структуры министерства с учетом работы в автоматизированной системе управления бюджетным процессом.
4. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики:
- заключить соглашение с Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о кассовом исполнении бюджета с применением автоматизированной системы управления бюджетным процессом;
- обеспечить заключение трехсторонних договоров между Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, Управлением федерального казначейства Министерства финансов по Кабардино-Балкарской Республике и получателями бюджетных средств на обслуживание лицевых бюджетных счетов;
- разработать в месячный срок инструкции, устанавливающие порядок:
- организации и обеспечения бюджетного процесса в Кабардино - Балкарской Республике при казначейском исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
- ведения внутреннего казначейского бухгалтерского учета исполнения республиканского бюджета.
5. Рекомендовать Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (Х.К. Шекихачев) выделить оргтехнику для установки программного продукта и определить в пределах штатной численности специалистов для кассового исполнения расходов республиканского бюджета.
6. Главным распорядителем и прямым получателем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики определить ответственных лиц для работы в режиме автоматизированной системы управления бюджетным процессом.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Ю.К. Альтудова.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской
Республики |
Х.Чеченов |
Концепция
внедрения автоматизированной системы управления бюджетным
процессом при казначейском исполнении Республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 26 сентября 2003 г. N 272-ПП)
Основные проблемы финансов Кабардино-Балкарской Республики
Текущее состояние финансов Кабардино-Балкарской Республики требует существенного повышения качества управления. За последние годы в результате изменений налогового и бюджетного законодательства существенно сузилась доходная база бюджета республики. Перечень аналитических индикаторов, характеризующих состояние республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики и государственного долга Кабардино-Балкарской Республики за I полугодие 2003 года, прилагается.
Несовершенен бюджетный процесс. Одни и те же операции при исполнении расходной части бюджета дублируются несколькими участниками бюджетного процесса. И как следствие крайне низка оборачиваемость средств бюджета. Ежедневные неиспользованные остатки средств на лицевых счетах бюджетополучателей превышают 90,0 млн. рублей, в финансовые органы при этом привлекают кредитные ресурсы и несут расходы на обслуживание внутреннего долга.
За 2002 год привлечено кредитных ресурсов 617,9 млн. рублей, за I полугодие 2003 года - 376,3 млн. рублей и расходы на обслуживание внутреннего долга составили соответственно 72,5 и 28,8 млн. рублей.
Несовершенна система управления расходами бюджета. Она ориентирована в значительной степени на операционный (казначейский) и последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить.
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений по состоянию на 01.01.2003 года - 430,0 млн. рублей, на 01.07.2003 года - 387,9 млн. рублей. Причиной образования задолженности является как недофинансирование из бюджета, так и заключение договоров сверх лимитов, обозначенных в бюджете. Не соблюдаются нормативные акты в области конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, что приводит к закупке у поставщиков по ценам выше рыночных.
Средства бюджета, используемые на оплату товаров и услуг, капитальные расходы, составили в 2002 году 2575,0 млн. рублей, на 2003 год предусмотрено 2023,0 млн. рублей.
При этом нет возможности для проведения системного анализа закупок, осуществляемых для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем в республике недостаточно используются рычаги вовлечения местных товаропроизводителей в сферу производства продукции и решения проблем занятости населения.
Также отсутствует анализ потока бюджетных ресурсов в хозяйствующие субъекты республики за поставленные товары и услуги и их налоговой отдачи.
Финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг.
В условиях острого недостатка финансовых ресурсов вне бюджета остаются доходы бюджетных организаций от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Анализ проблем финансов Кабардино-Балкарской Республики демонстрирует необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления региональными финансами и внедрения новой культуры государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению. Добиться заявленных целей возможно только при наличии своевременной информации для принятия решений, способствующих эффективному использованию бюджетных средств.
Цели и задачи
В первую очередь концепция внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом направлена на совершенствование системы планирования, утверждения и исполнения бюджетов в Кабардино-Балкарской Республике.
Автоматизированная система управления бюджетным процессом строго определяет последовательность взаимодействия участников бюджетного процесса на всех этапах исполнения: формирование проекта бюджета, бюджетной росписи на основе принятого закона о республиканском бюджете КБР, смет доходов и расходов, лимитов бюджетных обязательств, уведомлений на финансирование, исполнение бюджета в процессе операционного дня, выполнение бухгалтерских проводок, подготовка отчетов об исполнении бюджета.
Строгая последовательность взаимодействия участников бюджетного процесса вносит полную определенность при выполнении работ, сводит к минимуму ошибки персонала и не дублирует действия различных организаций по одним и тем же операциям. В автоматизированной системе управления бюджетным процессом предусмотрен встроенный электронный документооборот, представляющий собой комплекс организационно-программных мероприятий, позволяющих пользователям составлять, редактировать и использовать в технологическом процессе исполнения бюджета документы в электронном виде. В результате организации электронного документооборота информация от всех участников бюджетного процесса собирается в единой базе данных и позволяет работникам бухгалтерских служб формировать бухгалтерский баланс в автоматическом режиме на любой момент времени. Распределение задач между участниками бюджетного процесса, то есть многопользовательская обработка данных, сопровождается разрешением доступа пользователей только к той информации, которая необходима пользователю согласно его функциональным обязанностям, и запретом доступа к иной информации.
Казначейское исполнение с использованием автоматизированной системы управления бюджетным процессом позволит:
- иметь главным распорядителям бюджетных средств необходимую информацию в начале месяца для формирования своих финансовых взаимоотношений, то есть установленный лимит финансирования на месяц с разбивкой по дням;
- сделать бюджет "прозрачным", рационально и эффективно использовать бюджетные средства за счет минимизации остатков на текущих счетах бюджетов;
- получать ежедневную оперативную, достоверную и полную бухгалтерскую отчетность об исполнении бюджетов и смет расходов по каждому распорядителю и получателю бюджетных средств, смет доходов и расходов от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности бюджетных учреждений;
- получать в любое время информацию об объеме заключенных получателями бюджетных средств договоров и их выполнении по поставщикам, ценам и номенклатуре товаров (работ, услуг), закупаемых для государственных нужд;
- вести ежедневный учет состояния кредиторской задолженности в целом по бюджету и по каждому получателю бюджетных средств, по поставщикам продукции, проводить погашение кредиторской задолженности путем целевого финансирования;
- обеспечить проведение единой ценовой политики при заключении получателями бюджетных средств договоров с поставщиками товаров (работ, услуг) выявлять по результатам регистрации договоров разброс цен на однотипные товары (работы, услуги);
- осуществлять предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств в автоматическом режиме;
- получать в режиме реального времени полную и достоверную информацию о выполнении консолидированного бюджета республики.
Главное преимущество автоматизированной системы управления бюджетным процессом (АСУ БП) - возможность оперативного управления ресурсами за счет временно свободных средств на лицевых счетах получателей бюджетных средств и за счет этого снижения потребности бюджета в заемных средствах.
Экономическая эффективность внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом в Кабардино-Балкарской Республике выразится:
- в экономии бюджетных средств вследствие проведения конкурсов на исполнение республиканского и муниципального заказа за счет создания конкуренции производителей и поставщиков, вынужденных снижать цены на свою продукцию, повышать ее качество, сокращать сроки поставок;
- в росте экономического развития республики за счет вовлечения местных товаропроизводителей в сферу производства продукции для государственных нужд и решении одновременно проблемы занятости населения;
- в сокращении долговой нагрузки на бюджет Кабардино-Балкарской Республики за счет использования временно свободных средств бюджета на лицевых счетах;
- в увеличении доходов бюджета за счет ускорения оборачиваемости средств бюджета;
- в увеличении доходов бюджета за счет систематизации направления бюджетных средств на строительство, ремонтные работы и поставку товаров и контроля за полнотой уплаты налогов подрядными организациями, поставщиками;
- в сокращении дебиторской и кредиторской задолженности за счет контроля за соблюдением норм бюджетного законодательства, то есть при отсутствии лимита бюджетных ассигнований не регистрируются договоры, контракты на поставку продукции, выполнение работ и услуг, а также ограничения авансирования 20 процентами.
Ресурсное обеспечение
Реализация автоматизированной системы управления бюджетным процессом обеспечивается за счет кадрового потенциала Министерства финансов КБР, Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по КБР, главных распорядителей средств бюджета, органов местного самоуправления.
Материально-техническое обеспечение автоматизированной системы управления бюджетным процессом основывается на имеющейся технической базе и дополнительном материально-техническом оснащении в основном органов местного самоуправления.
Для внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом выполнены следующие мероприятия:
приобретена компьютерная техника для бюджетополучателей (согласно постановлению Правительства КБР от 10 октября 2001 г. N 362);
созданы и проверены каналы связи корпоративной сети;
создан и оборудован серверный центр корпоративной сети;
установлено и отлажено программное и информационное обеспечение на сервере;
установлено и отлажено программное обеспечение клиентских станций (бюджетополучателей);
проведено обучение участников корпоративной сети на контрольных и реальных данных.
Внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом по республиканскому бюджету КБР намечено на II полугодие 2003-2004 гг., по местным бюджетам - 2005 год.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Приложение
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 сентября 2003 г. N 272-ПП
Распределение полномочий между участниками бюджетного процесса в
автоматизированной системе управления бюджетным процессом при
казначейском исполнении расходов Республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики
В процессе организации и обеспечения автоматизированной системы управления бюджетным процессом при казначейском исполнении расходов республиканского бюджета КБР участники бюджетного процесса выполняют следующие функции:
1. Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики
- обеспечение своевременной подготовки проектировок расходов республиканского бюджета на основании Сводной бюджетной заявки для последующего утверждения их в составе республиканского бюджета в установленном порядке;
- формирование и утверждение росписи расходов республиканского бюджета КБР, а также внесение в нее соответствующих изменений с доведением показателей выделенных бюджетных ассигнований до распорядителей и прямых получателей бюджетных средств;
- обеспечение формирования Сводной сметы доходов и расходов;
- осуществление подготовки и утверждения лимитов бюджетных обязательств и внесение в них соответствующих изменений;
- обеспечение регулярного поступления денежных средств на текущий бюджетный счет "Средства бюджета субъекта Российской Федерации на едином счете казначейства";
- определение режима работы лицевых и централизованных бюджетных счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, действующими нормативными правовыми актами Минфина России, органов Федерального казначейства, Центрального банка Российской Федерации и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, инструкциями Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и обслуживающего банка, а также рабочими инструкциями, разрабатываемыми при внедрении автоматизированной системы управления бюджетным процессом;
- обеспечение финансирования расходов получателей бюджетных средств из республиканского бюджета в пределах, утвержденных объемов бюджетных назначений и лимитов бюджетных обязательств;
- контроль за подтверждением денежных обязательств, в том числе по установлению цен и условий оплаты договоров;
- осуществление учета, контроля и регистрации денежных обязательств получателей бюджетных средств и предъявленных к оплате документов, подтверждающих фактическое выполнение поставок продукции (работ, услуг);
- организация взаимодействия участников бюджетного процесса при исполнении расходов республиканского бюджета КБР;
- составление отчета об исполнении расходов республиканского бюджета КБР;
- проведение анализа исполнения расходов республиканского бюджета КБР и целесообразности бюджетных назначений;
- организация контроля за осуществлением казначейского исполнения республиканского бюджета КБР и использованием выделенных ассигнований;
- выполнение других функций, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
2. Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике:
- открытие, переоформление и закрытие лицевых и централизованных бюджетных счетов получателей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств;
- ведение лицевых бюджетных счетов получателей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств;
- выдача выписок из бюджетной росписи расходов;
- выдача уведомлений об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
- оформление расчетно-платежных документов, направляемых в ГРКЦ Нацбанка КБР для осуществления операций по текущему бюджетному счету "Средства бюджета субъекта Российской Федерации" на едином счете казначейства;
- проведение операций по зачислению средств на лицевые бюджетные счета получателей бюджетных средств;
- оформление платежно-расчетных документов владельцев лицевых и централизованных бюджетных счетов;
- проведение операций по списанию кассовых расходов получателей бюджетных средств с лицевых бюджетных счетов по платежным поручениям, денежным чекам и мемориальным ордерам;
- проведение операций по списанию кассовых расходов получателей бюджетных средств с централизованных бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств по платежным поручениям, денежным чекам и мемориальным ордерам;
- выдача владельцам лицевых и централизованных бюджетных счетов выписок о совершенных операциях и отчетов по исполнению расходов за отчетный период и за год;
- обеспечение выдачи наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие необходимые выплаты в наличной форме;
- выдача владельцу лицевого и централизованного бюджетного счета на первое число месяца итоговой информации о состоянии этого счета и, в случае необходимости, в согласованные сроки осуществление сверки данных с владельцем счета по операциям, отраженным на счете;
- ведение картотеки по кредиторской задолженности;
- осуществление контроля за целевым использованием средств в пределах бюджетных назначений;
- выполнение других функций, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
3. Распорядители бюджетных средств:
- сбор бюджетных заявок от получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении, и внесение информации по показателям бюджетных заявок в базу данных;
- формирование сводных бюджетных заявок получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении;
- формирование бюджетной росписи расходов получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении и внесение в нее изменений;
- утверждение смет доходов и расходов получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении, составление сводной сметы доходов и расходов и внесение в нее изменений с уведомлением соответствующих получателей бюджетных средств;
- формирование возвратных лимитов бюджетных обязательств получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении;
- внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств с уведомлением соответствующих получателей бюджетных средств;
- своевременное открытие лицевых бюджетных счетов для учета собственных расходов, а также централизованных бюджетных счетов, предназначенных для отражения в учете кассовых расходов подведомственных получателей бюджетных средств, осуществляющих бухгалтерскую и хозяйственно-правовую деятельность через их централизованные бухгалтерии;
- составление заявок на финансирование получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении;
- осуществление контроля за обоснованностью договорных цен и целесообразностью выбора номенклатурных показателей поставки продукции (работ, услуг) при принятии денежных обязательств получателями бюджетных средств, находящихся в их ведении;
- представление в казначейство платежных поручений, документов, подтверждающих факт поставки продукции (работ, услуг) и заявок на денежную наличность от получателей бюджетных средств, обслуживающихся через их централизованные бухгалтерии, а также аналогичных документов по собственным расходам;
- обобщение отчетности получателей бюджетных средств, находящихся в их ведении, и представление сводной отчетности в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики на основе собственных отчетов;
- осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований всеми подведомственными получателями бюджетных средств.
Перечень не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 сентября 2003 г. N 272-ПП "О внедрении автоматизированной системы управления бюджетным процессом в КБР"
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 31 октября 2003 г. N 266 (20868)