Закон Кабардино-Балкарской Республики 2 мая 2001 г. N 29-РЗ
"О государственной поддержке малого предпринимательства"
(принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики 5 апреля 2001 г.)
Настоящий Закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино - Балкарской Республики права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и определяет правовые, экономические, организационные основы государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малого предпринимательства.
Статья 1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о государственной поддержке малого предпринимательства
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о государственной поддержке малого предпринимательства состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 2. Предпринимательская деятельность
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 3. Субъекты малого предпринимательства
1. Под субъектами малого предпринимательства в настоящем Законе понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
в транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности работников указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Статья 4. Цели государственной поддержки малого предпринимательства
1. Государственная поддержка малого предпринимательства направлена на:
создание равных условий и возможностей для начала и осуществления предпринимательской деятельности для всех предпринимателей на рынке;
обеспечение доступа к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации;
содействие в участии во внешнеэкономической деятельности и подготовке кадров.
2. Основными целями государственной поддержки малого предпринимательства являются:
а) создание условий и возможностей для выбора гражданами Российской Федерации самостоятельной предпринимательской деятельности как основного рода занятий и источника личных доходов;
б) содействие укреплению самостоятельности субъектов малого предпринимательства как полноправных субъектов конкурентной рыночной системы хозяйствования;
в) развитие сети субъектов малого предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики, ее городов и районов, обеспечивающих более полное насыщение рынка товарами, рабочими местами и услугами;
г) совершенствование системы взаимоотношений субъектов малого предпринимательства между собой, с другими организациями, республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Статья 5. Учреждение и государственная регистрация субъектов малого предпринимательства
1. Учреждение субъекта малого предпринимательства (юридического лица) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве учредителей субъекта малого предпринимательства (юридического лица) не могут выступать органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления.
Субъекты малого предпринимательства приобретают права и обязанности юридического лица с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в заявительном порядке в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации и необходимых учредительных документов в уполномоченный орган регистрации.
Требования к учредительным документам, представляемым для регистрации субъектов малого предпринимательства (юридических лиц), определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать граждане (физические лица), намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в заявительном порядке в течение трех рабочих дней с момента получения уполномоченным органом регистрации соответствующих документов.
3. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства, вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Реестр).
Информацию установленной формы для занесения в Реестр представляет уполномоченный орган регистрации в пятидневный срок со дня регистрации субъекта малого предпринимательства.
Невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Держателем Реестра является специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства.
Реестр создается для:
а) регистрации обращений субъектов малого предпринимательства по вопросам предоставления дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательством Кабардино-Балкарской Республики;
б) хранения информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
в) выявления тенденций развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике;
г) проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике;
д) сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимой субъектами малого предпринимательства.
Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или оказании им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.
Порядок внесения в Реестр и предоставления пользователям хранящейся в нем информации определяется положением, которое разрабатывается специально уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства, и утверждается Правительством Кабардино - Балкарской Республики.
5. Время постановки на учет прошедшего государственную регистрацию субъекта малого предпринимательства в уполномоченных органах исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и уведомления о постановке на учет не должно превышать десяти рабочих дней с момента выдачи свидетельства о государственной регистрации.
6. При государственной регистрации субъектов малого предпринимательства не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах. При постановке на учет прошедшего государственную регистрацию субъекта малого предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти Кабардино - Балкарской Республики не вправе запрашивать от субъекта малого предпринимательства и его учредителей дополнительную информацию и документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7. При государственной регистрации субъектов малого предпринимательства уполномоченный орган регистрации осуществляет контроль с целью недопущения дублирования фирменного наименования юридических лиц в Кабардино-Балкарской Республике.
Дублированием фирменных наименований юридических лиц считается полное совпадение слов, их порядка в наименовании с учетом знаков препинания.
В случае обнаружения дублирования фирменного наименования у нескольких зарегистрированных юридических лиц преимущественное право на сохранение своего фирменного наименования имеет организация, зарегистрированная раньше других. Остальные юридические лица обязаны изменить фирменное наименование юридического лица и зарегистрировать указанные изменения в течение одного месяца со дня уведомления о факте дублирования фирменного наименования уполномоченным органом регистрации.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Все споры между юридическими лицами по вопросам дублирования фирменного наименования и приоритета его использования решаются в судебном порядке.
При обнаружении до государственной регистрации уполномоченным органом регистрации у создаваемого юридического лица дублирования фирменного наименования уже зарегистрированного юридического лица уполномоченный орган регистрации отказывает в государственной регистрации создаваемому юридическому лицу.
8. В Кабардино-Балкарской Республике не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения.
Исключение составляют:
индивидуальные предприниматели, регистрирующиеся по месту жительства;
юридические лица, регистрирующиеся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами и созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества.
Не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда.
9. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
В случае признания судом незаконности действий уполномоченного органа регистрации последний возмещает расходы, понесенные субъектами малого предпринимательства, после их регистрации на основании решения суда.
10. Прекращение деятельности субъектов малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется:
а) по решению его учредителей (участников) либо органов, уполномоченных на то учредительными документами;
б) по решению суда, когда доказаны нарушения законодательства при создании субъекта малого предпринимательства, если они носят неустранимый характер;
в) по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или с иными неоднократными или грубыми нарушениями требований федерального законодательства;
г) по решению суда вследствие признания несостоятельным (банкротом) субъекта малого предпринимательства.
Порядок прекращения деятельности субъектов малого предпринимательства определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства носит комплексный характер и осуществляется по следующим основным направлениям:
а) создание и развитие нормативной правовой базы предпринимательской деятельности, обеспечение правовой защиты субъектов малого предпринимательства;
б) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: специализированных институтов, инвестиционных фондов, страховых, лизинговых организаций;
в) обеспечение льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
г) содействие развитию инновационной деятельности и сферы деловых услуг, направленных на освоение новой продукции и современной технологии, модернизацию и диверсификацию производства, реализацию структурных изменений в экономике;
д) создание благоприятных условий для накопления и инвестирования собственных средств и кредитных ресурсов в объемах и на условиях, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие субъектов малого предпринимательства;
е) обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в разработке и реализации республиканских, отраслевых и местных программ и проектов;
ж) содействие субъектам малого предпринимательства в обеспечении материально-техническими ресурсами, а также в организации сбыта продукции, работ и услуг, включая поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд;
з) содействие включению бизнес-планов субъектов малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики в федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства, в получении кредитных ресурсов в кредитных организациях и привлечении иностранных инвестиций;
и) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными фирмами;
к) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
л) организация взаимодействия государственных органов с профессиональными союзами и общественными объединениями субъектов малого предпринимательства, выражающими интересы последних;
м) обеспечение органами государственной власти Кабардино - Балкарской Республики, органами местного самоуправления стабильности действия нормативных правовых актов, направленных на регулирование, поддержку и развитие малого предпринимательства.
Статья 7. Основные формы государственной поддержки малого предпринимательства
Основными формами государственной поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике являются:
а) принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на поддержку малого предпринимательства;
б) финансовая поддержка, которая осуществляется как путем предоставления бюджетных кредитов субъектам малого предпринимательства, так и путем создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, предоставления налоговых и иных финансовых льгот, государственных гарантий преимущественно тем субъектам, которые участвуют в реализации программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития на федеральном, республиканском и ином уровнях;
в) имущественная поддержка посредством финансовой аренды (лизинга) оборудования и техники, предоставления производственных и служебных помещений, в том числе через специализированные фонды нежилых помещений, промышленные полигоны, территориально-производственные зоны, бизнесинкубаторы, производственно-технологические центры и другие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
г) предоставление права преимущественного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости государственной и муниципальной собственности с учетом вложенных в них средств;
д) кадровая поддержка, осуществляемая путем развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства и обеспечения субъектов малого предпринимательства квалифицированными кадрами. Кадровая поддержка может выражаться в предоставлении льгот учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства;
е) обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных закупок и заказов. При проведении открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд одним из условий получения заказов поставщиками устанавливается привлечение ими к выполнению контрактов субъектов малого предпринимательства. При удовлетворении всем условиям проводимых открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов) на закупку и поставку продукции для государственных нужд субъекты малого предпринимательства имеют преимущественное право на получение государственных заказов;
ж) информационное обеспечение.
Статья 8. Преимущественное право на получение государственной поддержки субъектами малого предпринимательства
1. Преимущественное право на получение государственной поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной.
2. Отнесение деятельности субъектов малого предпринимательства к приоритетной производится Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 9. Полномочия Парламента Кабардино-Балкарской Республики в области поддержки малого предпринимательства
Парламент Кабардино-Балкарской Республики:
а) разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области поддержки малого предпринимательства;
б) утверждает республиканские государственные (целевые) программы поддержки и развития малого предпринимательства;
в) предоставляет налоговые льготы субъектам малого предпринимательства в соответствии с налоговым законодательством;
г) осуществляет иные полномочия в соответствии со своей компетенцией.
Статья 10. Полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики в области поддержки малого предпринимательства
Правительство Кабардино-Балкарской Республики:
а) ежегодно разрабатывает и представляет на утверждение Парламента Кабардино-Балкарской Республики республиканскую государственную (целевую) программу поддержки и развития малого предпринимательства на предстоящий год и обеспечивает ее реализацию;
б) разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
в) осуществляет меры по размещению заказов на производство и поставку специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействует в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
г) осуществляет меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействует их участию в международных выставках и ярмарках;
д) разрабатывает и осуществляет меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для эффективного развития;
е) обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
ж) оказывает субъектам малого предпринимательства консультационную и организационно-методическую помощь по вопросам социального и трудового законодательства;
з) принимает меры для включения Кабардино-Балкарской Республики в Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства, а также обеспечивает их реализацию;
и) организует и проводит целевые торги (конкурсы) на льготных условиях по продаже права аренды нежилых помещений и земельных участков, не завершенных строительством объектов, находящихся в государственной собственности республики;
к) определяет порядок предоставления льгот и использования нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
л) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством;
м) определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства.
Статья 11. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства
Специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства :
а) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области государственной поддержки малого предпринимательства;
б) проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливает прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляет предложения в Правительство Кабардино-Балкарской Республики;
в) организует разработку и реализацию республиканской государственной (целевой) программы поддержки и развития малого предпринимательства, обеспечивает участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для государственных нужд;
г) подготавливает предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании бюджетных средств и средств специализированных внебюджетных фондов Кабардино-Балкарской Республики для поддержки малого предпринимательства;
д) осуществляет правовую защиту интересов субъектов малого предпринимательства в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, правоохранительных, налоговых и иных контролирующих органах;
е) обеспечивает соблюдение законодательства о поддержке малого предпринимательства;
ж) принимает меры по разъяснению и популяризации направлений и форм поддержки малого предпринимательства;
з) оказывает содействие органам местного самоуправления при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
и) координирует деятельность республиканских специализированных организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области поддержки малого предпринимательства
Органы местного самоуправления:
а) разрабатывают муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства, а также содействуют их реализации;
б) предоставляют налоговые и иные льготы в соответствии с действующим законодательством;
в) создают объекты инфраструктуры на подведомственных территориях;
г) организуют специализированные оптовые рынки, ярмарки продукции субъектов малого предпринимательства;
д) принимают меры для включения субъектов малого предпринимательства, расположенных на территории муниципальных образований, в федеральную и республиканскую программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства;
е) проводят торги на льготных условиях по продаже права аренды нежилых помещений, земельных участков, не завершенных строительством объектов, находящихся в муниципальной собственности;
ж) осуществляют иные полномочия, направленные на государственную поддержку малого предпринимательства.
Статья 13. Республиканская государственная (целевая) и муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства
1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, республиканской государственной (целевой), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами поддержки и развития малого предпринимательства.
Республиканская государственная (целевая) программа поддержки и развития малого предпринимательства разрабатывается специально уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства и после рассмотрения Правительством Кабардино-Балкарской Республики вносится на утверждение в Парламент Кабардино-Балкарской Республики.
Республиканская государственная (целевая) и муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства должны быть согласованы с программами социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, инвестиционными программами Кабардино-Балкарской Республики, программами содействия занятости населения, охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
2. Республиканская государственная (целевая) и муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
а) меры по формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;
б) перспективные направления развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
в) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
г) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
д) предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
е) меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
ж) меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства на льготной основе не завершенных строительством и пустующих объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
з) меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости государственной и муниципальной собственности с учетом вложенных в указанные объекты средств;
и) предложения по использованию лизинга для субъектов малого предпринимательства;
к) меры по финансово-кредитной поддержке субъектов малого предпринимательства;
л) меры по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в выполнении республиканской государственной (целевой) и муниципальных программ по производству и поставке товаров, работ и услуг для государственных, муниципальных нужд;
м) другие вопросы, связанные с реализацией единой государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике.
3. Финансовое обеспечение республиканской государственной (целевой) и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью 2 статьи 14 настоящего Закона.
В республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и в местных бюджетах ежегодно отдельной строкой предусматривается выделение ассигнований на реализацию республиканской государственной (целевой) и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Объем ежегодных бюджетных ассигнований на цели поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике должен составлять не менее двух процентов от собственных доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
4. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно в составе отчета о выполнении республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики за истекший год представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики на цели государственной поддержки малого предпринимательства.
Статья 14. Фонды поддержки и развития малого предпринимательства
1. Для финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике создаются республиканский и муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства.
2. Фонды поддержки и развития малого предпринимательства являются некоммерческими организациями, создаваемыми в целях финансирования и кредитования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Фонды поддержки и развития малого предпринимательства являются юридическими лицами. В них для координации и контроля деятельности фонда предусматривается создание попечительских советов с участием представителей органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, профессиональных союзов, общественных объединений и самих субъектов малого предпринимательства.
Попечительский совет утверждает ежегодную сумму доходов и расходов фонда.
Положение о республиканском фонде поддержки и развития малого предпринимательства (устав) утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
3. Основными направлениями деятельности республиканского фонда поддержки и развития малого предпринимательства являются:
а) содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
б) участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, республиканской государственной (целевой), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
в) участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
г) поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
д) содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
е) подготовка проектов нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность субъектов малого предпринимательства, экспертиза указанных проектов;
ж) проведение маркетинговых и других исследований, необходимых для определения перспектив отраслевого и регионального развития сети малых предприятий;
з) организация консультаций по вопросам применения норм законодательства по предпринимательской деятельности.
4. Республиканский фонд поддержки и развития малого предпринимательства является заказчиком республиканской государственной (целевой) программы поддержки и развития малого предпринимательства.
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2002 г. N 211 "О фонде поддержки малого предпринимательства КБР"
Республиканский фонд поддержки и развития малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Кабардино-Балкарской Республикой и Российской Федерацией на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства.
Взаимодействие республиканского фонда поддержки и развития малого предпринимательства и муниципальных фондов поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется на основе принципов равенства участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.
5. Республиканскими и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки и развития малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления фонды, в уставном капитале которых участие Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности республиканского фонда поддержки и развития малого предпринимательства и муниципальных фондов поддержки и развития малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в настоящем Законе.
Порядок выделения средств из республиканского и муниципальных фондов поддержки и развития малого предпринимательства и предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается указанными фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, бизнеспланов, подтвержденных заключениями независимых экспертов.
Республиканский и муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных займов, ссуд в соответствии с действующим законодательством.
6. Задачи и функции республиканского и муниципальных фондов поддержки и развития малого предпринимательства определяются в их положениях (уставах).
К основным задачам указанных фондов относятся:
а) предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
б) выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства;
в) долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
г) финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
д) финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;
е) проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) организация сбора, обработки правовой, патентно - лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
з) осуществление контроля за целевым использованием и возвратностью средств фонда, распределяемых как через банки - агенты, так и самостоятельно;
и) участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.
7. Организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки и развития малого предпринимательства, создавать фонды поддержки и развития малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства.
Статья 15. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства см.:
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 июля 1996 г. N 16-РЗ
письмо Госналогслужбы РФ от 6 февраля 1996 г. N НП-6-02/77
приказ Минфина РФ от 15 марта 1996 г. N 27
См. Положение о Межрегиональной государственной инспекции МНС РФ по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, утвержденное приказом МНС РФ от 24 декабря 1999 г. N АП-3-26/413
1. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
2. Законами Кабардино-Балкарской Республики и решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с действующим налоговым законодательством могут устанавливаться льготы по налогам и сборам субъектам малого предпринимательства, фондам поддержки и развития малого предпринимательства, инвестиционным и лизинговым компаниям, кредитным и страховым организациям, а также организациям, создаваемым в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.
Статья 16. Ускоренная амортизация
1. В соответствии с федеральным законодательством субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
О применении специальных коэффициентов к нормам амортизации для целей исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 года см. Налоговый кодекс РФ
2. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия.
Статья 17. Кредитование субъектов малого предпринимательства
Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств соответствующих фондов поддержки и развития малого предпринимательства в порядке, установленном договором между кредитной организацией и соответствующими фондами поддержки и развития малого предпринимательства.
См. Правила компенсации в 2002 году из республиканского бюджета КБР разницы процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредитных учреждениях Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, утвержденные Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2002 г. N 213
Статья 18. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства
1. Обществами взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства являются общества, созданные для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
2. Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:
а) определяет размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками, предельные размеры, сроки и условия оказания финансовой помощи;
б) не вправе предоставлять денежные средства юридическим и физическим лицам, которые не являются членами указанного общества;
в) вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации (Национальном банке Кабардино - Балкарской Республики);
г) вправе поручать управление собственными ресурсами банку - депозитарию или иной кредитной организации.
3. Деятельность общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства подлежит лицензированию Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 19. Страхование субъектов малого предпринимательства
1. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Фонды поддержки и развития малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки и развития малого предпринимательства.
3. Субъекты малого предпринимательства вправе создавать общества взаимного страхования в целях страховой защиты принадлежащего им имущества и имущественных интересов.
Статья 20. Участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики
1. Правительство Кабардино-Балкарской Республики гарантирует резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли от общего объема ежегодных заказов на производство продукции, товаров и услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики.
2. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики по видам продукции, отнесенным Правительством Кабардино-Балкарской Республики к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики данного вида продукции.
3. Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого предпринимательства производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников.
4. При проведении конкурсов на право получения государственных заказов, величина и сложность выполнения которых превышает возможности субъектов малого предпринимательства, преимущественное право получают претенденты, гарантирующие привлечение в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства.
Статья 21. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства
1. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства:
а) в экспортно-импортных операциях;
б) в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности;
в) в международных выставках и ярмарках.
2. Республиканский и муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства вправе оказывать финансовую помощь на возвратной основе на возмещение расходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов малого предпринимательства.
3. Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки и развития малого предпринимательства.
Статья 22. Подготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства
1. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления обеспечивают условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, занятых и готовящихся к работе в сфере малого предпринимательства.
2. В государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего, профессионального образования включаются дисциплины по теории и практике предпринимательства.
На добровольной основе проводятся подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в сфере малого предпринимательства в любых образовательных учреждениях (бизнес - школы, курсы предпринимательства), специализирующихся или организующих факультативные курсы по подготовке кадров для малого предпринимательства.
3. Государственная поддержка по подготовке кадров для малого предпринимательства оказывается тем образовательным учреждениям, которые имеют лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Информационное обслуживание субъекта малого предпринимательства
1. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления:
а) разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними указанной информацией;
б) принимают меры по формированию Реестра, включающего основные статистические данные, характеризующие деятельность субъектов малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики, и дающего возможность непосредственного или абонентного доступа к ним для субъектов малого предпринимательства, отраслевых органов;
в) оказывают содействие в организации и поддержке периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем малого предпринимательства, публикации нормативных правовых актов, инструктивных и справочных материалов о порядке их применения на территории Кабардино-Балкарской Республики, выражающих и обобщающих мнение предпринимательских кругов путем проведения регулярных социологических опросов субъектов малого предпринимательства, в том числе по вопросам совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино - Балкарской Республики, регулирующих развитие малого предпринимательства, включая их предварительное обсуждение на стадии проектов;
г) участвуют в организации выставок и проведении иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства о возможности и условиях расширения предпринимательской деятельности, повышении ее эффективности в интересах социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
2. Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Фонды поддержки и развития малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.
4. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки и развития малого предпринимательства.
Статья 24. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
1. Аренда и приобретение в собственность нежилых помещений для нужд субъектов малого предпринимательства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Отраслевые органы исполнительной власти Кабардино - Балкарской Республики, органы местного самоуправления обеспечивают формирование целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и развития его инфраструктуры (далее - целевой фонд).
3. Целевой фонд формируется за счет объектов незавершенного строительства, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или заключивших договор аренды на пользование ими с нарушением требований действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Объем целевого фонда должен составлять не менее 30 процентов от учтенного объема площадей всех указанных выше объектов.
4. Субъектам малого предпринимательства, арендующим помещения, входящие в целевой фонд, могут предоставляться льготы в части арендной платы.
5. В состав целевого фонда могут включаться нежилые помещения, занимаемые субъектами малого предпринимательства на условиях договоров аренды и субаренды, заключенных в установленном законом порядке с собственниками и балансодержателями.
6. Балансодержателям и собственникам, добровольно предоставляющим принадлежащие им нежилые помещения субъектам малого предпринимательства в целях и на условиях, предусмотренных целевым фондом, могут предоставляться налоговые и иные льготы в соответствии с действующим законодательством.
7. Порядок предоставления льгот и использования на конкурсной основе нежилых помещений целевого фонда определяется положением, утверждаемым Правительством Кабардино-Балкарской Республики по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по поддержке малого предпринимательства.
Статья 25. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства
1. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом организации, осуществляющие производственно - технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 26. Союзы (ассоциации) субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут создавать объединения в форме союзов (ассоциаций), являющиеся некоммерческими организациями.
Статья 27. Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и сертификация их продукции
1. Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и сертификация их продукции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Установление на территории Кабардино-Балкарской Республики ограничений на право осуществления отдельных видов деятельности, не предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, не допускается.
Статья 28. Выдача патентов субъектам малого предпринимательства
1. Для субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение поддержки со стороны органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, может предусматриваться выдача республиканских, городских и районных патентов, получение льгот и преимуществ, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики и решениями представительных органов местного самоуправления, включая установление дополнительных гарантий и компенсаций субъектам малого предпринимательства.
2. Порядок выдачи патентов субъектам малого предпринимательства и объем предоставляемых их владельцам льгот и преимуществ определяются законодательными актами Кабардино - Балкарской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 29. Ответственность за неправомерное воспрепятствование предпринимательской деятельности
1. Действия (бездействие) органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, ведущие к невозможности осуществления o свободной предпринимательской деятельности, к ограничению ее объема, сферы распространения ее отдельных видов и к иным ограничениям для предпринимательства, влекут установленную федеральным законодательством ответственность этих органов и их должностных лиц.
2. Действия (бездействие) органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ограничивающие предпринимательскую деятельность, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Все убытки, понесенные хозяйствующими субъектами вследствие неправомерного воспрепятствования их предпринимательской деятельности, подлежат возмещению в судебном порядке по искам указанных субъектов в полном объеме, включая неполученные доходы.
Статья 30. О признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства"
Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 4 мая 1996 года N 7-РЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" ("Кабардино-Балкарская правда", 1996, N 89) со дня вступления в силу настоящего Закона.
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г.Нальчик, Дом Правительства,
2 мая 2001 г.
N 29-РЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики 2 мая 2001 г. N 29-РЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 5 апреля 2001 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская правда" от 8 мая 2001 г. N 87 (20176)
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2009 г. N 10-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2008 г. N 88-РЗ
Действие абзаца третьего части 3 статьи 13 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2007 г. N 88-РЗ
Действие абзаца третьего части 3 статьи 13 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2008 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2007 г. N 62-РЗ
Положения вышеназванного Закона в части предоставления Правительству Кабардино-Балкарской Республики полномочий по утверждению республиканских целевых программ вступают в силу с 1 января 2009 г.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2007 г. N 39-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 2 июня 2005 г. N 38-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода справочной правовой системы
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 октября 2002 г. N 60-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона