Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 19 марта 2004 г. N 70-ПП
Положение
о Министерстве образования и науки Кабардино-Балкарской Республики
1. Общие положения
1.1. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) является государственным органом управления образованием, осуществляющим государственную политику в области образования, науки и молодежной политики на территории Кабардино-Балкарской Республики.
1.2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, республиканскими законами, указами и распоряжениями Президента Кабардино-Балкарской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Положением.
1.3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти КБР, органами местного самоуправления, научными учреждениями, организациями и общественными объединениями.
1.4. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Кабардино-Балкарской Республики и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и иные реквизиты, необходимые для осуществления своей деятельности, бюджетные и иные счета в учреждениях банков и органах казначейства КБР.
1.5. Структура Министерства, предельная численность работников аппарата Министерства и месячный фонд оплаты труда утверждаются соответствующим постановлением Правительства КБР. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов государственного управления.
1.6. Юридический адрес Министерства - 360028, г. Нальчик, пр. Ленина, 27, Дом Правительства.
2. Основные задачи и виды деятельности Министерства
2.1. Министерство, являясь государственным органом управления образованием, выполняет в пределах своей компетенции функции планирования, организации, руководства и контроля деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций, детских и молодежных общественных объединений, иных институтов, входящих в образовательную инфраструктуру республики, обеспечивая при этом их эффективное функционирование, согласованное взаимодействие и поступательное развитие как единой системы.
2.2. Основными задачами Министерства являются:
2.2.1. Создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на получение образования, единства культурного и образовательного пространства, а также сохранения и развития системы образования национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики.
2.2.2. Общее руководство системой образования республики и координация деятельности всех ее структур.
2.2.3. Целенаправленное формирование образовательных потребностей общества, создание условий для их удовлетворения путем развития сети различных образовательных учреждений и расширения спектра предоставляемых ими образовательных услуг.
2.2.4. Обеспечение развития системы образования республики на основе Федеральной и Республиканской программ развития образования, а также разработки и реализации республиканских целевых программ и проектов в области образования, науки и молодежной политики. Кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение этих программ.
2.2.5. Разработка и реализация региональных требований к содержанию образования, установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и создание условий для их реализации.
2.2.6. Осуществление в пределах своей компетенции лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и оценки качества образовательного процесса в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях.
2.2.7. Создание необходимых условий для внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, сферу управления образованием и контроля качества образования. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.
2.2.8. Реализация кадровой политики в сфере образования, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников, а также кадров, работающих с молодежью.
2.2.9. Обеспечение соблюдения законодательства РФ и КБР в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
2.2.10. Нормативно-правовое регулирование отношений в области образования, науки и молодежной политики.
2.2.11. Совершенствование организационно - экономического механизма функционирования системы образования республики.
2.2.12. Реализация государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии, направленной на их выявление, устройство и создание наиболее благоприятных условий для воспитания, обучения, самоопределения и самореализации.
2.2.13. Формирование государственного заказа для образовательных учреждений на основе изучения рынка труда, а также содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений.
2.2.14. Выработка стратегической политики развития сферы образования республики, перспективное планирование материально-технического развития отрасли, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и контроль за развитием их материальной базы.
2.2.15. Развитие в пределах своей компетенции международного и межрегионального сотрудничества в области образования, науки и молодежной политики.
2.3. Для решения основных задач Министерство выполняет следующие виды деятельности:
2.3.1. Обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ в области образования, науки и молодежной политики.
2.3.2. Разрабатывает и реализует в установленном порядке республиканские целевые программы и проекты в области образования, науки и молодежной политики с учетом национальных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей республики, в том числе на межведомственной основе; выполняет функции заказчика по разработке указанных программ и проектов. Участвует в разработке межрегиональных и международных программ в области образования, науки и молодежной политики.
2.3.3. Разрабатывает проекты законов и иных республиканских правовых актов, регулирующих отношения в области образования, науки и молодежной политики, вносит указанные проекты и иные предложения по вопросам, относящимся к ведению Министерства, на рассмотрение соответствующих органов государственной власти республики и должностных лиц, готовит заключения на проекты правовых актов, разработанных другими республиканскими органами исполнительной власти в области образования, науки и молодежной политики.
2.3.4. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением на территории республики законодательства РФ и КБР в области образования, науки и молодежной политики, исполнением государственных образовательных стандартов в системе образования республики, создает условия для их реализации.
2.3.5. Разрабатывает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов, осуществляет финансирование и контроль за их реализацией.
2.3.6. Разрабатывает базисные учебные планы, программы и другую учебно-методическую документацию для учреждений дошкольного, общего, начального профессионального и дополнительного образования.
2.3.7. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сфер образования и науки республики, определяет задачи и приоритеты с учетом социокультурных особенностей региона.
2.3.8. Участвует в разработке республиканских нормативов финансирования образования, вносит в установленном порядке предложения по установлению местных налогов и сборов на цели образования, а также дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
2.3.9. Ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования контрольные цифры приема всех категорий обучающихся. Координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемных показателей и структуры подготовки специалистов.
2.3.10. Формирует республиканский заказ образовательных услуг на основе анализа состояния рынка труда, предложений населения и учащейся молодежи, запросов отраслей народного хозяйства республики.
2.3.11. Разрабатывает и осуществляет совместно с другими органами исполнительной власти и общественными организациями комплекс мер по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и незанятого населения, разрабатывает и реализует комплексную программу подготовки кадров для республиканского рынка труда.
2.3.12. Осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию государственных и негосударственных образовательных учреждений и организаций в соответствии с федеральным законодательством.
Осуществляет контроль за соблюдением образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм лицензионных требований.
2.3.13. Организует работу по проведению аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, работников Министерства и муниципальных органов управления образованием, а также других учреждений и организаций системы образования республики.
2.3.14. Координирует и анализирует деятельность муниципальных органов управления образованием, подведомственных образовательных учреждений и организаций.
2.3.15. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, Кабардино-Балкарским научным центром РАН в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики; развивает и координирует связи между республиканскими научными организациями и высшими учебными заведениями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; обеспечивает сотрудничество образовательных и научных учреждений и организаций в целях интеграции науки и образования, сохранения и развития научного потенциала системы образования, повышения качества образования путем внедрения в образовательный процесс достижений науки, отечественного и зарубежного опыта, современных информационных технологий.
2.3.16. Осуществляет информационное обеспечение муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, экспертизу педагогических новаций, организует разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. Организует разработку и издание учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих реализацию национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.
2.3.17. Осуществляет в пределах своей компетенции совместно с муниципальными органами управления образованием контроль качества образования. Обеспечивает итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений, их награждение ученическими медалями и выдачу им документов о соответствующем уровне образования согласно действующим нормативно-правовым актам.
2.3.18. Разрабатывает основные направления международного сотрудничества образовательных учреждений республики, организует изучение международного опыта и профессиональные обмены с зарубежными партнерами, реализует в пределах своей компетенции международные программы и проекты в сфере образования, науки и молодежной политики.
2.3.19. Оказывает соотечественникам, проживающим за пределами КБР, содействие в изучении государственных языков народов КБР.
О поддержке репатриантов и соотечественников, проживающих за рубежом, в области культуры, языка и образования см. статью 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2001 г. N 72-РЗ "О репатриантах"
2.3.20. Организует проведение в системе образования республики олимпиад, спартакиад, научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, а также участие образовательных и научных учреждений в конкурсах федеральных министерств и фондов.
2.3.21. Взаимодействует с заинтересованными органами исполнительной власти республики в области военно-патриотического воспитания, обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
2.3.22. Выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении образовательных, научных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
2.3.23. Осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам образования и реализации молодежной политики.
2.3.24. Разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда и социальной защите обучающихся, воспитанников и работников системы образования и науки.
2.3.25. Содействует информационному и методическому обеспечению молодежных и детских общественных объединений, формирует республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, которым оказывается государственная поддержка. Распределяет в установленном порядке субсидии молодежным и детским общественным объединениям в пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели, контролирует расходование этих средств.
2.3.26. Осуществляет совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти изучение, анализ и прогнозирование социальных процессов в молодежной среде.
2.3.27. Участвует в разработке и реализации республиканских целевых программ, направленных на решение вопросов занятости, жилищного обеспечения, социального обслуживания, улучшения условий и охраны труда, организации отдыха и оздоровления, профилактики наркомании и правонарушений среди молодежи, физического и патриотического воспитания молодых людей, а также других вопросов, затрагивающих их интересы.
2.3.28. Содействует созданию и функционированию учебно-методических центров, оздоровительных учреждений, творческих центров, специализированных служб по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи.
2.3.29. Осуществляет совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, учреждениями и организациями мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организует работу с детьми и подростками с девиантным поведением, отклонениями в физическом и умственном развитии по их обучению, коррекции нарушений развития и адаптации в обществе. В этих целях:
- принимает меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
- участвует в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- создает психолого-медико-педагогические комиссии для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.
2.3.30. Проводит работу по профессиональной реабилитации инвалидов республики, для чего:
- организует общее и профессиональное образование инвалидов;
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учреждений по реабилитации инвалидов;
- участвует в разработке целевых программ по профессиональной реабилитации инвалидов;
- развивает сеть учреждений, осуществляющих реабилитацию в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, в том числе детей-инвалидов;
- организует в пределах своей компетенции лицензирование учреждений и организаций, осуществляющих профессиональную реабилитацию;
- анализирует потребности инвалидов республики в профессиональной реабилитации, участвует в разработке перечней профессий для профессионального обучения инвалидов с учетом состояния рынка труда;
- участвует в создании межведомственного информационного пространства по проблемам реабилитации инвалидов, проводит анализ эффективности реабилитационных мер.
2.3.31. Оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, выступает региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
2.3.32. Проводит в подведомственных образовательных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, осуществляя ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверку состояния бухгалтерского учета и отчетности силами внутриведомственного финансового контроля.
2.3.33. Регулирует совместно с республиканским органом по управлению государственным имуществом вопросы распоряжения государственным имуществом в системе образования, для чего проводит экспертную оценку возможных последствий заключения образовательными учреждениями договоров аренды, а также принятия уполномоченными органами решений о ликвидации, реконструкции, модернизации, изменении назначения объектов образования.
2.3.34. Осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление статистической и бухгалтерской отчетности в сфере образования, обеспечивает ее достоверность.
2.3.35. Осуществляет информирование жителей республики о наиболее важных сферах деятельности Министерства через взаимодействие со средствами массовой информации.
2.3.36. Осуществляет в установленном порядке прием граждан, рассматривает их обращения.
2.3.37. Участвует в разработке мобилизационных мероприятий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
2.3.38. Осуществляет другие виды деятельности, направленные на решение стоящих перед Министерством задач и предусмотренные федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами.
3. Права и ответственность Министерства
Министерство имеет право:
3.1. Вносить на рассмотрение органов исполнительной власти и должностных лиц республики предложения по совершенствованию законодательства в сфере образования, а также проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
3.2. Издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в виде приказов и иных нормативно-правовых актов, обязательные для выполнения всеми подведомственными образовательными и научными учреждениями.
3.3. Формировать в установленном порядке фонды для поддержки развития образования, науки и решения проблем молодежи. Привлекать в систему образования внебюджетные средства.
3.4. Создавать при Министерстве научные, научно-технические советы и комиссии, временные творческие коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования, науки и молодежной политики.
3.5. Запрашивать в установленном порядке у республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных, научных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для решения стоящих перед Министерством задач.
3.6. Инспектировать в пределах своей компетенции любые образовательные учреждения и органы управления образованием на территории КБР.
3.7. Учреждать ведомственные награды, награждать ими, применять иные виды поощрения работников образовательных, научных учреждений и организаций системы образования и науки республики.
3.8. Привлекать в установленном порядке научные учреждения и иные организации к решению вопросов республиканской молодежной политики.
3.9. Выступать в установленном порядке учредителем и осуществлять полномочия учредителя в отношении подведомственных Министерству образовательных учреждений и организаций, утверждать их уставы, изменения и дополнения к ним. Назначать и освобождать от должности их руководителей, заключать с ними трудовые договоры.
3.10. Приостанавливать в пределах своей компетенции деятельность любых образовательных учреждений и организаций республики в части, противоречащей действующему законодательству.
4. Организация деятельности Министерства
4.1.Решение стоящих перед Министерством задач обеспечивается налаженной системой работы и эффективного взаимодействия аппарата управления и структурных подразделений Министерства. Компетенция, задачи и организация деятельности структурных подразделений Министерства определяются соответствующими положениями.
4.2. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
4.3. Министр осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.
4.4. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством КБР по представлению министра.
4.5. Работники Министерства являются государственными служащими КБР.
4.6. Министр:
4.6.1. Организует работу Министерства, руководит его деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.
4.6.2. Действует без доверенности от имени Министерства, представляет Министерство и наделяет полномочиями своих заместителей и других работников Министерства по представительству интересов Министерства в федеральных, республиканских и иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных учреждениях и организациях, в том числе зарубежных и международных.
4.6.3. Представляет в установленном порядке на рассмотрение органов государственной власти республики и должностных лиц проекты республиканских правовых актов, вносит предложения по совершенствованию законодательства республики, иные предложения по вопросам деятельности Министерства.
4.6.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и иные нормативно-правовые акты, обязательные для выполнения работниками Министерства, муниципальными органами управления образованием, а также образовательными учреждениями и организациями, находящимися в ведении Министерства, осуществляет контроль за их выполнением.
4.6.5. Распределяет и утверждает должностные обязанности заместителей министра, руководителей и работников структурных подразделений Министерства, а также руководителей учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
4.6.6. Утверждает штатное расписание Министерства, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований.
4.6.7. Утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Министерства.
4.6.8. Утверждает уставы находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей этих учреждений и организаций.
4.6.9. В установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства, руководителей учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
4.6.10. Согласует назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных органов управления образованием.
4.6.11. Решает в соответствии с законодательством о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве, в том числе формирования кадрового резерва, подбор, расстановку, переподготовку и повышение квалификации кадров Министерства, проведение аттестаций, квалификационных экзаменов, присвоение классных чинов, применение надбавок к должностным окладам.
4.6.12. Обеспечивает соблюдение государственными служащими и работниками Министерства правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами, обеспечивает соблюдение государственной и служебной тайны.
4.6.13. Представляет в установленном порядке особо отличившихся государственных служащих и работников Министерства к награждению государственными наградами.
4.6.14. Привлекает в установленном порядке к дисциплинарной ответственности и поощряет государственных служащих и работников Министерства, руководителей учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
4.6.15. Решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты государственных служащих и работников Министерства.
4.6.16. Решает в установленном порядке вопросы командирования работников Министерства.
4.6.17. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Министерства, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности и порядка предоставления статистической отчетности.
4.6.18. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами.
4.7. В целях развития государственно-общественных форм управления образованием в Министерстве образуется коллегия Министерства, другие общественные организации и независимые службы.
4.8. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), его заместители, руководители муниципальных органов управления образованием, руководители ведущих структурных подразделений Министерства, образовательных и научных учреждений, находящихся в ведении Министерства, ведущие ученые, педагоги, специалисты, общественные деятели, представители молодежных и детских общественных объединений и организаций. Состав коллегии утверждается Правительством КБР по представлению министра. Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства. Заседания коллегии оформляются протоколами и решениями, реализуются, как правило, в виде приказов министра.
5. Контроль за деятельностью Министерства
5.1. Министерство представляет ежегодный отчет о своей деятельности в Правительство КБР. Контроль за деятельностью Министерства осуществляет Правительство КБР.
5.2. Министерство представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке и определенные сроки. Проверку деятельности Министерства осуществляют уполномоченные Правительством КБР органы, а также организации, которым это право делегировано действующим законодательством.
6. Внесение изменений и дополнений в положение. Реорганизация и
ликвидация Министерства
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся постановлением Правительства КБР.
6.2. Реорганизация или ликвидация Министерства осуществляются Президентом КБР в соответствии с действующим законодательством.
6.3. В случае ликвидации Министерства его документы передаются в республиканский архив.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2004 г. N 70-ПП "О Министерстве образования и науки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.