Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Парламента
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 мая 2001 г. N 332-П-П
Программа
развития воспитания в системе образования
Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы
1. Паспорт Программы
/---------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы: |Программа развития воспитания в |
| |системе образования |
| |Кабардино-Балкарской Республики на |
| |2001-2005 годы. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Назначение Программы: |Программа развития воспитания в |
| |системе образования |
| |Кабардино-Балкарской Республики на |
| |2001-2005 гг. является важнейшим |
| |направлением государственной |
| |политики Кабардино-Балкарии в сфере|
| |образования. Программа |
| |ориентирована на повышение |
| |общественного статуса |
| |образовательных учреждений, |
| |обновление содержания и структуры |
| |воспитания на основе |
| |национально-культурных традиций и |
| |современного опыта, обеспечения |
| |многомерности и интегрированности |
| |учебного и воспитательного |
| |процессов, баланса |
| |государственного, общественного и |
| |семейного воспитания, современных |
| |механизмов воспитания и его |
| |приоритетов в образовательных |
| |учреждениях всех типов. Программа |
| |предназначена для органов |
| |управления образованием и |
| |образовательных учреждений всех |
| |типов и видов и является основой |
| |для разработки муниципальных |
| |программ. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Основание для разработки |постановление Правительства КБР от |
|Программы: |19 февраля 2000 г. N 47 "О |
| |Комплексном плане действий |
| |Правительства Кабардино-Балкарской |
| |Республики по реализации в 2000 |
| |году Послания Президента |
| |Кабардино-Балкарской Республики |
| |Парламенту КБР". |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Разработчики Программы: |Министерство образования и науки |
| |КБР, кафедра педагогики и |
| |психологии Кабардино-Балкарского |
| |государственного университета. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Исполнители и соисполнители |Министерство образования и науки |
|Программы: |КБР, Министерство финансов КБР, |
| |Министерство КБР по делам молодежи,|
| |физической культуре и туризму, |
| |Министерство культуры КБР, |
| |Министерство здравоохранения КБР, |
| |Министерство печати и информации |
| |КБР, Министерство внутренних дел |
| |КБР, Кабардино-Балкарский |
| |государственный университет, |
| |Кабардино-Балкарская |
| |государственная |
| |сельскохозяйственная академия, |
| |Северо-Кавказский государственный |
| |институт искусств, муниципальные |
| |органы управления образованием, |
| |образовательные учреждения КБР. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Сроки реализации Программы: |2001-2005 годы. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Цель Программы: |создание концептуальных основ |
| |воспитания на основе национальных и|
| |региональных особенностей |
| |республики, обеспечение необходимых|
| |научно-методических, |
| |организационных, кадровых, |
| |информационных и других условий для|
| |развития воспитательных систем на |
| |всех уровнях образования, включая |
| |конкретные образовательные |
| |учреждения всех типов и видов, |
| |упорядочение их деятельности, |
| |способствующей развитию личности, |
| |ее социальной адаптации и |
| |духовно-нравственному формированию.|
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Задачи Программы: |- повышение социального статуса |
| |воспитания в системе образования |
| |Кабардино-Балкарской Республики как|
| |важного института социализации |
| |личности; |
| |- интеграция и преемственность |
| |воспитательной практики во всех |
| |типах и видах образовательных |
| |учреждений Кабардино-Балкарской |
| |Республики; |
| |- формирование системы управления |
| |воспитанием детей и молодежи, |
| |способствующей взаимодействию |
| |государственных органов власти, |
| |местного самоуправления, |
| |общественных организаций в |
| |осуществлении воспитательного |
| |процесса; |
| |- укрепление и повышение роли |
| |вертикальных и горизонтальных |
| |управленческих структур в системе |
| |образования на основе ее |
| |реорганизации с учетом современных |
| |тенденций и актуальных |
| |воспитательных задач; |
| |- разработка и реализация |
| |скоординированной республиканской |
| |политики в области воспитания детей|
| |и молодежи; |
| |- создание благоприятного |
| |нормативно-правового поля, |
| |способствующего обеспечению |
| |единства воспитательного процесса |
| |на всех уровнях образования; |
| |- использование в воспитательном |
| |процессе богатого опыта |
| |национальных культур и традиций |
| |народов, проживающих в |
| |Кабардино-Балкарской Республике; |
| |- поддержка и внедрение передовых |
| |педагогических технологий в области|
| |воспитания; |
| |- развитие |
| |личностно-ориентированных, |
| |гуманистических принципов, |
| |содержания и механизмов |
| |нравственного и гражданского |
| |воспитания; |
| |- повышение роли семьи в воспитании|
| |детей и молодежи; обеспечение |
| |психолого-педагогического |
| |просвещения родителей; |
| |- построение воспитательной |
| |деятельности на основе мониторинга |
| |состояния воспитания; |
| |- организационное и методическое |
| |обеспечение деятельности |
| |общественных детских и молодежных |
| |организаций; |
| |- создание системы |
| |психолого-педагогической и |
| |медико-социальной реабилитации |
| |детей; |
| |- создание благоприятного |
| |информационного поля, |
| |способствующего решению проблем |
| |воспитания детей и молодежи через |
| |работу со средствами массовой |
| |информации и печати; |
| |- повышение профессионального |
| |уровня управления процессом |
| |воспитания, обеспечение |
| |взаимодействия системы воспитания |
| |со всеми институтами социализации. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Источники финансирования |бюджетные средства, выделяемые на |
|Программы: |реализацию Программы развития |
| |образования в Кабардино-Балкарской |
| |Республике, централизованные |
| |средства Министерства образования и|
| |науки КБР, долевое участие |
| |различных министерств и ведомств, |
| |средств муниципальных образований, |
| |привлечение внебюджетных средств. |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Ожидаемые результаты реализации |- обеспечение повышения статуса |
|Программы: |воспитания в образовательных |
| |учреждениях республики всех типов и|
| |видов; |
| |- создание условий приоритетности |
| |воспитания в процессе образования; |
| |- формирование воспитательных |
| |систем всех уровней образования в |
| |условиях конкретного |
| |образовательного учреждения; |
| |- создание нормативных, |
| |управленческих, организационных, |
| |информационных, кадровых, |
| |научно-методических условий для |
| |реализации основных целей |
| |воспитания подрастающего поколения |
| |на современном этапе в соответствии|
| |с Конституцией Российской Федерации|
| |и Конституцией Кабардино-Балкарской|
| |Республики, Законом РФ "Об |
| |образовании" и Законом КБР "Об |
| |образовании". |
|---------------------------------+-----------------------------------|
|Организация и контроль выполнения|ответственность за организацию и |
|Программы: |контроль выполнения Программы |
| |развития воспитания в системе |
| |образования Кабардино-Балкарской |
| |Республики на 2001-2005 годы |
| |возложены на Министерство |
| |образования и науки КБР, |
| |Республиканскую межведомственную |
| |общественно-государственную |
| |комиссию по вопросам воспитания и |
| |Республиканский научно-методический|
| |совет по вопросам воспитания детей |
| |и молодежи при Министерстве |
| |образования и науки КБР. |
| |Механизм реализации Программы |
| |предусматривает ежегодное |
| |формирование рабочих документов: |
| |- координационный план совместных |
| |действий всех исполнителей |
| |Программы; |
| |- перечень первоочередных мер, |
| |вытекающих из системы мероприятий |
| |Программы, с разграничением функций|
| |исполнителей и определением |
| |источников и объемов |
| |финансирования. |
| |Ежегодное заслушивание отчета о |
| |ходе выполнения Программы на |
| |коллегии Министерства образования и|
| |науки КБР. |
\---------------------------------------------------------------------/
2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи
в Кабардино-Балкарской Республике
На современном этапе реформирования российского общества одними из основных направлений развития системы образования являются духовно-нравственное становление и жизненное самоопределение подрастающего поколения, формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения, национального самосознания.
В Кабардино-Балкарской Республике создаются предпосылки для обновления содержания воспитания.
Система воспитания в республике строится на законодательной и нормативной основе, осмыслении инновационных процессов как в теории воспитания, так и в практической деятельности образовательных учреждений Российской Федерации и республики.
Наметилась позитивная тенденция восстановления воспитательной функции образовательных учреждений.
В республике сохраняется и развивается сеть учреждений дополнительного образования. В 54 учреждениях этой системы обучается и воспитывается в соответствии со своими интересами более 46000 детей, что составляет 31% от общего числа детей школьного возраста. Система дополнительного образования сохраняет позитивный опыт внеурочной, внеклассной, внешкольной клубно-кружковой, культурно-досуговой деятельности. Дополнительное образование осуществляется и в профессиональных образовательных учреждениях.
Наряду с позитивными тенденциями в республике появился и ряд серьезных проблем в области воспитания.
Прежде всего, наблюдается снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих семьях, напряженные семейные отношения негативно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.
Вызывает обеспокоенность и здоровье подрастающего поколения. Получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность: туберкулез, сифилис, неврозы, проявления агрессивности.
Особую тревогу вызывает распространение наркомании и алкоголизма в молодежной среде.
Серьезную проблему представляют правонарушения и преступления, совершаемые учащимися и студентами.
В условиях расширения информационного поля духовное и психическое развитие детей и молодежи деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции.
Сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в культуре и истории, в духовно-нравственном развитии человека. В этих условиях важно определить соотношение религиозного и светского воспитания.
Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. В детском и подростковом общественном движении республики свыше 30 тысяч детей. Спектр детского интереса, реализуемый в рамках детских организаций, широк. Наиболее массовыми организациями являются Союз детских организаций и объединений Кабардино-Балкарской Республики (СДО КБР) и Движение юных патриотов (ДЮП). Детские, подростковые и молодежные организации являются важнейшими факторами социализации ребенка, мощным инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, особенно в сельской местности.
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что основными проблемами воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики остаются:
- недостаточная обеспеченность учреждений всех уровней образования специалистами, ориентированными на воспитательную работу с детьми;
- отсутствие регулярного социологического и социально-психологического анализа проблем в области воспитания;
- слабое использование воспитательного потенциала семьи;
- неполное использование возможностей детских и молодежных общественных движений, резервов ученического и студенческого самоуправления;
- недостаточное развитие дополнительного образования во всех типах и видах образовательных учреждений.
В этих условиях очевидна необходимость выбора новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания.
3. Принципы организации воспитания
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Основные принципы организации воспитания:
- стратегия и тактика в области воспитания определяются законодательством, признающим вариативность и разнообразие воспитательных систем, форм и методов;
- государственные органы являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляющими воспитательные функции во всех сферах их жизнедеятельности, создающими условия для функционирования негосударственных воспитательных организаций;
- целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания с учетом местных традиций, специфики образовательных учреждений, кадрового потенциала социальных запросов;
- содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов гуманизации, природосообразности, культуросообразности, концентрации воспитания на развитии личности с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества;
- общее образование, освоение основ и ценностей культуры составляют фундаментальную базу содержания воспитания. Стержнем воспитания является формирование нравственных качеств, патриотических чувств, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся;
- социально-психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму; формирование социальной ответственности;
- инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное социальное знание.
4. Основные направления и особенности воспитания на различных ступенях
непрерывной системы образования в республике
4.1. Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях
См. Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2002 г. N 1632 "Об организации обучения детей 6-летнего возраста на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений"
См. также Программу реформирования системы дошкольного образования г. Нальчика, утвержденную Постановлением Главы администрации г. Нальчика от 14 июня 2001 г. N 614
Дошкольное образование в КБР строится с учетом новых подходов к развитию дополнительного образования. Последние годы в республике характеризуются возникновением новых типов учреждений воспитательно-образовательного характера, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. В республике функционируют интегрированные образовательные учреждения "Детский сад - начальная школа", учебно-воспитательные оздоровительные комплексы "Детский сад - прогимназия"; учебно-воспитательный "Центр развития" (для детей 3-10 лет), Республиканский центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, "Центр обучения и воспитания" (для детей с задержкой умственного развития), а также дошкольные учреждения с этнопедагогическим направлением деятельности, внедряющие национально-региональные компоненты воспитания.
Задачи и функции дошкольного образования отражают региональные, национальные, экономические и культурные особенности республики. Дошкольные учреждения самостоятельны как в выборе образовательной программы, так и в разработке собственной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Основные задачи развития воспитания в системе дошкольного образования заключаются в:
- сохранении сети дошкольных образовательных учреждений, формировании их новых видов;
- совершенствовании системы подготовки воспитателей с ориентацией на сочетание социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладении современными программами и технологиями;
- стимулировании оснащения учреждений дошкольного образования современной методической литературой;
- разработке и внедрении в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.
Решение указанных задач обуславливает деятельность в следующих направлениях:
- сохранение и развитие общедоступной системы дошкольного воспитания и образования для детей с 3 до 7 лет;
- предоставление возможности обучения за курс начальной школы на базе учебно-воспитательных комплексов "Начальная школа - детский сад" в соответствии с потребностями населения;
- развитие системы дошкольных образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
- поддержка и развитие разнообразных форм коррекционной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, создание условий для интеграции ДОУ с общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования;
- создание условий для наиболее полного интеллектуального и физического развития детей, подготовки их к обучению в школе, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование экономических механизмов обеспечения учреждений дошкольного образования в соответствии с существующими нормами;
- разработка и внедрение актуальных программ с учетом национально-регионального компонента по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре, формированию здорового образа жизни;
- организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста;
- расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов;
- разработка системы мероприятий по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием.
4.2. Воспитание в общеобразовательных учреждениях
Общеобразовательные учреждения являются основным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей.
Обновление процесса воспитания в различных типах общеобразовательных учреждений происходит с учетом отечественных традиций и достижений современного опыта, внедрения разнообразных воспитательных систем, в единстве учебной и внеучебной деятельности учащегося.
Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики образовательных учреждений разных видов;
- формирование воспитательной системы путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения; повышение воспитательного потенциала обучения;
- усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, способы самоопределения в них;
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;
- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта; использования валеологических методов;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
- реализация методов народной педагогики, участие семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
- включение в штатное расписание всех общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей, активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
- создание в КБР дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Решение поставленных задач обеспечивает деятельность в следующих направлениях:
- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей;
- воспитание гражданственности и патриотизма через изучение правовой и государственной систем, символики, истории, жизни и деятельности выдающихся личностей России и КБР;
- организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
- обеспечение вариативности воспитательных систем;
- планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонента;
- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования.
4.3. Развитие воспитания в учреждениях
дополнительного образования
В условиях реформирования системы образования принципиально изменились статус и функции учреждений дополнительного образования КБР. Эта сфера рассматривается в республике как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования на основе разработки и внедрения комплексных образовательных программ.
Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, создания условий для ее самореализации и профессионального самоопределения.
Происходящее реформирование системы образования требует дальнейшего развития воспитательных функций дополнительного образования, придает ему особую актуальность и ставит перед ним новые приоритетные задачи, в числе которых:
- сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования, отвечающих интересам и запросам детей, их родителей, социальным потребностям;
- обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;
- обновление программно-методического содержания образования;
- создание республиканской системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования;
- обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений;
- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
- расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот. Основные направления деятельности для реализации поставленных задач:
- обеспечение учреждений дополнительного образования нормативными документами по вопросам дополнительного образования;
- организация курсов подготовки и переподготовки педагогов дополнительного образования;
- разработка вариативных программ дополнительного образования и методического обеспечения к ним;
- разработка программ и учебных планов подготовки и переподготовки разных категорий и педагогических кадров;
- подготовка научных кадров в учреждениях дополнительного образования и проведение научных исследований по проблемам воспитания в системе дополнительного образования;
- освещение вопросов воспитания в системе дополнительного образования в средствах массовой информации республики.
4.4. Воспитание в учреждениях профессионального образования
Профессиональное образование на современном этапе выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании.
Основные направления:
- оптимизация правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования;
- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;
- развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
- использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и требованиями рынка труда;
- создание необходимых условий для самореализации личности учащегося в различных сферах (клубная деятельность, спорт, туризм и т.д.);
- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов, а также республиканских молодежных научно-технических производственных центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
- создание и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащимся учреждений профессионального образования;
- использование в воспитательном процессе научно-профессионального потенциала, социальных, культурных, исторических традиций народов республики;
- развитие досуговой клубной деятельности как особой среды жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирование молодежной субкультуры.
5. Обеспечение реализации Программы
Реализация Программы развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики осуществляется через нормативно-правовое, кадровое, научное и программно-методическое обеспечение. Предусмотрены также механизмы управления реализацией Программы и координации деятельности субъектов ее выполнения.
5.1. Развитие нормативно-правовой базы
В Кабардино-Балкарской Республике создана прочная нормативно-правовая база развития образования, которая представлена целым блоком республиканских законов: "Об образовании", "О языках народов КБР", "О детских и молодежных организациях", "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "О средствах массовой информации и издательской деятельности", "О республиканском комплекте учебников", "Об охране памятников истории и культуры", "О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике", "О молодежной политике в КБР", "Об органах опеки и попечительства в КБР".
Реализуются республиканские государственные программы "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике", "Дети КБР", "Молодежь КБР", "Дети XXI века".
Вместе с тем требуется разработка механизмов практической реализации существующих законов.
Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области воспитания предусматривает:
- значительное расширение ее предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции в обществе;
- определение правового пространства в сфере воспитания детей и молодежи в республике, определение стратегии, принципов и системы воспитания, границы воспитательного пространства, баланс семейного и общественного воспитания, баланс индивидуального и коллективного воспитания, соотношение религиозного и светского воспитания; экспертизу и контроль процессов воспитания, разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающего поколения;
- выделение приоритетов воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечение широкого распространения правовых знаний в этой области.
/---------------------------------------------------------------------\
|N |Мероприятия |Сроки |Исполнитель |
|п/п | |выполнения | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|1 |2 |3 |4 |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.1. |Проведение мониторинга |в течение |Министерство |
| |республиканских и местных |каждого года |образования и |
| |правовых и нормативных актов по| |науки КБР |
| |вопросам воспитания детей и | | |
| |учащейся молодежи | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.2. |Разработка законопроекта "О |2001 г. |Министерство |
| |системе профилактики | |образования и |
| |безнадзорности и | |науки КБР |
| |правонарушений среди | | |
| |несовершеннолетних в КБР" | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.3. |Подготовка предложений об |2001 г. |Министерство |
| |изменениях и дополнениях в | |образования и |
| |действующее законодательство | |науки КБР, |
| |КБР: - "О молодежной политике";| |Министерство |
| |- "О государственной поддержке | |КБР по делам |
| |деятельности детских и | |молодежи, |
| |молодежных общественных | |физической |
| |объединений и организаций" | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.4. |Разработка механизма поддержки |II квартал |Министерство |
| |деятельности детских и |2001 г. |образования и |
| |молодежных общественных | |науки КБР, |
| |организаций в республике | |Министерство |
| | | |КБР по делам |
| | | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.5. |Разработка законопроекта "О |III квартал |Министерство |
| |поддержке развития системы |2001 г. |образования и |
| |дополнительного образования в | |науки КБР |
| |КБР" | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.6. |Обеспечение правового |2001-2002 гг.|Министерство |
| |закрепления за образовательными| |образования и |
| |учреждениями и | |науки КБР, |
| |организациями системы | |муниципальные |
| |образования на условиях | |органы |
| |долгосрочной аренды земли и | |управления |
| |других видов собственности | |образованием |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.7. |Подготовка сборника правовых |2002 г. |Министерство |
| |актов и нормативных документов | |образования и |
| |по вопросам воспитания и | |науки КБР |
| |дополнительного образования | | |
| |обучающихся в образовательных | | |
| |учреждениях | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.8. |Участие в разработке |2001 г. |Министерство |
| |минимальных социальных | |образования и |
| |стандартов, включающих услуги | |науки КБР |
| |по воспитанию в образовательных| | |
| |учреждениях | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.9. |Разработка и внедрение |2002 г. |Муниципальные |
| |муниципальных программ развития| |органы |
| |воспитания в системе | |управления |
| |образования | |образованием |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.10 |Разработка документов |2001 г. |Министерство |
| |рекомендательного характера о | |образования и |
| |функционировании, | |науки КБР |
| |организационном и методическом | | |
| |обеспечении взаимодействия | | |
| |образовательных учреждений с | | |
| |детскими и молодежными | | |
| |общественными организациями и | | |
| |объединениями | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.11.|Внедрение в практику работы |2001-2002 гг.|Министерство |
| |образовательных учреждений | |образования и |
| |республики рекомендаций | |науки КБР, |
| |Министерства образования РФ о | |Министерство |
| |порядке введения в | |финансов КБР, |
| |образовательные учреждения| |администрации |
| |должностей "классный | |местного |
| |воспитатель", "социальный | |самоуправления,|
| |педагог", | |муниципальные |
| |"педагог-организатор", "педагог| |органы |
| |дополнительного образования", | |управления |
| |"педагог-психолог", | |образованием |
| |восстановление института | | |
| |старших вожатых | | |
|-------+-------------------------------+-------------+---------------|
|5.1.12.|Разработка и внедрение |весь период |Министерство |
| |комплексной программы | |КБР по делам |
| |профилактики безнадзорности и | |молодежи, |
| |правонарушений | |физической |
| |несовершеннолетних, | |культуре и |
| |злоупотребления наркотиками и | |туризму, |
| |другими психоактивными | |Министерство |
| |веществами | |внутренних дел |
| | | |КБР, |
| | | |Республиканская|
| | | |межведомствен- |
| | | |ная комиссия по|
| | | |делам |
| | | |несовершенноле-|
| | | |тних |
\---------------------------------------------------------------------/
5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Реализация воспитательной функции содержания образования невозможна без решения проблем подготовки и переподготовки кадров системы образования в новых условиях общественного развития. Поэтому основные меры должны быть направлены на повышение роли воспитания и статуса воспитателя-профессионала.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной работы требует существенных изменений в нескольких направлениях:
- качественное улучшение подготовки студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, обучение их умению вести воспитательную работу в образовательном учреждении;
- разработка программ и комплектов пособий нового поколения для специалистов-организаторов внеурочной и внеучебной деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений;
- восстановление кадровой инфраструктуры воспитателей в системе образования Кабардино-Балкарской Республики;
- усовершенствование системы подготовки, переподготовки кадров руководящих и педагогических работников в области ведения воспитательной работы;
- совершенствование системы аттестации профессиональных воспитателей образовательных учреждений.
/--------------------------------------------------------------------\
|N |Мероприятия |Сроки |Исполнитель |
| | |исполнения | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|1 |2 |3 |4 |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.1. |Осуществление комплексного|I полугодие |Министерство |
| |анализа состояния подготовки|2001 г. |образования и |
| |и переподготовки руководящих| |науки КБР, |
| |и педагогических кадров по | |Институт повышения|
| |проблемам воспитания | |квалификации КБГУ |
| | | |(ИПК КБГУ) |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.2. |Проведение полной ревизии |I-II |Министерство |
| |кадрового состава педагогов,|полугодие |образования и |
| |занимающихся воспитанием во |2001 г. |науки КБР, вузы |
| |всех типах образовательных | |КБР |
| |учреждений КБР | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.3. |Разработка для педагогов |I-II |Министерство |
| |вариативных программ и |полугодие |образования и |
| |комплектов пособий по |2001 г. |науки КБР, |
| |внеурочной и внеучебной | |Кабардино-Балкарс-|
| |деятельности | |кий |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.4. |Подведение итогов и |март 2001 г.|Министерство |
| |награждение победителей | |образования и |
| |республиканского конкурса | |науки КБР, |
| |программ воспитательных | |Министерство КБР |
| |систем образовательных | |по делам молодежи,|
| |учреждений | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, |
| | | |Кабардино-Балкарс-|
| | | |кий |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.5. |Проведение республиканского |ежегодно |Министерство |
| |конкурса программ | |образования и |
| |воспитательных систем | |науки КБР, |
| |профессиональных | |Министерство по |
| |образовательных учреждений | |делам молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, вузы КБР |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.6. |Проведение республиканского |2003 г. |Министерство |
| |семинара по проблеме | |образования и |
| |воспитания в условиях модели| |науки КБР, |
| |культуротворческой школы | |Министерство |
| | | |культуры КБР, |
| | | |Министерство КБР|
| | | |по делам молодежи,|
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, |
| | | |Кабардино-Балкарс-|
| | | |кий |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.7. |Целевая подготовка |весь период |Министерство |
| |специалистов широкого | |образования и |
| |профиля (по квалификации | |науки КБР, |
| |"воспитатель, учитель | |Кабардино-Балкарс-|
| |начальных классов" для | |кий |
| |дошкольных учреждений с | |государственный |
| |классами начального | |университет |
| |обучения) | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.8. |Включение в программы |сентябрь |Министерство |
| |повышения квалификации |2001 г. |образования и |
| |педагогов вопросов | |науки КБР, |
| |воспитания детей и | |Институт повышения|
| |подростков | |квалификации КБГУ |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.9. |Повышение квалификации |весь период |Министерство |
| |работников учреждений общего| |образования и |
| |среднего и профессионального| |науки КБР, вузы |
| |образования по проблемам | |КБР |
| |воспитания в Академии | | |
| |повышения квалификации и | | |
| |переподготовки работников | | |
| |образования | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.10.|Организация и проведение |ежегодно |Министерство |
| |конкурсов | |образования и |
| |профессионально-педагогичес-| |науки КБР |
| |кого мастерства | | |
| |(воспитательная, внеклассная| | |
| |и внеучебная деятельность) | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.11.|Предусмотреть в целевой |2001-2005 |Министерство |
| |программе "Подготовка и |гг. |образования и |
| |переподготовка кадров для | |науки КБР, |
| |системы образования | |Кабардино-Балкарс-|
| |Кабардино-Балкарии" | |кий |
| |подготовку кадров по | |государственный |
| |специальностям: | |университет |
| |- старший вожатый; | | |
| |- классный воспитатель; | | |
| |- педагог дополнительного | | |
| |образования; | | |
| |- педагог-психолог | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.12.|Издание научно-методического|II квартал |Министерство |
| |сборника по организации |2003 г. |образования и |
| |работы специалистов в | |науки КБР, |
| |области воспитания и | |Кабардино-Балкарс-|
| |дополнительного образования | |кий |
| |детей и молодежи в | |государственный |
| |образовательных учреждениях | |университет |
| |КБР | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.13.|Подготовка и проведение |IV квартал |Министерство |
| |республиканского совещания |2001 г., |образования и |
| |по проблемам воспитания |I квартал |науки КБР, вузы |
| |учащихся школ, учреждений|2003 г. |КБР |
| |начального, среднего и | | |
| |высшего профессионального | | |
| |образования | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.14.|Внедрение вариативных |2001-2002 |Министерство |
| |программ и комплектов |гг. |образования и |
| |пособий, разработанных | |науки КБР, |
| |Министерством образования РФ| |Институт повышения|
| |по подготовке специалистов | |квалификации КБГУ,|
| |для внеурочной и внеучебной | |муниципальные |
| |деятельности образовательных| |органы управления |
| |учреждений разных типов и | |образованием |
| |видов | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.15.|Обобщение опыта работы КБГУ |2003 г. |Министерство |
| |по подготовке специалистов в| |образования и |
| |области воспитания и | |науки КБР, |
| |дополнительного образования| |Кабардино-Балкарс-|
| |детей и молодежи | |кий |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.16.|Развитие творческих |весь период |Министерство |
| |самоуправляемых организаций | |образования и |
| |(объединений, клубов, | |науки КБР |
| |ассоциаций) педагогов | | |
|-------+----------------------------+------------+------------------|
|5.2.17.|Подготовка специалистов в |весь период |Министерство |
| |области воспитания в | |образования и |
| |аспирантуре и докторантуре | |науки КБР, |
| | | |Кабардино-Балкарс-|
| | | |кий |
| | | |государственный |
| | | |университет |
\--------------------------------------------------------------------/
5.3. Научное, программно-методическое и информационное обеспечение
выполнения Программы
Необходимым условием обеспечения выполнения Программы становится последовательный, всесторонний, системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в Кабардино-Балкарской Республике, разработка в соответствии с этим концепции деятельности Министерства образования и науки КБР, Кабардино-Балкарского государственного университета и Института повышения квалификации КБГУ, разработка современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях и их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в республике, анализ информационно-воспитательного пространства.
Предполагается осуществление исследований фундаментального и прикладного характера, направленных на формирование системы воспитания учащихся с учетом национальных и региональных особенностей.
Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования в дальнейшем будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее национальных и региональных особенностей, укрепление теоретико-методических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы.
Научное обеспечение выполнения Программы осуществляется учреждениями и организациями Министерства образования и науки КБР, Кабардино-Балкарским государственным университетом, Институтом повышения квалификации КБГУ, городскими и районными методическими службами.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
- анализ состояния проблем воспитания в Кабардино-Балкарской Республике, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада Министерства образования и науки КБР и Кабардино-Балкарского государственного университета "Воспитание детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике: состояние и перспективы";
- концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- развитие научных исследований в области воспитания детей и учащейся молодежи в современных социальных и культурных условиях;
- определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях образовательного учреждения;
- разработка и экспертиза современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
- поддержка и внедрение инновационной воспитательной практики образовательного учреждения.
Для повышения качества воспитательной деятельности образовательных учреждений необходима разработка системы мер программно-методического и информационного характера. Основные направления этой работы предусматривают:
- разработку программ, учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в образовательных учреждениях всех типов, детских и подростковых общественных организациях, учреждениях дополнительного образования;
- создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации;
- подготовку требований к осуществлению экспертизы содержания программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников и проектов воспитательной модели образовательных учреждений;
- создание единого информационного пространства по проблемам воспитания, широкое привлечение средств массовой информации и издательских центров, имеющихся в республике, к освещению вопросов воспитания; формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи;
- расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов, информационно-методической литературы по вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;
- регулярное проведение конференций, семинаров, совещаний, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся.
/-----------------------------------------------------------------\
|N |Мероприятия |Сроки |Исполнитель |
| | |исполнения | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|1 |2 |3 |4 |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.1. |Формирование |I квартал |Министерство |
| |координационного плана |2002 г. |образования и |
| |фундаментальных и | |науки КБР, вузы |
| |прикладных исследований по | |КБР |
| |проблемам воспитания детей | | |
| |и молодежи, проводимых в | | |
| |республике | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.2. |Издание сборника программ |I квартал |Министерство |
| |воспитательных систем |2002 г. |образования и |
| |образовательных учреждений | |науки КБР, |
| |КБР (в помощь организаторам| |Кабардино-Балкар-|
| |воспитательной работы) | |ский |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.3. |Создание центра |I квартал |Министерство |
| |(лаборатории) по |2003 г. |образования и |
| |исследованию проблем | |науки КБР, |
| |воспитания детей и молодежи| |Кабардино-Балкар-|
| |на базе | |ский |
| |Кабардино-Балкарского | |государственный |
| |государственного | |университет |
| |университета | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.4. |Обобщение опыта |II квартал |Министерство |
| |гражданского, |2003 г. |образования и |
| |патриотического, | |науки КБР, |
| |экологического, трудового | |Кабардино-Балкар-|
| |воспитания детей и молодежи| |ский |
| |в образовательных | |государственный |
| |учреждениях. Разработка | |университет |
| |программы гражданского и | | |
| |патриотического воспитания | | |
| |детей и молодежи | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.5. |Обобщение регионального |II квартал |Министерство КБР |
| |опыта художественного |2002 г. |по делам |
| |образования и воспитания | |молодежи, |
| |детей. Разработка программы| |физической |
| |художественного образования| |культуре и |
| |и эстетического воспитания| |туризму, |
| |детей в образовательных | |Республиканский |
| |учреждениях республики | |Дворец творчества|
| | | |детей и юношества|
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.6. |Изучение и обобщение опыта |II-IV |Министерство КБР |
| |работы учреждений |кварталы |по делам |
| |дополнительного |2003 г. |молодежи, |
| |образования по воспитанию | |физической |
| |детей и молодежи | |культуре и |
| |республики. Разработка | |туризму, |
| |программы развития системы | |Республиканский |
| |дополнительного образования| |Дворец творчества|
| |в КБР | |детей и |
| | | |юношества, |
| | | |Республиканский |
| | | |эколого-биологи- |
| | | |ческий центр, |
| | | |Республиканский |
| | | |Центр |
| | | |научно-техничес- |
| | | |кого творчества |
| | | |учащихся и |
| | | |молодежи |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.7. |Проведение II |IV квартал |Министерство |
| |научно-практической |2001 г. |образования и |
| |конференции "Актуальные |IV квартал |науки КБР, |
| |проблемы воспитания на |2004 г. |Министерство КБР|
| |современном этапе" | |по делам |
| | | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.8. |Разработка моделей |2001-2002 |Министерство |
| |воспитательной деятельности|гг. |образования и |
| |различных уровней | |науки КБР, |
| |образования и типов | |Кабардино-Балкар-|
| |воспитательных учреждений | |ский |
| |(цели, задачи, содержание, | |государственный |
| |механизм реализации, | |университет |
| |результаты) | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.9. |Проведение научных |2001-2005 |Министерство |
| |исследований по проблемам |гг. |образования и |
| |воспитания в учреждениях | |науки КБР, |
| |начального, среднего и | |учреждения |
| |высшего профессионального | |высшего, среднего|
| |образования: | |и начального |
| |- педагогические условия, | |профессионального|
| |формы и методы оптимизации | |образования |
| |социально-профессионального| | |
| |становления учащихся и | | |
| |студентов; | | |
| |- психолого-педагогическая | | |
| |диагностика процесса | | |
| |социального становления | | |
| |учащихся и студентов; | | |
| |- совершенствование | | |
| |содержания, форм, методов и| | |
| |технологий нравственного | | |
| |воспитания личности, | | |
| |развитие ее творческого | | |
| |потенциала | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.10.|Разработка и издание |IV квартал |Министерство |
| |сборника |2004 г. |образования и |
| |научно-методических | |науки КБР, |
| |материалов по обеспечению | |Кабардино-Балкар-|
| |взаимодействия семьи и | |ский |
| |образовательного учреждения| |государственный |
| |в интересах развития | |университет |
| |личности обучающегося | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.11.|Разработка и реализация |2001-2002 |Министерство |
| |программы возрождения |гг. |образования и |
| |национальной культуры, | |науки КБР, |
| |быта, прикладных ремесел | |Министерство |
| |адыгов и балкарцев и их | |культуры КБР |
| |отражения в общем, среднем | | |
| |и профессиональном | | |
| |образовании | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.12.|Создание в сети кабельного |весь период|Министерство |
| |телевидения | |образования и |
| |культурно-образовательной | |науки КБР, |
| |программы для детей и | |Министерство |
| |учащейся молодежи | |печати и |
| | | |информации КБР |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.13.|Создание на страницах |весь период|Министерство |
| |журналов и газет | |образования и |
| |республики постоянных | |науки КБР, |
| |рубрик: "Национальная | |Министерство |
| |культура, традиции", | |печати и |
| |"Проблемы воспитания детей | |информации КБР |
| |и молодежи" | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.14.|Создание авторских | |Министерство |
| |воспитательных программ, | |образования и |
| |экспериментальных и | |науки КБР, |
| |альтернативных учреждений | |муниципальные |
| |дополнительного образования| |органы управления|
| | | |образованием |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.15.|Организация широкой сети |2001-2004 |Министерство |
| |специализированных |гг. |образования и |
| |образовательных и | |науки КБР, |
| |культурно-образовательных | |Министерство |
| |учреждений, в т.ч. на | |культуры КБР, |
| |альтернативной основе для | |Министерство |
| |освоения экологического, | |КБР по делам |
| |экономического, | |молодежи, |
| |религиозно-нравственного, | |физической |
| |художественно-эстетического| |культуре и |
| |и др. направлений | |туризму |
| |образования, формирования | | |
| |здорового образа жизни | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.16.|Разработка и введение в |2001-2003 |Министерство |
| |массовую практику программ |гг. |образования и |
| |по оздоровлению и | |науки КБР, |
| |физическому развитию детей | |Министерство |
| |и подростков | |здравоохранения |
| | | |КБР, Министерство|
| | | |КБР по делам |
| | | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.17.|Разработка рекомендаций |2001 г. |Министерство |
| |по взаимодействию | |образования и |
| |дошкольных | |науки КБР, |
| |образовательных учреждений,| |Институт |
| |школ и семьи в организации | |повышения |
| |обучения и воспитания детей| |квалификации КБГУ|
| |6-7 лет на базе ДОУ | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.18.|Реализация в полном объеме |весь период|Министерство |
| |республиканской программы | |образования и |
| |"Дети XXI века" | |науки КБР |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.19.|Открытие республиканской |2002 г. |Министерство |
| |станции юных туристов | |образования и |
| | | |науки КБР |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.20.|Диагностирование |весь период|Министерство |
| |воспитательного потенциала | |образования и |
| |учреждений специального | |науки КБР |
| |образования в целях | | |
| |повышения эффективности их | | |
| |коррекционно-воспитательной| | |
| |работы с соответствующими | | |
| |категориями детей с | | |
| |отклонениями в развитии | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.21.|Разработка и введение в |2001-2002 |Министерство |
| |практику работы |гг. |образования и |
| |инновационных | |науки КБР, |
| |образовательных программ и | |Кабардино-Балкар-|
| |пособий для учреждений | |ский |
| |дошкольного образования по | |государственный |
| |направлениям: | |университет |
| |- развитие личности | | |
| |средствами культуры; | | |
| |- развитие экологической | | |
| |культуры детей; | | |
| |- приобщение детей к | | |
| |истории и культуре | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.22.|Разработка и реализация |2002 г. |Министерство |
| |программы развития | |образования и |
| |досуговых центров по месту | |науки КБР, |
| |жительства | |Министерство КБР |
| | | |по делам |
| | | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.23.|Участие в федеральном |ежегодно |Министерство |
| |конкурсе авторских проектов| |образования и |
| |программ воспитательных | |науки КБР, |
| |систем образовательных | |муниципальные |
| |учреждений | |органы управления|
| | | |образованием |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.24.|Проведение исследования по |2003 г. |Министерство |
| |проблемам ученического | |образования и |
| |самоуправления в | |науки КБР, |
| |образовательных учреждениях| |Кабардино-Балкар-|
| |республики. Издание | |ский |
| |сборника "Ученическое | |государственный |
| |самоуправление: теория, | |университет |
| |опыт, проблемы" | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.25.|Подготовка и издание серии |2001-2003 |Министерство |
| |нормативно-методических |гг. |образования и |
| |сборников в помощь | |науки КБР, |
| |организаторам внеучебной | |Кабардино-Балкар-|
| |деятельности | |ский |
| |образовательных учреждений | |государственный |
| |всех типов | |университет, |
| | | |муниципальные |
| | | |органы управления|
| | | |образованием |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.26.|Ежегодное издание бюллетеня|весь период|Министерство |
| |информационных | |образования и |
| |программно-методических и | |науки КБР |
| |нормативных материалов по | | |
| |воспитанию и | | |
| |дополнительному образованию| | |
| |детей и подростков | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.27.|Создание республиканского |2002 г. |Министерство |
| |центра воспитательной | |образования и |
| |работы | |науки КБР |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.28.|Создание республиканского |2003 г. |Министерство |
| |органа статистики и | |образования и |
| |сравнительного анализа | |науки КБР |
| |воспитательных систем | | |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.29.|Проведение республиканских |ежегодно |Министерство |
| |конкурсов педагогического | |образования и |
| |мастерства в области | |науки КБР, |
| |воспитания | |муниципальные |
| | | |органы управления|
| | | |образованием |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.30.|Проведение мероприятий |весь период|Министерство |
| |программы развития детского| |образования и |
| |движения в | |науки КБР, |
| |Кабардино-Балкарской | |Министерство КБР |
| |Республике (по особому | |по делам |
| |плану) | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.31.|Расширение сети детских |2001-2005 |Министерство |
| |летних специализированных |гг. |образования и |
| |лагерей. Разработка и | |науки КБР, |
| |внедрение современных | |Министерство КБР |
| |технологий воспитания в | |по делам |
| |условиях летнего лагеря | |молодежи, |
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, |
| | | |Кабардино-Балкар-|
| | | |ский |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.32.|Организация и проведение |2001-2005 |Министерство |
| |исследований по |гг. |образования и |
| |психологическому | |науки КБР, |
| |сопровождению | |Кабардино-Балкар-|
| |организованного | |ский |
| |воспитательного процесса | |государственный |
| | | |университет |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.33.|Организация психологической|2004 г. |Министерство |
| |лаборатории по вопросам | |образования и |
| |развития личности ребенка | |науки КБР |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.34.|Мониторинг физического |весь период|Министерство |
| |здоровья учащихся | |образования и |
| |общеобразовательных | |науки КБР, |
| |учреждений республики | |Министерство |
| | | |здравоохранения |
| | | |КБР, |
| | | |Кабардино-Балкар-|
| | | |ский |
| | | |государственный |
| | | |университет |
|-------+---------------------------+-----------+-----------------|
|5.3.35.|Разработка методических |2001-2002 |Министерство |
| |рекомендаций по |гг. |образования и |
| |использованию элементов | |науки КБР, |
| |народной педагогики в | |Кабардино-Балкар-|
| |воспитании подрастающего | |ский институт |
| |поколения | |гуманитарных |
| | | |исследований |
\-----------------------------------------------------------------/
5.4. Взаимодействие с ведомствами
и общественными организациями
Успешная реализация поставленных задач в области воспитания подрастающего поколения невозможна без концентрации усилий всех социальных институтов общества. Обеспечение взаимодействия, координация деятельности ведомств и общественных организаций в вопросах воспитания учащейся молодежи - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики общеобразовательных учреждений, управления воспитательным процессом. Решению задач укрепления взаимодействия будет способствовать:
- создание республиканского научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи при Министерстве образования и науки КБР с участием представителей ведомств и общественных организаций республики;
- объединение усилий и координация деятельности органов управления образованием и общественных организаций в вопросах воспитания детей и молодежи;
- поддержка инициатив негосударственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания;
- распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания.
/-----------------------------------------------------------------\
|N |Мероприятия |Сроки |Исполнитель |
| | |исполнения | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|1 |2 |3 |4 |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.1. |Создание межведомственных|2002 г. |Министерство |
| |общественно-государствен-| |образования и |
| |ных комиссий как | |науки КБР, |
| |средство становления | |Министерство |
| |государственной системы | |культуры КБР, |
| |воспитания юных граждан | |Министерство |
| | | |печати и |
| | | |информации КБР, |
| | | |Министерство КБР |
| | | |по делам молодежи,|
| | | |физической |
| | | |культуре и туризму|
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.2. |Создание республиканского|2001 г. |Министерство |
| |научно-методического | |образования и |
| |совета по вопросам | |науки КБР |
| |воспитания детей и | | |
| |молодежи | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.3. |Изучение опыта работы |весь период |Министерство |
| |советов образовательных | |образования и |
| |учреждений по | |науки КБР, |
| |реализации воспитательных| |муниципальные |
| |целей | |органы |
| | | |управления |
| | | |образованием |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.4. |Организация на |весь период |Министерство |
| |телевидении КБР цикла | |печати и |
| |передач по проблемам | |информации КБР, |
| |воспитания детей, | |КБГТРК |
| |подростков и молодежи | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.5. |Разработка и утверждение|ежегодно |Министерство |
| |плана совместных действий| |образования и |
| |министерств и ведомств, | |науки КБР |
| |общественных организаций | | |
| |и объединений КБР по | | |
| |воспитанию детей и | | |
| |подростков | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.6. |Разработка системы |2002 г. |Министерство |
| |показателей и | |образования и |
| |методического | |науки КБР, |
| |обеспечения проведения | |Министерство |
| |мониторинга практической | |культуры КБР |
| |ситуации в детской и | | |
| |молодежной среде | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.7. |Регулярные выступления в |весь период |Министерство |
| |средствах массовой | |печати и |
| |информации по вопросам | |информации КБР, |
| |профилактики | |Республиканская |
| |злоупотребления | |комиссия по делам |
| |психоактивными веществами| |несовершеннолетних|
| |среди | | |
| |несовершеннолетних и | | |
| |молодежи | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.8. |Создание |2003 г. |Министерство |
| |Интернет-информационной | |образования и |
| |системы по вопросам | |науки КБР, |
| |профилактики | |Министерство |
| |злоупотребления | |здравоохранения |
| |психоактивными веществами| |КБР |
| |среди несовершеннолетних | | |
| |и молодежи | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.9. |Создание территориальных |2001-2003 |Министерство |
| |психолого-педагогических,|гг. |образования и |
| |медико-социальных центров| |науки КБР, |
| | | |Министерство |
| | | |здравоохранения |
| | | |КБР, Министерство |
| | | |труда и |
| | | |социального |
| | | |развития КБР, |
| | | |муниципальные |
| | | |органы управления |
| | | |образованием |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.10.|Создание межвузовского |2002 г. |Министерство |
| |центра воспитания | |образования и |
| |студенческой молодежи | |науки КБР, |
| | | |Министерство |
| | | |культуры КБР, |
| | | |Министерство КБР |
| | | |по делам молодежи,|
| | | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, вузы КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.11.|Проведение мероприятий |ежегодно |Министерство |
| |Движения юных патриотов | |образования и |
| |КБР (по особому плану) | |науки КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.12.|Проведение |ежегодно |Министерство |
| |республиканского | |образования и |
| |конкурса-смотра | |науки КБР, |
| |учреждений | |республиканские |
| |дополнительного | |учреждения |
| |образования КБР | |дополнительного |
| | | |образования |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.13.|Проведение семинаров, |весь период |Министерство |
| |круглых столов по | |образования и |
| |вопросам | |науки КБР, |
| |совершенствования | |Министерство КБР |
| |военно-патриотического | |по делам молодежи,|
| |воспитания детей и | |физической |
| |молодежи | |культуре и |
| | | |туризму, РОСТО КБР|
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.14.|Организация летних |ежегодно |Министерство |
| |спортивно-оздоровительных| |образования и |
| |лагерей для детей и | |науки КБР, |
| |подростков, состоящих на | |Министерство КБР |
| |профилактическом учете в | |по делам молодежи,|
| |органах внутренних дел, а| |физической |
| |также для детей и | |культуре и |
| |подростков, попавших в | |туризму, |
| |сложные жизненные | |Министерство |
| |ситуации | |внутренних дел |
| | | |КБР, |
| | | |Республиканская |
| | | |комиссия по делам |
| | | |несовершеннолетних|
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.15.|Создание муниципальных |2002 г. |Муниципальные |
| |центров воспитания детей | |органы управления |
| | | |образованием |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.16.|Организация и проведение |ежегодно |Министерство |
| |финала республиканских | |образования и |
| |соревнований "Школа | |науки КБР, МЧС |
| |безопасности", "Юный | |КБР, МВД КБР, |
| |спасатель" | |ГИБДД КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.17.|Проведение |2001-2002 г.|Министерство |
| |организационной работы | |образования и |
| |по созданию "Движения | |науки КБР, МЧС КБР|
| |юных пожарников", | | |
| |"Движения юных | | |
| |спасателей" и др. | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.18.|Проведение |2001 г. |Министерство |
| |республиканского | |образования и |
| |совещания "О перспективах| |науки КБР, |
| |и мерах по расширению | |Министерство КБР |
| |системы лагерей летнего | |по делам молодежи,|
| |труда и отдыха и | |физической |
| |ученических | |культуре и туризму|
| |производственных бригад в| | |
| |2001 году" | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.19.|Развитие движения |2001-2003 |Вузы республики |
| |студенческих отрядов в |гг. | |
| |средних и высших учебных | | |
| |заведениях республики | | |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.20.|Реализация в полном |весь период |Министерство КБР |
| |объеме программ "Дети | |по делам молодежи,|
| |КБР", "Молодежь КБР" | |физической |
| | | |культуре и |
| | | |туризму, |
| | | |Министерство |
| | | |образования и |
| | | |науки КБР, |
| | | |Министерство |
| | | |культуры КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.21.|Развитие сети |2001 г. |Министерство |
| |республиканских детских | |образования и |
| |профильных лагерей | |науки КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.22.|Пропаганда и поддержка |весь период |Министерство КБР |
| |деятельности СДО КБР | |по делам молодежи,|
| |(Союза детских | |физической |
| |организаций КБР) и Союза | |культуре и |
| |молодежи КБР | |туризму, |
| | | |Министерство |
| | | |образования и |
| | | |науки КБР |
|-------+-------------------------+------------+------------------|
|5.4.23.|Проведение семинаров, |ежегодно |Министерство КБР |
| |конференций, форумов | |по делам молодежи,|
| |представителей детских | |физической |
| |и подростковых | |культуре и |
| |организаций республики | |туризму |
\-----------------------------------------------------------------/
6. Финансово-экономическое обеспечение Программы
Финансирование Программы планируется за счет средств, выделяемых на реализацию Программы развития образования Кабардино-Балкарской Республики, и бюджетных средств, запланированных по отрасли "Образование"
Общие затраты на реализацию Программы по всем источникам финансирования составят 3535 тыс. руб.
/---------------------------------------------------------------------\
|N |Наименование |Источники |Всего |В том числе |
| |мероприятий (по |финансирова- |стои- | |
| |разделам) |ния |мость |------------------------|
| | | |(тыс. |2001|2002|2003|2004|2005|
| | | |руб.) | | | | | |
|--+-------------------+-------------+-------+----+----+----+----+----|
|1.|Развитие |Бюджетные |20 |- |20 |- |- |- |
| |нормативно-правовой|средства по | | | | | | |
| |базы |отрасли | | | | | | |
| | |"Образование"| | | | | | |
| | |в т.ч. | | | | | | |
| | |республиканс-| | | | | | |
| | |кий (КБР) и | | | | | | |
| | |местные | | | | | | |
|--+-------------------+-------------+-------+----+----+----+----+----|
|2.|Работа с | -"- |357 |92 |72 |82 |72 |39 |
| |руководящими и | | | | | | | |
| |педагогическими | | | | | | | |
| |кадрами | | | | | | | |
|--+-------------------+-------------+-------+----+----+----+----+----|
|3.|Научно-программно- | -"- |707 |108 |118 |143 |193 |145 |
| |методическое и | | | | | | | |
| |информационное | | | | | | | |
| |обеспечение | | | | | | | |
|--+-------------------+-------------+-------+----+----+----+----+----|
|4.|Взаимодействие с | -"- |2451 |289 |549 |549 |549 |515 |
| |ведомствами и | | | | | | | |
| |общественными | | | | | | | |
| |организациями | | | | | | | |
|------------------------------------+-------+----+----+----+----+----|
|Итого: |3535 |489 |759 |774 |814 |699 |
\---------------------------------------------------------------------/
<< Назад |
||
Содержание Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 24 мая 2001 г. N 332-П-П "О проекте Программы развития воспитания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.