На основании пункта 3 постановления Правительства КБР от 5 апреля 2003 N 96-ПП "Об отчете Фонда поддержки малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики за 2002 год", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке реализации механизма микророкредитования субъектов малого предпринимательства в г. Нальчике.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации Х.М. Тюбеева.
Глава администрации |
Х.А.Бердов |
Положение
о порядке реализации механизма микрокредитования субъектов
малого предпринимательства по Программе "Микрокредитование
на муниципальном уровне"
(утв. постановлением главы Администрации
г. Нальчика от 11 июня 2004 г. N 745)
См. также Порядок предоставления целевых финансовых средств субъектам малого предпринимательства фондом поддержки малого предпринимательства администрации города Нальчика в 2003 году, утвержденный Постановлением Главы администрации г. Нальчика от 21 апреля 2003 г. N 503
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Законом КБР "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике" 5 апреля 2001 г. N 29-РЗ, постановления Правительства КБР от 5 апреля 2003 г. N 96-ПП, уставом Фонда поддержки малого предпринимательства Администрации города Нальчика.
О государственной поддержке малого предпринимательства см. также:
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2009 г. N 10-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике"
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2005 г. N 6-ПП "О порядке государственного стимулирования инвестиционной деятельности в КБР"
2. Цели и задачи
2.1. Цели создания системы микрокредитования (предоставление микрокредитов):
- снижение уровня бедности;
- содействие трудовой занятости населения;
- обеспечение субъектам малого предпринимательства г. Нальчика доступа к ресурсам банковской системы;
- укрепление экономической основы деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Администрации города Нальчика (далее - Фонд).
2.2. Основными задачами Положения являются:
- предоставление краткосрочных микрокредитов субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории г. Нальчика;
- увеличение количества рабочих мест;
- расширение и укрепление контактов с предпринимателями.
2.3. Механизм функционирования системы микрокредитования
2.3.1. Займы предоставляются на условиях срочности предоставления, обеспеченности залога и гарантии возвратности.
2.3.2. "Поэтапность микрокредитования" - предоставление по отдельным договорам микрокредитов с последующим увеличением их размеров и срока пользования.
2.3.3. Оперативное принятие решения о предоставлении микрокредита.
3. Проведение операций по микрокредитованию
3.1. Фонд предоставляет займы в рублях Российской Федерации субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории г. Нальчика.
3.2. На сумму предоставленного кредита Заемщик уплачивает проценты Фонду. Уплата процентов производится в сроки, установленные договором кредита;
3.3. Обязательным условием предоставления кредита является:
- наличие обеспеченности обязательств заемщика;
- оформление договора финансирования;
- заключение договора поручительства с гарантом заемщика (физическое лицо предприниматель, руководитель, учредители предприятия);
- оформление залога имущества заемщика или его поручителя;
- нотариально заверенное согласие супруга (супруги), совершеннолетних членов семьи заемщика и попечителей.
С целью снижения рисков могут быть использованы дополнительные формы обеспечения возврата кредита:
- передача в залог объектов недвижимости, товаров и материальных ценностей, транспортных средств и другого имущества заемщика;
- поручительства платежеспособных предприятий и организаций.
Оценочная стоимость закладываемого имущества определяется с учетом понижающих коэффициентов:
- для объектов недвижимости - 0,7;
- для технологического оборудования и иного имущества - 0,8.
3.4. Размер кредита для каждого заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности, анализа коммерческого предложения, а также с учетом его благонадежности.
4. Ставки кредитования.
4.1. Предоставляемые кредиты делятся на 3 уровня.
4.1.1. Условия предоставления кредитов на первом уровне:
Максимальный размер кредита не может превышать 30000 рублей, максимальный срок заимствования - 3 месяца.
4.1.2. Условия предоставления кредитов на втором уровне:
Максимальный размер кредита не может превышать 50000 рублей, максимальный срок заимствования - 6 месяцев.
4.1.3. Условия предоставления кредитов на третьем уровне: Максимальный размер кредита - 100000 рублей, максимальный срок заимствования - 9 месяцев.
4.2. Процент за пользование денежными средствами устанавливается в размере - 1/2 ставки Центробанка на момент заключения договора.
5. Перечень документов, необходимых
для осуществления микрокредитования
5.1. Документы, предоставляемые заемщиком:
- заявление заемщика на предоставление кредита;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ);
- учредительные документы юридического лица (устав, положение, договор со всеми изменениями);
- документы, подтверждающие полномочия представителей юридических лиц, протокол общего собрания участников (акционеров, пайщиков), совета директоров, (наблюдательного совета) об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица (директора, генерального директора, и т.д.); трудовой договор с единоличным исполнительным органом либо с лицом, которому переданы функции единоличного исполнительного органа; приказ о назначении главного бухгалтера, либо справка отдела кадров (лица, отвечающего за кадровую работу) об отсутствии такой должности в штатном расписании, либо об отсутствии назначений на эту должность; при заключении сделки поверенным - доверенность на совершение сделок и представление интересов юридического лица, в том числе - нотариально удостоверенная в случаях, когда сделка подлежит удостоверению нотариусом; решению общего собрания участников (акционеров, пайщиков) о совершении сделки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридических лиц;
- для физических лиц (ПБОЮЛ): паспорт общегражданского образца, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей; согласие другого супруга на совершение сделки в том числе - нотариально удостоверенное в случае заключения сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации.
5.1.2. Финансовая отчетность:
- для юридических лиц - заверенные налоговым органом баланс, отчет о прибылях и убытках; (Форма N 2)
- для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и подпадающие под действие закона ЕНВД, - патент, выписка из книги доходов и расходов, справка ИМНС об отсутствии задолженности;
- для физических лиц (ПБОЮЛ), занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - налоговая декларация, справка ИМНС об отсутствии задолженности;
5.1.3. При использовании в качестве обеспечения возврата кредита, залога имущества залогодатель предоставляет:
- регистрационный документ о праве собственности - свидетельство о регистрации заверенное нотариально;
- документы, подтверждающие факт приобретения (договор купли-продажи, мены, приватизации и т.д.) заверенные нотариально;
5.2. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита.
5.2.1. Срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита не должен превышать от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения Попечительским Советом Фонда 20 рабочих дней - по кредитам заемщиков первого уровня и 30 рабочих дней - по кредитам заемщиков второго и третьего уровней.
5.2.2. Заявление заемщика регистрируется Фондом в журнале учета заявлений, на заявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер. С паспорта и других документов, подлежащих возврату заемщику, снимаются копии. На оборотной стороне заявления или отдельном листе составляется перечень принятых документов и копий.
5.2.3. Далее Фонд производит проверку предоставленных заемщиком документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет целесообразность предоставления кредита, уровень заемщика (с помощью базы данных) и максимально возможный размер кредита.
5.2.4. После предварительной беседы и подачи документов представитель Фонда посещает заемщика - место проживания (дом, квартира) и место осуществления предпринимательской деятельности (офис, место торговли или производства).
При посещении места проживания заемщика составляется опись передаваемого в залог имущества.
5.2.5. При принятии Фондом в обеспечение по договору кредита только поручительств физических лиц (без другого обеспечения) должно быть соблюдено следующее требование: - заемщиками всех уровней предоставляется не менее двух поручительств;
5.2.6. В случае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества Фонд на основании принятых правил привлекает к работе по установлению оценочной стоимости закладываемого имущества эксперта по вопросам недвижимости.
Расходы, связанные с экспертной оценкой закладываемого имущества, несет заемщик. Заключение об оценке имущества, составленное сторонней организацией при отказе в выдаче кредита возвращается заемщику.
5.2.7. Фонд проводит экспертизу проекта и составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита (форма экспертного заключения) для рассмотрения и принятия решения Попечительским Советом Фонда.
5.2.8. Фонд вправе самостоятельно принять решение об отказе в выдаче кредита в том случае, когда при проверке выявлены факты предоставления поддельных документов или недостоверных сведений. О решении Фонд делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявлений и на заявлении заемщика и помещает пакет документов в дело отказов в выдаче микрокредитов. Причина отказа указывается на заявлении заемщика или в заключении.
По просьбе заемщика Фонд возвращает ему предоставленные им документы за исключением заявления. Материалы, собранные Фондом заемщику не передаются. На оборотной стороне заявления или отдельном листе составляется перечень возвращенных документов, их получение подтверждается подписью заемщика.
5.2.9. Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) кредита, процентных ставках, суммах и сроках выделения кредита, залоге, поручителях, продление срока кредита принимается Попечительским Советом Фонда, оформленное соответствующим протоколом.
6. Оформление договоров.
6.1. Одновременно с оформлением договора кредита и графика погашения кредита Фонд оформляет в зависимости от вида обеспечения:
- договор (ы) поручительства,
- договор (ы) залога.
Все документы составляются в 2 экземплярах, один экземпляр каждого документа - для заемщика (поручителя), один экземпляр - для Фонда.
Фонд обеспечивает исполнение следующих требований при оформлении документов:
- в текстах документов денежные суммы, числа, сроки должны быть обозначены цифрами и хотя бы один раз прописью; адреса, имена, фамилии, наименования вписаны полностью;
6.2. Выдача кредита производится после оформления договоров обеспечения (договор залога, договор поручительства) в установленном порядке.
6.3. Договор залога объектов недвижимости должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними на территории города Нальчика. В договоре залога указываются: предмет залога и его оценка, размер и сроки исполнения обязательств по договору кредита и адрес нахождения предмета залога.
6.4. Договор поручительства составляется на всю сумму обязательств и ответственности заемщика по договору кредита. Поручитель несет с заемщиком солидарную ответственность по исполнению обязательств по договору кредита.
6.5. После оформления перечисленных выше договоров, Фонд формирует дело, в которое подшиваются договор финансирования, экземпляры договоров поручительства или залога, полный пакет документов, послуживших основанием для предоставления кредита.
7. Предоставление кредита
7.1. Выдача кредита производится, в соответствии с условиями договора финансирования, в безналичном порядке путем перечисления средств на расчетный счет предприятиям и предпринимателям без образования юридического лица.
8. Сопровождение кредитного договора
8.1. В период действия кредитного договора Фонд контролирует исполнение заемщиком условий договора; осуществляет проверку отчетов о расходовании средств и других документов, предусмотренных договором, а также осуществляет контрольные проверки с выездом на предприятие; принимает меры к погашению просроченной задолженности.
8.2. Фонд осуществляет контроль за целевым использованием кредита, а так же за надлежащей сохранностью предметов залога. Контроль осуществляется по документам, предоставляемым заемщиком, и путем проведения проверок на местах.
8.3. При непоступлении от заемщика платежей Фонд составляет перечень просроченных платежей по всем действующим договорам кредита и принимает меры по погашению задолженности заемщиками или их поручителями. Поручителям направляется письменное уведомление о неисполнении заемщиком обязательств с предложением выполнить обязательства по договору поручительства. В случае неисполнения обязательств заемщиком или его поручителями Фонд готовит исковое заявление.
9. Порядок погашения кредита и уплаты процентов
9.1. Под датой предоставления кредита понимается день, когда соответствующая сумма списывается со счета Фонда либо выдается из кассы Фонда. Под датой погашения кредита (уплаты процентов, неустойки, суммы основного долга) понимается день, когда соответствующая сумма зачисляется на расчетный счет Фонда либо поступает в кассу Фонда. Проценты подлежат начислению на текущий остаток задолженности Заемщика перед Фондом в течение всего срока кредита, начиная с даты его выдачи до даты его полного погашения.
9.2. Погашение задолженности по кредиту и уплата процентов и неустоек производится: в рублях - наличными деньгами через кассу Фонда; переводами через предприятия связи; перечислением с расчетных счетов и иных счетов, включая депозитные, с предоставлением копий платежных поручений с отметкой банка.
9.3. Кредит должен быть использован только по целевому назначению. В случае нецелевого использования, Фонд имеет право расторгнуть договор финансирования, востребовать предоставленный кредит, а так же проценты за пользование кредитом в бесспорном порядке.
9.4. Уплата процентов по кредиту производится не реже, чем один раз в месяц. При невозврате Заемщиком полученных денежных средств в обусловленные Договором финансирования сроки, на всю сумму непогашенной задолженности начисляется штраф в размере 0,5 % за каждый календарный день просрочки.
9.5. Заемщик вправе досрочно погасить кредит или его часть. В случае досрочного погашения части кредита, заемщик обязан производить уплату процентов на оставшуюся сумму задолженности.
9.6. Кредитное дело заемщика и оригиналы договора финансирования, договоров залога, договоров поручительства и иных договоров, заключенных с Заемщиком хранятся в Фонде.
9.7. По окончании срока договора Финансирования Фонд составляет аналитический отчет, где отражаются:
- нарушения заемщиком графика уплаты процентов и возврата кредита;
- целевое использование полученных кредитных средств;
- количество созданных (сохраненных) рабочих мест;
- влияние кредита на финансовые результаты деятельности предпринимателя;
- возможность дальнейшего сотрудничества.
Управляющий делами |
Тхакахов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2004 г. N 745 "Об утверждении Положения о порядке реализации механизма микрокредитования субъектов малого предпринимательства"
Текст постановления официально опубликован не был