Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2005 г. N 219-ПП в настоящее Положение внесены изменения
Приложение N 1
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 20 августа 2004 г. N 258-ПП
Положение
об организации перевозок пассажиров автомобильным
и электрическим пассажирским транспортом
в Кабардино-Балкарской Республике
11 марта, 24 июня 2005 г., 9 марта 2007 г.
Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Автовокзал (автостанция) - хозяйствующий субъект (организация любой формы собственности и организационно - правовой формы) или структурное подразделение хозяйствующего субъекта, созданное в целях оказания пассажирам услуг, предусмотренных договором перевозки, дополнительных и сопутствующих перевозке услуг, а также работ, связанных с организацией технологического процесса перевозки. Для оказания услуг автовокзал (автостанция) имеет в своем распоряжении комплекс соответствующих зданий и сооружений.
Багаж - вещи или упакованное имущество, отправляемое пассажиром на основании дополнительного соглашения с перевозчиком.
Билет - проездной документ, удостоверяющий оплату проезда, а также заключение договора перевозки пассажира и распространение действия условий договора перевозки на конкретного пассажира.
Базовое предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее необходимую производственно-техническую, кадровую и нормативно-методическую базу для обеспечения организации перевозочного процесса.
Безопасность услуг пассажирского транспорта - процесс оказания услуг пассажирским транспортом, характеризуемый отсутствием риска, связанного с возможностью нанесения ущерба пассажирам и их имуществу, а также окружающей среде.
Вид перевозки - характеристика перевозки, определяемая основными ее признаками или их совокупностью (назначение перевозки, режим выполнения, вид сообщения, регулярность, вид и тип используемого при перевозке транспортного средства, территориальный признак и др.).
Вид сообщения - признак перевозки, отражающий ее осуществление в рамках определенных административно - территориальных границ или пересечения в пределах установленной дальности (городское, пригородное, междугородное, межреспубликанское, международное).
Внемаршрутные перевозки - перевозки, осуществляемые вне маршрутной сети, являющиеся также и нерегулярными (на один или несколько рейсов).
Внутримуниципальные маршруты - маршруты, не выходящие за пределы муниципального административно-территориального образования (город, район), обеспечивающие транспортные связи между городами, поселками городского типа, пригородами и сельскими поселениями.
Внутриреспубликанские маршруты - маршруты, проходящие в пределах республики по территории нескольких муниципальных образований.
Городские маршруты - маршруты, проходящие в пределах города или поселка городского типа.
Договор организации перевозки - предварительное соглашение между перевозчиком и заказчиком перевозки, которое содержит условия, позволяющие установить предмет договора перевозки пассажира (зона выполнения перевозок, маршруты, графики и расписания перевозок, тип используемых транспортных средств и требования к ним, состав услуг, сопутствующих перевозке, размер провозной платы, порядок оплаты проезда), а также иные существенные условия договора организации перевозки.
Договор перевозки пассажира - соглашение между перевозчиком и пассажиром, содержащее условия перевозки пассажира и багажа в пункт назначения. По договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи багажа также доставить его в пункт назначения.
Диспетчерское управление - оперативное управление и контроль за осуществлением процесса перевозки пассажиров.
Доступность - свойство услуги пассажирского транспорта, отражающее совокупность ее социальных, экономических и технических характеристик, обеспечивающих доступ без дискриминации для различных категорий потребителей (пассажиров) к пользованию услугой в соответствии с ее назначением.
Заказ на нерегулярные (разовые) перевозки - заказ, формируемый заинтересованными юридическими (в т.ч. и органами государственной власти) и физическими лицами с целью удовлетворения тех транспортных потребностей, которые невозможно или невыгодно реализовать в рамках постоянных (регулярных) маршрутных перевозок.
Заказчик на регулярные перевозки - уполномоченный на организацию пассажирских перевозок орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), ответственный за выполнение всех функций по организации транспортного обслуживания населения.
Информативность, достоверность - свойства услуги пассажирского транспорта, характеризующие состав и качество предоставляемой пассажирам информации об отправлении (прибытии) транспортных средств, положениях проезда и провоза багажа, тарифах и маршруте, местах расположения огнетушителя и аптечки, местах расположения аварийных выходов и способах их открытия, способе связи исполнителя с водителем и т.п.
Качество услуг пассажирского транспорта - свойство услуги пассажирского транспорта, отражающее ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителей (пассажиров) в перевозках.
Комплексность - свойство услуги пассажирского транспорта, характеризующее полноту исполнения технологического содержания услуги, включая оказание сопутствующих услуг, состав и требования к которым установлены в договоре перевозки.
Комфортность - свойство услуги пассажирского транспорта, обусловливающее создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров в транспортном средстве (в пути), в начальных, транзитных и конечных пунктах в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Маршрут - заранее установленный путь следования транспортного средства при перевозке пассажиров между начальным и конечным пунктами.
Маршрутные перевозки - перевозки по установленным маршрутам, осуществляемые по утвержденным расписаниям движения между начальными и конечными пунктами.
Межреспубликанские маршруты - маршруты, проходящие по территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Нормирование скоростей движения - установление норм времени (скорости) движения транспортных средств на маршруте и между остановочными пунктами.
Обследование маршрута - процедура установления эксплуатационных характеристик маршрута с целью обеспечения стабильных параметров перевозки, связанных со скоростью и своевременностью, качеством, а также безопасностью движения транспортных средств.
Остановочный пункт - оборудованная в соответствии с установленными требованиями площадка или сооружение, предназначенные для посадки и высадки пассажиров.
Пассажир - физическое лицо, имеющее проездной документ установленной формы или заключившее в иной предусмотренной законодательством форме договор перевозки пассажира.
Пассажирский транспорт общего пользования - пассажирский транспорт, имеющий соответствующую сертификацию и осуществляющий перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица в соответствии с законом, иными правовыми актами или выданным этой организации разрешением (лицензией).
Перевозчик - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, выполняющие городские, пригородные, междугородные пассажирские перевозки и получившие в установленном законом порядке заказ на перевозку пассажиров;
Предрейсовое (послерейсовое) обслуживание пассажира - деятельность, предшествующая осуществлению перевозки или следующая за ней, связанная с заключением договора перевозки, нахождением пассажиров на автовокзалах (пассажирских станциях), приобретением проездных документов, резервированием мест, информационным обеспечением перевозки, посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или выгрузкой багажа.
Проездной документ - документ, удостоверяющий право пассажира на пользование услугой по перевозке. К проездным документам могут относиться: билет, документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категориям лиц, имеющим право льготного или бесплатного пользования данным видом услуг по перевозке.
Показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.
Пригородные маршруты - маршруты, выходящие за пределы черты города на расстояние не более 50 км.
Рейс - путь следования автотранспортного средства по маршруту из начального до конечного остановочного пункта.
Расписание движения - изложенная в систематизированном виде информация (в виде таблицы, графика, диаграммы и т.п.) о последовательности выполнения рейсов и времени прохождения остановочных пунктов.
Регулярность перевозки - признак перевозки, отражающий ее особенность, заключающуюся в том, что на протяжении определенного календарного периода времени параметры перевозки в части маршрутов и расписания движения сохраняются неизменными.
Регулярные (постоянные) маршруты - маршруты, действующие ежедневно (постоянно) в течение продолжительного срока (полгода и более) или только в определенные периоды (дни, недели, месяцы или сезоны).
Режим перевозки - признак перевозки, отражающий соотношение прав и возможностей исполнителя и потребителя в установлении параметров перевозки (маршрут, места остановки, периодичность, интервал движения, наличие расписания).
Схема маршрута - графическое изображение маршрута условными обозначениями.
Сопутствующая услуга - услуга, предоставляемая пассажиру в процессе перевозки, предрейсового или послерейсового обслуживания.
Сохранность багажа - свойство услуги пассажирского транспорта, обусловливающее перевозку багажа без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.
Своевременность и скорость - свойство услуги пассажирского транспорта, обусловливающее выполнение перевозки в соответствии с объявленным расписанием, договором или другими установленными требованиями по времени движения транспортных средств.
Таксомоторная перевозка - перевозка пассажиров легковыми автомобилями или автобусами малой и средней вместимости с оплатой по установленному тарифу за наличный расчет с заключением договора на перевозку в устной форме в месте посадки пассажира. Разновидностью таксомоторных перевозок являются маршрутные таксомоторные перевозки, характеризующиеся движением пассажирского транспортного средства (маршрутного таксомотора) по заранее установленному маршруту, фиксированной стоимостью проезда пассажира и свободным (если это не нарушает требования по безопасности движения) выбором пассажиром места остановки для высадки и посадки. При таксомоторных (в т.ч. и маршрутных) перевозках в транспортных средствах используются только места для сидения, перевозка стоящих пассажиров не допускается.
Тариф - установленная величина оплаты перевозки на единицу расстояния, времени или на одну поездку.
Транспортное обслуживание - комплекс услуг, предоставляемых пассажиру юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица в процессе перевозки и ее ожидания.
Технология перевозки - совокупность способов и приемов, обеспечивающих требуемые уровни качества, комфорта и безопасности перевозок пассажиров транспортом общего пользования.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2001 N 44-РЗ "Об автомобильном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования", Типовыми правилами организации транспортного обслуживания населения в городском и пригородном сообщении, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики.
1.2. Основными задачами настоящего Положения являются полное удовлетворение потребностей населения республики в пассажирских перевозках, обеспечение регулярности обслуживания и повышение качества услуг, создание безопасных условий перевозки и эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, поддержание высокой профессиональной надежности водительского состава.
1.3. Положение об организации обслуживания населения пассажирским транспортом общего пользования и предоставления пассажирам услуг:
- определяет комплекс вопросов, относящихся к организации транспортного обслуживания населения маршрутным пассажирским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования;
- конкретизирует права и обязанности сторон, участвующих в транспортном обслуживании населения;
- определяет организационно-правовые, хозяйственные, управленческие и финансово-экономические основы функционирования пассажирского транспорта общего пользования;
- формулирует требования к юридическим и физическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим деятельность по организации транспортного обслуживания населения.
1.4. Организация транспортного обслуживания включает следующие основные элементы и сферы деятельности:
- разработка оптимальной маршрутной сети и расписаний движения транспортных средств; обеспечение маршрутов объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты и др.) и транспортных средств (производственно-техническая база, системы контроля и др.);
- отбор перевозчиков для работы на маршрутной сети;
- организация работы и контроля перевозчиков;
- реализация мер по обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды от вредного влияния работы пассажирского транспорта;
- разработка проектов планов развития пассажирского транспорта в соответствии с перспективами социально-экономического развития республики.
2. Организация транспортного
обслуживания населения
2.1. Уполномоченный орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) (далее - Заказчик) в пределах своей компетенции и исходя из транспортных потребностей населения формирует маршрутную сеть, открывает регулярные маршруты, осуществляет аккредитацию перевозчиков, организует введение в строй и эксплуатацию объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления перевозок.
О полномочиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления по организации и управлению пассажирскими перевозками см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 г. N 44-РЗ "Об автомобильном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования"
2.2. Организация обслуживания населения на регулярных маршрутах осуществляется посредством формирования и размещения государственных (муниципальных) заказов либо с использованием иных форм, если таковые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
2.3. Государственный (муниципальный) заказ формируется уполномоченным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), являющимся единым заказчиком.
Заказчиками на обслуживание регулярных маршрутов пассажирских перевозок являются:
на городские маршруты - местные администрации (муниципалитеты) городов КБР;
на внутрирайонные маршруты - местные администрации районов КБР;
на междугородные и межобластные регулярные маршруты, а также маршруты, выходящие за пределы муниципального административно-территориального образования (города, района) - уполномоченный орган исполнительной власти КБР.
2.4. Исходя из имеющегося спроса, не обеспеченного заказом на перевозки транспортом общего пользования, уполномоченный орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) определяет потребность в обслуживании пассажиров на регулярных маршрутах путем обследования пассажиропотока. Организация таких перевозок осуществляется на конкурсной основе.
2.5. Пассажирские перевозки по нерегулярным маршрутам (туристско-экскурсионные и разовые заказы) организуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Функции Заказчика транспортного
обслуживания населения
3.1. Заказчик транспортного обслуживания населения выполняет следующие функции:
- разработка проектов планов развития пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с перспективами экономических и социально-демографических изменений;
- изучение потребности населения в пассажирских перевозках, а также платежеспособного спроса и существующих пассажиропотоков, определение основных мест концентрации пассажиров;
- учет и рассмотрение предложений населения и организаций по формированию маршрутной сети и графиков движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, принятие мер по устранению недостатков;
- формирование и разработка оптимальной маршрутной сети, открытие новых и закрытие ранее действовавших маршрутов;
- определение требований к вместимости и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте, а также к их количеству;
- осуществление прогнозных расчетов по затратам, необходимым для обслуживания маршрута (на основе действующих норм и нормативов), доходам от сбора платы за проезд;
- ежегодное формирование предложений о размерах тарифа;
- размещение на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг;
- разработка документации для проведения конкурсов на обслуживание регулярных маршрутов, информирование населения о проведении конкурсов;
- определение базовых предприятий путем проведения конкурса либо их комиссионного обследования;
- организация маршрутного (линейного) контроля работы перевозчиков по показателям регулярности движения, технического и санитарного состояния транспортных средств, правильности выдачи проездных документов и учета выручки, ведение учета дорожно-транспортных происшествий, происшедших с участием перевозчиков, применение к перевозчикам санкций, предусмотренных условиями договора, контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств, а также действующих нормативных и правовых актов;
- информирование населения об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также предоставление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг;
- согласование работы перевозчиков на регулярных маршрутах, выходящих за пределы КБР, с уполномоченными органами субъектов РФ;
- сбор данных о наличии и состоянии пассажирских транспортных средств, а также составе кадров перевозчиков, которые осуществляют транспортное обслуживание населения;
- проведение мониторинга пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений на пути следования транспортных средств (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения;
- утверждение паспортов маршрутов и расписаний движения транспортных средств;
- установление параметров транспортных средств, критериев отбора перевозчиков (вместимость, срок эксплуатации транспортных средств, профессиональная пригодность водителя и т.д.).
4. Требования к перевозчикам
4.1. Исключен.
См. текст пункта 4.1
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2007 г. N 48-ПП в пункт 4.2 настоящего Положения внесены изменения
4.2. Требования к техническому состоянию и содержанию транспортных средств
Перевозчик обязан:
- использовать для перевозки подвижной состав, прошедший сертификацию и соответствующий типу транспортных средств для маршрутных перевозок, зарегистрированный в органах УГИБДД МВД КБР, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца, а также соответствующий другим требованиям, предъявляемым заказчиком;
- соблюдать Положение технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, обеспечивать проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- обеспечивать ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, а также выполнять в путевом листе отметки о его технической исправности;
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики 13 февраля 1999 г. N 60 "О порядке проведения технического осмотра транспортных средств в КБР"
- обеспечивать надлежащее санитарное состояние транспортных средств;
- обеспечивать охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств;
- обеспечивать соблюдение условий оплаты труда работников в соответствии с отраслевым тарифным соглашением;
- обеспечивать реализацию билетной продукции установленного образца;
- иметь на каждое транспортное средство, переоборудованное для использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива, свидетельство на установку газобаллонного оборудования и свидетельство на периодические испытания газовых баллонов, выданные специализированными организациями;
- обеспечить ежемесячное представление в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике сведения о количестве перевезенных пассажиров.
4.3. Требования к водителям транспортных средств
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2007 г. N 48-ПП в абзац второй пункта 4.3 настоящего Положения внесены изменения
Водители пассажирских транспортных средств должны иметь:
- право на управление транспортным средством соответствующей категории;
- допуск к осуществлению перевозок пассажиров транспортными средствами определенных типов по определенным маршрутам (заключение о допуске выдается по результатам стажировки);
- свидетельство об обучении и праве управления транспортным средством с газобаллонным оборудованием в случае использования транспортных средств с газобаллонным оборудованием.
К управлению автобусами, осуществляющими междугородные и международные перевозки, перевозки на горных маршрутах, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
К управлению пассажирскими транспортными средствами допускаются водители, состояние здоровья которых обеспечивает безопасность перевозок. Документами, подтверждающими способность водителя по состоянию здоровья управлять пассажирским транспортным средством, являются медицинское заключение выдаваемое после прохождения предварительного или периодического осмотра в лечебно-профилактическом учреждении, а также путевой лист транспортного средства с отметкой (штампом) о прохождении водителем предрейсового медосмотра.
См. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"
Режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. С учетом этих норм перевозчик составляет графики работы водителей, контролирует соблюдение установленного режима работы, ведет учет времени их труда и отдыха.
5. Виды маршрутов и перевозок
5.1. Перевозки пассажиров классифицируются:
- по способу (технологии организации);
- по назначению.
5.1.1. По способу (технологии) организации перевозки пассажиров подразделяются на маршрутные и внемаршрутные. К первым относятся перевозки по маршрутам, утвержденным маршрутной сетью и расписанием движения. Они осуществляются автобусами, маршрутными таксомоторами, троллейбусами.
Маршрутные перевозки организуются по заказу уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) с целью удовлетворения потребностей населения в транспортных передвижениях (государственный и муниципальный заказ), а также выполняются по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения определенных транспортных потребностей (доставка сотрудников предприятий и организаций к месту работы в случае их удаленности от регулярных маршрутов пассажирского транспорта, обслуживание гостиничных и торговых комплексов и т.д.).
Внемаршрутные перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения их разовых транспортных потребностей.
5.1.2. По назначению перевозки пассажиров подразделяются на перевозки общего назначения, туристско-экскурсионные и специальные.
К перевозкам общего назначения относятся перевозки любого гражданина транспортом общего пользования, выполняемые по заказу уполномоченного органа исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, не являющихся органом власти, если законом или иным нормативно-правовым актом предусматривается осуществление перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица.
К туристско-экскурсионным относят перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы, могут осуществляться по маршрутам, а также вне этих маршрутов.
К специальным относят перевозки, осуществляемые в целях доставки работников предприятий на производственные объекты, удаленные от общих линий городского транспорта, в т.ч. вахтовые перевозки, перевозки детей в школы и дошкольные учреждения, перевозки инвалидов и т.п. Специальные перевозки могут осуществляться по маршрутам, а также по заказам юридических и физических лиц.
5.2. Пассажирские маршруты подразделяются:
по территориальному признаку на:
городские - проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта);
пригородные - выходящие за пределы черты города до 50 км;
междугородные - выходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км;
по территориально-административному признаку на:
внутримуниципальные маршруты - не выходящие за пределы муниципального административного образования;
внутриреспубликанские - проходящие в пределах республики по территории двух или нескольких муниципальных образований;
межреспубликанские (межобластные) - проходящие по территории двух и более субъектов Российской Федерации;
международные - выходящие за пределы границ Российской Федерации;
по режиму работы на:
регулярные - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках;
экспрессные - перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом конечных остановках;
сезонные - вводимые на определенный период (сезон);
разовые - единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком.
6. Организация и открытие маршрутов
пассажирского транспорта общего пользования
6.1. Уполномоченный орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) определяет потребность населения в пассажирских перевозках по государственному (муниципальному) заказу. Организация этих перевозок транспортом общего пользования осуществляется в соответствии с действующим законодательством посредством формирования и размещения заказов.
Организованные перевозки пассажиров выполняются на основе договоров, заключаемых между перевозчиком и заказчиком перевозок.
На договорной основе привлекаются существующие транспортные предприятия и организации, используются автовокзалы, автостанции, остановочные павильоны и иное оборудование и сооружения, обеспечивающие процесс транспортного обслуживания.
6.2. Заказчик транспортного обслуживания населения обязан постоянно контролировать уровень обслуживания, соответствие маршрутной сети и расписаний потребностям в услугах и при возникновении несоответствий принимать меры к их устранению.
6.3. Заказчик на транспортное обслуживание на основании изучения (сплошного или выборочного) пассажиропотоков, материалов транспортно-социологических опросов и предложений граждан:
- определяет (прогнозирует) ожидаемые объемы перевозок, величину устойчивых пассажиропотоков с целью удовлетворения возникших потребностей в перевозках;
- выявляет наличие финансовых и материальных ресурсов и возможность привлечения перевозчиков (предприятий, индивидуальных предпринимателей) для обслуживания вновь организуемых маршрутов, разрабатывает технико-экономическое обоснование целесообразности организации и открытия маршрута;
- выбирает оптимальную схему маршрута и обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерное оборудование, наличие необходимых объектов инфраструктуры и т.д.);
- осуществляет (совместно с перевозчиком) контрольные замеры и проводит нормирование скорости движения транспортных средств на трассе маршрута, предварительно определив расположение начальных и конечных пунктов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах, а также выбирает промежуточные остановочные пункты на всем протяжении маршрута;
- определяет количество, тип и марку транспортных средств, в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных категорий и погодно-климатических условий устанавливает интервалы их движения.
6.4. На вновь организованном маршруте нормирование скорости транспортных средств производится перед открытием движения по нему, на существующих маршрутах - не реже одного раза в год, а также в случаях переноса трассы маршрута или остановочных пунктов, изменений условий дорожного движения (ширина и состояние дорожного полотна, появление или ликвидация различных стационарных объектов, влияющих на скорость движения: светофоры, пешеходные переходы, перекрестки, переезды железнодорожных путей, дорожные развязки и др.).
6.5. Контроль за регулярностью движения транспортных средств осуществляется при помощи диспетчерских пунктов на автовокзалах (автостанциях, автопавильонах).
В зависимости от величины пассажиропотока, количества транспортных средств, которые предполагается привлечь к работе на маршруте, дорожных условий при обустройстве маршрута необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута.
6.6. После завершения всех подготовительных работ по открытию нового маршрута уполномоченный орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) создает межведомственную комиссию с участием представителей потенциальных перевозчиков, дорожных организаций, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД КБР, Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Кабардино-Балкарской Республике и др. заинтересованных органов.
Комиссия проводит обследование маршрута в порядке и сроки, определенные действующими нормативно-правовыми актами РФ, КБР.
Комиссия обследует условия организации перевозок на вновь организуемом маршруте, вносит свои предложения по устранению недостатков с указанием сроков устранения и ответственных лиц. После выполнения всех требований Комиссия составляет акт о готовности маршрута к открытию и началу регулярного движения и представляет его на утверждение уполномоченному органу исполнительной власти (органу местного самоуправления).
Утвержденный паспорт маршрута с приложенным актом обследования является документом, подтверждающим соответствие условий движения на маршруте требованиям безопасности дорожного движения.
7. Порядок и особенности организации
таксомоторных перевозок
См. также Постановление Главы администрации г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 22 января 2002 г. N 62 "О регулировании таксомоторных перевозок в г. Нальчике"
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2005 г. N 35-ПП в пункт 7.1 настоящего Положения внесены изменения
7.1. Таксомоторные перевозки выполняют перевозчики, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозок пассажиров.
См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности
См. Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637
7.2. Маршрутные таксомоторные перевозки выполняются легковыми автомобилями - такси, а также автобусами малой и средней вместимости по тарифам, установленным для данного вида перевозок, с остановками по требованию пассажиров.
Транспортные средства предоставляются клиентам (физическим и юридическим лицам) на специальных стоянках, вне стоянок при подаче пассажиром сигнала о желании воспользоваться услугой перевозчика, а также по заказам (за исключением маршрутных таксомоторных перевозок).
Оплата проезда осуществляется пассажирами на основании показаний таксометра с учетом дальности поездки и времени, затраченного водителем заказанного транспортного средства на ожидание пассажира, или по тарифу за одну поездку при маршрутных перевозках.
7.3. Стоянки транспортных средств, осуществляющих таксомоторные перевозки, могут быть организованы на территории муниципального образования уполномоченными на то структурными подразделениями органов местного самоуправления, а также перевозчиками на условиях, определяемых органами местного самоуправления. Кроме того, стоянки могут быть организованы различными организациями, в первую очередь теми, которые обусловливают повышенный спрос на таксомоторные перевозки (например, стадионы, вокзалы, аэропорты, рынки и т.д.), в пределах своей территории без согласования с органами местного самоуправления с соблюдением действующего законодательства, строительных норм и правил.
Стоянки, находящиеся на территории муниципального образования, должны иметь паспорт, в котором указываются адрес (месторасположение), владелец, дата организации, реквизиты, решение органа местного самоуправления об организации стоянки, основные геометрические размеры, емкость (число автомобилей, мест), время работы и перечень оборудования.
Стоянки должны быть оборудованы соответствующими указателями, в темное время суток должны быть освещены.
7.4. Прием заказов на обслуживание такси организуется службами перевозчика, а также специализированными организациями, в т.ч. муниципальными на договорной основе.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2005 г. N 35-ПП в наименование раздела 8 настоящего Положения внесены изменения
8. Организация привлечения юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей к пассажирским перевозкам
8.1. В соответствии с законодательством РФ и законодательством КБР государственные (муниципальные) заказы реализуются на конкурсной основе.
8.2. В целях выработки предложений по формированию, размещению и контролю за реализацией государственного (муниципального) заказа, обеспечения согласованных действий сторон, осуществляющих функции организаторов транспортного обслуживания населения, контрольные и надзорные функции, создаются республиканская и муниципальные комиссии по вопросам пассажирских перевозок.
8.3. Республиканская комиссия по вопросам пассажирских перевозок утверждается Правительством КБР по представлению уполномоченного органа исполнительной власти. Муниципальные комиссии по вопросам пассажирских перевозок утверждаются соответствующими органами местного самоуправления.
8.4. В состав комиссий по пассажирским перевозкам включаются представители органов законодательной и исполнительной власти КБР, Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Кабардино-Балкарской Республике, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД КБР, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2007 г. N 48-ПП в пункт 8.5 настоящего Положения внесены изменения
8.5. Республиканская (муниципальная) комиссия по вопросам пассажирских перевозок определяет возможности рынка пассажирских перевозок, степень его насыщенности, объемы перевозок, квоты на привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на определенные маршруты, критерии оценки транспортных средств и водительского состава, разрабатывает положение о конкурсе, конкурсную документацию, определяет перечень базовых предприятий и представляет на утверждение уполномоченному органу исполнительной власти (органу местного самоуправления).
8.6. Конкурсы по размещению заказов на право осуществления регулярных маршрутных пассажирских перевозок проводятся не реже одного раза в год, а в случае необходимости (открытие новых маршрутов, наличие вакантных мест и т.д.) - по решению уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления). Дата и место проведения конкурса, требования к участникам и перечень представляемых документов объявляются в средствах массовой информации за 30 дней до его проведения.
8.7. Положение о конкурсе включает условия конкурса, организацию и порядок его проведения, перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, критерии и порядок выявления победителей конкурса, форму договора, порядок его заключения и условия расторжения.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2005 г. N 35-ПП в пункт 8.8 настоящего Положения внесены изменения
8.8. Заявки на участие в конкурсе принимаются от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не позднее, чем за 5 дней до даты проведения конкурса.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 марта 2005 г. N 35-ПП в пункт 8.9 настоящего Положения внесены изменения
8.9. Приоритет при конкурсном отборе отдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в наибольшей степени соответствующим требованиям к организации и управлению перевозочным процессом, профессиональной надежности водителей и подвижному составу, используемому при перевозках.
При проведении конкурса комиссия учитывает соблюдение конкурсантами условий лицензирования, требований налогового законодательства, правил дорожного движения, технического состояния транспортного средства, профессиональную пригодность и репутацию участников конкурса, а также иные преимущества.
8.10. Решения уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) объявляются участникам конкурса по истечении 10 дней с даты проведения конкурса.
8.11. С победителем конкурса заключается государственный (муниципальный) договор установленного образца на право обслуживания регулярных маршрутов пассажирских перевозок в КБР. Победитель конкурса, являющийся индивидуальным предпринимателем, по решению уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) прикрепляется к одному из базовых предприятий-организаторов пассажирских перевозок.
9. Диспетчерское управление перевозками
пассажирского транспорта общего пользования
9.1. Одной из главных задач заказчика является обеспечение ритмичной работы общественного пассажирского транспорта на основе четко действующей системы диспетчерского управления и оптимального взаимодействия всех видов наземного пассажирского транспорта, действующего на маршрутной сети.
Для решения этих задач используются диспетчерские пункты, имеющиеся на автовокзалах (автостанциях, автопавильонах).
Главный диспетчер обязан давать указания перевозчику о возникновении на маршрутах аварийных ситуаций, значительных отклонениях от расписания движения транспортного средства, других случаях нарушения регулярности и качества транспортного обслуживания, в первую очередь, подготавливать предложения и осуществлять действия при угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. В этих случаях главный диспетчер обязан информировать соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
9.2. Ответственным за регулярность движения транспортных средств является базовое предприятие.
9.3. Регулирование размера и порядка оплаты услуг по диспетчерскому обслуживанию (технический и медицинский осмотры, оформление путевой документации и т.д.) относится к ведению уполномоченного органа исполнительной власти, обеспечивающего организацию транспортного обслуживания населения КБР.
10. Основные функции автовокзалов (автостанций)
10.1. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ, КБР деятельность автовокзала (автостанции) связана с обслуживанием на пригородных, междугородных и межреспубликанских маршрутах.
Услуги пассажирам и перевозчикам могут оказываться службами автовокзалов (автостанций), а также организациями и предпринимателями, осуществляющими на территории автовокзала (автостанции) на договорной основе свою деятельность, в последнем случае автовокзал (автостанция) выполняет функции организатора их работы.
Услуги, связанные с организацией технологического процесса перевозки, оказываются перевозчикам на договорной основе. Автовокзалы (автостанции) не могут оказывать услуги и заключать договоры с перевозчиком, не имеющим лицензии на перевозку пассажиров и договора на право обслуживания маршрута, а также в случае, если маршруты перевозки и расписание движения не утверждены заказчиком.
10.2. В состав функций, выполняемых автовокзалами (автостанциями), в обязательном порядке входят:
- организация предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и межреспубликанском сообщениях;
- предоставление пассажирам, ожидающим отправления автобусов, залов ожидания и санитарно-гигиенических услуг;
- информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся осуществления перевозок;
- организация хранения ручной клади и багажа;
- информирование водителей о неблагоприятных изменениях условий движения на маршруте;
- предоставление охраняемой стоянки для автобусов в период между рейсами;
- принятие мер для прекращения движения в случаях изменения погодно-климатических условий и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с законодательством КБР уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет регулирование размера и порядок оплаты транспортных услуг, предоставляемых автовокзалом (автостанцией).
10.3. К функциям по организации технологического процесса перевозки, не входящим в обязательный перечень и выполняемым автовокзалами и автостанциями на основе договоров с перевозчиками, относятся:
- диспетчерское обеспечение процесса перевозки пассажиров, обеспечение регулирования движения автобусов и своевременного отправления их в рейс, контроль за выполнением расписаний и графиков движения;
- контроль за посадкой пассажиров, проверка проездных документов в пределах территории автовокзалов (автостанций);
- оформление путевой документации;
- проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, технического, санитарного осмотра и проверки экипировки транспортных средств;
- контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей;
- уборка салонов автобусов;
- техническое обслуживание и текущий ремонт автобусов;
- предоставление водителям помещений для отдыха, в т.ч. спальных мест;
- другие функции.
10.4. Предварительная продажа билетов в обязательном порядке организуется для тех междугородных маршрутов, на которых посадка в автобусы осуществляется в соответствии с нумерацией мест, а также на тех маршрутах, для которых характерны длительные интервалы движения.
10.5. Информирование пассажиров осуществляется посредством организации визуального, звукового информирования, а также организации работы справочного бюро.
Информация, предоставляемая в визуальном виде (схемы, таблицы, табло и т.п.), включает:
- расписание движения (или интервалы движения) автобусов через автовокзал (автостанцию);
- схему маршрутов, обслуживаемых автовокзалом (автостанцией), информацию о стоимости проезда и провоза багажа на этих маршрутах;
- схему маршрутов, имеющихся в населенном пункте, на территории которого находится автовокзал (автостанция);
- перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, а также на право приобретения билетов вне очереди;
- положение об организации перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте;
- сведения о порядке обязательного личного страхования пассажиров;
- сведения о расположении и режиме работы касс, камер хранения и иных служб автовокзала (автостанции) и хозяйствующих субъектов, предоставляющих на территории автовокзала (автостанции) услуги пассажирам;
- табло с указанием времени и места отправления автобусов ближайших рейсов, а также о задержке или переносе времени отправления;
- указатели посадочных площадок различных маршрутов.
Звуковое информирование пассажиров осуществляется на территории автовокзала (автостанции) при помощи громкоговорящих установок и включает:
- оповещение о начале посадки в автобус и расположении посадочного пункта (перрона);
- оповещение о прибытии и отправлении автобусов, задержке или отмене рейса, назначении рейса, не предусмотренного расписанием;
- предоставление другой информации.
Справочное бюро на бесплатной основе предоставляет пассажирам следующую информацию:
- прибытие и отправление автобусов, задержка или отмена рейса;
- расписание движения автобусов через автовокзал (автостанцию);
- стоимость проезда и провоза багажа на маршрутах, проходящих через автовокзал (автостанцию);
- перечень услуг, предоставляемых пассажирам на территории автовокзала (автостанции) его службами, а также различными хозяйствующими субъектами;
- другая информация (в т.ч. и на платной основе).
10.6. На территории автовокзала (автостанции) на договорной основе может быть организована работа подразделений службы организатора пассажирских перевозок (заказчика), правоохранительных органов, транспортной инспекции.
11. Организация работы пассажирского транспорта
общего пользования в чрезвычайных ситуациях
11.1. Организацию работы пассажирского транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляет уполномоченный орган государственной власти, а также другие органы в соответствии с действующим законодательством РФ и законодательством КБР.
Эти органы разрабатывают и доводят до сведения всех транспортных организаций план работы пассажирского транспорта в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях, создают аварийные запасы необходимых ресурсов.
11.2. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики координируют деятельность органов местного самоуправления по организации работы пассажирского транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций.
11.3. Затраты транспортных организаций на подготовку к работе и работу в условиях чрезвычайных ситуаций возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
12. Информационное обеспечение организации
транспортного обслуживания
12.1. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ, КБР, организуя транспортное обслуживание населения, заказчик и перевозчики должны использовать достоверную информацию о потребности населения в транспортном обслуживании, в первую очередь о требуемом количестве и качестве услуг каждого вида транспорта, платежеспособном спросе населения на эти услуги, предельных уровнях тарифов, в том числе и для наименее обеспеченных категорий жителей. Необходимо использовать данные о пассажиропотоках и фактически предоставленных в истекший период объемах транспортных услуг на различных маршрутах (объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот, в том числе по видам транспорта), нормативах (суммах) сбора платы за проезд перевозчиками, потенциальных возможностях перевозчиков предоставлять транспортные услуги, другую информацию. Важнейшими сведениями являются данные о распределении пассажиропотоков по часам суток, особенно в период пиковых нагрузок и по сезонам.
Главными источниками информации о потребностях населения в транспортных услугах и пассажиропотоках являются транспортно - социологические опросы населения, обследования пассажиропотоков (сплошные и выборочные) и данные их оперативного мониторинга.
Пользователи услуг пассажирского транспорта должны иметь возможность получать всю необходимую для них информацию о работе транспорта (интервалы движения транспортных средств, время работы маршрута и др.).
12.2. Транспортно-социологические опросы населения республики проводятся уполномоченным органом исполнительной власти или органами местного самоуправления.
Целью проведения опросов является выявление:
- потребности населения в транспортном обслуживании (услугах);
- уровня удовлетворения населения объемом и качеством услуг, маршрутной сетью;
- величины платежеспособного спроса на транспортные услуги при различном уровне тарифов на перевозки;
- уровня тарифов на транспортные услуги, для малообеспеченных слоев населения с точки зрения социальной доступности транспорта;
- оценки населением изменений, происшедших в работе пассажирского транспорта за предшествующие опросу 2 - 3 года.
Транспортно-социологические опросы проводятся не реже одного раза в 3 - 4 года в анкетной форме, обеспечивая охват не менее 3% населения и представительство жителей, относящихся к основным социально-демографическим группам, пропорциональное их фактической доле численности в составе всего населения республики.
С использованием данных этих опросов определяются основные направления развития пассажирского транспортного комплекса республики, включая развитие маршрутной сети, социального и коммерческого секторов перевозок, политику тарифообразования, другие вопросы.
12.3. Обследования пассажиропотоков на маршрутах проводит уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Главными целями обследований являются:
- определение объемов перевозок пассажиров, в т.ч. льготных категорий;
- установление средней дальности поездки пассажиров;
- определение необходимости или целесообразности изменения маршрутной схемы пассажирского транспорта;
- выбор типажа и графиков движения транспортных средств на маршрутах, обеспечивающих заданный уровень качества транспортного обслуживания;
- определение нормативных величин сбора платы за проезд (выручки) перевозчиками.
Обследования пассажиропотоков по уровню охвата маршрутов подразделяются на сплошные и выборочные, по методу проведения - на отчетно-статистические и натурные. В свою очередь, натурные обследования по технологии проведения подразделяются на анкетные, талонные, счетно-табличные, таблично-опросные и глазомерные.
Сплошное обследование осуществляют одновременно на всех маршрутах, выборочное - на отдельных маршрутах или рейсах.
Отчетно-статистический метод применяют при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров и проданных билетов. В первом случае обследование охватывает только пассажиров, обязанных оплачивать свой проезд, во втором случае - всех пассажиров, включая и льготные категории.
Результаты обследований пассажиропотоков используют:
заказчик - для определения условий конкурса на обслуживание маршрута в части выбора типажа и графиков движения транспортных средств, а также нормативов сбора платы за проезд;
перевозчик - для учета выполненных объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота.
12.4. Оперативный мониторинг текущих величин пассажиропотоков проводят водитель или кондуктор пассажирского транспортного средства или специально выделенные для этого лица.
Целью оперативного мониторинга является выявление на маршруте изменений величины и времени пиковых пассажиропотоков для недопущения систематических случаев нарушения норм вместимости, т.е. переполнения транспортных средств. Он осуществляется путем глазомерной оценки величины максимального наполнения салона транспортного средства в часы пик на наиболее напряженных участках маршрута.
После выполнения рейса водитель или кондуктор сообщают диспетчеру о случаях переполнения транспортного средства с указанием участков маршрута, на которых оно имело место. Диспетчер систематизирует полученные данные, которые передает заказчику. В случае систематических нарушений норм вместимости заказчиком принимаются меры по изменению расписаний движения и типажа транспортных средств, используемых на перевозках, внесению соответствующих корректив в договоры с перевозчиками.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником публикования
14.5. Учет выполненной транспортной работы (предоставленных транспортных услуг), эксплуатационных и финансовых показателей работы осуществляют перевозчик и заказчик.
Данные контроля показателей качества предоставляемых транспортных услуг используются при проведении конкурсов на получение права транспортного обслуживания.
Учет транспортной работы и показателей качества транспортного обслуживания осуществляют диспетчерская служба заказчика, а также перевозчик.
Показатели работы каждого перевозчика и качества обслуживания на различных обслуживаемых им маршрутах учитываются раздельно по каждому маршруту, а также в целом по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, и заносятся в журнал учета его работы (или в соответствующий раздел электронной базы данных).
Учет работы перевозчика на маршрутах диспетчерская служба ведет по следующим показателям:
- общее количество выполненных рейсов, предусмотренных расписанием;
- число рейсов, выполненных с нарушением расписания;
- количество срывов рейсов, связанных с невыпуском перевозчиком транспортного средства на линию, с прекращением уже начатой перевозки на маршруте из-за возникшей технической неисправности, резкого ухудшения состояния здоровья водителя, снятия транспортного средства или водителя с маршрута в результате выявленных нарушений в ходе проверки на линии органами ГИБДД, транспортной инспекцией, органами заказчика, а также по другим причинам;
- число рейсов, выполненных с нарушением предусмотренных договором требований к типажу транспортного средства с указанием состава и причин нарушения;
- количество случаев переполнения транспортного средства сверх установленной вместимости с указанием рейса и перегонов маршрута;
- количество билетов на разовую поездку, а также реализованных абонементных талонов и проездных абонементных билетов.
По требованию заказчика перевозчик предоставляет ему следующие данные:
- пробеги на линии транспортных средств различных типов или марок (в целом по маршрутной сети или по отдельным маршрутам);
- объем потенциальных транспортных услуг, предоставленных перевозчиком (в целом по маршрутной сети или по отдельным маршрутам с выделением типов и марок транспортных средств);
- отработанные на линии машино-часы (в целом по маршрутной сети или по отдельным маршрутам с выделением типов и марок транспортных средств);
- выполненные объем перевозок пассажиров и пассажирооборот (определенные в целом по маршрутной сети в соответствии с действующими инструктивными документами по статистическому учету).
Учет финансовых показателей работы осуществляет перевозчик.
В состав учетных показателей входят данные о доходах от сбора платы за проезд, а также о затратах перевозчика.
Первичный учет доходов от сбора платы за проезд ведет кондуктор (при его отсутствии - водитель транспортного средства). После выполнения запланированных на сутки рейсов лицо, ответственное за первичный учет доходов (например, кондуктор), отчитывается перед диспетчерской службой о сумме сбора платы за проезд, полученной от реализации проездных документов.
Учет затрат осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.
В случае необходимости в договор на обслуживание маршрута заказчик может включить положение, обязывающее перевозчика вести учет затрат по отдельным маршрутам, постатейно выделяя переменные затраты, предоставлять заказчику данные этого учета и возможность контролировать правильность его ведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.