Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"Об утверждении республиканской целевой программы
"Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и пожнлых#
граждан на 2007-2011 годы"
Республиканская целевая Программа
"Социальная поддержка ветеранов,
инвалидов и пожилых граждан на 2007-2011 годы"
26 ноября 2007 г., 8 июня 2009 г., 1 июля 2010 г., 18 июля 2011 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 г. N 80-РЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых граждан на 2007-2011 годы" (далее - Программа).
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2005 года N 445-рп.
Государственный заказчик Программы - Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Основной разработчик Программы - Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Исполнители Программы - Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики, Министерство спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию). Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), общественные объединения ветеранов и инвалидов (по согласованию).
Основные цели и задачи Программы - создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны и труда, пожилых граждан и инвалидов, развитие сети специализированных учреждений и служб социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов и совершенствования их деятельности; обеспечение доступности медико-социальной, материально-бытовой помощи, культурно-досуговых и иных услуг;
формирование системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
содействие активному участию пожилых граждан и инвалидов в жизни общества; предоставление ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам мер социальной поддержки и других социальных гарантий; расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг; улучшение медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, расширение параметров охвата ветеранов войны и инвалидов санаторно-курортным лечением, радикальное повышение уровня обеспеченности протезно-ортопедическими изделиями, техническими и иными средствами реабилитации и ухода, спецавтотранспортом;
обеспечение системного подхода к проведению комплексной реабилитации инвалидов, взаимодействие в данной сфере учреждений различной ведомственной принадлежности, разработка системы контроля и оценки эффективности социально-реабилитационных мероприятий:
снижение уровня инвалидности, повышение эффективности мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, рациональному трудоустройству инвалидов с целью их интеграции в общество; обеспечение доступности медико-социальной и материально-бытовой помощи, культурно-досуговых и иных услуг путем совершенствования деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам жизненно важные социально ориентированные услуги;
принятие дополнительных мер по повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда (профессиональная ориентация, обучение и переобучение);
координация деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, исполнительных органов федеральных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения ветеранов и инвалидов; государственная поддержка деятельности общественных объединений ветеранов войны, труда и инвалидов.
Сроки реализации Программы - 2007-2011 годы.
Источники и объемы финансирования Программы - средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 184,348 млн. рублей; из них направляемые на капитальные вложения -103,0 млн. рублей, прочие текущие расходы - 55,2 млн. рублей;
ожидаемые средства федерального бюджета - 545,375 млн. рублей;
средства Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию); средства бюджетов городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию);
внебюджетные средства.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - обеспечение защиты прав и законных интересов ветеранов, пожилых граждан и инвалидов; улучшение социального положения ветеранов, пожилых граждан и инвалидов за счет выравнивания показателей медико-социального обслуживания в городских округах и муниципальных районах в республике, расширение спектра предоставляемой социальной поддержки, льгот и услуг указанной категории граждан; создание 7 специализированных учреждений социального обслуживания различного профиля для временного пребывания пожилых граждан и инвалидов общей мощностью 180 койко-мест для предоставления пожилым гражданам и инвалидам жизненно важных услуг (3 центра социального обслуживания, реабилитационный центр для инвалидов, специальный дом-интернат, социальный приют для лиц без определенного места жительства, хоспис, 19 специализированных социальных служб) и расширение внутренней инфраструктуры действующих учреждений;
обеспечение к 2011 году охвата на постоянной основе не менее 6,2 тыс. пожилых граждан и инвалидов надомным медико-социальным обслуживанием;
повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан и инвалидов, упрочение социальных связей;
снижение уровня инвалидности, повышение эффективности мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов как основных инструментов их интеграции в общество; усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, заинтересованных организаций и общественных объединений по предоставлению пожилым гражданам и инвалидам социальных услуг, помощи и поддержки.
Координатор Программы - Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Система организации контроля за исполнением мероприятий Программы - контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
О социальном обслуживании см. также:
Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"
Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 г. N 282-ПП
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 г. N 283-ПП "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в Кабардино-Балкарской Республике"
На современном этапе развития общества реализация комплекса мер по обеспечению социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан и инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, как и в целом в Российской Федерации, является относительно высокая численность пожилых граждан, количество которых превышает 145,3 тыс. человек. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение в ближайшие годы доли пожилых граждан в составе населения до 22 процентов.
Более 23 процентов из числа пожилых граждан являются инвалидами. Среди пожилых граждан только 22 процента считаются практически здоровыми. Общая численность граждан, имеющих статус ветерана войны и труда, превышает 66 тыс. человек.
Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше (1990 год - 39,7 тыс. человек, 1996 год - 40,8 тыс. человек, 2000 год - 49,2 тыс. человек, 2004 год - 52,9 тыс. человек, 2005 год - 54,2 тыс. человек).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время разница составляет свыше 12 лет. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Более 50 процентов пожилых граждан в Кабардино-Балкарской Республике проживает в городах (83,6 тыс. человек).
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении количества инвалидов, уровня заболеваемости и смертности. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
На протяжении ряда лет в Кабардино-Балкарии сохраняется стойкая тенденция ухудшения важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья. Отмечается увеличение за последние пять лет абсолютного числа инвалидов, их численность превысила 51 тыс. человек, причем подавляющее число из них (более 80 процентов) составляют инвалиды I-II групп. Ежегодно инвалидами первично признается свыше 6 тыс. граждан, более 55 процентов из которых в трудоспособном возрасте.
При этом интенсивный показатель реабилитации (полное или частичное восстановление здоровья и способности к трудовой и бытовой деятельности) крайне низкий и составляет для различных нозологических групп от 1,6 до 6,8 процента.
На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в ближайшие годы прогнозируется дальнейшее увеличение численности инвалидов на 20-25 процентов. В связи с изменениями в действующем законодательстве наблюдается значительное увеличение количества граждан, в том числе пенсионеров по возрасту, обращающихся в учреждения медико-социальной экспертизы для определения инвалидности, нуждаемости в технических и иных средствах реабилитации и ухода. Если в 2004 году было всего освидетельствовано более 23727 граждан, в том числе 6247 граждан пенсионного возраста, то в 2005 году общее количество освидетельствований превысило 29879.
Все это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и необходимости совершенствования системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество.
Современная концепция инвалидности и социально-экономическая политика государства направлены на профилактику инвалидности, комплексную медико-социальную реабилитацию, т.е. восстановление здоровья, нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной, бытовой деятельности, обеспечение их техническими средствами реабилитации, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, создание рабочих мест, профессиональное обучение и переобучение.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
До 2005 года крайне слабо реализовывалось право инвалидов на санаторно-курортное лечение, которое является одним из важных компонентов в комплексной системе медико-социальной реабилитации инвалидов. В предыдущие годы в среднем за год для этой категории граждан выделялось не более 200-300 путевок в санаторные учреждения.
Льготное лекарственное обеспечение из-за незначительных объемов финансирования не соответствовало потребностям инвалидов и слабо влияло на качество лечения и восстановление (стабилизацию) состояния здоровья.
Существовала значительная очередность на получение инвалидами технических средств реабилитации. Сохраняется низкий уровень обеспеченности вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда и обучения. Практически в самом начале находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
До настоящего времени отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, слабо взаимодействуют учреждения различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
В республике практически не осуществляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов на базе специализированных учреждений. Решение о создании на базе ряда корпусов санатория "Нартан" республиканского центра реабилитации инвалидов принято постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2005 года N 110-ПП. Зарегистрированы все учредительные документы названного учреждения, разработана проектно-сметная документация на проведение ремонтных работ. Однако кардинальное решение вопроса упирается в проблему финансирования.
Наряду с предусматриваемым выделением в 2007-2008 годах средств из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на создание вышеназванного учреждения необходимо проработать вопрос о включении в план реализации федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" мероприятий по проведению капитального ремонта и материально-техническому оснащению этого объекта за счет долевого финансирования из федерального бюджета, а также привлечения на эти цели средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Деятельность указанного центра позволит сконцентрировать усилия и эффективно осуществлять многопрофильную реабилитацию инвалидов, включающую:
определение реабилитационного потенциала как степени способности инвалида к взаимодействию с социальной средой (клинико-экспертная диагностика, функциональная диагностика, профессиональная психофизиологическая диагностика, социально-средовая диагностика);
медицинскую реабилитацию, направленную на восстановление или частичную компенсацию утраченных или нарушенных функциональных способностей человека (восстановительная терапия, в том числе медикаментозная, с использованием широкого спектра лечебных методик, лечебно-диагностической аппаратуры и оборудования, проведение комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий с использованием благотворных местных природно-климатических факторов (экологически чистая горная местность, лечебные грязи, минеральные воды различного химического состава);
проведение социальной реабилитации как процесса восстановления способностей инвалидов к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности (социально-средовая ориентация, социально-бытовое образование, социально-бытовая адаптация, социально-бытовое устройство), организацию работы с семьей инвалида (обучение правилам ухода за инвалидом), подбор инвалиду вспомогательных технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
профессиональную реабилитацию как процесс содействия восстановлению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда (профессиональная ориентация, профессионально-производственная адаптация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве) с учетом общего физического и психического состояния , интересов, трудовой установки;
проведение комплексной психологической реабилитации, в том числе осуществление психодиагностики, психотерапии и психокоррекции, психологического консультирования по личностным и эмоциональным проблемам, психологической помощи семье инвалида;
проведение социокультурной реабилитации и реабилитации методами физической культуры и спорта;
апробацию, обобщение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, разработок научно-исследовательских организаций по вопросам медико-социальной реабилитации инвалидов.
Снижение жизненного уровня инвалидов привело к притоку их на рынок труда и соответственно к увеличению числа инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. Востребованность услуг государственной службы занятости со стороны инвалидов возрастает из года в год.
В 2006 году количество инвалидов, обратившихся за содействием в службу занятости, значительно увеличилось по сравнению с 2005 годом и составило 1913 человек, из них были признаны безработными 1724 человека (в 2005 году - 1219 и 1122 инвалида соответственно).
Профориентационные услуги в 2005 году получили 652 инвалида, а в 2006 году - 820 инвалидов.
В 2005 году 37 инвалидов были направлены на профессиональное обучение, а в 2006 году их количество составило 40 человек. Профобучение проводилось с учетом медицинских рекомендаций по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда: водитель, оператор котельной, маникюрша, секретарь, пользователь ПК, парикмахер, радиомеханик и др.
В рамках реализации мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудоустроены в 2005 году 54 инвалида, в 2006 году - 83 инвалида. Всего в течение 2006 года трудоустроено 149 инвалидов.
Ежегодно по предложению Управления Федеральной государственной службы занятости по Кабардино-Балкарской Республике Правительством Кабардино-Балкарской Республики квотировались рабочие места для трудоустройства инвалидов организациями и предприятиями республики, имеющими соответствующие действующему законодательству списочные нормы. В частности, на 2005 год квотировано 72 рабочих места. Однако задания по квотированию рабочих мест для инвалидов не выполняются, численность граждан, фактически трудоустроенных в рамках установленной квоты, составила в 2005 году только 12 человек. На 2006 год квоты вообще не были установлены. Кроме того, в республике практически нет специальных рабочих мест для инвалидов.
На фоне существующих в республике и общеизвестных проблем с обеспечением занятости населения возможности трудоустройства инвалидов крайне ограничены. В целом все эти меры охватывают незначительное количество инвалидов и слабо влияют на решение задачи улучшения их материального положения.
Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. В силу возрастных особенностей и связанных с инвалидизацией проблем пожилым гражданам и инвалидам трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Многие пожилые граждане и инвалиды в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые граждане и инвалиды нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей и инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Важным шагом в этом направлении стали активно осуществляющиеся в республике в последние годы мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, в том числе по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий для деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых граждан и инвалидов.
Ветеранам и инвалидам в соответствии с действующим федеральным законодательством выплачиваются пенсии и предоставляются меры социальной поддержки (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение, санаторное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, протезирование, льготный проезд в транспорте общего пользования, проезд к месту лечения и обратно).
В результате проведенной работы удалось упорядочить систему предоставления льгот и социальных гарантий, повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. С января 2005 года в ходе реализации мероприятий по реформированию социальной сферы для ветеранов и инвалидов введены дополнительные ежемесячные денежные выплаты за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Радикально (в десятки раз) улучшены показатели в области лекарственного обеспечения, санаторного лечения, обеспечения техническими средствами реабилитации и ухода.
В 2005 году обеспечены санаторно-курортными путевками свыше 9000 ветеранов войны и инвалидов различных категорий. По сравнению с 2004 годом количество путевок увеличилось более чем в 10 раз (было выделено всего 813 путевок).
Однако в 2006 году количество выделенных путевок сокращено до 2767, введены ограничения в объемах предоставляемых ветеранам, инвалидам и другим декретированным категориям граждан лекарственных средств. Кроме того, установленные ежемесячные денежные выплаты не в полной мере компенсируют ранее предоставлявшиеся в натуральной форме льготы.
В республике функционируют 35 отделений социальной помощи на дому, 14 отделений срочной социальной помощи, 8 территориальных центров социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, 3 дома пожилого человека на 85 коек. Действуют 4 дома-интерната для пожилых граждан и инвалидов на 760 мест. Только в 2001-2005 годах вновь открыто 9 учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
За счет привлеченных в рамках реализации федеральных целевых программ средств федерального бюджета, средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов в 2000-2005 годах произведен капитальный ремонт 4 домов-интернатов и 7 других объектов социального обслуживания, получено технологическое и медицинское оборудование и инвентарь для материально-технического оснащения учреждений. Все это позволило фактически в два раза увеличить число и мощность учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике, расширить виды и формы социальной помощи.
Принято решение о создании социального приюта для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Прохладном. В рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2006 года N АЖ-П4-3670 по проблеме профилактики бродяжничества прорабатывается вопрос о выделении средств резервного фонда Президента Российской Федерации на ремонтные работы и материально-техническое оснащение социального приюта.
Целесообразно создание на базе одного из действующих учреждений социального обслуживания специального дома-интерната (или отделения) на 30 мест для дезадаптированных пожилых лиц и инвалидов (освободившиеся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, страдающие хроническим алкоголизмом), которые систематически нарушают правила проживания в домах-интернатах общего профиля.
Основная часть пожилых граждан получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях. Социальные услуги на дому предоставляют 4200 пожилым гражданам, которым оказывается в среднем за год более 1,5 млн. социальных услуг.
Вместе с тем в целом по Кабардино-Балкарской Республике около 23 тыс. пожилых граждан, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, теоретически нуждаются в социально-бытовых и других услугах. Из них свыше 8 тыс. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах на дому, в том числе около 2 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Потребность пожилых граждан в социальномедицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 56 процентов. Количество обслуживаемых в расчете на 10 тыс. пенсионеров ниже, чем в других субъектах Южного федерального округа и в целом по Российской Федерации. Поэтому актуальным является увеличение количества отделений социальной помощи на дому.
В субъектах Российской Федерации, сравнимых по численности населения с Кабардино-Балкарской Республикой, показатели обеспеченности учреждениями социального обслуживания различного профиля, их мощности и численности социальных работников в 2-3 раза выше, чем в Кабардино-Балкарской Республике.
Во всех действующих территориальных центрах необходимо так-же# открыть специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, т.к количество нуждающихся в этом виде надомного социального обслуживания постоянно увеличивается. Необходимо иметь такие отделения (6-10 социальных работников и медсестер) в каждом муниципальном образовании.
Более 990 человек ежегодно обслуживаются в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания. Большой очередности на получение мест в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов в настоящее время нет, однако мощности действующих учреждений практически загружены. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан требуются создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни.
Через службы срочной социальной помощи в среднем в течение года различную помощь и услуги получают до 13 тыс. граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Вместе с тем возможности служб, предоставляющих срочную социальную помощь, крайне ограничены из-за отсутствия материальных ресурсов.
В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений и служб по оказанию социальных услуг. В частности, практика показала, что наиболее оптимальным является наличие во всех городах и районах многопрофильных центров социального обслуживания и расширение внутренней инфраструктуры действующих учреждений. Необходимо дополнительно открыть не менее 3 центров социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов с отделениями дневного пребывания общей мощностью до 90 койко-мест, отделениями медико-социальных, бытовых услуг, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и социальными столовыми. Создание центров социального обслуживания особенно актуально в городе Нальчике, в котором проживают более 70 тысяч пожилых граждан и инвалидов.
Всестороннее повышение внимания к запросам и нуждам ветеранов войны, защищавших Отечество с оружием в руках и самоотверженно трудившихся в тылу в годы войны, а также вдов погибших воинов является одной из приоритетных задач и с каждым годом приобретает особое значение. В последующие годы необходимо обеспечить дальнейшее усиление мер социальной поддержки всех категорий ветеранов войны и боевых действий. В настоящее время завершена работа по формированию общегосударственной электронной базы данных "Ветераны". Наличие сведений о конкретных потребностях каждого ветерана позволит придать работе по предоставлению им мер социальной поддержки более целенаправленный и системный характер.
Дальнейшее повышение уровня и качества жизни пожилых граждан и инвалидов на основе усиления их социальной защиты, широкого предоставления социальных услуг и адресной помощи, совершенствования форм и видов социального обслуживания, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики. Концепция реализуемой в настоящее время социальной политики предусматривает в первую очередь принцип индивидуального подхода к решению в рамках действующего законодательства и программ социальной поддержки населения вопросов предоставления социальной помощи в зависимости от статуса, состояния здоровья и необходимости для отдельных граждан конкретных видов социальной помощи и услуг.
На фоне активного развития системы социальной защиты и социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации отсутствие среднеи долгосрочного планирования и поступательного движения в данной сфере может привести к снижению достигнутого в республике уровня охвата населения социальной помощью и услугами и еще большему увеличению разрыва показателей по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Эффективное решение проблем пожилых граждан и инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только в рамках специальных целевых программ. В данной сфере действует ряд федеральных целевых программ. Практически во всех субъектах Российской Федерации также приняты соответствующие программные документы.
II. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны, труда, боевых действий, пожилых граждан и инвалидов на основе развития сети специализированных медико-социальных учреждений и служб социального обслуживания и совершенствования деятельности, обеспечение доступности социально-медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных услуг, внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активном участию ветеранов, пожилых граждан и инвалидов в жизни общества.
Указанные цели соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилым людям и инвалидам путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг;
улучшение медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, расширение параметров охвата ветеранов войны и инвалидов санаторно-курортным лечением, радикальное повышение уровня обеспеченности протезноортопедическими изделиями, техническими и иными средствами реабилитации и ухода, спецавтотранспортом;
обеспечение системного подхода к проведению комплексной реабилитации инвалидов, взаимодействие в данной сфере учреждений различной ведомственной принадлежности, разработка системы контроля и оценки эффективности социально-реабилитационных мероприятий;
снижение уровня инвалидности, повышение эффективности мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, рациональному трудоустройству инвалидов с целью их интеграции в общество;
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, реабилитационные центры для инвалидов, дома-интернаты малой вместимости, многопрофильные центры социального обслуживания с отделениями временного проживания и дневного пребывания, социальными столовыми, отделениями социального и медико-социального обслуживания на дому, отделениями бытовых услуг, мобильные социальные службы, хосписы, клубы по интересам для пожилых граждан и инвалидов и т.д.);
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
поддержание жизненной активности пожилых граждан мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
содействие процессу социальной интеграции пожилых граждан и инвалидов с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений;
координация деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, исполнительных органов федеральных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения ветеранов, пожилых граждан и инвалидов;
реализация мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов, дальнейшая поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов;
проведение исследований по приоритетным,проблемам социальной защиты и поддержки ветеранов войны, труда, пожилых граждан и инвалидов.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2007-2011 годы. Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2007 год) предусматривается установление договорных отношений между координатором реализации Программы и основными исполнителями мероприятий Программы, а также органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике, проработка вопросов финансового обеспечения и реализация предусмотренных на этот период мероприятий Программы.
На втором этапе (2008-2010 годы) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будут проведены оценка хода выполнения мероприятий первого этапа и подготовка при необходимости предложений по их корректировке.
На третьем этапе (2011 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах пожилых граждан и инвалидов, на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов.
IV. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, предусматривающих решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы, направленных на улучшение социального положения ветеранов войны и труда, инвалидов и пожилых граждан, повышение уровня их социальной защиты и адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (перечень мероприятий прилагается).
V. Организационно-правовые основы социальной защиты и поддержки
ветеранов, инвалидов и пожилых граждан
На устойчивое функционирование системы социальной защиты и социального обслуживания ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов будет направлено проведение в республике работы по совершенствованию собственной нормативно-правовой базы по вопросам, отнесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, по дальнейшему совершенствованию порядка и условий предоставления ветеранам и инвалидам установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики мер социальной поддержки, единовременных и ежемесячных денежных выплат и других социальных гарантий, по совершенствованию и упорядочению деятельности учреждений и служб социальной защиты и социального обслуживания ветеранов, пожилых граждан и инвалидов.
Только в 2005-2006 годах по данным вопросам принято 3 закона Кабардино-Балкарской Республики и 15 постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики. В этих же целях приняты решения по повышению статуса социального работника, в том числе установлены надбавки к заработной плате работающим в сельской местности и поселках городского типа, а также льготы по обеспечению жильем и оплате коммунальных услуг.
С 2006 года все учреждения и службы социального обслуживания получили статус государственных учреждений, финансирование их деятельности осуществляется из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Повышению качества социального обслуживания будут также служить упорядочение и расширение практики взимания платы за предоставление социальных услуг в стационарных (полустационарных) условиях и на дому в зависимости от материального положения (доходов) обслуживаемых лиц.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 г. N 80-РЗ в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Ресурсное обеспечение Программы
В 2007-2011 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики 184,348 млн. рублей, в том числе на прочие текущие расходы - 155,2 млн. рублей, капитальные вложения -103,0 млн. рублей.
Кроме того, мероприятия будут осуществляться и за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, выделяемых в плановом порядке на обеспечение деятельности органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и других уполномоченных ведомств и организаций Кабардино-Балкарской Республики.
На реализацию отдельных мероприятий Программы будут направлены средства из федерального бюджета, выделяемые исполнительным органам федеральных государственных внебюджетных фондов на реализацию мер социальной поддержки для включенных в федеральный регистр льготных категорий граждан ветеранов войны и инвалидов в расчетной сумме 545,375 млн. рублей.
Предоставление установленных федеральным законодательством для ветеранов и инвалидов мер социальной поддержки будет обеспечиваться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики, объемы которых будут ежегодно согласовываться исходя из сложившегося уровня цен и тарифов на услуги.
В рамках Программы предполагается привлечение средств из федерального бюджета (в рамках федеральных целевых программ по социальной поддержке ветеранов войны и боевых действий, пожилых граждан и инвалидов), а также средств Пенсионного фонда Российской Федерации, объемы которых будут ежегодно согласовываться, на создание и реконструкцию ряда объектов высокой степени строительной готовности и их материально-техническое оснащение, оказание помощи малоимущим пенсионерам.
Объемы государственных капитальных вложений на ремонт и реконструкцию объектов социальной сферы ежегодно будут уточняться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, а также при формировании проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год.
VII. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики, а координатором реализации Программы - Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Исполнителями мероприятий Программы по согласованию определены наряду с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики исполнительные органы федеральных государственных внебюджетных фондов, которые осуществляют функции по реализации части государственных полномочий в сфере социальной защиты ветеранов и инвалидов, а также органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в республике (в пределах установленных законодательством полномочий).
Для реализации отдельных мероприятий будут привлекаться предприятия, учреждения, организации и общественные объединения, с которыми будут заключаться соответствующие соглашения, а также договоры, в том числе и на конкурсной основе.
Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественому# выполнению мероприятий Программы (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проекта прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, контроль за использованием средств и выполнением включенных в Программу мероприятий, корректировка по согласованию с исполнителями отдельных мероприятий Программы и уточнение параметров их финансового обеспечения, подготовка сводных аналитических записок и докладов по результатам выполнения мероприятий Программы).
Координатор Программы обеспечивает постоянное взаимодействие всех исполнителей Программы по организации социальной защиты и поддержки ветеранов, инвалидов и пожилых граждан как в рамках федерального законодательства, так и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, текущий контроль и подготовку информации о ходе выполнения программных мероприятий, а также предложений по их реализации государственному заказчику в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
VIII. Организация контроля за исполнением мероприятий Программы
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют в установленном порядке Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Отчет об использовании бюджетных ассигнований представляется исполнителями мероприятий Программы государственному заказчику ежегодно в установленном порядке. Кроме того, один раз в полугодие они направляют государственному заказчику информационно-аналитические материалы о ходе реализации мероприятий Программы.
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
IX. Оценка эффективности и ожидаемые социально-экономические
результаты реализации мероприятий Программы
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется по следующим показателям:
рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социального обслуживания различных типов, увеличение номенклатуры, объемов и качества предоставляемых ими социальных услуг, сокращение очереди на получение мест в государственных стационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому;
состояние и динамика инвалидности, качество жизни инвалидов и их социальная интеграция. Результативность проведения комплекса реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, показатели полного или частичного восстановления трудоспособности, социальной адаптации и способности самостоятельно обеспечивать жизнедеятельность;
обеспеченность населения протезно-ортопедическими изделиями, техническими и иными средствами реабилитации и ухода. Улучшение медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, охват ветеранов войны и инвалидов санаторно-курортным лечением;
обеспеченность доступа маломобильных инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и инвалидов с дефектами зрения и слуха к различного рода информации;
конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и их трудоустройство, степень достижения материальной независимости.
Реализация мероприятий Программы позволит:
усилить защиту прав и законных интересов ветеранов, пожилых граждан и инвалидов;
улучшить социальное и материальное положение ветеранов, пожилых граждан и инвалидов посредством целенаправленных мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки, социальных гарантий, оказанию им адресной медико-социальной помощи и широкого спектра услуг;
повысить качество жизни пожилых граждан и инвалидов - показатель, отражающий состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
обеспечить более широкий доступ пожилых граждан и инвалидов к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям, физкультуре и спорту;
развить сеть учреждений социальной сферы, в том числе создать 7 специализированных учреждений социального обслуживания различного профиля для временного пребывания ветеранов, пожилых граждан и инвалидов общей мощностью 180 койко-мест, 16 отделений медико-социальной помощи на дому, 3 дополнительных отделения социальной помощи на дому, укрепить материально-техническую базу действующих учреждений, обеспечить к 2011 году охват на постоянной основе не менее 6,2 тыс. пожилых граждан и инвалидов надомным медико-социальным обслуживанием, повысить качество обслуживания пожилых людей и инвалидов и расширить диапазон предоставляемых медико-социальных услуг;
стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых граждан и инвалидов в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
обеспечить системный подход к реализации мер государственной поддержки общественных формирований ветеранов, инвалидов в решении уставных задач и содействию действующим при них специализированным предприятиям;
скоординировать деятельность исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, исполнительных органов федеральных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике по предоставлению ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам помощи и услуг в социальной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.