Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2007 г. N 93-РЗ в настоящую программу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, для которых статьей 2 названного Закона предусмотрены иные сроки вступления в силу
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"Об утверждении республиканской целевой
программы "Развитие и поддержка малого и среднего
предпринимательства в Кабардино-Балкарской
Республике на 2007-2011 годы"
Республиканская целевая программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в
Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы"
24 декабря 2007 г., 1 марта, 5 августа, 7 ноября 2008 г., 8 июня 2009 г., 26 июля, 25 ноября 2010 г., 15 апреля, 19 октября 2011 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2011 г. N 85-РЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", Закон Кабардино-Балкарской Республики от 2 мая 2001 года N 29-РЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Разработчик и ответственный исполнитель Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Цель Программы |
создание благоприятных условий для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, организации новых рабочих мест, обеспечивающих: облегчение предпринимательского старта и укрепление финансово-экономического положения малых и средних предприятий, увеличение доли малого бизнеса в формировании валового регионального продукта; повышение конкурентоспособности и динамичности сектора малого и среднего предпринимательства как одного из стратегических факторов социальноэкономического развития республики; расширение сфер деятельности малых и средних предприятий, вовлечение широких слоев населения, в том числе социально не защищенных слоев (инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, лиц, вернувшихся из мест заключения) в предпринимательскую деятельность и, как следствие, рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса, увеличение средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий |
Задачи Программы |
совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнения предпринимателей, снижение административных барьеров; развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства; финансирование приоритетных направлений, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сфере; формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора; осуществление структурных изменений в предпринимательской среде и повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства республики; практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; подготовка кадров для сферы малого предпринимательства; передача субъектам малого и среднего предпринимательства на льготной основе незавершенных строительством и пустующих объектов, находящихся в государственной собственности; обеспечение субъектам малого и среднего предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости государственной собственности с учетом вложенных в указанные объекты средств |
Сроки реализации Программы |
Программа будет реализована в течение пяти лет, начиная с 2007 года |
Основные направления Программы |
правовое регулирование и устранение административных барьеров; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; повышение конкурентоспособности и обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на новые рынки; информационное обеспечение и формирование положительного имиджа предпринимательства; статистическое обеспечение и мониторинг реализации Программы |
Приоритетные отрасли развития малого и среднего предпринимательства |
производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производственная и инновационная сфера; жилищно-коммунальное хозяйство; туристско-рекреационная и санаторно-курортная сфера; оптовая торговля; прочие отрасли, за исключением производства и реализации подакцизной продукции, игорного бизнеса, кредитно-страховых организаций, частного нотариата и адвокатов |
Объемы и источники финансирования Программы |
всего для реализации Программы потребуется 3577,8 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 399,7 млн. рублей, ожидаемое финансирование из федерального бюджета - 804 млн. рублей, из внебюджетных источников - 2374,1 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
обеспечение темпов роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 124 процентов по оптимистичному варианту, не менее 112 процентов по базовому варианту; увеличение доли малого и среднего бизнеса в формировании ВРП до 30 процентов по оптимистичному варианту, до 26 процентов по базовому варианту; увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики до 22 процентов по оптимистичному варианту, до 20 процентов по базовому варианту |
Исполнители Программы |
исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), контролирующие, надзорные и правоохранительные органы Кабардино-Балкарской Республики (по согласованию), федеральные государственные учреждения (по согласованию), местные администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), образовательные учреждения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики (по согласованию), общественные объединения и организации (по согласованию) |
Координатор Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Позиция исключена Информация об изменениях:См. текст позиции | |
Финансирование Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, заинтересованные министерства и ведомства, местные администрации городских округов и муниципальных районов |
Организация контроля за исполнением Программы |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Совет по предпринимательству при Президенте Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики. |
См. текст сноски
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2010 г. N 99-РЗ в настоящий раздел внесены изменения
Основное содержание Программы
Настоящая Программа определяет основные цели, задачи и принципы политики исполнительной власти в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике.
О государственной поддержке малого предпринимательства см. также:
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2009 г. N 10-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике"
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2005 г. N 6-ПП "О порядке государственного стимулирования инвестиционной деятельности в КБР"
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2009 г. N 40-ПП "О создании некоммерческой организации "Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики"
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2010 г. N 99-РЗ в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Характеристика проблемы
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.
В Кабардино-Балкарской Республике по состоянию на 1 января 2007 года осуществляют деятельность 2407 малых предприятий и 17936 индивидуальных предпринимателей. Динамика роста числа субъектов малого предпринимательства за период с 2001 года по 2006 год представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика роста числа субъектов
малого предпринимательства*
/------------------------------------------------\
2006 г. |х 2407 хххх|//////////////////// 17936 /////////|
\------------------------------------------------/
/-----------------------------------------------\
2005 г. |х 2339 ххх|///////////////////// 16587 ////////|
\-----------------------------------------------/
/-----------------------------------------------------\
2004 г. |х 2188 х|/////////////////////// 22761 //////////////|
\-----------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------\
2003 г. |х 2303 хх|////////////////////// 21517 ////////////|
\---------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
2002 г. |х 3406 хххххх|////////////////// 24047 ////////////////|
\-------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------\
2001 г. |х 2152 |//////////////////////// 14942 ///// |
\---------------------------------------------/
-----------------------------------------------------------------------------
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
х Малые предприятия / Индивидуальные предприниматели
* при составлении диаграммы использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике.
В целом за указанный период сложилась положительная тенденция к росту числа субъектов малого предпринимательства, хотя и несколько замедленными темпами, прирост числа субъектов малого предпринимательства в 2006 году к уровню 2001 года составил 12 процентов, индивидуальных предпринимателей - 15 процентов.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий за последние годы практически не изменилась. Сфера торговли и общественного питания (39 процентов от общего числа малых предприятий) остается более привлекательной для малых предприятий, чем промышленность, где сосредоточен 21 процент малых предприятий, или строительство - 14 процентов, как показано на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Структура малых предприятий по отраслям экономики КБР
35%
/----\
| |
| |
| | 21%
| | /----\
| | | |
14% | | | | 14%
/----\ | | | | /----\
| | | | | | | |
| | | | | | | |
5% | | | | | | | | 5%
/----\ | | | | | | | | /----\ 4%
| | | | | | | | | | 2% | | /----\
| | | | | | | | | | /----\ | | | |
| 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 |
--------------------------------------------------------------------
1 - сельское хозяйство
2 - строительство
3 - торговля
4 - промышленность
5 - прочие
6 - здравоохранение и социальные услуги
7 - транспорт и связь
8 - гостиницы и рестораны
Доля субъектов малого предпринимательства в обеспечении занятости среди экономически активного населения в Кабардино-Балкарской Республике значительна и составляет, по оценкам Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, порядка 18 процентов *.
Сложившаяся численность занятых в сфере малого бизнеса за последние пять лет представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Динамика занятости в секторе малого предпринимательства, тыс. чел.
70
/----\
60 |****| /----\ /----\
|****| |****| |****| /----\
|****| |****| |****| /----\ |****|
50 |****| |****| |****| |****| |****|
|****| |****| |****| |****| |****|
|****| |****| |****| |****| |****|
40 /----\ |****| |****| |****| |****| |****|
| | | | | | | | | | | |
| 30 | |48,1| | 43 | |41,5| |33,2| |34,7|
30 | | | | | | | | | | | |
|****| |****| |****| |****| |****| |----|
|****| |****| |****| |****| |----| |////|
20 |****| |****| |****| |----| |////| |////|
|****| |----| |----| |////| |////| |////|
|----| |////| |////| |////| |////| |////|
10 |////| |////| |////| |////| |////| |////|
| | | | | | | | | | | |
|11,8| |17,8| |18,8| |20,5| |22,6| | 23 |
0------------------------------------------------------
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
* Численность занятых в секторе ИП
/ Численность занятых на МП
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, за последние годы число рабочих мест на малых предприятиях увеличивается и в среднем в 2005 году составило 10 человек против 5 в 2001 году.
Интенсивность вовлечения трудовых ресурсов в сектор малого предпринимательства остается недостаточной для сокращения структурных отставаний и эффективного решения малым бизнесом существующих социальных проблем.
Вклад малого предпринимательства в формирование валового регионального продукта составил, по оценке Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, в 2006 году 21 процент **, по сравнению с 2001 годом рост 5 процентов.
Объем уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей во все уровни бюджета в 2005 году составил 560 млн. рублей, или 18 процентов от общих налоговых поступлений по Кабардино-Балкарской Республике, в 2006 году данный показатель составил свыше 600 млн. рублей. В 2001 году удельный вес малого предпринимательства в общем контингенте налогов и сборов составлял 11 процентов.
Структура уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей по видам представлена на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Структура уплаченных СМП налогов и платежей по видам
20%
/----\ 19%
| | /----\
| | | |
17% | | | |
/----\ | | 16% | |
| | 15% | | /----\ | |
| | /----\ | | | | | |
| | 7% | | | | | | | |
| | 6% /----\ | | | | | | | |
| | /----\ | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 |
---------------------------------------------------------------
1 - прочие
2 - налог на прибыль
3 - налог на доходы физических лиц
4 - ЕСН
5 - ЕНВД
6 - УСН
7 - акцизы
Доля уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей в общем объеме налоговых платежей по уровням бюджета сложилась следующим образом:
в федеральный бюджет - 15 процентов;
в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики - 21 процент;
в местные бюджеты - 14 процентов.
Кроме того, следует отметить, что с 2006 года в ведение органов местного самоуправления передается определение регулирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход. Таким образом, на экономическое развитие муниципальных образований, формирование налоговой базы местных бюджетов значительное влияние будет оказывать политика местных администраций городских округов и муниципальных районов.
Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться теневой бизнес, доля которого, по разным оценкам, составляет от 30 до 50 процентов реального оборота субъектов малого предпринимательства, что делает недостаточно эффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов бюджетов всех уровней.
Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным, как это показано в таблице 1. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик (40 процентов), в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.
* Определение точной доли занятых в секторе малого предпринимательства на основе разрабатываемой системы статистических показателей не представляется возможным, так как указанные показатели формируются в выборочном режиме, отдельно не учитываются индивидуальные предприниматели и привлекаемые ими работники по найму, не учитываются работники, привлекаемые на выполнение сезонных работ.
** На данный момент этот показатель по всему кругу малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, в силу особенностей бухгалтерского и статистического учета не поддается точному определению - публикуемые данные представляют собой экспертные оценки. Это же замечание справедливо и для расчета доли налоговых поступлений, поскольку налоговые органы не располагают соответствующей информацией в силу множественности систем налогового учета.
Таблица 1
Состояние развития
малого предпринимательства по городским округам и муниципальным
районам Кабардино-Балкарской Республики
Городские округа и муниципальные районы |
Кол-во МП, ед. 1590 |
Число занятых на МП, чел. 15617 |
Число занятых на МП на 1000 населения |
Кол-во ИП, чел. 6539 |
Кол-во СМП | Кол-во СМП на 1000 населения |
|
ед. | уд. вес |
||||||
Нальчик | 175 | 1332 | 50 | 1712 | 8129 | 40% | 27 |
Прохладный | 95 | 804 | 23 | 1364 | 1887 | 9% | 31 |
Баксан | 38 | 390 | 13 | 1061 | 1459 | 7% | 24 |
Баксанский | 55 | 505 | 6 | 863 | 1099 | 5% | 17 |
Зольский | 39 | 299 | 10 | 869 | 918 | 5% | 17 |
Майский | 35 | 276 | 7 | 776 | 908 | 4% | 22 |
Прохладненский | 34 | 230 | 6 | 750 | 811 | 4% | 16 |
Терский | 18 | 344 | 4 | 148 | 784 | 4% | 13 |
Лескенский | 112 | 1240 | 11 | 1445 | 166 | 1% | 6 |
Урванский | 123 | 1355 | 16 | 1293 | 1557 | 8% | 18 |
Чегемский | 16 | 207 | 19 | 455 | 1416 | 7% | 20 |
Черекский | 77 | 367 | 8 | 661 | 471 | 2% | 17 |
Эльбрусский | 2407 | 22966 | 10 | 17936 | 738 | 4% | 19 |
Итого по КБР | 25 | 20343 | 100% | 22 |
Также наблюдается дифференциация муниципальных образований на 1 тыс. населения, от 31 в городском округе Прохладный до 6 единиц по количеству субъектов малого предпринимательства, приходящихся в Лескенском муниципальном районе, как показано на диаграмме 5.
Диаграмма 5
Количество СМП на 1000 населения по городам и районам республики
31
/--\
| |
27 | |
/--\ | | 24
| | | | /--\
22 | | | | | | 22
/--\ | | | | | | /--\ 20
| | | | | | | | | | /--\ 19
| | | | | | | | | | 18 | | /--\
| | | | | | | | 17 17 | | /--\ | | 17 | |
| | | | | | | | /--\ /--\ | | 16 | | | | /--\ | |
| | | | | | | | | | | | | | /--\ | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | /--\ | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | /--\ | | | | | | | |
|1 | |2 | |3 | |4 | |5 | |6 | |7 | |8 | |9 | |10| |11| |12| |13| |14|
---------------------------------------------------------------------------------------------/
1 - КБР
2 - г. Нальчик
3 - г. Прохладный
4 - г. Баксан
5 - Баксанский район
6 - Зольский район
7 - Майский район
8 - Прохладненский район
9 - Терский район
10 - Лескенский район
11 - Урванский район
12 - Чегемский район
13 - Черекский район
14 - Эльбрусский район
Уровень развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике по сравнению с субъектами Южного федерального округа наглядно прослеживается в приведенной ниже таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития малых предприятий в целом по Российской Федерации и
Южному федеральному округу
Кол-во МП на 1000 населения |
В расчете на 1 МП | |||
кол-во работающих, чел. |
оборот, млн. руб. |
инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
||
Российская Федерация | 7 | 8 | 4 | 0,05 |
Южный федеральный округ | 5 | 7 | 3 | 0,06 |
Кабардино-Балкарская Республика | 3 | 8 | 1 | 0,01 |
Республика Адыгея | 5 | 6 | 1 | 0,02 |
Республика Дагестан | 2 | 7 | 5 | 0,02 |
Республика Ингушетия | 1 | 3 | 1 | 0,01 |
Республика Калмыкия | 1 | 8 | 1 | 0,03 |
Карачаево-Черкесская Республика | 4 | 6 | 1 | 0,01 |
Республика Северная Осетия-Алания | 3 | 7 | 2 | 0,00 |
Краснодарский край | 7 | 7 | 3 | 0,09 |
Ставропольский край | 7 | 5 | 2 | 0,01 |
Астраханская область | 4 | 12 | 3 | 0,11 |
Волгоградская область | 5 | 7 | 4 | 0,02 |
Ростовская область | 7 | 6 | 4 | 0,08 |
Как видно из приведенных данных, Кабардино-Балкарская Республика находится на 4 позиции по числу малых предприятий на 1000 населения, на 2 позиции по средней численности занятых на малых предприятиях. Очень низкими остаются показатели по обороту малых предприятий и инвестициям в основной капитал.
По внедренным механизмам финансовой поддержки Кабардино-Балкарская Республика занимает одно из первых мест среди субъектов Южного федерального округа.
Создана нормативная правовая база по залоговому фонду Кабардино-Балкарской Республики, насчитывающему более 1300 объектов, основная цель которого - предоставление хозяйствующим субъектам (в том числе субъектам малого предпринимательства) имущественных гарантий при реализации инвестиционных проектов с использованием банковского кредитования. Принят блок законопроектов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике.
В целях удешевления банковских кредитов с 2002 года эффективно реализуется механизм компенсации процентных расходов по банковским кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства. С начала реализации данного механизма поддержано 109 инвестиционных проектов, привлечено свыше 340 млн. банковских кредитов.
С 2006 года в соответствии с решениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики начата реализация новых механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства:
компенсация части затрат по договорам лизинга;
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по приобретению основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях.
Впервые в 2006 году в целях стимулирования предпринимательских инициатив среди молодежи республики проведен конкурс на лучшую бизнес-идею. По результатам конкурса победителям предоставлены три гранта на общую сумму 500 тыс. рублей.
Создана система муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, охватывающая все городские округа и муниципальные районы республики. Руководители фондов прошли обучение по основам микрокредитования с привлечением экспертов Российского микрофинансового центра. С начала функционирования муниципальных фондов выданы 82 микрозайма субъектам малого предпринимательства на общую сумму 3,3 млн. рублей, из них в городском округе Баксан - 11 проектов, городском округе Прохладный -3, Баксанском муниципальном районе - 37, Майском -11, Терском - 8, Зольском - 4, Прохладненском и Черекском - по 2, Лескенском - 1. Указанное наглядно видно на диаграмме 6.
Диаграмма 6
Количество выданных муниципальными фондами поддержки малого
предпринимательства (МФ ПМП) микрозаймов
37
/---\
| |
| |
| | 11 11
| | /---\ 8 /---\
| | | | /---\ | |
| | | | 4 | | | |
| | | | 3 /---\ | | | |
| | | | 2 /---\ | | 2 | | | |
| | | | /---\ | | 1 | | /---\ | | | |
| | | | | | | | /---\ | | | | | | | |
| 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 | | 9 |
\-------------------------------------------------------------------/
1 - Баксанский
2 - Баксан
3 - Прохладненский
4 - Прохладный
5 - Лескенский
6 - Зольский
7 - Черекский
8 - Терский
9 - Майский
Для вовлечения широкого круга населения республики в предпринимательскую деятельность, повышения уровня самозанятости и развития микропредпринимательства утвержден порядок оказания государственной поддержки кредитным кооперативам, Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики разработаны методические рекомендации. В 2006 году государственная поддержка оказана двум кредитным кооперативам (городской округ Нальчик, Чегемский муниципальный район) на общую сумму 800 тыс. рублей.
Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике создана система государственной финансовой поддержки, ориентированная как на начинающие, так и на успешно функционирующие субъекты малого предпринимательства, как показано на схеме 1.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 ноября 2008 г. N 61-РЗ в схему 1 раздела I настоящей Программы внесены изменения
Схема 1
Система государственной поддержки малого
предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике
/------------------------------\
/----------| Республиканский бюджет КБР |-----------\
| \------------------------------/ |
| /---/ \---\ |
| | Начинающие предприниматели | |
/----------------\ /----------------\ /------------------\ /---------------\
|13 муниципальных| | Субсидирование | | Предоставление | | Поддержка |
|фондов поддержки| | создания МП в | | гранта молодым | | кредитной |
| малого | | приоритетных | | предпринимателям | | кооперации |
| предпринима- | | отраслях | | на реализацию | | |
| тельства | | экономики | |лучшей бизнес-идеи| | |
\----------------/ \----------------/ \------------------/ \---------------/
| |
| /---------------------------------------\ |
\----->| Микрокредитование |<---------/
\---------------------------------------/
/---------------------------------------------\
/----| Формирование кредитной истории, |----\
| | увеличение оборотов | |
| \---------------------------------------------/ |
| | | |
| Действующие субъекты малого предпринимательства |
| | | |
/----------------\ /----------------\ /---------------\ /--------------------\
| Субсидирование | | Компенсация | | Компенсация % | |Субсидирование части|
|части затрат по| |части лизинговых| | расходов по | | затрат на уплату |
| аренде | | площадей | | банковским | | гарантий (поручите-|
| выставочных | | | | кредитам | | льств) СМП кредит- |
| площадей | | | | | | ным кооперативам |
\----------------/ \----------------/ \---------------/ \--------------------/
В рамках реализации принятых Правительством Кабардино-Балкарской Республики решений по имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства в счет погашения долгов ОАО "Севкавэлектроприбор" по налогам и сборам в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики приобретены производственные помещения на общую сумму 15, 8 млн. рублей. Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики обеспечено вхождение в федеральную программу поддержки малого предпринимательства, в рамках которой на указанных площадях создан первый в республике бизнес-инкубатор. В бизнес-инкубаторе субъектам малого предпринимательства предоставляются офисные помещения по льготной арендной цене и комплекс консалтинговых услуг.
Увеличены масштабы информационно-консультационного обеспечения предпринимательской деятельности. Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики совместно с Европейским союзом реализованы 2 проекта сотрудничества по программе ТАСИС, регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам малого предпринимательства, разработаны методические рекомендации и практические пособия по вопросам предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводятся конкурсы "Лучший предприниматель года" и на соискание премии Президента Кабардино-Балкарской Республики в области бизнеса "Лучшее предприятие года", представители республики принимают участие в конкурсе "Женщина -директор года", в форуме "Дни малого и среднего бизнеса в России", во всероссийских выставках и ярмарках.
В рамках взаимодействия с государственными и общественными организациями поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике открыто региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора", создан координационный совет, в состав которого вошли все общественные объединения предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики.
Вместе с тем, несмотря на положительные моменты, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:
высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупция во всех сферах регламентации бизнес-деятельности и, как следствие, уход предпринимателей в тень, складывается порочный круг "вымогательство - нерегистрируемые результаты деятельности";
ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;
ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого предпринимательства, для большинства субъектов малого бизнеса типичной остается ситуация с дефицитом работников нужной квалификации, оборудования нужного качества, помещений;
существующие масштабы микрофинансирования, финансового лизинга ниже уровня спроса на них. Не получила должного развития система кредитной кооперации, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства пока не вносят должного вклада в финансирование малого бизнеса;
не развиты механизмы стимулирования развития малого инновационного предпринимательства. Отсутствуют системы бизнес-инкубаторов, технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приводит к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;
не созданы необходимые условия для расширения доступа малых предприятий на рынок государственных и муниципальных закупок, не решена проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;
остаются нерешенными проблемы занятости и вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, повышения уровня официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровня их заработной платы и социального обеспечения.
Для того, чтобы сохранить существующие и создать новые предприятия, увеличить количество рабочих мест и налоговые поступления, малым предприятиям необходимо постоянно оказывать организационно-техническую, финансовую и имущественную поддержку.
В сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления, используя при этом программные методы.
Программа разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики с учетом тенденций и опыта развития государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, предложений органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в республике, общественных объединений предпринимателей.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском уровне.
II. Цель, задачи и срок реализации Программы
Настоящая Программа основывается на том, что малое и среднее предпринимательство является приоритетным направлением развития экономики республики, способным при должной государственной поддержке обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
Основные положения Программы разработаны с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки.
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, организации новых рабочих мест, обеспечивающих:
облегчение предпринимательского старта и укрепление финансово-экономического положения малых и средних предприятий, увеличение доли малого и среднего бизнеса в формировании валового регионального продукта;
повышение конкурентоспособности и динамичности сектора малого и среднего предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития республики;
расширение сфер деятельности малых и средних предприятий, вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и, как следствие, рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса, увеличение средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий.
Для достижения цели поставлен ряд задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов решить основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике:
совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнений предпринимателей, снижение административных барьеров;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора;
финансирование приоритетных направлений, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сфере;
осуществление структурных изменений в предпринимательской среде и повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства республики;
практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
подготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
Программа основывается на мониторинге изменений состояния малого и среднего предпринимательства республики и наиболее важных проблем его развития (административные барьеры, налогообложение, финансовые и имущественные проблемы и т.п.). Осуществление мониторинга и оценки выполнения мероприятий обеспечит публичность и прозрачность реализации Программы, позволит оперативно корректировать политику в отношении малого и среднего предпринимательства.
Программа разработана на среднесрочный период - 2007-2011 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с указанными в приложении N 1 к настоящей Программе сроками. С учетом происходящих в экономике реформ мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2010 г. N 99-РЗ в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Основные мероприятия Программы
Программа содержит 53 мероприятия, сформированных по шести разделам, которые приведены в приложении N 1. Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как на республиканском, так и на федеральном уровне и определяет основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться участники Программы для достижения ее целей.
В раздел I включены вопросы правового регулирования и устранения административных барьеров.
В основе данного направления лежит принцип проведения процедуры общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства.
Для создания эффективной системы совершенствования существующей нормативной правовой базы требуется организация мониторинга действующего законодательства с целью определения его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм.
Несмотря на комплекс уже принятых мер законодательного порядка, актуальной задачей остается создание и правовое совершенствование процедур финансовой поддержи малого и среднего предпринимательства - корректировка действующих механизмов с учетом происходящих экономических изменений в республике, разработка законодательных актов по развитию новых, нестандартных схем финансирования малых и средних предприятий, систем гарантирования и страхования кредитных рисков.
С целью расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок государственных и муниципальных закупок необходимо создать действенную правовую и организационную систему привлечения малого и среднего бизнеса к республиканским и муниципальным государственным заказам, сформировать базу данных конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий.
Особое внимание следует уделить упорядочению процедуры взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с контролирующими, надзорными и правоохранительными органами, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых и средних предприятий, выявлению и устранению фактов нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, созданию "горячих линий" по вопросам контроля и надзора за деятельностью малого и среднего предпринимательства.
Необходимо становление института третейских судов, что будет являться гарантом правовой защищенности предпринимательского сообщества.
Раздел II отражает развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства, способных стимулировать привлечение в сферу малого и среднего бизнеса средств коммерческих банков, лизинговых и инвестиционных компаний, денежных накоплений граждан. Бюджетные средства должны выступать катализатором привлечения внебюджетных инвестиций. В этой связи на республиканском уровне в дополнение к уже действующему механизму компенсации процентных ставок по банковским кредитам будут введены:
субсидирование расходов по договорам лизинга;
субсидирование части затрат на приобретение нового технологического оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.
Реализация указанных механизмов позволит привлекать на один рубль бюджетных средств до четырех рублей из внебюджетных источников.
Поскольку основным фактором, ограничивающим субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата, необходимо участие государства в решении данной проблемы. В этой связи будут выработаны предложения по внедрению схем гарантирования кредитных рисков, составлению моделей взаимодействия страховых организаций, банковских учреждений, субъектов малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти республики в вопросах кредитования и страхования малого и среднего бизнеса.
Опыт реализации предыдущих программ поддержки малого и среднего предпринимательства свидетельствует о недостаточно высокой экономической эффективности прямого льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемого на республиканском уровне. Реализация данного направления планируется на уровне муниципальных образований.
В этой связи приоритетной задачей становится финансовое наполнение созданных муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства с целью микрокредитования предпринимателей, финансирования приоритетных проектов, определенных в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, при активной поддержке государства должна быть создана система кредитной кооперации, позволяющая существенно расширить доступ начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам. Реализация указанной системы позволит субъектам малого и среднего предпринимательства сформировать первоначальный капитал, положительную кредитную историю и стать стартовой площадкой для дальнейшего развития.
В рамках реализации программных мероприятий предполагается создание бюро кредитных историй субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе привлекавших средства микрофинансовых организаций, повышение информированности банковских структур о потенциальных заемщиках.
Немаловажным фактором развития субъектов малого и среднего предпринимательства остается имущественная поддержка, включающая:
формирование банка данных неиспользуемых производственных помещений и технологического оборудования;
реструктуризацию долгов крупных предприятий путем приобретения в государственную и муниципальную собственность имущественных комплексов с целью последующей их передачи субъектам малого и среднего бизнеса;
повышение прозрачности сделок на рынке помещений, обеспечение дифференцированности ставок арендной платы по государственной и муниципальной собственности;
создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Раздел III предусматривает развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, так как она становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в республике. В рамках данного раздела предполагается создание сети бизнес-инкубаторов. Приоритетной задачей является создание не только офисных, но и производственно-инновационных бизнес-инкубаторов, технопарков с последующей их интеграцией в единую систему имущественной и консалтинговой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках данного направления также планируется создание инфраструктуры небанковского финансирования малого и среднего предпринимательства (кредитные кооперативы), повышение стандартов ее деятельности путем интеграции в общероссийские саморегулируемые микрофинансовые организации.
Кроме того, будут выработаны предложения по созданию специализированной организации, предоставляющей гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства для привлечения банковских кредитов, открыт филиал международного маркетингового центра с целью эффективного продвижения продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки.
В разделе IV планируются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на новые рынки.
В силу объективных причин субъекты малого и среднего предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики пока не обрели той степени устойчивости, которая позволяет осуществлять межрегиональную и особенно международную деятельность.
Ограниченные финансовые возможности малых и средних предприятий, высокая стоимость выставочных площадей, высокая стоимость и сложность процедуры сертификации деятельности компании, существующий уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий приводят к тому, что республиканские малые и средние предприятия, как правило, не в состоянии пройти сертификацию по международным стандартам качества, обеспечить вывод своей продукции на международные и общероссийские рынки.
С учетом вышеуказанного разработаны мероприятия, ориентированные на действующие субъекты малого и среднего предпринимательства, влияющие на рост стабильности сектора и повышение конкурентоспособности производимой в малом и среднем бизнесе продукции (работ и услуг), выход предпринимателей республики на новые рынки, в том числе межрегиональные и международные. В частности:
расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок государственных и муниципальных закупок, формирование региональной информационной системы о государственных закупках, включая базы данных о производимой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции (работ, услуг);
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства для сертификации по международным стандартам качества;
государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе организация коллективных стендов на российских и международных мероприятиях, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на аренду выставочных площадей.
В V разделе, содержащем материалы по информационному обеспечению и формированию положительного имиджа малого и среднего предпринимательства, нашли отражение мероприятия, направленные на повышение правового сознания работодателей - субъектов малого и среднего предпринимательства, привлекаемых наемных работников с целью легализации количества занятых в сфере малого и среднего бизнеса, заключения трудовых договоров в установленном порядке, повышения социальных гарантий работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Современный этап развития экономики республики, особенно сектора малого и среднего предпринимательства, характеризуется острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров универсального типа.
Данное направление предусматривает меры по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое внимание будет уделено повышению профессионального уровня руководителей муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, менеджеров кредитных кооперативов.
Регулярно будут проводиться семинары по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности, оказываться консалтинговые услуги на базе бизнес-инкубаторов, центров поддержки малого и среднего предпринимательства.
Будут созданы периодически обновляемая база данных инвестиционных проектов и каталог экспортной продукции малых и средних предприятий, обеспечено их распространение в международных коммуникационных сетях.
Кроме того, в рамках данного направления планируется:
проводить конкурсы среди молодежи на лучшую бизнес-идею с последующим выделением грантов на ее реализацию;
разработать пакет типовых бизнес-планов по наиболее приоритетным направлениям развития предпринимательского сектора;
осуществлять обучение безработных граждан основам ведения предпринимательской деятельности.
В разделе VI обозначены мероприятия по статистическому обеспечению и мониторингу реализации Программы.
Программа основывается на мониторинге изменений состояния сектора малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности различных схем поддержки нужна надежная статистическая база. В этой связи предполагается в рамках реализации Программы провести ряд сплошных статистических обследований, данные которых станут основой для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию политики по поддержке малого и среднего бизнеса в республике.
Особое место в данном разделе занимает проведение контрольных обследований субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, и определение эффективности расходования бюджетных средств.
Важным является анализ не только финансово-хозяйственных показателей субъектов малого и среднего предпринимательства, но и проблем, тормозящих их развитие (административные барьеры, включая налогообложение, защита прав собственности, финансовые и имущественные проблемы и т.п.). Данные мероприятия необходимы для обеспечения "обратной связи", оперативной коррекции политики в отношении малого и среднего предпринимательства. Важной задачей мониторинга является определение степени эффективности проводимых мероприятий и реализуемых проектов для решения социальных задач, а именно, расширения возможностей для самозанятости и предпринимательского старта, в том числе для представителей социально уязвимых групп (молодежное и женское предпринимательство).
Кроме того, в рамках данного направления будет разработана комплексная методика оценки условий развития малого и среднего бизнеса в городских округах и муниципальных районах республики с целью популяризации положительного опыта, оказания дополнительной финансовой поддержки муниципальным образованиям, обеспечившим эффективную реализацию политики в предпринимательской сфере.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2011 г. N 85-РЗ в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников.
Суммарный объем ассигнований на реализацию Программы в 2007-2011 годах за счет всех источников финансирования составит 3577,8 млн. рублей (таблица 3). Подробное распределение средств по годам и направлениям финансирования отражено в приложении N 2.
Объемы бюджетных средств могут ежегодно уточняться в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Правительство Кабардино-Балкарской Республики вправе уточнять структуру и объемы финансирования за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в пределах утвержденных годовых лимитов.
Таблица 3
Объемы финансирования Программы
тыс. рублей
Источники финансирования |
Объемы финансирования по годам |
Всего |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Федеральный бюджет* |
173450 |
81980 |
189138 |
170000 |
189439,2 |
804007,2 |
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики |
73700 |
61800 |
105900 |
64662,8 |
93609,8 |
399672,6 |
Внебюджетные источники |
110200 |
261200 |
430300 |
735600 |
836820 |
2374120,0 |
Итого |
357350 |
404980 |
725338 |
970262,8 |
1119869 |
3577799,8 |
* Здесь и далее финансирование из федерального бюджета осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 ноября 2008 г. N 61-РЗ в раздел IV-I настоящей Программы внесены изменения
IV-I. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Порядок и сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за государственной поддержкой утверждаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Решение об оказании государственной поддержки принимается Комиссией по финансированию проектов в сфере малого предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2006 года N 14-ПП, заседания которой проходят не реже одного раза в квартал. Решение указанной Комиссии оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении в течение пяти дней со дня его принятия.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики устанавливает требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, а также порядок и формы оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2010 г. N 99-РЗ в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы
В результате выполнения Программы темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства должен составить по оптимистичному варианту не менее 124 процентов, по базовому варианту -112 процентов. Число занятых в сфере малого и среднего бизнеса по отношению к общему числу занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики должно увеличиться до 22 процентов по оптимистичному варианту, до 20 процентов по базовому варианту.
При этом доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Кабардино-Балкарской Республики достигнет 30 процентов по оптимистичному варианту, 26 процентов по базовому.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в каждом городском округе и муниципальном районе будет производиться местной администрацией соответствующего муниципального образования. Работа местных администраций муниципальных образований в части содействия развитию малого и среднего бизнеса будет оцениваться по специально разработанной методике оценки.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года в соответствии с таблицей 1
Таблица 1
Целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы
Наименование показателей |
единица измерения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Количество субъектов малых и средних предприятий |
ед. |
2720 |
2761 |
2802 |
2858 |
2915 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
ед. |
21983 |
22642 |
23276 |
24021 |
24862 |
Поступление налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения |
млн. рублей |
393,1 |
425 |
485 |
576 |
680 |
Доля малого и среднего бизнеса в формировании ВРП |
% |
23 |
24 |
24 |
25 |
26 |
Оценка развития малого и среднего предпринимательства в каждом городском округе и муниципальном районе будет производиться местной администрацией соответствующего муниципального образования. Работа местных администраций муниципальных образований в части содействия развитию малого и среднего бизнеса будет оцениваться по специально разработанной методике оценки.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2010 г. N 63-РЗ в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Деятельность исполнителей по реализации Программы координирует Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, которое:
осуществляет текущее управление ходом реализации Программы;
является главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, выделяемых на реализацию Программы;
организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, их обобщение и подготовку информации о ходе реализации Программы;
осуществляет распределение и контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, на основании отчетов получателей бюджетных средств;
готовит ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий и направляет его в Правительство Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики с приглашением представителей общественных объединений предпринимателей.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики и Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Получатели средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за:
нецелевое и неэффективное использование полученных средств;
неисполнение условий договора о предоставлении средств;
достоверность и полноту предоставляемых отчетных данных.
<< Статья 3 Статья 3 |
Приложение >> N 1. Основные мероприятия Программы |
|
Содержание Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2007 г. N 29-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.