Заключение Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заключение и Палата соответственно) на отчет об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год (далее - Отчет) подготовлено в соответствии со ст. 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики". В Палату отчет поступил из Парламента Кабардино-Балкарской Республики 4 июня 2007 года.
1. Анализ исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской
Республики по доходам
Исполнение республиканского бюджета КБР по доходам за 2006 год составило 9977907 тыс. рублей, или 97,3% (127,5% от первоначального плана) плановых показателей отчетного периода. В 2006 году, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, доходная часть республиканского бюджета КБР выросла на 2811002 тыс. рублей, или на 39,2%, в том числе по доходам без учета финансовой помощи на 2041905 тыс. рублей (рост составил 232,1%), по безвозмездным поступлениям - 769097 тыс. рублей (113,7%). В республиканский бюджет недопоступило 260307 тыс. рублей.
Увеличение поступлений в республиканский бюджет КБР за 2006 год по доходам без учета финансовой помощи обусловлено ростом поступлений, как по налоговым (почти в 2 раза), так и по неналоговым (в 33 раза) доходным источникам. При этом поступления по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в республиканский бюджет КБР по сравнению с 2005 годом снизились на 19,5%.
Основную долю в структуре доходов за 2006 год занимают безвозмездные перечисления - 64,1%, при планировавшейся доле в 62,5%. При этом доля безвозмездных поступлений по сравнению с 2005 годом сократилась на 14,3%. Вместе с тем остается высокой задолженность в бюджеты всех уровней, которая на 1 января 2007 года составила 6302877 тыс. рублей.
Поступления по налоговым доходам в республиканский бюджет КБР за 2006 год по сравнению с предыдущим годом выросли в абсолютном выражении на 1054937 тыс. рублей и составили 2305912 тыс. рублей (93,7% от плановых назначений), недопоступило 155383 тыс. рублей.
Структура поступлений в республиканский бюджет КБР по видам налогов сложилась следующим образом.
Доля налога на прибыль организаций в налоговых поступлениях существенных изменений не претерпела (с 13,0% в 2005 году до 13,9% в отчетном периоде). Однако в абсолютном выражении объем поступлений по налогу за 2006 год составили 321298 тыс. рублей и по сравнению с 2005 год вырос на 158495 тыс. рублей, или 197,4%.
При фактическом поступлении по налогу на доходы физических лиц в республиканский бюджет КБР за отчетный период в размере 811382 тыс. рублей, исполнение плановых назначений составило 110,5% (бюджет дополнительно получил средства в размере 77280 тыс. рублей).
Поступления в республиканский бюджет КБР за 2006 год по акцизам составили 645609 тыс. рублей (89,3% от плановых назначений), что больше объема поступлений за 2005 год на 327214 тыс. рублей, или на 151,5%.
"Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)" занимают 19,5% от всех поступлений в бюджет по подакцизным товарам. При плане в 177698 тыс. рублей в республиканский бюджет КБР за 2006 год поступления по данному доходному источнику составили 125937 тыс. рублей, или 70,9% от плановых назначений. Рост поступлений за отчетный период по сравнению с 2005 годом по налогу составил 95128 тыс. рублей, или 408,8%.
"Акцизы на вина, производимые на территории РФ" занимают наибольший удельный вес в структуре поступлений от акцизов, их доля составляет 38,8% от всех поступлений в бюджет по подакцизным товарам. Поступления в республиканский бюджет КБР за отчетный период составили 250783 тыс. рублей, что составило 170,9% от плановых назначений. За счет перевыполнения плановых назначений бюджет дополнительно получил 104048 тыс. рублей. Объем поступления в республиканский бюджет по налогу в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырос на 232384,1 тыс. рублей, или в 13,6 раза.
"Акцизы на пиво, производимое на территории РФ" занимают 2,2% от всех поступлений по подакцизным товарам. При плане в 13752 тыс. рублей поступления в республиканский бюджет КБР за 2006 год составили 14211 тыс. рублей, или 103,3%. Темп роста объемов поступлений за 2006 год по отношению к 2005 году составил 129,1%.
"Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории РФ" занимают 7,1% от всех поступлений в бюджет по подакцизным товарам. Фактические поступления за 2006 год составили 46099 тыс. рублей, или 24,8% от плановых назначений.
Общие поступления по доходам от акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию, распределяемым через Управление Федерального казначейства по Смоленской области, исполнены на 105,4% или в абсолютном выражении на 198538 тыс. рублей (дополнительно поступило 10215 тыс. рублей).
Доля налогов на совокупный доход в налоговых поступлениях республиканского бюджета КБР сократилась с 10,7% за 2005 год до 5,2% в 2006 году. Несмотря на то, что поступления доходов по подгруппе "Налоги на совокупный доход" исполнены на 1 января 2007 года в объеме 118920 тыс. рублей, или 123,9% от плановых назначений, относительно 2005 года, поступления снизились на 14658 тыс. рублей, или на 11,0%. При этом объем начислений по налогу вырос на 62326 тыс. рублей, или на 26,8%. В том числе по статье "Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения" поступления составили 118354,1 тыс. рублей, или 124,8% от плановых назначений, причем наблюдается рост поступлений за 2006 год по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза. По статье "Единый сельскохозяйственный налог" поступления составили 566 тыс. рублей, или 51,1% от плановых назначений (недопоступило 542 тыс. рублей).
Доля налогов на имущество в налоговых поступлениях республиканского бюджета сократилась с 20,7% за 2005 год до 17,5% в 2006 году. В абсолютном выражении объем поступлений за отчетный период составил 404590 тыс. рублей, или 58,1% от плана (недопоступило 292176 тыс. рублей), в том числе поступление по статье "Налог на имущество организаций" составило 303277,5 тыс. рублей, или 62,1% планового задания. Поступления за отчетный период выросли по сравнению с 2005 годом на 92140,4 тыс. рублей, или на 43,6%. Увеличение поступлений в бюджет обусловлено изменением норматива отчисления налога в соответствии с законом о бюджете, а именно закреплением 100% поступлений за республиканским бюджетом без расщепления на региональном уровне.
В республиканский бюджет на 2006 год планировалось поступление транспортного налога в объеме 70261 тыс. рублей, или 2,9% от налоговых доходов. Исполнение плановых назначений составило 23,6%, (или фактически поступило - 16613 тыс. рублей), в том числе: транспортный налог с организаций 3243 тыс. рублей, или 14,1% от плановых назначений; транспортный налог с физических лиц 13371 тыс. рублей, или 28,3% от плановых назначений.
По итогам 2006 года по налогу на игорный бизнес в республиканский бюджет КБР поступило 84699 тыс. рублей вместо запланированных 138045 тыс. рублей, исполнение составило 61,4% (недопоступило 53346 тыс. рублей). Темп роста поступлений за 2006 год к 2005 году составил 233,2%.
По-прежнему не выполняются плановые назначения по подгруппе "Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами", в республиканский бюджет недопоступило 6017 тыс. рублей. Систематическое неисполнение плановых назначений указывает как на низкое качество бюджетного планирования, так и недостаточное администрирование.
Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых в отчетном периоде составили 2269 тыс. рублей, или 27,0% от плановых назначений, недопоступление в республиканский бюджет составило 6142 тыс. рублей. Причем в отчетном периоде, по сравнению с 2005 годом, платежи выросли на 981 тыс. рублей, или на 76,2%.
Поступления в республиканский бюджет КБР за 2006 год по подгруппе "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" составили 1340 тыс. рублей, плановые назначения перевыполнены в 17 раз. При этом объемы поступлений за отчетный период по сравнению с 2005 годом сократились на 8319 тыс. рублей, или на 86,1%. Следует отметить, что при отсутствии плановых назначений по 9 из 11 доходных статей по данной подгруппе доходного источника, в республиканский бюджет КБР поступило 3570 тыс. рублей, а при плановом назначении по статье "Налог на имущество предприятий" в 18547 тыс. рублей из бюджета возвращено средств в объеме 5026 тыс. рублей.
За отчетный период в республиканский бюджет КБР по неналоговым доходам поступило 1010407 тыс. рублей, что составило 101,0% от плана поступлений. Относительно 2005 года объем поступлений по неналоговым доходам увеличился на 1038146 тыс. рублей, или в 33 раза.
Поступления по статье "Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации" в республиканский бюджет КБР за 2006 год составили 244 тыс. рублей, или 83,6% от плановых назначений (недопоступило 48 тыс. рублей).
Плановые назначения и объемы поступлений по статье "Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны" в республиканский бюджет КБР за 2006 год соответствовали 9084,5 тыс. рублей. По сравнению с 2005 годом за отчетный период объемы поступлений выросли на 7963,5 тыс. рублей, или в 8 раз. При этом, как указывалось выше, из общей суммы поступлений 9041,2 тыс. рублей поступили в безденежной форме с нарушениями действующего законодательства.
Поступления в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики по статье "Арендная плата за земли до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков" за отчетный период составили 9677 тыс. рублей, или 91,2% от плановых назначений (недопоступило 938 тыс. рублей). При этом в отчетном периоде по сравнению с 2005 годом наблюдался рост поступлений на 2426 тыс. рублей, или на 33,5%.
В нарушение статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" средства, поступившие в счет арендных платежей за земельные участки, расположенные в границах городских поселений Нарткала, Кашхатау и Залукокоаже (688,9 тыс. рублей, 258,9 тыс. рублей и 1279,7 тыс. рублей соответственно) в полном объеме были зачислены в местный бюджет, в результате потери республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составили 1113,8 тыс. рублей.
Доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий за отчетный период составили 151 тыс. рублей, или 53,4% от плана (недопоступило 132 тыс. рублей), тогда как за 2005 год поступления составили 336 тыс. рублей.
При плане в 131 тыс. рублей по статье "Платежи при пользовании недрами" поступлений в республиканский бюджет КБР за 2006 год не было.
Поступления в республиканский бюджет за 2006 год по статье "Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий" составили 8,4 тыс. рублей, или 60,0% от плановых назначений.
По подгруппе доходных источников республиканского бюджета КБР "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства" поступления сложились в объеме 36046 тыс. рублей, или 149,6% плановых назначений. За счет перевыполнения плановых назначений республиканский бюджет КБР дополнительно получил средства в сумме 11949 тыс. рублей.
Безвозмездные перечисления в республиканский бюджет КБР за 2006 год в соответствии с утвержденной бюджетной росписью на 2006 год были запланированы в объеме 6405482 тыс. рублей (5070755 тыс. рублей по первоначальному плану). Планируемая доля безвозмездных перечислений составляла 62,5% (64,8%) от общего объема доходов, по итогам исполнения бюджета за рассматриваемый период, доля финансовой помощи составила 64,0%.
Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных перечислений, как и в предыдущие годы, продолжают занимать дотации из федерального бюджета - 71,0% от всех безвозмездных поступлений, исполнение по которым за отчетный период составило 4534835 тыс. рублей, или 100% от плана. По сравнению с 2005 годом фактические поступления по дотациям также выросли, рост составил 632211 тыс. рублей, или 116,2%.
Поступления субвенций в республиканский бюджет КБР за 2006 год составили 220451 тыс. рублей, или 98,0% (105,2%) от плановых назначений.
Исполнение назначений по поступлениям в республиканский бюджет КБР субсидий за 2006 год составило 620325 тыс. рублей, или 98,4% (260,1%) от плана.
Плановые назначения по статье "Средства федерального бюджета на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы" (1011841 тыс. рублей) исполнены практически в полном объеме.
Поступления в республиканский бюджет КБР за отчетный период по прочим безвозмездным поступлениям составили 2560 тыс. рублей, или 100,0% от плановых назначений.
В соответствии с Отчетом поступления по группе "Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности" в республиканский бюджет КБР составили в 2006 году 211167 тыс. рублей, или 64,6% плановых назначений (недопоступило 115954 тыс. рублей). По сравнению с 2005 годом объем поступлений по доходам от предпринимательской деятельности снизился на 19,5%, или в абсолютном выражении на 51177 тыс. рублей.
В результате экспертизы Отчета выявлены множественные расхождения отчетных данных и данных органов казначейства, администраторов доходных поступлений, как в части плановых назначений, так и в части объемов фактического исполнения. Выявлены факты нарушения требований бюджетного законодательства в отношении исполнения бюджета территории в 2006 году.
В соответствии с данными Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике общий объем доходов, поступивших в республиканский бюджет КБР за 2006 год, составил 9954032,9 тыс. рублей. В то же время, объем фактических доходов бюджета, согласно отчету, направленному Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство финансов) в Министерство финансов Российской Федерации, и опубликованному Федеральным казначейством, составляет 9961665,1 тыс. рублей. В Отчете отражено третье значение объема доходов бюджета в 2006 году - 9977907,0 тыс. рублей.
В нарушение ст. 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 6 апреля 2002 года N 21-РЗ "О дорожном фонде Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Закон о дорожном фонде), устанавливающего норматив отчисления в бюджет Дорожного фонда Кабардино-Балкарской Республики от поступающих в республиканский бюджет КБР акцизов на нефтепродукты в размере 50%, Министерством финансов в течение 2006 года указанный норматив не соблюдался, в результате чего бюджет фонда недополучил денежные средства в объеме 3933,0 тыс. рублей.
В нарушение ст. 39 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 года N 16-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год" (далее - Закон о бюджете), установившей зачисление средств доходов от эксплуатации имущества автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в бюджет Дорожного фонда, средства от указанного доходного источника поступили в бюджет фонда не в полном объеме (при фактическом исполнении в 133,2 тыс. рублей в бюджет фонда было зачислено 78,0 тыс. рублей, недопоступление составило 55,2 тыс. рублей). Также, в нарушение п. 7 ст. 3 Закона о дорожном фонде, в бюджет фонда недопоступил переходящий остаток средств, образовавшийся по итогам исполнения бюджета Дорожного фонда на 1 января 2006 года в объеме 40804,0 тыс. рублей.
В ходе исполнения бюджета в части доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, Министерством финансов в доходах бюджета была необоснованно отражена сумма средств, полученная во временное распоряжение Фонда государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики в виде задатков участников торгов и аукционов по реализации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики. В результате, отчетный объем исполнения республиканского бюджета КБР по доходам был необоснованно завышен на 63420 тыс. рублей.
2. Анализ исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской
Pеспублики по расходам
Согласно Отчету объем доходов республиканского бюджета КБР в 2006 году составил 9977907 тыс. рублей - с уровнем исполнения 97,3%, расходы республиканского бюджета составили 9561965 тыс. рублей - с уровнем исполнения 89,4 %. Суммарные остатки на счетах составили 415942 тыс. рублей, при этом общая кредиторская задолженность главных распорядителей и распорядителей средств республиканского бюджета КБР достигла 432382,81 тыс. рублей.
В ходе исполнения бюджета 2006 года в Закон о бюджете четырежды вносились изменения и дополнения - 12 апреля 2006 года, 20 июня 2006 года, 30 октября 2006 года и 29 ноября 2006 года, в результате чего расходы были увеличены на 26,8% (в 2005 году аналогичный показатель составлял 8,8%) или на 2217819 тыс. рублей и составили 10474212 тыс. рублей.
Исполнение текущих расходов составило 8246222 тыс. рублей (92,5% от плановых назначений), капитальных - 1315743 тыс. рублей (83,8% от плановых назначений).
В течение 2006 года практически по всем разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (за исключением разделов 0600 "Охрана окружающей среды" и 0900 "Здравоохранение и спорт", где произведено снижение бюджетных назначений) производилось увеличение расходов в сравнении с первоначально утвержденными.
Вместе с тем, при наличии остатков на счетах бюджетополучателей в конце 2006 года в размере 4,2% к доходам бюджета (или 1,2% к ВРП), уровень финансирования в разрезе функциональной и ведомственной классификации был весьма неравномерным как по удельному весу, так и по уровню исполнения.
На фоне относительно высокого уровня исполнения расходных обязательств по разделам функциональной классификации: "Межбюджетные трансферты" (97,2%), "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (93,3%), "Здравоохранение и спорт" (91,6%), "Культура, кинематография, СМИ" (91,4%), "Социальная политика" (90,4%) исполнение расходных обязательств по остальным разделам функциональной классификации ниже среднего (89,4%) уровня исполнения республиканского бюджета по расходам. Так, исполнение по разделам: "Общегосударственные расходы" (55,8%), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (73,7%), "Охрана окружающей среды" (80,4%), "Образование" (81,7%), в т.ч. "общее" (78,2%), "культура" (86,2%).
Общий рост финансирования расходов по разделам функциональной классификации в 2006 году относительно 2005 года составил 127,7%, при этом максимальный рост отмечается по следующим разделам: "Национальная экономика" (188,5%); "Социальная политика" (161,9%); "Охрана окружающей среды" (148,2%); "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (140,2%); "Межбюджетные трансферты" (137,6%); "Культура, кинематография, СМИ" (131,1%). Неудовлетворительная динамика роста показателей финансирования отмечена по следующим разделам: "Жилищно-коммунальное хозяйство" (17,2%); "Общегосударственные вопросы" (50,4%); "Образование" (100,2%).
Уточненной сводной бюджетной росписью расходов республиканского бюджета КБР на 2006 год расходы по разделу 0100 "Общегосударственные вопросы" были предусмотрены в сумме 630593 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов составило 352024 тыс. рублей, или 55,8%, что является самым низким показателем исполнения в разрезе разделов функциональной классификации расходов.
Исполнение расходов по подразделам характеризуется следующими данными:
расходы на функционирование органов законодательной и исполнительной власти (подразделы 0102-0104) в Отчете отражены одной строкой и составили 79376 тыс. рублей, или 92,4% запланированных назначений. Расходы по данному подразделу имеют наибольший удельный вес в структуре расходов раздела;
по подразделу 0104 "Судебная система" (расходы на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики и Службы обеспечения деятельности мировых судей) исполнение составило 30214 тыс. рублей, или 73,2% от плановых назначений;
по подразделу 0112 "Обслуживание государственного долга" исполнение в 2006 году составило 104958 тыс. рублей, или 51,4% от плановых назначений;
по подразделу 0113 "Резервные фонды" исполнение составило 11692 тыс. рублей, или 82,5% от предусмотренных расходов. Нераспределенный остаток средств по данному подразделу на конец 2006 года составил 2464 тыс. рублей;
по подразделу 0115 "Другие общегосударственные вопросы" (расходы, связанные с управлением вопросами экономического планирования, эксплуатации принадлежащих Правительству Кабардино-Балкарской Республики зданий, проведением сельскохозяйственной переписи, а также сальдо по бюджетным кредитам) исполнение составило 84363 тыс. рублей, или 35,9%, что обусловлено недопоступлением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы по данному подразделу имеют наименьший удельный вес в структуре расходов раздела.
По разделу 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности милиции общественной безопасности, органов юстиции, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение противопожарной безопасности. Согласно отчету об исполнении бюджета на 2006 год на указанные цели было заложено 786646 тыс. рублей, исполнение составило 733593 тыс. рублей, или 93%.
Расходы на содержание и обеспечение деятельности Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, управлений внутренних дел муниципальных образований, которые отражаются по подразделу 0302 "Органы внутренних дел", планировались в 2006 году в размере 504767 тыс. рублей и были исполнены на 96% (484135 тыс. рублей).
По подразделу 0304 "Органы юстиции" отражены расходы на государственную регистрацию актов гражданского состояния, которые за 2006 год составили 1629 тыс. рублей, или 100% от запланированных показателей.
Подраздел 0309 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" включает в себя расходы на содержание Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике и Республиканской поисково-спасательной службы. Фактические расходы поданному подразделу составили 24730 тыс. рублей при запланированной сумме 31211 тыс. рублей, т.е. исполнение составило 79%.
Подраздел 0310 "Обеспечение противопожарной безопасности" включает расходы на содержание и обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы Кабардино-Балкарской Республики, которые планировались в 2006 году в размере 248589 тыс. рублей, фактическое финансирование же составило 223099 тыс. рублей, или 90%.
По разделу 0400 "Национальная экономика", в котором отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики, согласно отчету об исполнении на 2006 год было предусмотрено 2205680 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 1954953 тыс. рублей, или 88,6%.
В соответствии с отчетом об исполнении бюджета за 2006 год плановый показатель по подразделу 0402 "Топливо и энергетика" составил 10451 тыс. рублей, фактическое же финансирование - 10233 тыс. рублей, или 98%.
В расходах по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" отражены расходы на содержание Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики и различных учреждений, оказывающих ветеринарные услуги и др., а также финансирование мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" и финансирование различных мероприятий в сфере сельскохозяйственного производства. Согласно Отчету расходы по данному разделу были запланированы в сумме 247706 тыс. рублей, исполнение составило 221150 тыс. рублей, или 89%.
По подразделу 0406 "Водные ресурсы" на 2006 год было запланировано затратить 78862 тыс. рублей, 69682 тыс. рублей из которых были предназначены на строительство объектов общегражданского назначения, а 9000 тыс. рублей - на водохозяйственные мероприятия. Исполнение по данному подразделу составило 70 574 тыс. рублей, или 90%.
Расходы подраздела 0407 "Лесное хозяйство" фактически исполнены на 97%.
По подразделу 0408 "Транспорт" отражены расходы на содержание и обеспечение деятельности Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики, подведомственных ему учреждений и расходы на мероприятия в области дорожного хозяйства и железнодорожного транспорта. По данному подразделу было запланировано 471990 тыс. рублей, исполнение составило 388584 тыс. рублей, или 82%. На содержание министерства по подразделу 04 08 было предусмотрено 6878 тыс. рублей, исполнение составило 5798 тыс. рублей, или 84%.
По подразделу 0409 "Связь и информатика" на 2006 год было запланировано финансирование мероприятий федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2010 года" и "Электронная Россия". Исполнение по данному подразделу составило 26762 тыс. рублей, или 76%.
По подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики" на 2006 год было запланировано 355058 тыс. рублей, исполнение составило 231144 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Юг России" в 2006 году было запланировано 72300 тыс. рублей, фактически профинансировано 68800 тыс. рублей, или 95%.
В соответствии с Отчетом по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" бюджетные ассигнования были запланированы в размере 85341 тыс. рублей, фактическое финансирование составило 62934 тыс. рублей, или 74%.
По подразделу 0501 "Жилищное хозяйство" на 2006 год расходы были запланированы в размере 22662 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 11297 тыс. рублей, или 50%. В рамках данного подраздела запланированы расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" в размере 100 тыс. рублей, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" в размере 10000 тыс. рублей и республиканской целевой программы "Жилье-2010" в размере 12562 тыс. рублей. Фактическое финансирование составило соответственно 0,12% и 80%.
По подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" на 2006 год было запланировано затратить 51074 тыс. рублей, исполнение составило 40670 тыс. рублей, или 80%.
По подразделу 0504 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства" было заложено 11605 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 10967 тыс. рублей, или 94%.
По разделу 0600 "Охрана окружающей среды" отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и другие расходы в области окружающей среды. Расходы на указанные цели в 2006 году составили 6670 тыс. рублей, или 80% от плана.
По подразделу 0602 "Охрана растительных и животных видов и среды их обитания" на природоохранные мероприятия было запланировано 1028 тыс. рублей, финансирование произведено на 49%.
По подразделу 0604 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" отражены расходы на содержание органов исполнительной власти по надзору в сфере природопользования, расходы в области гидрометеорологии и др. Расходы по указанному разделу в 2006 году составили 6162 тыс. рублей, или 85% от плана.
Расходы по разделу 0700 "Образование" в соответствии с Законом о бюджете утверждены в сумме 957129 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований по уточненной бюджетной росписи составляет 860048 тыс. рублей, или на 10,1% меньше утвержденных бюджетных назначений, что в основном связано с передачей полномочий по финансированию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" органам местного самоуправления.
Фактические расходы по данному разделу с учетом средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 702408 тыс. рублей, или 73,4% к годовым назначениям и 81,7% к уточненной бюджетной росписи, в том числе по подразделам: 0702 "Общее образование" соответственно 62,6% и 78,2%; 0703 "Начальное профессиональное образование" - 75,6% и 74,7%; 0704 "Среднее профессиональное образование" - 80%; 0705 "Переподготовка и повышение квалификации" - 57,5%; 0707 "Молодежная политика и оздоровление детей" - 85,4%; 0709 "Другие вопросы в области образования" на уровне 91,6%.
В соответствии с ведомственной структурой расходов республиканского бюджета КБР Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Pеспублики первоначально утверждены лимиты бюджетных назначений на 2006 год в сумме 599912 тыс. рублей, в том числе по разделу 0700 - 581 119 тыс. рублей. В течение финансового года в Закон о бюджете вносились изменения, в результате чего, расходы на образование были увеличены на 18,1% и составили 686500 тыс. рублей, в том числе по разделу 0700 "Образование" - 589353 тыс. рублей.
По данным отчета Министерства образования и науки КБР, объем финансирования с учетом средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составил 457300 тыс. рублей, что не соответствует данным отчета Правительства на сумму 8791 тыс. рублей. В годовом отчете министерства не отражены расходы по некассовым операциям в сумме 8453 тыс. рублей. Недофинансирование министерства в целом составило 143066 тыс. рублей. Неудовлетворительно профинансированы статьи расходов по оплате транспортных услуг (27%), увеличению стоимости материальных запасов и основных средств (51% и 57%), выплате пособий по социальной помощи населению (58%), коммунальных услуг (66%). Исполнение бюджетных обязательств по фонду оплаты труда составило только 77%.
Кредиторская задолженность, подведомственных Министерству образования и науки КБР республиканских учреждений, за 2006 год увеличилась на 1193 тыс. рублей и составила 35720 тыс. рублей.
В соответствии с Законом о бюджете расходы по разделу 0800 "Культура, кинематография, средства массовой информации" утверждены в размере 426453 тыс. рублей с ростом против уровня 2005 года на 25,4%.
Предусмотренные Законом о бюджете расходы по данному разделу исполнены в объеме 391507 тыс. рублей, или 91,4% утвержденных назначений. В целом по разделу недофинансирование составило 36806 тыс. рублей.
Плановые назначения по подразделу "Культура" в сумме 120734 тыс. рублей, исполнены в объеме 104018 тыс. рублей, или на 86,2%, утвержденных назначений, с ростом против уровня 2005 года на 24,7%. Расходы на содержание дворцов и домов культуры исполнены на 90,4% утвержденных назначений, на содержание музеев и выставок - 86,4%, библиотек - на 85,7%, театров и концертных организаций исполнительских искусств - на 92,6%.
По подразделу 0803 "Телевидение и радиовещание" утвержденные бюджетные расходы исполнены на 93,7%, в сумме 20237 тыс. рублей с темпом роста к 2005 году на 11,7%.
Плановые расходы по подразделу 0804 "Периодическая печать и издательства", утвержденные с ростом против предыдущего года на 18,1%, исполнены на 91,4% утвержденных назначений. Фактические расходы возросли против 2005 года на 24,2%.
Плановые назначения по подразделу 0806 "Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средства массовой информации" утвержденные в сумме 202406 тыс. рублей, фактически исполнены в объеме 190834 тыс. рублей (94,3%) с ростом к фактическим расходам 2005 года на 32,2%.
Исполнение расходов республиканского бюджета по разделу 0900 "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с ведомственной структурой расходов республиканского бюджета на 2006 год осуществляется четырьмя главными распорядителями средств республиканского бюджета: Министерством здравоохранения, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством по делам молодежи и спорта, Министерством курортов и туризма.
В структуре расходов республиканского бюджета КБР по данному разделу 86% составляют бюджетные назначения, выделяемые на текущие расходы, и 14% составляют расходы капитального характера.
Расходы по подразделу 0901 "Здравоохранение" в соответствии с уточненной бюджетной росписью предусмотрены в объеме 1313133 тыс. рублей, объем финансирования расходов составил 1202074 тыс. рублей (или 92%).
Расходы по подразделу 0902 "Спорт и физическая культура" по уточненной бюджетной росписи предусмотрены в объеме 68455 тыс. рублей. Объем финансирования расходов составил 65358 тыс. рублей, или 96% уточненных назначений.
Расходы по подразделу 0904 "Другие вопросы в области здравоохранения и спорта" уточненной бюджетной росписью предусмотрены в объеме 9565 тыс. рублей. Объем финансирования расходов составил 7402 тыс. рублей, или 77 % уточненных назначений.
В соответствии с Законом о бюджете расходы по разделу 1000 "Социальная политика" утверждены в сумме 1463890 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью увеличены до 1489626 тыс. рублей, с ростом против уровня прошлого года на 61%.
В соответствии с ведомственной структурой расходов Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики произведены расходы в сумме 1357406 тыс. рублей, или 91,7 % к уточненным бюджетным назначениям. В структуре расходов министерства бюджетные ассигнования по разделу "социальная политика" составляют 1318446 тыс. рублей (97%).
Законом о бюджете расходы по разделу 1100 "Межбюджетные трансферты" утверждены в сумме 2705869 тыс. рублей. Уточненной бюджетной росписью плановые назначения по указанному разделу увеличены на 109828 тыс. рублей и составили 2815695,7 тыс. рублей, из них на финансовую помощи# бюджетам других уровней 862161 тыс. рублей и республиканский фонд компенсации в размере 1953534,7 тыс. рублей.
Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ исполнены на 1784898 тыс. рублей, или на 96,1%, не исполнены бюджетные назначения по Зольскому (87,4%), Лескенскому (85,7%), Терскому (78,7%) и Черекскому (85,7%) муниципальным районам. При этом, в денежной форме выделено 1574562,3 тыс. рублей, или 88,2% от общей суммы субвенций, остальные расходы проведены взаимозачетом.
В нарушение статьи 141 Бюджетного кодекса, статьи 56-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2003 года N 4-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике", статьи 20 Закона о бюджете Министерством финансов на основании приказа от 20 декабря 2006 года N 222 проведен зачет задолженности муниципальных образований г.г. Нальчик, Баксан, Прохладный; Баксанского, Зольского, Лескенского, Майского, Прохладненского, Урванского, Чегемского и Эльбрусского районов по бюджетным кредитам на общую сумму 210335,7 тыс. рублей (включая проценты в сумме 7147,7 тыс. рублей) за счет субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ.
Информация об исполнении резервного фонда Кабардино-Балкарской Республики представлена в приложении "О расходах республиканского бюджета в 2006 году за счет резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики".
Решения о выделении средств из резервного фонда были приняты: в I квартале - 28 процентов от годового объема расходования средств фонда; во II квартале - 47,7 процентов; в III квартале - 0,3 процента; в IV квартале - 24 процентов.
Ст. 36 Закона о бюджете утвержден Перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено осуществлять за счет средств республиканского бюджета КБР на 2006 год. В Перечень включено 18 республиканских целевых программ с объемом финансирования 458635 тыс. рублей. Количество республиканских целевых программ и сумма финансирования, указанная в приложении, в течение 2006 года не менялись.
Несмотря на принимаемые в последнее время меры, формирование и реализация республиканских целевых программ не полностью отвечают современным требованиям программно-целевого метода бюджетного планирования. Во многих программах цели и задачи сформулированы неконкретно, в подавляющем большинстве программ отсутствуют количественные и качественные показатели экономической эффективности и социальной результативности программ, увязанные с их ресурсным обеспечением, не установлена четкая административная ответственность за реализацию программ, сложившееся за предыдущие годы отставание в финансировании за счет средств республиканского бюджета ряда региональных целевых программ не преодолено.
3. Государственный долг Кабардино-Балкарской Республики
Государственный долг Кабардино-Балкарской Республики на 1 января 2007 года составил 1523804,9 тыс. рублей. Уменьшение долговых обязательств с 1 января 2006 года составило 242498,7 тыс. рублей. Размер государственного долга составляет 55,3 процента от верхнего предела государственного долга Кабардино-Балкарской Республики, установленного Законом о бюджете в сумме 2754310 тыс. рублей.
4. Выводы
5.1. Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год выполнен по доходам в сумме 9977907 тыс. рублей при плане 10253274 тыс. рублей (97,3), в том числе по собственным доходам 3587486 тыс. рублей при плановых назначениях 3847792 тыс. рублей (93,2%). Расходы республиканского бюджета составили 9561965 тыс. рублей (при плане 10701391 тыс. рублей) с уровнем исполнения 89,4 %. Относительно низкий уровень исполнения расходов бюджета (неполное по сравнению с утвержденным бюджетом финансирование расходов более чем на 10% годовых назначений) при наличии суммарных остатков на счетах, учитываемых Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики как профицит бюджета (415942 тыс. рублей), свидетельствует о несоблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (ст. 219), и как следствие, неэффективном управлении бюджетными ресурсами.
5.2. В нарушение статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом Кабардино-Балкарской Республике от 7 февраля 2006 года N 16-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год" были установлены "полномочия по проведению операции по опережающему финансированию расходов республиканского бюджета за счет временно свободных денежных средств, находящихся на лицевых счетах получателей бюджетных средств".
5.3. В нарушение статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации не составлялась и не утверждалась в установленном порядке дополнительная бюджетная роспись по доходам и расходам республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
5.4. В нарушение статей 219, 220 и 223 Бюджетного кодекса Российской Федерации до распорядителей и получателей бюджетных средств не доводились изменения показателей сводной бюджетной росписи, уведомления лимитов бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств.
5.5. В нарушение статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 6 апреля 2002 года N 21-РЗ "О дорожном фонде Кабардино-Балкарской Республики", статьи 39 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 года N 16-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год" в бюджет Дорожного фонда Кабардино-Балкарской Республики недопоступило 44792,2 тыс. рублей.
5.6. В нарушение статьи 141 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 56-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2003 года N 4-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике", статьи 20 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 года N 16-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год" Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании приказа от 20 декабря 2006 года N 222 проведен зачет задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам на общую сумму 210335,7 тыс. рублей за счет средств республиканского фонда компенсации (субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ), что в соответствии со статьями 38 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
5.7. С нарушением требований статьи 20 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2006 года N 16-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год" производилось взыскание нецелевого использования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по муниципальному образованию городской округ Нальчик на сумму 13619,8 тыс. рублей.
5. Предложения
Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики:
обеспечить исполнение республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по расходам с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования, финансирования, а также подтверждения исполнения денежных обязательств;
аннулировать операции по погашению задолженности муниципальным образованиям согласно приказу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2006 года N 222 и провести зачет по погашению бюджетных кредитов в рамках бюджетного законодательства;
в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации восстановить в бесспорном порядке средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в сумме 7900 тыс. рублей, выделенные не по целевому назначению Департаменту финансов администрации г. Нальчика;
провести инвентаризацию задолженности по отменным налогам и сборам в части средств, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики на отчет об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год (одобрено коллегией Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (протокол от 2 июля 2007 года N 7))
Текст Заключения опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 13 июля 2007 г. N 208-209 ( 22083-22084 )