Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Исключена.
См. текст части 2
3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Кабардино - Балкарской Республике, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Кабардино - Балкарской Республики. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения в соответствии с законодательством сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
5. Право ребенка с ограниченными возможностями на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной подготовке и социальной ориентации охраняется законом.
6. Детям-инвалидам гарантируются необходимые условия для получения воспитания, образования и профессиональной подготовки.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования и среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование детей-инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Профессиональное образование детей-инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Дети-инвалиды при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются вне конкурса и обеспечиваются стипендией, если по заключению медико-социальной экспертизы им не противопоказано обучение в соответствующих учреждениях.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики и являются расходными обязательствами Кабардино-Балкарской Республики.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами Кабардино-Балкарской Республики.
Обеспечение детей-инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
Право детей-инвалидов на труд обеспечивается квотированием рабочих мест в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, созданием сети производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда и имеет целью вовлечение этих детей в трудовую деятельность с учетом состояния их здоровья и возраста. Дети-инвалиды по окончании школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений должны быть трудоустроены органами местного самоуправления по месту нахождения учебного заведения или по месту жительства родителей.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2002 г. N 37-РЗ "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и трудоустройстве"
7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержащиеся в детских домах, школах-интернатах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находятся на полном государственном обеспечении.
При выходе из детского учреждения в связи с окончанием срока обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прием вне конкурса в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные на воспитание в детские интернатные учреждения, к родственникам, опекунам, попечителям, сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее, по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Обучающимся в республиканских государственных образовательных учреждениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, устанавливаются законами Кабардино-Балкарской Республики и (или) нормативными правовыми актами Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.