Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 19 сентября 2003 г. N 264-ПП
"О Концепции развития лесного хозяйства Кабардино-Балкарской
Республики на 2003-2010 годы"
В целях обеспечения воспроизводства лесов, рационального использования лесных ресурсов, своевременного принятия нормативно-правовых актов по развитию лесного хозяйства, усилению требований к охране лесов от лесонарушений и повышению ответственности за нарушение лесного законодательства на территории республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития лесного хозяйства Кабардино - Балкарской Республики на 2003-2010 годы (приложение 1).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на 2003-2010 годы (приложение 2).
3. Поручить Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, рекомендовать Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, федеральному государственному учреждению "Нальчикское государственное опытное лесоохотничье хозяйство" и Национальному парку "Приэльбрусье" осуществлять планирование и реализацию мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства в соответствии с Концепцией развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики - министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики М.Х. Ахохова.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской
Республики |
Х.Чеченов |
Приложение 1
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 19 сентября 2003 г. 264-ПП
Концепция
развития лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
на 2003-2010 годы
I. Состояние лесного хозяйства и его роль в природно-ресурсном
комплексе республики
В Кабардино-Балкарской Республике общая площадь земель лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 года составляет 274,5 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 192,1 тыс. га. Общий запас лесонасаждений в лесах составляет 30,4 млн. куб. м, в том числе спелой и перестойной - 14,4 млн. куб. м. Ежегодный средний прирост древесины составляет 310 тыс. куб. м.
Лесной сектор играет важную роль в природном и социальном развитии республики.
Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению использования полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, контроля за лесопользованием и другие задачи.
Лесной фонд республики в настоящее время используется недостаточно эффективно.
Рубки главного пользования с 2000 года прекращены (постановление Правительства КБР N 288 от 10.06.2000 г.), проводятся только рубки промежуточного пользования.
Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации по обеспечению финансирования из республиканского бюджета КБР лесовосстановительных работ. Последние три года (2000-2003 гг.) финансирование составляет 40-60%, половина работ была профинансирована за счет лесхозов, т.е. за счет средств, которые планировались на их материально-техническое обеспечение.
Последние десять лет (1992-2002 гг.) резко снизился уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.
Существующая система платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 5-7%.
Низкий уровень оплаты за древесину на корню, что не позволяет лесхозам дополнительно финансировать воспроизводство лесов (лесовосстановление).
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом.
II. Прогноз развития лесного хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
В программе "Лесовосстановление" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.
К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 4800 га, из них посев и посадка леса - 1250 га, содействие естественному возобновлению леса - 3550 га, ввод молодняков в категорию хозяйственно-ценных лесных насаждений - 1100 га, улучшение санитарного состояния лесов - на площади 27 тыс. га, необходимо построить 70 км дорог лесохозяйственного назначения.
В области лесовосстановления для развития селекционного семеноводства и лесовыращивания базовым хозяйством определен Лескенский лесопитомник, который будет выращивать качественный посадочный материал для всех лесохозяйственных предприятий республики и для озеленения населенных пунктов и городов. Объем ежегодного выращивания составит не менее 2 млн. сеянцев и саженцев.
Намечено осуществить инвентаризацию и мониторинг состояния лесного фонда на площади 105 тыс. га, обеспечить техническое перевооружение лесохозяйственного производства на основе приобретения и замены устаревших технических средств.
Рубки главного пользования предусматривается начать с 2004 года и обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного пользования в объеме не менее 30 тыс. куб. м древесины в ликвидной массе в год, что создаст условия для повышения доходов лесохозяйственных предприятий.
III. Цели, задачи развития лесного хозяйства и совершенствования
государственного управления лесным фондом
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, получения доходов от использования лесных ресурсов, своевременного и качественного воспроизводства лесов, сохранения их ресурсного рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
урегулирование отношений собственности на лесной фонд;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
совершенствование экономического механизма в целях получения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий в лесном секторе;
совершенствование системы управления лесным фондом.
На первом этапе (2003-2005 гг.) необходимо сформировать эффективную структуру управления лесным фондом, подготовить проекты документов по совершенствованию действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
На втором этапе (2006-2010 гг.) осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники.
С учетом возобновления рубок главного пользования необходимо обеспечить рациональное использование лесосырьевых ресурсов:
Проектирование и строительство новых, реконструкция действующих цехов по переработке древесины с учетом их оснащения современной техникой и оборудованием, для глубокой переработки древесины позволит получить прибыль для направления ее на расширение производства и лесовосстановления.
В разрабатываемых мероприятиях необходимо предусмотреть, особенно на втором этапе (2006-2010 гг.), максимальное сокращение численности работников, занятых тяжелым физическим трудом, полностью ликвидировать женский труд в тяжелых условиях.
IV. Мероприятия по повышению эффективности
государственного управления лесным хозяйством
Повышение эффективности мероприятий по организации использования, охране и защите лесного фонда, а также по воспроизводству лесов должно обеспечиваться путем развития института собственности на лесной фонд, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, совершенствования организации лесопользования, экономического механизма и системы управления лесным хозяйством в республике.
Упорядочение государственного управления в области лесного хозяйства и развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесхозов.
Основными задачами лесхоза должны являться:
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, а также рационального использования земель лесного фонда;
охрана и защита лесов, а также охрана объектов животного мира и среды его обитания на землях лесного фонда;
обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
сохранение биологического разнообразия и объектов историко - культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
обеспечение в пределах компетенции лесхоза соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Ведение лесного хозяйства и организация лесопользования осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Лесоустройство, учет, кадастровая оценка и расчеты нормы пользования лесными ресурсами осуществляются по единым методикам.
Совместно разрабатываются федеральные целевые долгосрочные программы по использованию, воспроизводству, охране, защите лесов, охране объектов животного мира и среды его обитания.
Научное обеспечение предусматривает комплексное решение научно - исследовательских, технологических задач с учетом того, что воспроизводство лесов должно осуществляться на основе сочетания агротехнических, агрохимических, следующих агролесомелиоративных мероприятий:
разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, разработка новых методов охраны лесов, совершенствование нормативной базы методов и способов лесовосстановления, совершенствование экономического механизма управления лесным хозяйством на базе комплексной оценки лесов;
разработка основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства, научного обоснования законопроектных работ в этой области;
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству лесов, повышению продуктивности и качества лесов;
использование специальных машин и механизмов для работы в лесовосстановлении, удовлетворяющих лесоводственным, экологическим и социально-экономическим требованиям;
разработка вопросов по кадастровой оценке лесов по подготовке документов для выполнения программы информатизации в области лесного хозяйства;
создание единых основ формирования объективной и постоянно обновляемой информационной базы о состоянии воспроизводства лесов, обеспечение условий для естественного возобновления хозяйственно ценных древесных насаждений;
проведение мониторинга лесов и установление реальных и прогнозируемых информационных ресурсов и обеспечение практического их использования в сфере управления;
обеспечение оперативного доступа к российским и зарубежным публикациям по проблеме лесоразведения;
использование различных видов информационного обеспечения: справочно - информационная база, выставки, семинары, совещания, доведение до исполнителей доходчивой и своевременной информации.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, особенно работниками государственной лесной охраны.
Подготовка кадров для лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики будет осуществляться в высших учебных заведениях городов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, в среднем учебном заведении в г. Алагире (Северная Осетия - Алания). Кроме того, ежегодно будут проводиться курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства с высшим и среднеспециальным образованием в базовом Всероссийском институте (ВИПКЛХ) в г. Пушкино Московской области.
Подготовка профессиональных кадров для лесного хозяйства (лесники, мастера леса и работники лесокультурных работ) проводится в учебном пункте, функционирующем на базе Лескенского лесхоза. Эта форма подготовки кадров рабочих профессий будет совершенствоваться, база Лескенского лесхоза будет расширяться.
V. Экологическое значение лесов и необходимость сохранения
их биоразнообразия
Леса Кабардино-Балкарской Республики являются важнейшим природным ресурсом республики. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают регулирование большинства протекающих в экологической системе земли процессов, что представляет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов Кабардино-Балкарской Республики, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы изменений природной среды.
Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства республики предполагает:
сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения категорий лесов природоохранного значения внутри каждого лесхоза, лесничества и обеспечения режима их сохранности;
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования, сохранение почвенных и водных ресурсов при лесопользовании;
расширение защитного лесоразведения, в первую очередь в Прохладненском и Терском районах, а затем в Майском и Баксанском районах, граничащих с Прохладненским и Терским районами;
развитие системы особо охраняемых природных территорий (Национальный парк "Приэльбрусье" и заповедники);
усиление просветительской деятельности по формированию в обществе, среди населения понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.
Леса Кабардино-Балкарской Республики относятся к лесам первой группы, основным назначением которых является выполнение средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационно-оздоровительных, санитарно - гигиенических функций.
Сохраняя общий принцип разграничения лесов первой группы на категории защитности, необходимо уточнить и изменить режимы лесопользования в лесах Кабардино-Балкарской Республики.
VI. Направления развития лесного хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
1. Совершенствование организации лесопользования
Увеличение объема лесопользования в республике предусматривается путем возобновления с 2004 года рубок главного пользования и повышения интенсивности использования рубок промежуточного пользования.
Для повышения эффективности лесопользования необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцируемой площади, в том числе за счет расширения практики выращивания плантационных промышленных насаждений.
Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки по главному пользованию и нормативы промежуточного пользования лесом.
Требуется законодательно определить, что использование земель лесного фонда как нелесных, так и лесных в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, после перевода лесных земель в нелесные производить на платной основе.
2. Совершенствование лесоустройства, учета
и оценки лесного фонда
Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета (инвентаризации) лесов как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде и своевременному воспроизводству лесов.
Финансирование работ по лесоустройству и учету (инвентаризации) лесов в зависимости от их вида и состава должно осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета КБР. Требуется кадастровая оценка лесного фонда, которая позволит на эколого - экономической основе выбрать наиболее эффективные направления в использовании лесных ресурсов, планировать с учетом перспективного спроса доходность лесопользования, обоснованно определять условия и размер платежей за пользование лесным фондом.
Необходимо создать программно-методическое обеспечение мониторинга лесов, внедрить его в приоритетном порядке на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
3. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда
Охрана лесного фонда должна осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за нарушение лесного законодательства в области лесопользования;
регулярное повышение квалификации должностных лиц государственной лесной охраны Кабардино-Балкарской Республики;
запрет вывоза незаконно заготовленной древесины.
Охрана лесов от пожаров должна быть важным направлением государственной политики, обеспечивающим безопасность республики и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Анализ показал, что основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор, поэтому необходимо:
формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу;
предусматривать важность и необходимость агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации;
способствовать развитию наземных служб обнаружения лесных пожаров путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдений;
для повышения оперативности тушения возникших лесных пожаров необходимо в каждом лесхозе иметь пожарно-химическую станцию с новым техническим оснащением полной радиотелефонизацией;
совершенствование правового и экономического обеспечения охраны лесов от пожаров;
установить полномочия и ответственность в сфере осуществления мероприятий по охране лесов;
предусматривать выделение средств из федерального бюджета на профилактику, обнаружение и тушение пожаров.
Для защиты лесов от вредителей и болезней и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу необходимо создание информационной системы об изменениях лесопатологической обстановки в лесах.
Повышение эффективности мероприятий по защите лесов обеспечивать путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредителей и болезней с использованием новых эффективных средств защиты, а также усилением развития биологического метода защиты леса.
Главным направлением в области защиты лесов должны стать профилактические мероприятия по предупреждению вспышек массового размножения вредителей и распространения болезней.
VII. Экономические и финансовые основы развития лесного
хозяйства республики
В целях обеспечения развития лесного хозяйства республики в 2003-2010 годах необходимо активизировать решение задач по финансированию лесохозяйственных мероприятий, выделив для этих целей средства из бюджетов разных уровней: федерального, республиканского, местного, а также из внебюджетных источников.
Требуется дополнительно осуществить получение средств от использования участков лесного фонда за счет:
а) лесных податей и арендной платы как налоговых платежей за пользование участками лесного фонда;
б) средств, взимаемых при переводе лесных земель в нелесные, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
Указанные средства поступают в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства республики необходимо увеличить государственные инвестиции, особо принять меры по увеличению капвложений на охрану лесов от пожаров и на борьбу с лесонарушителями. Эти средства должны поступать в основном из федерального бюджета согласно законодательству по лесному хозяйству.
С расширением лесопромышленного производства (углубленная деревообработка) в лесхозах, начиная с 2004 года, поступающие средства (внебюджетные источники) должны направляться на развитие лесного хозяйства.
VIII. Механизм реализации Концепции развития лесного
хозяйства и ожидаемые результаты
Реализация Концепции развития лесного хозяйства основывается на строгом соблюдении Лесного кодекса Российской Федерации, а также Закона Кабардино-Балкарской Республики "О лесе Кабардино-Балкарской Республики".
Одним из основных инструментов настоящей Концепции должна стать федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 гг.)", в которую входит подпрограмма "Леса", на которой базируется территориальная программа "Лесовосстановление" Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по КБР на 2003-2010 гг.
На основании вышеизложенного должен быть разработан план мероприятий, направленных на совершенствование и развитие законодательства в области лесного хозяйства и лесопользования, государственного управления, повышения эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводства лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства Кабардино-Балкарии.
Намечается разработать ряд нормативно-правовых актов в соответствии с лесным законодательством России, регулирующих следующие вопросы:
обеспечение эффективного экономического механизма пользования лесным фондом;
обеспечение защиты деятельности государственной лесной охраны в Кабардино-Балкарской Республике при пресечении нелегальных рубок и иных лесонарушений;
упорядочение предоставления льгот при пользовании лесными ресурсами;
углубленная переработка лесосырья;
оценка экономического и экологического потенциала участков Лесного фонда Кабардино-Балкарской Республики.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции позволит обеспечить:
стабильное развитие лесного хозяйства республики;
существенное улучшение состояния лесного фонда;
четкое разграничение полномочий между органами власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления) в области лесных отношений, а также соблюдение интересов государственной власти республики и граждан в сфере пользования лесами;
существенное улучшение прибыльности производства и на этой основе повышение заработной платы работников леса;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест, улучшение профориентационной работы в школах и на предприятиях за счет целевой подготовки кадров лесного хозяйства и широкого привлечения членов школьных лесничеств.
Приложение 2
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 19 сентября 2003 г. 264-ПП
План
мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики на 2003-2010 годы
/----------------------------------------------------------------------\
|Наименование мероприятий и работ|Срок |Ответственные исполнители |
| |реализации| |
| | | |
|--------------------------------+----------+--------------------------|
|I. Нормативная правовая |2004 год |Управление природных |
|деятельность | |ресурсов и охраны |
|1. Подготовка предложений: | |окружающей среды МПР |
|- о внесении изменений в Закон | |России по КБР, |
|КБР "О лесе Кабардино-Балкарской| |Министерство |
|Республики" | |экономического развития и |
| | |торговли КБР, Министерство|
|--------------------------------+----------|финансов КБР и |
|- о разработке |2003-2005 |Министерство сельского |
|нормативно-правовых актов |годы |хозяйства КБР |
|Правительства КБР по вопросам | | |
|совершенствования управления | | |
|лесами, лесопользования, охраны | | |
|и защиты лесного фонда и | | |
|воспроизводства лесов | | |
|--------------------------------+----------+--------------------------|
|II. Совершенствование |2003-2005 |Правительство КБР, |
|государственного управления в |годы |Управление природных |
|сфере лесных отношений | |ресурсов и охраны |
|2. Подготовка и реализация | |окружающей среды МПР |
|предложений по совершенствованию| |России по КБР, |
|организационной структуры | |Министерство |
|управления лесным хозяйством | |экономического развития и |
| | |торговли КБР и |
| | |Министерство сельского |
| | |хозяйства КБР |
|--------------------------------+----------+--------------------------|
|3. Совершенствование |2004 год |Управление природных |
|деятельности лесхозов в | |ресурсов и охраны |
|направлении разграничения | |окружающей среды МПР |
|функции государственного | |России по КБР |
|управления и хозяйственной | | |
|деятельности | | |
|--------------------------------+----------+--------------------------|
|III. Межведомственная |2003-2010 |Управление природных |
|координация в сфере лесных |годы |ресурсов и охраны |
|отношений | |окружающей среды МПР |
|4. Осуществление согласованной | |России по КБР, Минобороны |
|лесной политики по организации | |России и Министерство |
|использования, охраны, защиты и | |сельского хозяйства КБР |
|воспроизводства лесов, повышению| | |
|их экономического потенциала | | |
|путем разработки целевых | | |
|программ и проектов нормативных | | |
|правовых актов ведомствами, в | | |
|ведении которых находится лесной| | |
|фонд | | |
|--------------------------------+----------+--------------------------|
|5. Участие в разработке |2003-2010 |Правительство КБР, |
|региональных целевых программ по|годы |Управление природных |
|использованию, охране, защите и | |ресурсов и охраны |
|воспроизводству лесов | |окружающей среды МПР |
| | |России |
| | |по КБР и Министерство |
| | |сельского хозяйства КБР |
\----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 сентября 2003 г. N 264-ПП "О Концепции развития лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на 2003-2010 годы" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" N 247 ( 20849 ) от 10 октября 2003 г.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 марта 2011 г. N 60-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2006 г. N 125-ПП