Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Кабардино-Балкарской Республики
"Об утверждении республиканской целевой
программы "Жилье-2010"
Республиканская целевая программа
"Жилье-2010"
31 января 2005 г.
Паспорт Программы
/--------------------------------------------------------------------\
| Наименование - республиканская целевая программа "Жилье-2010" |
| Программы |
| |
| Решение о - постановление Правительства Российской |
| разработке Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О |
| Программы "О федеральной целевой программе "Жилище" на |
| 2002-2010 годы" |
| |
| Государственный - Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
| заказчик |
| |
| Координатор - Министерство строительства Кабардино-Балкарской |
| Программы Республики |
| |
| Основные - Министерство строительства Кабардино-Балкарской |
| разработчики Республики, Министерство экономического развития |
| Программы и торговли Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство финансов Кабардино-Балкарской |
| Республики |
| |
| Цели Программы - формирование устойчиво функционирующей жилищной |
| сферы, обеспечение ее дальнейшего развития, |
| доступности жилья для граждан Кабардино - |
| Балкарской Республики, создание безопасных и |
| комфортных условий проживания |
| |
| Сроки - I этап - 2002-2006 годы; |
| реализации - II этап - 2007-2010 годы |
| Программы |
| |
| Объемы и - прогнозируемый объем средств на реализацию |
| источники Программы - 29855,4 млн. рублей, в том числе: |
| финансирования бюджетные средства - 2213,1 млн. рублей, в том |
| Программы числе: |
| из федерального бюджета - 497,5 млн. рублей; |
| из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской |
| Республики - 1498,5 млн. рублей; |
| из местных бюджетов - 217,1 млн. рублей; |
| внебюджетные источники - 27642,3 млн. рублей, |
| в том числе: |
| кредиты банков - 3180,8 млн. рублей; |
| средства граждан - 15324,8 млн. рублей, из них: |
| средства молодых семей - 169,2 млн. рублей; |
| средства индивидуальных застройщиков - 15155,6 |
| млн. рублей; средства Пенсионного фонда |
| Российской Федерации - 3840,0 млн. рублей; |
| средства страховых фондов - 3021,9 млн. рублей; |
| прочие средства - 2274,8 млн. рублей |
| |
| Перечень - обязательства государства по обеспечению жильем |
| программных определенных категорий граждан; |
| мероприятий переселение семей, проживающих в общежитиях; |
| переселение граждан из ветхого и аварийного |
| жилищного фонда; структурная перестройка базы |
| жилищного строительства; |
| развитие индивидуального жилищного строительства;|
| обеспечение жильем молодых семей |
| |
| Ожидаемые - реализация Программы должна обеспечить: |
| конечные улучшение жилищных условий населения республики; |
| результаты доступность приобретения жилья, при которой |
| реализации средняя стоимость стандартной квартиры размером |
| Программы 54 кв. м будет равна среднему совокупному доходу |
| семьи из 3 человек за 3 года; |
| сокращение к 2010 году времени ожидания в очереди|
| на получение социального жилья малоимущим |
| гражданам с 15-20 лет до 5-7 лет; |
| получение жилья за счет средств федерального |
| бюджета более 322 семьями граждан, относящихся к |
| отдельным категориям, определенным |
| законодательством Российской Федерации; |
| создание условий для улучшения демографической |
| ситуации в республике; |
| решение жилищных проблем граждан, состоящих на |
| учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; |
| снижение социальной напряженности в обществе, |
| содействие занятости населения; |
| повышение объема подрядных работ на I этапе |
| более чем в 2 раза |
| |
| Исполнители - Министерство строительства Кабардино-Балкарской |
| Программы и Республики, Министерство экономического развития |
| основных и торговли Кабардино-Балкарской Республики, |
| мероприятий Министерство финансов Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство труда и социального |
| развития Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство образования и науки Кабардино - |
| Балкарской Республики, органы местного |
| самоуправления городов и районов республики, а |
| также предприятия и организации, отобранные |
| по конкурсу |
| |
| Контроль за - контроль за ходом реализации Программы |
| ходом осуществляется Парламентом Кабардино-Балкарской |
| реализации Республики, Правительством Кабардино-Балкарской |
| Программы Республики, Министерством экономического развития|
| и торговли Кабардино-Балкарской Республики. |
| Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
| ежегодно представляет в Парламент Кабардино - |
| Балкарской Республики отчет о ходе реализации |
| Программы одновременно с отчетом об исполнении |
| республиканского бюджета Кабардино-Балкарской |
| Республики по итогам финансового года |
\--------------------------------------------------------------------/
Введение
В ходе реализации республиканской целевой программы "Жилье - 2000" созданы правовые основы государственной жилищной политики, определены приоритетные направления и выработаны механизмы их реализации. Приняты законы Кабардино-Балкарской Республики "Об основах государственной политики жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике", Жилищный кодекс Кабардино - Балкарской Республики и Градостроительный кодекс Кабардино - Балкарской Республики, указы Президента Кабардино-Балкарской Республики "О мерах по упорядочению застройки населенных пунктов и стимулированию жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике", "О мерах по поддержке жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской Республики". С целью внедрения механизмов ипотечного кредитования в республике создан Республиканский фонд жилищного строительства. Созданная нормативно-правовая база связана с обеспечением прав собственности и сделок в жилищной сфере, с жилищным строительством, с обеспечением социальной направленности и адресности государственной поддержки остро нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Приостановлен спад жилищного строительства. Вместе с тем, многие программные мероприятия не удалось выполнить в полном объеме. Прогнозные объемы по строительству нового жилья выполнены лишь на 74 процента, при этом доля жилья, вводимого государственными и муниципальными организациями, сократилась с 56 процентов в 1995 году до 15 процентов в 2000 году.
Характеризуя в целом ситуацию на рынке недвижимости, стоит отметить, что в 2001 году доля жилья, вводимого государственными и муниципальными организациями, составила 13,4 процента. За период с 1996 по 2001 год построено более 10,6 тысячи квартир и жилых домов общей площадью 1050,5 тыс. кв. метров. Ввод жилья в 2001 году за счет всех источников возрос по сравнению с 1995 годом почти в 2,5 раза. В 4,9 раза увеличились объемы индивидуального жилищного строительства по сравнению с 1995 годом. В 2001 году площадь объектов незавершенного жилищного строительства всех форм собственности сократилась в 2,0 раза (с 512,8 тыс. кв. метров до 259,6 тыс. кв. метров). Средняя обеспеченность жильем в 2001 году увеличилась по сравнению с 1995 годом на 1,8 кв. метра на 1 жителя. С 1995 года на 7,7 тыс. уменьшилось число семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Средняя площадь строящихся квартир и жилых домов увеличилась почти в 1,6 раза. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда в 2001 году составила 86,7 процента (для сравнения в 1989 году - 58 процентов).
Приоритетной формой финансирования из федерального бюджета признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление субсидий на приобретение жилья.
Данные о жилищных условиях населения и их улучшении за период с 1995 по 2001 год приведены в приложении N 1 (таблицы 1, 2).
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищный фонд в настоящий период составляет 13,5 млн. кв. метров, из них 83,2 процента находится в частной собственности. Средняя обеспеченность одного жителя республики общей жилой площадью составляет 17,2 кв. метров. На сегодня в республике не снижается острота жилищной проблемы. На 1 января 2002 года при местных администрациях на учете состоят более 13,8 тыс. очередников (приложение N 3), из них около 3 тыс. семей состоят в очереди 10 и более лет. Число граждан, состоящих на учете при местных администрациях, ежегодно увеличивается в среднем на 1,0 тыс. человек, и до 2010 года Программа предполагает обеспечение жильем дополнительно более 8,0 тыс. очередников. Почти 5,0 тыс. семей проживает в общежитиях коммунального типа, свыше 3 тыс. семей - в ветхом и аварийном жилищном фонде, из них на учете в органах местного самоуправления состоят 2,4 тыс. семей, проживающих в общежитиях, и 160 семей - в аварийном жилищном фонде. Требуют модернизации и обновления четырех-, пятиэтажные жилые дома, построенные в пятидесятые-шестидесятые годы.
К числу основных проблем, требующих программно-целевого подхода, относятся:
- выполнение государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан;
- создание условий по обеспечению доступности полноценного жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе для семей, проживающих в общежитиях, ветхом и аварийном муниципальном жилищном фонде;
- увеличение объемов жилищного строительства, в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот незавершенного строительства;
- содействие развитию индивидуального жилищного строительства;
- улучшение демографической ситуации, в том числе за счет оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем.
Действующим законодательством Российской Федерации определены категории граждан, по которым государство взяло на себя обязательства по обеспечению их жильем. В рамках федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы будут реализовываться целевые программы и подпрограммы, которые направлены на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных и увольняемых с военной службы, сотрудников, увольняемых из правоохранительных органов, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, молодых семей, а также переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ряд категорий граждан имеет право на первоочередное улучшение жилищных условий (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, многодетные семьи, лица, пострадавшие от политических репрессий, инвалиды труда, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и ряд других).
Актуальность проблемы обеспечения благоустроенным жильем семей, проживающих в общежитиях, была обоснована республиканской целевой программой "Общежитие". В рамках данной Программы практически все ведомственные общежития переданы в муниципальную собственность, а квартирного типа переведены в разряд жилья. Решена проблема общежитий в Урванском, Прохладненском и Эльбрусском районах, не имеется общежитий в Чегемском районе.
На территории Кабардино-Балкарской Республики располагаются 76 общежитий, в основном коридорного и блочного типов, в которых проживает около 5,0 тыс. семей. Наиболее острая проблема остается в г. Нальчике, где сосредоточено 75,3 процента общежитий (58 объектов), в которых проживает 3,7 тыс. семей.
Построенные в семидесятые и восьмидесятые годы здания общежитий имеют значительный физический износ, в некоторых из них конструктивные элементы имеют уровень износа, близкий к аварийному состоянию.
Обоснованием целесообразности решения проблемы общежитий в рамках данной Программы является необходимость проведения единой государственной, финансовой и градостроительной политики в жилищной сфере, а также продление срока реализации республиканской целевой программы "Общежитие".
По данным местных органов самоуправления, ветхий и аварийный жилищный фонд в Кабардино-Балкарской Республике насчитывает 147,1 тыс. кв. метров, причем 76,6 тыс. кв. метров (52 процента) подлежит сносу.
Необходимость привлечения средств из федерального бюджета, определение ориентиров для принятия решений на республиканском и муниципальном уровнях требуют программно-целевого подхода.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья привело соответственно к уменьшению бесплатно предоставляемых очередникам квартир. Ввод нового жилья для муниципальных нужд сократился более чем на треть по сравнению с 1995 годом. Приватизация большей части жилищного фонда также существенно сократила муниципальный фонд для социального использования. Основной причиной недостаточных объемов жилищного строительства являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных инвестиций, отсутствие средств у предприятий, недоступность кредитных ресурсов. Медленно внедряется система ипотечного жилищного кредитования. В существующих условиях невозможно обеспечить доступ заемщиков к долгосрочным кредитам на приобретение жилья на условиях, привлекательных для всех участников ипотечного рынка.
На территории республики находится в незавершенном строительстве 66 жилых домов общей площадью 259,6 тыс. кв. метров.
В соответствии с настоящей Программой необходимо разработать мероприятия по увеличению объемов жилищного строительства, в том числе за счет ввода объектов "долгостроя", сокращения объемов незавершенного строительства.
Важной частью Программы является содействие развитию индивидуального жилищного строительства, обеспечение застройщиков проектной и планировочной документацией, обеспечение новых микрорайонов коммунальной инфраструктурой.
На территории Кабардино-Балкарской Республики роздано около 25 тыс. земельных участков, освоение их в отдельных районах не превышает 20 процентов. Многие новые микрорайоны не имеют проектов застройки и не обеспечены коммунальными сетями.
Существующая система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.
Решение этой проблемы требует формирования на республиканском и муниципальных уровнях законодательной и нормативной правовой базы, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство, упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку и оформления исходно - разрешительной документации, необходимой для строительства дома.
В Кабардино-Балкарии с 1999 года отмечается сокращение численности населения. Убыль населения происходит за счет отрицательного сальдо миграции на фоне постоянно сокращающегося естественного прироста населения. В 2001 году естественный прирост составил всего 100 человек (в 1991 году - около 8 тыс. человек). Анализ состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих, свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в республике и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально - экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспективы получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
В Кабардино-Балкарской Республике так же, как и в Российской Федерации в целом, 80 процентов детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.
Государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским и республиканским законодательством, включая предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям, предоставление молодым семьям при строительстве (приобретении) жилья компенсации части стоимости в случае рождения детей, обеспечение индивидуального строительства материалами (в первую очередь в сельской местности), предоставление жилья с рассрочкой оплаты, предоставление жилой площади по договорам найма, предоставление социального жилья, финансовая поддержка молодежно - жилых комплексов и жилищно-строительных кооперативов.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных мероприятий и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных, финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчиво функционирующей жилищной сферы, ее дальнейшее развитие, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели Программой предусмотрено решение следующих основных задач:
обеспечение надежности и эффективности функционирования жилищного хозяйства республики, основанного на бездотационных механизмах финансирования содержания жилищного фонда при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами, исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан;
создание условий для развития рынка недвижимости, системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью;
поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов;
обеспечение жильем за счет средств бюджетов всех уровней отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательством;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в общежитиях, осуществление реконструкции и модернизации существующих зданий общежитий и перевод их в разряд жилых домов;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда поэтапно до 2010 года;
обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
создание эффективных экономических, финансовых механизмов привлечения частных инвестиций в жилищное строительство.
Для решения основных задач необходимо:
создать условия для приведения структуры затрат жилищного строительства и производства строительных материалов в соответствие с платежеспособностью населения;
обеспечить опережающее развитие коммунальной инфраструктуры населенных пунктов за счет бюджетных средств и привлечение долгосрочных заемных средств;
демонополизировать управление и содержание жилищного фонда, создать конкурентную среду с обеспечением равных условий для всех хозяйствующих субъектов;
внедрить ресурсосберегающие технологии, ведущие к снижению издержек и повышению качества оказываемых услуг по содержанию жилья;
сформировать эффективный рынок земельных участков под застройку, подрядных работ и стройматериалов;
внедрить правовые и экономические рычаги, обеспечивающие строительство домов в нормативные сроки при высоком качестве, предусмотрев при этом передачу жилых домов, находящихся длительное время на консервации, эффективным застройщикам;
обеспечить потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых современных видах продукции, в том числе на основе местных строительных материалов, отвечающих потребностям и возможностям всех слоев населения;
разработать механизм реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
создать эффективные правовые и экономические механизмы притока частных инвестиций в жилищное строительство и обеспечить защиту их от коммерческого риска;
выбрать наиболее эффективные градостроительные и проектные решения, обеспечивающие рациональное использование земель, ресурсов и ускоряющие ввод объектов в действие;
укрепить гарантии прав собственников жилья, совершенствовать механизмы защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;
создать условия для привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья. Развивать механизмы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения;
обеспечить жильем отдельные категории граждан, определенные законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики или иными государственными нормативными правовыми актами;
усилить ответственность собственников жилья за качественное содержание жилищного фонда, его восстановление в случаях физического износа.
Для достижения основной цели Программы и решения поставленных задач необходимо обеспечить серьезную поддержку со стороны органов местного самоуправления. Местные администрации являются собственниками жилищного фонда социального назначения и несут основное бремя бюджетных расходов в жилищной сфере.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы будут выполняться поэтапно в 2002-2010 годах.
На I этапе (2002-2006 годы) будет осуществляться:
- нормативно-правовое обеспечение мероприятий Программы по всем направлениям ее реализации;
- проведение организационных мероприятий по внедрению в практику органов местного самоуправления механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;
- реализация мероприятий подпрограмм и федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
На II этапе (2007-2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие созданной на I этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации Программы на практике в органах местного самоуправления;
- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
- продолжение реализации подпрограмм и мероприятий Программы.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия ориентированы на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов.
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативно - правовой базы на федеральном уровне предусматривается принятие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативно - правовых документов, обеспечивающих реализацию его положений. Будут внесены поправки в законы о приватизации жилищного фонда, об ипотеке, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, разработаны новые законопроекты об эмиссионных ипотечных бумагах, о защите прав и интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья. Основной целью вышеназванных нормативных документов являются повышение эффективности рынка жилья и стимулирование предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению.
На республиканском уровне необходимо подготовить нормативные документы, обеспечивающие:
единые требования для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий при содействии органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на установлении социального стандарта жилищных условий, в том числе и в стоимостном выражении;
механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств;
переход к прямой финансовой поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, через предоставление им адресных субсидий на приобретение жилья;
регламентацию процедур по их предоставлению с единым подходом по определению размеров субсидий и контролю за их распределением и использованием.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2005 г. N 9-РЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Обязательства государства по обеспечению жильем
определенных категорий граждан
В рамках настоящей Программы предусматривается разработка документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, которые будут реализованы в рамках самостоятельных подпрограмм.
Целью настоящей Программы в соответствии с федеральной целевой программой "Государственные жилищные сертификаты" является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов в количестве 82 штук.
В рамках Программы будет осуществляться реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на что предусматривается выделение средств федерального бюджета 38 семьям, зарегистрированным на территории Кабардино-Балкарской Республики.
В развитие действующей до конца 2001 года федеральной целевой программы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" будет разработана подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", целью которой является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и ветеранов подразделений особого риска. На учете по улучшению жилищных условий в республике состоят 202 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк".
Переселение семей, проживающих в общежитиях
Результаты первого этапа реализации республиканской целевой программы "Общежитие" свидетельствуют, что проблемы общежитий:
- не могут быть решены в пределах пятилетнего периода и требуют расходов капитального характера в течение 8-10 лет;
- требуют привлечения внебюджетных источников финансирования;
- должны решаться комплексно, путем переселения части жильцов в новые дома и поэтапного проведения реконструкции общежитий.
Для практической реализации данного программного мероприятия необходимо разработать на уровне органов местного самоуправления правоустанавливающие документы, регулирующие вопросы, связанные:
- с переселением семей из общежитий и предоставлением им другого жилья;
- с созданием механизмов финансирования реконструкции и модернизации зданий общежитий с учетом привлечения средств предприятий и населения.
Органам местного самоуправления необходимо:
- упорядочить очередность переселения семей из общежитий, принять в соответствии с действующим законодательством меры по выселению семей и граждан, проживающих в общежитиях с нарушением паспортного режима и жилищного законодательства, исключить заселение новыми жильцами освобождающихся комнат;
- совместно с Министерством строительства Кабардино - Балкарской Республики разработать прогрессивные проекты реконструкции и модернизации зданий общежитий, предусматривающие поэтапное проведение реконструкции.
Переселение намечается осуществить путем предоставления квартир во вновь вводимом жилом фонде и домах после реконструкции общежитий, отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Для обеспечения комфортабельным жильем граждан, проживающих в общежитиях, необходимо 4977 квартир. После реконструкции общежитий примерный выход квартир составит 2952. Дополнительно потребуется построить 2025 квартир и индивидуальных домов.
Ежегодно будут утверждаться адресные программы переселения из общежитий.
Перечень общежитий дан в приложении N 4. Проблема общежитий может быть решена по всем районам на I этапе (2002-2006 годы) реализации Программы, кроме городов Нальчик и Прохладный. В этих городах реконструкция общежитий может быть завершена на II этапе (2007-2010 годы).
/---------------------------------------------------------------\
| Районы и |Коли- |Количество |Выход квартир |Требуется |
| города |чество |семей, |после рекон- |квартир для |
| |обще- |прожива- |струкции (ори- |переселения |
| |житий |ющих в |ентировочное |(количество |
| | |общежитиях |количество |квартир) |
| | | |квартир) | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Всего по |76 |4977 |2952 |2025 |
| КБР | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| г. Нальчик |58 |3748 |2126 |1622 |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Баксанский |4 |250 |201 |49 |
| район | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Терский |4 |144 |102 |42 |
| район | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| г. |5 |597 |378 |219 |
| Прохладный | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Майский |2 |142 |100 |42 |
| район | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Зольский |2 |82 |45 |37 |
| район | | | | |
|------------+---------+-----------+---------------+------------|
| Черекский |1 |14 |- |14 |
| район | | | | |
\---------------------------------------------------------------/
Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилищного фонда
Кабардино-Балкарская Республика гарантирует гражданам, проживающим в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение жилого помещения (ст. 101 Жилищного кодекса Кабардино-Балкарской Республики).
В настоящее время около 147 тыс. кв. метров жилого фонда, в котором проживают 3299 семей, является ветхим и аварийным. В муниципальной собственности находится свыше 87 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, из которых 47 тыс. кв. метров подлежит сносу (приложение N 5, таблицы 1, 2).
До 2006 года (I этап) - предусматривается ликвидировать порядка 20-25 тыс. кв. метров муниципального жилого фонда, признанного непригодным для проживания. До 2010 года (II этап) - 30-35 тыс. кв. метров.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается использование федеральных, республиканских, муниципальных и внебюджетных ресурсов.
Большая ответственность по устранению ветхого и аварийного жилого фонда возлагается на органы местного самоуправления. Им предстоит осуществлять поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и аварийного жилья, формирование маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции, рациональное использование высвободившихся земельных участков. Необходимо усилить ответственность собственников жилья за его содержание.
Кабардино-Балкарская Республика участвует в осуществлении федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилого фонда".
Структурная перестройка базы жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы жилищного строительства, наиболее важными являются внесение изменений в Градостроительный кодекс Кабардино-Балкарской Республики, разработка нормативно-правовых документов, направленных на упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, обеспечение комплексной подготовки земельных участков под жилую застройку, предоставление долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования, а также по вопросам зонирования территорий, межевания и землеустройства.
Основные направления архитектурно-градостроительного обеспечения предусматривают разработку градостроительной документации и проектов с учетом размещения в селитебных зонах всех видов жилищного строительства, технико-экономические проработки целесообразности проведения реконструкции (модернизации) жилых домов первых массовых серий по наиболее экономичным направлениям реконструктивных работ (перепланировка, надстройка мансард, пристройка лоджий, лифтов), разработку новых проектов, учитывающих потребности населения в комфортном жилище с улучшенной планировкой и использованием современного инженерного оборудования, для малообеспеченных слоев населения - строительство новых жилых многоквартирных домов с экономичными квартирами.
Одним из главных направлений государственной политики в области промышленности строительных материалов является обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, соответствующей по ассортименту и номенклатуре платежеспособности различных слоев населения.
Изменяющаяся структура жилищного строительства требует необходимости развития группы производств, выпускающих легко монтируемые конструкции для возведения жилых домов.
В связи с этим исключительно важное значение приобретает проведение реформирования части предприятий строительной индустрии и строительных организаций в направлении повышения эффективности их деятельности, перепрофилирования или закрытия нерентабельных бесперспективных производств.
Основной целью развития отрасли в рассматриваемом периоде является полное покрытие потребностей внутреннего рынка и увеличение поставок за пределы республики строительных материалов и изделий, производимых предприятиями строительных материалов и стройиндустрии Кабардино - Балкарской Республики.
Реализация Программы на первом этапе позволит увеличить в 2006 году по сравнению с 2001 годом:
- объем промышленного производства в 2 раза;
- объем реализуемой продукции в 2,1 раза;
- прибыль от хозяйственной деятельности в 1,6 раза;
- среднемесячную заработную плату в 2,5 раза.
Будет создано более 450 рабочих мест.
На реализацию намеченных предприятиями инвестиционных проектов необходимый объем финансовых ресурсов на период до 2010 года составляет 233,7 млн. рублей.
Приоритетными задачами структурной перестройки базы жилищного строительства являются:
- реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий с целью снижения ресурсо- и энергозатрат в производстве традиционных и новых видов строительных материалов, изделий и конструкций;
- внедрение новых конструктивных систем зданий, рационально вписывающихся в производство предприятий с существующей технологией;
- освоение производства новых теплоизоляционных материалов для повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций зданий.
В целях увеличения объемов индустриального жилищного строительства Программой предусматривается в основном ликвидировать незавершенное строительство жилых домов, начатых до 2000 года.
Из 66 жилых домов, находящихся в незавершенном строительстве, 32 намечается завершить в рамках республиканской инвестиционной программы, а за счет привлеченных средств - 34 дома.
Для решения задачи по сокращению незавершенных объемов до нормативного уровня органам местного самоуправления необходимо:
- ввести штрафные санкции и иные экономические рычаги, обеспечивающие своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов;
- разработать порядок и условия передачи незавершенных жилых домов платежеспособным застройщикам;
- определить механизмы совместного долевого финансирования жилищного строительства.
Перечни незавершенных жилых домов даны в приложении N 6.
Планируемые темпы развития ипотечного жилищного кредитования даны в приложении N 7.
Развитие индивидуального жилищного строительства
Программа обеспечения жителей республики участками под индивидуальное жилищное строительство, реализованная в течение 1991-2000 годов, в основном удовлетворила потребности населения в участках. В настоящее время в республике имеется большое количество проектов индивидуальных жилых домов, разработанных с учетом национальных традиций, для семей с различным составом, с учетом климатических и региональных особенностей. Имеющаяся строительная база, также в большой степени ориентированная на малоэтажное строительство, обеспечивает потребности населения в строительных материалах.
В целях увеличения объема индивидуального жилищного строительства в 1,5 раза предстоит решить задачи по:
- совершенствованию системы субсидирования малоимущих граждан;
- подготовке площадок для нового строительства (проекты генеральных планов, инженерных коммуникаций), развитию систем инженерного обустройства, дорог и проездов;
- созданию механизма долгосрочного кредитования;
- развитию производства строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах;
- обобщению и использованию опыта, накопленного по привлечению средств населения для строительства жилья.
Прогнозируемые объемы индивидуального жилищного строительства на период реализации Программы по городам и районам даны в приложении N 8.
Обеспечение жильем молодых семей
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ставит своей целью создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение жилищных условий молодых семей, стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Подпрограмма рассчитана на участие молодого населения Кабардино-Балкарской Республики в возрасте до 30 лет включительно.
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в 2002-2006 годах. На I этапе (2002-2004 годы) будет осуществляться нормативно - правовое обеспечение подпрограммы, формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья в экспериментальном порядке, отработка взаимодействия участников системы государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья, создание системы мониторинга реализации подпрограммы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи. На II этапе (2005-2006 годы) намечается совершенствование и развитие созданной на I этапе правовой базы, расширение масштабов реализации подпрограммы, обеспечение устойчивого функционирования системы, дальнейшее ее развитие с усилением веса рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем.
Система программных мероприятий призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей подпрограммы в процессе:
- определения молодых семей - участников подпрограммы;
- предоставления государственной поддержки молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем:
- предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка;
- предоставления безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям;
- контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с целями подпрограммы.
Программные мероприятия подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет федерального бюджета.
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:
- разработка предложений о внесении изменений в федеральные законы и нормативно-правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
- разработка и утверждение положений по оказанию государственной поддержки молодым семьям в строительстве или приобретении жилья.
В составе организационных мероприятий приоритетными являются:
- создание наблюдательного совета реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей";
- формирование исполнительных органов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в Кабардино-Балкарской Республике;
- формирование информационной системы, предназначенной для мониторинга и подготовки информационно-аналитических материалов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Среди мероприятий по финансированию расходов на реализацию подпрограммы за счет бюджетных средств основным является подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов.
5. Механизм реализации
Программы и ресурсное обеспечение
Реализация Программы предусматривает участие федеральных и республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляется:
- формирование нормативно-правовой и методологической базы проведения государственной жилищной политики и преобразований в жилищной сфере;
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством;
- разработка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения основных целей и задач Программы;
- содействие реализации демонстрационных проектов по выполнению мероприятий Программы;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
- координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
На уровне республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется:
- развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;
- проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
- обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
В настоящей Программе отобраны приоритетные направления государственной поддержки из бюджетов различных уровней. Для удовлетворения потребности в улучшении жилищных условий всех граждан, состоящих на учете при органах местного самоуправления в городах и районах республики, требуются значительные финансовые ресурсы. Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов различных уровней составит 2213 млн. рублей, где удельный вес средств федерального бюджета составляет 22,5 процента. Государственные средства будут использоваться исключительно на обеспечение жильем определенных категорий лиц и социальную защиту граждан в жилищной сфере в соответствии с действующим законодательством. Финансирование из федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральных целевых программ и подпрограмм - это мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Средства республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики в первую очередь будут направляться на обеспечение социальным жильем малообеспеченных граждан, отнесенных в соответствии с законодательством к категории льготников, а также малообеспеченных семей, состоящих в очередности на получение жилья 10 и более лет. В условиях ограниченности бюджетных средств обеспечение жильем вышеуказанных категорий граждан будет осуществляться как при строительстве нового муниципального жилого фонда, так и путем приобретения на вторичном рынке жилья. Основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования жилищной сферы на территории республики, должны стать безвозмездные субсидии.
Для платежеспособных граждан, имеющих средние доходы или стоящих на расширение жилой площади, будет использоваться система ипотечного кредитования по схеме Республиканского фонда жилищного строительства. В республиканском бюджете Кабардино - Балкарской Республики будут предусматриваться гарантии или средства на покрытие разницы по процентным ставкам, а также прямые инвестиционные вложения для кредитования. Программой предусматриваются средства для поддержки индивидуальных застройщиков, которые будут предоставляться в форме безвозмездных субсидий и на возвратной основе.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики будут уточняться, исходя из возможностей федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики на соответствующий год. На финансирование Программы предполагается также привлекать заемные средства.
На органы местного самоуправления возлагается ответственность за содержание и использование муниципального жилищного фонда, содержание и развитие муниципальных объектов жизнеобеспечения, регулирование планировки и застройки территорий городов и населенных пунктов, создание условий для жилищного строительства и привлечение внебюджетных средств. В условиях ограниченности средств местным администрациям необходимо использовать различные формы, методы и модели инвестирования для решения жилищной проблемы, внедрять новые строительные технологии.
Прежде всего, должно быть обеспечено рациональное и эффективное использование государственных средств. Поэтому особое значение здесь приобретает необходимость разделения социальных проблем по очередности их решения. В основу перспективного развития должен быть положен генеральный план или проект детальной планировки города (или населенного пункта) как одного из важнейших способов размещения жилой застройки и инженерной подготовки территории.
Органам местного самоуправления необходимо создать фонды развития жилья и инженерной инфраструктуры, где будут аккумулироваться средства из различных источников. Одним из источников могут стать платежи за право аренды (или продажи) земельных участков под жилищное строительство частных инвесторов.
По расселению жилых домов аварийного фонда местными администрациями может быть применено несколько рациональных схем:
- на свободной площадке строится новый дом, который на 50-80 процентов финансируется из средств местных бюджетов, а 20-50 процентов - за счет средств частных заказчиков-инвесторов для освобождения выделенных им участков под застройку;
- заказчик для ускорения освобождения площадки под застройку расселяет семьи из домов ветхого и аварийного фонда в квартиры, купленные на вторичном рынке за счет собственных средств и средств местного бюджета;
- освобожденные от ветхого жилищного фонда участки застраиваются частными инвесторами новыми домами, местная администрация получает соответствующую долю, квартиры оформляются в муниципальную собственность для последующего заселения в них жителей из расселяемых домов.
Привлечение средств населения для инвестирования строительства жилья может быть осуществлено по нескольким направлениям:
- единовременный платеж по фиксированной стоимости 1 кв. метра жилой площади или поэтапно до окончания строительства;
- оплата части стоимости квартиры с получением рассрочки на определенный период на оставшуюся часть стоимости и предоставлением права проживания в квартире без оплаты аренды;
- часть оплаты производится денежными средствами, в счет оплаты полной стоимости новой квартиры засчитывается стоимость имеющейся квартиры по ценам, сложившимся на момент заключения договора;
- проведение отделочных работ с привлечением средств населения.
Общая численность населения республики в 2001 году составила 782 тыс. человек, из них молодежь в возрасте от 20 до 30 лет - 135,9 тыс. человек, что составляет 17,4 процента от общей численности (по Российской Федерации - 14,1 процента).
В показателях государственной статистики отсутствует понятие молодой семьи. По результатам выборочных обследований и экспертным оценкам в Российской Федерации количество молодых семей определяется в размере не более 25 процентов от всех семей. В Кабардино-Балкарской Республике насчитывается около 48 тыс. молодых семей. Из них нуждается в улучшении жилищных условий примерно 28-29 тыс. молодых семей (60 процентов).
На I этапе (2002-2006 годы) реализации настоящей Программы поставлена задача обеспечения жильем 13818 семей, состоящих на учете при органах местного самоуправления, в том числе 2200 молодых семей (8 процентов от 28 тыс. молодых семей - такой процент предусмотрен аналогичной федеральной подпрограммой). В дальнейшем в ходе уточнения списков молодых семей расчетные цифры могут быть откорректированы. Сводные данные по объемам и источникам финансовых ресурсов, требуемых на реализацию подпрограммы, приведены в приложении N 9.
В целом реализация Программы предусматривает участие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, направлена на консолидацию всех бюджетных средств и повышение инвестиционной привлекательности жилищной сферы, снижение рисков инвестирования с целью привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.
Показатели, использованные в расчетах
/-----------------------------------------------------------------------\
|Показатели | По годам |
| |--------------------------------------------------|
| |2002|2003|2004|2005 |2006 |2007 |2008 |2009 |2010 |
|--------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
|Расчетный |117 |113 |111 |110 |109 |109 |109 |108 |108 |
|индекс-дефлятор в | | | | | | | | | |
|строительстве | | | | | | | | | |
|--------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
|Стоимость 1 кв. м |7300|8249|9156|10072|10979|11967|13044|14088|15215|
|общей площади нового| | | | | | | | | |
|жилья, возводимого | | | | | | | | | |
|подрядным способом, | | | | | | | | | |
|руб./кв. м | | | | | | | | | |
|--------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
|Стоимость 1 кв. м |4900|5537|6146|6761 |7370 |8033 |8756 |9456 |10212|
|общей площади | | | | | | | | | |
|индивидуального | | | | | | | | | |
|жилья, возводимого | | | | | | | | | |
|собственными силами | | | | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Сводные данные прогнозируемых объемов средств на реализацию
республиканской целевой программы "Жилье-2010"
(I этап)
Показатели | Всего | В том числе по годам | ||||||||||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||||||||||||
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квартир (ед.) |
объ- ем сред- ств (млн руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв. м) |
квар- тир (ед.) |
объем средс тв (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар- тир (ед.) |
объем средст в (млн руб.) |
общая пло щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар- тир (ед.) |
объем сред- ств (млн. руб.) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар- тир (ед.) |
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар- тир (ед.) |
|
Итого по всем источникам финансиро- вания |
8035,7 | 784,3 | 14398,0 | 510,2 | 70,3 | 1301,1 | 956,5 | 109,9 | 2036,0 | 1483,2 | 152,5 | 2823,3 | 2050,0 | 191,5 | 3421,0 | 3035,8 | 260,1 | 4816,6 |
Бюджетные ассигнова- ния - всего |
1335,4 | 93,80 | 1736,4 | 73,9 | 10,49 | 194 | 161,7 | 13,60 | 252 | 256,5 | 18,48 | 342 | 346,5 | 22,36 | 414 | 496,8 | 28,84 | 534 |
в том числе: | ||||||||||||||||||
федеральный бюджет |
289,4 | 7,3 | 43,7 | 59,0 | 76,2 | 103,2 | ||||||||||||
республика- нский бюджет КБР |
904,2 | 66,6 | 105,3 | 175,5 | 231,6 | 325,2 | ||||||||||||
местные бюджеты |
141,8 | 0,0 | 12,7 | 22,0 | 38,7 | 68,4 | ||||||||||||
Использование бюджетных средств | ||||||||||||||||||
- строите- льство но- вых, завер- шение нача- тых, приоб- ретение на вторичном рынке жилых домов и ре- конструкция общежитий |
600,2 | 62,4 | 1156 | 61,7 | 8,45 | 157 | 60,2 | 7,30 | 135 | 105,7 | 11,54 | 214 | 148,2 | 14,71 | 272 | 224,4 | 20,43 | 378 |
- обслужи- вание бан- ковского кредита |
474,8 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0 | 56,3 | 0 | 0 | 95,4 | 0 | 0 | 131,1 | 0 | 0 | 192,0 | 0 | 0 |
- проектно- изыскатель- ские работы |
32,1 | 0,0 | 0 | 2,2 | 0,0 | 0 | 5,4 | 0,0 | 0 | 6,7 | 0,0 | 0 | 8,1 | 0,0 | 0 | 9,7 | 0,0 | 0 |
- развитие ипотеки |
83,0 | 8,5 | 158 | 0,0 | 0,00 | 0 | 15,0 | 1,82 | 34 | 18,5 | 2,02 | 37 | 22,5 | 2,23 | 41 | 27,0 | 2,46 | 46 |
- субсидии индивидуа- льным за- стройщикам |
145,4 | 22,8 | 422 | 10,0 | 2,04 | 38 | 24,8 | 4,48 | 83 | 30,2 | 4,91 | 91 | 36,6 | 5,41 | 100 | 43,8 | 5,94 | 110 |
Внебюджет- ные источ- ники-всего |
6700,3 | 690,5 | 12662 | 436,3 | 59,8 | 1107 | 794,8 | 96,4 | 1784 | 1226,7 | 134,0 | 2481 | 1703,5 | 169,1 | 3007 | 2539,0 | 231,3 | 4283 |
в том числе: | ||||||||||||||||||
кредиты банков |
1899,0 | 191,0 | 3411 | 0 | 0,00 | 0 | 225,2 | 27,30 | 506 | 381,6 | 41,68 | 772 | 524,4 | 52,07 | 839 | 767,8 | 69,93 | 1295 |
средства предприятий и орган-ций |
22,2 | 2,3 | 43 | 1,4 | 0,19 | 4 | 2,8 | 0,34 | 6 | 4,2 | 0,46 | 8 | 6,1 | 0,61 | 11 | 7,7 | 0,70 | 13 |
средства граждан (молодых семей) |
169,2 | 17,5 | 324 | 10,6 | 1,45 | 27 | 21,6 | 2,62 | 48 | 30,7 | 3,35 | 62 | 46,9 | 4,66 | 86 | 59,4 | 5,41 | 100 |
средства Пенсионного фонда РФ |
2498,0 | 260,0 | 4814 | 229,1 | 31,38 | 581 | 296,4 | 35,93 | 665 | 440,6 | 48,12 | 891 | 607,6 | 60,33 | 1117 | 924,3 | 84,19 | 1559 |
средства страховых фондов |
2111,9 | 219,8 | 4070 | 195,2 | 26,74 | 495 | 248,8 | 30,16 | 559 | 369,6 | 40,37 | 748 | 518,5 | 51,48 | 953 | 779,8 | 71,03 | 1315 |
Сводные данные прогнозируемых объемов средств на реализацию
республиканской целевой программы Жилье-2010"
(II этап)
Показатели | Всего | В том числе по годам: | |||||||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||||||||
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар тир (ед) |
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв. м) |
квар тир (ед) |
объем средст в (млн рублей |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар тир (ед) |
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
квар тир (ед) |
объем сред- ств (млн. руб- лей) |
общая пло- щадь жилья (тыс. кв.м) |
ква- ртир (ед) |
|
Итого по всем источникам финансирования |
4411,5 | 318,5 | 5899 | 1792,1 | 140,16 | 2596 | 1308,3 | 93,97 | 1740 | 837,1 | 55,72 | 1032 | 474,0 | 28,68 | 531 |
Бюджетные ассигнования - всего |
877,7 | 45,2 | 837 | 335,5 | 18,45 | 342 | 249,7 | 12,81 | 237 | 170,1 | 8,37 | 155 | 122,4 | 5,58 | 103 |
в том числе: | |||||||||||||||
Федеральный бюджет |
208,1 | 75,7 | 57,9 | 43,4 | 31,1 | ||||||||||
республиканс- кий бюджет КБР |
594,3 | 224,7 | 171,6 | 115,4 | 82,6 | ||||||||||
местные бюджеты |
75,3 | 35,1 | 20,2 | 11,3 | 8,7 | ||||||||||
Использование бюджетных средств |
|||||||||||||||
- строитель- ство новых, завершение на- чатых, приоб- ретение на вторичном рын- ке жилых домов и реконструк- ция общежитий |
319,4 | 24,6 | 455 | 128,9 | 10,77 | 199 | 90,0 | 6,90 | 128 | 57,9 | 4,11 | 76 | 42,7 | 2,80 | 52 |
- обслуживание банковского кредита |
320,5 | 0,0 | 0 | 125,2 | 0 | 0 | 91,9 | 0 | 0 | 60,3 | 0 | 0 | 43,2 | 0 | 0 |
- проектно- изыскательские работы |
28,7 | 0,0 | 0 | 9,5 | 0,0 | 0 | 8,0 | 0,0 | 0 | 6,2 | 0,0 | 0 | 5,0 | 0,0 | 0 |
- развитие ипотеки |
82,4 | 6,3 | 117 | 31,4 | 2,62 | 49 | 24,4 | 1,87 | 35 | 16,6 | 1,18 | 22 | 10,0 | 0,66 | 12 |
- субсидии индивидуальным застройщикам |
126,8 | 14,3 | 265 | 40,6 | 5,05 | 94 | 35,4 | 4,04 | 75 | 29,2 | 3,09 | 57 | 21,6 | 2,12 | 39 |
Внебюджетные источники - всего |
3533,8 | 273,3 | 5062 | 1456,6 | 121,7 | 2254 | 1058,6 | 81,2 | 1503 | 667,0 | 47,3 | 877 | 351,6 | 23,1 | 428 |
в том числе: | |||||||||||||||
кредиты банков | 1281,8 | 98,5 | 1823 | 500,6 | 41,83 | 775 | 367,6 | 28,18 | 522 | 241 | 17,11 | 317 | 172,6 | 11,34 | 210 |
средства Пенсионного фонда РФ |
1342,0 | 103,9 | 1924 | 550,5 | 46,00 | 852 | 410,5 | 31,47 | 583 | 260,5 | 18,49 | 342 | 120,5 | 7,92 | 147 |
средства страховых фондов |
910,0 | 71,0 | 1314 | 405,5 | 33,88 | 627 | 280,5 | 21,50 | 398 | 165,5 | 11,75 | 218 | 58,5 | 3,84 | 71 |
6. Организационное и информационное обеспечение
реализации Программы
Формы и методы организации контроля за реализацией Программы в целом определяются Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется Правительством Кабардино-Балкарской Республики и основными исполнителями Программы. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по итогам финансового года.
Информационно-разъяснительная работа организуется Правительством Кабардино-Балкарской Республики и основными исполнителями Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы осуществляется на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценка реализации Программы производится по городам и районам республики ежегодно Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерством строительства Кабардино - Балкарской Республики и органами местного самоуправления до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов возлагается на подразделения органов местного самоуправления, курирующие вопросы жилищной политики.
Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики направляется в органы местного самоуправления электронная версия системы индикаторов с методикой расчетов. Система индикаторов оценки реализации Программы приведена в приложении N 10.
Реализация государственной жилищной политики в рамках Программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения республики;
- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному доходу семьи из 3 человек за 3 года;
- сокращение к 2010 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущим гражданам с 15-20 лет до 5-7 лет;
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 322 семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в республике;
- решение жилищных проблем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- снижение социальной напряженности в обществе, содействие занятости населения;
- повышение объема подрядных работ на I этапе более чем в 2 раза.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Министерством экономического развития и торговли Кабардино - Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.