Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О Республиканской целевой программе
улучшения демографической ситуации
в Кабардино-Балкарской Республике
на период до 2015 года"
Республиканская целевая Программа
улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской
Республике на период до 2015 года
8 июня 2009 г., 18 июля 2011 г., 14 октября 2013 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2013 г. N 67-РЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик и координатор Программы |
Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики; Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики; Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики; Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики; Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики; Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики; Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения; органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
Цели Программы |
улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни |
Задачи Программы |
сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний; улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства; укрепление и повышение престижа семьи, сохранение духовных и семейных ценностей; создание системы мониторинга демографической ситуации в республике |
Основные направления реализации программных мероприятий |
повышение рождаемости и социально-экономическая поддержка семей с детьми; укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни; снижение материнской, младенческой и детской смертности; пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни; информационно-аналитическое обеспечение Программы |
Сроки реализации Программы |
2007-2015 годы |
Источники и объемы финансирования Программы |
мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Прогнозируемый объем средств на реализацию Программы - 262,7 млн. рублей |
Прогнозируемый объем средств на реализацию Программы |
1758 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 978,7 млн. рублей; из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 584,3 млн. рублей; внебюджетные средства - 195,0 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
улучшение демографической ситуации в республике, в том числе: повышение рождаемости до 16 на 1000 человек населения; снижение общей смертности до 8,6 на 1000 человек населения; снижение младенческой смертности до 7,8 в расчете на 1000 родившихся; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года |
Организация контроля за исполнением Программы |
контроль за ходом исполнения Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством |
Введение
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп.
Основными целями Программы являются улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни населения республики.
Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 г. N 76-РЗ раздел I настоящего приложения изложен в новой редакции
I. Обоснование необходимости разработки программы
1. Характеристика проблемы
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики, по предварительным данным, на начало 2011 года составила 894,9 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель смертности по республике в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране, показатель рождаемости соответствует среднероссийскому уровню.
Динамика основных демографических показателей за 2000-2010 годы приведена в таблице:
|
2000 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Число родившихся, тыс. человек |
9,2 |
9,0 |
9,3 |
11,4 |
12,0 |
12,1 |
12,6 |
Число умерших, тыс. человек |
8,8 |
9,1 |
8,8 |
8,4 |
8,1 |
8,4 |
8,1 |
в том числе детей в возрасте до года, тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,07 |
0,08 |
0,08 |
Естественный прирост населения, тыс. человек |
0,4 |
- 0,1 |
0,5 |
3,0 |
3,9 |
3,7 |
4,5 |
Коэффициент рождаемости на 1000 человек |
10,4 |
10,0 |
10,4 |
12,8 |
13,5 |
13,6 |
14,0 |
Коэффициент смертности на 1000 человек |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,5 |
9,1 |
9,4 |
9,0 |
Коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся |
14,2 |
14,5 |
16,1 |
11,4 |
5,8 |
6,4 |
6,2 |
Коэффициент естественного прироста на 1000 человек |
0,4 |
- 0,1 |
0,6 |
3,3 |
4,4 |
4,2 |
5,0 |
Реализация принятых на федеральном уровне мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми обусловила существенное улучшение демографической ситуации в республике.
Если в 2000 году общий коэффициент естественного прироста составлял 0,4 на 1000 человек населения, к 2005 году он достиг практически нулевой отметки (- 0,1 человек), то в 2007-2010 годах естественный прирост увеличился в 1,5 раза и составил 5,0 в расчете на 1000 человек населения.
По сравнению с 2000 годом рождаемость населения выросла на 35 процентов (с 10,4 родившихся на 1000 человек населения в 2000 году до 14 - в 2010 году). Однако современные параметры рождаемости меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,5 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.
Уровень бедности населения, несмотря на некоторое снижение в последние годы, сохраняется достаточно высоким: в 2010 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 16,5 процента. Значительную часть бедных семей составляют многодетные и неполные семьи.
Низкая заработная плата родителей, безработица, отсутствие жилищных условий и недостаточная социальная поддержка отрицательно сказываются на уровне и качестве жизни семей с детьми, препятствуют достойному воспитанию подрастающего поколения.
Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. Размер ежемесячного детского пособия составляет 83,6 рубля, или 1,9 процента от величины прожиточного минимума.
Не теряет остроты проблема трудоустройства женщин с малолетними детьми, организации гибких форм занятости, обеспечения дошкольными учреждениями.
Положительным фактором является снижение смертности населения в последние годы - с 10 умерших в расчете на 1000 человек населения в 2000 году до 9 - в 2010 году. В определенной степени это связано с реализацией комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи, предусмотренных приоритетным национальным проектом "Здоровье".
Отмечена положительная динамика ожидаемой продолжительности жизни, которая увеличилась за последние 10 лет на 4 года (с 68,1 года в 2000 году до 72,1 года в 2009 году). При этом продолжительность жизни мужчин (66,7 года) намного меньше продолжительности жизни женщин (77,4 года). Эти показатели несколько выше средних по Российской Федерации (соответственно 62,8 и 74,7 года), но значительно уступают показателям развитых стран (75 - 80 лет.)
Острой проблемой остается высокая смертность трудоспособных мужчин, которая в 5 раз выше, чем смертность женщин в аналогичной возрастной категории. Высокий уровень преждевременной и предотвратимой смертности связан с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, несчастными случаями, отравлениями и травмами и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).
В условиях высокой преждевременной смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности.
За счет активизации работы по улучшению службы материнства и детства, уменьшения материнской и младенческой заболеваемости и смертности младенческая смертность имеет четкую тенденцию к сокращению. Если в 2000 году коэффициент младенческой смертности составлял 14,2 на 1000 новорожденных, то в 2010 году - 6,2 на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 7,5).
Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детского контингента. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 25,3 процента в 2000 году до 18,7 процента в 2010 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 59 процентов в 2000 году до 64 процентов в 2010 году, а доля лиц пенсионного возраста возросла за этот же период с 15,8 до 17,3 процента.
Вместе с тем в перспективе с 2010 до 2015 года произойдет сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения. Одновременно продолжится рост числа пожилых людей.
Изменения в возрастной структуре вызовут рост иждивенческой нагрузки, что потребует принятия дополнительных мер по социальной поддержке населения.
Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы, где по-прежнему превалирует отток населения. В течение последних 10 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции. Если в 2000 году миграционная убыль населения составляла 2 тыс. человек, то в 2010 году - 3,4 тыс. человек.
Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка рабочих мест, безработица, низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет.
Одной из причин демографических проблем является снижение в сознании населения ценности и престижа института семьи и здорового образа жизни.
Требуется активная разъяснительная работа средств массовой информации, образовательных учреждений, общественных организаций по пропаганде семейных ценностей, роли здорового образа жизни, укреплению нравственного и физического здоровья.
Разнообразие факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода к решению проблемы программно-целевым методом.
Реализация предлагаемых программных мероприятий позволит сконцентрировать усилия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, обеспечить комплексность и системность в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии и создать условия для улучшения демографической ситуации в республике.
2. Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года
Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.
Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.
Прогноз предполагает, что численность населения республики по сравнению с 2009 годом увеличится на 14,2 тыс. человек.
Расчетная численность населения по прогнозу приведена в целевых индикаторах реализации настоящей Программы согласно приложению N 1.
Рождаемость. Увеличение уровня рождаемости на среднесрочную перспективу будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной политики. В ближайшие годы в возраст наиболее интенсивного деторождения (20-29 лет) будут входить относительно многочисленные поколения женщин, родившихся во второй половине восьмидесятых годов.
Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми, принимаемых на федеральном и республиканском уровне.
Под влиянием этих факторов ожидается, что рождаемость увеличится к 2013 году на 5 процентов и составит 14,8 в расчете на 1000 человек. После 2013 года, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в девяностые годы, произойдет некоторое снижение показателя рождаемости - до 14,6 в расчете на 1000 человек.
Смертность. Динамика смертности также будет определяться социально-экономическими перспективами республики, прежде всего, уровнем доходов населения и качеством медицинской помощи. Учитывая меры, принимаемые в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и настоящей Программы, прогнозируется снижение смертности до 8,8 в расчете на 1000 человек.
Миграция. Показатель миграции в наибольшей степени по сравнению с показателями рождаемости и смертности зависит от уровня экономического развития, уровня и качества жизни населения республики. Поэтому прогнозные сценарии миграционных процессов определяются экономическими и политическими перспективами республики на рассматриваемый период.
Важными стимулирующими факторами сокращения миграционного оттока из республики будут развитие рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства в республике. В этом случае отрицательное сальдо миграции снизится к 2015 году до 2 тыс. человек.
Возрастная структура В# период с 2009 года наблюдается сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения.
По расчетам, за 2011-2015 годы ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 23,6 тыс. человек. При этом в прогнозном периоде доля населения трудоспособного возраста уменьшится с 63,6 процента в 2011 году до 60.2 процента в 2015 году.
Численность лиц моложе трудоспособного возраста будет сокращаться вплоть до 2012 года. Доля детей в возрасте до 16 лет сократится с 18,9 процента в 2009 году до 18,6 процента в 2011 году. Затем предполагается рост числа лиц данной категории, обусловленный мерами социальной поддержки семей с детьми.
Продолжится процесс старения населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста будет устойчиво расти в течение всего периода и увеличится с 16,7 процента в 2009 году до 20,7 процента в 2015 году.
Вследствие прогнозируемых изменений демографической пирамиды иждивенческая нагрузка на трудоспособное население возрастет с 553 до 661 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного населения.
Прогноз структуры населения по основным демографическим группам на 2007-2015 годы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Последствия демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике
В рассматриваемой перспективе основными последствиями демографического развития Кабардино-Балкарской Республики будут являться:
дальнейшие миграционные потери численности населения республики;
уменьшение численности детей и молодежи и, как следствие, снижение численности обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и неблагоприятное соотношение возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста;
дальнейшее развитие тенденции старения населения и рост масштабов демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения.
В сложившихся условиях необходима разработка мер, направленных на улучшение демографической ситуации, прежде всего, на повышение рождаемости, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни и укрепление здоровья населения.
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, что включает повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни.
Достижение цели будет осуществляться в ходе реализации основных задач Программы:
улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства;
См. также Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 января 2012 г. N 2-ПП "О Правилах направления единовременной адресной социальной помощи на улучшение жилищных условий многодетным семьям, воспитывающим пятерых и более детей"
сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
укрепление и повышение статуса семьи, возрождение национальных традиций семейного воспитания, сохранение духовных и семейных ценностей;
создание системы мониторинга демографической ситуации в республике.
III. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Мероприятия предусматривают решение проблем социально-демографического развития Кабардино-Балкарской Республики и создание условий по улучшению демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
В разделе "Мероприятия по повышению рождаемости и социально-экономической поддержке семей с детьми" предусматриваются меры, направленные на улучшение жизнедеятельности семей с детьми, включающие:
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 января 2012 г. N 2-ПП "О Правилах направления единовременной адресной социальной помощи на улучшение жилищных условий многодетным семьям, воспитывающим пятерых и более детей"
введение мер государственной поддержки многодетных семей;
развитие системы дошкольного образования;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию мер по развитию семейного отдыха и оздоровления семей с детьми;
государственную поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий;
расширение возможностей трудоустройства матерей и подростков из малообеспеченных семей.
Раздел "Мероприятия по укреплению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни" ориентирован прежде всего на укрепление материально-технической базы, обеспечение лекарственными препаратами медицинских учреждений и служб, деятельность которых непосредственно связана со снижением преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте.
Среди мероприятий по предотвращению преждевременной смертности наиболее значимыми являются:
развитие системы профилактики и службы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний;
развитие системы ранней диагностики онкологических заболеваний;
борьба с алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи;
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи путем развития и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения;
совершенствование системы профилактики несчастных случаев, травм и отравлений, особенно среди трудоспособного населения;
развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
В разделе "Мероприятия по снижению материнской, младенческой и детской смертности" содержатся мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, среди которых:
внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;
развитие перинатальной и педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;
строительство нового здания перинатального центра в г. Нальчике.
В разделе "Мероприятия по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни" предусматриваются меры, направленные на повышение статуса семьи, формирование здорового образа жизни:
проведение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, материнства и отцовства, возрождение национальных традиций в семейной жизни и воспитании детей;
создание условий для развития массовой физической культуры и спорта;
разработка и распространение информационных, образовательных программ, социальной рекламы, материалов, направленных на формирование культа семьи и моделей поведения, сберегающего здоровье.
В разделе "Информационно-аналитическое обеспечение Программы" предусматриваются меры, направленные на изучение, анализ и прогнозирование демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2013 г. N 67-РЗ в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Объем финансирования Программы - 262,7 млн. рублей.
Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Частично ресурсное обеспечение некоторых мероприятий Программы предусмотрено в ряде нормативных правовых актов, а также в рамках федеральных и республиканских целевых программ.
Объем финансирования Программы на 2010-2015 годы носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы, исходя из возможностей республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Государственный заказчик и исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению ее мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает:
объединение и координацию действий исполнительных и законодательных органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
разработку и реализацию республиканских целевых программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач, сформулированных в Программе;
обеспечение учета демографической ситуации при разработке республиканских целевых программ;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде целей и задач региональной демографической политики через средства массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2013 г. N 67-РЗ раздел VI настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в республике и достичь следующих результатов:
повышение рождаемости с 14 до 16 на 1000 человек населения;
снижение смертности с 9 до 8,6 на 1000 человек населения;
снижение младенческой смертности до 7,8 на 1000 родившихся;
увеличение средней продолжительности жизни с 72,5 года до 75,3 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.