Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О республиканской целевой программе
"О взаимодействии с религиозными организациями
в Кабардино-Балкарской Республике
и их государственной поддержке на 2007-2010 годы"
Республиканская целевая Программа
"О взаимодействии с религиозными организациями
в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке
на 2007-2010 годы"
8 июня 2009 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2009 г. N 28-РЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "О взаимодействии с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
поручение Президента Кабардино-Балкарской Республики |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений |
Разработчики Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений; Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики |
Исполнители Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений; министерства и ведомства Кабардино-Балкарской Республики; органы местного самоуправления (при наличии соответствующего соглашения); религиозные объединения в Кабардино-Балкарской Республике и их учреждения (при наличии соответствующего соглашения) |
Цель Программы |
разработка научно-методической основы и создание организационно-управленческих условий, позволяющих упорядочить государственно-конфессиональные отношения в Кабардино-Балкарской Республике |
Задачи Программы |
разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования этноконфессиональной ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; реализация мер государственной поддержки религиозных организаций, направленных на рациональное использование духовно-нравственного и патриотического потенциала религий; формирование у населения Кабардино-Балкарской Республики толерантного поведения; противодействие религиозному экстремизму |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, противодействия экстремистской идеологии, формирования в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержания межконфессионального и межнационального согласия и диалога; внедрение в практику механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования этноконфессиональной ситуации; создание условий для сохранения культурно-исторических традиций проживающих я республике народов |
Сроки реализации Программы |
2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 116,255 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 95,76 млн. рублей; прогнозируемые средства бюджетов муниципальных образований - 1,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 19,495 млн. рублей |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики в составе отчета об итогах исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год информацию о ходе реализации Программы |
I. Характеристика проблемы и обоснование ее решения
программными методами
На 1 января 2007 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 171 религиозное объединение, из них 121 мусульманское, 19 православных, 1 иудейское, 3 римско-католических, 27 протестантских. Кроме того, в республике действует около 30 незарегистрированных религиозных групп. Религиозную картину в республике определяют мусульманство и православие. Общины этих конфессий составляют более 80 процентов от общего числа религиозных объединений, а количество последователей - 90 процентов от общего числа верующих.
В республике функционирует 130 мечетей, 18 православных церквей и 1 монастырь, 1 синагога и 23 молельных дома. Религиозную службу и обряды в них проводят 157 мусульманских, 25 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей культа и 1 раввин.
Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления с ними осуществляются в соответствии с федеральными законами "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О противодействии экстремистской деятельности".
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму. Они оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот. Все это положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки в республике.
В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов республики, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, отрицавших теократическое государственное устройство и обеспечивших бесконфликтное, толерантное функционирование ислама в их этнической среде, о современном состоянии религий в Кабардино-Балкарской Республике.
Программа нацелена на проведение комплекса научно-исследовательских и аналитических работ с привлечением специалистов в области истории, юриспруденции, политологии, философии и культурологии. Это необходимо для выявления актуальных проблем и выработки научно обоснованных способов их разрешения, повышения качества пропагандистской работы, а также разработки и внедрения методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
Для повышения общеобразовательного уровня молодежи необходимо ввести в учебных заведениях республики религиоведческую дисциплину, что позволит полнее использовать нравственно-дидактический потенциал религии.
Одной из проблем, требующих решения программными методами, является нехватка квалифицированных мусульманских священнослужителей. Сегодня из 157 имамов, работающих на местах, высшее религиозное образование имеют только 10 процентов. В 2006 году Исламский институт при Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарской Республики окончили 13 священнослужителей. Возможностей института для обеспечения всех мусульманских организаций квалифицированными имамами на ближайшую перспективу явно недостаточно. Институт не обладает достаточной материально-технической базой. Необходимы долгосрочные меры оказания помощи Исламскому институту при Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарской Республики в укреплении материально-технической базы, организации учебно-воспитательного процесса и преподавания общеобразовательных дисциплин.
За последние 10-15 лет при непосредственной поддержке органов государственной власти, администраций муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, а также спонсоров было отремонтировано и построено несколько десятков мечетей, церквей и молитвенных домов. В мае 2004 года в городе Нальчике была открыта Соборная мечеть, в сентябре заложен первый камень в основание православного храмового комплекса. Однако для удовлетворения потребностей верующих необходимо построить две квартальные мечети в районах города Нальчика, завершить строительство православного храма, реставрацию синагоги горско-еврейской общины в городе Нальчике, реставрацию мечетей, являющихся памятниками архитектуры, в селах Исламей и Кенделен.
Программа призвана обеспечить участие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в строительстве и реставрации культовых объектов. Это должно стать позитивным фактором, свидетельствующим об уважении государства к традиционным религиям, к духовному наследию народов Кабардино-Балкарии. Необходимо также усилить социальную деятельность конфессий, пропаганду традиционных для России культурных ценностей.
Программа направлена на повышение культуры межконфессионального общения, конструктивное взаимодействие и диалог религий.
Разные оценки приоритетных задач в сфере государственно-конфессиональных отношений, разобщенность в действиях различных уровней власти, отсутствие понимания остроты проблемы, финансовая необеспеченность мероприятий, отсутствие четкой государственной религиозной и национальной концепции не позволяют оптимизировать работу в данном направлении.
Серьезные трудности создает также отсутствие в республике системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации служащих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами государственно-конфессиональных отношений. У них слабая информационно-техническая база, нехватка справочно-методических материалов по организации государственно-конфессионального взаимодействия.
Таким образом, оптимизация государственно-конфессиональных отношений и оказание государственной поддержки религиозным организациям требуют реализации комплекса мер, что обусловило необходимость разработки данной Программы.
II. Цели и задачи Программы
Задачи, стоящие сегодня перед обществом, обусловливают необходимость консолидации усилий органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и религиозных организаций, направленных на противодействие распространению экстремистской идеологии, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие культуры межконфессионального диалога, на стабилизацию общественно-политической обстановки в республике. В связи с этим Программа предусматривает систематизацию и конкретизацию мер в сфере государственно-конфессиональных отношений и государственной поддержки религиозных организаций.
Целями Программы являются:
содействие укреплению общественно-политической стабильности в республике;
совершенствование государственно-конфессиональных отношений;
профилактика проявлений религиозного экстремизма;
повышение культуры межконфессионального общения;
сохранение и укрепление морально-этических устоев общества.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:
реализация комплекса мер по поддержанию и повышению эффективности межконфессионального диалога в республике;
рациональное использование духовно-нравственного и патриотического потенциала религий;
оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим духовное просвещение граждан;
разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
разработка и реализация мер по формированию у населения Кабардино-Балкарской Республики толерантного поведения, противодействию религиозному экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе.
III. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы, представляющие собой комплекс работ, взаимосвязанных по срокам выполнения, объемам финансирования, направлениям расходов и ожидаемым результатам, позволят предпринять реальные шаги по улучшению государственно-конфессиональных отношений, объединить усилия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и религиозных организаций по сохранению общественно-политической стабильности в республике. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1. Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
организационно-нормативное:
внесение изменений в нормативную правовую базу по вопросам противодействия религиозному экстремизму;
выработка конструктивной системы взаимодействия с религиозными организациями;
аналитическое и научно-исследовательское:
участие в разработке и внедрении механизмов мониторинга религиозной и этнополитической обстановки в республике;
организация научно-исследовательской работы по проблемам религии в Кабардино-Балкарской Республике;
гуманитарно-образовательное:
оказание помощи религиозным учебным заведениям в организации преподавания общеобразовательных дисциплин;
разработка и осуществление долгосрочных мер по повышению уровня религиоведческой культуры;
разъяснительно-пропагандистское:
реализация комплекса мер по разъяснению истории и современного состояния религий, государственно-конфессиональных отношений и профилактике проявления экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике;
раскрытие антиобщественной природы экстремизма в любых его формах через средства массовой информации;
укрепление материально-технической и кадровой базы:
оказание государственной поддержки в реконструкции и ремонте объектов духовного назначения, являющихся памятниками истории и культуры;
участие в разработке системы подготовки и переподготовки специалистов-религиоведов и конфликтологов.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Объемы и источники финансирования приведены в приложении N 2.
IV. Механизм реализации Программы
Основным принципом, определяющим механизм реализации Программы, является принцип баланса интересов, который подразумевает обеспечение соблюдения интересов организаций различных форм собственности, различных религиозных организаций, субъектов управления различного уровня, научных организаций, участвующих в реализации Программы, населения, общественных организаций.
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и непрямых методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической, общественной и информационной поддержки.
Для реализации отдельных мероприятий будут привлекаться предприятия, учреждения, организации и общественные объединения, с которыми будут заключаться соответствующие соглашения.
Государственный заказчик осуществляет контроль за реализацией мероприятий Программы (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проекта прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, контроль за использованием средств и выполнением включенных в Программу мероприятий, корректировка по согласованию с исполнителями отдельных мероприятий Программы и уточнение параметров их финансового обеспечения, подготовка сводных аналитических записок и докладов по результатам выполнения мероприятий Программы).
Для осуществления мероприятий Программы предусматривается использовать средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований, а также льготы и преференции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики, дотации, субсидии и субвенции соответствующих бюджетов.
Координатор Программы обеспечивает:
взаимодействие исполнителей Программы;
текущий контроль и подготовку информации о ходе выполнения программных мероприятий, а также предложений по их реализации для государственного заказчика в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
V. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют в установленном порядке Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год.
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.