Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О республиканской целевой программе
"О взаимодействии с религиозными организациями
в Кабардино-Балкарской Республике
и их государственной поддержке на 2007-2010 годы"
Республиканская целевая Программа
"О взаимодействии с религиозными организациями
в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке
на 2007-2010 годы"
8 июня 2009 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2009 г. N 28-РЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "О взаимодействии с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
поручение Президента Кабардино-Балкарской Республики |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений |
Разработчики Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений; Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики |
Исполнители Программы |
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений; министерства и ведомства Кабардино-Балкарской Республики; органы местного самоуправления (при наличии соответствующего соглашения); религиозные объединения в Кабардино-Балкарской Республике и их учреждения (при наличии соответствующего соглашения) |
Цель Программы |
разработка научно-методической основы и создание организационно-управленческих условий, позволяющих упорядочить государственно-конфессиональные отношения в Кабардино-Балкарской Республике |
Задачи Программы |
разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования этноконфессиональной ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; реализация мер государственной поддержки религиозных организаций, направленных на рациональное использование духовно-нравственного и патриотического потенциала религий; формирование у населения Кабардино-Балкарской Республики толерантного поведения; противодействие религиозному экстремизму |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, противодействия экстремистской идеологии, формирования в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержания межконфессионального и межнационального согласия и диалога; внедрение в практику механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования этноконфессиональной ситуации; создание условий для сохранения культурно-исторических традиций проживающих я республике народов |
Сроки реализации Программы |
2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 116,255 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 95,76 млн. рублей; прогнозируемые средства бюджетов муниципальных образований - 1,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 19,495 млн. рублей |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики в составе отчета об итогах исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год информацию о ходе реализации Программы |
I. Характеристика проблемы и обоснование ее решения
программными методами
На 1 января 2007 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 171 религиозное объединение, из них 121 мусульманское, 19 православных, 1 иудейское, 3 римско-католических, 27 протестантских. Кроме того, в республике действует около 30 незарегистрированных религиозных групп. Религиозную картину в республике определяют мусульманство и православие. Общины этих конфессий составляют более 80 процентов от общего числа религиозных объединений, а количество последователей - 90 процентов от общего числа верующих.
В республике функционирует 130 мечетей, 18 православных церквей и 1 монастырь, 1 синагога и 23 молельных дома. Религиозную службу и обряды в них проводят 157 мусульманских, 25 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей культа и 1 раввин.
Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления с ними осуществляются в соответствии с федеральными законами "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О противодействии экстремистской деятельности".
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму. Они оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот. Все это положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки в республике.
В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов республики, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, отрицавших теократическое государственное устройство и обеспечивших бесконфликтное, толерантное функционирование ислама в их этнической среде, о современном состоянии религий в Кабардино-Балкарской Республике.
Программа нацелена на проведение комплекса научно-исследовательских и аналитических работ с привлечением специалистов в области истории, юриспруденции, политологии, философии и культурологии. Это необходимо для выявления актуальных проблем и выработки научно обоснованных способов их разрешения, повышения качества пропагандистской работы, а также разработки и внедрения методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
Для повышения общеобразовательного уровня молодежи необходимо ввести в учебных заведениях республики религиоведческую дисциплину, что позволит полнее использовать нравственно-дидактический потенциал религии.
Одной из проблем, требующих решения программными методами, является нехватка квалифицированных мусульманских священнослужителей. Сегодня из 157 имамов, работающих на местах, высшее религиозное образование имеют только 10 процентов. В 2006 году Исламский институт при Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарской Республики окончили 13 священнослужителей. Возможностей института для обеспечения всех мусульманских организаций квалифицированными имамами на ближайшую перспективу явно недостаточно. Институт не обладает достаточной материально-технической базой. Необходимы долгосрочные меры оказания помощи Исламскому институту при Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарской Республики в укреплении материально-технической базы, организации учебно-воспитательного процесса и преподавания общеобразовательных дисциплин.
За последние 10-15 лет при непосредственной поддержке органов государственной власти, администраций муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, а также спонсоров было отремонтировано и построено несколько десятков мечетей, церквей и молитвенных домов. В мае 2004 года в городе Нальчике была открыта Соборная мечеть, в сентябре заложен первый камень в основание православного храмового комплекса. Однако для удовлетворения потребностей верующих необходимо построить две квартальные мечети в районах города Нальчика, завершить строительство православного храма, реставрацию синагоги горско-еврейской общины в городе Нальчике, реставрацию мечетей, являющихся памятниками архитектуры, в селах Исламей и Кенделен.
Программа призвана обеспечить участие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в строительстве и реставрации культовых объектов. Это должно стать позитивным фактором, свидетельствующим об уважении государства к традиционным религиям, к духовному наследию народов Кабардино-Балкарии. Необходимо также усилить социальную деятельность конфессий, пропаганду традиционных для России культурных ценностей.
Программа направлена на повышение культуры межконфессионального общения, конструктивное взаимодействие и диалог религий.
Разные оценки приоритетных задач в сфере государственно-конфессиональных отношений, разобщенность в действиях различных уровней власти, отсутствие понимания остроты проблемы, финансовая необеспеченность мероприятий, отсутствие четкой государственной религиозной и национальной концепции не позволяют оптимизировать работу в данном направлении.
Серьезные трудности создает также отсутствие в республике системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации служащих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами государственно-конфессиональных отношений. У них слабая информационно-техническая база, нехватка справочно-методических материалов по организации государственно-конфессионального взаимодействия.
Таким образом, оптимизация государственно-конфессиональных отношений и оказание государственной поддержки религиозным организациям требуют реализации комплекса мер, что обусловило необходимость разработки данной Программы.
II. Цели и задачи Программы
Задачи, стоящие сегодня перед обществом, обусловливают необходимость консолидации усилий органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и религиозных организаций, направленных на противодействие распространению экстремистской идеологии, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие культуры межконфессионального диалога, на стабилизацию общественно-политической обстановки в республике. В связи с этим Программа предусматривает систематизацию и конкретизацию мер в сфере государственно-конфессиональных отношений и государственной поддержки религиозных организаций.
Целями Программы являются:
содействие укреплению общественно-политической стабильности в республике;
совершенствование государственно-конфессиональных отношений;
профилактика проявлений религиозного экстремизма;
повышение культуры межконфессионального общения;
сохранение и укрепление морально-этических устоев общества.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:
реализация комплекса мер по поддержанию и повышению эффективности межконфессионального диалога в республике;
рациональное использование духовно-нравственного и патриотического потенциала религий;
оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим духовное просвещение граждан;
разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
разработка и реализация мер по формированию у населения Кабардино-Балка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.