В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Нальчикский городской Совет местного самоуправления решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о народной дружине в городском округе Нальчик.
2. Опубликовать данное Положение в средствах массовой информации.
3. Настоящее Положение вступает в силу со дня опубликования.
Председатель Нальчикского городского
Совета местного самоуправления |
И.Б. Безбородый |
Утверждено
решением Нальчикского городского
Совета местного самоуправления
от 12 декабря 2007 г.
Положение
о народной дружине в городском округе Нальчик
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2002 года N 46-РЗ "Об участии граждан Кабардино-Балкарской Республики в осуществлении охраны общественного порядка", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 сентября 2002 года N 391-ПП "Об утверждении Положения о народных дружинах" и устанавливает порядок создания и деятельности народной дружины в городском округе Нальчик (далее - Народная дружина).
Возможно, в номере вышеуказанного Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики допущена опечатка. См. Постановление от 7 сентября 2002 г. N 391
1.2. Народная дружина представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц, основанное на членстве, созданное для содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка.
1.3. В своей деятельности Народная дружина руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2002 года N 46-РЗ "Об участии граждан Кабардино-Балкарской Республики в осуществлении охраны общественного порядка", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 сентября 2002 года N 391-ПП "Об утверждении Положения о народных дружинах", федеральными и республиканскими законами и иными нормативно-правовыми актами, нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.4. Деятельность Народной дружины основывается на принципах:
- законности;
- гуманизма;
- добровольности;
- уважения личности;
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
2. Основные задачи, функции и формы деятельности Народной дружины
2.1. Основными задачами Народной дружины являются:
- содействие правоохранительным органам, органам местного самоуправления в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений;
- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- распространение правовых знаний, разъяснение населению норм поведения в общественных местах.
2.2. Выполняя возложенные на нее задачи, Народная дружина:
- участвует в охране общественного порядка, оказывает содействие правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений;
- оказывает содействие правоохранительным органам в их деятельности по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
- участвует в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- принимает участие в работе по предупреждению и пресечению детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, в индивидуальной профилактической работе с родителями или законными представителями несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
- оказывает помощь государственным и правоохранительным органам в обеспечении безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, эпидемий, аварий, техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
- обобщает и анализирует полученную информацию о состоянии правопорядка, доводит ее до сведения органов местного самоуправления и правопорядка, вносит предложения по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
2.3. Основными формами деятельности Народной дружины являются:
- совместное патрулирование народных дружинников с сотрудниками органов внутренних дел на маршрутах в системе единой дислокации сил и средств в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;
- дежурство народных дружинников при участковых постах милиции, на стационарных постах патрульно-постовой службы милиции, в общественных пунктах охраны порядка;
- дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
- участие в работе подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и соответствующих комиссий органов местного самоуправления по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа с подростками, склонными к совершению противоправных действий;
- участие народных дружинников в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
- использование средств массовой информации в целях пропаганды правовых знаний, профилактики правонарушений, формирования у населения уважительного отношения к закону. В своей деятельности по оказанию помощи органам местного самоуправления и правоохранительным органам Народная дружина может применять иные формы, не противоречащие законодательству.
2.4. Народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, предприятий, учреждений, органами внутренних дел, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
3. Структура и организация деятельности Народной дружины
3.1. Решение о создании и прекращении деятельности Народной дружины, утверждении ее устава, формировании руководящих органов, а также численности принимается исполнительным органом местного самоуправления.
3.2. Непосредственное руководство Народной дружиной осуществляет городской штаб народной дружины, который возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее постановлением главы местной администрации г. Нальчика.
Численный состав штаба устанавливается с учетом криминогенной обстановки и местных условий.
Численность городской народной дружины определяется местной администрацией г. Нальчика.
4. Прием в Народную дружину и отчисление из ее состава
4.1. В добровольную народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане, достигшие 18-летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности Народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
Прием в Народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению штаба Народной дружины, утверждаемому местной администрацией г. Нальчика.
4.2. В Народной дружине не могут состоять граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма, а также других заболеваний и их последствий;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- имеющие административные взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
- не имеющие регистрации по месту жительства.
4.3. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в Народную дружину, представляет в штаб Народной дружины паспорт гражданина Российской Федерации и личное письменное заявление.
4.4. Заявление гражданина о приеме в народную дружину городского округа Нальчик рассматривается городским штабом Народной дружины в месячный срок. В период прохождения испытательного срока кандидат в Народную дружину проходит правовую и специальную подготовку, принимает участие в отдельных мероприятиях по охране общественного порядка.
4.5. Гражданин может быть отчислен из народной дружины городского округа Нальчик по следующим основаниям:
- личное заявление;
- при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения;
- в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
- в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении обязанностей по охране общественного порядка.
4.6. Гражданину, принятому в Народную дружину, выдается удостоверение дружинника установленного образца, подтверждающее его правовой статус и внешние атрибуты народного дружинника.
Удостоверение народного дружинника - бланк красного цвета с надписью "Удостоверение". Вкладыш удостоверения оформлен надписью "Народная дружина", номером удостоверения, Ф.И.О. дружинника, местом для фотографии и личной подписи дружинника, перечнем прав дружинника, обозначен срок действия. Удостоверение заверяется печатью и подписью начальника штаба народной дружины городского округа Нальчик.
Внешний атрибут дружинника - нарукавная повязка красного цвета с надписью "Дружинник".
4.7. Оформление и выдачу удостоверений дружинника, централизованный учет дружинников осуществляет штаб Народной дружины. Бланки удостоверений дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение дружинника выдается на текущий календарный год. Удостоверение дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его выбытия (отчисления) из дружины.
5. Обязанности, права и ответственность народных дружинников
5.1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка, обязан:
- соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обрщении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
- оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, в случае их обращения, содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;
- разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;
- не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
- соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
- иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также нарукавную повязку или отличительный нагрудный знак дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;
- постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки.
5.2. Принимая совместно с сотрудниками правоохранительных органов участие в обеспечении общественного порядка, народные дружинники обязаны выполнять их законные распоряжения.
5.3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе.
5.4. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по участию в обеспечении общественного порядка имеет право:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия. При активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
- участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
- использовать транспортные средства организаций, независимо от их форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения) для транспортировки в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
- народный дружинник по решению органа местного самоуправления может пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (за исключением такси);
- пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органом внутренних дел или штабом добровольной народной дружины телефонами, принадлежащими организациям, независимо от их форм собственности;
- входить в общественные места для преследования скрывшегося правонарушителя, предотвращения и пресечения совершающегося там правонарушения.
5.5. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в судебном порядке.
6. Взаимодействие Народной дружины с органами внутренних дел
6.1. Народная дружина осуществляет свою деятельность в постоянном взаимодействии с городским отделом внутренних дел и его структурными подразделениями по обеспечению общественного порядка.
6.2. Городской отдел внутренних дел через подчиненные ему органы и подразделения:
- обеспечивает повседневное взаимодействие со штабом Народной дружины по вопросам поддержания общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений, создает необходимые условия для активного участия народных дружин в охране общественного порядка;
- совместно со штабом Народной дружины определяет объекты дежурств, посты и маршруты патрулирования народных дружинников, осуществляет календарное планирование дежурств дружинников в системе единой дислокации сил и средств милиции, обеспечивает учет выходов на дежурство, оказывает штабам народных дружин содействие в контроле за выполнением планов и графиков дежурств дружинников;
- принимает участие в организации и проведении правового и специального обучения народных дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений;
- проводит инструктажи народных дружинников, заступающих на дежурство, ознакомление их с оперативной обстановкой, направляет их на объекты, посты и маршруты патрулирования в соответствии с единой дислокацией, обеспечивает участие работников милиции в качестве руководителей нарядов при совместном патрулировании;
- разрабатывает и направляет расчеты сил добровольных народных дружин для обеспечения общественного порядка на массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятиях, обеспечивает непосредственное руководство нарядами дружинников на указанных мероприятиях;
- участвует в работе штаба Народной дружины, предоставляет штабам дружин информацию, необходимую для обеспечения эффективного участия народных дружин в охране общественного порядка;
- выделяет штабу для содействия в организации его работы по обеспечению общественного порядка служебный автотранспорт, при необходимости предоставляет народной дружине на период дежурства автотранспорт и средства радиосвязи;
- обеспечивает штаб Народной дружины специальной литературой и методическими пособиями, необходимыми для правового и специального обучения дружинников;
- поощряет в пределах своих полномочий народных дружинников, отличившихся в охране общественного порядка;
- предоставляет отрядам народной дружины на общественных пунктах охраны порядка необходимые помещения, средства телефонной связи.
7. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников
7.1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.
7.2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.
7.3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него. При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.
7.4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, неисполнение его законных требований, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
8. Меры поощрения и взыскания
8.1. К добровольным народным дружинникам, добросовестно и с инициативой выполняющим свои обязанности, штаб Нальчикской городской народной дружины может применять следующие меры поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение Почетной грамотой;
- награждение ценным подарком;
8.2. Органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций и предприятий, органы территориального общественного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать иные формы поощрения дружинников, исходя из имеющихся у них возможностей.
8.3. Органы местного самоуправления могут применять меры морального и материального поощрения к руководителям организаций и предприятий, оказывающим содействие в деятельности Народной дружины.
8.4. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к исполнению своих обязанностей, допустившим нарушения дисциплины и действующего законодательства, утратившим удостоверение дружинника, начальником штаба добровольной народной дружины могут применяться следующие виды взысканий:
- предупреждение;
- замечание;
- отчисление из Народной дружины.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение
деятельности Народной дружины
9.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольной народной дружины осуществляется за счет средств бюджетов органов местного самоуправления, внебюджетных источников, а также целевых взносов юридических и физических лиц, других, не запрещенных законом поступлений.
9.2. Указанные средства направляются на финансирование расходов по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств защиты, организации правового и специального обучения, обеспечение социальных гарантий народных дружинников, оказание материальной помощи, изготовление или приобретение форменной одежды, символики, атрибутики и документации добровольной народной дружины и другие расходы, необходимые для обеспечения ее деятельности.
10. Контроль и координация деятельности Народной дружины
Контроль и координацию деятельности Народной дружины осуществляют местная администрация г. Нальчика, Управление внутренних дел г. Нальчика и городской штаб народной дружины.
Заместитель председателя Нальчикского
городского Совета местного самоуправления |
В.Б. Назранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 2007 г. "Об утверждении Положения о народной дружине в городском округе Нальчик"
Настоящее Положение вступает в силу со дня опубликования
Текст решения опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 18 января 2008 г. N 2