Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 51-АПА19-1 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Коробовой Ю.Е,
с участием прокурора "данные изъяты",
с участием административного истца "данные изъяты", ее представителя "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
установил:
административный истец "данные изъяты". обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений - л.д.199-200) о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части отнесения к территории общего пользования земельного участка, расположенного вокруг здания лыжной базы по адресу: "адрес", который необходим для эксплуатации и обслуживания данного объекта недвижимости, а также в не установлении в отношении земельного участка непосредственно под зданием лыжной базы территориальной зоны. Кроме того, истец просит обязать Барнаульскую городскую Думу опубликовать настоящее решение суда в печатном издании.
В обоснование исковых требований истец указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ она является собственником здания лыжной базы, площадью "данные изъяты" кадастровый ***, расположенной по адресу: "адрес", возведенной в ДД.ММ.ГГ. До настоящего времени право на земельный участок под этим зданием не оформлено. Попытки административного истца получить права на земельный участок не принесли положительного результата, так как ранее этот участок был отнесен к землям лесного фонда, а после его передачи в состав земель населенного пункта в просьбе "данные изъяты" о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения участка Главным управлением имущественных отношений Алтайского края ДД.ММ.ГГ отказано, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского - округа "адрес" Алтайского края (далее также Правила землепользования и застройки) запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования. Согласно Генеральному плану городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также Генеральный план) и Правилам землепользования и застройки здание лыжной базы расположено посередине дороги "адрес", при этом красные линии проведены по периметру фундамента здания. Не установление под зданием территориальной зоны с определенным градостроительным регламентом нарушает права административного истца, поскольку лишает ее возможности оформить свое право пользования земельным участком. Вышеуказанные нормативные правовые акты противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а в данном случае в нарушение ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации данные требования не учтены.
В судебном заседании административный истец "данные изъяты", ее представитель "данные изъяты" поддержали административные исковые требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, в полном объеме. Представитель истца просила при определении площади земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации лыжной базы, руководствоваться заключением эксперта "данные изъяты" которым установлены границы этого участка и его площадь "данные изъяты"
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, а также заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее представитель "данные изъяты" в судебных заседаниях возражала против удовлетворения административного иска. Полагала, что оспариваемые истцами Генеральный план и Правила землепользования не противоречат действующему земельному и градостроительному законодательству, процедура принятия нормативных правовых актов не нарушена.
Представители заинтересованных лиц Администрации "адрес", Комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании п.8 ст.96, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения административного истца и его представителя, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края.
Генеральный план в настоящее время действует в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края.
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Поскольку Генеральный план и Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории "адрес" Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
В силу ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ ***, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ ***).
Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
Статьей 25 (части 1, 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена ст.ст.31, 32 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края соблюден. Требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Данные обстоятельства также подтверждаются решениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе об оспаривании нормативных правовых актов, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по делу *** по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе об оспаривании нормативных правовых актов (л.д.214-234).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план и правила застройки и землепользования в судебном порядке (ч.15 ст.24, ч.4 ст.32 ГрК РФ).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что "данные изъяты" на праве собственности принадлежит здание лыжной базы литер А, общей площадью "данные изъяты", с номером объекта ***кадастровый), расположенное по адресу: "адрес" (далее - также здание лыжной базы), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, запись регистрации в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.13).
Здание лыжной базы по адресу: "адрес" приобретено "данные изъяты" у "данные изъяты" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ ***. В пункте 1.3 этого договора купли-продажи недвижимого имущества указано, что здание лыжной базы размещено на земельном участке площадью "данные изъяты" (л.д.14-15).
ДД.ММ.ГГ зданию лыжной базы присвоен новый кадастровый *** (л.д.16-17).
Согласно выписке из технического паспорта на здание лыжной базы, расположенной по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГ данное здание ДД.ММ.ГГ постройки, общей площадью "данные изъяты" расположено на земельном участке по фактическому пользованию площадью "данные изъяты". (л.д.183-188).
Административный истец и ее представитель пояснили, что попытки истца оформить права на пользование земельным участок, расположенным под зданием лыжной базы, в результате обращения в органы власти до настоящего времени положительного результата не принесли.
Так, согласно ответу Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду указанного земельного участка для эксплуатации здания лыжной базы, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен согласно Правилам землепользования и застройки в границах территории общего пользования (профиль "адрес") (л.д.21).
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" обратилась в Главное управление с заявлением (с приложением документов) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, общей площадью "данные изъяты", в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: "адрес" (согласно схеме), для эксплуатации здания лыжной базы. По результатам рассмотрения заявления Главное управление письмом от ДД.ММ.ГГ *** сообщило заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по причине, в том числе, нахождения земельного участка в границах зон градостроительных ограничений, в которых в соответствии с действующим законодательством не допускается и (или) ограничивается размещение объекта либо осуществление деятельности, указанной в заявлении в качестве цели предоставления земельного участка. Согласно информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии с Правилами землепользования и застройки запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования (профиль "адрес").
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований предпринимателя "данные изъяты" к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГ отказано в полном объеме (л.д.66-75, 80-81).
ДД.ММ.ГГ Комитетом по строительству, архитектуре и развитию "адрес" письмом разъяснено, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с Правилами землепользования и застройки находится в границах территории общего пользования и в границах территории, для которой территориальная зона не установлена. Согласно установленным красным линиям земельный участок под объектом капитального строительства - зданием лыжной базы из территории общего пользования исключен, территориальная зона для данного земельного участка не установлена. Красные линии, ограничивающие территорию "адрес", были рассчитаны Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ, их расчет согласован в с главным архитектором города. Согласно Генплану рассматриваемый земельный участок расположен в границах существующих земель населенных пунктов городского округа - "адрес" (л.д.159).
ДД.ММ.ГГ Комитетом по строительству, архитектуре и развитию "адрес" заявление "данные изъяты" по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части определения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", отклонено, поскольку указанный земельный участок расположен на территории размещения улично-дорожной сети, т.е. в границах территории общего пользования. Территория общего пользования, установленная Правилами землепользования и застройки в отношении запрашиваемого земельного участка, соответствует Генплану (л.д.23).
По аналогичному основанию Администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка в аренду (л.д.25).
Обращение "данные изъяты" в Комитет по строительству, архитектуре и развитию "адрес" с заявлением о принятии решения о подготовке проекта межевания территории с целью установления, изменения, отмены красных линий земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", рассмотрено комитетом, ДД.ММ.ГГ ей отказано в его удовлетворении (л.д.24).
В силу ст.1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п.1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п.2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п.5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании ч.3 и ч.9 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
При этом правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ч.1 ст.30 ГрК РФ).
Согласно п.2 и п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч.6 ст.18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из системного толкования положений п.п.2,5,6,7,8 ст.1, ч.15 ст.35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В силу части 2 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
Из фрагмента Генерального плана, предложения по территориальному планированию, основной чертеж (Генеральный план утвержден решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в редакции от ДД.ММ.ГГ ***) следует, что здание лыжной базы, расположенное по адресу: "адрес", находится на территории общего пользования (л.д.107). Данное обстоятельство подтверждается также фрагментом карты градостроительного зонирования (Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в редакции от ДД.ММ.ГГ ***) (л.д.106). При этом согласно увеличенному фрагменту карт градостроительного зонирования, а именно основному чертежу (Генеральный план утвержден решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в редакции от ДД.ММ.ГГ ***) следует, что по зданию лыжной базы, расположенному на дороге "адрес", установлены красные линии, также красные линии установлены по границам самой улицы (л.д.240-244).
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
В материалы дела Комитетом по строительству, архитектуре и развитию "адрес" на запрос суда представлены сведения о том, что расчет красных линий по периметру фундамента здания по адресу: "адрес", осуществлен комитетом по строительству, архитектуре и развитию "адрес" ДД.ММ.ГГ, расчет красных линий автодороги в месте нахождения вышеуказанного здания осуществлен до ДД.ММ.ГГ (л.д.116).
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок, расположенный непосредственно под зданием лыжной базы по "адрес", не отнесен к какой-либо территориальной зоне, поскольку из территории общего пользования на данной территории он исключен красными линиями. Данный вывод не оспаривался представителем ответчика, а также подтверждается ответом Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д.159).
Согласно ч.ч.1 - 4 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами и предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Поскольку здание лыжной базы было возведено в ДД.ММ.ГГ, здание было поставлено на кадастровый учет и право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке задолго до того, как были утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки, не отнесение земельного участка под этим зданием к территориальной зоне, для которой функциональное назначение не установлено, создает неопределенность его правового режима.
В абзаце первом п.25 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, требования "данные изъяты" о признании недействующими актов в части не установления в отношении земельного участка территориальной зоны подлежат удовлетворению судом.
Также административный истец просит признать недействующими нормативные правовые акты в части отнесения к территории общего пользования земельного участка вокруг здания лыжной базы, расположенной по адресу: "адрес" который необходим для эксплуатации и обслуживания данного объекта недвижимости.
Как указывалось выше, территория вокруг здания лыжной базы отнесена к территории общего пользования, что следует из представленных суду фрагментов карт градостроительного зонирования (л.д.106,107).
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 ГрК РФ). Как следует из п.11 ст.1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п.12 ст.85, пп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
В соответствии с п.4 ст.36 ГрК РФ, п.60 Правил землепользования и застройки действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Статьей 54 Правил землепользования и застройки определен состав, назначение и требования к использованию территорий общего пользования, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов. Земельные участки в границах таких территорий предоставляются для целей размещения объектов, указанных в частях 3-6 ст.54, физическим и юридическим лицам в аренду в порядке, установленном земельным законодательством.
В силу ч.6 ст.54 этих Правил землепользования и застройки земельные участки в границах территорий, занятых улично-дорожной сетью, могут быть предоставлены для размещения вспомогательных строений и объектов инфраструктуры. При этом здание лыжной базы не может быть отнесено к таковым.
В то же время в силу ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п.1 данной нормы). Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п.3 данной нормы).
Как установлено судом, решением Исполнительного комитета Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ *** "Об отводе земельного участка "данные изъяты" для строительства спортивно-лыжной базы" "данные изъяты" был отведен земельный участок площадью "данные изъяты" на территории бывшего питомника зелентреста по "адрес" для строительства спортивно-лыжной базы. (л.д.109).
Адресной справкой Главного управления архитектуры и градостроительства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** адрес: "адрес", был присвоен зданию лыжной базы на основании заявления "данные изъяты" что следует из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д.203).
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" на основании договора купли-продажи продало "данные изъяты". здание лыжной базы по адресу: "адрес", при этом в в пункте 1.3 этого договора купли-продажи недвижимого имущества указано, что здание лыжной базы размещено на земельном участке площадью "данные изъяты" в оформлении в законное пользование дополнительного земельного участка Продавец оказывает содействие покупателю (л.д.14-15).
"данные изъяты" велась работа по оформлению прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации лыжной базы по "адрес", в связи с чем постановлением главы Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** было решено просить Правительство Российской Федерации предоставить "данные изъяты" земельный участок общей площадью "данные изъяты" земель Барнаульского лесничества Барнаульского лесхоза и из лесов "адрес" для эксплуатации лыжной базы. Материалы по предоставлению земельного участка, в том числе, землеустроительное дело, были направлены в Правительство Российской Федерации (л.д.162-182).
Впоследствии земельный участок "адрес" из земель лесного фонда был передан в земли населенного пункта и отнесен к землям общего пользования, что следует из Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес".
Отнесение земельного участка, который необходим для использования здания лыжной базы, расположенной по адресу: "адрес", к территории общего пользования, лишает возможности собственника этого здания "данные изъяты" в полном объеме осуществлять свои права собственника, поскольку до настоящего времени она лишена возможности оформить свои права на этот участок, что следует из неоднократных отказов государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Любое ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ). Ограничения права собственности, имущественных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе.
Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (п. 1 ч.1 ст.30 ГрК РФ).
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Таким образом, с учетом требований ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявленное требование о признании оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части отнесения территории земельного участка, необходимого для использования здания лыжной базы, к территории общего пользования. При этом не находит оснований для конкретизации границ и площади такого земельного участка, в том числе и с учетом экспертного заключения "данные изъяты" представленного стороной административного истца, поскольку установление этих обстоятельств не является юридически значимым при рассмотрении настоящего административного дела о признании нормативных правовых актов недействующими, кроме того, установление границ и площади такого земельного участка отнесено к компетенции соответствующих органов власти, которые суд не вправе подменять при рассмотрении административных дел.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не мог реализовать право владения и пользования спорным земельным участком, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
На основании п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части не отнесения земельного участка, находящегося под зданием лыжной базы, расположенной по адресу: "адрес", к какой-либо территориальной зоне, а также в части отнесения территории земельного участка, необходимого для использования здания лыжной базы, расположенного по адресу: "адрес", к территории общего пользования, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.