Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики
"Об утверждении Республиканской целевой программы реформирования и
модернизации жилищно-коммунального комплекса
Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2010 годы"
Республиканская целевая программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2010 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы | Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик Программы |
Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Цель и задачи Программы |
приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечение средств внебюджетных источников, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан дляф инансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007-2010 годы, осуществляется в два этапа: I этап - 2007-2008 годы; II этап - 2009-2010 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования Программы за счет средств всех источников в 2007-2010 годах составит 3354,6 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1091,5 млн. рублей; средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1695,8 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 398,2 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 169,1 млн. рублей |
Исполнители Программы | Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики; Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики; Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики; органы местного самоуправления |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономичес- кой эффективности |
повышение качества предоставления коммунальных услуг; снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа определяет перечень мероприятий и качество услуг, обеспечивающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, и направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания населения в Кабардино-Балкарской Республике.
Программа предусматривает решение задач по ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрению ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая Программы), стимулированию жилищно-коммунальных предприятий, эффективному и рациональному хозяйствованию в целях надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно-экономическая составляющая Программы).
Жилищно-коммунальное хозяйство республики сегодня - это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов, а это более 4,4 млн. кв. метров жилья, 3 308 жилых домов, 285 котельных, 48 ценральных# тепловых пунктов, 406 километров тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 3,8 тыс. километров водопроводных сетей и 560 километров канализационных сетей, 583 водозаборных сооружения. В отраслевой комплекс входят гостиницы, службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания. Годовой объем работ и услуг достигает более 1 млрд. рублей. При этом износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 70 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.
В 2002-2006 годах в рамках реализации Программы на объектах реконструкции жилищно-коммунального хозяйства было освоено 88 млн. рублей, заменено ветхих тепловых сетей 13,6 километра, водопроводных сетей - 71,3 километра, внутридомовых инженерных сетей - 163,8 тыс. погонных метров. Завершены работы по переводу сельских котельных на газообразное топливо. Вместе с тем позитивного изменения ситуации в отрасли достигнуть не удалось.
Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей по-прежнему значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Срок службы теплотрасс в настоящее время в 1,5-2 раза ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов от произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных составляет более 13 процентов.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов, что еще более усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Из-за повышенного загрязнения водных источников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды соответствующего качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд муниципального жилья составляет около 105,3 тыс. кв. метров, или 3 процента. Рост ветхого жилищного фонда обусловлен тем, что в структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,5 процента при нормативной потребности 4-5 процентов.
Причиной сложившегося положения являются инвестиционная непривлекательность жилищно-коммунального комплекса, несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям, систематическое недофинансирование бюджетами всех уровней бюджетных организаций по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, необходимы единая система подготовки специалистов для предприятий отрасли, переподготовка и повышение квалификации работников всех уровней на базе специализированных учреждений.
Для решения проблем, связанных с передачей в управление и обслуживание домов населению, необходимо через средства массовой информации провести работу по разъяснению положений Жилищного кодекса Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Одним из препятствий в успешной работе по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации является неудовлетворительное состояние жилищного фонда, связанное с отсутствием своевременного капитального ремонта строительных конструкций и инженерных коммуникаций.
Собственники жилых помещений затрудняются с определением формы управления домом. В городских округах и муниципальных районах республики необходимо осуществить проведение конкурсных торгов по определению управляющих организаций для содержания домов с последующей передачей им в оперативное управление или хозяйственное ведение жилищного фонда.
II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Программа направлена на создание условий по приведению жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечение комфортных условий проживания.
Мероприятия Программы предусматривают:
финансовую стабилизацию отрасли;
капитальный ремонт и модернизацию жилого фонда;
капитальный ремонт, модернизацию и полную замену отслуживших свой срок пассажирских лифтов;
развитие и техническое совершенствование систем коммунального водоснабжения и водоотведения;
реконструкцию и модернизацию объектов теплоэнергетического хозяйства;
оснащение предприятий и организаций коммунального хозяйства спецтехникой;
автоматизацию производственных и управленческих процессов;
создание и поддержание аварийного запаса оборудования и материалов.
Мероприятия Программы планируется реализовать в два этапа:
I этап - 2007-2008 годы;
II этап - 2009-2010 годы.
В рамках первого этапа реализации Программы предполагается осуществить финансирование за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования из других источников, в том числе республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований, а также средств внебюджетных источников.
В рамках второго этапа средства федерального бюджета будут предоставляться только при реализации проектов, в которых более 45 процентов инвестиционных потребностей финансируется за счет средств внебюджетных источников.
Ожидаются снижение уровня износа основных фондов до 55 процентов и увеличение доли средств внебюджетных источников и частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров.
В рамках Программы также будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, начатых ранее. Перечень этих объектов будет согласовываться с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на республиканском уровне производится в порядке, определяемом Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
III. Система программных мероприятий
Организационно-экономическая модель реформирования отрасли
Мероприятия Программы наряду с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Основной идеей реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам (льготы, субсидии).
В 2007 году в соответствии с действующим законодательством главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, бюджетные средства будут направляться на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам.
Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:
потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг;
проводить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций с целью получения более качественных услуг;
стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
создать единую республиканскую расчетную информационную сеть, отражающую в реальном времени состояние начислений и расчетов за жилищно-коммунальные услуги всех групп потребителей;
перейти на полные договорные отношения между производителем, потребителем и заказчиком жилищно-коммунальных услуг, в которых будут отражены снижение ставок и тарифов за некачественно предоставленные услуги, а также дифференциация ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от благоустройства жилищного фонда. Объемы оказываемых услуг приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы оказываемых услуг
Наименование | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Отпуск воды | тыс. куб.м | 45750 | 46000 | 46700 | 47300 |
тыс. руб. | 272200 | 315400 | 368150 | 428900 | |
Реализация тепловой энергии | тыс. Гкал | 1278,8 | 1216,7 | 1225,4 | 1231,9 |
тыс. руб. | 779000 | 858700 | 865300 | 1010000 | |
Вывоз твердых бытовых отходов | тыс. куб.м | 490 | 500 | 510 | 520 |
тыс. руб. | 64850 | 73420 | 86120 | 101020 | |
Общая площадь многоквартирных жилых домов | тыс. кв.м | 4380 | 4350 | 4320 | 4300 |
Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства
Одна из основных задач реализации Программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере:
конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно стать формирование способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществами собственников жилья (ТСЖ);
управление управляющей организацией.
Развитие договорных отношений предполагает переход от формальных процедур заключения договоров на жилищно-коммунальное обслуживание к созданию системы, обеспечивающей сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, повышение роли органов местного самоуправления.
Сбор платы за жилье и коммунальные услуги должен осуществляться собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры. Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационновычислительной базы, поэтому в городских округах и муниципальных районах, где существует несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями, предприятиям жилищнокоммунального хозяйства.
Перечень программных мероприятий по развитию отрасли
Для обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса в период с 2007 по 2010 год будут реализованы следующие мероприятия:
реконструкция сетей теплоснабжения;
установка приборов учета тепловой энергии на предприятиях бюджетной сферы;
децентрализация котельных - установка автономных источников тепла с более высоким коэффициентом полезного действия;
реконструкция котельных с заменой тепломеханического оборудования;
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
модернизация жилищного фонда;
внедрение информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве;
создание и поддержание аварийного запаса оборудования и материалов;
оснащение предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства спецтехникой.
Приоритетными направлениями указанных работ являются:
замена ветхих тепловых сетей;
использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
использование модульных и блочных котельных;
замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения;
реконструкция водозаборных сооружений, водоводов и водопроводных сетей;
использование современных методов очистки и обеззараживания питьевой воды;
реконструкция очистных сооружений канализации, канализационных коллекторов.
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса республики в основном связаны с проведением работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Перечень первоочередных мероприятий с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении к настоящей Программе.
Реконструкция котельных с заменой тепломеханического
оборудования и тепловых сетей
Половина всех трубопроводов тепловых сетей требует замены. Цель мероприятия - снижение потерь тепла на теплотрассах, экономия капитальных затрат при строительстве новых теплотрасс, использование более экономичной бесканальной прокладки тепловых сетей.
В целях модернизации котельных необходимо осуществить:
реконструкцию котельных с заменой котлов;
замену устаревшего тепломеханического оборудования. Цель мероприятия - повышение КПД котельных с высоким процентом износа и полной выработкой ресурса механического использования. При этом будут восстановлена система жизнеобеспечения и снижен основной износ с существующих 70 до 55 процентов.
В целях рационального использования энергоресурсов и сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов необходимы работы по установке приборов учета тепловой энергии на объектах бюджетной сферы республики. Объемы финансирования мероприятий по модернизации систем теплоснабжения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы финансирования мероприятий по реконструкции котельных
с заменой тепломеханического оборудования и тепловых сетей
Наименование | Затраты за весь период |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Городской округ Нальчик | 309673,5 | 66675,5 | 54112,0 | 118243,0 | 70643,0 |
Городской округ Баксан | 11801,0 | 3980,7 | 4239,1 | 2421,7 | 1159,5 |
Баксанский муниципальный район | 36950,0 | 3800,0 | 2995,0 | 22825,0 | 7330,0 |
Майский муниципальный район | 11405,0 | 2830,0 | 4185,0 | 2690,0 | 1700,0 |
Городской округ Прохладный | 7491,2 | 3219,3 | 3298,9 | 573,0 | 400,0 |
Прохладненский муниципальный район | 6209,3 | 1518,3 | 2921,1 | 789,9 | 980,0 |
Чегемский муниципальный район | 12471,4 | 3194,8 | 5801,6 | 1575,0 | 1900,0 |
Урванский муниципальный район | 37703,3 | 6511,7 | 6446,9 | 15445,4 | 9299,3 |
Терский муниципальный район | 20562,3 | 3761,1 | 12901,2 | 2800,0 | 1100,0 |
Лескенский муниципальный район | 6990,2 | 5121,0 | 1712,4 | 156,8 | 0,0 |
Зольский муниципальный район | 23536,6 | 3881,0 | 2984,1 | 9906,9 | 6764,6 |
Эльбрусский муниципальный район | 16581,3 | 5689,1 | 4607,2 | 3195,0 | 3090,0 |
Черекский муниципальный район | 14424,3 | 4140,0 | 1770,3 | 4396,0 | 4118,0 |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 515799,4 | 114322,5 | 107974,8 | 185017,7 | 108484,4 |
Децентрализация котельных, установка блок-модульных
и мини-котельных, оборудование газоанализаторами
Цель мероприятия - поэтапный, экономически обоснованный переход в теплоснабжении жилых домов и административных зданий к индивидуальным источникам теплоснабжения. Это позволит сократить потери на тепловых сетях за счет уменьшения общей длины наружных трубопроводов, снизить затраты на капитальный ремонт трубопроводов, повысить качество отопления и горячего водоснабжения.
Приоритетными направлениями являются:
децентрализация системы теплоснабжения Кабардино-Балкарской Республики. Теплоснабжение республики осуществляется на 85 процентов от централизованной системы теплоснабжения. Децентрализация ведет к экономии затрат (до 30 процентов) на транспортировку тепла, снижает на 1/3 расход топлива за счет автоматического регулирования режима работы котлов и систем отопления, повышает на 25 процентов КПД современных автоматизированных котельных против существующих котловых агрегатов;
замена устаревших котлов на новые с более высоким КПД. Цель мероприятия - комплексная экономия энергоносителей (газ, электроэнергия) на этапе производства тепла.
Теплоэнергетическое хозяйство Кабардино-Балкарской Республики оснащено на 92 процента водотрубными котлами со средним КПД 90 процентов согласно техническим паспортам котлов. На текущий момент КПД составляет 68 процентов из-за длительного срока эксплуатации.
Данное мероприятие предусматривает замену 70 процентов существующего оборудования на жаротрубные котлы с КПД до 93 процентов, что позволит экономить ежегодно до 15 процентов топлива, внедрение новых технологий водоподготовки. Цель мероприятия - снижение капитальных затрат при строительстве новых и реконструкции действующих котельных. В настоящее время в котельных используется морально устаревшее оборудование химводоочистки. Применение химических методов умягчения воды путем добавки специальных реактивов непосредственно в контур теплоносителя позволит отказаться от монтажа громоздкого оборудования, сократить затраты и производственные площади.
Объемы необходимого для этих целей финансирования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий по децентрализации
котельных, установке блок-модульных и мини-котельных,
оборудование газоанализаторами
тыс. рублей
Наименование | Затраты за весь период |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Городской округ Нальчик | 32637,3 | 11827,3 | 2610,0 | 10100,0 | 8100,0 |
Городской округ Баксан | 17291,4 | 12851,4 | 4440,0 | 0,0 | 0,0 |
Баксанский муниципальный район | 5025,2 | 2435,2 | 2590,0 | 0,0 | 0,0 |
Майский муниципальный район | 7661,9 | 2805,9 | 4856,0 | 0,0 | 0,0 |
Городской округ Прохладный | 14944,2 | 6951,2 | 7250,0 | 743,0 | 0,0 |
Прохладненский муниципальный район | 3077,2 | 2247,2 | 830,0 | 0,0 | 0,0 |
Чегемский муниципальный район | 20176,3 | 2886,3 | 3290,0 | 1400,0 | 12600,0 |
Урванский муниципальный район | 19101,8 | 17511,8 | 1590,0 | 0,0 | 0,0 |
Терский муниципальный район | 33180,3 | 3603,3 | 1378,0 | 14000,0 | 14199,0 |
Лескенский муниципальный район | 6002,1 | 4135,3 | 1866,8 | 0,0 | 0,0 |
Зольский муниципальный район | 5754,5 | 3376,5 | 2378,0 | 0,0 | 0,0 |
Эльбрусский муниципальный район | 97627,4 | 30217,4 | 67410,0 | 0,0 | 0,0 |
Черекский муниципальный район | 12721,2 | 241,2 | 0,0 | 8680,0 | 3800,0 |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 275200,8 | 101090,0 | 100488,8 | 34923,0 | 38699,0 |
Строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения
Стабильное водоснабжение населения неразрывно связано с рациональным использованием питьевой воды и предусматривает учет как добываемой, так и потребляемой воды. 90 процентов скважин в настоящее время не имеют водомеров, около 70 процентов населения также не имеют в своих домах водомеров.
Для измерения расхода воды, подаваемой насосными станциями, предусматривается установка 400 скоростных водомеров, что позволит сократить непроизводственные потери воды на 30-50 процентов и повысить эффективность использования питьевой воды в населенных пунктах.
Рельеф местности населенных пунктов и геологические условия водозаборов, на которых работают погружные насосы, остаются сложными. В связи с этим предусматривается установка на водозаборных скважинах водонапорных башен. Это позволит продлить срок службы погружных насосов типа ЭЦВ в 2 раза и сократить потребление электроэнергии на 3-5 процентов.
Объемы финансирования указанных мероприятий приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Объемы финансирования мероприятий по строительству
и реконструкции систем водоснабжения
тыс. рублей
Наименование | Затраты за весь период |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Городской округ Нальчик | 187174,9 | 123386,9 | 63158,0 | 294,0 | 336,0 |
Городской округ Прохладный | 44513,5 | 4592,0 | 10463,5 | 17110,0 | 12348,0 |
Прохладненский муниципальный район | 56422,5 | 1420,0 | 5512,5 | 34298,0 | 15192,0 |
Городской округ Баксан | 27962,7 | 3458,8 | 4530,3 | 10443,6 | 9530,0 |
Баксанский муниципальный район | 209795,0 | 12615,0 | 5278,0 | 19488,0 | 172414,0 |
Майский муниципальный район | 27835,4 | 2653,0 | 3754,2 | 12612,0 | 8816,2 |
Урванский муниципальный район | 49626,0 | 1940,0 | 21570,0 | 14032,0 | 12084,0 |
Лескенский муниципальный район | 26799,1 | 930,0 | 4863,1 | 14329,0 | 6677,0 |
Зольский муниципальный район | 317333,6 | 7736,5 | 25777,1 | 40328,0 | 243492,0 |
Терский муниципальный район | 243472,8 | 10705,3 | 158354,0 | 52980,8 | 21432,7 |
Чегемский муниципальный район | 68958,4 | 1910,4 | 6895,0 | 35469,7 | 24683,3 |
Черекский муниципальный район | 47134,5 | 2768,0 | 2383,7 | 23780,5 | 18202,3 |
Эльбрусский муниципальный район | 421772,4 | 2450,0 | 9995,3 | 17824,0 | 391503,1 |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 1728800,8 | 176565,9 | 322534,7 | 292989,6 | 936710,6 |
Таблица 5
Объемы финансирования мероприятий по строительству
и реконструкции систем водоотведения
тыс. рублей
Наименование | Затраты за весь период |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Городской округ Нальчик | 80317,1 | 3563,1 | 2871,9 | 29198,0 | 44684,1 |
Городской округ Баксан | 21208,1 | 0,0 | 0,0 | 11028,2 | 10179,9 |
Баксанский муниципальный район | 3135,0 | 0,0 | 0,0 | 1700,0 | 1435,0 |
Майский муниципальный район | 52408,0 | 0,0 | 10000,0 | 17500,0 | 24908,0 |
Прохладненский муниципальный район | 900,0 | 0,0 | 500,0 | 0,0 | 400,0 |
Городской округ Прохладный | 180704,9 | 163500,0 | 16000,0 | 604,9 | 600,0 |
Чегемский муниципальный район | 11992,0 | 270,0 | 10000,0 | 895,4 | 826,6 |
Урванский муниципальный район | 9646,0 | 0,0 | 3000,0 | 5015,9 | 1630,1 |
Терский муниципальный район | 3095,0 | 488,0 | 0,0 | 1355,6 | 1251,4 |
Зольский муниципальный район | 46797,5 | 0,0 | 0,0 | 21765,0 | 25032,5 |
Эльбрусский муниципальный район | 209570,0 | 6070,0 | 203500,0 | 0,0 | 0,0 |
Черекский муниципальный район | 15000,0 | 0,0 | 0,0 | 7800,0 | 7200,0 |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 634773,6 | 173891,1 | 245871,9 | 96863,1 | 118147,5 |
Модернизация жилищного фонда
Мероприятия по проведению капитального ремонта и модернизации жилых домов направлены на продление срока службы зданий, обеспечение современных условий проживания путем разукрупнения и благоустройства помещений общежитий, соблюдения санитарно-гигиенических требований к зданиям старой застройки.
Модернизация жилых зданий обеспечит нормальные условия для проживания в квартирах:
пятого этажа, где наиболее распространенными недостатками являются перегрев помещений в летнее время и частые протечки крыши;
первого этажа, где из-за близкого расположения подпочвенных вод и утечек из подвальной разводки трубопроводов образуется повышенная влажность, разрушающая не только доски полов, но и арматуру железобетонного перекрытия.
В целях реализации поставленных задач предусмотрены следующие мероприятия:
капитальный ремонт рулонных кровель. Одним из конструктивных решений по ремонту кровель является возведение традиционных скатных крыш к существующим;
замена ветхих внутридомовых инженерных сетей - замена изношенных металлических труб на полимерные. Это обеспечит безаварийную работу внутридомовых сетей, снижение затрат энергоносителей, сокращение затрат на содержание аварийных домовых служб;
модернизация лифтового хозяйства, что обеспечит бесперебойную и безопасную эксплуатацию пассажирских лифтов в муниципальном жилищном фонде Кабардино-Балкарской Республики. Лифтовое хозяйство муниципального жилищного фонда республики - это 445 пассажирских лифтов с нормативным сроком эксплуатации 25 лет в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95. В жилищных организациях республики эксплуатируются лифты, требующие капитального ремонта, технического диагностирования и не имеющие сейсмического усиления:
26 процентов от общего количества лифтов имеют устаревшую и не отвечающую требованиям правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов конструкцию и требуют замены в связи с истекшим сроком эксплуатации;
57 процентов не оснащены устройствами безопасности;
60 процентов не оборудованы устройствами УЗЛ-1;
установка решеток на двери и окна подвалов, машинные отделения лифтов, металлических люков на чердаки, что обеспечит безопасные условия проживания.
Объемы финансирования указанных мероприятий приведены в таблице 6.
Таблица 6
Объемы финансирования мероприятий по модернизации жилищного фонда
тыс. рублей
Наименование | Затраты за весь период |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Городской округ Нальчик | 138 786,8 | 55 097,6 | 46 089,2 | 21 600,0 | 16 000,0 |
Городской округ Баксан | 4 170,0 | 2 250,0 | 1 920,0 | 0,0 | 0,0 |
Баксанский муниципальный район | 821,8 | 671,8 | 150,0 | 0,0 | 0,0 |
Городской округ Прохладный | 4 372,6 | 3 622,6 | 750,0 | 0,0 | 0,0 |
Прохладненский муниципальный район | 9 025,5 | 2 000,0 | 7 025,5 | 0,0 | 0,0 |
Майский муниципальный район | 4 120,0 | 800,0 | 3 320,0 | 0,0 | 0,0 |
Чегемский муниципальный район | 6 658,9 | 2 700,0 | 3 958,9 | 0,0 | 0,0 |
Урванский муниципальный район | 5 983,0 | 2 913,0 | 3 070,0 | 0,0 | 0,0 |
Терский муниципальный район | 2 358,0 | 1 156,0 | 1 202,0 | 0,0 | 0,0 |
Зольский муниципальный район | 1 300,0 | 250,0 | 1 050,0 | 0,0 | 0,0 |
Эльбрусский муниципальный район | 4 300,0 | 2 200,0 | 2 100,0 | 0,0 | 0,0 |
Черекский муниципальный район | 1 165,0 | 895,0 | 270,0 | 0,0 | 0,0 |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 183 061,6 | 74 556,0 | 70 905,6 | 21 600,0 | 16 000,0 |
После завершения ремонта необходимо проводить запись в паспорте дома и делать отметку в документах органов статистики об изменении уровня износа дома после капитального ремонта и модернизации.
Создание и поддержание аварийного запаса оборудования и материалов
В настоящее время из-за недостаточного финансирования не удается поддерживать стопроцентный аварийный запас материалов и оборудования. Вследствие повышенного износа инженерной инфраструктуры недокомплект аварийного запаса ведет к увеличению количества аварий и продолжительности времени, затраченного на устранение последствий аварий.
На реализацию мероприятий на период с 2007 по 2010 год объем средств составит 17 млн. рублей.
IV. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает участие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.
Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, а также средств предприятий, повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса и снижение рисков инвестирования.
На уровне органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивается:
разработка и реализация нормативной правовой базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса в рамках установленных действующим законодательством полномочий;
предоставление средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований республики на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;
апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов в модернизацию жилищно-коммунального комплекса.
На уровне органов местного самоуправления и организаций обеспечивается:
демонополизация, создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
развитие договорных отношений на конкурсной основе;
создание единых расчетно-кассовых центров по организации сбора и обработки жилищно-коммунальных платежей и предоставлению субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг;
предоставление средств бюджетов муниципальных образований на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;
предоставление гарантий и иных форм поддержки для привлечения заемного финансирования.
Для достижения намеченных целей необходимы согласованные действия всех уровней власти.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, бюджетов муниципальных образований, а также средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.
Объем финансирования составит 3354,6 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1091,5 млн. рублей;
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1695,8 млн. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики - 398,2 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 169,1 млн. рублей.
Мероприятия по объектам и объемы финансирования корректируются ежегодно.
Объекты и источники финансирования Программы приведены в таблице 7.
Таблица 7
Объемы и источники финансирования Программы
тыс. рублей
Наименование мероприятий | Финансирование по годам | Всего | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1. Реконструкция котельных с заменой тепломеханического оборудования и тепловых сетей, |
114322,5 | 107974,8 | 185017,7 | 108484,4 | 515799,4 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 0,0 | 21000,0 | 0,0 | 0,0 | 21000,0 |
республиканский бюджет КБР | 83791,9 | 71986,6 | 154172,6 | 95867,4 | 405818,5 |
бюджеты муниципальных образований | 30530,6 | 14988,2 | 30245,1 | 12017,0 | 87780,9 |
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 600,0 | 600,0 | 1200,0 |
2. Децентрализация котельных, установка блок-модульных и мини-котельных, оборудование газоанализаторами, |
101090,0 | 100488,8 | 34923,0 | 38699,0 | 275200,8 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
республиканский бюджет КБР | 34996,0 | 60000,0 | 14923,0 | 20500,0 | 130419,0 |
бюджеты муниципальных образований | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные источники | 66094,0 | 40488,8 | 20000,0 | 18199,0 | 144781,8 |
3. Строительство, реконструкция систем водоснабжения, | 176565,9 | 322534,7 | 292989,6 | 936710,6 | 1728800,8 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 90000,0 | 113570,0 | 0,0 | 552000,0 | 755570,0 |
республиканский бюджет КБР | 73055,0 | 168730,5 | 266473,1 | 362381,6 | 870640,2 |
бюджеты муниципальных образований | 12510,9 | 21128,2 | 25116,5 | 20729 | 79484,6 |
внебюджетные источники | 1000,0 | 19106,0 | 1400 | 1600 | 23106,0 |
4. Строительство, реконструкция систем водоотведения, | 173891,1 | 245871,9 | 96863,1 | 118147,5 | 634773,6 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 130000,0 | 185000,0 | 0,0 | 0,0 | 315000,0 |
республиканский бюджет КБР | 41670,0 | 60371,9 | 79379,7 | 90484,9 | 271906,5 |
бюджеты муниципальных образований | 2221,1 | 500,0 | 17483,4 | 27662,6 | 47867,1 |
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
5. Модернизация жилищного фонда, | 74556,1 | 70905,6 | 21600,0 | 16000,0 | 183061,6 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
республиканский бюджет КБР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
бюджеты муниципальных образований | 74556,1 | 70905,6 | 21600,0 | 16000,0 | 183061,6 |
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
6. Создание и поддержание аварийного запаса оборудования и материалов, |
3800,0 | 4100,0 | 4400,0 | 4700,0 | 17000,0 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
республиканский бюджет КБР | 3800,0 | 4100,0 | 4400,0 | 4700,0 | 17000,0 |
бюджеты муниципальных образований | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
7. Всего по Программе, | 644225,5 | 851875,7 | 635793,4 | 1222741,5 | 3354636,2 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 220000,0 | 319570,0 | 0,0 | 552000,0 | 1091570,0 |
республиканский бюджет КБР | 237312,9 | 365189,0 | 519348,4 | 573933,9 | 1695784,2 |
бюджеты муниципальных образований | 119818,7 | 107521,9 | 94445,0 | 76408,6 | 398194,2 |
внебюджетные источники | 67094,0 | 59594,8 | 22000,0 | 20399,0 | 169087,8 |
VI. Ресурсоэнергосберегающие мероприятия
Одним из направлений программных мероприятий является ресурсоэнергосбережение.
В силу специфики отрасли энергосберегающие мероприятия ЖКХ являются капиталоемкими и имеют относительно продолжительные сроки окупаемости.
Основными этапами ресурсоэнергосбережения являются:
устройство автономных источников тепла, что снизит потребление энергоресурсов, а соответственно и себестоимость производимой продукции (тепла). Окупаемость данных мероприятий - 3,8-4 года;
оснащение приборами учета тепловой энергии, что даст экономию бюджетных средств в среднем до 26 процентов от потребляемого объема энергоресурсов. Окупаемость данных мероприятий - 2-2,5 года;
замена ветхих (аварийных) участков сетей теплоснабжения и водоснабжения, что уменьшит уровень потерь, повысит КПД, снизит коммерческие потери предприятий - поставщиков коммунальных услуг. В среднем окупаемость данных мероприятий в основном за счет снижения коммерческих потерь составит 5-6 лет;
снижение потерь газа в части установки газоанализаторов. Окупаемость данных мероприятий достигает в среднем 5 лет.
За четырехлетний период реализации программных мероприятий ожидается снижение коммерческих потерь до 70 млн. рублей в год по водоснабжению и 95 млн. рублей в год по теплоснабжению.
VII. Организационное и информационное обеспечение реализации Программы
Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, являющееся координатором Программы, осуществляет взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления.
Бюджетная заявка на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке координатором Программы.
Координатор Программы обеспечивает информационно-разъяснительную работу среди населения через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
VIII. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе расчета критериев реализации Программы.
Критерии реализации Программы:
эффективность управления жилищным фондом;
количество обращений граждан;
аварийность;
развитие рынка услуг;
финансовая стабильность;
социальная защита граждан;
комфортность;
безопасность;
внедрение приборов учета потребляемых ресурсов.
Критерий эффективности управления жилищным фондом (Кэу) определяет эффективность системы управления жилищной отраслью в каждом муниципальном образовании:
Кэу = Окмд : Окду ,
где:
Окмд - общее количество многоквартирных домов (более 10 квартир);
Oкду - общее количество многоквартирных домов (более 10 квартир), собственники жилых помещений в котором выбрали и реализовали свое решение по способу управления домом за отчетный период.
Кэу должен стремиться к 1.
Критерий количества обращений граждан (Ко) оценивает качество жилищно-коммунального обслуживания:
Ко = Оотч : Опред,
где:
Оотч - количество обращений граждан в отчетном году;
Опред - количество обращений граждан в предыдущем году.
Ко должен стремиться к 0.
Критерий аварийности (Ка ) позволяет судить о надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения:
Ка = Аотч : Апред,
где:
Аотч - количество аварий на жилищно-коммунальных объектах и сетях в муниципальном образовании за отчетный год;
Апред - количество аварий на жилищно-коммунальных объектах и сетях в муниципальном образовании за предыдущий год.
Ка должен стремиться к 0.
Критерий развития рынка услуг (Кр ) служит для оценки развития конкурентной среды предоставления жилищно-коммунальных услуг:
Кр = Побщ : Пчаст,
где:
Побщ - количество организаций жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании;
Пчаст - количество частных и приватизированных организаций жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании за отчетный год.
Кр должен стремиться к 1.
Критерий финансовой стабильности (Кф ) отражает инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства:
Кф = Кз : Дз ,
где:
Кз - кредиторская задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на конец отчетного года;
Дз - дебиторская задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на конец отчетного года.
Кф должен стремиться к 0.
Критерий социальной защиты граждан (Кс ) позволяет оценить социальную поддержку малообеспеченных слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг:
Кс = Ссуб : Собщ,
где:
Ссуб - количество семей, получавших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в муниципальном образовании в отчетном году;
Собщ - общее количество семей муниципального образования в отчетном году;
Кс должен стремиться к 0,15.
Критерий комфортности (Кк ) служит для оценки комфортности условий проживания граждан:
Кк = Сн : Сф ,
где:
Сн - финансовые средства, необходимые на модернизацию и капитальный ремонт коммунальных объектов и инженерной инфраструктуры муниципального образования в отчетном году;
Сф - фактические капитальные вложения на модернизацию и капитальный ремонт коммунальных объектов и инженерной инфраструктуры муниципального образования в отчетном году.
Кк должен стремиться к 1.
Критерий безопасности (Кб ) служит для оценки безопасности условий проживания граждан:
Кб = Фн : Фф ,
где:
Фн - объем финансирования (в рублях), необходимый для проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования в отчетном году;
Фф - фактические объемы финансирования (в рублях) проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования в отчетном году;
Kб должен стремиться к 1.
Критерий внедрения приборов учета потребляемых ресурсов (Кп ) служит для оценки количества установленных приборов учета:
Кп = Пн : Пу ,
где:
Пн - необходимо установить приборов учета;
Пу - установлено приборов учета.
Кп - должен стремиться к 1.
Ответственность за предоставление информации и расчет критериев возлагается на администрации городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики.
IX. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Парламент Кабардино-Балкарской Республики.
Органы местного самоуправления, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также по итогам года до 1 марта представляют координатору Программы сводную информацию о результатах выполнения мероприятий Программы.
Координатор Программы ежегодно до 15 апреля представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики в составе отчета об итогах исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год информацию о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.