Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом рационального сочетания федеральных, республиканских, муниципальных, а также отраслевых интересов организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Предполагается использование современных организационных, экономических и правовых механизмов, способствующих достижению целей Программы по всем направлениям. Механизмы Программы включают ряд компонентов, направленных на обеспечение решения задач и достижение целей Программы.
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития экономики, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов, а также социальной сферы республики);
экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и методы стимулирования выполнения программных мероприятий;
правовые рычаги влияния на социально-экономическое развитие республики (совокупность нормативных правовых документов федерального и республиканского уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, республиканских и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);
организационная структура управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
Функциональный механизм как комплексный инструмент целевого управленческого воздействия на социально-экономическую систему должен быть обеспечен финансово. Для осуществления Программы предусматривается использовать кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему закупки и поставки продукции, налоговое законодательство, лизинг, межбюджетные трансферты через комплекс ФЦП и ФАИП, целевые дотации и субсидии из федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Наряду с мероприятиями, носящими инвестиционный характер, в Программе намечен ряд организационных мер, которые будут направлены на решение основных проблем, стоящих перед Кабардино-Балкарской Республикой в социально-экономической сфере.
Важнейшее предназначение организационной структуры управления Программы состоит в создании действенной системы мониторинга и контроля выполнения Программы.
Организационный механизм решения задачи повышения безопасности и объединения усилий всего общества в достижении общих целей социально-экономического развития республики заключается в формулировании объединяющей национальной идеи и создании системы ее воспроизводства в рамках общественного движения.
Механизм самосохранения и развития общества призван при полной поддержке государства обеспечить безопасные условия и многократно усилить положительное влияние всех других механизмов, используемых в Программе.
При тесном взаимодействии общества, бизнеса и власти, обязательном наличии обратной связи через каналы, на которые отсутствует влияние отдельных чиновников, планируется реализовать одну из самых сложных в организационном плане реформ - административную.
Решение задачи повышения конкурентоспособности будет достигнуто за счет реинжиниринга государственного управления в экономике. Предполагается использование современных методов кластерного управления экономикой.
Кластерная политика в приоритетных видах экономической деятельности позволит создать новую экономику республики - базис социально-экономического развития, состоящий из новых экономически активных хозяйствующих субъектов. Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и экономики в целом планируется осуществить путем:
повышения производительности входящих в кластеры предприятий, а также смежных отраслей;
повышения способности к различного рода инновациям, в том числе управленческим, техническим и технологическим;
развития новых видов бизнеса, более восприимчивых к инновациям и расширяющим границы кластера.
Кластерная политика позволит адаптироваться предприятиям к жестким условиям конкуренции и занять свою нишу на региональном, межрегиональном и международном рынках.
Создание специализированных программ обучения и переподготовки, построение исследовательской работы в высших учебных заведениях Кабардино-Балкарской Республики по разработке связанных с кластером технологий, поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера - новые функциональные обязанности профильных министерств Кабардино-Балкарской Республики.
В целях привлечения инвестиций на реализацию Программы предполагается совершенствование созданного механизма по содействию инвестиционной деятельности.
Инвестопроводящая система республики, созданная в виде ОАО "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики" должна быть единым центром инвестиционной активности. В целях совершенствования деятельности и развития кадрового потенциала в этой сфере необходимо реализовать ряд образовательных проектов. Проведение маркетинговых мероприятий по выявлению целевых инвесторов, обеспечению необходимых коммуникаций, брэндингу и провайдингу республики, созданию уникального инвестиционного предложения региона, сопровождению и содействию инвестиционной деятельности наряду с использованием механизмов Инвестиционного фонда Российской Федерации, особых экономических зон, системы налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, субсидирования процентных ставок, субвенций, залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики позволит существенно улучшить инвестиционный климат республики и привлечь необходимые для реализации Программы инвестиции.
С использованием механизма Инвестиционного фонда Российской Федерации предполагается снятие инфраструктурных ограничений экономического роста в кластере строительных материалов. Реализация крупного проекта по строительству железной дороги от ст. Солдатской до г. Тырныауза также позволит существенно повысить конкурентоспособность рекреационного комплекса "Приэльбрусье".
Развитие дорожной инфраструктуры, воздушного транспорта и транспорта общего пользования, а также развитие генерирующей базы электроэнергетики будет способствовать созданию надежного инфраструктурного базиса для развития всех видов экономической деятельности республики.
Одним из приоритетных видов экономической деятельности, в котором у республики имеется ряд естественных конкурентных преимуществ, является рекреация. Предполагается использование программно-целевого метода для комплексного развития всех рекреационных местностей республики. Развитие рекреации приведет к мультипликативному росту в смежных отраслях экономики и росту доходов населения.
Для развития данного вида экономической деятельности будут создаваться комплексные рекреационные продукты республики, использоваться кластерный подход, а также все существующие инновации в производстве и управлении рекреационной деятельностью.
Развитие кластера предприятий по производству строительных материалов и оказанию строительных услуг предполагается осуществлять на основе использования уникальных месторождений полезных ископаемых, имеющихся на территории республики. Важнейшее значение имеет опережающее развитие данного кластера в связи с реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Развитие кластера будет происходить на основе реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
Кластер сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности является традиционной сферой специализации Кабардино-Балкарской Республики, в которой в связи с отсутствием рациональной государственной политики были потеряны имевшиеся ранее заделы. Вместе с тем по ряду видов конечной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности предприятия республики способны занять достойную нишу на региональном и российском рынках. Для развития данного сектора предполагается использовать механизмы, заложенные в национальном проекте "Развитие АПК", в частности, механизм субсидирования процентной ставки в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами в коммерческих банках, в размере 95 процентов ставки рефинансирования Банка России, а также закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота.
Предполагается также реализовать ряд высокоэффективных инвестиционных проектов в сфере АПК, направленных на развитие данного кластера, с целью использования преимуществ вертикальной и горизонтальной интеграции в отрасли.
Привлечение инвестиций в металлургию и машиностроение позволит реализовать инвестиционные проекты на предприятиях отрасли. Реструктуризация и диверсификация производства на данных предприятиях позволит производить затребованную рынком продукцию.
В целях развития малого предпринимательства, которое обеспечит повышение занятости, предполагается реализация механизмов общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, противодействие административным барьерам путем создания постоянно действующего совета, широкое использование механизмов субсидирования лизинговых и процентных платежей субъектов малого предпринимательства, гарантирование рисков инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.
Предполагается создание бюро кредитных историй, специализированного производственного бизнес-инкубатора, филиала международного маркетингового центра в г. Нальчике.
Организационные мероприятия по реформе инфраструктурных монополий предполагают снижение затрат на производство и передачу тепловой энергии, газа, электрической энергии, на водоснабжение и водоотведение путем реализации инвестиционных проектов по внедрению энерго-, ресурсосберегающих технологий.
Реконструкция и ввод новых производственных мощностей и сетей позволит существенно снизить непроизводительные затраты и сдерживать рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Наряду с реализацией инвестиционных проектов предполагается использование механизмов концессионного законодательства, развитие и реализация положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О регулировании тарифов организаций коммунального комплекса".
Основным инструментом развития систем энергоснабжения станет перспективный муниципальный энергетический план. Обязательно реформирование системы управления развитием теплоснабжения, а также реструктуризация менеджмента на предприятиях.
В энергетической системе страны и республики будут проведены реформы, которые предполагают переход к конкурентному рынку электроэнергетики. Основные механизмы реформы электроэнергетики основываются на разделении функций по производству, передаче и реализации электрической энергии.
Реформа экономических отношений сферы жилищно-коммунального хозяйства предполагает внедрение рыночных механизмов во взаимоотношениях получателей, продавцов и производителей услуг, снижение доли монополизма в данном секторе экономики.
Опережающее развитие экономики позволит повысить реальные доходы и уровень жизни населения, а также через фискальный механизм - социальные расходы государства. Предполагается существенное повышение социальной обеспеченности населения.
Решение жилищных проблем населения предполагается с использованием механизмов, заложенных в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В частности, будут реализованы проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, реализованы схемы субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам кредитных организаций, выданным на строительство и приобретение жилья. Будут выдаваться субсидии молодым семьям в целях приобретения и строительства жилья, в том числе по ипотечным кредитам.
Система ипотечного жилищного кредитования - один из главных механизмов повышения обеспеченности жильем населения республики. Предполагается рефинансирование ипотечных жилищных кредитов по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Отдельное направление Программы предполагает реализацию государственных обязательств по обеспечению социальным жильем отдельных категорий граждан путем предоставления жилищных сертификатов.
Достижение целей национального проекта "Образование", а также раздела "Развитие образования" настоящей Программы будет обеспечено путем стимулирования образовательных учреждений, внедряющих инновационные системы в образование, создания новой системы материального стимулирования преподавателей, классных руководителей, учителей начальных классов. Особое значение имеет информатизация школ республики, а также подключение их к сети Интернет.
Будут внедрены системы финансово-экономических механизмов, основанные на нормативном подушевом бюджетном финансировании, введена новая отраслевая системы оплаты труда. Предполагается модернизация содержания и технологий образования, в том числе обеспечение необходимых условий для введения в систему образования Кабардино-Балкарской Республики новых государственных образовательных стандартов.
Необходима реализация ряда проектов строительства новых и реконструкции существующих образовательных учреждений, а также развитие их материально-технической базы.
Механизмы развития здравоохранения предполагают развитие материально-технической базы медицинских учреждений, строительство и реконструкцию объектов здравоохранения. Важнейшее направление - повышение квалификации медицинского персонала, а также информатизация медицины. Оснащение современной медицинской техникой позволит осуществлять специализированное медицинское лечение в республике.
Качество предоставления социальных услуг ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам повысится за счет улучшения материально-технической базы социальных учреждений республики, расширения их количества, а также обеспечения адресности социальной поддержки.
В целях улучшения демографического положения Кабардино-Балкарской Республики, повышения рождаемости и снижения смертности предполагается обеспечить координацию действий исполнительных и законодательных органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации.
Цели развития физического воспитания и спорта в республике сопряжены с организацией занятости молодежи и оздоровлением нации. В этой сфере будут реализованы механизмы пропаганды здорового образа жизни и популяризации спорта. Этому будет способствовать активная позиция государства в поддержке развития профессионального спорта и спорта высших достижений, подготовка кадров и улучшение материально-технического обеспечения спортивных учреждений, а также школ.
Развитие национальных культур народов республики, межнациональных и международных культурных связей и обменов наряду с поддержкой народного творчества, модернизация музейного и библиотечного дела позволят сохранить самобытную и уникальную культуру народов республики. Предполагается осуществлять строительство и реконструкцию объектов культуры за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
В области охраны окружающей среды предполагается реализация организационных механизмов лесовосстановления, охраны лесов от пожаров, проведение берегоукрепительных мероприятий, организация экологических постов, системы мониторинга за состоянием окружающей среды.
В целях совершенствования государственно-конфессиональных отношений предполагается использование механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, противодействия экстремистской идеологии, формирования в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержания межконфессионального и межнационального согласия и диалога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.