В соответствии со статьями 16-17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в целях создания условий для повышения качества транспортного обслуживания населения, модернизации транспортной системы города, Нальчикский городской Совет местного самоуправления решил:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Развитие и модернизация пассажирского транспорта городского округа Нальчик (2008-2011 годы)".
2. Местной администрации г. Нальчика обеспечить реализацию городской целевой программы "Развитие и модернизация пассажирского транспорта городского округа Нальчик (2008-2011 годы)" в сроки, установленные настоящим решением.
3. Опубликовать данное решение в средствах массовой информации.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель Нальчикского городского Совета местного |
И.В.Муравьев |
Утверждена
решением Нальчикского городского
Совета местного самоуправления
от 23 декабря 2008 г.
Городская целевая Программа "Развитие и модернизация пассажирского
транспорта городского округа Нальчик (2008-2011 годы)"
Паспорт Программы
Наименование программы |
"Развитие и модернизация пассажирского транспорта городского округа Нальчик (2008-2011 годы)", (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Заказчик-координатор |
Местная администрация г. Нальчика |
Основные разработчики программы |
Управление промышленности, транспорта и связи местной администрации г. Нальчика |
Цели и задачи программы |
Основная цель программы - создание условий для улучшения транспортного обслуживания населения за счет повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта общего пользования. Для достижения этой цели программой предусмотрено решение следующих задач: - реформирование пассажирского транспорта общего пользования на основе создания нового муниципального предприятия и современной нормативной правовой базы, организационных, финансовых, экономических и управленческих механизмов; - повышение качества транспортного обслуживания за счет совершенствования его технического и технологического обеспечения, снижение издержек и проведение взвешенной тарифной политики на пассажирских перевозках; - оптимизация структуры парков транспортных средств и ускорение обновления их состава за счет приобретения более эффективных транспортных средств; - создание современного рынка транспортных услуг, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности в области пассажирских перевозок; - повышение уровня транспортной доступности территорий и услуг для населения; - мероприятия программы решают также ряд задач по повышению безопасности транспортной деятельности и экологии. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на 2008-2011 годы. На первом этапе (2008-2009 годы) основное внимание уделяется созданию и становлению нового муниципального унитарного предприятия, модернизации подвижного состава и совершенствованию нормативно-правового поля технического и методического обеспечения транспортной деятельности, а также реформированию организационно-управленческого механизма отрасли. Затем должно быть начато осуществление инвестиционных мероприятий, направленных на модернизацию структуры, обновление подвижного состава парка транспортных средств, в том числе подвижного состава для обеспечения инвалидам беспрепятственного пользования общественным транспортом, которое будет продолжено вплоть до 2011 года, с постепенно нарастающим темпом по мере улучшения финансовых возможностей предприятий и бюджета городского округа. |
Основные мероприятия программы |
Модернизация подвижного состава. Оптимизация структуры парка транспортных средств. Модернизация системы диспетчерского управления пассажирского транспорта. Дальнейшее развитие объектов транспортной инфраструктуры. Совершенствование нормативной правовой базы. Совершенствование производственно-технической базы, расширение сервисных услуг. Реформирование системы и механизмов, упорядочивающих допуск перевозчиков на рынок транспортных услуг. |
Объемы и источники финансирования |
Общие затраты на реализацию программы в ценах 2008 г. оцениваются в 223,5 млн. рублей. Затраты бюджета городского округа Нальчик на реализацию программы составят 166,5 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Важнейшие целевые показатели при полном финансировании программы и поддержке задач обновления парка пассажирских транспортных средств следующие: - обновление парка транспортных средств; - улучшение качества услуг; - снижение средней себестоимости перевозок пассажиров в городском сообщении до 10%; - переход отрасли на функционирование в условиях действия современной нормативно-законодательной базы; - поступление в отрасль новых типов транспортных средств для социально значимых и приоритетных видов перевозок, отвечающих по основным параметрам требований международных стандартов и правил, что приведет к увеличению их ресурса в 1,5-2 раза и снижению эксплуатационных затрат на 25-30%; - приобретение в 2008 году 80 городских автобусов для этих целей и замены устаревшего подвижного состава. |
Система управления и контроля за ходом |
Текущее управление и контроль за ходом реализации программы осуществляет местная администрация г. Нальчика. Отчеты о реализации и выполнении мероприятий программы представляются исполнителями и утверждаются на заседаниях местной администрации г. Нальчика один раз в полугодие. Оценка выполнения программы осуществляется местной администрацией г. Нальчика ежегодно по плановым и фактически достигнутым результатам. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Департамент финансов местной администрации г. Нальчика. |
Введение
Настоящая программа включает мероприятия, относящиеся к пассажирскому транспорту городского округа Нальчик - автомобильному транспорту, а также к его инфраструктуре.
В результате решения программных мероприятий планируется достичь следующих результатов:
- улучшение функционирования транспортного комплекса за счет совершенствования систем управления, нормативной правовой базы;
- создание условий поэтапного обновления парка автобусов и на этой основе - постепенное повышение качества транспортных услуг, снижение себестоимости;
- сокращение финансовых издержек и расхода материально-технических ресурсов, требуемых на эксплуатацию и модернизацию пассажирского транспорта;
- создание условий для функционирования цивилизованного рынка транспортных услуг, контроля качества предоставляемых услуг;
- создание нормативной правовой базы, адаптированной к рыночным условиям работы пассажирского транспорта городского округа Нальчик.
Краткая характеристика маршрутной сети
Количество обслуживаемых маршрутов, всего - 33
в том числе:
- количество городских автобусных маршрутов - 27;
- количество пригородных автобусных маршрутов - 4;
- количество сезонных автобусных маршрутов - 2.
Ежедневный выход на маршруты города:
- автобусов средней вместимости до 80 единиц;
- микроавтобусов - до 490 единиц.
Количество пассажирских предприятий - 12 ед., в том числе:
- с автобусным подвижным составом (муниципальное) - 1;
- с микроавтобусным подвижным составом (частным) -11.
Из 27 городских маршрутов 6 маршрутов обслуживаются совместно автобусами средней вместимости и микроавтобусами, 2 маршрута - только автобусами средней вместимости, 19 маршрутов - только микроавтобусами.
Реформирование отношений в транспортной сфере
До 2006 года на маршрутной сети города работало около 700 предпринимателей и 1150 водителей, в том числе 200 предпринимателей с 650 водителями и 500 водителей - предпринимателей, которые на микроавтобусах типа "Газель" осуществляли перевозки по прямым договорам с администрацией города. При такой системе управляемость пассажирскими перевозками была слабая.
В 2006-2007 годах были созданы условия, при которых предприниматели на добровольной основе влились в действующие предприятия или в учрежденные ими новые.
В итоге в дополнение к четырем действующим предприятиям было создано 8 новых малых предприятий.
Вместо 700 договоров с перевозчиками администрация стала иметь 12 договоров.
Положительный результат: значительно повысилась управляемость пассажирскими перевозками, проще стало отслеживать уплату налогов и проводить в жизнь организационные решения.
На ближайшую перспективу поставлена задача уменьшить количество перевозчиков до 6-8 предприятий.
За 2007 год пассажирскими автопредприятиями было начислено налогов 20055 тыс. рублей, уплачено 16067 тыс. рублей. Практически под налоговый контроль взяты все субъекты предпринимательской деятельности.
Оптимизация маршрутной сети
В соответствии с решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2007 года "О пассажирских автомобильных перевозках общего пользования в городском округе Нальчик" начата оптимизация маршрутных пассажирских перевозок, подготовлен реестр маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа Нальчик, в котором определены категории маршрута, режим работы, интервалы движения. Эти показатели будут являться основополагающими при заключении договора с перевозчиком.
Определен муниципальный заказ на обслуживание автомобильным транспортом муниципальной маршрутной сети городского округа Нальчик по качественным и количественным характеристикам подвижного состава в 2008-2011 годах.
Совместно с Министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР готовятся новое положение о конкурсе и конкурсная документация на открытый конкурс на право заключения договоров. Предлагается изменить идеологию конкурсного отбора - вместо квалификационного отбора перевозчиков проводить инвестиционный отбор, что позволит провести обновление подвижного состава и заменить более ускоренным путем имеющиеся микроавтобусы на автобусы более высокого класса. Обеспечением прав граждан, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте в городе, занимается муниципальное автобусное предприятие.
Интенсивность движения общественного транспорта в г. Нальчике на определенных улицах превышает нормируемую более чем в 20 раз. Это является мотивом постепенного уменьшения микроавтобусов и замены их автобусами.
Технико-экономическое обоснование мероприятий программы
К концу 2008 года состояние и функционирование пассажирского транспорта городского округа Нальчик характеризуются рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативной правовой базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.
К числу основных недостатков, определяющих сущность проблемной ситуации, относятся:
- неустойчивое финансовое состояние муниципального транспортного предприятия городского округа Нальчик, что привело к невозможности осуществления своевременной оплаты за приобретенные транспортные средства и требованию по их возврату со стороны собственника;
- неполное возмещение из республиканского бюджета затрат пассажирского транспорта по обслуживанию пассажиров льготных категорий;
- технический уровень подвижного состава не отвечает требованиям по экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду.
Программой предусматривается финансирование приобретения нового более экономичного подвижного состава.
Реализация предусмотренных программных мероприятий является единственной возможностью поправить сложившееся положение на пассажирском транспорте городского округа Нальчик.
Программа предусматривает бюджетные инвестиции, направляемые на единовременное финансирование приобретения транспортных средств в 2008 году и стабильное ежегодное финансирование в последующем.
Общие данные по необходимому финансовому обеспечению мероприятий программы приведены в таблице.
(млн. рублей, в ценах 2008 года)
В официальном источнике опубликования Таблица не приводится
Ожидаемые результаты:
- приобретение для муниципального предприятия пассажирского транспорта городских автобусов - 80 единиц в 2008 году, по 17 единиц ежегодно в 2009, 2010, 2011 годах;
- приобретение производственно-технической базы муниципальным предприятием (выкуп ОАО "РегионАвтоТрансНальчик") в 2010 году;
- модернизация производственно-технической базы и оснащение муниципального предприятия современным оборудованием для технического обслуживания и ремонта транспортных средств в 2011 году;
- оптимизация структуры парка автобусов, пополнение его современными, отвечающими международным стандартам транспортными средствами;
- повышение надежности и экономичности транспортных средств за счет сокращения расхода топлива, трудоемкости технического обслуживания и ремонта, потребности в запасных частях, увеличения сроков службы и межремонтных пробегов;
- увеличение пропускной способности транспортных магистралей путем совершенствования организации движения;
- снижение вредного влияния эксплуатации транспорта на окружающую среду.
Механизмы реализации программы
Городская целевая программа реализуется на действующей нормативной правовой базе в области пассажирского транспорта и предполагает ее развитие и совершенствование.
Мероприятия программы финансируются в основном за счет средств бюджета городского округа Нальчик, предусмотренных решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления на очередной финансовый год, в порядке, установленном бюджетным законодательством и иными правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетные средства будут выделяться на приоритетные направления поэтапно с учетом хода реализации мероприятий программы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, могут уточняться ежегодно на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Конкретные мероприятия по реализации программы следующие:
- автобусно-маршрутная сеть города Нальчика состоит из 27 маршрутов, которыми в день перевозится 97,3 тыс. пассажиров, в том числе:
- магистральные маршруты, определяемые генеральным планом города, имеющие максимальный пассажиропоток. К ним относятся маршруты N 2, 6, 11, 14, 17. На данных маршрутах перевозится ежедневно 64,0 тыс. пассажиров (66,0%);
- маршруты, соединяющие центр города с сельскими поселениями городского округа. К ним относятся маршруты N 9, 13, 19, 20. На данных маршрутах перевозится ежедневно 19,7 тыс. пассажиров (20,0%);
- маршруты вспомогательного и распределительного назначения. К ним относятся остальные 18 маршрутов. На данных маршрутах перевозится ежедневно 13,6 тыс. пассажиров (14 %).
Для муниципального автобусного предприятия предлагаются маршруты с наибольшей доходностью с целью обеспечения максимальных финансовых результатов.
Для первого этапа, исходя из предполагаемого количества автобусов в муниципальном предприятии, передать в установленном порядке на обслуживание МУП маршруты N 2, 6, 11, 14, 17. При этом предприятие должно привлечь на договорных началах подвижной состав иных перевозчиков для обеспечения выхода на указанные маршруты 93 единиц автобусов средней вместимости и 86 микроавтобусов ежедневно.
Муниципальным заказом первого этапа предусмотрено уменьшение на 53 единицы ежедневного выхода микроавтобусов (количество графиков) на эти маршруты, что создает переток пассажиров на автобусы. Реализация этого плана позволит вывезти муниципальное предприятие на рентабельную работу и даст возможность предприятию погасить проценты по выделенному на приобретение автобусов кредиту.
На втором этапе планируется передать на обслуживание МУП маршруты N 9, 13, 19, 20, для чего в программе предусматриваются ежегодные инвестиции до 2011 года в размере 72 млн. руб.
Реализация первого и второго этапов позволит иметь на маршрутной сети (на девяти маршрутах) ежедневно 140 социальных автобусов и 137 привлеченных микроавтобусов.
Остальные маршруты предлагается на ближайшие пять лет отдать частному бизнесу с постановкой муниципального заказа в количестве 60 автобусов средней вместимости и 138 микроавтобусов.
Общее количество транспортных средств в результате реализации данной программы составит 200 автобусов и 275 микроавтобусов.
Уменьшение количества микроавтобусов на 215 единиц ежедневно позволит значительно снизить интенсивность движения общественного транспорта.
Заместитель председателя Нальчикского городского Совета |
В.Б.Назранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики от 23 декабря 2008 г. "Об утверждении городской целевой программы "Развитие и модернизация пассажирского транспорта городского округа Нальчик (2008-2011 годы)"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения официально опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 30 января 2009 г. N 6-7 ( 76-77 )