Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 6 августа 2009 г. N 220-ПП
"О Концепции развития пассажирского автомобильного и городского
электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской
Республике на 2009-2012 годы"
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 сентября 2013 г. N 245-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Одобрить прилагаемую Концепцию развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы.
См. также:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17 ноября 2011 г. N 95-РЗ "О порядке осуществления контроля за оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси"
Приказ Министерства транспорта Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2012 г. N 152 "Об утверждении Положения о конкурсе на право организации и обслуживания регулярных межмуниципальных, межсубъектных и международных маршрутов перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Кабардино-Балкарской Республике"
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской |
А. Ярин |
Утверждена
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 августа 2009 года N 220-ПП
Концепция развития пассажирского автомобильного и городского
электрического транспорта общего пользования в
Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы
Настоящая Концепция разработана в целях реализации государственной политики в области транспорта, создания условий сбалансированного развития пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивающего экономический рост и повышение качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики.
Концепция основывается на положениях:
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848;
Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 года N 114;
По-видимому, в номере вышеуказанного постановления допущена опечатка. См. постановление от 8 сентября 1997 г. N 1143
Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования";
постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2009 года N 43-ПП "Об организации перевозок пассажиров автомобильным и электрическим пассажирским транспортом в Кабардино-Балкарской Республике".
В Концепции определены направления дальнейшего развития пассажирского транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики и с учетом потребности в качественном предоставлении услуг.
I. Состояние и проблемы развития пассажирского автомобильного
и городского электрического транспорта общего пользования в
Кабардино-Балкарской Республике
Транспорт играет исключительную роль в экономике региона, являясь составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики и населения в транспортных услугах.
Услуги транспорта составляют 19,3 процента общих расходов населения на оплату услуг.
Маршрутная сеть республики представлена 223 регулярными автобусными маршрутами, из которых 2 - международные, 36 - межсубъектные, 119 - межмуниципальные, 66 - внутригородские, и 7 маршрутами городского электрического транспорта.
Республиканскую маршрутную сеть обслуживают 2538 единиц подвижного состава. Из них 2212 автобусы малой вместимости, или 87% от общего количества, принадлежащие малым предприятиям и частным предпринимателям - физическим лицам. На долю муниципального транспорта приходится 240 автобусов большой и средней вместимости, 38 микроавтобусов, 48 троллейбусов.
В Кабардино-Балкарской Республике функционируют 5 автовокзалов и 2 автостанции, находящиеся в ведении соответствующих муниципалитетов.
В настоящее время все населенные пункты Кабардино-Балкарской Республики обеспечены прямым либо транзитным автобусным сообщением.
Для Кабардино-Балкарской Республики пассажирский автомобильный транспорт общего пользования остается одним из основных факторов, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территорий республики. На его долю приходится около 87 процентов перевозок пассажиров.
Анализ показывает, что за последние годы пассажирооборот и количество пассажиров, перевозимых транспортом муниципальных предприятий, постоянно снижается. При этом транспорт малых предприятий и частных предпринимателей занимает доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок, что не решает в полной мере проблему качества предоставления транспортных услуг.
Снижение темпов обновления и пополнения подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий и троллейбусного управления, модернизации производственной базы привело к существенному ухудшению технического состояния используемого подвижного состава и, как следствие, - снижению производственных показателей.
Несмотря на возрастающую роль транспорта в социально-экономической жизни республики и достаточный уровень адаптации к рыночным условиям, развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в республике осложняется проблемами, требующими решения как на региональном, так и федеральном уровне. Основными из них являются:
несовершенство федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, нормативно-правовой базы органов местного самоуправления в определении основных принципов взаимоотношений в сфере организации пассажирских перевозок;
отсутствие на федеральном уровне закона, определяющего минимальные транспортные стандарты, гарантирующие доступность, безопасность и качество пассажирских перевозок;
отсутствие единой системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками, призванной обеспечить регулярность перевозок, оперативное принятие управленческих решений и эффективный контроль полноты сбора выручки;
высокая степень физического и морального износа подвижного состава автобусов средней и большой вместимости муниципальных автотранспортных предприятий, преобладание на маршрутной сети транспорта малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, обслуживающих автобусные маршруты транспортными средствами малой вместимости;
низкие показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения;
несовершенство системы подготовки и переподготовки квалифицированных водителей и ремонтных рабочих.
Состояние и проблемы городского пассажирского транспорта
Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике представлена 66 автобусными маршрутами и 7 маршрутами наземного электротранспорта, которые обслуживаются 133 автобусами большой и средней вместимости, 970 микроавтобусами и 48 троллейбусами. Организацией перевозок занимаются 20 предприятий различных форм собственности. Городские маршруты имеются в городах Нальчике, Тырныаузе, Баксане, Майском, Нарткале, Тереке.
Основная доля перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования приходится на городской округ Нальчик, население которого составляет 300,4 тыс. человек.
Маршрутная сеть городского округа Нальчик представлена 31 автобусным маршрутом, в том числе 27 - городских, 3 - пригородных, 1 - сезонный, и 7 маршрутами, обслуживаемыми электротранспортом.
В городском округе Нальчик пассажирские перевозки осуществляют 1 муниципальное автотранспортное предприятие "НальчикАвтобусТранс", 11 предприятий частной формы собственности и одно муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление".
Из 27 городских маршрутов 6 обслуживаются совместно автобусами средней вместимости и микроавтобусами, 2 - только автобусами средней вместимости, 19 - только микроавтобусами.
МУП "Троллейбусное управление" в своем составе имеет депо на 100 единиц подвижного состава, 9 преобразовательных подстанций, 69,6 км контактных сетей в однопутном исчислении, 35,87 км кабельных сетей. Более 50 процентов троллейбусов подлежат списанию в связи с истечением нормативного срока эксплуатации. Высокая степень износа подвижного состава, постоянно увеличивающиеся затраты на электроэнергию, материалы и запасные части, снижение пассажиропотока в связи с высокой конкуренцией на рынке транспортных услуг явились причиной убыточной работы предприятия. В связи с этим МУП "Троллейбусное управление" обеспечивает перевозку пассажиров только на 3 городских маршрутах из 7 имеющихся.
Себестоимость перевозки одного пассажира на электрическом транспорте составляет 10,29 рубля, автомобильном - 9,5 рубля при действующем тарифе в 2009 году 8 рублей на одну поездку.
С января 2007 года работу городского автомобильного пассажирского транспорта контролирует автоматизированная система "Навигация", которая позволяет в постоянном режиме вести наблюдение за работой водителя, в любое время определять местонахождение автобуса.
В городском округе Прохладный численность населения составляет 58,6 тыс. человек. Организацией городских пассажирских перевозок занимаются созданное на базе муниципального унитарного предприятия "Прохладненское пассажирское автотранспортное предприятие" муниципальное унитарное предприятие "Автотранспортная компания" и три предприятия частной формы собственности.
В маршрутную сеть городского округа Прохладный входят 19 городских маршрутов, которые обслуживаются 10 автобусами и 58 микроавтобусами.
В последние годы широкое развитие получил рынок перевозок легковыми такси. С 2004 года этот вид транспортных услуг не лицензируется. Только в городском округе Нальчик действуют более 25 фирм, занимающихся легковыми таксомоторными перевозками, при этом большинство из них не имеют собственной производственной базы.
Основными проблемами развития городского пассажирского транспорта общего пользования являются:
нерациональная структура участников рынка маршрутных пассажирских перевозок, отсутствие необходимого количества автобусов большой и средней вместимости на регулярных автобусных маршрутах;
снижение показателей эффективности использования городского электрического транспорта, производственной базы, троллейбусных линий как ранее действующих, так и новых;
постоянное увеличение подвижного состава, отставание развития дорожной инфраструктуры от темпов автомобилизации, обусловливающее низкую пропускную способность основных магистралей, возникновение аварийных ситуаций, ухудшение экологической обстановки;
несоответствие технического уровня подвижного состава требованиям безопасности, экономичности и уровню воздействия на окружающую среду;
низкий контроль над полнотой сбора выручки, оказывающий влияние на финансовое состояние муниципальных автотранспортных предприятий;
несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность перевозчиков в сфере услуг легковыми такси;
высокая загруженность автовокзала МУП "Напьчикмежтранс", расположенного в центральной части города, существенно влияющего на безопасность дорожного движения, экологическую обстановку, не способствующего обеспечению общественной безопасности.
Межмуниципальные и межсубъектные перевозки пассажиров
Межмуниципальная маршрутная сеть пассажирских перевозок (далее - маршрутная сеть) представлена 119 регулярными автобусными маршрутами, которые обслуживаются 60 автобусами большой и средней вместимости и 1124 микроавтобусами.
Межсубъектная маршрутная сеть представлена 36 автобусными маршрутами, на которых задействованы 55 автобусов большой и средней вместимости и 148 микроавтобусов.
Маршрутную сеть обслуживают 14 автотранспортных предприятий различных форм собственности (10 - муниципальные, 4 иной формы собственности). Ведущим предприятием является муниципальное унитарное предприятие "Нальчикмежтранс".
В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования" государственным заказчиком на обслуживание пригородных, межмуниципальных и межсубъектных маршрутов выступает Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик). Государственные заказы реализуются на конкурсной основе. Конкурсы на размещение заказов на право осуществления регулярных маршрутных пассажирских перевозок проводятся не реже одного раза в пять лет, а в случае открытия новых маршрутов или наличия вакантных мест - по решению Заказчика.
С победителем конкурса заключается государственный контракт, который представляет собой договор, заключенный между Заказчиком и предпринимателем или юридическим лицом в целях обеспечения государственного заказа на пассажирские перевозки.
Для определения потребности населения в пассажирских перевозках по автобусным маршрутам Заказчиком образуется межведомственная комиссия, которая на основе анализа пассажиропотока устанавливает квоты на определенные маршруты.
Основными проблемами на межмуниципальных и межсубъектных перевозках являются:
отсутствие согласованной тарифной политики при разработке и утверждении тарифов в межсубъектном сообщении на паритетных маршрутах;
высокая изношенность подвижного состава, отсутствие современных комфортабельных автобусов, оснащенных современным бортовым оборудованием;
отсутствие единой системы диспетчерского управления, системы навигации и современных технических средств по предотвращению террористической угрозы;
существенное отставание автовокзалов республики от автовокзалов других субъектов Российской Федерации по своему техническому состоянию, уровню сервисного обслуживания, организации диспетчерского управления;
отсутствие вокзального обслуживания в Лескенском, Зольском, Черекском, Чегемском, Эльбрусском районах.
II. Основные цели и задачи развития пассажирского автомобильного
и городского электрического транспорта общего пользования
Стратегическими целями реализации государственной политики развития пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике являются формирование транспортной системы, удовлетворяющей потребности населения в гарантированных, доступных и безопасных пассажирских перевозках, структурная перестройка на пассажирском транспорте, направленная на снижение транспортных издержек, определение экономически обоснованных тарифов и оказание действенной поддержки автотранспортным предприятиям, выполняющим массовые социально значимые перевозки в регионе.
Приоритетными задачами в области развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования являются:
удовлетворение потребности населения Кабардино-Балкарской Республики в пассажирских перевозках транспортом общего пользования, оптимизация маршрутной сети пассажирских перевозок;
совершенствование нормативно-правовой базы в области организации транспортного обслуживания в целях более эффективного функционирования транспортного комплекса республики;
разработка единого минимального транспортного стандарта услуг, обеспечивающего равную доступность и качество поездки с учетом географического расположения, количества и подвижности населения, имеющейся дорожной сети;
изучение пассажиропотоков, подбор подвижного состава по количественным и качественным показателям, проработка вариантов рационального размещения автовокзалов и автостанций;
создание условий для привлечения на маршрутную сеть автобусов большой и средней вместимости, их обновление и модернизация;
осуществление структурных преобразований, обеспечивающих создание экономических и организационных условий для эффективного функционирования рынка транспортных услуг;
внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления с применением современных технологий (системы навигации, камеры видеонаблюдения, радио- и телефонная связь и т.д.);
создание благоприятных условий инвестирования транспортной сферы;
осуществление комплекса мер по повышению безопасности перевозок пассажиров, уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению вредных выбросов в атмосферу;
обеспечение равной доступности транспортных услуг для льготной категории пассажиров.
Городские пассажирские перевозки
Одним из условий гарантированного удовлетворения потребностей городского населения в перевозках является развитие городского пассажирского транспорта общего пользования.
Первоочередными задачами для решения проблем развития городского пассажирского транспорта общего пользования являются:
совершенствование системы управления, развитие и оптимизация маршрутной сети с целью улучшения работы транспортного комплекса;
определение качественных и количественных характеристик необходимого подвижного состава, выработка механизмов государственной поддержки предприятий при его приобретении;
обеспечение эффективного использования имеющейся инфраструктуры городского электрического транспорта как наиболее безопасного, экологически чистого и комфортабельного;
обеспечение полноты сбора выручки, оптимизация расходов и сокращение финансовых издержек;
укрупнение субъектов транспортной деятельности, функционирующих на рынке пассажирских перевозок;
укрепление кадрового состава пассажирских предприятий, обеспечение качественного отбора водителей, обслуживающих городские маршруты;
регулярное проведение анализа пассажиропотоков, социологических исследований с целью выработки предложений по качественному улучшению транспортного обслуживания населения;
упорядочение деятельности перевозчиков легковыми такси с повышением требовании к безопасности перевозок, культуре обслуживания в увязке с развитием городской инфраструктуры.
В целях стабильного обеспечения пассажирскими перевозками населения города Нальчика местной администрацией городского округа совместно с Министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики разработана муниципальная целевая программа "Развитие и модернизация пассажирского транспорта в городском округе Нальчик (2008-2011 годы)".
В рамках указанной программы предусматривается решение следующих задач:
укрупнение предприятий-перевозчиков;
обеспечение контроля на маршрутах с целью исключения работы нелегитимных перевозчиков;
осуществление оптимизации маршрутной сети пассажирских перевозок, подготовка реестра и паспортов всех маршрутов;
определение муниципального заказа на обслуживание автомобильным транспортом муниципальной маршрутной сети городского округа Нальчик по качественным и количественным характеристикам подвижного состава в 2009-2011 годах;
внесение изменений в Положение о конкурсе и конкурсную документацию на право обслуживания городских маршрутов;
осуществление комплекса мер по обновлению подвижного состава троллейбусного парка, увеличению коэффициента выпуска на линию, обеспечению полноты сбора выручки, снижению издержек производства.
Межмуниципальные и межсубъектные пассажирские перевозки
В целях организации межмуниципальных и межсубъектных пассажирских перевозок на более качественном уровне необходимо:
выработать и реализовать единую политику по регулированию тарифов на пассажирские перевозки;
определить оптимальное соотношение автобусов большой, средней и малой вместимости для обслуживания имеющейся маршрутной сети, а также ее расширения;
совершенствовать нормативно-правовую базу организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования;
обновить подвижной состав за счет всех источников финансирования, внести изменения в условия контракта, обязывающие перевозчиков к поэтапному обновлению подвижного состава за счет внебюджетных средств;
сформировать систему лотов, позволяющую нерентабельные маршруты выставлять на конкурс в сочетании с рентабельными, что позволит обеспечить закрепление всех автобусных маршрутов за ответственными перевозчиками;
постоянно вести мониторинг финансово-хозяйственной деятельности транспортных предприятий;
совершенствовать управление организацией пассажирских перевозок.
III. Пути решения проблем и обеспечение эффективности
пассажирских перевозок
1 .Совершенствование нормативной и правовой базы
Федеральное законодательство относит решение вопросов организации транспортного обслуживания населения к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время соответствующие полномочия законодательно не определены.
В рамках реализации настоящей Концепции необходимо:
привести республиканскую нормативно-правовую базу в области организации транспортного обслуживания населения в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство;
разработать и утвердить законодательно единый минимальный транспортный стандарт на основе изучения пассажиропотоков, состояния дорог и уличной сети, количества и подвижности населения по времени года, времени суток, обеспечивающий равную доступность, качество и безопасность пассажирских перевозок;
привести нормативно-правовую базу, действующую в сфере перевозок пассажиров легковыми такси, в соответствие с федеральным законодательством, а также нормами безопасности и культуры обслуживания населения.
2. Тарифная политика
При тарифно-ценовом регулировании пассажирских перевозок должен обеспечиваться баланс интересов перевозчиков и пользователей транспортных услуг. Оптимальной следует считать ситуацию, при которой индекс роста тарифов на пассажирские перевозки не превышает индекса роста потребительских цен.
Совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и местными администрациями городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики необходимо выработать единую политику по регулированию тарифов на пассажирские перевозки и методику расчета экономически обоснованного тарифа.
Пересмотр тарифов возможен при наличии объективных изменений условий и затрат на перевозку пассажиров. Затраты должны содержать инвестиционную составляющую.
Основными принципами тарифной политики должны стать:
экономическая обоснованность тарифа, которая предусматривает безопасность и качество перевозок и подразумевает строгий контроль, учет и анализ производственных затрат предприятия и индивидуальных предпринимателей;
оптимизация расходов, создание экономической заинтересованности перевозчиков в повышении эффективности использования ресурсов и снижении затрат;
достоверность сведений о произведенных расходах;
рассмотрение тарифов на перевозку пассажиров до принятия Закона Кабардино-Балкарской Республики "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики" на соответствующий год.
3. Обновление подвижного состава
Предусматривается поэтапное обновление подвижного состава и укрепление производственной базы пассажирских автотранспортных предприятий и МУП "Троллейбусное управление".
На первом этапе за счет привлечения средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики приобретены автобусы средней вместимости для использования на маршрутах городского округа Нальчик.
На втором этапе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 253 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники" за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики планируется приобрести 50 автобусов и 5 троллейбусов, из них два автобуса, приспособленных для перевозки пассажиров-инвалидов, как это показано в мероприятиях по обновлению подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий Кабардино-Балкарской Республики согласно приложению N 1.
Дальнейшее обновление подвижного состава предполагается осуществлять, привлекая инвестиции, используя кредитные и лизинговые схемы, средства предприятий.
4. Реформирование системы обслуживания и управления
перевозочным процессом
На основе конкурсного отбора предполагается сформировать перечень предприятий - организаторов транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики на пригородных, межмуниципальных, межсубъектных и международных маршрутах со сроком договора на 5 лет.
Перевозчикам, получившим право обслуживания пассажиров на регулярных маршрутах, предусматривается осуществлять перевозки пассажиров как собственным, так и привлеченным транспортом.
Привлечение перевозчиков всех форм собственности планируется, как и прежде, осуществлять на конкурсной основе.
Дальнейшее развитие городского электрического транспорта как наиболее экологически чистого вида транспорта должно быть в привязке к перспективному плану развития рекреационной зоны, городской инфраструктуры, энергетического хозяйства.
Анализ работы пассажирского автотранспорта в субъектах Российской Федерации показывает, что без создания единой системы диспетчерского управления невозможно поддержание и развитие транспортного комплекса республики.
Для повышения эффективности управления транспортным комплексом в республике необходимо обеспечить достоверность первичной информации о выполненной транспортной работе, а также доступность к первичным данным всех структур, обеспечивающих организацию и выполнение транспортного процесса.
В сложившейся ситуации необходимо создать Единую диспетчерскую службу, которая будет осуществлять мониторинг пассажиропотоков, контролировать соблюдение расписания движения, вести учет работы автотранспорта, контроль работы транспорта, а также выполнение мероприятий, связанных с безопасностью перевозок, как это показано в приложении N 2.
Предполагается на основе изучения пассажиропотоков проработать с местными администрациями муниципальных районов и городских округов вопрос строительства новых автовокзалов и автостанций.
5. Внедрение автоматизированных систем управления
пассажирскими перевозками
Ввиду отсутствия единой диспетчерской службы автотранспортные предприятия сталкиваются с проблемами несоблюдения расписания и маршрутов движения, другими проблемами, которые негативно отражаются на качестве и безопасности обслуживания пассажиров.
Решить проблему возможно путем внедрения глобальной системы управления пассажирскими перевозками, организованной на основе современных телекоммуникационных технологий.
Такой системой является спутниковая навигационная система российской разработки ГЛОНАСС, включающая в себя бортовое оборудование, оборудование главного диспетчерского пункта, оборудование диспетчерских пунктов.
Данная система позволяет:
в режиме реального времени отслеживать перемещение по маршруту транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки;
регистрировать и длительно хранить данные о скоростном режиме, маршруте движения транспортного средства, а в перспективе и плотности пассажиропотока;
осуществлять в режиме реального времени мониторинг ситуации в транспортном комплексе заинтересованным ведомствам, руководителям транспортных предприятий, и диспетчерским пунктам на любом удалении;
выводить данные на информационные дисплеи в зданиях автовокзалов.
Внедрение указанной системы будет способствовать:
улучшению показателей эффективности работы транспортных предприятий;
снижению количества фактов перепробега;
экономии горюче-смазочных материалов;
безопасности дорожного движения;
предупреждению, а также содействию оперативному реагированию в случае возникновения нештатных ситуаций, в том числе и криминогенного характера;
обеспечению возможности голосовой и пейджинговой связи водителя транспортного средства с диспетчером.
IV. Ожидаемые результаты
При реализации положений настоящей Концепции к 2012 году предполагается достижение следующих результатов:
рост конкурентоспособности транспортной системы республики;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
внедрение более совершенной системы управления перевозочным процессом;
рост объемов основных автотранспортных услуг не менее чем на 30 процентов;
оптимизация и расширение маршрутной сети, повышение качества обслуживания, безопасности и регулярности движения автобусов;
увеличение количества автобусов большой и средней вместимости на маршрутной сети пассажирских перевозок на 50 единиц и 5 троллейбусов;
снижение негативного влияния автотранспорта на окружающую среду за счет обновления подвижного состава, сокращения на маршрутах микроавтобусов на 310 единиц (30 процентов);
сокращение суммарных транспортных издержек при выполнении основных автотранспортных услуг не менее чем на 15 процентов.
Приложение N 1
к Концепции развития пассажирского
автомобильного и городского электрического
транспорта общего пользования в
Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы
Мероприятия по обновлению подвижного состава муниципальных
автотранспортных предприятий Кабардино-Балкарской Республики
Пассажирский автомобильный транспорт муниципальных предприятий республики имеет значительный физический и моральный износ, как это показано в таблице N 1. Из общего количества автобусов (240 ед.) свыше 10 лет находятся в эксплуатации 56 процентов автобусов большой и средней вместимости и 50 процентов автобусов малой вместимости. Это существенным образом снижает эффективность работы автотранспортных предприятий и качество предоставляемых услуг.
Не менее актуальной является проблема нехватки подвижного состава, которая в некоторой степени смягчается преобладанием на маршрутной сети привлеченного транспорта малой вместимости, но полностью ее не решает.
Такое положение автотранспортных предприятий обусловлено отсутствием ресурсов для обновления подвижного состава.
Вопросы обновления подвижного состава предполагается частично решить в период конкурсного отбора перевозчиков. Для этого в конкурсную документацию внесены изменения по увеличению срока действия контрактов на перевозку пассажиров до 5 лет. Также для решения данного вопроса в период проведения конкурса рентабельные маршруты будут объединены в один лот с низкорентабельными и социальными маршрутами.
Вопрос обновления подвижного состава весьма капиталоемкий, и его полное решение нельзя перекладывать на транспортные предприятия, поскольку расчетные сроки окупаемости инвестиций составляют от 8 до 12 лет. Необходима государственная поддержка.
Обновление подвижного состава на городской, муниципальной и межмуниципальной маршрутной сети планируется осуществлять поэтапно.
Первым этапом явилось обновление подвижного состава МУП "НальчикАвтобусТранс" в г. Нальчике в рамках реализации муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация пассажирского транспорта в городском округе Нальчик на 2008-2011 годы".
Второй этап заключается в реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 года N 253 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники".
Участие республики в программе стабилизации российской автомобильной промышленности позволит существенно продвинуться в решении вопроса обновления подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий республики.
За счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики планируется приобрести 50 автобусов и 5 троллейбусов, из них два автобуса, приспособленных для перевозки пассажиров-инвалидов. 30 автобусов средней вместимости планируется приобрести у Баксанского филиала завода "Волжанин".
Всего из всех уровней бюджетов на эти цели будет направлено 91,5 млн. рублей.
Это позволит не только поддержать местного производителя, но и обеспечить дополнительные налоговые поступления в республиканский бюджет. Кроме этого, сервисное обслуживание приобретаемых транспортных средств также будет осуществляться в республике.
Концепция разработана с учетом предложений местных администраций муниципальных районов и городских округов. По представленным заявкам потребность муниципальных районов и городских округов составляет 97 ед. автобусов, как это показано в таблице N 2.
Местными администрациями муниципальных образований предложено 41 единицу автобусов использовать на межмуниципальных маршрутах, а 56 единиц - на городских и внутримуниципальных маршрутах. Таким образом, заявка муниципальных районов и городских округов в 2 раза превышает количество приобретаемых автотранспортных средств.
Ввиду этого предлагается 48 единиц транспортных средств, за исключением 5 троллейбусов и 2 автобусов для перевозки инвалидов, приобретаемых для городского округа Нальчик, распределить между муниципальными автотранспортными предприятиями для обслуживания социально значимых межмуниципальных и внутримуниципальных маршрутов в пропорции (50 процентов на 50 процентов). Такое распределение предлагается в связи с тем, что в маршрутную сеть республики входят 119 межмуниципальных и 58 внутримуниципальных и городских маршрутов (за исключением городского округа Нальчик), как это показано в таблице N 3. При этом 24 единицы предлагается закрепить за 24 социально значимыми межмуниципальными маршрутами, а 24 автобуса использовать на внутримуниципальных и городских маршрутах согласно таблице N 4.
Количество распределяемого подвижного состава по муниципальным автопредприятиям, районам и городским округам показано в таблице N 5.
На третьем этапе обновления подвижного состава на республиканской маршрутной сети планируется использовать предстоящий конкурсный отбор перевозчиков.
Для устранения возможных "перекосов" и обеспечения общего уровня рентабельности перевозок автобусные маршруты сформированы в лоты. При этом низкорентабельные и убыточные социально значимые объединены с рентабельными.
Согласно новому положению об организации пассажирских перевозок контракты будут заключаться с перевозчиками на 5 лет, что послужит дополнительным стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств, привлечет индивидуальных перевозчиков, а также послужит толчком для предприятий по приобретению новых автобусов большой и средней вместимости.
Приоритет при определении победителей конкурса будет отдаваться современным, новым автобусам, но при этом, естественно, будет выдерживаться необходимое соотношение потребности в автобусах большой, средней и малой вместимости и равная доступность всем участникам рынка пассажирских перевозок.
В результате реализации мероприятий по обновлению подвижного состава будет достигнуто:
обеспечение транспортного обслуживания отдаленных сел республики и прямое автобусное сообщение между населенными пунктами и городским округом Нальчик;
пополнение и обновление автобусного парка муниципальных автотранспортных предприятий;
улучшение качества перевозок пассажиров за счет повышения регулярности движения, оптимизации маршрутной сети, рационального сочетания на маршрутах автобусов большой, средней и малой вместимости;
снижение себестоимости перевозок муниципальных автотранспортных предприятий собственным транспортом не менее чем на 20 процентов за счет уменьшения транспортных издержек и эксплуатационных затрат.
Таблица N 1
Износ подвижного состава муниципальных автотранспортных
предприятий Кабардино-Балкарской Республики
N п/п |
Наименование |
Количество автобусов большой и средней вместимости (ед.), всего |
В том числе |
Количество автобусов малой вместимости (ед.), всего |
В том числе |
||||
до 5 лет |
до 10 лет |
свыше 10 лет |
до 5 лет |
до 10 лет |
свыше 10 лет |
||||
1 |
МУП "НальчикАвтобусТранс" |
84 |
84 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
2 |
МУП "Нальчикмежтранс" |
45 |
6 |
5 |
34 |
- |
0 |
0 |
0 |
3 |
ОАО "Баксанавтотранс" |
16 |
4 |
- |
12 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4 |
МУП "Эльбрусское ОПАТ" |
19 |
1 |
2 |
16 |
12 |
0 |
3 |
9 |
5 |
МП Майского муниципального района "Пассажирские автоперевозки" |
19 |
|
|
19 |
5 |
0 |
2 |
3 |
6 |
МУП "Нарткалинское АТП 2" |
9 |
- |
1 |
8 |
6 |
0 |
1 |
5 |
7 |
МУП "Автотранспортная компания" |
41 |
- |
1 |
40 |
6 |
0 |
5 |
1 |
8 |
МУП "Терекавтотранс" |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
|
|
|
9 |
МУП "ЗольскоеАТП" |
6 |
- |
1 |
5 |
8 |
8 |
0 |
0 |
10 |
МУП "Чегемское АТП" |
1 |
- |
- |
1 |
- |
0 |
0 |
0 |
11 |
МУП "Лескенское АТП" |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
|
Итого: |
240 |
95 |
10 |
135 |
38 |
В |
11 |
19 |
Потребность в обновлении автобусов на маршрутной сети
Кабардино-Балкарской Республики, заявленная местными
администрациями городских округов и муниципальных образований
Таблица N 2
N п/п |
Наименование городского округа, района |
Марка автобуса |
Количество транспортных средств, (ед.) |
Предложения по использованию подвижного состава |
|
на межмуниципальные маршруты |
на внутримуниципальные маршруты |
||||
1 |
г.о. Нальчик |
Волжанин 5270 Троллейбус |
|
2 |
Передать МУП "НальчикАвтобусТранс" |
ЛиАЗ 5238 |
|
5 |
Передать МУП "Троллейбусное управление" |
||
2 |
г.о. Прохладный |
ПАЗ 32054 |
|
15 |
Передать МУП "Автотранспортная компания" |
3 |
Эльбрусский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
|
5 |
Передать МУП "Эльбрусское ОПАТ" |
4 |
Майский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
2 |
3 |
Передать МП ММР "Пассажирские автоперевозки" |
5 |
Терский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
|
7 |
Передать МУП "Терекавтотранс" |
6 |
Зольский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
10 |
|
Передать МУП "Зольское АТП" |
7 |
г.о. Баксан |
ПАЗ 32054 ПАЗ 32054-07 |
5 |
3 |
Передать ОАО "Баксанавтотранс" |
6 |
|
||||
8 |
Баксанский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
|
10 |
План. созд. МУП "Райтранс" или в аренду ООО "Баксанрайтранс" |
9 |
Лескенский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
4 |
|
Передать вновь образуемому базовому государственному автотранспортному предприятию |
10 |
Урванский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
|
5 |
Передать вновь образуемому базовому государственному автотранспортному предприятию |
11 |
Чегемский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
4 |
|
Передать вновь образуемому базовому государственному автотранспортному предприятию |
12 |
Черекский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
5 |
1 |
Передать вновь образуемому базовому государственному автотранспортному предприятию |
13 |
Прохладненский муниципальный район |
ПАЗ 32054 |
5 |
|
Передать вновь образуемому базовому государственному автотранспортному предприятию |
|
Итого |
|
41 |
56 |
Всего 97 ед. |
Расчет предлагаемого распределения приобретаемых автобусов и
троллейбусов для обслуживания внутримуниципальной маршрутной
сети по городским округам и муниципальным районам
Таблица N 3
N п/п |
Наименование городских округов и муниципальных районов |
Количество зарегистрированных внутримуниципальных маршрутов по состоянию на 1.01.2008 г. |
Уточненное количество внутримуниципальных маршрутов по состоянию на 1.05.2009 г. |
Доля в общем объеме внутримуниципальных маршрутов, (%) |
Предложение по распределению подвижного состава, ед. |
1 |
г. о. Нальчик |
31 |
31 |
34,8 |
7 |
2 |
г. о. Баксан |
7 |
7 |
12,0 |
3 |
3 |
Баксанский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Зольский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Майский район |
4 |
8 |
13,8 |
3 |
6 |
Черекский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
г. о. Прохладный |
17 |
17 |
29,3 |
7 |
8 |
Прохладненский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Урванский район |
3 |
12 |
20,7 |
5 |
10 |
Лескенский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Терский район |
2 |
9 |
15,5 |
4 |
12 |
Эльбрусский район |
2 |
5 |
8,6 |
2 |
13 |
Чегемский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
66 |
89 |
- |
31 |
Предлагаемый вариант закрепления приобретаемого подвижного состава
на межмуниципальной и внутримуниципальной маршрутной сети
Таблица N 4
N п/п |
Наименование городских округов и муниципальных районов |
Межмуниципальная маршрутная сеть |
Внутримуниципальная маршрутная сеть, кол-во автобусов, ед. |
|
Количество автобусов, ед. |
Наименование маршрута |
|||
1 |
г. о. Нальчик |
- |
Маршрутная сеть г.о. Нальчик |
2 Волжанин 5270 (инвалидный) 5 ЛиАЗ (троллейбус) |
2 |
г. о. Баксан |
2 |
Нальчик - Псыхурей Нальчик - Куба |
3 |
3 |
Баксанский район |
3 |
Баксан - Баксаненок Баксан - Исламей Баксан - Заюково |
- |
4 |
Зольский район |
4 |
Нальчик - Дженал Нальчик - Камлюково Нальчик - Кичмалка Нальчик - Хабаз |
1 |
5 |
Майский район |
2 |
Нальчик - Майский ч/з Новоивановку Нальчик - Майский ч/з Хутора |
3 |
6 |
Черекский район |
2 |
Нальчик - Безенги Нальчик - В. Балкария |
. |
7 |
г. о. Прохладный |
1 |
Нальчик - Дальний |
7 |
8 |
Прохладненский район |
5 |
Прохладный - Дальний Прохладный - Граничный Прохладный - Гробовец ч/з Черниговское Прохладный - Красносельский Прохладный - Новополтавское |
- |
9 |
Урванский район |
1 |
Нальчик - Нарткала ч/з Ч. Речку |
5 |
10 |
Лескенский район |
1 |
Нальчик - Ташлы-Тала |
- |
11 |
Терский район |
- |
- |
4 |
12 |
Эльбрусский район |
- |
- |
2 |
13 |
Чегемский район |
3 |
Нальчик - Хушто-Сырт Нальчик - Н.Чегем Нальчик - Булунгу |
- |
|
Итого |
24 |
24 маршрута |
31 |
Распределение автотранспортных средств по муниципальным
автотранспортным предприятиям
Таблица N 5
N п/п |
Наименование муниципальных автотранспортных предприятий |
Количество закрепляемых транспортных средств, (ед.) |
Марка, модель |
1 |
МУП "НальчикАвтобусТранс" (г.о. Нальчик) |
2 |
Волжанин 5270 (инвалидный) |
2 |
МУП "Троллейбусное управление" (г.о. Нальчик) |
5 |
Троллейбус ЛиАЗ |
3 |
ОАО "Баксанавтотранс" (г.о. Баксан) |
5 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054-07 |
4 |
Баксанский район |
3 |
Волжанин 3290 |
5 |
МУП "Зольское АТП" |
4 |
Волжанин 3290 |
6 |
МП ММР "Пассажирские автоперевозки" (г Майский) |
5 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054 |
7 |
МУП "Нальчикмежтранс" Чегемский район - 3 маршрута Черекский район - 2 маршрута Лескенский район - 1 маршрут |
6 |
Волжанин 3290 ПАЗ 4234 ПАЗ 32054 |
8 |
МУП "Автотранспортная компания" (г. Прохладный) |
8 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054-07 |
9 |
Прохладненский район |
5 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054-07 |
10 |
МУП "Нарткалинское АТП 2" |
6 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054-07 |
11 |
МУП "Терекавтотранс" |
4 |
Волжанин 3290 ПАЗ 32054-07 |
12 |
МУП "Эльбрусское ОПАТ" |
2 |
ПАЗ 32054-07 |
|
Итого |
55 |
|
Приложение N 2
к Концепции развития пассажирского
автомобильного и городского
электрического транспорта
общего пользования в Кабардино-Балкарской
Республике на 2009-2012 годы
Технико-экономическое обоснование создания Единой диспетчерской
службы по управлению перевозочным процессом в сфере пассажирских
перевозок в Кабардино-Балкарской Республике
1. Проблема отсутствия единого управления перевозочным
процессом в сфере пассажирских перевозок и обоснование
необходимости ее решения.
В Кабардино-Балкарской Республике функционируют 5 автовокзалов и 2 автостанции, 12 муниципальных базовых автотранспортных предприятий, 2485 единиц подвижного состава, обслуживающих всю маршрутную сеть.
За последние годы на рынке регулярных пассажирских перевозок возросло число малых предприятий, частных и индивидуальных предпринимателей. Развитие этого рынка транспортных услуг происходит достаточно быстрыми темпами, однако сопровождается рядом негативных факторов, в числе которых превалирует отсутствие у базовых предприятий достоверной информации о работе транспорта общего пользования на маршрутной сети.
Отсутствие единого диспетчерского управления и контроля организации перевозочного процесса в постоянном режиме не дает возможности для анализа и оперативного принятия управленческих решений, что, в свою очередь, ведет к неэффективности функционирования автотранспортного комплекса.
Отсутствие единого информационного пространства не позволяет пассажирам владеть всей необходимой информацией о режимах работы автовокзалов и автостанций, пассажирского транспорта, расписаниях движения, возможности бронирования мест на маршруты дальнего следования.
Анализ работы пассажирского автотранспорта в субъектах Российской Федерации показывает, что без создания Единой диспетчерской службы (далее - ЕДС) невозможно достичь эффективного развития и поддержания стабильной работы пассажирского транспорта и реализовать функции, регламентированные принятыми Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Техническая составляющая реализации данного вопроса предполагает внедрение спутниковой навигационной системы российской разработки ГЛОНАСС.
Указанная навигационная система позволит в режиме реального времени отслеживать перемещение по маршруту транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, с возможностью регистрации и длительного хранения данных о скорости, направлении движения транспортного средства, а в перспективе - и плотности пассажиропотока, что будет способствовать улучшению показателей эффективности работы транспортных предприятий, снижению количества фактов перепробега, экономии горюче-смазочных материалов, безопасности дорожного движения, предупреждения, а также содействию оперативному реагированию в случае возникновения нештатных ситуаций, в том числе и криминогенного характера, так как используемое оборудование имеет возможность голосовой и пейджинговой связи водителя транспортного средства с диспетчером.
Указанная навигационная система также позволяет осуществлять в режиме реального времени мониторинг ситуации в транспортном комплексе заинтересованным ведомствам, руководителям транспортных предприятий или диспетчерским пунктам на любом удалении по заранее определенному списку доступа к информации, а в перспективе - и выводу данных на информационные дисплеи в зданиях автовокзалов.
ЕДС структурно будет представлена центральным диспетчерским пунктом, диспетчерскими пунктами на транспортных предприятиях, автовокзалах и автостанциях. Источником первичной информации явятся датчики, установленные на транспортных средствах.
Основными функциями Единой диспетчерской службы являются:
оперативное управление и контроль перевозочного процесса; улучшение качества транспортного и информативного обслуживания пассажиров;
повышение регулярности движения автомобильного пассажирского транспорта за счет непрерывного автоматизированного контроля движения в режиме реального времени;
оперативная выработка необходимых мер по обеспечению безопасности пассажирских перевозок (в случаях нарушения движения, изменения распределения пассажиропотоков);
предупреждение и своевременное реагирование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (криминогенные, ДТП, терроризм);
передача оперативной информации пассажирам на автовокзалах и автостанциях;
повышение эффективности использования автобусов за счет рационального использования резерва на наиболее загруженных направлениях;
контроль исполнения перевозчиками всех форм собственности условий договорных обязательств с заказчиком, улучшение качества обслуживания пассажиров;
увязка интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах;
координация и синхронизация работы всех участников перевозочного процесса.
Эффективная координация движения всех видов пассажирского транспорта позволит сократить время пересадки пассажиров на различные виды транспорта, затраты времени на подход к остановочным пунктам, ожидание подвижного состава и передвижения.
Внедрение на автовокзалах, автостанциях и предприятиях, участвующих в процессе пассажирских перевозок с автоматизированной системой диспетчерского управления и применением современных технологий, обеспечит следующие результаты:
полный переход на автоматизированный учет и контроль за организацией работы транспортного комплекса путем интеграции вокзалов, автостанций, автотранспортных предприятий и транспортных средств республики в единое информационное пространство;
контроль выхода транспорта, соблюдение расписаний движения, контроль регулярности движения, корректировку движения в зависимости от дорожных условий;
мониторинг пассажиропотоков, ведение учета фактической работы автотранспорта, контроль тарифной дисциплины;
повышение регулярности движения автомобильного пассажирского транспорта;
развитие рекламно-информационного обслуживания с целью своевременного и достоверного информирования пассажиров о всех условиях организации и осуществления пассажирских перевозок и дополнительных услугах;
получение Министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и базовыми транспортными предприятиями достоверной и объективной информации о работе транспорта общего пользования на маршрутной сети.
Реализация предложенных выше мероприятий позволит создать необходимые условия для повышения эффективности управления пассажирским транспортным комплексом в республике, повысит слаженность работы субъектов, участвующих в перевозочном процессе.
2. Организационные мероприятия
Для организации централизованного управления межмуниципальными и в перспективе межсубъектными перевозками на единой информационной базе с возможностью эффективного обмена данными между диспетчерскими и информационными системами, координации действий транспортных предприятий, автовокзалов и автостанций предлагается создать республиканскую информационную систему автотранспортного комплекса в виде ГУ "Единая диспетчерская служба".
Данный проект предусматривает применение спутниковой навигационной системы российской разработки ГЛОНАСС и организацию взаимодействия центрального диспетчерского пункта и диспетчерских служб автовокзалов, автостанций и базовых транспортных предприятий республики согласно прилагаемой схеме.
Создание "Единой диспетчерской службы" включает в себя: определение мест базирования "ЕДС", подбор квалифицированных специалистов, приобретение технического оборудования и программного обеспечения, организации инфраструктуры и т. д.
Содержание единой диспетчерской службы и диспетчерских служб автотранспортных предприятий и автовокзалов предлагается выполнить за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Оказание диспетчерских услуг перевозчикам будет реализовываться на условиях государственного контракта, наличие которого будет являться обязательным при осуществлении регулярных пассажирских перевозок в республике.
Схема
ГУ "Единая диспетчерская служба"
"ГУ "Единая диспетчерская служба"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2009 г. N 220-ПП "О Концепции развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 21 августа 2009 г. N 37 ( 95107 )
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 сентября 2013 г. N 245-ПП настоящее постановление признано утратившим силу