Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 3 августа 2009 года N 216-ПП
Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года
Введение
В середине 2006 года руководством Кабардино-Балкарской Республики было принято решение о разработке Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики. Этому решению предшествовал анализ положения дел в экономической и социальной сферах, который показал, что в экономике республики произошли позитивные изменения. Их необходимо было закрепить и усилить, используя для этого весь потенциал развития республики, выявляя объективно существующие конкурентные преимущества и опираясь на них. Важнейшим механизмом движения к этой цели должна была стать разработка и реализация долгосрочной, до 2030 года Стратегии развития республики (далее - Стратегия).
Постановка столь амбициозной задачи отвечала требованиям времени, а ее решение возможно было лишь на основе выявления наиболее перспективных направлений экономического развития, концентрации на этих направлениях всех усилий государства и общества, иными словами - на основе всесторонне обоснованного изменения характера нынешней экономики, характеризующейся чрезвычайно низкой эффективностью.
К разработке Стратегии были привлечены не только самые авторитетные представители всех ветвей государственной власти республики, но и опытные консультанты, научные работники, крупные хозяйственные руководители, организаторы бизнеса, представители общественных движений республики, деятели здравоохранения, культуры и т. д.
См. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. N 14
Работа над Стратегией была организована поэтапно.
"Этапы разработки Стратегии"
Экономика Кабардино-Балкарской Республики является одной из наименее конкурентоспособных в Российской Федерации. Причины этого обусловлены просчетами советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.
Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствие им сложившейся структуры экономики республики, очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей региона позволяют сделать вывод, что ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие может быть обеспечено за счет таких перспективных направлений деятельности в республике, как:
производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (с ориентацией на экспорт продуктов премиум - сегмента),
спортивно-оздоровительный туризм,
высокотехнологичное производство строительных материалов.
В рамках разработки Стратегии рассматривались три направления развития экономики Кабардино-Балкарии:
"Инерционное развитие",
"Кабардино-Балкарская Республика - центр рекреации и туризма",
"Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования".
Наиболее перспективным было признано направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования". Именно в нем с максимально возможной полнотой раскрывается одна из главных составляющих социально-экономического потенциала республики - ее природно-экологическое богатство, самый ценный ресурс в глобализирующемся, индустриально развивающемся мире.
Намеченные в Стратегии приоритеты деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики предусматривают его активное участие в поддержке и развитии предпринимательской инициативы, защите прав собственности во всех сферах экономической деятельности в республике. При этом финансовая поддержка будет осуществляться в форме временных налоговых преференций и софинансирования реализуемых в рамках Стратегии проектов. Административная поддержка заключается в отстаивании интересов предприятий по поставке продукции для государственных нужд на федеральном уровне, системном продвижении производимой в республике продукции на российский и внешние рынки, помощи в установлении деловых контактов с администрациями и бизнесом в других регионах России и зарубежных странах.
Одно из важных условий реализации Стратегии - формирование нового имиджа Кабардино-Балкарской Республики как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха субъекта Российской Федерации.
См. Концепцию безопасности Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2015 годы, утвержденную распоряжением Главы Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2012 г. N 128-РГ
Актуальность разработки Стратегии развития
Кабардино-Балкарской Республики
Комплексная оценка экономики Кабардино-Балкарии свидетельствует о ее низкой конкурентоспособности: республика занимает 82-е место в числе 88 субъектов Российской Федерации. При этом характерно, что экономические проблемы республики имеют ту же природу, что и другие субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа, но здесь они усугублены чрезвычайно низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов, в том числе налоговых поступлений.
В целях идентификации перечня основных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию Кабардино-Балкарской Республики, проведен анализ слабых и сильных сторон, а также внешних возможностей и угроз (SWOT-анализ) Кабардино-Балкарской Республики, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ Кабардино-Балкарской Республики
Сильные стороны (S) (внутренние факторы) 1) высокая доля населения с высшим образованием; 2) уникальный природно-рекреационный потенциал; 3) хорошее состояние экологии; 4) наличие занчительных# запасов полезных ископаемых, продукты глубокой переработки которых востребованы на республиканском и российском рынках; 5) большой гидроэнергетический потенциал рек республики; 6) благоприятные почвенно-климатические условия для создания современного сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой его продукции, востребованного на российском и зарубежном рынках; 7) развитая транспортная инфраструктура, наличие развитых автотранспортных, железнодорожных и воздушных коммуникаций, высокая плотность автомобильных дорог; 8) наличие магистральных газопроводов, стопроцентная газификация населенных пунктов республики; 9) развитая телекоммуникационная мультисервисная сеть; 10) наличие свободной и недорогой рабочей силы |
Слабые стороны (W) (внутренние факторы) 1. Экономические: 1) низкая относительная производительность труда в экономике (объем ВВП (или ВРП по регионам) по отношению к численности населения, занятого в экономике) - 118,6 тыс. руб./чел. в 2005 году (в целом по Российской Федерации этот показатель составляет - 293,7 тыс. руб./чел.) 2) низкая конкурентоспособность продукции и услуг предприятий республики; 3) низкая инвестиционная активность и инвестиционный голод; 4) повышенные инвестиционные и предпринимательские риски; 5) повышенный риск ведения хозяйственной деятельности для внешних инвесторов в долгосрочном периоде, связанный с попытками передела собственности путем административного давления и выдавливания из бизнеса, создания условий, препятствующих ведению бизнеса; 6) недостаток собственных источников инвестиционных ресурсов предприятий и организаций республики; 7) низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным оборудованием (по промышленному комплексу до 60 процентов трудоемких операций выполняется вручную) не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья; 8) неудовлетворительное состояние материально-технической базы большинства предприятий; 9) нарастающий дефицит квалифицированных рабочих кадров; 10) высокие издержки выхода предприятий на рынок как внутриреспубликанский, так и внешний; 11) слабая развитость финансовых механизмов и банковской системы; 12) высокая дотационность бюджета республики (КБР, как и большинство субъектов Российской Федерации в пределах ЮФО, относится к числу высокодотационных регионов, уровень дотационности бюджета КБР составил 77,4 процента в 2005 году); 13) энергодефицитность республики (на сегодня потребность республики в электроэнергии на 70 процентов покрывается за счет поступления из общероссийской объединенной энергосистемы, а потребность в газе, нефтепродуктах полностью удовлетворяется за счет поставок из-за пределов республики); 14) высокая степень износа значительной части дорог общего пользования и их низкая пропускная способность (ежегодно количество транспортных средств в КБР увеличивается на 3-4 тыс. единиц, что существенно влияет на рост интенсивности порожного движения в республике. При нормативе межремонтного срока 12-16 лет отдельные участки дорог эксплуатируются более 20 лет); 15) невостребованность собственной сырьевой базы (при наличии богатой сырьевой базы в республику импортируются из-за рубежа и ввозятся из других регионов России продовольственные товары, которые в достаточном количестве могут производиться на месте); 16) высокий уровень административных барьеров - особенно в области деятельности контрольно-надзорных органов; 17) ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого предпринимательства; 18) низкий уровень существующих масштабов микрофинансирования и финансового лизинга; 19) несоответствие материальной базы учреждений курортно-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; 20) недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфраструктуры; 21) недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристического продукта на рынке услуг; 22) недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества предоставляемых курортных и туристских услуг. 2. Социальные: 1) низкий уровень доходов населения (уровень среднедушевых доходов в два раза ниже, чем в среднем Российской Федерации, уровень реальной заработной платы более чем в два раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации) и высокий уровень бедности (19,5 процента населения республики); 2) высокая степень дифференциации населения по уровню доходов; 3) низкая обеспеченность жильем, большое количество нуждающихся в улучшении жилищных условий; 4) высокий уровень безработицы (23 процента к численности экономически активного населения, что в 3 раза выше среднероссийского показателя. В составе безработных высокий удельный вес молодежи и сельских жителей); 5) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы; 6)наличие большого числа неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда; 7) несоответствие системы начального и высшего профессионального образования потребностям рынка труда; 8) отставание от нормативов и среднероссийских показателей обеспеченности населения объектами социальной сферы; 9) диспропорции в размещении социальной инфраструктуры; 10) значительный износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в их обновление; 11) недостаточное оснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой учреждений здравоохранения; 12) неразвитость сети спортивных объектов и сооружений, учреждений физкультуры и спорта. |
Возможности (О) (внешние факторы) 1) ускорение процессов мировой глобализации; 2) вступление России во Всемирную торговую организацию; 3) усиление приоритетов постиндустриального общества; 4) устойчивый экономический рост в Российской Федерации; 5) повышение благосостояния населения страны; 6) упрощение визовых режимов; 7) развитие туризма; 8) развитие правоприменительной практики, снижение административного давления на бизнес; 9) рост доли социально-бытовых и коммунальных услуг современного уровня; 10) развитие науки и технологий, научно-технический прогресс |
Угрозы (Т) (внешние факторы) 1) ускорение процессов мировой глобализации; 2) низкая конкурентоспособность при вступлении России во Всемирную торговую организацию; 3) повышение конкурентности рынков; 4) повышение конкурентности рынка капитала; 5) многолетнее соседство очагов межнациональных и межконфессиональных конфликтов; 6) опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации; 7) отток квалифицированных кадров из республики; 8) рост доли импорта на рынках республики и свертывание производства; 9) технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности учреждений физкультуры и спорта. |
Анализ сложившейся отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что основные отрасли экономики, дающие около 50 процентов оборота, приносят в бюджет менее 20 процентов налоговых поступлений.
Отраслевая структура экономики КБР, 2005 г.
"Отраслевая структура экономики КБР, 2005 г."
Следовательно, необходимо так изменить экономические отношения и структуру экономики, чтобы значительно повысить занятость населения, поднять производительность труда, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и налогоемкостью.
В Стратегии как раз и предложено сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, в которых возможна высокая производительность труда и которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечивать занятым в них работникам достойную заработную плату и поступление в бюджетную систему республики адекватного объема налогов.
SWOT-анализ показывает, что республика имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. К их числу относятся:
"Ряд конкурентных преимуществ республики"
Реализовать эти конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действий органов государственной власти Кабардино-Балкарской республики.
Перспективные отрасли экономики
Выбор приоритетных для развития отраслей экономики осуществлялся на основе тщательного учета особенностей республики, анализа долгосрочных тенденций в эволюции аналогичных отраслей в мировом хозяйстве, а также спроса на соответствующие товары и услуги на национальном и глобальном рынках.
"Потенциал развития отрасли в республике"
При определении оптимальной отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики, которая должна быть сформирована к 2030 году, учитывались перспективы развития не только исторически сложившихся на ее территории сфер деятельности, но и тех отраслей мировой экономики, продукция которых востребована и будет востребована на глобальных рынках. Анализ показал, что с этой точки зрения только "производство лечебно-профилактических препаратов и других товаров для здоровья" имеет необходимые предпосылки для развития в республике.
Вместе с тем отраслевой анализ, учитывающий возможные риски "моноотраслевого" развития экономики республики, привел к выводу, что приоритетными могут также считаться те отрасли, для развития которых есть необходимые и достаточные рыночные условия, которые, в свою очередь, могут быть улучшены целенаправленными действиями органов государственной власти. В результате наиболее перспективными для становления конкурентоспособной экономики Кабардино-Балкарской Республики признаны:
туризм с развитием сопутствующих видов деятельности;
глубокая переработка сельскохозяйственного сырья;
высокотехнологичное производство строительных материалов;
генерация электрической энергии.
Наличие в КБР необходимых условий для развития тех или иных
отраслей и возможность власти оптимизировать эти условия
"Наличие в КБР необходимых условий для развития тех или иных отраслей и возможность власти оптимизировать эти условия"
Согласно разработанной Стратегии содержание хозяйственной деятельности, номенклатура и качество продукции, производимой в секторах экономики, которую предстоит построить, будут радикально отличаться от сложившихся к настоящему времени.
"Сектора экономики КБР"
Следует подчеркнуть, что развитие всех отраслей экономики республики будет, в первую очередь, опираться на малое предпринимательство, которое с учетом относительно многочисленного и деятельного населения Кабардино-Балкарской Республики станет одним из важнейших факторов обретения формирующейся экономикой высоких и устойчивых темпов роста и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе.
См.:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2009 г. N 10-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике"
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2007 г. N 29-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы"
Стратегический выбор направления развития
Кабардино-Балкарской Республики
Направление развития Кабардино-Балкарской Республики определяется прежде всего той ролью, которую исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики способны играть в экономической жизни республики, а также желанием народа Кабардино-Балкарской Республики видеть свое обеспеченное будущее. На основе анализа этих факторов были разработаны три перспективных направления социально-экономического развития республики:
"Инерционное развитие",
"Кабардино-Балкарская Республика - центр рекреации и туризма",
"Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования".
Инерционное развитие
"Инерционное развитие" предусматривает следование сложившимся тенденциям развития экономики и сохранение ее отраслевой структуры. Такой подход к решению социально-экономических проблем возможен, поскольку в последнее время в жизни республики наметился определенный прогресс, выразившийся, в частности, в заметном увеличении темпов промышленного производства.
Реализация этого направления означает, в частности, что:
туристическая отрасль будет развиваться, главным образом, за счет частных инициатив;
застройка рекреационных зон как в городе Нальчике, так и в курортно-рекреационном комплексе "Приэльбрусье" не будет осуществляться по общему плану и соответствовать мировым стандартам;
пищевая промышленность и сельское хозяйство будут работать в основном на внутренний, республиканский рынок;
усилия власти по совершенствованию экономики и экономических отношений могут и не иметь отраслевых и социальных приоритетов;
объем и структура государственных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики будут изменяться в русле сложившихся тенденций.
Результаты экономического моделирования развития экономики в направлении "Инерционное развитие" показаны на следующем графике:
Структура экономики КБР в 2030 году при реализации
направления "Инерционное развитие"
"Структура экономики КБР в 2030 году при реализации направления "Инерционное развитие"
Кабардино-Балкарская Республика - центр туризма и рекреации
Направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр туризма и рекреации" предусматривает форсированное развитие туристско-рекреационного комплекса. Такой подход к решению социально-экономических проблем республики возможен и является перспективным с учетом растущего во всем мире спроса на активный отдых, спортивный, экологический и познавательный туризм. Ландшафтные и климатические условия республики, сама ее география позволяют рассчитывать на организацию до 2030 года потока в 3,4 млн. туристических посещений в год. В случае реализации этого направления развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности будет ориентировано, в первую очередь, на обеспечение внутреннего потребления, в том числе - на обеспечение продовольствием растущего туристического сектора.
Форсированное развитие туристско-рекреационного комплекса республики должно в таком случае предусматривать:
значительную модернизацию транспортной инфраструктуры республики;
строительство новых и реконструкцию действующих гостиниц, санаториев, туристических баз в курортно-рекреационном комплексе "Приэльбрусье", на северном склоне горы Эльбрус и в городе Нальчике;
создание современных горнолыжных трасс в курортно-рекреационном комплексе "Приэльбрусье" и на северном склоне горы Эльбрус;
опережающее развитие в Кабардино-Балкарской Республике SPA-курорта;
повсеместное активное развитие в рекреационных зонах инфраструктуры услуг и развлечений.
В свою очередь, решение этих задач должно быть обеспечено развитием производства строительных материалов (в формате малого и среднего бизнеса).
Другие отрасли промышленности согласно этому направлению будут развиваться под контролем Правительства Кабардино-Балкарской Республике в рамках общероссийской промышленной политики и роста госзаказа.
Структура экономики КБР в 2030 году при реализации направления
"Кабардино-Балкарская Республика - центр туризма и рекреации"
"Структура экономики КБР в 2030 году при реализации направления "Кабардино-Балкарская Республика - центр туризма и рекреации"
Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования
Направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования" предусматривает комплексное развитие республики, эффективное использование всех его конкурентных преимуществ, превращение в уголок здоровья.
Это, в частности, означает становление и интенсивное развитие туризма как полноценного сектора современной экономики и формирование имиджа Кабардино-Балкарии как субъекта Российской Федерации, приспособленного для активного отдыха, укрепления здоровья и реабилитации. При этом соответствующая инфраструктура должна быть в основном сориентирована на средний ценовой сегмент, что позволит республике к началу 2030 года принимать на отдых до 1,9 млн. человек в год.
Реализация этого направления предусматривает также постепенное развитие горнолыжного курорта в курортно-рекреационном комплексе "Приэльбрусье", на северном склоне горы Эльбрус и в окрестностях города Нальчика; развитие SPA-курорта в Нальчике и в районе Джилы-Су.
Приток отдыхающих в республику обеспечит спрос на всевозможные лечебные и профилактические препараты на основе местного сырья растительного и животного происхождения. Соответственно, предусматривается развертывание надлежащих производств с использованием современных биотехнологий.
Вместе с тем реализация этого направления (в отличие от предыдущего) предусматривает более полное и эффективное использование ресурсного потенциала республики. В частности, необходимо будет обеспечить опережающее развитие агропромышленного комплекса и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции:
охлажденное мясо крупного рогатого скота и баранины;
овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и другие продукты, в том числе консервированные, отвечающие современным требованиям потребителей.
Такая продукция будет иметь значительный спрос и за пределами республики, поэтому предусматривается масштабный ее экспорт. Соответственно, расширение масштабов производства сырья и его глубокой переработки значительно увеличит занятость населения и сократит скрытую безработицу в сельской местности.
Направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования" предусматривает также опережающее развитие высокотехнологичного производства строительных материалов при самой активной поддержке государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (в том числе в формате малого и среднего бизнеса), причем продукция этой отрасли будет конкурентоспособной на региональном, межрегиональном и национальном рынках.
Также особое развитие получит гидроэнергетика. Будет в полной мере использован энергетический потенциал горных рек Кабардино-Балкарской Республики, что обеспечит на 100 процентов потребности предприятий и жителей республики в электрической энергии, а также экспорт энергии в республики, края и области Южного федерального округа.
Развитие других отраслей промышленности будет активно поддерживаться Правительством Кабардино-Балкарской Республики в рамках общероссийской промышленной политики и расширения госзаказа.
Результаты экономического моделирования развития экономики в направлении "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования" показаны на следующем графике:
Структура экономики КБР в 2030 году при реализации направления
"Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и
эффективного природопользования"
"Структура экономики КБР в 2030 году при реализации направления "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования"
Определение предпочтительного направления должно базироваться на анализе количественных и качественных критериев.
"Анализ количественных и качественных критериев"
Анализ представленных выше направлений показал, что инерционное развитие не отвечает интересам экономически активного населения, бизнеса и общества в целом. Концентрация усилий только на туристическом секторе экономики сопряжена с большими рисками и не способна полностью решить, в частности проблему высокооплачиваемой занятости населения республики.
Наиболее перспективное направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования". Его качественная и количественная экспертиза дала наилучшие результаты. Оно и должно стать основой разработки Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года.
Направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и
эффективного природопользования" обеспечивает более высокую
занятость населения и уровень денежных доходов населения
"Направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования" обеспечивает более высокую занятость населения и уровень денежных доходов населения"
Перспективы реализации Стратегии
Стратегия предусматривает достижение к 2015 и 2030 годам при решающем участии исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики следующих целей:
"Долгосрочные цели до 2030 г."
Бюджетные возможности и ограничения, связанные с реализацией поставленных целей
Республика и ее муниципальные образования не располагают достаточными собственными бюджетными средствами, позволяющими реализовывать принципиально новые проекты развития. Бюджетные расходы привязаны к структурам и функциям, уже сформированным на предыдущем этапе развития. На новые структуры и функции при сохранении существующих бюджетной системы и бюджетного процесса государственных финансовых средств нет, и государственно-муниципальное участие в региональном развитии будет сталкиваться с жесткими бюджетными ограничениями.
Соотношение и структура расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за последние годы существенно не изменялись. Также трудно будет переориентировать бюджет развития с установки на затраты социального характера на хозяйственно-производственные проекты в силу сложившейся социальной ориентированности бюджета, а также принятого распределения полномочий между разными уровнями власти.
Кроме того, общие тренды социально-экономического развития страны и региона будут требовать в дальнейшем увеличения неинвестиционных расходов республиканского бюджета (на повышение заработной платы государственным служащим и работникам государственных учреждений, на социальную защиту, поддержку муниципальных образований и прочее).
Вместе с тем при формировании бюджетов особое внимание будет уделяться реализации проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений развития экономики. Данные проекты будут реализовываться как за счет республиканского бюджета, так и в рамках реализации механизмов частно-государственного партнерства.
Кластеры
В 70-е годы экономическая наука стала связывать успехи в развитии современного хозяйства в масштабе страны или регионов со становлением так называемых кластеров. Кластер - это группа географически соседствующих и функционально взаимосвязанных компаний, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга; успешных фирм, которые производят продукты, товары и услуги; поставщиков, которые существуют в регионе. Все они функционируют самостоятельно, но в условиях благоприятного бизнес - климата начинается их взаимодействие, в результате которого возникает синергетический эффект. В рыночной экономике кластер формируется под воздействием множества факторов объективного и субъективного характера.
Поддержка государством процессов формирования кластеров в корне изменила облик национальной экономики такой страны, как, например, Финляндия.
Реализация направления "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования" Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года позволит значительно ускорить становление в республике ряда кластеров.
Кластер "Здоровье" будет включать в себя широкий спектр компаний по производству товаров и услуг, связанных с развитием спортивно-оздоровительного, горно-спортивного, экологического, созерцательного туризма с бальнеологической составляющей, а также по высокотехнологичному производству лечебных и профилактических препаратов и других продуктов, улучшающих здоровье, на основе натурального местного сырья (травы, грязи, минеральные воды и др.).
Формирование кластера позволит всесторонне использовать туристско-рекреационный потенциал республики, придаст устойчивый характер развитию экономики, обеспечит экономически активному населению занятость, достойные доходы и наполнение бюджета.
Развитие туризма в Кабардино-Балкарии учитывает важные особенности традиционных и новых курортных зон на Северном Кавказе.
"Курортные зоны Северного Кавказа"
Кроме того, здесь учитываются те возможности для усиления ожидаемого социально-экономического эффекта, которые способно дать более тесное взаимодействие с районом Кавказских Минеральных Вод и Красной Поляной, а также особое позиционирование курортов Кабардино-Балкарской Республики по специализации и цене.
"Схема взаимодействия КБР с районом Кавказских Минеральных Вод и Красной Поляной"
Согласно Стратегии государственная поддержка развития туристической отрасли в республике будет, в частности, заключаться в организации широкой рекламной кампании, демонстрирующей возможности, открываемые для отечественных и зарубежных туристов. Один из наиболее эффективных способов ведения такой кампании состоит в организации так называемых офисов туризма, выполняющих следующие функции:
взаимодействие с туристическими агентствами на ключевых туристических рынках и обеспечение их взаимодействия с туристическими операторами региона;
продвижение туристического продукта республики в аудитории потенциальных туристов и туристических агентств.
Предприниматели Кабардино-Балкарии готовы принять самое активное участие в создании и обустройстве туристических зон и объектов в республике.
"Туристические зоны республики"
Кластер "Агропромышленный комплекс" должен объединить производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и обеспечить высокое качество продукции премиум - сегмента с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем (за счет развития туризма) и внешнем рынках.
Формирование кластера позволит поставить на современную основу сельскохозяйственное производство, интегрировать его с переработкой продукции, придать устойчивость развитию отрасли, обеспечить ей высокую конкурентоспособность, а занятым в отрасли работникам - достойные доходы.
Стратегия предусматривает развитие предприятий агропромышленного комплекса и дальнейшее углубление процессов межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, необходимость создания в республике ряда средних и крупных объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.
Уникальные природные и агро-климатические условия Кабардино-Балкарской Республики позволяют создать ряд конкурентоспособных предприятий кластера АПК со специализацией в производстве и переработке продукции из овощей, фруктов и ягод, мяса, молочной продукции, спирта и безалкогольных напитков.
Несмотря на то что среди республик со схожими природно-климатическими условиями Кабардино-Балкария занимает лидирующее положение по поголовью крупного рогатого скота, в республике сохраняется значительный потенциал в данном направлении. Развитие производства мяса и молочных продуктов предусматривает создание интегрированных структур между сельхозтоваропроизводителями и крупных предприятий по переработке мясо-молочной продукции.
В целом Стратегия предусматривает качественное улучшение работы агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарии и опережающий рост производства высококачественной продукции, востребованной на общероссийском и мировом рынках.
"Схема развития кластера "Агропромышленный комплекс"
Кластер "Добыча и переработка природного сырья" будет включать в себя предприятия по комплексной и глубокой переработке полезных ископаемых.
Формирование кластера позволит использовать самые прогрессивные технологии, обеспечивающие надлежащую глубину и комплексность разработки рудных и нерудных месторождений в республике с соблюдением всех требований экологии, значительно увеличить добавленную стоимость производимой продукции.
В частности, предусматривается ускоренное развитие высокотехнологичного производства облицовочных материалов, сухих строительных смесей, стеновых материалов и цемента.
"Схема развития кластера "Добыча и переработка природного сырья"
Уже на первых этапах разработки Стратегии были выявлены имеющие огромную социально-экономическую значимость для развития республики масштабные проекты, реализация которых будет способствовать развитию кластеров в Кабардино-Балкарской Республике.
1. Обладая огромным гидроэнергетическим потенциалом горных рек (разработанная фирмой Энергопроект" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации "Программа создания электроэнергетической базы Кабардино-Балкарской Республики на период до 2010 года" оценивает теоретический потенциал гидроэнергетики республики в 12,5 млрд. кВт. ч в год, а экономический (среднемноголетняя суммарная выработка гидроэлектростанций, экономическая целесообразность строительства которых уже имеет обоснование) - 5 млрд. кВт. ч в год), республика вырабатывает собственную энергию только на 27-30 процентов от общего потребления. В связи с этим основная задача в системе электроснабжения состоит в строительстве ряда энергогенерирующих объектов для полного самообеспечения электроэнергией.
2. Реализация проекта "Строительство железнодорожной ветки ст. Солдатсткая - г. Тырныауз" позволит снизить издержки по перевозке гранитного щебня, гипса, цемента и других строительных материалов из Баксанского ущелья, а также обеспечить доставку туристов в Приэльбрусье железнодорожным транспортом.
3. Строительство международного аэропорта в г. Нальчике с расчетной пропускной способностью до 750 тыс. пассажиров в год и грузовым терминалом для обработки и хранения груза до 25 тыс. тонн в год позволит модернизировать транспортную инфраструктуру Кабардино-Балкарской Республики, а также удовлетворить спрос на международные и междугородные перевозки как местных жителей, так и гостей Кабардино-Балкарской Республики.
4. При реализации проекта разработки нефтяных месторождений возможно значительное улучшение финансово-экономических показателей развития республики к 2030 году.
Месторождения в Кабардино-Балкарии позволяют добывать не менее 300 тыс. тонн нефти в год. Масштабное освоение запасов углеводородного сырья связано со значительными инвестициями в геологоразведочные работы, эксплуатационное бурение и промысловое обустройство. Однако предварительные расчеты показывают, что проект может окупиться в разумные сроки.
5. Создание системы малых предприятий по принципу франшизы может в значительной степени способствовать развитию малого предпринимательства в республике.
Последовательность реализации проекта по созданию
франчайзинговой сети малого бизнеса в КБР.
К наиболее перспективным направлениям можно отнести: мини-цеха в пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, легкой промышленности и товарах для здоровья, сферу услуг
"Последовательность реализации проекта по созданию франчайзинговой сети малого бизнеса в КБР"
Общий объем инвестиций для реализации Стратегии (направление "Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования") оценивается в 943,7 млрд. рублей.
В результате реализации Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года в экономике республики произойдет существенное изменение в структуре ВРП.
Структура ВРП Кабардино-Балкарской Республики в 2030 году
"Структура ВРП Кабардино-Балкарской Республики в 2030 году"
Механизмы реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии можно условно разделить на три группы необходимых мер: экономические, организационные и правовые. Каждая группа содержит краткий перечень вариантов расширения бюджетно-ресурсной базы республики.
Важнейшей частью механизма реализации Стратегии является взаимодействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики с федеральными органами исполнительной власти и внешними агентами развития (хозяйствующими субъектами, которые могут оказывать влияние на развитие республики). Базовыми принципами выбора механизмов для реализации Стратегии являются развитие системы стратегического планирования, переход к результативному управлению, наращивание собственной доходной базы и повышение прозрачности финансовой политики.
I. Организационные меры:
1) распределение обязанностей по управлению реализацией Стратегии внутри Правительства Кабардино-Балкарской Республики (мониторинг и контроль соответствия основным положениям Стратегии реализуемых мероприятий сопутствующих программ);
2) активная работа с внешними агентами развития:
а) развитие региональных кооперационных связей для удовлетворения внутреннего спроса: организация и проведение мероприятий по развитию кластеров "Здоровье", "Агропромышленный комплекс" и "Добыча и переработка природного сырья", а также реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих социально-экономическую значимость для развития республики;
б) развитие механизмов частно-государственного партнерства (в территориальном маркетинге, реализации инфраструктурных, образовательных и других общественно значимых проектов);
3) привлечение рейтинговых агентств для представления и распространения информации о динамике развития республики в других регионах Российской Федерации и странах мира;
4) организация взаимодействия с федеральными государственными структурами (подготовка доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики, отчет по реализации программ социально-экономического развития, согласование отраслевых стратегий и концепций в федеральных органах исполнительной власти);
5) осуществление политики пространственного развития:
а) реализация инфраструктурных проектов, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
б) реализация маркетинговых проектов по развитию городской среды;
в) содействие в разработке стратегий муниципальных образований;
г) градостроительная деятельность.
II. Финансово-экономические меры:
1) осуществление налоговой политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в базовых секторах экономики;
2) бюджетная политика:
а) программно-целевое планирование: адаптация республиканских целевых программ приоритетам, целям и задачам Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года;
б) увеличение доли государственных инвестиций в расходах бюджета (в целях инвестирования в дефицитные (расходные) секторы: социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство) при одновременном усилении контроля над использованием средств, а также повышение доли бюджетных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
в) максимально эффективное использование традиционных источников федеральных бюджетных средств: федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, межбюджетные трансферты;
г) мониторинг и оценка возможностей новых инструментов привлечения государственных инвестиций: особые экономические зоны, Инвестиционный фонд и так далее.
III. Правовые меры:
1) реализация федеральных институциональных реформ: административной, бюджетной и других, в том числе внедрение механизмов повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, бюджетирование, ориентированное на результат, показатели эффективности, административные регламенты);
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг в Кабардино-Балкарской Республике
2) законодательная поддержка организационной и финансово-экономической деятельности.
В целях управления реализацией Стратегией осуществляется следующее распределение ответственности:
1) общий контроль над реализацией Стратегии - Президент Кабардино-Балкарской Республики;
2) осуществление нормативно-правовой поддержки и контроль над ходом реализации Стратегии - Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики;
3) оперативное управление и контроль над ходом реализации Стратегии - Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики;
4) исполнение, мониторинг и составление отраслевых отчетов в рамках своих полномочий - исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В целях количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мер государственного управления Стратегией предлагается система следующих индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на период 2007-2011 годов:
Таблица 2
Система индикативных показателей оценки деятельности органов
государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
на период 2007-2011 гг.
Наименование показателя |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность постоянного населения |
тыс. человек |
891 |
891 |
892 |
893 |
895 |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего |
млн. рублей |
50385 |
58541 |
66731 |
75866 |
86090 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
12787,5 |
13912,1 |
14600 |
15700 |
17000 |
Доходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики |
млн. рублей |
15001 |
18937 |
21386 |
23702 |
25689 |
Численность безработицы (по методологии МОТ) |
в % к занятым |
17 |
18 |
18 |
18 |
17 |
Заключение
В процессе реализации Стратегии усилия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики будут направлены на создание более эффективной экономики. Ее развитие будет опираться на уникальные особенности Кабардино-Балкарии, в результате чего относительная производительность труда в экономике (объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике) увеличится в 9,8 раза (с 118,6 тыс. руб./чел. в 2005 году до 1171,3 тыс. руб. в 2030 году), средняя заработная плата вырастет более чем в 9,2 раза (с 3,6 до 33,4 тыс. рублей), а бюджет будет формироваться, главным образом, за счет собственных налоговых поступлений (обеспеченность республиканского бюджета собственными доходами увеличится с 22,6 до 88 процентов).
В республике будут созданы по сути новые отраслевые комплексы по производству качественных, экологически чистых продуктов питания, лечебных и профилактических препаратов, оказанию всесторонних туристических услуг для лечения, укрепления здоровья и отдыха граждан России и зарубежных стран.
Также будет развернуто высокотехнологичное производство строительных материалов с высокой добавленной стоимостью, отвечающее современным экологическим стандартам и требованиям рынка.
Получат активное развитие другие отрасли экономики, обеспечивающие занятость квалифицированного персонала.
Сформированная таким образом структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы ее развития (среднегодовой за период 2006-2030 годов темп роста ВРП составит 11 процентов). Республика превратится в один из наиболее успешных субъектов Российской Федерации в пределах Южного федерального округа, характеризующихся высокими стандартами качества жизни (безработица сократится с 26 до 3 процентов) и безопасности населения и отдыхающих.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 3 августа 2009 г. N 216-ПП "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.