Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики
от 6 октября 2009 г. N А20-40/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 г.
Полный текст изготовлен 6 октября 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Чегемэнерго" (далее - МУП "Чегемэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по тарифам (далее - ГКТ КБР) уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просит признать недействующими пункты 1, 2, 3, 4 постановления ГКТ КБР от 24.12.08 г. N 24 "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа", ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", УМП "Городские электрические сети" г. Прохладный, структурного подразделения "Энергосбыт" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" на территории Кабардино-Балкарской Республики) на 2009 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" для территориальных сетевых организаций КБР на 2009 год, а также тарифов на покупку электрической энергии сетевыми организациями Кабардино-Балкарской Республики в целях компенсации потерь в собственных сетях на 2009 год" от 24.12.08 г. N 24. В части ранее заявленных требований о признании недействующим постановления ГКТ КБР от 7.11.08 г N 17 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и мощность, отпускаемую потребителям Кабардино-Балкарской Республики на 2009" просит суд принять отказ от заявления и прекратить производство по делу в этой части.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "МРСК Северного Кавказа", г. Пятигорск, ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", г. Нальчик, УМП "Городские электрические сети" г. Прохладного, ОАО "Российские железные дороги", г. Москва.
От ОАО "РЖД" поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
ОАО "НГЭК", ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. В связи с чем дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании представители МУП "Чегемэнерго" поддержали заявленные требования и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в своих заявлениях. Заявитель считает, что оспариваемые пункты постановления от 24.12.08 г. N 24 не соответствуют Федеральному закону от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Считают, что применение оспариваемого постановления нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. В части ранее заявленных требований о признании недействующим постановления ГКТ КБР от 7.11.08 г. N 17 просят суд, принять отказ от заявления и прекратить производство по делу в этой части.
Представители ГКТ КБР просят в удовлетворении заявленных МУП "Чегемэнерго" требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ОАО "МРСК Северного Кавказа" просит отказать в удовлетворении заявленных требований МУП "Чегемэнерго" по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель УМП "ГЭС" просит в удовлетворении заявленных МУП "Чегемэнерго" требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
ОАО "РЖД" в отзыве от 8.06.2009 г. просит в удовлетворении заявленных МУП "Чегемэнерго" требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
ОАО "НГЭК" в отзыве от 29.07.2009 г. просит в удовлетворении заявленных МУП "Чегемэнерго" требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
Пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Изучив представленные материалы, судом установлено, что заявленный истцом отказ от заявления не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, в связи с чем, считает возможным удовлетворить ходатайство об отказе от заявленных требований. В связи с чем производство по делу части признания недействующим постановления ГКТ КБР "Об установлении тарифов на электрическую энергию и мощность, отпускаемую потребителям КБР на 2009 г." от 7.11.08 г. N 17 подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как видно из материалов дела на основании постановлений Правительства КБР N 179 от 27.05.97 г., N 464 от 19.09.98 г., N 274 от 21.07.01 г., а также Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений КБР от 28.11.02 г. N 350 Администрации Чегемского района КБР в муниципальную собственность были переданы электросетевые объекты г. Чегем, водозабора "Кишпек", пос. Звездный (Нальчик-20) и подстанция "Каменка-35/6кВ".
Администрацией было учреждено МУП "Чегемэнерго", которому на праве хозяйственного ведения в соответствии с постановлением Администрации Чегемского муниципального района КБР от 1.10.08 г. N 303-па переданы указанные электросетевые объекты, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (серия 07-АВ NN 027601, 027602, 027603 027604 от 8.10.2008 г.) по каждому объекту.
Согласно пункта 2.2. Устава МУП "Чегемэнерго" является сетевой организацией, обладает объектами электросетевого имущества на праве хозяйственного ведения.
Из материалов дела следует, что ГКТ КБР на обращение МУП "Чегемэнерго" об установлении тарифа на электрическую энергию в отношении общества на 2009 г., письмом от 30.12.2008 г. N 986-02/18 уведомило МУП "Чегемэнерго", о том что дело об установлении тарифа на электрическую энергию в отношении общества не открыто. На правлении ГКТ КБР вопрос об установлении МУП "Чегемэнерго" тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2009 г. не рассматривался в связи с непредставлением обществом договора на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и МУП "Чегемэнерго". А также, что в целях надлежащего обслуживания сетей, находящихся на балансе МУП "Чегемэнерго", ГКТ КБР в тарифах на электрическую энергию для потребителей КБР учтены расходы в объеме 4622 тыс. руб., которые включены в состав затрат ОАО "МРСК СК" по статье "услуги производственного характера".
В связи с уклонением ОАО "МРСК СК" от заключения договора на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии, МУП "Чегемэнерго" обратилось с иском в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.
Арбитражный суд Ставропольского края принял решение от 1 июля 2009 года по делу N А63-1600/09-СЗ-15 об отказе в иске. Свое решение суд мотивировал тем, что для вынесения решения о понуждении заключить договор представленных документов недостаточно, так как отсутствует цена (тариф), что является существенным условием, необходимым для заключения данного вида договоров. Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам не установил тарифы, как на покупку МУП "Чегемэнерго" электроэнергии для компенсации нормативных технологических потерь при ее передаче, так и на услуги МУП "Чегемэнерго" по передаче электроэнергии по своим электросетям.
Как усматривается из материалов дела, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам принял постановление от 24 декабря 2008 года N 24 "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа", ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", УМП "Городские электрические сети" г. Прохладный, структурного подразделения "Энергосбыт" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" на территории Кабардино-Балкарской Республики) на 2009 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" для территориальных сетевых организаций КБР на 2009 год, а также тарифов на покупку электрической энергии сетевыми организациями Кабардино-Балкарской Республики в целях компенсации потерь в собственных сетях на 2009 год" (далее постановление ГКТ КБР от 24 декабря 2008 года N 24). Тарифы, установленные в пунктах 1, 2, 3, 4 указанного Постановления, введены в действие с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года. Указанное постановление опубликовано в газете "Официальная Кабардино-Балкария", N 1-2, 6.01.2009 г.
Постановлением Государственного комитета КБР по тарифам от 22.05.2009 г. N 6 "О внесении изменений в некоторые Постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам" внесены в Постановление ГКТ КБР от 24 декабря 2008 года N 24 следующие изменения: "Приложения 1, 2, 3 к Постановлению ГКТ КБР от 24 декабря 2008 года N 24 "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа", ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", УМП "Городские электрические сети" г. Прохладный, структурного подразделения "Энергосбыт" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" на территории Кабардино-Балкарской Республики) на 2009 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" для территориальных сетевых организаций КБР на 2009 год, а также тарифов на покупку электрической энергии сетевыми организациями Кабардино-Балкарской Республики в целях компенсации потерь в собственных сетях на 2009 год" изложить согласно приложениям 2, 3, 4 к настоящему Постановлению соответственно". Срок действия постановления указан с 1 июня 2009 года до 31 декабря 2009 года. Данное постановление опубликовано 29.05.2009 г. в газете "Официальная Кабардино-Балкария", N 25.
МУП "Чегемэнерго", считая, что постановление ГКТ КБР от 24 декабря 2008 года N 24 в части пунктов 1, 2, 3, 4 противоречит нормам законодательства, регулирующим порядок установления тарифов, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Согласно части третьей статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закона N 41-ФЗ) определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закона N 35-Ф3) одним из методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике признается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона N 35-Ф3 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
В соответствии со статьей 2 Закона о тарифах N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в этом Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статья 3 Закона о тарифах N 41-ФЗ устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, а статья 4 названного Закона в качестве основных принципов государственного регулирования тарифов требует соблюдения принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
В силу статьи 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, Федеральная служба по тарифам устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках установленных ФСТ предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 65).
Пунктом 64 Основ ценообразования установлено, что сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов на передачу электрической энергии в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования - доходам от оказания услуг по передаче электрической энергии и доходам от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, направляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования, которыми являются доходы от оказания услуг по передаче электрической энергии и доходы от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Таким образом, из приведенных норм Закона N 35-Ф3, Закона о тарифах N 41-ФЗ и Основ ценообразования можно сделать вывод о том, что они не содержат конкретного механизма реализации сетевыми организациями своих полномочий и не определяют процедуру рассмотрения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами, а лишь определяют основные принципы и критерии государственного регулирования тарифов.
Согласно статье 5 Закона о тарифах N 41-ФЗ в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Постановлением от 26.02.2004 г. N 109 Правительство Российской Федерации утвердило Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил госрегулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам обоснованные предложения об установлении предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 15 названных Правил Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
Приказом ФСТ России от 8.04.2005 г. N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент).
Указанный Регламент определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами.
Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам (пункт 20 Правил).
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 названных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на электроэнергию, отпускаемую потребителям по распределительным сетям. К заявлению прилагаются материалы в соответствии с пунктом 10 Правил регулирования (в подлиннике или заверенных заявителем копиях). Регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и их предельных уровней. Решение об установлении такого тарифа принимается на заседании регулирующего органа. Протокол заседания утверждается председательствующим.
Согласно пункту 21 Правил постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109.
Пунктом 5.2.1. "Положения о Федеральной службе по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 332 к полномочиям ФСТ России отнесено утверждение методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.
Из пункта 2 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом ФСТ России от 6.08.04 г. N 20-Э/2 следует, что они предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Требования МУП "Чегемэнерго" мотивированы тем, что ГКТ КБР необоснованно включил в тарифы ОАО "МРСК СК" на 2009 г. амортизационные отчисления по электросетевым объектам находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения. Также ГКТ КБР произвел расчет амортизационных отчислений исходя из их остаточной, а не восстановительной стоимости, при этом для разных видов электросетевых объектов МУП "Чегемэнерго", произвел по единой норме амортизационных отчислений, на основании справки ОАО "МРСК СК" и в прямой зависимости от сумм амортизационных отчислений по электросетевым объектам, расположенных в Майском, Зольском, Урванском, Черекском, Эльбруском, Терском районах и г. Баксане. Вместе с тем электросетевые комплексы расположенные в указанных населенных пунктах в чьей-либо собственности не закреплены, отсутствуют свидетельства о государственной собственности и технические паспорта на указанные объекты, оценка стоимости имущества данных объектов в установленном действующим законодательством порядке не проводилась. Администрация Чегемского района, и МУП "Чегемэнерго" не заключали договоров аренды с ОАО "КЭУК" и ОАО "МРСК СК" на электросетевые объекты расположенные в районе. Считает, что ОАО "МРСК СК" не проводит надлежащее обслуживание электросетевых объектов МУП.
Из протокола заседания Правления ГКТ КБР от 24.12.2008 г. следует, что в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям КБ филиала ОАО "МРСК СК" на 2009 г. по статье "услуги производственного характера" на ремонт объектов электросетевого хозяйства коммунальных электрических сетей утверждено 35 965 тыс. руб. В том числе на ремонт объектов электросетевого хозяйства коммунальных электрических сетей: ОАО "Терские электрические сети" - 4726 тыс. руб.; ОАО "Нарткалинские электрические сети" - 5959 тыс. руб.; ОАО "Коммунальные электрические сети" п. Кашхатау - 1513 тыс. руб.; ОАО "Майсккоммунэнерго" - 7079 тыс. руб.; ОАО "Зольскэнерго" - 1864 тыс. руб.; ОАО "Эльбрусэнерго" - 4287 тыс. руб.; ОАО "Баксанкоммунэнерго" - 5915 тыс. руб.; МУП "Чегемэнерго" - 4622 тыс. руб.
Представители ГКТ КБР в судебном заседании дали пояснения, что до апреля 2006 года все коммунальные электрические сети, находящиеся в собственности администраций районных центров Кабардино-Балкарской Республики согласно Постановлению Правительства КБР "О реформировании системы электроснабжения в КБР" от 19.09.98 г. N 464 (за исключением городов Нальчик и Прохладный) находились в доверительном управлении ОАО "Каббалкэнерго". При этом, электрические сети ОАО "Каббалкэнерго" были переданы ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания", которая перезаключила договора аренды с главами администраций всех муниципальных районов республики за исключением Чегемского района. В настоящее время ОАО "КЭУК" своими активами вошла в ОАО "МРСК СК". Ввиду того, что договоры носили безвозмездный характер, за весь этот период расходы на содержание указанных электросетей в тарифах на электрическую энергию начиная с 1999 года, не включались, из-за чего ОАО "Каббалкэнерго" и его правопреемники не имели финансовой возможности проводить ремонт и замену устаревшего оборудования коммунальных электросетей. В целях содержания сетей в рабочем состоянии, обеспечения надлежащего учета поставленной электрической энергии, а также оптимизации тарифа для потребителей республики Правлением ГКТ КБР было принято решение о включении на 2009 в состав затрат ОАО "МРСК СК" защищенной статьи "ремонт объектов электросетевого хозяйства коммунальных электрических сетей" в объеме 35965 тыс. руб. Для обеспечения единообразного подхода к формированию расходов, необходимых для эксплуатации электросетевого хозяйства, средства рассчитывались исходя из объема амортизационных отчислений по каждому предприятию. В связи с отсутствием документально подтвержденных данных о стоимости основных фондов, находящихся на балансе МУП "Чегемэнерго", по данному предприятию расчет производился исходя из первоначальной стоимости, представленной предприятием в ГКТ КБР и нормы амортизации 16,45%, рассчитанной как средний коэффициент по всем коммунальным электросетевым организациям. Указанные средства предусмотрены не как расходы на содержание предприятия, а в виде затрат ОАО "МРСК СК" по обеспечению безопасной эксплуатации энергетического оборудования, находящегося на балансе МУП "Чегемэнерго".
Представитель ОАО "МРСК СК" пояснил, что общество на основании договоров доверительного управления, безвозмездного пользования (аренды) электросетей, заключенных в 2006-2007 годах между администрациями муниципальных районов КБР и ОАО "КЭУК" получило во временное пользование коммунальные электрические сети следующих населенных пунктов КБР: г. Майский, п. Залукокоаже, г. Нарткала, п. Кашхатау, г. Тырныауз, г. Терек и г. Баксана.
При этом ОАО "МРСК СК" в обоснование своих доводов сослалось на договора заключенные между ОАО "КЭУК" и администрациями муниципальных районов КБР: Администрацией Майского района КБР от 21.12.2006 г., Администрацией Зольского района КБР от 23.07.2006 г., Администрацией Урванского района КБР от 21.12.2006 г., Администрацией Терского района КБР от 9.08.2006 г., Администрацией Черекского района КБР от 5.09.2007 г., Администрацией Эльбруского района КБР от 21.12.2006 г., Администрацией г. Баксана КБР от 21.12.2006 г.
Согласно пункта 1.1 указанных договоров администрации обязуются предоставить ОАО "КЭУК" во временное пользование коммунальные электрические сети согласно приложению N 1 к договору, а в соответствии с пунктом 2.1 осуществить передачу имущества на основании актов приема-передачи имущества.
Представитель ОАО "МРСК СК" пояснил, что не может представить приложения и акты приема-передачи имущества указанных в пунктах 1.1 и 2.1 вышеуказанных договоров ввиду их отсутствия у акционерного общества. А также, что после реорганизации ОАО "КЭУК" в январе 2008 г. в виде присоединения к ОАО "МРСК СК", ни вышеуказанные договора, ни акты приема-передачи имущества ОАО "МРСК СК" с выше перечисленными Администрациями не переоформлялись. Документов о передаче от ОАО "КЭУК" имущества ОАО "МРСК СК" полученного ОАО "КЭУК" по вышеуказанным договорам не имеется.
ОАО "МРСК СК" в обоснование своих доводов о правоприемстве по вышеуказанным договорам сослалось на дополнительные соглашения заключенные ОАО "КЭУК" с Администрациями Майского, Зольского, Урванского, Черекского районов. Из указанных дополнительных соглашений следует, что стороны в ранее заключенные договора внесли дополнительный пункт о том, что при присоединении ОАО "КЭУК" к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности ОАО "КЭУК" по вышеуказанным договорам. В отношении остальных населенных пунктов дополнительные соглашения не представлены. В данных соглашениях проставлено только число и месяц их составления 6 февраля, но не указан год их составления.
Представитель ОАО "МРСК СК" пояснил, что не может обосновать в каком году составлены указанные дополнительные соглашения. По остальным администрациям такие соглашения представить не может. А также, что ОАО "МРСК СК" не заключало с Администрациями Майского, Зольского, Урванского, Черекского, Эльбруского, Терского, Чегемского районов и г. Баксана договора аренды или иные договора на пользование их коммунальными электрическими сетями.
ОАО "МРСК СК" не представила в суд договора или иные документы о том, что права и обязанности ОАО "КЭУК" по вышеуказанным договорам в части отношений сторон перешли к ОАО "МРСК СК" с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
Также ГКТ КБР по тарифам и ОАО "МРСК СК" не представили документы о том, что Правительство КБР передало в муниципальную собственность коммунальные электрические сети г. Тырныауза администрации Эльбрусского района.
Также ОАО "МРСК СК" подтвердило, что не заключало договора доверительного управления, безвозмездного пользования (аренды) коммунальных электросетей с ОАО "Терские электрические сети", ОАО "Нарткалинские электрические сети", ОАО "Коммунальные электрические сети" п. Кашхатау, ОАО "Майсккоммунэнерго", ОАО "Зольскэнерго", ОАО "Эльбрусэнерго", ОАО "Баксанкоммунэнерго", МУП "Чегемэнерго".
Согласно справке Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по КБР от 24.02.09 г. N Ф-07/180 техническая инвентаризация коммунальных электросетей в г. Баксан, г. Майский, п. Кашхатау, г. Нарткала, г. Терек, и г. Тырныауз не осуществлялась, а в п. Залукокоаже проводилась только в отношении линии электропередач уличного освещения по ул. Пятигорская (т. 5, л.д. 54).
Из писем Баксанского и Урванского районных отделов Управления Федеральной регистрационной службы по КБР от 20.02.09 г. N 02/001/2009-726 и от 31.03.09 г. N 03/001/2009-454 соответственно, следует, что государственная регистрация прав на электросетевые комплексы городов Баксан и Нарткала никем не производилась (т. 5, л.д. 55, 56).
Из письма местной администрации городского округа Баксан КБР от 29.07.2009 г. и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.06.2007 г. N 102, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по КБР следует, что ОАО "Баксанкоммунэнерго" исключен из ЕГРЮЛ 3.07.06 г. в связи с ликвидацией общества (т. 7, л.д. 63-67).
Вместе с тем на ремонт электросетевого хозяйства ОАО "Баксанкоммунэнерго", ГКТ КБР в составе тарифа КБ филиала ОАО "МРСК СК" на 2009 утвердил 5 915 тыс. руб.
ГКТ КБР и ОАО МРСК СК" в судебном заседании не оспорили факт отсутствия свидетельств о государственной регистрации прав на электросетевые комплексы г. Майского, п. Залукокоаже, г. Нарткалы, г. Терека, п. Кашхатау, г. Тырныауза, г. Баксана КБР и технических паспортов, а также что оценка стоимости имущества данных объектов в установленном действующим законодательством порядке не проводилась. А также, что Администрация Чегемского района, и МУП "Чегемэнерго" не заключали договоров аренды с ОАО "КЭУК" и ОАО "МРСК СК" на электросетевые объекты расположенные в районе.
В силу ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним (статьи 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Из материалов дела следует, что у Администраций районов на момент заключения указанных договоров аренды с ОАО "КЭУК" отсутствовали свидетельства о государственной регистрации на электросетевые комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права собственности администрациями районов не произведена, суд пришел к выводу, что заключение указанных договоров с ОАО "КЭУК" противоречит установленному законом порядку.
На основании изложенного суд считает, что данные договора являются недействительными по вышеуказанным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах ОАО "МРСК СК" не представлены надлежащие доказательства, что по вышеуказанным договорам ОАО "МРСК СК" на законных основаниях получило во временное владение и пользование в соответствии с его назначением указанное имущество.
Согласно пунктам 2 и 7 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (утвержденных Приказом ФСТ России от 6.08.04 г. N 20-Э/2) предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Согласно пункту 43 Методических указаний, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии.
При отсутствии доказательств наличия у ОАО "МРСК СК" прав законного владения вышеуказанными электросетевыми комплексами, ГКТ КБР не имел права включать в тарифы КБ филиала ОАО "МРСК СК" на 2009 г. вышеуказанные расходы.
Согласно пункту 3 ст. 5 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Согласно пункту 1 ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пункту 24 Положения "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и пункту 64 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств": начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Представитель ОАО "МРСК СК" пояснил, что ни вышеуказанные администрации районов, ни акционерные общества не предоставляли ОАО "МРСК СК" документы бухгалтерского учета за отчетный период.
Приказом от 25.11.08 г. N 6-п МУП "Чегемэнерго" утвердил учетную политику. В пункте 24 учетной политики указано, что в целях недопущения резких изменений расходов на амортизацию, а также обеспечения плановости затрат, начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом независимо от срока их полезного использования (т.6 л.д. 88-90).
В соответствии с пунктом 19 вышеназванного положения "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и пп. "а" пункта 54 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" амортизационные отчисления при линейном способе определяются, - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Согласно ст. 259 Налогового Кодекса налогоплательщики вправе выбрать один из 2-х методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ: 1) линейный метод; 2) нелинейный метод. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов. В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно представленных МУП "Чегемэнерго" документов (выписки из реестра муниципального имущества NN 117-120 от 19.06.08 г., технические паспорта электросетевых объектов NN 410/ 1, 410/2, 410/3 и 410/4, актов о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а NN 1-4 от 1.10.08 г.) восстановительная стоимость в части электросетевых объектов составляет 267 480 тыс. руб.
Однако амортизационные отчисления по электросетевым объектам МУП "Чегемэнерго", в представленном ГТК КБР расчете определен, исходя из остаточной стоимости в размере 28 100 тыс. руб. (т. 5 л.д. 15).
Данные обстоятельства ГКТ КБР не оспорены.
Из представленного ГКТ КБР расчета амортизационных отчислений по электросетям МУП "Чегемэнерго", следует, что они получены путем умножения общей суммы остаточной стоимости всех видов электросетевых объектов последнего в размере 28 100 тыс. руб. на 16,45% - "средний коэффициент по всем коммунальным электросетевым организациям" (28 100 тыс. руб. х 16,45% /100% = 4 622 тыс. руб.), (т.5, л.д. 15). Величина этого коэффициента является средней арифметической средних норм амортизации, рассчитанных согласно справке ОАО "МРСК СК" по 7-ми вышеуказанным электросетевым комплексам (15,03% + 17,32% + 15,98% +16,41% + 14,39% + 19,20% + 16,83%) / 7 = 16,45%.
Приказами Министерства финансов РФ от 30.03.01 г. N 26н и от 13.10.03 г. N 91н утверждены Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и "Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств" соответственно.
Согласно пунктам 18 и 19 Положения "Учет основных средств" ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится одним из 4-х способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (далее - Положение).
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации и т.п.
Пункты 53, 54 и 59 вышеуказанных "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" полностью воспроизводят те же правила определения амортизационных отчислений.
Кроме того, согласно пункту 6 Положения и пункту 10 Методических указаний в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Постановлением Правительства РФ от 1.01.02 г. N 1 утверждена "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы", в которой все виды основных средств распределены на 10 групп в зависимости от сроков полезного использования.
Согласно представленным МУП "Чегемэнерго" актам о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а NN 1-4 от 1.10.08 г., а также выпискам из реестра муниципального имущества N 117-120 от 19.06.08 г., электросетевые объекты МУП "Чегемэнерго" состоят из основных средств имеющих согласно Классификации разные сроки полезного использования, т.е. различные годовые нормы амортизационных отчислений:
6,67% - распределительные устройства - 15 лет, (код -14 3120010) группа - 6; 6,67% - воздушные линии - 15 лет, (код - 12 4521125) группа - 6; 5% - трансформатор силовой - 20 лет, (код-14 3115000) группа - 7; 4% - кабельные линии - 25 лет, (код -14 3131000) группа - 8.
3,3% - строительная часть - 30 лет, (код - 11 0000000) группа 9, (фундаменты и т.п.) (т. 5, л.д. 107-118) - "акты о приеме-передаче" (т. 5, л.д. 60-67) - Выписки из реестра муниципального имущества.
Вместе с тем, данные обстоятельства при установлении тарифа, ГТК КБР не были учтены.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что ГКТ КБР применил способ определения амортизационных отчислений, не предусмотренный действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (утвержденных Приказом ФСТ России от 6.08.04 г. N 20-Э/2), расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта РФ.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения".
В случае изменения (перерасчета) НВВ одной из сетевых организаций, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязан произвести перерасчет суммы НВВ всех сетевых организаций, включенных в тарифы на услуги по передаче электроэнергии на территории данного субъекта РФ.
Вследствие этого нормативный правовой акт, которым утверждены тарифы на услуги по передаче электроэнергии для территориальных электросетевых организаций, в случае его несоответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть признан недействующим полностью или в части в отношении всех указанных в таком акте электросетевых организаций, а не какой-либо из них в отдельности.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить. Признать недействующими пункты 1, 2, 3, 4 постановления ГКТ КБР от 24 декабря 2008 года N 24 "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа", ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", УМП "Городские электрические сети" г. Прохладный, структурного подразделения "Энергосбыт" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" на территории Кабардино-Балкарской Республики) на 2009 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кабардино-Балкарского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" для территориальных сетевых организаций КБР на 2009 год, а также тарифов на покупку электрической энергии сетевыми организациями Кабардино-Балкарской Республики в целях компенсации потерь в собственных сетях на 2009 год" как не соответствующих Федеральному закону от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Производство по делу в части признания недействующим постановления ГКТ КБР от 7.11.08 г. N 17 "Об установлении тарифов на электрическую энергию и мощность, отпускаемую потребителям Кабардино-Балкарской Республики на 2009" прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 октября 2009 г. N А20-40/2009 (извлечение)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 30 октября 2009 г. N 44 ( 117 )