В целях развития взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Одобрить прилагаемую Концепцию общественно-государственного партнерства на период до 2015 года.
И.о. Председателя Правительства |
М. Тхазаплижев |
Одобрена
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 2 апреля 2010 г. N 52-ПП
Концепция
развития общественно-государственного партнерства в Кабардино-Балкарской
Республике на период до 2015 года
I. Введение
Концепция развития общественно-государственного партнерства в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 2 декабря 1996 года N 33-Р3 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р.
См. Административный регламент Министерства по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики по исполнению государственной функции "Содействие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и волонтерских организаций", утвержденный приказом Министерства по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 1 февраля 2012 г. N 11
При разработке Концепции использованы материалы исследований Общественной палаты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы экспертных исследований в Кабардино-Балкарской Республике.
Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики, направленное на достижение высоких стандартов качества жизни, высокого уровня экономики и развития гражданского общества, обусловливает необходимость принятия комплекса мер, направленных на развитие и поддержку общественной самоорганизации, самоуправления и самодеятельности граждан в Кабардино-Балкарской Республике.
Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в решении социально значимых задач республики является деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
Концепция направлена на развитие взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями Кабардино-Балкарской Республики, определяет цели и задачи общественно-государственного партнерства.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 5 июля 2005 г. N 40-РЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики", принятый Парламентом Кабардино-Балкарской Республики от 16 июня 2005 года
Концепция призвана обеспечить формирование механизмов общественно-государственного партнерства, создание и оптимизацию экономических, юридических, инфраструктурных, кадровых и методических условий для социально эффективной деятельности общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
Реализация настоящей Концепции позволит использовать потенциал общественных объединений и иных некоммерческих организаций для повышения роли общества в решении социально значимых задач в Кабардино-Балкарской Республике.
Это приведет к снижению политической напряженности в республике в результате вовлечения в общественную жизнь активной в политическом и социальном плане части населения, укреплению социальной стабильности в результате распространения опыта самостоятельного решения обществом проблем и улучшения социального климата в республике.
II. Состояние общественно-государственного партнерства в
Кабардино-Балкарской Республике
По состоянию на 1 сентября 2009 года в Реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, состояло 776 организаций: региональных отделений политических партий - 6, общественных объединений - 461 (в том числе 87 спортивных, 109 профсоюзных), религиозных организаций - 171, иных некоммерческих - 148. В 2009 году о продолжении своей деятельности заявили 380 некоммерческих организаций. В среднем на тысячу жителей Кабардино-Балкарской Республики приходится 0,86 общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Это количество почти в 4 раза меньше среднего показателя по развитым странам.
В настоящее время в деятельности некоммерческих организаций можно выделить следующие основные направления, являющиеся социально значимыми:
духовно-нравственное воспитание детей и молодежи;
гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие творческой и социальной активности граждан;
развитие института семьи и материнства;
помощь лицам с ограниченными возможностями;
охрана окружающей среды;
развитие добровольческих инициатив;
сохранение и распространение межкультурных ценностей;
благотворительность;
миротворчество.
По данным государственной статистики, наиболее распространенными видами деятельности некоммерческих организаций в Южном федеральном округе являются следующие виды услуг образовательные услуги - 39 процентов, услуги по социальной работе/защите - 30 процентов, услуги по обеспечению досуга - 24 процента, юридические услуги - 33 процента, информационные услуги - 20 процентов, проведение исследований, экспертиз, аналитика - 17 процентов, организация и проведение выставок, концертов, творческих конкурсов - 11 процентов, полиграфические и издательские услуги - 10 процентов, услуги по социальной реабилитации - 13 процентов, финансовая помощь - 10 процентов, материальная (вещевая) помощь - 14 процентов, подготовка кадров, обучение, повышение квалификации - 7 процентов, психологические услуги - 9 процентов, медицинские услуги - 6 процентов, помощь в трудоустройстве - 6 процентов, услуги по обеспечению среды обитания и содержанию жилья - 4 процента, социально-бытовые услуги - 2 процента, услуги по ресурсной поддержке других некоммерческих организаций - 2 процента, услуги по обеспечению правопорядка и личной защиты - 1 процент.
При этом основными объектами деятельности некоммерческих организаций по Южному федеральному округу являются: молодежь - 25 процентов, преподаватели и ученики, учебные заведения - 16 процентов, социально уязвимые категории населения - 19 процентов, семья, дети и родители - 13 процентов, взрослые инвалиды - 17 процентов, дети-инвалиды - 10 процентов, представители отдельных групп населения - 8 процентов, представители отдельных национальностей - 7 процентов.
В Кабардино-Балкарской Республике деятельность некоммерческих организаций осуществляется по следующим основным направлениям: развитие спорта, благотворительность, социальная поддержка людей старшего поколения, просвещение детей и молодежи в области толерантности, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
Вместе с тем следует уделять большее внимание таким важнейшим направлениям, как гражданско-патриотическое воспитание молодежи, развитие добровольчества, миротворческая деятельность.
Вклад общественных организаций Кабардино-Балкарской Республики в виде социально значимых услуг во внутренний региональный продукт республики в 2008 году по самым минимальным оценкам составил 72 млн. рублей. Это 0,14 процента внутреннего регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики. Вклад общественных организаций во внутренний валовой продукт Российской Федерации составляет 0,5 процента.
Экономическая роль некоммерческого сектора, как показывает опыт зарубежных стран и опыт передовых регионов Российской Федерации, может быть гораздо заметнее - доля некоммерческих организаций во внутреннем валовом продукте развитых стран составляет от 3% (Австрия) до 15% (Нидерланды).
Доля государственной поддержки в бюджетах республиканских некоммерческих организаций крайне низка. Из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики общественным объединениям было выделено в 2009 году 9500,5 тыс. рублей (советы ветеранов, инвалидов, творческие союзы).
Основная часть доходов российских некоммерческих организаций - это членские, вступительные, добровольные взносы, пожертвования, безвозмездные поступления от вышестоящих организаций и учредителей, которые составляют 80 процентов доходов некоммерческих организаций. Средства, переданные на безвозмездной основе из-за границы, представляют 5 процентов бюджетов некоммерческих организаций. Доля поступлений из бюджета и государственных внебюджетных фондов в общем объеме доходов некоммерческих организаций составляет меньше 2 процентов.
В общемировой практике государственная поддержка составляет более 66 процентов доходов некоммерческих организаций в Бельгии, 59 процентов в Нидерландах, до 30 процентов - в США, а в странах Восточной и Центральной Европы данные показатели колеблются на уровне 20-40 процентов.
Занятость в республиканском некоммерческом секторе - около 0,1 процента от общей численности работающего населения (около 3 тыс. человек). В Российской Федерации эта величина составляет 0,6 процента.
В мировой экономике некоммерческий сектор - один из крупнейших работодателей - 4,4 процента от общей численности экономически активного населения. Из них 57 процентов работают на основе платной занятости.
Уникальность деятельности общественных организаций заключается в том, что они, используя потенциал, основанный на высоких лидерских качествах, социальной активности и социальной ответственности общественников, достигают большой эффективности отдачи от вложенных средств, при которой каждый вложенный рубль дает объем оказываемых услуг населению, превышающий в насколько раз финансовые вложения, при этом себестоимость услуг остается минимальной за счет привлечения добровольцев и отсутствия необходимости получения финансовой выгоды некоммерческими организациями. Кроме того, охватываются социальные сферы, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку позволяет достичь слишком малых норм прибыли.
Примером эффективного взаимодействия государства и общества в республике является спортивная сфера. Бюджетные расходы в Кабардино-Балкарской Республике для подготовки спортсменов в соревнованиях (участие в сборах) составляют порядка 156 млн. рублей. По экспертным оценкам, внебюджетные (спонсорские) взносы составляют около 30 млн. рублей. При этом следует учитывать масштабы административной и организационной поддержки спортивного сектора органами государственной власти. Успех спортсменов из Кабардино-Балкарской Республики на соревнованиях российского, европейского и международного уровней связан в том числе с вышеуказанной финансовой и административной поддержкой.
Следует также отметить высокий уровень развития в республике благотворительной деятельности и безвозмездной помощи нуждающимся, что связано с национальными и религиозными традициями.
В республике созданы различные советы и иные консультативные и совещательные органы, в работе которых принимают участие представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Это Общественно-консультативный совет при Президенте Кабардино-Балкарской Республики, Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики, Молодежное Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Молодежная Палата Парламента Кабардино-Балкарской Республики Ассоциация "Совет муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики", Совет Кабардино-Балкарского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, общественные советы при исполнительных органах государственной власти, учреждениях, местных администрациях муниципальных образований.
Общественные объединения представляют собой потенциальный источник социальных инноваций, имеют большой потенциал в решении вопросов жизнедеятельности, участии в управлении, осуществлении обратной связи органов власти с гражданами, что способствует снятию социально-политической напряженности.
Вместе с тем общественный сектор в республике в значительной степени разобщен и характеризуется отсутствием устойчивых связей между организациями, большинство из которых не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования, испытывает трудности с техническим обеспечением деятельности, страдает от недостатка профессиональных кадров, способных планировать и осуществлять социально значимую деятельность, используя проектный подход.
Функционирование многих общественных объединений и иных некоммерческих организаций недостаточно эффективно с точки зрения социальной значимости. Работа в общественных объединениях и иных некоммерческих организациях для многих не является основным видом профессиональной деятельности, это связано с низким уровнем мотивации и отсутствием необходимой поддержки со стороны государства. Многие общественные объединения и иные некоммерческие организации практически не интегрированы в современные реалии рыночной экономики, что приводит к отсутствию средств на развитие и даже существование таковых. Низкая ресурсная обеспеченность, существующие цены на рынке недвижимости создают проблему острой нехватки офисных помещений, необходимых для полноценной работы общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является повышение качества и объемов социальных услуг, оказываемых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями жителям Кабардино-Балкарской Республики для увеличения уровня их социальной защищенности.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение уровня организационного и институционального развития общественных объединений и иных некоммерческих организаций Кабардино-Балкарской Республики;
повышение профессионального уровня руководителей и лидеров общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
создание и совершенствование организационных, правовых, социальных, экономических, инфраструктурных условий для расширения участия некоммерческих организаций в решении социально значимых задач республики; информационное обеспечение и популяризация общественно-государственного партнерства;
формирование механизмов предоставления помощи и поддержки общественным объединениям и иными некоммерческим организациям для оказания социальных услуг населению.
Для достижения цели и решения перечисленных задач необходимо создать систему эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
IV. Принципы общественно-государственного партнерства
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями осуществляется на основе следующих принципов:
обеспечение прав и законных интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
открытость и доступность информации об общественно-государственном партнерстве;
общественное участие в принятии социально значимых решений;
ответственность;
утверждение общечеловеческих норм, ценностей и нравственных основ в обществе.
V. Основные направления развития
общественно-государственного партнерства
Основными направлениями общественно-государственного партнерства на ближайшие шесть лет должны стать:
совершенствование организационно-правовых условий развития общественно-государственного партнерства;
совершенствование условий общественно-государственного партнерства в социально-экономической сфере;
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2008 г. N 27-РЗ "О Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы"
информационное обеспечение и популяризация среди жителей республики механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и общественного сектора.
Приоритет необходимо отдавать осуществлению долгосрочных общественных социально значимых проектов и программ, ориентированных на конечный результат.
При этом основные усилия должны быть направлены на те сферы, которые прямо влияют на достижение социальной стабильности и безопасности
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2007 г. N 8-РЗ "Об обеспечении общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике"
гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
развитие добровольчества;
миротворческая деятельность.
Решение вышеперечисленных задач возможно в случае выстраивания эффективной системы сотрудничества между исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, местными сообществами и бизнесом как равноправными субъектами взаимодействия в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики социально значимых задач.
VI. Комплексные меры по реализации задач Концепции
Решение задач по достижению цели настоящей Концепции осуществляется за счет организационного содействия и поддержки общественных объединений и иных некоммерческих организаций в участии в международных, всероссийских, межрегиональных выставках, семинарах, "круглых столах", тренингах и т.д., способствующих их институциональному росту и повышению профессионального уровня их руководителей и членов;
подготовки тренерско-преподавательского состава для организации постоянного процесса обучения членов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
разработки и внедрения мер по институциональному росту общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
реализации научно-методических, образовательных и просветительских программ в области экономики, социологии, права, финансов, проектной деятельности, экспертной деятельности, развития взаимодействия и социального партнерства для руководителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, молодых общественных лидеров, представителей органов местного самоуправления и бизнеса;
создания и обеспечения работы различных консультативных и совещательных органов, действующих при всех исполнительных органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, с участием представителей общественных объединений;
совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, регулирующих взаимодействие исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями;
развития и укрепления партнерских отношений органов государственной власти с детскими и молодежными общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, обеспечивающими участие детей, подростков и молодежи в общественно полезных мероприятиях, воспитывающих чувство коллективизма, общественной ответственности и инициативы, гражданственности;
создания условий, обеспечивающих участие общественных объединений и иных некоммерческих организаций, работающих в интересах граждан с ограниченными возможностями, в разработке и реализации механизмов общественной экспертизы и общественного контроля по вопросам формирования и обеспечения удобной для граждан с ограниченными возможностями городской среды;
участия общественных объединений и иных некоммерческих организаций в реализации мероприятий Концепции;
совершенствования инфраструктурных условий, направленных на повышение эффективности социально значимой и общественно полезной деятельности общественных объединений и иных некоммерческих организаций:
обеспечения условий доступа общественных объединений и иных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг;
взаимодействия при разработке механизмов, побуждающих социально ответственный бизнес к занятию благотворительной деятельностью, меценатству и поддержке общественных инициатив;
организации и проведения мониторинга функционирования общественно-государственного партнерства;
анализа состояния и динамики развития общественного сектора Кабардино-Балкарской Республики;
создания условий для развития информационного взаимодействия населения, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, средств массовой информации, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
создания условий для реализации программ социальной рекламы в Кабардино-Балкарской Республике;
информирования населения Кабардино-Балкарской Республики о функционировании общественно-государственного партнерства;
проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями населению на безвозмездной основе;
пропаганды опыта общественных объединений и иных некоммерческих организаций, актива и их лидеров, проявляющих творчество и высокий профессионализм в решении стоящих задач;
популяризации взаимодействия общественных объединений и иных некоммерческих организаций, социально ответственного бизнеса и органов местного самоуправления;
формирования и совершенствования механизмов финансовой поддержки на конкурсной основе общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
VII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
В результате реализации настоящей Концепции повысится:
уровень организационного и институционального развития общественных объединений и иных некоммерческих организаций Кабардино-Балкарской Республики;
профессиональный уровень руководителей и лидеров общественных объединений и иных некоммерческих организаций, общественных лидеров из числа активной молодежи;
уровень информированности жителей республики об общественно-государственном партнерстве;
будут созданы организационно-правовые, социально-экономические условия для расширения участия некоммерческих организаций в решении социально значимых задач республики;
будут сформированы эффективные механизмы поддержки общественных объединений и иных некоммерческих организаций исполнительными органами государственной власти республики для оказания социальных услуг населению.
В долгосрочной перспективе это позволит достичь:
снижения политической напряженности в республике в результате вовлечения в общественную жизнь активной части населения;
укрепления социальной и политической стабильности в республике в результате распространения установки на самостоятельное решение обществом социальных проблем;
улучшения социального климата в республике, что обеспечит социальную и политическую стабильность.
VIII. Социально-экономический эффект от реализации Концепции
Экономический эффект состоит в увеличении:
количества занятых в общественном секторе (от общей численности работающего населения) - до 0,6 процента;
объема социальных услуг, оказанных жителям республики в ходе реализации социальных проектов, в качестве вклада во внутренний региональный продукт - до 0,5 процента.
Социальный эффект состоит в увеличении:
числа граждан, охваченных мероприятиями в ходе реализации социально значимых проектов, - до 244 тыс. человек;
числа добровольцев, привлеченных в качестве активных участников мероприятий, - до 49732 человек в год;
числа благополучателей в результате реализации социальных проектов (в том числе лиц с ограниченными возможностями) - до 194 тыс. человек.
IX. Динамика индикаторов и показателей реализации Концепции
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2009 год (базовая оценка) |
|
Период реализации Концепции |
|
|||
|
|
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
Количество занятых в общественном секторе |
% |
0,1 |
0,15 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
2 |
Объем социальных услуг |
% от ВРП |
0,14 |
0,16 |
0,18 |
0,2 |
0,25 |
0,3 |
0,5 |
3 |
Число привлеченных добровольцев |
тыс. чел. |
13,92 |
15,9 |
17,8 |
19,8 |
24,8 |
29,8 |
49,7 |
4 |
Число благополучателей |
тыс. чел. |
54,3 |
62 |
69,8 |
77,6 |
97 |
116,4 |
194 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция разработана в целях развития взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями республики.
Одним из главных направлений Концепции является повышение качества и объемов социальных услуг, оказываемых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями жителям Кабардино-Балкарской Республики для увеличения уровня их социальной защищенности. Для успешной реализации Концепции необходимо создать систему эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
Реализация данной Концепции позволит использовать потенциал общественных объединений и иных некоммерческих организаций для повышения роли общества в решении социально значимых задач в КБР. Концепция также предусматривает социально-экономический эффект, который заключается в увеличении объема социальных услуг, оказанных жителям республики в ходе реализации социальных проектов, увеличении числа граждан, охваченных мероприятиями в ходе реализации социально значимых проектов и числа благополучателей в результате реализации социальных проектов (в том числе лиц с ограниченными возможностями).
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 апреля 2010 г. N 52-ПП "О Концепции общественно-государственного партнерства на период до 2015 года"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 30 апреля 2010 г. N 17 (143)