Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы
1. Анализ конкурентной среды республики
Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 года характеризуется следующими показателями:
свою деятельность осуществляли 24798 индивидуальных предпринимателей и 2900 субъектов малого предпринимательства;
число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике республики оценивается в 25 процентов, или 78,8 тыс. человек;
доля малого бизнеса в формировании ВРП оценочно составляет 25 процентов, рост к уровню 2006 года - 4 процента;
объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения составил 486,3 млн. рублей.
Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.
В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы". С учетом приоритетов программы создана комплексная система поддержки малого предпринимательства, включающая финансовые, имущественные, информационно-консультационные формы поддержки.
За 2008 год расходы на поддержку малого предпринимательства составили 204,4 млн. рублей, в том числе в рамках республиканских целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 году" - 172.4 млн. рублей, "Программа Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007 - 2011 годы" - 32 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:
снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес-деятельности;
обеспечить доступ к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;
развить систему кредитной кооперации;
развить механизмы стимулирования малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;
решить проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятии, их выхода на российские и международные рынки;
повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.
Оценка системы размещения госзаказа
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кабардино-Балкарской Республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.
Действующая в республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции, данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.
Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.
Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.
2. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях
Агропродовольственный комплекс
Производством сельскохозяйственной продукции в республике занимаются 3562 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 63 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 468 малых предприятии, 1692 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1339 индивидуальных предпринимателей.
В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 16 процентов, хозяйств населения - 57 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 27 процентов.
Основная доля зерна (свыше 54 процентов) и подсолнечника (свыше 57 процентов) производится фермерами и индивидуальными предпринимателями, картофеля (порядка 77 процентов) - хозяйствами населения. В производстве овощей доля фермеров и индивидуальных предпринимателей составляет свыше 41 процента, хозяйств населения - 41,5 процента; сельскохозяйственных организаций - свыше 17 процентов.
Основная масса продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.
Высокой степенью конкуренции характеризуются практически все продовольственные товарные группы. Сегодня номенклатура продукции - как минимум 8-10 сортов хлеба, молочной и плодоовощной продукции, мяса и мясопродуктов, соков.
Несмотря на достаточно высокий уровень присутствия (доля более 95 процентов) и конкурентоспособности местных товаропроизводителей, агропродовольственные рынки республики открыты для межрегиональной торговли и импортной продукции, а количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, незначительно.
В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке, основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:
недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;
отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;
отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;
трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования;
снижение кадрового потенциала агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.
Потребительский рынок
Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.
По состоянию на 1 июля 2009 года в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 2751 организация, что составляет 23 процента от общего числа организаций, из которых 87,4 процента приходится на частную форму собственности.
Функционируют 16 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.
В республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит" (20 магазинов), "Караван" (8 магазинов), "Копилка" (4 магазина), "Ласточкино гнездо" (2 магазина), "Кенгуру" (2 магазина); непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "ДОМО", "Золушка".
Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повысилось качество торгового обслуживания населения, значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке.
Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, т.к. она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации. Кроме того, в республике не сформирована полноценная логистическая и транспортная инфраструктура, что является существенным ограничением как развития самой сферы торговли, так и конкуренции между участниками данного рынка.
При существующем уровне информационного и методического обеспечения произвести необходимые расчеты для определения уровня концентрации рынка не представляется возможным. Расчеты с использованием долей участников рынка по числу торговых объектов и торговой площади не проводились, поскольку при отсутствии достоверных статистических данных сложно выделить в этих показателях долю, относящуюся к реализации продовольственных товаров.
Несмотря на сложность произвести расчет количественных показателей уровня концентрации, в целом потребительский рынок в Кабардино-Балкарской Республике можно признать конкурентным. В то же время обеспеченность населения площадями и услугами потребительского рынка неравномерна, наблюдается недостаток современных торговых площадей, низкая обеспеченность стационарными объектами торговли во многих сельских поселениях, удаленных и труднодоступных местностях.
В настоящее время ключевыми препятствиями для развития конкуренции и барьерами входа новых участников на розничный рынок являются:
недостаточное развитие торговой, транспортной и логистической инфраструктуры;
ограниченная низкой платежеспособностью населения емкость рынка;
наличие абсолютных и относительных преимуществ в издержках у розничных сетевых компаний перед мелкорозничными предприятиями "шаговой доступности";
долгосрочные контракты между поставщиками определенных товаров и продукции и сетевыми розничными компаниями, ограничивающими возможность реализации продукции прочими производителями;
отсутствие сформировавшегося эффективного оптового звена в торговле, оказывающего, качественные посреднические услуги.
Рынок строительства (вновь возводимого жилья)
На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. метров общей площади.
Данный рынок характеризуется слабо развитой конкурентной средой. Свыше 50 процентов от общего объема построенной жилой недвижимости в республике за период с 2006 по 2008 год приходится на долю одного хозяйствующего субъекта - ООО ПСФ "Дар-98".
Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиции. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей предприятий строительной индустрии. Кроме того, существуют следующие ограничения в развитии конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости:
1) экономические ограничения реализации вновь возводимой жилой недвижимости характеризуются затратами, которые несет хозяйственный субъект при освоении и осуществлении строительной деятельности, в частности:
при организации доступа к отраслевой системе снабжения строительными материалами, а в последующем - и в их приобретении;
при получении разрешения на строительство объектов жилой недвижимости;
при согласовании и выдаче технических условий (далее - ТУ) на подключение к городским сетям инженерной инфраструктуры;
2) длительные сроки организации производства и административные барьеры могут служить серьезным препятствием к входу новых хозяйствующих субъектов.
К административным ограничениями относятся:
искусственно создаваемый дефицит земельных участков под строительство жилых многоквартирных домов;
препятствия в получении лицензии на осуществление строительной деятельности;
рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям с затягиванием сроков;
выдача ТУ эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления с учетом ремонта (перекладки) существующих сетей в размерах, несоизмеримых с объемами по основному объекту (жилому дому);
препятствия в осуществлении поэтапного строительства (требуется разработка документации в полном объеме на весь объект и получение соответствующего заключения Госэкспертизы).
Особенно остро стоит вопрос проведения проверок правомерности выделения земельных участков под строительство.
Согласно результатам опроса, проведенного в целях выявления административных барьеров, мешающих развитию отрасли, среди главных проблем предпринимателями отмечены определенные трудности при получении новых строительных площадок. Местные администрации, по мнению хозяйствующих субъектов, ставят нерыночные условия приобретения площадок под строительство, объединяя в одно целое выкуп земли по установленной шкале и "бесплатную" сдачу в муниципальную собственность 10 процентов объема построенного жилья.
Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса
Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня - это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов республики: более 5,1 млн. кв. м жилья, 3350 жилых домов, 329 котельных, 49 ЦТП, 412 км тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 3900 км водопроводных сетей и 583 км канализационных сетей, 584 водозаборных сооружений. В отраслевой комплекс входят гостиницы, службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики создает условия к развитию конкуренции по двум направлениям:
в сфере управления многоквартирными домами - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
между организациями коммунального комплекса - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации.
Основой для развития конкуренции также служит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников в границах единого комплекса недвижимого имущества является одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
В сфере жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики осуществляют свою деятельность 301 предприятие:
управление многоквартирными домами - 41 единиц (5 - муниципальной формы собственности, 39 - частной формы собственности);
содержание и ремонт общего имущества МКД - 146 единиц (ТСЖ-146);
водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод - 59 единиц (32 - муниципальной, 27 - частной формы собственности);
электроснабжение - 6 единиц (1 - муниципальной, 5 - смешанной формы собственности);
теплоснабжение - 16 единиц (5 - муниципальной формы собственности, 1 - государственная форма собственности, 9 - смешанной формы собственности, 1-частной формы собственности);
газоснабжение - 1 единица (смешанная форма собственности);
утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов - 21 единиц (7 - муниципальной, 14 - частной формы собственности);
многоотраслевые предприятия - 11 единиц (4 - муниципальной формы собственности, 1 государственная форма собственности, 1 смешанная форма собственности, 5 - частной формы собственности).
Несмотря на предпринятые попытки создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ и устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы, значительные капитальные затраты для вхождения на рынок и длительный срок окупаемости инвестиций осложняют процессы формирования конкурентной среды и вхождение на рынок новых участников. Ограничениями конкуренции выступает несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе, что формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Основным ограничением входа на рынок являются административные барьеры, в том числе возможность со стороны органов самоуправления представлять преференции отдельным хозяйствующим субъектам.
Также может рассматриваться в качестве сдерживающего фактора входа на рынок необходимость для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса.
Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо:
установить нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность поставщиков коммунальных услуг;
внедрить ресурсосберегающие технологии с целью повышения энергоэффективности существующих мощностей;
обеспечить информационную открытость деятельности жилищно-коммунального хозяйства республики (информационно-аналитические материалы об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, возможности выбора управляющей компании, а также механизмах самостоятельного управления домами);
создать условия для появления новых управляющих компаний, ТСЖ, развития конкуренции между управляющими компаниями с целью повышения качества услуг, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, расширения спектра предоставляемых услуг.
Здравоохранение
Медицинская помощь населению в Кабардино-Балкарской Республике оказываются 115 муниципальными, 26 государственными, 3 ведомственными учреждениями здравоохранения, а также 2 муниципальными унитарными предприятиями. Частная система здравоохранения представлена 169 хозяйствующими субъектами.
Основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. В структуре видов медицинской деятельности, осуществляемой в частной системе здравоохранения, в основном представлены стоматология, ультразвуковая диагностика, другие виды диагностики, медицинский массаж, мануальная терапия, косметологические услуги. В частной системе здравоохранения практически единичными представлены специальности терапевтического профиля и педиатрия.
Несмотря на многообразие форм и видов предоставления медицинских услуг населению, конкурентная среда в здравоохранении низкая. Это связано с наличием в отрасли таких факторов, как:
принадлежность преобладающего большинства медицинских учреждений к государственной и муниципальной собственности;
низкая платежеспособность населения;
многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг;
противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи).
Рынок фармацевтической и медицинской продукции
В Кабардино-Балкарской Республике в сфере розничной торговли лекарственными средствами осуществляют деятельность 198 лицензиатов и 297 аптечных учреждений вне зависимости от организационно-правовой формы собственности.
В республике отсутствуют муниципальные образования, где действует только один хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность, однако низкая численность и невысокий уровень платежеспособности населения не способствуют продвижению аптечных учреждений в сельскую местность.
Данный рынок следует признать высококонцентрированным по муниципальным районам и городским округам со слабо развитой конкурентной средой.
Исключение составляет городской округ Нальчик, характеризующийся низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой. Здесь осуществляют свою деятельность 45 аптечных учреждений, в том числе аптечные сети.
Процессы развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов.
Основной причиной отсутствия конкуренции является усложненный процесс регистрации и согласований. Для осуществления своей деятельности на фармрынке предприниматели обязаны получить разрешительные документы и согласования местных администраций, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, архитектуры, пожарной инспекции, СЭС и т.д. Такое количество согласований, по мнению предпринимателей, является длительным по времени.
Для государственных и муниципальных аптечных учреждений, в том числе участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения, присутствуют барьеры для развития, это:
низкая оплата услуг по программе дополнительного лекарственного обеспечения;
недостаток оборотных средств, низкая рентабельность в связи с высокими издержками на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.).
В сфере оптовой торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в республике осуществляют деятельность четыре хозяйствующих субъекта:
Индивидуальный предприниматель Папашев М.Р. (с долей рынка 5,4 процента);
общество с ограниченной ответственностью "Миафарм" (с долей рынка 9,7 процента);
закрытое акционерное общество "Элефарм" (с долей рынка 6,1 процента);
общество с ограниченной ответственностью "Эдельвейс-Холдинг" (с долей рынка 78,8 процента).
Рынок услуг реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров высококонцентрированный со слабо развитой конкурентной средой. Предпосылок к его развитию нет, так как участники рынка уже определены и, по всей видимости, сдавать свои позиции данные хозяйствующие субъекты не будут.
Рынок информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным фактором для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики, роста деловой и интеллектуальной активности, обмена и получения информации.
В республике работают операторы, предоставляющие услуги почтовой связи, местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, IP-телефонии, сотовой связи, а также по распространению сигналов телерадиовещания.
В настоящее время уровень оснащенности средствами связи и телекоммуникаций можно охарактеризовать как достаточный. Лицензии на право оказания населению услуг фиксированной, почтовой, мобильной связи, телерадиовещания, передачи данных, телематических услуг имеют 363 организации различной формы собственности:
N |
Наименование услуги связи |
Количество операторов, имеющих лицензии |
1 |
Услуги внутризоновой телефонной связи |
8 |
2 |
Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа |
7 |
3 |
Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов |
1 |
4 |
Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа |
25 |
5 |
Услуги почтовой связи |
9 |
6 |
Услуги телерадиовещания |
9 |
7 |
Телематические услуги связи |
136 |
8 |
Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации |
47 |
9 |
Услуги связи по передаче данных, за исключением услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации |
118 |
10 |
Услуги телефонной связи |
3 |
Наиболее крупными операторами связи являются 7 организаций и предприятий связи с общей численностью работающих более 3000 человек:
Кабардино-Балкарский филиал ОАО "ЮТК" - филиал открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания";
Управление Федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России";
Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - радиотелевизионный передающий центр Кабардино-Балкарской Республики;
открытое акционерное общество "Мобильные Теле Системы" (МТС);
общество с ограниченной ответственностью "Реклама-Юг";
Нальчикский филиал открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (Билайн);
обособленное подразделение закрытого акционерного общества "Мобиком-Кавказ" (Мегафон) в г. Нальчике.
Доминирующим на рынке местной и внутризоновой связи является Кабардино-Балкарский филиал открытого акционерного общества "ЮТК", он оказывает услуги фиксированной электросвязи в 100 процентах населенных пунктов. Услугами Кабардино-Балкарского филиала OAО "ЮТК" пользуются 154,6 тыс. абонентов, более 13 тысяч пользователей ШПД, более 700 IPTV-пользователей.
В целях реализации социально значимых программ развития связи в Кабардино-Балкарской Республике 6 апреля 2009 года подписано Соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и ОАО "ЮТК", в рамках которого намечен ряд мероприятий, направленных на улучшения качества и максимальное удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций в услугах связи. Среди них:
строительство местной оптико-волоконной линии передачи по маршруту Тырныауз - Терскол - Азау протяженностью 44 км;
строительство внутризоновой оптико-волоконной линии г. Нальчик - с.п. Анзорей протяженностью 48 км;
строительство ОПТС в Лескенском районе с установкой в с. Анзорей опорно-транзитной станции емкостью 320 номеров;
установка или модернизация оборудования электропитания;
дальнейшее развитие широкополосного доступа к сети Интернет.
Альтернативой фиксированной электросвязи является сотовая связь, представленная в республике торговыми марками "Мегафон", "Билайн" и "МТС", операторы которых работают в стандарте связи и передаче данных второго поколения. Общая численность активных абонентов сети мобильной связи составляет более 700 тыс. Сетью "Мегафон", "Билайн" и "МТС" охвачено соответственно свыше 98 процентов, 98 процентов и 44 процента территории республики. Количество активных абонентов сетей "Мегафон", "Билайн" и "МТС" составляет соответственно: 330 тыс., 370 тыс. и 85 тыс.
Несмотря на ограниченное число участников рынка сотовой связи, данный рынок является конкурентным. Поведение по отношению к конкурентам, контрагентам и стратегии ценообразования участников рынка позволяет сделать вывод о наличии существенной конкуренции между представленными на рынке компаниями.
Современные технологии передачи данных с каждым днем пользуются все большей популярностью во всех сегментах потребления. Растет число пользователей услугами Интернет, общее количество которых составляет 17371 абонент, из них более 9652 абонентов - широкополосного доступа (xDSL). Количество виртуальных частных сетей (VPN) в республике достигло 258 сетей.
При анализе структуры рынка услуг доступа к сети Интернет выявлено восемь операторов, имеющих лицензий на право предоставления услуг по передаче данных и оказывающих услуги доступа к сети Интернет конечным пользователям, что свидетельствует о том, что данный рынок не развит и монополизирован. При этом на данном рынке, с точки зрения развитости сети коммуникаций, с долей более 95 процентов, доминирует один хозяйствующий субъект - Кабардино-Балкарский филиал ОАО "ЮТК", оказывающий услуги по предоставлению доступа в Интернет на базе собственной магистральной сети стационарной электросвязи, а также под торговой маркой "DISEL" по технологии xDSL (широкополосный доступ).
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение оператора, занимающее существенное положение, оказывает решающее влияние на общие условия предоставления услуг связи и ограничивает доступ на рынок другим операторам.
Одним из важнейших сегментов отрасли связи Кабардино-Балкарской Республики является почтовая связь.
Услуги почтовой связи общего пользования (письменная корреспонденция простая и заказная) предоставляются преимущественно Управлением Федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиалом ФГУП "Почта России", которое насчитывает 202 отделения почтовой связи, оказывающих более 60 видов услуг. В настоящее время тарифы на оказание услуг по пересылке письменной корреспонденции регулируются государством и их размеры ниже себестоимости предоставляемых услуг. Таким образом, данное направление является мало привлекательным для альтернативных операторов почтовой связи, доля которых в целом по республике не превышает 4 процентов.
Рынок внутренних почтовых отправлений экспресс-почтой - рынок почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлении (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентным рынком. Он характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке. Данный рынок, в отличие от других почтовых рынков, начал развиваться как составная часть международных почтовых отправлений "экспресс" без участия организации федеральной почтовой связи и ориентирован на группу потребителей - организации, для которых качество услуги являются определяющим параметром. ФГУП "Почта России" вышла на этот рынок, имея очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающую филиальную сеть. На рассматриваемом рынке альтернативные операторы, предоставляющие сетевые услуги, обладают значительной долей.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере почтовых услуг, являются:
государственное регулирование тарифов на часть услуг, что приводит к снижению привлекательности данной сферы для потенциальных участников рынка;
наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у ФГУ "Почта России";
ограниченный платежеспособный спрос на услуги почтовой доставки, в том числе экспресс - доставки;
плохое состояние транспортной инфраструктуры;
длительная процедура получения лицензии для оказания услуг почтовой связи, что существенно ограничивает возможности развития альтернативных операторов почтовой связи, в том числе местных и внутрирегиональных.
Рынок розничной реализации нефтепродуктов
Согласно утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2007 года N 334-ПП Схеме размещения автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также уточненным данным местных администраций муниципальных образований на территории республики размещены 261 действующая коммерческая АЗС (общего пользования), среди которых 60 АЗС специализируются на газовом топливе.
Анализируя состав участников местного рынка, их можно разделить на две категории:
первая - вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), у которых есть все - от добывающей скважины до АЗС в розничной сети;
вторая - отдельные компании и АЗС, лишенные элементов вертикальной структуры, которые занимаются розничной реализацией.
К первым относятся 2 ВИНК в лице.
ОАО "НК "Роснефть - Кабардино-Балкарская топливная компания" (7 нефтебаз, 75 АЗС);
ОАО "Лукойл - Югнефтепродукт" (филиал, который состоит из 5 автозаправочных станций).
Все нефтебазы, расположенные на территории республики принадлежат ОАО "НК "Роснефть-КБТК", поэтому отпуск сторонним организациям с нефтебаз не осуществляется, оптовый рынок практически не развит.
Действующие на территории республики независимые АЗС по количеству составляют 50 процентов рынка.
Конкуренция на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов в Кабардино-Балкарии не достаточно развита.
Несмотря на высокий темп ввода в эксплуатацию новых АЗС, основные объемы реализации автомобильного бензина и дизельного топлива по прежнему сконцентрированы всего лишь у нескольких хозяйствующих субъектов.
Согласно Схеме размещения АЗС планируется смещение акцента на строительство сети газозаправочных станций (АГНКС) во всех районах республики, а также модернизация существующей сети АЗС.
По развитию собственной сети и объемам продаж несомненным лидером рынка в городских округах Нальчик и Баксан является открытое акционерное общество "НК "Роснефть - Кабардино-Балкарская топливная компания". В городском округе Прохладный наблюдается умеренный уровень концентрации.
Таким образом, можно сделать вывод, что розничный рынок реализации нефтепродуктов в границах республики относится к типу высококонцентрированных рынков с недостаточно развитой конкурентной средой.
Несмотря на достаточно высокий уровень развития рынка нефтепродуктов, в данном секторе существуют барьеры, негативно влияющие на дальнейшее формирование конкурентной среды, это:
отсутствие биржевых торгов по продаже нефтепродуктов, ограничение свободного доступа всех участников рынка (в том числе для потенциальных конкурентов) к объемам ресурса нефтяных компаний и наличие монополизации рынка, что препятствует развитию конкуренции и не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы;
сложность получения земельного участка под строительство АЗС.
Рынок пассажирских городских, межмуниципальных и межсубъектных перевозок
Транспортный комплекс Кабардино-Балкарской Республики объединяет железнодорожный, автомобильный, городской электрический, аэропорт, а также автомобильные дороги.
Рынок пассажирских перевозок - одна из наиболее емких транспортных услуг. В общем объеме услуг населению транспортные услуги составляют 19,3 процента. На регулярных маршрутах республики задействовано около 2,5 тыс. единиц подвижного состава, из них привлеченного транспорта - более 2 тыс. автобусов малой вместимости. Все населенные пункты республики охвачены прямым либо транзитным сообщением. В маршрутную сеть входят 223 маршрута, из них 66 - муниципальные, 119 - межмуниципальные, 36 - межсубъектные, 2 - международные.
Пассажирские перевозки на городских и межмуниципальных маршрутах осуществляют свыше 2200 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 29 юридических лиц различных форм собственности, из которых:
муниципальной собственности - 9;
иные виды собственности - 20.
Функционирование рынка пассажирских перевозок осуществляется на основе отбора хозяйствующих субъектов, предложивших оптимальные условия.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления разрабатывают критерии (условия) отбора претендентов на выполнение пассажирских перевозок. Такими критериями обычно выступают: опыт работы, возможность проведения пред- и послерейсовых освидетельствований водителей медицинскими работниками, осуществление технического обслуживания транспорта и контроля перед выходом на маршрут, наличие подвижного состава, обеспечивающего безопасность и комфортность перевозок. Критерии отбора являются едиными для перевозчиков различных форм собственности.
Маршруты распределены между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с итогами проведенных конкурсов на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения.
Рынок пассажирских городских и междугородних перевозок характеризуется высоким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
Железнодорожная инфраструктура в республике представлена участком Северо-Кавказской железной дороги.
Протяженность железнодорожных путей общего пользования по территории республики составляет 133,3 км (все пути электрофицированы). Густота железнодорожных путей - 10,7 км на 1000 кв. км территории.
Удельный вес железнодорожного транспорта в перевозках населения невелик и составляет всего - 1 процент.
В настоящее время прорабатывается возможность реализации масштабного проекта - строительство в условиях горной местности железной дороги ст. Солдатская - Тырныауз протяженностью 95 километров, проходящей через населенные пункты Прохладненского, Баксанского и Эльбрусского районов. В случае реализации проекта стоимостью 7,4 млрд. рублей Тырныауз станет конечной станцией республиканской железной дороги (в настоящее время - г. Нальчик).
Авиарейсы осуществляются авиакомпаниями "Руслайн" и "Саратовские авиалинии", удельный вес которых на российских авиалиниях составляет 93 процента в общем объеме пассажироперевозок, осуществляемых из аэропорта Нальчик, и 28,6 процента - на международных авиалиниях.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:
отсутствие персонифицированного учета перевезенных пассажиров, в том числен льготных, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;
высокий удельный вес дорог, не отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, от общей протяженности дорог с твердым покрытием;
сверхнормативная загруженность автомобильных дорог;
недостаточно развитый придорожный сервис;
низкая транспортная мобильность населения;
высокие первоначальные затраты в начале предпринимательской деятельности, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Туризм
Въездной и внутренний туризм в Кабардино-Балкарской Республике представляет собой одно из конкурентных направлений развития региона. Богатые природные и бальнеологические ресурсы республики создают условия для развития направлений туризма средне- и долгосрочного пребывания.
На территории республики определены 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития:
горно-рекреационный комплекс "Приэльбрусье";
санаторно-курортный комплекс Нальчик;
оздоровительно-лечебный комплекс "Джилы-Су";
оздоровительно-лечебный комплекс "Аушигер";
оздоровительно-лечебный комплекс "Тамбукан";
альпинистский комплекс "Безенги";
экскурсионно-туристский комплекс "Чегемские водопады";
экскурсионно-туристский комплекс "Голубые озера";
экскурсионно-туристский комплекс "Долина нарзанов":
археолого-туристические комплексы "Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".
Основными системообразующими организациями курортно-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики являются:
открытое акционерное общество "Курорт Нальчик";
открытое акционерное общество "Каббалктурист";
открытое акционерное общество "Эльбрустурист";
открытое акционерное общество "Каббалкальпинист";
ведомственные санаторные учреждения;
гостиничные комплексы;
детские оздоровительные лагеря сезонного действия;
туристические агентства.
В постановлении Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 июня 2008 года N 130-ПП представлен реестр объектов, входящих в курортно-рекреационный комплекс Кабардино-Балкарской Республики, включающий в себя 187 предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности.
Наибольшим количеством объектов туризма представлены открытые акционерные общества "Каббалктурист" и "Эльбрустурист". В реестр включены по 7 баз отдыха, гостиничных комплексов, санаториев и пансионатов, принадлежащих данным организациям.
Вторую позицию заняло открытое акционерное общество "Каббалкальпинист" (5 спортивно-оздоровительных и учебно-тренировочных баз).
Анализ инфраструктуры туризма показывает, что основные трудности и проблемы развития туристических и рекреационных возможностей республики заключаются в нехватке объектов индустрии отдыха и развлечений для жителей и гостей республики, отсутствии развитой информационной среды, комплексе проблем, связанных с благоустройством туристско-рекреационных территорий.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере, являются:
неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры (качество дорожного покрытия, состояние автодорог на основных туристических маршрутах, отсутствие автостоянок (особенно вблизи объектов показа), недостаточная информативность на дорогах, безопасность туристских переходов, необустроенность автовокзалов и автобусных остановок);
моральное и физическое устаревание объектов инфраструктуры туризма и слабое развитие туристического транспорта;
недостаточная активность туристических организаций республики и дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма;
отсутствие внутриреспубликанской системы учета и маркетингового исследования туристических потоков;
низкий уровень информированности туристов о ценах и качестве представляемых различными туристическими компаниями услуг (отсутствие информированного потребителя и информированного выбора);
ярко выраженная сезонность;
недостаток квалифицированных кадров и низкое качество сервиса.
3. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризует:
высокий уровень административных барьеров;
инфраструктурные ограничения конкуренции;
незавершенность строительства дорожной инфраструктуры;
дефицит генерирующих энергомощностей;
износ существующей инженерной инфраструктуры;
антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.
Административные барьеры
Одной из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
Основными задачами снижения административного давления на бизнес и упрощения предпринимательской деятельности в республике являются:
оказание в рамках МФЦ государственных и муниципальных услуг, направленных на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
сокращение административных ограничений в предпринимательстве и повышение эффективности государственного контроля и надзора;
противодействие коррупции;
совершенствование информационного обеспечения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;
развитие механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти республики, предоставляющими такие услуги.
Важным направлением в устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, в частности, разработка прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости и земельных отношений.
Инфраструктурные ограничения конкуренции связаны с несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицитом мощностей естественных монополий.
Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильность жизнеобеспечения действующих организаций и населения.
В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных, тепловых сетей, водопровода и канализации.
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура региона - это система организационных и программно-технических структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия.
Основными задачами развития информационной инфраструктуры республики являются:
реализация мер по повышению уровня компьютерной грамотности населения и квалификации специалистов в области информационных технологий;
развитие Интернет-ресурсов (сайтов, порталов, Интернет-ресурсов) органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики;
создание на базе современной мультисервисной сети передачи данных региона электронной информационной системы оказания государственных услуг населению по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров.
Решение этих задач позволит ускорить процессы создания информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказанию услуг населению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.