В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, с целью обеспечения безопасности продукции и услуг, повышения эффективности системы защиты прав потребителей в республике, информирования и просвещения населения по вопросам потребительской культуры, обучения основам потребительских знаний, формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения республики на основе дальнейшего динамичного и устойчивого развития и укрепления государственной системы защиты прав потребителей, Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Приоритетные направления политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы (далее - Приоритетные направления).
2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики организовать работу по защите прав потребителей в соответствии с Приоритетными направлениями.
3. Рекомендовать местным администрациям муниципальных районов и городских округов республики разработать муниципальный комплекс мер по защите прав потребителей в соответствии с Приоритетными направлениями и обеспечить его исполнение.
4. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков), рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (К.Х. Хацуков) осуществлять координацию деятельности по исполнению Приоритетных направлений и до 1 мая 2011 года разработать программу по защите прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики И.К. Гертера.
Председатель Правительства |
А. Меркулов |
Приоритетные направления
политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2011 г. N 71-ПП)
I. Состояние защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике
С вступлением в силу Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актов в Российской Федерации была создана правовая основа для формирования и реализации политики в этой сфере.
В Кабардино-Балкарской Республике комплекс мер по защите прав потребителей осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике. Конструктивному взаимодействию всех ветвей республиканской системы защиты прав потребителей способствовала реализация комплекса мер, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 августа 2003 года N 239-ПП "Приоритетные направления республиканской политики в сфере защиты прав потребителей на 2003-2008 годы".
Совместная работа исполнительных и законодательных органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Кабардино-Балкарской Республике, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, обеспечивают в республике реализацию потребительской политики, которая сосредоточена на решении следующих задач:
усиление мер административной и гражданско-правовой ответственности при защите законных прав, интересов потребителей и предпринимателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";
достижение максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий в наиболее проблемных сферах потребительского рынка, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных и финансовых услуг, услуг связи и перевозки граждан различными видами транспорта, дистанционной продажи товаров, туристического обслуживания;
выработка эффективных методов реализации полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением требований вступивших в силу технических регламентов, в том числе за счет активного участия на стадии их разработки и согласования;
См. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в целях повышения действенности урегулирования споров с участием потребителей, в том числе через активизацию работы общественных приемных и создание интерактивной системы работы с потребителями с учетом возможности обратной связи через электронные сайты;
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2010 г. N 23-РЗ "О дополнительных гарантиях права граждан на обращения в Кабардино-Балкарской Республике"
повышение информированности потребителей о практике судебной защиты;
реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам применения потребительского законодательства, взаимодействия со средствами массовой информации, проведения различных гласных и публичных мероприятий (семинаров, совещаний, конференций, "горячих линий" и т.д.);
повышение профессионального уровня специалистов, реализующих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке, в том числе за счет продолжения практики проведения повышения квалификации, стажировок.
Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов, нарушающих законодательство в сфере защиты прав потребителей.
На постоянной основе ведется информационное просвещение населения республики по разъяснению их прав и обязанностей на потребительском рынке.
Благодаря принимаемым мерам в республике сложилась и действует государственная система защиты прав потребителей, жители республики получили реальную возможность отстаивать свои потребительские права.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных секторах потребительского рынка, актуальным становится вопрос организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления, требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Не в полной мере реализованы полномочия и потенциал общественных объединений потребителей.
В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей необходимо наполнить данное направление деятельности качественно новым содержанием, а также разработать на перспективу базовые принципы, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике.
II. Цели и задачи политики в сфере защиты прав потребителей, реализуемой в Кабардино-Балкарской Республике
Основная цель политики в сфере защиты прав потребителей - создание равных условий для реализации каждым потребителем в республике своих интересов и прав, установленных законодательством.
Поскольку потребитель является сегодня наиболее слабым звеном в экономической и социальной системе республики, необходимо предусмотреть и осуществить комплекс приоритетных мер в целях уменьшения риска приобретения некачественных товаров (работ, услуг), предупреждения нарушений, ликвидации их последствий, сокращения материальных и моральных потерь граждан.
Приоритетными направлениями политики в сфере защиты прав потребителей должны стать:
совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
обеспечение эффективного взаимодействия организаций, занимающихся защитой прав потребителей, развитие и укрепление всех ветвей республиканской системы защиты прав потребителей;
реализация мер по недопущению проникновения на потребительский рынок товаров (работ, услуг), представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества граждан;
информирование и просвещение населения по вопросам потребительской культуры, обучение основам потребительских знаний.
III. Характеристика приоритетных направлений, механизмы их реализации
1. Совершенствование законодательства о защите прав потребителей
Совершенствование законодательства о защите прав потребителей осуществляется по следующим основным направлениям:
обеспечение правового баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов - изготовителей, продавцов, исполнителей;
утверждение республиканской целевой программы "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы;
повышение эффективности судебной защиты прав потребителей (в том числе неопределенного круга лиц);
обеспечение законодательного регулирования новых форм реализации потребителям товаров (работ и услуг): прямые и дистанционные способы продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов или предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и пр.;
совершенствование системы информирования потребителей и обеспечение взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;
усиление государственного контроля за применением биологически активных добавок (БАД), в пищевой продукции генетически модифицированных источников.
Необходимо установить запрет на деятельность, направленную на получение доходов не от реализации товаров (работ, услуг), а от привлечения новых участников деятельности. Такие формы реализации товаров в европейских странах послужили основанием для принятия специального законодательства, регулирующего прямые и дистанционные продажи, что способствовало защите прав потребителей и стало препятствием для недобросовестной конкуренции.
2. Обеспечение эффективного взаимодействия организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Развитие и укрепление всех ветвей системы защиты прав потребителей в республике
Реализация потребительской политики в республике в 2011-2015 годах потребует не только взаимодействия всех контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, но и конкретизацию их задач, полномочий, сфер действия.
Особое внимание будет уделено совершенствованию работы Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, проводимая на основе конкретных планов, скоординированных действий, с участием органов власти, граждан, предпринимателей к актуальным проблемам потребительской политики.
Планируется:
проводить работу по дальнейшему развитию и укреплению системы защиты прав потребителей, особенно муниципальной ее ветви;
создать базы данных по органам местного самоуправления и общественных организаций потребителей, постоянно анализировать их деятельность и выявлять тенденции развития системы защиты прав потребителей;
обобщать и распространять опыт работы органов местного самоуправления и общественных объединений по защите прав потребителей;
содействовать деятельности организаций, направленной на внесудебное урегулирование споров между потребителями и предпринимателями.
3. Реализация мер по недопущению проникновения на потребительский рынок товаров (работ, услуг), представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества граждан
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) - одна из основополагающих задач государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
В целях недопущения на рынок опасной и недоброкачественной продукции необходимо не столько увеличить количество проверок контрольно-надзорных органов, сколько обеспечить качественный подход в решении проблемы, в том числе:
развить в республике рыночные механизмы через конкуренцию хозяйствующих субъектов;
создать систему оперативного обмена информацией о выявленных фактах оборота на потребительском рынке опасных и фальсифицированных товаров. При этом информация об опасных и фальсифицированных товарах должна быть доступна всем заинтересованным структурам и потребителям.
4. Информирование и просвещение населения по вопросам потребительской культуры, обучение основам потребительских знаний
Без знания населением своих законных прав и обязанностей невозможно построить правовое государство. Одним из приоритетных направлений потребительской политики является информирование и обучение населения основам потребительской политики.
Цель этого направления - приобретение потребителями и предпринимательским корпусом навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что способствует самостоятельному разрешению проблем.
Реализацию этой задачи целесообразно вести по трем направлениям:
широкомасштабная пропаганда правовых знаний в республике в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной литературы, организацию оперативного информирования потребителей об опасных товарах;
организация систематического обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования основам законодательства о защите прав потребителей;
оказание поддержки в обеспечении образовательного процесса учебниками и методическими материалами;
организация на постоянной основе подготовки и повышения квалификации преподавателей;
проведение конкурсов учащихся на знание основ потребительских знаний;
обучение специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления, предпринимателей основам законодательства о защите прав потребителей;
организация обмена опытом по вопросам защиты прав потребителей.
IV. Механизм реализации потребительской политики в Кабардино-Балкарской Республике
С целью реализации в республике потребительской политики будет разработана и утверждена республиканская целевая программа "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы, которая позволит определить основные этапы дальнейшего развития и укрепления республиканской системы защиты прав потребителей, установит конечные цели и задачи политики в сфере защиты прав потребителей на предстоящее пятилетие.
Приоритетные направления политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы должны стать основанием для разработки Консультативным советом при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике ежегодных планов первоочередных мер по защите прав потребителей.
Цель этой работы - укрепление организационных и содержательных основ, объединение усилий соответствующих исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей в реализации потребительской политики, что позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан-потребителей, решить жизненно важные социальные проблемы населения Кабардино-Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2011 г. N 71-ПП "О приоритетных направлениях политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 15 апреля 2011 г. N 15 ( 193 )