Постановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики
от 24 марта 2011 г. N 210
"Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "от 6 февраля 2010 года N 96" следует читать: "от 26 февраля 2010 года N 96"
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам жизнеобеспечения и безопасности Архангельского В.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
Глава местной администрации |
Ю.В. Пархоменко |
Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением главы местной администрации городского округа Прохладный КБР
от 24 марта 2011 г. N 210)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в целях организации деятельности по выявлению и устранению в нормативных правовых актах либо предупреждению включения в их проекты положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
См. также:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2007 г. N 38-РЗ "О профилактике коррупции в Кабардино-Балкарской Республике"
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11 августа 2010 г. N 163-ПП "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики"
1.2. Основными принципами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
5) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
1) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
2) предупреждение коррупции - комплекс мер, направленных на выявление, изучение, ограничение и устранение причин, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - экспертиза) - деятельность по выявлению и описанию коррупционных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.
1.4. Антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные нормативные правовые акты (далее - действующий нормативный правовой акт) и проекты муниципальных нормативных правовых актов (далее - проект нормативного правового акта).
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, признанных утратившими силу, не проводится.
1.5. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов и проектов правовых актов проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
1.6. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится Отделом информационно-аналитического и правого обеспечения местной администрации городского округа Прохладный КБР.
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Проект нормативного правового акта подлежит антикоррупционной экспертизе на стадии согласования (визирования).
3.2. Проект нормативного правового акта представляется разработчиком на согласование (визирование) отделу информационно-аналитического и правового обеспечения местной администрации городского округа Прохладный КБР для проведения правовой экспертизы. Одновременно с проведением правовой экспертизы проводится антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта.
3.3. По результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых составляется экспертное заключение в соответствии с прилагаемой к настоящему Положению формой. В экспертном заключении указываются все выявленные в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта (разделы, главы, статьи, части, пункты) и способы их устранения либо выводы об их отсутствии. В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
3.4. В случае если для подготовки экспертного заключения имеется необходимость анализа иных правовых актов, используемых при разработке проекта правового акта, а также материалов судебной или административной практики, лицо, осуществляющее антикоррупционную экспертизу, вправе запросить у разработчика проекта дополнительные материалы или информацию.
3.5. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, направляется отделом информационно-аналитического и правового обеспечения местной администрации разработчику проекта, который в случае выявления коррупциогенных факторов дорабатывает проект в целях их устранения.
Все выявленные в ходе проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы должны быть устранены из проекта нормативного правового акта к моменту его принятия.
4. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов
4.1. Действующие нормативные правовые акты подлежат антикоррупционной экспертизе.
4.2. Антикоррупционная экспертиза проводится:
4.2.1. по поручению главы местной администрации городского округа Прохладный КБР в связи с рассмотрением обращений граждан и организаций, информации от органов государственной власти и иных органов местного самоуправления и их должностных лиц, требований прокуратуры республики, предписаний контрольных и надзорных органов.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2010 г. N 23-РЗ "О дополнительных гарантиях права граждан на обращения в Кабардино-Балкарской Республике"
4.2.2. по поручению первого заместителя главы местной администрации городского округа Прохладный КБР в связи с рассмотрением обращений органов (структурных подразделений) местной администрации городского округа, заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также на основании предложений отдела информационно-аналитического и правового обеспечения местной администрации городского округа Прохладный КБР.
4.3. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов определяется в соответствующем поручении и не может быть менее 15 рабочих дней.
4.4. Результаты антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта оформляются в виде заключения отдела информационно-аналитического и правового обеспечения. В экспертном заключении указываются все выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта (разделы, главы, статьи, части, пункты) и способы их устранения, либо выводы об их отсутствии. В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупциогенных факторов.
4.5. Заключение отдела информационно-аналитического и правового обеспечения направляется должностному лицу, указанному в пункте 4.2 настоящего Положения, по поручению которого проводилась антикоррупционная экспертиза в срок, установленный для проведения антикоррупционной экспертизы.
В случае выявления коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах копия заключения направляется отделом информационно-аналитического и правового обеспечения заместителю главы местной администрации по принадлежности курируемых вопросов для рассмотрения.
5. Порядок рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
5.1. Институты гражданского общества и граждане за счет собственных средств могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Заключение по результатам независимой экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению.
5.2. О результатах рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, в 30-дневный срок со дня его получения направляется мотивированный ответ.
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение
о порядке проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов
Заключение
по результатам проведения экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
___________________________________________________________________
название органа (учреждения/ФИО гражданина) осуществившего проверку нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена экспертиза
___________________________________________________________________
название нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Вариант 1:
В представленном ___________________________________________________
название нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
Вариант 2:
В представленном ___________________________________________________
название нормативного правового акта (название проекта нормативного правового акта)
выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции <*>.
___________________________________________________________________
(положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции)
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается __________________ (указывается способ устранения коррупциогенных факторов:
исключение из текста документа, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого документа либо в иной документ или иной способ).
______________________________________ ___________ _________________
(должность, специальное звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2011 г. N 210 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания
Текст постановления опубликован на официальном сайте городского округа Прохладный www.admprohladnyi.ru
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2023 г. N 1307
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2023 г.