Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 1 июня 2011 г. N 158-ПП
"О республиканской программе "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы"
5 марта 2013 г.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2014 г. N 67-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы (далее - Программа).
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2013 г. N 72-ПП пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Министерству промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики (Р.Н. Пономаренко) ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Кабардино-Балкарской Республики доклад о ходе реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства |
И. Гертер |
Республиканская программа
"Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2011 года N 158-ПП)
5 марта 2013 г.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2013 г. N 72-ПП в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
республиканская программа "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2011 года N 71-ПП "О Приоритетных направлениях политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике |
Основные цели Программы |
основными целями Программы являются: предотвращение нарушений прав потребителей; создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей; обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином |
Основные задачи Программы |
основными задачами Программы должны стать: формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике; информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке республики; обеспечение защиты населения Кабардино-Балкарской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг); содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям в решении задач по защите прав потребителей; стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке в Кабардино-Балкарской Республике; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей; поддержка органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Основные исполнители Программы |
Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики; Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики; Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кабардино-Балкарской Республике" (по согласованию); федеральное государственное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Кабардино-Балкарской Республике" (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований (по согласованию); профессиональные образовательные учреждения (по согласованию); общественные организации (по согласованию); другие организации, осуществляющие защиту прав потребителей (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате реализации программных мероприятий будут достигнуты следующие показатели: уменьшение количества правонарушений в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, на 10 процентов; увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке, на 10 процентов; повышение уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в том числе об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка (финансовые, жилищно-коммунальные услуги, образование, медицинские услуги и др.); повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав; стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке в Кабардино-Балкарской Республике; повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей; повышение активности и эффективности деятельности общественных объединений потребителей. |
Механизм реализации Программы |
реализация мероприятий Программы будет осуществляться ответственными исполнителями в рамках наделенных полномочий и выполняемых функций |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
координацию деятельности исполнителей, соисполнителей и участников Программы осуществляют Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике. |
I. Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей и обоснование необходимости ее решения программными методами
Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительского рынка в Кабардино-Балкарской Республике являются ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения, насыщение его товарами (работами, услугами), увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Анализ ситуации на потребительском рынке в республике показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. Так, в 2010 году только Управлением Роспотребнадзора по КБР было рассмотрено более 170 письменных обращений граждан и 330 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Анализ деятельности местных администраций муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, сократилось или они вообще отсутствуют.
В муниципальных образованиях Кабардино-Балкарской Республики не созданы межведомственные комиссии (координационные советы) по защите прав потребителей и не реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Закона, в части обращения в суды в защиту неопределенного круга потребителей и пр.
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Совместная работа исполнительных и законодательных органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Кабардино-Балкарской Республике, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, обеспечивают в республике реализацию потребительской политики, которая сосредоточена на решении следующих задач:
усиление мер административной и гражданско-правовой ответственности при защите законных прав, интересов потребителей и предпринимателей в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";
достижение максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий в наиболее проблемных сферах потребительского рынка, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных и финансовых услуг, услуг связи и перевозки граждан различными видами транспорта, дистанционной продажи товаров, туристического обслуживания;
выработка эффективных методов реализации полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением требований вступивших в силу технических регламентов, в том числе за счет активного участия на стадии их разработки и согласования;
См. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в целях повышения действенности урегулирования споров с участием потребителей, в том числе через активизацию работы общественных приемных и создание интерактивной системы работы с потребителями с учетом возможности обратной связи через электронные сайты;
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2010 г. N 23-РЗ "О дополнительных гарантиях права граждан на обращения в Кабардино-Балкарской Республике"
повышение информированности потребителей о практике судебной защиты;
реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и лиц, осуществляющих деятельность по продаже товаров (оказанию услуг, выполнению работ) по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, взаимодействия со средствами массовой информации, проведения различных гласных и публичных мероприятий (семинаров, совещаний, конференций), организация "горячих линий" и т.д.;
повышение профессионального уровня специалистов, реализующих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке, в том числе за счет продолжения практики проведения повышения квалификации, стажировок.
Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов, нарушающих законодательство о защите прав потребителей.
На постоянной основе ведется информационное просвещение населения республики по разъяснению их прав и обязанностей на потребительском рынке.
Благодаря принимаемым мерам в республике сложилась и действует государственная система защиты прав потребителей, жители республики получили реальную возможность отстаивать свои потребительские права.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных секторах потребительского рынка, актуальной становится проблема организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей местных администраций муниципальных образований, требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Не в полной мере реализованы полномочия и потенциал общественных объединений потребителей.
В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей необходимо наполнить данное направление деятельности качественно новым содержанием, а также разработать на перспективу базовые принципы, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике.
II. Основная цель и задачи Программы
Основная цель программы - предотвращение нарушений и создание эффективной системы защиты прав потребителей, обеспечение равных условий для реализации каждым потребителем в республике своих интересов и прав, установленных законодательством.
Поскольку потребитель является сегодня наиболее слабым звеном в экономической и социальной системе республики, необходимо предусмотреть и осуществить комплекс мер в целях уменьшения риска приобретения некачественных товаров (работ, услуг), предупреждения нарушений, ликвидации их последствий, сокращения материальных и моральных потерь граждан.
Основными задачами, направленными на достижение цели Программы, являются:
совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
обеспечение эффективного взаимодействия организаций, занимающихся защитой прав потребителей, развитие и укрепление всех ветвей системы защиты прав потребителей в республике;
реализация мер по недопущению проникновения на потребительский рынок товаров (работ, услуг), представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества граждан;
информирование и просвещение населения по вопросам потребительской политики;
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке в Кабардино-Балкарской Республике;
содействие органам местного самоуправления в решении задач по защите прав потребителей;
поддержка общественных объединений, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в республике.
Достижение цели и решение задач Программы будут осуществляться за счет исполнения мероприятий настоящей Программы, а также разработки и реализации муниципальных программ развития системы защиты прав потребителей.
III. Сроки реализации Программы
Настоящая Программа будет реализована в течение пяти лет с 2011 по 2015 год.
IV. Перечень основных разделов мероприятий Программы
Мероприятия Программы сгруппированы в разделы с учетом проблем, требующих решения на республиканском уровне, а именно:
1) нормативно-правовое и организационное обеспечение;
2) профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей;
3) просвещение и информирование потребителей;
4) кадровое обеспечение защиты прав потребителей.
V. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться ответственными исполнителями в рамках наделенных полномочий и выполняемых функций.
Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, общественными организациями и профессиональными объединениями осуществляется на основе соглашений о совместной деятельности.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Результатами реализации мероприятий Программы в соответствии с намеченной целью, основными задачами и направлениями являются:
уменьшение количества правонарушений в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации, на 10 процентов;
См. Главу 14 Раздела II. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке, на 10 процентов;
повышение уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в том числе об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинские услуги и др.);
повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав;
стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке республике;
повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей;
повышение активности и эффективности деятельности общественных объединений потребителей.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2013 г. N 72-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
"Защита прав потребителей
в Кабардино-Балкарской Республике"
на 2011-2015 годы
Перечень
программных мероприятий по реализации республиканской программы "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы
5 марта 2013 г.
N п/п |
Содержание мероприятия |
Исполнители Программы |
Срок исполнения |
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение | |||
1.1. |
Подготовка предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики по вопросам защиты прав потребителей и разработка новых |
Минпромторг КБР, Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований, общественные объединения |
2011- 2012 гг.
2011 г.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг. |
1.2. |
Подготовка рекомендаций по разработке муниципальных программ по защите прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
1.3. |
Образование Межведомственной комиссии по защите прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике и организация ее работы |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минпромторг КБР |
|
1.4. |
Образование Межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой в Кабардино-Балкарской Республике и организация ее работы |
Минсельхоз КБР, Управление Роспотребнадзора по КБР |
|
1.5. |
Образование межведомственной рабочей группы для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по КБР по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза непродовольственных товаров на потребительский рынок в Кабардино-Балкарской Республике и организация ее работы |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Министерство внутренних дел по КБР |
|
1.6. |
Образование республиканской комиссии по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ведению социально-гигиенического мониторинга и организация ее работы |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Центр гигиены и эпидемиологии КБР |
|
2. Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей | |||
2.1. |
Разработка и издание для предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих на потребительском рынке в Кабардино-Балкарской Республике, информационных материалов по защите прав потребителей в различных сферах деятельности |
Управление Роспотребнадзора по КБР |
2011- 2015 гг.
2011- 2012 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг. |
2.2. |
Проведение независимых потребительских экспертиз и подготовка по их результатам информационных материалов для потребителей, контролирующих и правоохранительных органов о конкретных признаках некачественных товаров (работ, услуг) с размещением в СМИ |
Управление Роспотребнадзора по КБР |
|
2.3. |
Проведение сравнительных исследований видов продукции на соответствие потребительских свойств товаров (работ, услуг), заявленным продавцами (изготовителями, исполнителями) |
Управление Роспотребнадзора по КБР |
|
2.4. |
Проведение социологических опросов по вопросам защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике в различных сферах деятельности, размещение информационных материалов по их результатам в СМИ |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минпромторг КБР |
|
2.5. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Кабардино-Балкарскую Республику некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Министерство внутренних дел по КБР, Управление Россельхознадзора по КБР |
|
2.6. |
Проведение комплекса мер по предотвращению производства и реализации в республике некачественных и опасных для жизни и здоровья товаров (работ, услуг) |
Управление Роспотребнадзора по КБР, ФГУ ЦСМ КБР, Министерство внутренних дел по КБР |
|
2.7. |
Содействие развитию системы добровольной сертификации в целях повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг), производимых предприятиями республики |
ФГУ ЦСМ КБР, Управление Роспотребнадзора по КБР |
|
3. Просвещение и информирование потребителей | |||
3.1. |
Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2012 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2012 г. |
3.2. |
Организация и проведение форумов, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.3. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди учащихся образовательных учреждений об основах потребительских знаний |
Минобрнауки КБР, Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований, общественные объединения |
|
3.4. |
Размещение на конкурсной основе социального заказа на выполнение работ, оказание услуг по созданию общественных приемных и организации работы "горячей линии" |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.5. |
Разработка и обеспечение работы интерактивного коммуникационного портала |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.6. |
Организация и обеспечение работы "горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.7. |
Освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.8. |
Создание и функционирование доступного банка данных судебных решений по потребительским спорам и правонарушениям в сфере потребительского рынка |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
3.9. |
Создание и распространение социальной рекламы по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
4. Кадровое обеспечение защиты прав потребителей | |||
4.1. |
Повышение квалификации, консультирование, организация и проведение семинаров для специалистов местных администраций муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минобрнауки КБР, местные администрации муниципальных образований |
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг.
2011- 2015 гг. |
4.2. |
Организация и проведение семинаров для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в различных сферах потребительского рынка |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минобрнауки КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
4.3. |
Разработка и внедрение обучающих программ по основам защиты прав потребителей в образовательных учреждениях |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минобрнауки КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
4.4. |
Разработка и распространение учебных видеофильмов, компьютерных программ, издание справочных и иных материалов по основам защиты прав потребителей для учащихся |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минобрнауки КБР, местные администрации муниципальных образований |
|
4.5. |
Проведение ежегодных отраслевых профессиональных, рейтинговых конкурсов |
Управление Роспотребнадзора по КБР, Минпромторг КБР, местные администрации муниципальных образований |
Примечание: поручения, касающиеся территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по КБР, федеральных государственных учреждений, местных администраций муниципальных районов и городских округов КБР, общественных объединений носят рекомендательный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2011 г. N 158-ПП "О республиканской программе "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 10 июня 2011 г. N 23 ( 201 )
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2014 г. N 67-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2013 г. N 72-ПП