В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и во исполнение Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации - 07.02.2008 N Пр-212 и Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2003 N 140-ПП "О Комплексе мероприятий по реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" на территории Кабардино-Балкарской Республики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Соглашение об организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи (далее - Соглашение);
Инструкцию по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Перечень электронных документов, подписываемых электронной цифровой подписью при электронном документообороте с использованием автоматизированных систем Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
2. Определить обязательное применение электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) при представлении электронных документов без подтверждения на бумажных носителях.
3. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и финансовым органам муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики:
- выделить специалистов для технической и методологической помощи получателям средств при установке и работе на автоматизированных рабочих местах автоматизированных систем Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - АРМ), довести их реквизиты до получателей средств;
- обеспечить приобретение получателями средств ЭЦП и присоединение к Соглашению;
- провести консультации по установке, настройке и работе с документами в АРМ специалистов получателей средств;
- выполнить другие условия электронного документооборота (далее - ЭДО) с использованием ЭЦП, установленные настоящим Приказом.
4. Получателям средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики:
- определить лиц, наделенных правом ЭЦП при обмене электронными документами, администраторов обмена электронными документами по организации, обеспечению и контролю мероприятий по защите информации;
- приобрести две легитимные ЭЦП (основная и замещающая - на случай отпуска, болезни и т.д.);
- представить в отдел информационных технологий Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики заявление о присоединении к Соглашению, в соответствии с настоящим Приказом;
- представить в отдел информационных технологий Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики открытую часть ЭЦП и электронный носитель - флэш-карту;
- установить АРМ и наладить работу по ЭДО;
- выполнить другие условия ЭДО с использованием ЭЦП, установленные настоящим Приказом.
5. Отделу информационных технологий Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики:
- при предоставлении получателем средств открытого ключа выдать АРМ уполномоченному представителю получателя средств;
- в соответствии с установленным порядком организовать сбор заявлений о присоединении к Соглашению;
- провести консультации по установке и настройке АРМ специалистов, выделенных Главными распорядителями средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и финансовыми органами муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики для технической помощи получателям средств;
- провести мероприятия по защите информации и хранению электронных документов предусмотренные действующим законодательством;
- провести мероприятия по учету и архивированию электронных документов, подписанных ЭЦП;
- выполнить другие условия ЭДО с использованием ЭЦП, установленные настоящим Приказом.
6. Отделу методологии и анализа бюджетного процесса Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики провести консультации по работе с документами в АРМ специалистов, выделенных Главными распорядителями средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и финансовыми органами муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики для методической помощи получателям средств.
7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Калабекова А.М.
Министр |
А. Бишенов |
Правила
организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи
(утв. приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
от 20 января 2010 г. N 07)
1. Общие положения
1.1. Правила организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи (далее - Правила) определяют порядок работы с электронными документами и использования электронной цифровой подписи при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
1.2. Электронные документы должны быть подготовлены, переданы и обработаны в соответствии с настоящими Правилами, которые обязательны для исполнения уполномоченными лицами организаций пользователей автоматизированных систем Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
1.3. Юридическая сила электронных документов, оформленных в соответствии с настоящими Правилами, признается участниками системы электронного документооборота равной юридической силе документов на бумажных носителях, оформленных в соответствии требованиями законодательства.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах
Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД;
ключи ЭЦП - совокупность закрытого и открытого ключа ЭЦП, где закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП, а открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД;
автоматизированное рабочее место обмена ЭД (далее - АРМ обмена ЭД) - комплекс программных и аппаратных средств, используемых организацией для обмена ЭД;
администратор обмена ЭД - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения эксплуатации программно-технических средств АРМ обмена ЭД и взаимодействия с Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган) по вопросам обмена ЭД, осуществления политики информационной безопасности, обеспечения защиты информации и взаимодействия с уполномоченным органом в области информационной безопасности;
оператор - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД;
организация - Главные распорядители и получатели средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, Главные распорядители и получатели средств, а также финансовые органы муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, участвующие в электронном документообороте с использованием ЭЦП;
реестр уполномоченных лиц организаций (далее - реестр) - список уполномоченных лиц организаций, которым выданы ключи ЭЦП;
система электронного документооборота (далее - СЭД) - система обмена документами, имеющими юридическую силу, представляемыми в электронном виде с использованием вычислительной техники, телекоммуникационных систем и сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах криптографической защиты информации;
удостоверяющий центр - юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
уполномоченное лицо - должностное лицо организации, уполномоченное приказом организации на использование ЭЦП, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом ЭЦП, позволяющим с помощью средств ЭЦП создавать ЭЦП в ЭД (подписывать ЭД);
сертификат ключа подписи (далее - сертификат) - документ на бумажном носителе или ЭД с ЭЦП уполномоченного лица, которые включают в себя открытый ключ ЭЦП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику СЭД для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
3. Участники обмена ЭД
3.1. Состав лиц, наделенных правом использования ЭЦП, утверждается приказом руководителя организации.
3.2. Уполномоченные лица осуществляют формирование и подготовку ЭД, заверение ЭД ЭЦП, отправку/получение ЭД, проверку подлинности ЭЦП ЭД, хранение и обработку ЭД, учет и регистрацию ЭД.
3.3. Для указанных уполномоченных лиц удостоверяющим центром обеспечивается процедура формирования ключей ЭЦП, изготовления и регистрации сертификатов ключей подписи.
4. Оформление ЭД
4.1. Используемые организациями ЭД включают в себя содержательную и сопроводительную части.
4.2. Оформление, порядок подготовки и согласования содержательной части ЭД регламентируются документами организации и аналогичны порядку подготовки документов на бумажных носителях, за исключением того, что ЭД на заключительном этапе согласования (визирования) заверяется ЭЦП уполномоченного лица организации.
4.3. Сопроводительная часть ЭД содержит одну или несколько ЭЦП, заверяющих содержательную часть ЭД, другую служебную информацию (метки времени, замечания и т.д.). Сопроводительная часть является неотъемлемой составляющей ЭД и обеспечивает подтверждение его подлинности (контроль авторства и целостности).
4.4. ЭД, содержательная часть которого оформлена с нарушением установленных требований, к исполнению не принимается. Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей ЭД. Ответственность за неисполнение или нарушение сроков исполнения ЭД несет организация, допустившая нарушение установленных требований.
4.5. ЭД заверяются ЭЦП уполномоченных лиц организации, наделенных правом ЭЦП в соответствии с приказом организации.
4.6. ЭД, в которых проверка подлинности ЭЦП в сопроводительной части дала отрицательный результат, к исполнению не принимаются. Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей ЭД.
4.7. ЭД, заверенные ЭЦП до момента ввода в обращение и регистрации соответствующего сертификата ключа подписи или в момент приостановления его действия, или после окончания срока его действия, к исполнению не принимаются. Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей данный ЭД.
4.8. Ответственность за правовые последствия, ставшие следствием исполнения ЭД, заверенного подлинными ЭЦП, несет организация, уполномоченные лица которой заверили подготовленный ЭД. Мера ответственности определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.9. В случае наличия в ЭД конфиденциальной информации организации обязаны соблюдать установленные требования по защите конфиденциальной информации на всех этапах ее обработки, хранения и передачи. Организация, допустившая нарушения требований по защите конфиденциальной информации, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Подготовка ЭД к отправке
5.1. Подготовленному ЭД присваиваются реквизиты, однозначно определяющие организацию и сам ЭД (дата и регистрационный номер ЭД). Указанные реквизиты могут быть оформлены в виде имени файла содержательной части ЭД.
5.2. Подготовленный ЭД, заверенный ЭЦП уполномоченных лиц или уполномоченного лица организации, передается оператору.
5.3. Если инструкциями и другими нормативными актами организации не предусмотрено иное, оператор ведет журнал учета отправки ЭД и получения данных с подтверждением их доставки по форме, позволяющей отразить все необходимые реквизиты ЭД и обстоятельства их отправки и (или) получения.
5.4. Оператор обязан перед отправкой:
проверить подлинность ЭЦП ЭД;
проверить статус соответствующих сертификатов ключей подписи;
сверить полномочия лиц, сформировавших ЭЦП в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи, утвержденной настоящим Приказом;
сохранить отправляемые ЭД с ЭЦП в архиве;
В случае положительного результата произведенных проверок оператор производит отправку ЭД. В случае обнаружения ошибок при проверке ЭД оператор немедленно извещает администратора обмена ЭД и уполномоченных лиц организации, заверивших данный ЭД.
5.5. Отправка ЭД может осуществляться непосредственно уполномоченным лицом при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 5.3, 5.4 настоящих Правил.
5.6. Отправка ЭД может осуществляться автоматическим образом с использованием программного обеспечения при условии выполнения требований, указанных в пунктах 5.3, 5.4 настоящих Правил.
6. Обработка ЭД при получении
6.2. Если инструкциями и другими нормативными актами организации не предусмотрено иное, оператор ведет журнал учета полученных ЭД и отправленных данных с подтверждением их доставки по форме, позволяющей отразить все необходимые реквизиты ЭД и обстоятельства их отправки и (или) получения.
6.3. Перед направлением ЭД исполнителю оператор обязан:
проверить подлинность ЭЦП ЭД;
проверить статус соответствующих сертификатов ключей подписи;
сверить полномочия лиц, сформировавших ЭЦП;
сохранить полученные ЭД с ЭЦП в архиве;
В случае положительного результата произведенных проверок оператор направляет ЭД исполнителю. ЭД, не прошедшие проверку, сохраняются в оригинальном виде в отдельном архиве на случай разрешения относительно них конфликтных ситуаций. В случае обнаружения ошибок при проверке ЭД оператор немедленно извещает администратора обмена ЭД и уполномоченное лицо организации, заверившее данный ЭД.
6.4. Получение ЭД может осуществляться непосредственно уполномоченным лицом при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 6.2, 6.3 настоящих Правил.
6.5. Получение ЭД может осуществляться автоматическим образом с использованием программного обеспечения при условии выполнения требований, указанных в пунктах 6.2, 6.3 настоящих Правил.
7. Порядок обмена ЭД, требующими гарантированной доставки
7.1. С целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих вследствие отрицания организацией факта отправки или получения ЭД, должен использоваться режим доставки ЭД, обеспечивающий получение отправителем уведомления о доставке ЭД.
7.2. Возможно использование следующих типов уведомлений о доставке:
техническое уведомление о доставке ЭД адресату. При этом техническое уведомление представляет собой ЭД, автоматически (средствами системы электронной почты), без участия оператора, сформированный и заверенный ЭЦП, которой соответствует обезличенный сертификат ключа подписи, зарегистрированный за АРМ обмена ЭД;
служебное уведомление о доставке ЭД. При этом служебное уведомление представляет собой ЭД, формируемый и заверенный ЭЦП соответствующим уполномоченным лицом организации, получившим ЭД. Доставка служебных уведомлений подтверждается техническим уведомлением либо извещением о доставке другим доступным способом.
7.3. Служебные и технические уведомления хранятся в архивах вместе с соответствующими ЭД. Срок хранения уведомлений определяется сроком хранения соответствующих ЭД.
8. Отзыв ЭД
8.1. Организация вправе отозвать направленный ЭД до момента принятия его к исполнению. В случае необходимости отзыва организация направляет заверенный ЭЦП соответствующего уполномоченного лица ЭД с запросом об отзыве. В запросе указываются основания отзыва и реквизиты, идентифицирующие отзываемый ЭД.
9. Учет ЭД
9.1. Учет осуществляется путем автоматизированного ведения электронных журналов учета или ведения бумажных журналов учета установленной формы.
9.2. Учет ЭД ведется в соответствии с требованиями нормативных документов с обязательным указанием следующих реквизитов: даты и регистрационного номера ЭД, номеров сертификатов ключей подписи лиц, заверивших ЭД ЭЦП, времени формирования ЭЦП, времени отправки/получения ЭД, времени отправки/получения уведомления о доставке ЭД, результатов проверки ЭД.
9.3. Учет ведется как оператором, так и исполнителями ЭД.
9.4. Организации должны обеспечить защиту учетной информации, содержащейся в электронных журналах учета, от несанкционированного доступа и воздействия, а также обеспечить надежность ее хранения. Срок хранения учетных данных определяется сроком хранения учитываемых ЭД.
9.5. Особенности учета ЭД при обмене определяются инструкциями и другими нормативными актами организации.
10. Хранение ЭД
10.1. Все ЭД, учтенные при обмене, должны храниться в течение сроков, предусмотренных документами организации. ЭД должны храниться в электронных архивах. Копии ЭД, заверенные в установленном порядке, могут также храниться на бумажных носителях.
10.2. Для выполнения текущих работ по ведению электронных архивов и контролю за ними организации назначают ответственных лиц.
10.3. Если инструкциями и другими нормативными актами организации не предусмотрено иное, ЭД должны храниться в оригинальном виде, т.е. в том, в котором они были сформированы, отправлены или получены, с сохранением всех реквизитов ЭД, включая все заверяющие ЭЦП.
10.4. Срок хранения ЭД соответствует сроку хранения их бумажных аналогов.
10.5. Хранение ЭД должно сопровождаться хранением соответствующих журналов учета, сертификатов ключей подписи, уведомлений о доставке ЭД, а также средств, обеспечивающих возможность работы с ЭД и ЭЦП.
10.6. Для сертификатов ключей подписи хранимых ЭД должны быть оформлены и храниться в установленном порядке документы, подтверждающие статус сертификатов ключей подписи (регистрационные карточки, справки об отзыве и приостановлении действия сертификатов ключей подписи и т.д.).
10.7. Информация, содержащаяся в электронных архивах, и средства ее обработки (хранения) подлежат защите от несанкционированного доступа в соответствии с настоящими Правилами.
Соглашение
об организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи
(утв. приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
от 20 января 2010 г. N 07)
1. Предмет Соглашения
1.1. Настоящее Соглашение определяет права и обязанности сторон, участвующих в электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
2. Основные понятия, используемые в Соглашении
Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:
электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД;
ключи ЭЦП - совокупность закрытого и открытого ключа ЭЦП, где закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП, а открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД;
автоматизированное рабочее место обмена ЭД (далее - АРМ обмена ЭД) - комплекс программных и аппаратных средств, используемых организацией для обмена ЭД;
администратор обмена ЭД - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения эксплуатации программно-технических средств АРМ обмена ЭД и взаимодействия с Министерством финансов КБР по вопросам обмена ЭД, осуществления политики информационной безопасности, обеспечения защиты информации и взаимодействия с уполномоченным органом в области информационной безопасности;
оператор - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД;
организация - Главные распорядители и получатели средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, Главные распорядители и получатели средств, а также финансовые органы муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, участвующие в электронном документообороте с использованием ЭЦП;
реестр уполномоченных лиц организаций - список уполномоченных лиц организаций, которым выданы ключи ЭЦП;
система электронного документооборота (далее - СЭД) - система обмена документами, имеющими юридическую силу, представляемыми в электронном виде с использованием вычислительной техники, телекоммуникационных систем и сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах криптографической защиты информации;
удостоверяющий центр - юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
уполномоченное лицо - должностное лицо организации, уполномоченное приказом организации на использование ЭЦП, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом ЭЦП, позволяющим с помощью средств ЭЦП создавать свою ЭЦП в ЭД (подписывать ЭД);
сертификат ключа подписи (далее - сертификат) - документ на бумажном носителе или ЭД с ЭЦП уполномоченного лица, которые включают в себя открытый ключ ЭЦП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику СЭД для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
3. Общие положения
3.1. Настоящее Соглашение регулируется нормами материального права, определенными в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об электронной цифровой подписи".
3.2. Организации признают, что ЭЦП в ЭД, сформированная уполномоченным лицом, является равнозначной собственноручной подписи уполномоченного лица при выполнении условий, определенных настоящим Соглашением.
3.3. Использование в рамках настоящего Соглашения ЭД, подписанных ЭЦП, не изменяет содержания установленных прав и обязанностей организаций, содержания документов и правил заполнения их реквизитов.
3.4. Организации признают, что подписание ЭД с помощью ЭЦП в соответствии с условиями настоящего Соглашения является необходимым и достаточным условием, позволяющим установить, что ЭД исходит от стороны, его отправившей (авторство документа).
3.5. Риск неправомерного подписания ЭД ЭЦП несет организация, уполномоченным лицом которой является владелец соответствующего ключа подписи и сертификата ключа подписи.
3.6. Использование электронного документооборота с применением ЭЦП между организациями при осуществлении взаимоотношений, не отменяет использование иных способов связи для обмена документами и сообщениями между ними.
4. Условия участия в обмене ЭД
4.1. Для участия в обмене ЭД организация выполняет следующие действия:
4.1.1. Назначает приказом лиц, ответственных за осуществление обмена ЭД:
администратора обмена ЭД;
4.1.2. Администратор обмена ЭД самостоятельно получает в Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики необходимое для работы программное обеспечение. На основе полученного программного обеспечения комплектует АРМ оператора и рабочие места уполномоченных лиц.
4.1.3. Администратор обмена ЭД расписывается в соответствующих журналах получения программного обеспечения.
4.1.4. Формы журналов получения программного обеспечения приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению.
5. Обязанности организации
5.1. Организация обязана:
5.1.1. Руководствоваться действующим законодательством о порядке организации выдачи, отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц, Правилами организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи, Инструкцией по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
5.1.2. Хранить в тайне предоставленный для аутентификации пароль в течение срока действия пароля.
5.1.3. Обеспечивать сохранность, целостность и работоспособность АРМ обмена ЭД. Хранить в тайне закрытый ключ ЭЦП в течение срока хранения ЭД, принимать все возможные меры для предотвращения его потери, раскрытия, модифицирования или несанкционированного использования.
5.1.4. Своевременно информировать Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики о неисправностях в работе АРМ обмена ЭД уполномоченного лица и компрометации ключей ЭЦП.
5.1.5. Не использовать ключи ЭЦП, если известно, что эти ключи используются или использовались ранее другими лицами.
5.1.6. Использовать ключи ЭЦП только для целей, разрешенных соответствующими областями использования, определенными в сертификате.
5.1.7. Использовать АРМ обмена ЭД только в целях, установленных настоящим Соглашением, без права передачи программных средств, предоставляемых Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, третьим лицам.
5.1.8. Обеспечивать доступ к АРМ обмена ЭД только оператору или уполномоченным лицам.
5.1.9. Осуществлять контроль ЭЦП ЭД, полученных от других организаций, при обнаружении неверной ЭЦП сообщать о ней в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в течение одного часа средствами электронной почты или по телефонной связи. Принимать ЭД к исполнению только при успешном завершении контроля ЭЦП полученного ЭД. Неполучение Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики от организации извещения об отрицательных результатах проверки является подтверждением правильности ЭЦП в ЭД.
5.1.10. Своевременно обновлять список аннулированных (отозванных) и приостановленных сертификатов.
5.1.11. Подготовить регистрационные карточки уполномоченных лиц организации, форма карточки приведена в приложении к Инструкции по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
6. Ответственность организаций
6.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Соглашению организации несут имущественную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Организация несет ответственность за содержание любого ЭД, подписанного его ЭЦП.
6.3. Организация, несвоевременно сообщившая о случаях утраты или компрометации секретных ключей ЭЦП, несет связанные с этим риски убытков.
6.4. Организация, не исполнившая (ненадлежащим образом исполнившая) обязательства по настоящему Соглашению, несет ответственность перед другой организацией за причиненные убытки.
6.5. При отсутствии доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) организациями обязательств по настоящему Соглашению риск убытков несет организация, уполномоченным лицом которого подписан ЭД, исполнение которого повлекло за собой убытки.
6.6. Если в результате исполнения ЭД нанесен ущерб третьим лицам, ответственность несет организация, подписавшая данный ЭД своей ЭЦП, в соответствии с законодательством.
6.7. Ответственность за ущерб, возникший вследствие нарушения конфиденциальности, несет сторона, допустившая нарушение, в соответствии с законодательством.
6.8. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Соглашению, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после вступления в силу настоящего Соглашения.
6.9. Организация обязана в течение 24 часов известить другую организацию о возникновении и прекращении действия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по настоящему Соглашению, при этом срок выполнения обязательств по настоящему Соглашению переносится соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Разногласия, возникающие при исполнении настоящего Соглашения, разрешаются в соответствии с Порядком разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
7.2. В случае невозможности разрешения разногласий в соответствии с пунктом 7.1 настоящего Соглашения указанные разногласия решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
8. Порядок заключения Соглашения
8.1. Организации заключают настоящее Соглашение не иначе как путем присоединения к Соглашению в целом.
8.2. Присоединение организаций к Соглашению осуществляется путем подписания заявления о присоединении и направления его в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики. Форма заявления приведена в приложении N 2 к настоящему Соглашению.
8.3. В случае необходимости организации вправе заключать двусторонние договоры или соглашения между собой, не противоречащие положениям настоящего Соглашения.
9. Срок действия Соглашения
9.1. После присоединения в установленном порядке организации вступают в соответствующие договорные отношения на неопределенный срок.
9.2. Организация имеет право в одностороннем порядке без обращения в суд расторгнуть настоящее Соглашение, письменно уведомив об этом Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики за один месяц до начала расторжения.
9.3. Уведомление о расторжении Соглашения, полученное Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики от организации, является основанием для обязательного аннулирования сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц организации в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики. Датой аннулирования указанных сертификатов ключей будет дата расторжения настоящего Соглашения. При этом организация и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики до дня прекращения действия Соглашения обязаны разрешить между собой все денежные и иные имущественные вопросы, связанные с настоящим Соглашением.
9.4. Расторжение Соглашения не освобождает организацию от исполнения обязательств, возникших до указанного прекращения, и не освобождает от ответственности за его неисполнение (ненадлежащее исполнение).
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение N 1
об организации электронного документооборота
в автоматизированных системах
Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
c использованием электронной цифровой подписи
Журнал
выдачи программного обеспечения
N |
Серийный номер |
Ф.И.О. (получившего) |
Паспортные данные (получившего) |
Личная подпись |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение N 2
об организации электронного документооборота
в автоматизированных системах
Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
c использованием электронной цифровой подписи
Министру финансов
Кабардино-Балкарской Республики
__________________________
Ф.И.О.
Заявление
о присоединении к Соглашению об организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи
___________________________________________________________________
(полное наименование организации)
в лице __________________________________________________________________,
(должность руководителя и Ф.И.О.)
действующего на основании _______________________________________________, в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации присоединяется к Соглашению об организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи, утвержденному Приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики N ___ от _____ 2010 года (далее - Соглашение).
С указанным Приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики ознакомлен.
Руководитель Ф.И.О.
Дата
Печать
___________________________________________________________________
Отметка о регистрации в реестре уполномоченных лиц организаций:
Регистрационный номер: ______________
Дата присоединения к Соглашению: _________________
Представитель
Министерства финансов
Кабардино-Балкарской Республики Ф.И.О.
Инструкция
по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи
(утв. приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
от 20 января 2010 г. N 07)
1. Общие положения
1.1. Инструкция по защите информации при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи (далее - Инструкция) определяет организационно-технические мероприятия по защите информации при электронном документообороте организаций пользователей автоматизированных систем Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи.
1.2. Организационно-технические мероприятия по защите информации выполняются организацией при осуществлении обмена электронными документами, заверенными электронной цифровой подписью, эксплуатации средств защиты информации, в том числе средств электронной цифровой подписи, а также при обращении с ключевой информацией, используемой для криптографической защиты электронных документов.
1.3. Организационно-технические мероприятия по обеспечению защиты информации при обмене электронными документами обеспечивают:
1.3.1. Конфиденциальность электронных документов.
1.3.2. Подлинность электронных документов - подтверждение авторства и целостности электронных документов.
1.3.3. Разграничение и контроль доступа к средствам обмена электронными документами.
1.3.4. Сохранность в тайне содержания закрытых ключей электронной цифровой подписи и иных ключевых документов.
1.4. Настоящая Инструкция обязательна для выполнения всеми лицами организации, осуществляющими подготовку, обработку, отправку/получение, хранение и учет электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью.
2. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции
целей настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД;
ключи ЭЦП - совокупность закрытого и открытого ключа ЭЦП, где закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП, а открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД;
автоматизированное рабочее место обмена ЭД (далее - АРМ обмена ЭД) - комплекс программных и аппаратных средств, используемых организацией для обмена ЭД;
администратор обмена ЭД - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения эксплуатации программно-технических средств АРМ обмена ЭД и взаимодействия с Министерством финансов КБР по вопросам обмена ЭД, осуществления политики информационной безопасности, обеспечения защиты информации и взаимодействия с уполномоченным органом в области информационной безопасности;
оператор - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД;
организация - Главные распорядители и получатели средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, Главные распорядители и получатели средств, а также финансовые органы муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, участвующие в электронном документообороте с использованием ЭЦП;
реестр уполномоченных лиц организаций - список уполномоченных лиц организаций, которым выданы ключи ЭЦП;
система электронного документооборота (далее - СЭД) - система обмена документами, имеющими юридическую силу, представляемыми в электронном виде с использованием вычислительной техники, телекоммуникационных систем и сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах криптографической защиты информации;
удостоверяющий центр - юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
уполномоченное лицо - должностное лицо организации, уполномоченное приказом организации на использование ЭЦП, на имя которого выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом ЭЦП, позволяющим с помощью средств ЭЦП создавать свою ЭЦП в ЭД (подписывать ЭД);
сертификат ключа подписи (далее - сертификат) - документ на бумажном носителе или ЭД с ЭЦП уполномоченного лица, которые включают в себя открытый ключ ЭЦП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику СЭД для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
3. Управление ключевой системой
3.1. Ключевая система обмена ЭД состоит из ключей шифрования (в зависимости от принятой технологии - симметричных ключей шифрования либо пары закрытых/открытых ключей шифрования/аутентификации) и ключей (пары закрытых/открытых ключей) ЭЦП уполномоченных лиц. Для каждого типа ключей формируются рабочие и резервные комплекты.
3.2. Администратор обмена ЭД обеспечивает порядок хранения, передачи, использования, уничтожения, учета ключевой информации и ее носителей в соответствии с требованиями технической и эксплуатационной документации на используемые средства криптографической защиты информации.
3.3. Операторы и уполномоченные лица, осуществляющие использование ключей ЭЦП, несут персональную ответственность за безопасность доверенной им ключевой информации и обязаны обеспечивать ее сохранность, неразглашение и нераспространение. Указанным лицам необходимо ознакомиться со следующими документами под роспись:
Правила организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Соглашение об организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
Перечень электронных документов используемых при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи;
настоящая Инструкция;
техническая и эксплуатационная документация на средства криптографической защиты информации.
3.4. Администратор обмена ЭД получает изготовленные сертификаты ключей подписи и заносит информацию о них в регистрационные карточки по форме согласно приложению. В регистрационных карточках отражаются информация об уполномоченных лицах, наделенных правом ЭЦП, о типах ЭД, на которые распространяется право ЭЦП уполномоченных лиц, информация о сертификатах ключей подписи, основаниях их изготовления, дате начала действия ключа ЭЦП, датах его приостановления и отзыва. Регистрационные карточки заверяются администратором обмена ЭД и уполномоченными лицами. Заверенные копии регистрационных карточек, изменения и дополнения к ним могут быть направлены другим организациям, обратившимся с запросом о данной информации. Изготовленные сертификаты ЭЦП после заполнения регистрационной информации о них доводятся администраторами обмена ЭД до владельцев сертификатов ЭЦП.
3.5. После окончания срока действия сертификата ключа подписи его владелец прекращает использование соответствующих закрытых ключей ЭЦП и в трехдневный срок сдает их администратору обмена ЭД. Администратор обмена ЭД в установленном порядке передает ключевой носитель в удостоверяющий центр для уничтожения.
3.6. Администратор обмена ЭД организует и обеспечивает хранение сертификатов ключей подписи в течение срока хранения ЭД, заверенных соответствующей ЭЦП.
3.7. Администратор обмена ЭД организует и контролирует порядок обращения с ключами ЭЦП уполномоченных лиц.
4. Компрометация ключевой информации
4.1. При подозрении на компрометацию рабочего комплекта закрытых ключей ЭЦП уполномоченное лицо немедленно прекращает использование соответствующего закрытого ключа ЭЦП и незамедлительно сообщает об этом администратору обмена ЭД.
4.2. Администратор обмена ЭД, получивший извещение о компрометации, незамедлительно информирует пользователей соответствующего сертификата ключа подписи и совместно с ними обеспечивает приостановку обработки ЭД, полученных после извещения и заверенных ЭЦП, соответствующей скомпрометированному ключу ЭЦП.
4.3. В зависимости от обстоятельств компрометации руководителем организации может быть назначено служебное расследование с включением в комиссию представителей Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
5. Защита информации при обработке ЭД
5.1. Формирование, подготовка, обработка, хранение ЭД, заверение ЭД ЭЦП, проверка подлинности ЭЦП ЭД должны производиться на специально подготовленных рабочих местах уполномоченных лиц, оборудованных необходимыми программно-техническими средствами, в том числе средствами ЭЦП и средствами защиты информации от несанкционированного доступа.
5.2. Администратор обмена ЭД ведет паспорта указанных рабочих мест, в которых отражается состав их аппаратной части и программного обеспечения. Администратор обмена ЭД производит контроль за проведением профилактических и ремонтных работ указанных рабочих мест с целью выявления и предупреждения неконтролируемого изменения их аппаратной части и программного обеспечения.
5.3. Доступ к указанным рабочим местам ограничивается уполномоченными лицами организации и администратором информационной безопасности.
6. Защита информации при приеме/передаче ЭД
6.1. Прием/передача ЭД, проверка подлинности ЭЦП входящих ЭД и их предварительная обработка и учет, последующая обработка и учет исходящих ЭД, заверение их ЭЦП осуществляются на специально подготовленном рабочем месте - АРМ обмена ЭД, оборудованном необходимыми программно-техническими средствами, в том числе средствами защиты информации и средствами телекоммуникаций, и имеющем подключение к необходимым сетям связи.
6.2. Для выполнения указанных выше функций организацией назначаются операторы, обеспечивающие непосредственную эксплуатацию средств АРМ обмена ЭД.
6.3. Требования к средствам защиты информации АРМ обмена ЭД, учету и контролю его аппаратной части и программного обеспечения, допуску к нему аналогичны требованиям для рабочих мест уполномоченных лиц по работе с ЭЦП.
6.4. Доступ посторонних лиц в помещения, в которых размещены средства криптографической защиты информации, средства телекоммуникаций, а также средства АРМ обмена ЭД, должен быть ограничен.
7. Контроль за соблюдением требований по защите информации
7.1. Контроль за соблюдением требований по защите информации возлагается на руководителя организации.
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение
к Инструкции по защите информации
при электронном документообороте
в автоматизированных системах
Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
c использованием электронной цифровой подписи
Регистрационная карточка
N п/п |
Ф.И.О., должность |
Типы электронных документов |
N сертификата ключа, дата выдачи |
N заявления на регистрацию в реестре уполномоченных лиц |
Дата начала действия ключа ЭЦП |
Дата приостановления действия ключа ЭЦП (отзыв) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Порядок
разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи
(утв. приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
от 20 января 2010 г. N 07)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи (далее - Порядок) регламентирует разрешение споров и разногласий (конфликтных ситуаций) организаций, возникающих в ходе обмена электронными документами.
1.2. В ходе обмена электронными документами возможно возникновение конфликтных ситуаций в следующих случаях:
оспаривание факта отправления и/или получения электронного документа;
оспаривание времени отправления и/или получения электронного документа;
оспаривание содержания отправленного/полученного электронного документа;
оспаривание идентичности экземпляров электронного документа и/или подлинника и копии электронного документа на бумажном носителе;
оспаривание целостности электронного документа;
оспаривание идентификации лица, заверившего электронный документ электронной цифровой подписью;
оспаривание полномочий лица, заверившего электронный документ электронной цифровой подписью;
оспаривание действительности и правомочности использования сертификата ключа подписи, использованного для заверения электронного документа;
недоверие к технологии обмена электронными документами и защиты информации при обмене электронными документами;
недоверие к используемым структурам и форматам электронного документа;
недоверие к программно-техническим средствам обеспечения обмена электронными документами и защиты информации при обмене электронными документами;
недоверие к уполномоченным лицам удостоверяющего центра;
иные случаи возникновения конфликтных ситуаций в ходе обмена электронными документами.
1.3. Конфликтные ситуации разрешаются (урегулируются) организациями в рабочем порядке и/или комиссией по разрешению конфликтной ситуации (далее - комиссия).
1.4. В случае невозможности разрешения конфликтной ситуации в рабочем порядке и/или комиссией организации разрешают конфликтную ситуацию в претензионном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке
Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД;
ключи ЭЦП - совокупность закрытого и открытого ключа ЭЦП, где закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП, а открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД;
автоматизированное рабочее место обмена ЭД (далее - АРМ обмена ЭД) - комплекс программных и аппаратных средств, используемых организацией для обмена ЭД;
администратор обмена ЭД - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения эксплуатации программно-технических средств АРМ обмена ЭД и взаимодействия с Министерством финансов КБР по вопросам обмена ЭД, осуществления политики информационной безопасности, обеспечения защиты информации и взаимодействия с уполномоченным органом в области информационной безопасности;
оператор - уполномоченное лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД;
организация - Главные распорядители и получатели средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, Главные распорядители и получатели средств, а также финансовые органы муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, участвующие в электронном документообороте с использованием ЭЦП;
реестр уполномоченных лиц организаций - список уполномоченных лиц организаций, которым выданы ключи ЭЦП;
система электронного документооборота (далее - СЭД) - система обмена документами, имеющими юридическую силу, представляемыми в электронном виде с использованием вычислительной техники, телекоммуникационных систем и сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах криптографической защиты информации;
удостоверяющий центр - юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года N ФЗ-1 "Об электронной цифровой подписи";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 10 января 2002 г. следует читать "N 1-ФЗ"
уполномоченное лицо - должностное лицо организации, уполномоченное приказом организации на использование ЭЦП, на имя которого выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом ЭЦП, позволяющим с помощью средств ЭЦП создавать свою ЭЦП в ЭД (подписывать ЭД);
сертификат ключа подписи (далее - сертификат) - документ на бумажном носителе или ЭД с ЭЦП уполномоченного лица, которые включают в себя открытый ключ ЭЦП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику СЭД для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
3. Разрешение конфликтной ситуации в рабочем порядке
3.1. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одной из организаций, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, данная организация (далее - инициатор) незамедлительно извещает другие заинтересованные организации о возможном возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о ее возникновении или наличии, а также о ее предполагаемых причинах.
3.2. Организации, которым были направлены извещения о конфликтной ситуации и которые участвуют в ее разрешении (далее - ответчики), обязаны не позднее чем в течение следующего рабочего дня или в иной, более короткий срок, определенный организацией, проверить наличие указанных в извещении обстоятельств и по необходимости принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны.
3.3. В тот же срок ответчики извещают доступными способами инициатора о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации.
3.4. Конфликтная ситуация признается разрешенной в рабочем порядке в случае, если инициатор удовлетворен информацией, содержащейся в извещениях ответчиков, и не имеет к ним претензий в связи с конфликтной ситуацией.
4. Предложение о создании комиссии
4.1. В случае, если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке, инициатор должен не позднее чем в течение трех рабочих дней или в иной, более короткий срок, определенный соглашением организации, после возникновения конфликтной ситуации направить уведомление о конфликтной ситуации (далее - уведомление) и предложение о создании комиссии (далее - предложение) ответчикам.
4.2. Уведомление должно содержать информацию о предмете и существе конфликтной ситуации, обстоятельствах, по мнению инициатора, свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, возможных причинах и последствиях ее возникновения.
4.3. Уведомление должно содержать информацию с указанием фамилий, имен, отчеств, должностей и контактной информации должностных лиц инициатора, уполномоченных участвовать в разрешении конфликтной ситуации.
4.4. Предложение должно содержать информацию о предлагаемом месте, дате и времени сбора комиссии, который должен состояться не позднее трех рабочих дней со дня отправления предложения, список предлагаемых для участия в работе комиссии представителей инициатора с указанием их фамилий, имен, отчеств, должностей, при необходимости исполняемых при обмене ЭД функциональных ролей (операторы, уполномоченные лица и т.п.), их контактных данных (телефоны, факсы, электронная почта).
4.5. Уведомление и предложение составляются в форме документов на бумажном носителе, подписываются должностными лицами инициатора, уполномоченными участвовать в разрешении конфликтной ситуации, и передаются ответчикам в установленном порядке, обеспечивающем подтверждение вручения корреспонденции.
4.6. Уведомление и предложение могут быть составлены и направлены в форме ЭД. При этом они должны соответствовать требованиям к ЭД, определенным Правилами организации электронного документооборота в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики c использованием электронной цифровой подписи, и настоящим Порядком, а факт их доставки должен быть подтвержден.
5. Формирование комиссии
5.1. Не позднее чем на третий рабочий день после получения предложения организациями, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, должна быть сформирована комиссия.
5.2. Комиссия формируется на основании совместного приказа участвующих организаций в разрешении конфликтной ситуации. Приказ устанавливает состав комиссии, время и место ее работы.
5.3. Срок работы комиссии - не более пяти дней. В исключительных случаях срок работы комиссии может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
5.4. Если организации не договорятся об ином, в состав комиссии входит равное количество лиц организаций, участвующих в разрешении конфликтной ситуации.
5.5. В состав комиссии включаются представители служб информационно-технического обеспечения и служб обеспечения информационной безопасности, организующих и обеспечивающих функционирование системы обмена ЭД и защиту информации при обмене ЭД, а также представители подразделений - исполнителей ЭД.
5.6. В состав комиссии могут быть включены представители юридических служб организаций, представители органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль соответствующих видов деятельности.
5.7. Независимо от соглашения организаций в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель удостоверяющего центра.
5.8. По инициативе любой из организаций, участвующих в разрешении конфликтной ситуации, к работе комиссии для проведения технической экспертизы могут привлекаться независимые эксперты, в том числе представители поставщиков средств защиты информации. При этом организация, привлекающая независимых экспертов, самостоятельно решает вопрос об оплате экспертных услуг.
5.9. Лица, входящие в состав комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы в области подготовки и исполнения ЭД, построения и функционирования системы обмена ЭД, организации и обеспечения информационной безопасности при обмене ЭД, иметь соответствующий допуск к необходимым для проведения работы комиссии документальным материалам и программно-техническим средствам.
5.10. При участии в комиссии представителей иных органов и организаций их право представлять соответствующие органы и организации должно подтверждаться официальным документом (доверенностью, предписанием, копией приказа или распоряжения).
6. Задачи, права и полномочия комиссии
6.1. Задача комиссии - установить на организационно-техническом уровне наличие или отсутствие фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, ее причинах и последствиях.
6.2. Комиссия имеет право:
получать доступ к необходимым для ее работы документальным материалам организаций, в том числе документам, непосредственно обрабатываемым при обмене ЭД, архивам ЭД, документам учета ЭД и отчетности по обмену ЭД и т.д.;
на ознакомление с условиями и порядком подготовки, формирования, обработки, доставки, исполнения, хранения и учета ЭД организаций;
на ознакомление с условиями и порядком эксплуатации программно-технических средств обмена ЭД организаций;
на ознакомление с условиями и порядком изготовления, использования и хранения организациями ключевой информации, иной конфиденциальной информации, а также носителей ключевой информации, необходимых для работы средств обмена ЭД;
получать объяснения от должностных лиц организаций, обеспечивающих обмен ЭД;
получать от организаций любую иную информацию, относящуюся, по ее мнению, к разрешаемой конфликтной ситуации.
6.3. Для проведения необходимых проверок и документирования данных комиссией могут применяться специальные программно-технические средства.
6.4. Комиссия не вправе давать правовую или какую-либо иную оценку установленных ею фактов, кроме организационно-технической.
7. Протокол работы комиссии
7.1. Все действия, предпринимаемые комиссией для выяснения фактических обстоятельств, а также выводы, сделанные комиссией, заносятся в протокол работы комиссии (далее - протокол).
7.2. Протокол должен содержать следующие данные:
состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств, мест работы, занимаемых должностей, допуска к необходимым работам, при необходимости исполняемых при обмене ЭД функциональных ролей, контактной информации и квалификации членов комиссии;
краткое изложение обстоятельств, свидетельствующих, по мнению инициатора, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации;
установленные комиссией фактические обстоятельства;
мероприятия, проводимые комиссией для установления наличия, причин возникновения и последствий возникшей конфликтной ситуации, с указанием даты, времени и места их проведения;
выводы, к которым пришла комиссия в результате проведенных мероприятий;
подписи всех членов комиссии.
7.3. В случае, если мнение члена или членов комиссии относительно порядка, методики, целей проводимых мероприятий не совпадает с мнением большинства членов комиссии, в протокол заносится соответствующая запись, которая подписывается членом или членами комиссии.
7.4. Протокол составляется в форме документа на бумажном носителе и выдается по одному экземпляру каждой организации, участвующей в разрешении конфликтной ситуации, а также удостоверяющему центру. По обращению любого из членов комиссии организация, к которой было направлено обращение, должна выдать заверенную копию протокола.
8. Акт комиссии
8.1. По итогам работы комиссии составляется акт, который должен содержать следующую информацию:
состав комиссии;
дата и место составления акта;
дата и время начала и окончания работы комиссии;
фактические обстоятельства, установленные комиссией;
краткий перечень мероприятий, проведенных комиссией;
выводы, к которым пришла комиссия в результате проведенных мероприятий;
подписи членов комиссии.
8.2. К акту может прилагаться особое мнение члена или членов комиссии, не согласных с выводами комиссии, указанными в акте. Особое мнение составляется в произвольной форме, подписывается членом или членами комиссии, чье мнение оно отражает. Особое мнение является неотъемлемым приложением к акту.
8.3. Акт составляется в форме документа на бумажном носителе и выдается по одному экземпляру каждой организации, участвующей в разрешении конфликтной ситуации, и удостоверяющему центру. По обращению любого из членов комиссии организация, к которой было направлено обращение, должна выдать заверенную копию акта.
9. Разрешение конфликтной ситуации по итогам работы комиссии
9.1. Акт комиссии является основанием для принятия организациями, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, решения по урегулированию конфликтной ситуации.
9.2. В срок не более трех рабочих дней со дня окончания работы комиссии организации, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, на основании выводов комиссии принимают меры по разрешению конфликтной ситуации.
9.3. Конфликтная ситуация признается разрешенной по итогам работы комиссии, если организации, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, удовлетворены выводами, полученными комиссией, и не имеют взаимных претензий в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией.
9.4. В случае, если конфликтная ситуация признается разрешенной, организации, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания работы комиссии оформляют решение об урегулировании конфликтной ситуации (далее - решение).
9.5. Решение составляется организациями, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, в форме документа на бумажном носителе и выдается по одному экземпляру каждой организации. Решение подписывается уполномоченными в разрешении конфликтной ситуации лицами организации и утверждается руководителями организаций либо их заместителями.
10. Претензионный порядок разрешения конфликтной ситуации
10.1. В случае, если конфликтная ситуация не разрешена по итогам работы комиссии, в случае прямого или косвенного отказа одной из организаций от участия в работе комиссии или если одной из организаций, участвующих в разрешении конфликтной ситуации, создавались препятствия работе комиссии, а также в случае если одна из организаций считает, что ее права в связи с обменом ЭД были нарушены, она обязана направить организации, по ее мнению, нарушившей ее права, претензию.
10.2. Претензия должна содержать:
изложение существа требований инициатора;
при возможности денежную оценку претензии - ее сумму и расчет;
изложение фактических обстоятельств, на которых основываются требования инициатора, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и нормативных актов;
сведения о работе комиссии и, в случае, если комиссия работала в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией, копии материалов работы комиссии независимо от выводов комиссии, согласия или несогласия с этими выводами инициатора;
иные документы, имеющие значение, по мнению инициатора;
перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств, а также иные сведения, необходимые для урегулирования разногласий по претензии.
10.3. Претензия составляется в форме документа на бумажном носителе, подписывается руководителем инициатора либо его заместителем, заверяется печатью инициатора. Претензия и прилагаемые к ней документы направляются в адрес ответчика в установленном порядке, обеспечивающем подтверждение вручения корреспонденции.
10.4. Организация, в адрес которой направлена претензия, обязана в срок не позднее трех рабочих дней удовлетворить требования претензии или представить мотивированный отказ в их удовлетворении. Непредставление ответа на претензию в течение указанного срока является нарушением установленного настоящим разделом претензионного порядка и может рассматриваться в качестве отказа в удовлетворении требований претензии.
11. Разрешение конфликтной ситуации судебными органами
11.1. В случае невозможности разрешения споров и разногласий по конфликтной ситуации в рабочем порядке по итогам работы комиссии или в претензионном порядке организации передают их на рассмотрение суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень
электронных документов, подписываемых электронной цифровой подписью при электронном документообороте с использованием автоматизированных систем Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
(утв. приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
от 20 января 2010 г. N 07)
N |
Наименование электронного документа |
Содержание документа |
Электронные документы получателей средств республиканского и местных бюджетов Кабардино-Балкарской Республики | ||
1. |
Договор |
Все обязательства принимаемые получателями средств (справки о з/п, договора, соглашения, реестры выплат и т.д.) |
2. |
Заявка на оплату расходов |
Документ применяемый вместо Платежного поручения |
3. |
Запрос выписки |
Документ формируемы для самостоятельного получения вписки из лицевого счета |
4. |
Бюджетные заявки |
Документ используемый при планировании бюджета, заявка на получение ассигнований на планируемый год |
5. |
Справки об ассигнованиях |
Документ используемый при планировании бюджета, справка о выделенных ассигнованиях на планируемый год |
6. |
Уведомление об уточнении бюджетных назначений |
Документ используемый для уточнения бюджетных назначений на текущий год |
7. |
Отчеты организации |
Отчеты для сведения (имеются как стандартные так и не стандартные отчеты) |
8. |
Отчеты нижестоящих |
Отчеты для сведения (имеются как стандартные так и не стандартные отчеты) |
9. |
Отчеты из АЦК |
Отчеты, которые могут быть получены получателем средств (имеются как стандартные так и не стандартные отчеты) |
10. |
Запросы на отзыв документов |
Документ позволяющий отозвать отправленный ранее электронный документ |
11. |
Произвольные документы |
Документ позволяющий направить любую не стандартную информацию |
12. |
Файлы, прикрепленные к документам |
Позволяет прикрепить к любому документу файл |
13. |
Уведомление о бюджетных назначениях по доходам |
Документ, используемый для принятия бюджетных назначений по доходам на текущий год |
14. |
Уведомление об изменении бюджетных назначений по доходам |
Документ, используемый для уточнения бюджетных назначений по доходам на текущий год |
Электронные документы, направляемые получателям средств, Главными распорядителями средств | ||
1. |
Уведомление об изменении бюджетных назначений по расходам (со сведениями о согласовании либо отказа в согласовании) |
|
2. |
Заявка на оплату расходов (со сведениями о согласовании либо отказа в согласовании) |
|
3. |
Произвольные документы |
|
4. |
Файлы, прикрепленные к документам |
|
Электронные документы, направляемые получателям средств Финансовыми органами | ||
1. |
Бюджетное обязательство |
|
2. |
Выписка |
Выписка из лицевого счета получателя средств |
3. |
Уведомление о бюджетных назначениях по расходам (доведение лимитов бюджетных обязательств и ассигнований с отражением в расходной части бюджета) |
|
4. |
Договор (со сведениями о регистрации либо отказа в регистрации) |
|
5. |
Заявка на оплату расходов (со сведениями о регистрации либо отказа в регистрации) |
|
6. |
Произвольные документы |
|
7. |
Файлы прикрепленные к документам |
|
8. |
Справочники |
Справочники с информацией позволяющей организовать исполнение бюджета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2010 г. N 07 "Об электронном документообороте в автоматизированных системах Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики с использованием электронной цифровой подписи"
Текст приказа опубликован на официальном портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики www.pravitelstvokbr.ru