Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 14 сентября 2011 г. N 284-ПП
Концепция
развития здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике до 2015 года
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяют следующие основные системообразующие факторы:
совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи жителям республики (в рамках государственных гарантии);
развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением.
Цели, задачи и направления Концепции развития здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике
Цели развития здравоохранения:
улучшение демографической ситуации, в том числе снижение к 2015 году общей смертности до 8,6 на 1000 человек населения (2010 год - 9,4);
снижение смертности в трудоспособном возрасте с 40,2 в 2010 году до 36,8 на 100 тыс. человек населения; снижение материнской смертности на 100 тыс. родившихся с 21,5 в 2010 году (3 случая) до 7,8 (1 случай);
формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака, алкоголя и наркотических средств;
повышение качества и доступности медицинской помощи;
рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи с 40 до 70 процентов;
увеличение:
количества объектов здравоохранения, введенных в эксплуатацию в рамках реализации Концепции;
доли современного диагностического и лечебного оборудования до 80 процентов;
числа посещений амбулаторно-поликлинических учреждений до 8,5 на одного жителя в год;
мест в дневных стационарах всех форм до 0,5 пациенто-дня на 1 человека в год.
Задачи развития здравоохранения:
модернизация системы оказания медицинской помощи населению республики: оптимизация лечебно-профилактических учреждений, приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического помощи, модернизация стационарной медицинской помощи, совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи, формирование здорового образа жизни, управление качеством медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы здравоохранения за счет бюджетов всех уровней;
повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
совершенствование организации лекарственной помощи населению;
внедрение современных информационных систем;
разработка и внедрение единых стандартов оказания медицинской помощи, гарантирующих ее качество и доступность;
развитие инновационной медицины;
совершенствование финансового механизма управления здравоохранением;
взаимодействие с общественными организациями, объединениями.
Основные направления Концепции:
1. Модернизация системы оказания медицинской помощи населению республики включает:
реформирование инфраструктуры здравоохранения, организационной схемы учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений в соответствии с утвержденной номенклатурой;
изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
оптимизацию первичной медико-санитарной помощи; скорой и неотложной медицинской помощи;
развитие сельского здравоохранения;
совершенствование специализированной помощи населению.
В целях обеспечения качества и доступности медицинской помощи необходимо создание организационной системы, предусматривающей:
максимально быструю доставку пациента в лечебно-профилактические учреждение, оснащенное необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам;
развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе придание приоритета профилактической работе, усиление патронажной и реабилитационной функции, развитие системы "стационаров на дому", расширение стационарозамещающих медицинских технологий;
с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций (30-40 процентов всех вызовов составляют обращения по поводу обострения хронических заболеваний) функции неотложной медицинской помощи будут переданы в поликлиники и амбулатории путем создания отделении, кабинетов неотложной медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Оснащение станции и подразделений скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием, санитарным транспортом, современными навигационными комплексами и оперативной связью с диспетчерской службой и медицинскими учреждениями, оказывающими экстренную помощь;
См. Приказ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики от 14 августа 2015 г. N 179-п "О совершенствовании оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению медицинскими организациями Кабардино-Балкарской Республики, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи"
оптимизацию работы учреждений стационарного уровня в части установления целевых показателей работы учреждений, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и ее качество, внедрение этапности медицинской помощи, включая долечивание и реабилитацию выписывающихся больных;
унификацию оснащения медицинских организаций оборудованием в соответствии со стандартами медицинской помощи;
повышение ответственности учреждений здравоохранения за результаты своей деятельности путем обеспечения взаимосвязи объемов финансирования учреждений здравоохранения с конечными результатами деятельности, качеством медицинской помощи.
Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинический уровень) должно происходить в направлении приоритетного обеспечения населения прикрепленной территории (или учреждения), прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью. Основными функциями на первичном амбулаторно-поликлиническом уровне должны стать:
пропаганда здорового образа жизни и консультирование по вопросам поддержания и улучшения здоровья человека, семьи или трудового коллектива;
диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию заболеваний и разработка индивидуальных программ профилактики;
мониторинг здоровья беременных женщин и скрининговые обследования;
профилактика инфекционных заболеваний, включая все виды вакцинации и ревакцинации в рамках национального календаря профилактических прививок, обеспечив уровень охвата прививками не ниже 95 процентов;
лечение нетяжелых заболеваний и функциональных отклонений;
долечивание, включая дневные стационары.
Дальнейшее развитие стационарной медицинской помощи будет происходить в направлении оказания эффективной помощи больным, нуждающимся в контроле и коррекции жизненно важных функций, проведения диагностических и лечебных мероприятий, требующих круглосуточного наблюдения за больными.
Выписка больного из стационара должна обеспечиваться последующими поэтапным восстановительным лечением и реабилитацией, преемственностью в ведении больного на всех этапах, передачей информации о больном в амбулаторно-поликлиническое подразделение по месту его жительства.
Комплекс мер по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает:
мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;
совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
мероприятия по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи;
мероприятия по совершенствованию профилактики туберкулеза и организации противотуберкулезной помощи населению;
мероприятия по профилактике, выявлению, лечению и совершенствованию мер противодействия распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С.
Мероприятия по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, детей и подростков включают:
строительство перинатального центра на условиях софинансирования из федерального бюджета, оснащение его современным медицинским оборудованием;
реализацию программы "Родовый# сертификат";
комплекс мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
проведение неонатального и аудиологического скрининга;
внедрение комплексной пренатальной диагностики нарушений развития ребенка, включая оснащение оборудованием учреждений детства и родовспоможения, подготовку специалистов;
реализацию комплекса мер по совершенствованию неонатальной хирургии;
проведение углубленной диспансеризации 14-летних подростков с целью охраны репродуктивного здоровья с последующим выполнением программ лечения и реабилитации;
реализацию мер по формированию среди детей и подростков здорового образа жизни на базе центров здоровья для детей;
реализацию мер по профилактике и снижению числа абортов, создание центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Комплекс мер по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни:
формирование здорового образа жизни на базе центров здоровья;
меры, предусмотренные Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года;
совершенствование системы профилактики, лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных;
профилактика, выявление и лечение социально значимых заболеваний;
развитие систем оздоровления, медицинской реабилитации и санаторно-курортной помощи.
2. Укрепление материально-технической базы здравоохранения включает:
капитальный и текущий ремонт медицинских учреждений, в первую очередь ремонт социально значимых учреждений, районных и участковых больниц, учреждений детства и родовспоможения, фельдшерско-акушерских пунктов;
строительство и реконструкция профильных учреждений, реабилитационных центров, санаторно-курортного комплекса;
оснащение учреждений здравоохранения диагностическим, лечебным оборудованием;
оснащение службы скорой и неотложной медицинской помощи санитарным транспортом и средствами связи, спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.
См. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54024-2010 "Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 638-ст
3. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду
Важным условием сохранения и развития кадрового потенциала в здравоохранении является совершенствование системы планирования и мониторинга подготовки и переподготовки специалистов системы здравоохранения, способных реализовать стоящие перед ней задачи.
Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов обеспечивается совершенствованием системы до- и последипломного обучения с последующей аттестацией. Важным критерием уровня подготовки специалистов помимо клинических знаний и навыков становится знание современных стандартов медицинской помощи, основ клинической эпидемиологии, клинической фармакологии, экономических и правовых основ здравоохранения.
Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач - медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних, с передачей среднему медицинскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Поскольку в ближайшие несколько лет острой проблемой здравоохранения будет оставаться дефицит кадров, особенно в сельской местности, необходимо принять меры, способствующие закреплению квалифицированных специалистов на рабочем месте путем создания привлекательных для них условий труда, предусмотреть строительство жилья на условиях его последующей передачи в собственность.
Реализация кадровой политики в здравоохранении будет осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:
формирование оптимальной численности и структуры кадров, что будет решаться за счет мониторинга обеспеченности укомплектованности кадрами на основе ведения регистра медработников, подготовки специалистов на целевой и контрактной основе по наиболее востребованным специальностям, подготовки персонала участковой службы;
повышение мотивации специалистов к качественному результату труда и привлечение высококвалифицированных кадров путем улучшения социально-экономического положения и уровня жизни работников здравоохранения, качества рабочей среды, включающей в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени. Повышение престижности профессии медицинских работников будет осуществляться также за счет организации ежегодных конкурсов "Лучший врач года", "Лучший по профессии". В рамках Программы модернизации системы здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2012 годы в связи с введением стандартов и повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи узкими врачами специалистами, средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием, предусмотрено поэтапное повышение заработной платы узких специалистов, среднего медицинского персонала. К 2013 году планируется повышение заработной платы на 30 процентов;
управление кадровыми ресурсами здравоохранения. Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения напрямую зависит от поддержания высокого профессионального уровня руководящего состава, формирования резерва руководящих работников, обладающих необходимыми организационными навыками и современными знаниями в области управления; совершенствование работы главных внештатных специалистов-экспертов министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
Целевые индикаторы: обеспечение укомплектованности отрасли медицинскими кадрами на уровне до 95-100 процентов; увеличение доли медицинских специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации, за счет бюджетов всех уровней от 10 до 15 процентов; соотношение численности среднего медицинского персонала и врачей 1:3,8; обеспеченность врачебными кадрами на 10 тысяч человек - 39,6.
4. Совершенствование организации лекарственной помощи населению
Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на их предоставление в достаточном ассортименте, объеме, соответствующего качества и по приемлемым ценам в соответствии с утвержденными стандартами оказания гарантированной медицинской помощи.
Для совершенствования системы лекарственного обеспечения населения Кабардино-Балкарской Республики, эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на обеспечение лекарственными средствами населения, предусматривается:
персонифицированный учет граждан при обеспечении их лекарственными средствами;
совершенствование системы закупок лекарственных средств, привлечение для участия в торгах отечественных производителей;
координация работы органов управления здравоохранением с медицинскими учреждениями и аптечными организациями в части качественного формирования потребности в лекарственных средствах;
организация лекарственного обслуживания населения в фельдшерско-акушерских пунктах.
Повышение доступности лекарственных средств предполагает:
приобретение лекарственных средств для профилактики и лечения больных с социально значимыми заболеваниями;
приобретение лекарственных средств для оказания неотложной и реанимационной помощи детям;
приобретение лекарственных средств для профилактики йододефицита у детей в возрасте до 6 лет;
лекарственное обеспечение детей до трех лет и детей до 6 лет из многодетных семей;
совершенствование помощи детям с наследственными заболеваниями крови, сердечно-сосудистой системы, иммунной системы;
лечение внутриутробных инфекций;
закупка специализированного лечебного питания для детей с фенилкетонурией, галактоземией и врожденными заболеваниями желудочно-кишечного тракта;
закупка продуктов питания для беременных, кормящих матерей и детей первых трех лет жизни;
льготное лекарственное обеспечение граждан пожилого возраста.
5. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении
В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи в Кабардино-Балкарской Республике планируется реализовать следующие основные направления:
развитие информационно-технологической инфраструктуры государственных и муниципальных медицинских учреждений;
обеспечение доступа медицинских учреждений к сети Интернет;
обеспечение доступности информации о деятельности медицинских учреждений в сети Интернет;
внедрение информационных систем управления деятельностью медицинских учреждений;
внедрение информационных систем поддержки оказания медицинской помощи в деятельности медицинских учреждений;
обучение работников медицинских учреждений использованию информационно-коммуникационных технологий;
персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты, запись к врачу в электронном виде, оснащение учреждений здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики электронно-вычислительной техникой и программным обеспечением для внедрения современных информационных систем;
обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота, развитие телемедицинских технологий на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
Ожидаемый конечный результат реализации мероприятия - развитие единого информационного пространства системы здравоохранения КБР; повышение доступности информации для медицинских работников о состоянии здоровья пациентов и прикрепленного населения, проведенном лечении, современных методах лечения и диагностики за счет использования современных информационных технологий; снижение издержек документооборота и дублирования медицинских услуг; сокращение времени на ожидание пациентом медицинской помощи; увеличение эффекта от проведенных лечебно-профилактических мероприятий. Будет оптимизирована система информационного взаимодействия государственных и муниципальных медицинских учреждений и органов управления здравоохранением между собой, а также с Фондом обязательного медицинского страхования и другими заинтересованными сторонами.
Показатели социально-экономической эффективности к 2015 году:
5 медицинских работников на 1 персональный компьютер;
100 процентов медицинских учреждений, имеющих доступ к сети Интернет;
100 процентов медицинских учреждений, имеющих собственные сайты;
100 процентов медицинских учреждений, с внедренными информационными системами автоматизации работы регистратуры;
100 процентов медицинских учреждений, с внедренными системами поддержки оказания медицинской помощи, в том числе карты истории болезни пациентов в электронном виде;
100 процентов медицинских работников, обученных использованию информационно-коммуникационных технологий.
6. Внедрение единых стандартов оказания медицинской помощи, гарантирующих ее качество и доступность
Реализация данного направления пойдет по следующим этапам:
внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
поэтапное внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе регламентов и стандартов ее оказания, регистров стационарных больных, включающих индикаторы качества оказанной помощи, а также совершенствование тарифной политики оплаты труда медицинских работников, зависимой от результатов деятельности и качества выполнения работы;
подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам.
7. Развитие инновационной медицины
Для перехода на инновационный путь развития здравоохранения необходимо осуществление следующих мероприятий:
создание на базе достижений фармацевтики, биотехнологии эффективных методов профилактики, диагностики и лечения;
расширение внедрения малоинвазивных методов диагностики и лечения, более широкое внедрение в практику эндоскопических методов лечения;
развитие взрослой и детской кардиохирургии;
внедрение современных перинатальных технологий, в том числе по вынашиванию новорожденных с экстремально низкой массой тела.
8. Совершенствование финансового механизма управления здравоохранением
Для достижения поставленных целей в сфере охраны здоровья основными механизмами и инструментами экономической политики предлагаются:
переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования за согласованный объем медицинской помощи;
оплата стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи по медико-экономическим стандартам с учетом качества оказанных медицинских услуг;
совершенствование отраслевой системы оплаты труда, применение стимулирующих выплат при выполнении показателей качества (индикаторов);
повышение эффективности бюджетных расходов при выполнении государственных функций и оказанию государственных услуг и реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
В рамках данного направления необходимо обеспечить реализацию основных задач:
обеспечение зависимости стратегического и бюджетного планирования от достижения заявленных целей;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса от эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности всех видов деятельности Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и подведомственных ему государственных учреждений;
повышение эффективности управления собственностью и имуществом, находящимся в собственности Министерства и подведомственных ему учреждений.
Реализацию указанных задач планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности;
организация действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований;
дальнейшее совершенствование системы и методики расчета критериев оценки эффективности и результативности деятельности подведомственных учреждений Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республике, в которой учтены индикаторы, характеризующие качество предоставления государственных услуг, антикоррупционную деятельность, правовые, финансовые, кадровые, дисциплинарные вопросы;
обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса государственных закупок.
См. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Совершенствование финансирования через систему обязательного медицинского страхования предполагает:
совершенствование правовых взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости и эффективности системы обязательного медицинского страхования;
осуществление перевода системы обязательного медицинского страхования и отрасли здравоохранения в целом на страховые принципы. Постепенное преобразование бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения в систему финансирования, основанную на страховом принципе;
четкое определение объема государственных гарантий медицинской помощи в рамках федеральной и территориальной программ обязательного медицинского страхования; совершенствование технологии персонифицированного учета расходов на медицинскую и лекарственную помощь в системе обязательного медицинского страхования.
9. Взаимодействие системы здравоохранения с общественными организациями, объединениями
Инициативная деятельность населения является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни. Участие населения в охране своего здоровья достигается через общественные организации, профессиональные союзы, выборные местные органы власти, которые при участии органов здравоохранения и медицинских учреждений стимулируют инициативу граждан в области охраны здоровья.
Мнения и выбор граждан должны оказывать влияние на развитие служб здравоохранения, а также решения, принимаемые на других экономических, управленческих и профессиональных уровнях.
Крайне важно сознательное и добровольное принятие гражданами на себя значительной доли ответственности за охрану собственного здоровья.
Решение задач по охране здоровья целесообразно осуществлять совместно с:
учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения;
общественными объединениями, благотворительными организациями, религиозными конфессиями;
профессиональными союзами;
спортивными, оздоровительными организациями и объединениями;
обществами пациентов;
профессиональными медицинскими объединениями, ассоциациями.
Координированная работа органов здравоохранения с указанными организациями, объединениями приведет к повышению эффективности информационно-профилактической работы, повысит санитарно-гигиеническую культуру населения, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи незащищенным слоям населения.
С учетом этих преимуществ работа по совершенствованию взаимодействия системы здравоохранения общественными организациями, объединениями должна осуществляться по следующим направлениям:
переориентация деятельности медицинских учреждений на профилактический подход к охране здоровья;
поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями, содействие организации их деятельности в сфере охраны здоровья;
широкое привлечение населения к вопросам своего здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
совершенствование деятельности в области медицинского просвещения: создание единой системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации, широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах охраны здоровья населения области, развитие социальной рекламы; развитие образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности лекарственных средств; работа среди населения по вопросам профилактики социальных болезней: алкоголизма, наркомании, заболевании, передаваемых половым путем; планирование семьи в целях формирования духовно-нравственного отношения к семье и материнству, рождения желанных и здоровых детей, сокращения числа абортов;
содействие государственным и общественным мерам по сохранению и защите нравственного здоровья общества; возможно создание сети общественных университетов и факультетов медицинских и гигиенических знаний;
обеспечение принципа информированного согласия пациента на медицинское вмешательство;
организационное, информационное обеспечение учета мнений граждан по вопросам здравоохранения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 сентября 2011 г. N 284-ПП "О Концепции развития здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.