Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
об организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемого в Кабардино-Балкарской Республике в рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы
(утв. приказом Министерства образования и науки КБР
от 2 июня 2011 г. N 355)
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях регулирования процедуры организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемой в Кабардино-Балкарской Республике.
1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Кабардино-Балкарской Республике в рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.
1.2. Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов, осуществляемое в Кабардино-Балкарской Республике, являются:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1994 года N 4-РЗ "Об образовании";
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2006 года N 96-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Кабардино-Балкарской Республики по вопросам организации воспитания и обучения детей-инвалидов по общеобразовательной или индивидуальной программе на дому";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 г. N 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 N 379-н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий";
- постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 октября 2009 года N 252-ПП "Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике";
- настоящее Положение и иные нормативные правовые акты.
См.:
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий"
1.3. Проект дистанционного образования детей-инвалидов (далее - проект) инициирован на федеральном уровне и предполагается к реализации в Кабардино-Балкарской Республике в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на основе софинансирования из федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
2. Принципы организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому
2.1. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому (далее - дети-инвалиды), являются:
- добровольность участия детей-инвалидов;
- обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;
- адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов.
3. Организационная схема управления проектом дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому
3.1. Для управления проектом в Кабардино-Балкарской Республике создается следующая организационная схема:
- Министерство образования Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим организацию дистанционного образования детей-инвалидов, в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 октября 2009 года N 252-ПП "Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике";
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2014 г. N 178-ПП "О Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики"
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский центр научно-технического творчества учащихся" (далее - Центр), структурным подразделением которого является Ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов;
- в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, назначаются лица, ответственные за реализацию проекта;
- в общеобразовательных учреждениях, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, приказом директора назначается ответственное лицо за реализацию проекта в период обучения детей-инвалидов.
3.2. Взаимодействие ответственных за реализацию проекта лиц осуществляется в письменной и устной формах с использованием средств голосовой, факсимильной и электронной связи.
4. Функции Министерства по реализации проекта
4.1. Министерство:
- осуществляет разработку необходимых нормативных и правовых актов, методических рекомендаций, регламентирующих реализацию проекта на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- планирует ход реализации проекта в Кабардино-Балкарской Республике, а также этапы его развития для детей-инвалидов различных возрастных групп;
- осуществляет взаимодействие с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти по вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с Центром, по вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с иными организациями по вопросам реализации проекта;
- назначает ответственных лиц из числа государственных гражданских служащих по реализации проекта;
- определяет модель реализации проекта в Кабардино-Балкарской Республике с учетом территориальных особенностей;
- осуществляет мониторинг реализации проекта и общее руководство им;
- осуществляет софинансирование проекта в рамках расходного обязательства бюджета, возникающего в связи с реализацией проекта в Кабардино-Балкарской Республике;
- осуществляет контроль за целевым использованием консолидированных средств проекта.
5. Функции Центра:
- осуществляет в соответствии с законодательством закупку товаров и оказание услуг, необходимых для реализации проекта;
- обеспечивает размещение государственного заказа и заключение государственных контрактов на оказание услуг по подключению мест проживания детей-инвалидов и учителей Центра к сети Интернет, обеспечению детей-инвалидов и учителей Центра комплектами оборудования в соответствии с утвержденными требованиями;
- определяет перечень подключаемых к сети Интернет мест проживания (рабочих мест) детей-инвалидов и учителей Центра;
- заключает договоры с общеобразовательными учреждениями, в списках которых находятся дети-инвалиды, на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;
- оформляет договоры с родителями обучающихся и учителями Центра на поставку и обслуживание оборудования, акты сдачи и приемки оборудования и иной документации, а также комплектует оборудование для обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии;
- организует обучение учителей Центра;
- организует обучение детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) пользованию комплектами оборудования в процессе дистанционного обучения;
- разрабатывает примерные функциональные обязанности и согласовывает нагрузку учителей Центра в рамках реализации проекта;
- разрабатывает электронные учебно-методических комплексы дистанционного обучения, а также другие учебно-методические материалы по используемым технологиям дистанционного обучения;
- создает пространство общения и взаимодействия обучающихся со сверстниками, учителями для решения проблем самореализации, самовыражения, социализации и реабилитации в обществе;
- выполняет образовательные, методические, коррекционно-психологические и информационно-технические функции;
- организует обучение детей-инвалидов в дистанционной форме;
- реализует программы дополнительного образования (курсы по интересам);
- создает оптимальные условия для выявления одаренных и талантливых учащихся и обеспечивает их участие в конкурсах и предметных олимпиадах.
- разрабатывает предложения по совершенствованию и развитию системы дистанционного обучения.
6. Функции ответственных за реализацию проекта лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
6.1. Ответственные лица органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- координируют реализацию проекта на местах;
- осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие с Центром, с ответственными лицами Министерства по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- осуществляют учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, готовят предложения для расширения участия детей-инвалидов в проекте и предоставляют списки в Центр;
- осуществляют контроль за обеспечением сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации проекта;
- осуществляют комплекс мер по защите персональных данных о детях-инвалидах, формирующихся в ходе подготовки и реализации проекта;
- несут персональную ответственность за составление списка детей-инвалидов и обеспечение сохранности контингента до конца срока обучения.
7. Функции ответственных лиц в общеобразовательных учреждениях, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, по реализации проекта
7.1. Назначенные в общеобразовательных учреждениях ответственные лица за реализацию проекта (заместители директора по учебной работе, классные руководители, иные работники общеобразовательного учреждения):
- координируют реализацию проекта на уровне общеобразовательного учреждения;
- осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие с Центром, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, Министерством по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- осуществляют учет детей-инвалидов, которым не противопоказано по медицинским показаниям дистанционное обучение, готовят предложения для расширения участия детей-инвалидов в проекте;
- ежегодно организуют выбор обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) индивидуальной образовательной траектории, предполагающей уточнение индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных закрепленной за ребенком школой, в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому";
- осуществляют контроль за обеспечением сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации проекта;
- осуществляют комплекс мер по защите персональных данных о детях-инвалидах, учителях-предметниках, формирующихся на уровне общеобразовательного учреждения в ходе подготовки и реализации проекта;
- организуют учет педагогами-предметниками индивидуальных достижений детей-инвалидов, представленных Центром, и контролируют отражение индивидуальных достижений в соответствующих школьных документах (классный журнал, табель успеваемости, личное дело и др.).
8. Организация образовательного процесса в Центре
8.1. Общие положения
В рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" детям-инвалидам предоставляется возможность осваивать общеобразовательные курсы с использованием дистанционного обучения и специально разработанного образовательного контента (ресурса) и компьютерной системы (платформы) дистанционного образования в сети Интернет;
- зачисление детей на обучение в Центр осуществляется на основании списков органов местного самоуправления, поданных в Центр, по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом генерального директора;
- родители (законные представители) обучающихся предоставляют следующие документы:
1. Заявление на имя генерального директора Центра.
2. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Справка об инвалидности (копия).
4. Свидетельство о рождении/паспорт (копия).
5. Паспорт одного из родителей (законного представителя) (копия).
6. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (в 2-х экземплярах);
7. Справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний для длительной работы на компьютере.
При зачислении обучающегося в Центр заключаются:
- договор между Центром (в лице генерального директора и родителями (законными представителями);
- договор между Центром и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
- договор между Центром и общеобразовательным учреждением по месту жительства обучающегося.
Обучающимся в Центре за счет бюджета проекта на время обучения предоставляется специализированная компьютерная периферийная техника, доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, авторизированный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, необходимые для организации дистанционного образования учебные и наглядные пособия и иные учебные ресурсы.
8.2. Образовательный процесс
Процесс обучения строится в соответствии с договором между Центром и общеобразовательным учреждением по месту жительства обучающегося, посредством взаимодействия учителя, осуществляющего обучение на дому, с учителем Центра, которые координируют свои действия при составлении поурочного и календарно-тематического планирования по общеобразовательным предметам, индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося с учетом его развития, индивидуальных особенностей и темпов освоения учебного материала, без дублирования учебных предметов.
Учителя Центра:
- разрабатывают учебные курсы по образовательным предметам, осуществляют дистанционное сопровождение обучающихся;
- проводят дистанционные занятия в режиме online и offline, консультации, образовательные и воспитательные мероприятия, форумы, чаты, конференции и др.;
- ведут учет индивидуальных достижений обучающихся по предметам на бумажных и электронных носителях, выставляя текущие оценки, учитываемые общеобразовательным учреждением при промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Обучающиеся:
- осваивают общеобразовательные программы с учетом дистанционного образовательного контента (ресурса) сети Интернет;
- принимают участие в коллективных образовательных и воспитательных мероприятиях, проводимых общеобразовательным учреждением, Центром;
Обучающиеся могут быть отчислены из Центра: по окончании обучения, а также по заявлению родителей (законных представителей), в случае нарушения условий договора, заключенного между Центром и родителями (законными представителями).
8.3. Методические функции Центра:
- Разработка единого стиля образовательного контента;
- формирование, хранение и учет учебно-методической базы (учебно-методических комплексов (УМК)) дисциплин на бумажных и электронных носителях;
- создание и ведение базы передового педагогического опыта;
- отбор и адаптация для решения задач учебного процесса современных мультимедийных ресурсов (электронные учебники, дистанционные образовательные курсы по предметам, методические материалы, электронные презентации и пособия, а также учебные материалы на традиционных носителях);
- организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;
- осуществление мониторинга потребностей детей-инвалидов при реализации дистанционных технологий обучения;
- разработка рекомендаций для педагогов по работе с электронными образовательными ресурсами;
- обеспечение выбора методики организации и проведения занятий с обучающимися с использованием средств новых информационных технологий (дистанционного обучения);
- иные вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий обучения;
- подготовка информации о различных направлениях деятельности Центра на различных информационных ресурсах;
- обеспечение учебного процесса учебной, учебно-методической литературой по дисциплинам учебного плана;
- участие в организации и проведении учебно-методических семинаров и научно-практических конференций, анкетировании школьников;
- сопровождение процесса обучения, согласование и корректировка индивидуальных программ обучения, учет результатов обучения и тестирования.
8.4. Коррекционно-психологические функции Центра:
- проведение первичной и текущей психологической диагностики обучающихся;
- оказание психологической и валеологической помощи учащимся, их родителям (законным представителям) в процессе использования технологий дистанционного обучения;
- составление индивидуальных психолого-педагогических характеристик обучающихся и рекомендаций для педагогов по особенностям работы с конкретными обучающимися;
- проведение профориентационной работы и профконсультаций;
- проведение семейного консультирования;
- составление рекомендаций психолого-валеологического и психолого-педагогического характера для обучающихся и их родителей.
8.5. Информационно-технические функции Центра:
- подготовка оборудования, необходимого для обеспечения образовательного процесса в Центре;
- обслуживание телекоммуникационного канала, подключенного к сети Интернет, серверного оборудования Центра;
- техническая поддержка работы методического объединения и других подразделений Центра;
- обеспечение доступа и технического сопровождения учебного процесса в компьютерных аудиториях Центра;
- организационная, техническая и программная поддержка системы дистанционного образования Центра;
- освоение и внедрение в учебный процесс новых технических средств и технологий, адаптация новых электронных средств обучения (электронных образовательных ресурсов), настройка мультимедиа-продуктов (курсов);
- создание и поддержка WEB-сайта Центра;
- администрирование WEB-сайта, осуществление его информационной поддержки, в том числе обновление информации основных страниц, ведение раздела новостей и пр., контроль и поддержка работоспособности системы дистанционного обучения;
- размещение информации о различных направлениях деятельности Центра на различных информационных ресурсах;
- обеспечение доступа к информационным ресурсам для педагогов и обучающихся, регистрация новых пользователей;
- обеспечение электронного общения, предоставление возможностей для обмена информацией, файлами;
- ввод в систему учебных материалов;
- оказание консультационных услуг педагогам, обучающимся и родителям по использованию специализированного программного обеспечения, по работе домашних компьютеров обучающихся;
- прием и обработка материалов от преподавателей-предметников, заявок на информационную поддержку мероприятий, проводимых в рамках дистанционного обучения (видеоконференции, виртуальный класс, виртуальные экскурсии и др.), обеспечение контроля выполнения плановых работ;
- систематизация и хранение общего и тематического прикладного программного обеспечения;
- ведение учета учащихся, персонализация и разграничение прав доступа к учебным материалам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.